Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма
Барсукова Е.В.1, Гусейнова Э.Г.1
1Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Аннотация
Психологическое состояние подростков сегодня во многом зависит от уровня тревожности, в котором пребывает молодой организм. Постоянное внешнее психологическое давление, увеличение умственных нагрузок во время учебного процесса, бессистемность личного время становятся причиной развития у подрастающего поколения отрицательных эмоций. Беспочвенные страхи, беспокойство и чувство тревоги сопровождают молодых людей, существенно снижая качество жизни, нарушая нормальное формирование личностных качеств. Тревожность, из обычного и естественного состояния человека переходит в фактор, оказывающий негативное воздействие на молодую личность.
Ключевые слова: воспитание, высшее образование, подростки, Реактивная тревожность
Barsukova E.
1Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy
Abstract
The psychological state of adolescents today is largely dependent on the level of anxiety, in which resides a young body. Constant external psychological pressure, increase in mental stress during the training process, unsystematic personal time cause the development of the younger generation of negative emotions. Baseless fears, anxiety and anxiety accompany young people, significantly reducing quality of life, disrupting the normal formation of personal qualities. Anxiety, out of the ordinary and natural state of man becomes a factor that has a negative impact on the young person.
Библиографическая ссылка на статью:
Барсукова Е.В., Гусейнова Э.Г. Реактивная тревожность — естественное или приобретенное состояние организма // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.
В медицинском аспекте, с точки зрения психологии и психосоматики, психику и нервную систему человека, пребывающего в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости, формирует комплекс естественных чувств и ощущений. Многим из нас хорошо знакомы страх, печаль, гнев и чувство неудовлетворенности, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, в большей или меньшей степени. Сочетание негативных ощущений порождает у нас состояние тревожности, устойчивое ощущение тревоги и беспокойства [1].
Тревожность среди школьников и студентов высших учебных заведений сегодня является одним из основных факторов, оказывающим влияние на качество жизни молодежи, на полноценное психическое и эмоциональное развитие молодой личности [11].
Решение проблемы тревожности у школьников носит комплексный характер и во многом опирается на тесное взаимодействие медиков с разными участниками социально-общественных отношений. Медицина в этом плане является одним из основополагающих направлений, на которое приходится изучение причин появления в раннем возрасте высокой тревожности, а также поиск противодействия этому явлению [6].
Повседневная жизнь человека сопровождается определенным состоянием, в котором постоянно пребывает личность в виду реакции нервной системы на внутренние и внешние раздражители. Поведению человека и его мировосприятию соответствует определенный уровень тревожности. У одних людей этот уровень находится в норме, давая основания говорить об уравновешенности и адекватности личности. У других, наоборот, уровень тревожности находится на высоком уровне, влияя на его поведение, поступки и место в общественных отношениях. В каждом отдельном случае следует рассматривать уровень полезной тревожности, оптимальные показатели эмоционального восприятия окружающей обстановки [5], [12].
Для школьников и студентов, подрастающего поколения в целом, сегодня становится нормой увеличение уровня тревожности, что естественно вызывает тревогу как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и медиков. Налицо все факторы и признаки ухудшения психического состояния детей, которое проявляется в неадекватном восприятии происходящих вокруг обычных явлений и болезненной реакции на смену обстановки [4].
Пребывание в мире собственных страхов и иллюзий, создает некомфортную атмосферу. Постоянное чувство тревоги способствует развитию внутренних комплексов, затрудняет межличностное общение и адаптацию сверстников в социуме [1].
Аффективные реакции (успех/неуспех) у подростков на события, ситуации и объекты создают коллапс, в котором оказывается не только эмоциональное состояние ребенка, но и его нервная система.
С точки зрения науки, нейрофизиологические процессы возникновения тревожности до конца не изучены. Существует предположение нейрохирургов, что высокую тревожность может вызвать повышенная активность лобных долей человеческого мозга. Многие известные специалисты в области психодинамики и психиатрии, такие как Зигмунд, Фрейд, Карл Юнг и Мелани Кляйн утверждали, что причиной тревожности является взаимодействие субъективного восприятия происходящих событий, эмоциональной зрелости и вегетативных явлений.
Проведенные исследования в 1979 году на базе Академии Медицинских наук под руководством О. Г. Мельниченко, выявили ряд факторов, характеризующие высокую тревожность. К ним относятся:
- неуравновешенность или фактор С;
- робость или фактор Н;
- неуверенность в собственном «я» или фактор О;
- взвинченность, напряженность или фрустрация, фактор Q4.
По мнению медиков, люди с высокой тревожностью обладают высокими притязаниям и в большинстве своем являются максималистами. С точки зрения биохимических процессов, в крови человека с высокой тревожностью наблюдается повышенное содержание молочной кислоты (лактата). Нередко у пациентов этой группы со временем выявляются проблемы в работе эндокринной системы, обнаруживаются серьезные нарушения функциональности вегетативной системы организма [5].
Период взросления, который совпадает с учебой в школе, сопровождается формированием гормонального баланса в растущем организме. Именно на поведение подростка оказывает влияние гормональный фон, который в молодом, растущем организме крайне нестабилен. Характерный пример нестабильного эмоционального поведения, способствующего развитию тревожности – наступление половой зрелости. Для девочек это явление имеет наиболее ярко выраженные формы. Тревожность формируется на фоне биологических изменений в организме, связанных с изменением антропометрических параметров и появившихся менструаций. У девушек в результате может возникнуть неправильное восприятие происходящего. Личностные переживания и страхи, мнение окружающих, возможные последствия приводят к повышению уровня тревожности. Для мальчиков подобное явление так же может быть связано с половой конституцией. Большинство психологических комплексов и необоснованных опасений связанно с мнимой половой несостоятельностью.
В огромной степени повышению уровня тревожности у подрастающего поколения способствуют социально-общественная окружающая обстановка, микроклимат в семье и в социуме. Появление новых средств коммуникаций привело к резкому снижению реальных физических контактов на уровне «человек – человек», «одноклассник – товарищ – друг», «сокурсники – коллеги- друзья».
Значительно сужается круг реального общения и обмена эмоциями.Факторы, которые приводят к развитию коммуникативных трудностей для юношей и подростков разнообразны. Сюда относятся диспозитивные факторы, связанные с проблемами со здоровьем и медленным психическим развитием. Психодинамические факторы, свойства характера и социокультурные факторы наносят отпечаток на образ жизни подростка, способствуют развитию принужденной робости и искусственных страхов [3].
Интернет, телевидение, компьютерные игры оказывают негативное воздействие на формирование коммуникативных личностных качеств подрастающего поколения. Под воздействием компьютерных игры и общения в социальных сетях подростки и молодые люди постепенно уходят от реальности, становятся заложниками виртуальной благополучной реальности.
Находясь постоянно за гранью реальности, в мире иллюзий, молодая, растущая личность испытывает острую нехватку реальной и объективной оценки происходящего. Возвращаясь в реальную обстановку, ребенок невольно с опаской оценивает происходящее, создавая для себя стереотипы и делая неправильные выводы [4].
На поведении молодых людей крайне отрицательно сказывается ограниченность личностных коммуникативных контактов на уровне дом, двор, улица и школа, институт. Отсутствие в жизни подростков объективной реальности со всеми сложностями, проблемами и трудностями, приводит к замкнутости и развитию внутренних комплексов. На сегодняшний день, по мнению психологов, школьники и студенты во многом лишены возможности получать реальный жизненный опыт, совершенствовать собственные навыки, качества и привычки [13].
Имеет место утверждение, что тревожность – это естественное состояние нервной системы человека, его психическая субъективная реакция на происходящие вокруг индивидуума процессы. Интенсивность переживаний и уровень тревожности зависят от типологических особенностей проявлений нервной системы. В частности, доказано, что дети, подростки, взрослые со слабой нервной системой склонны иметь высокую тревожность. С возрастом нервная система стабилизируется, человек обретает жизненный опыт и «иммунитет» на многочисленные социально-общественные и бытовые проблемы.
Разносторонние исследования, проводимые в разные годы, только подтвердили теорию зависимости тревожности от степени воздействия ретикулярной формации на кору головного мозга. У пациентов с высокой тревожностью больше величина кожно-гальванической реакции (КГР) в состоянии покоя, чем у пациентов с низким порогом тревожности [12].
Тестирование, проведенное с использованием психоаналитического опросника Тейлора, показало следующее. Среди детей младшего и среднего возрастов с высокой тревожностью 86% имеют слабую нервную систему и наоборот, всего 64% детей той же возрастной группы с низкой тревожностью имеют недостаточно устойчивую нервную систему.
Сильная и стабильная нервная система была подтверждена в ходе опроса у каждого шестого ребенка с высокой тревожностью, из 100 опрошенных и участвующих в тестировании. У каждого третьего подростка с низкой тревожностью проблем с нервной системой не наблюдалось. Анализируя полученные данные, психоаналитики и невропатологи пришли к выводу, что для детей с высокой тревожностью характерна инертность нервных процессов. В ходе исследований подтверждена слабая реакция периферийной нервной системы молодых людей на окружающую обстановку. В состоянии беспокойства и тревоги у молодых людей выявляется торможение по внешнему балансу [10].
Другими словами, у группы подростков с высокой тревожностью, среди школьников старших классов и студентов первых курсов прослеживается нарушение соотношения между процессами, отвечающими за возбуждение и торможение. Дисбаланс в существующую гармонию человеческих ощущений и чувств вносит эмоциональное состояние подростка, которое сегодня легко подвержено коррекции со стороны средств подачи информации и психологическому давлению со стороны общества и социальной группы [18].
Оценка нынешней ситуации с состоянием здоровья подростков заставляет говорить педагогов и медиков о необходимости четкого планирования адаптации молодого поколения к умственным нагрузкам во время учебы [9].
На примере практических исследований по методу Спилбергера и Ханина студентов первых курсов и учеников старших классов общеобразовательных школ удалось обнаружить следующее. Адаптационные возможности студентов и школьников сильно различаются в разные периоды обучения. Можно говорить о росте состояния тревожности по мере увеличения учебных нагрузок. При отсутствии реальных сложностей и трудностей молодые люди становятся общительными, налицо высокий эмоциональный фон, с преобладающими положительными эмоциями. По мере увеличения учебных нагрузок, появления непредвиденных форс-мажорных ситуаций, эмоциональное состояние подростков кардинально меняется. Чувство беспокойство и страх перед возможными сложностями и трудностями приводят к состоянию дискомфорта. Тревожность переходит на новый уровень, постоянные страхи и тревога становятся постоянными ощущениями [7].
Школьники старших классов, более 70% к концу первого семестра демонстрируют низкую тревожность, тогда как для студентов в этот период наоборот, характерны максимальные показатели роста тревожности. Связано это с наступлением зимней сессии. Количество стрессовых ситуаций значительно увеличивается, студенты начинают осознавать степень своей подготовки, находясь под постоянным грузом ответственности [2].
Для студентов старших курсов тревожность тоже явление естественное, однако, уже не носит такой массовый и обостренный характер. Такая ситуация связана с тем, что молодые люди уже сумели адаптироваться к сложившейся обстановке. Произошла ломка динамических стереотипов предыдущих условий жизнедеятельности и отношения к учебе. С ростом умственных нагрузок у молодых людей с нормальной устойчивой нервной системой происходит адаптация к нагрузкам, формируются защитные психоневрологические реакции на происходящие вокруг процессы [13].
Грамотная подача постановки решения проблемы, спокойное общение и отсутствие бытовых конфликтов снимают возникшее напряжение у школьников и студентов. Ребенок должен получать от взрослых подсказки реального способа решения вопросов, психологическую поддержку и физическую помощь в преодолении трудностей [8].
Как один из методов коррекции стресса и снижения уровня тревожности, хорошо зарекомендовала себя мезодиэнцефальная модуляция (МДМ-терапия) [14], [15], [16], [17].
Достижение успеха даже в малом, самостоятельное решение определенной задачи на определенном этапе значительно подымает самооценку подростков. Появляется реальная почва для увеличения в сознании молодого человека положительных эмоций. Молодая личность старается найти выход своему эмоциональному состояние, расширяя свой круг общения, тем самым формируя положительные личностные качества.
Отсутствие внимания со стороны взрослых к проблемам детей приводит к развитию замкнутости и отчужденности. Тревожность на этом фоне становится главным фактором формирования нервных расстройств, нередко становится причиной развития психиатрических заболеваний. Комплексное обследование условий жизни и быта подростка, коррекция его поведения дома и в социуме, психологическая поддержка позволят снять напряжение и понизить уровень тревожности.
Библиографический список
- Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. -М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2007. – 416 с.
- Утюж А.С., Загорский В.А., Юмашев А.В., Нефедова И.В., Лушков Р.М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 148-157.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект. – 2009. – 943 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, – 2011. – 256 с.
- Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Взаимосвязь уровня α-амилазной активности и скорости слюноотделения с показателями гемодинамики и выраженностью проявления психоэмоционального стресса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4-4. – С. 72-75.
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. // Казань: Изд-во Казанского университет. – 2011. – С. 102-103.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги – Психологический журнал. – 1992. – №5. – С. 42.
- Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения. Дисс. . канд. псих. наук. – СПб., 1997 г. – С. 55.
- Бусловская Л.К. Адаптация студентов и школьников к учебным нагрузкам // Современные проблемы науки и образования – 2006 г. – № 1. – С. 38.
- Божович Е.Д. Психические особенности развития личности подростка // – М.: Знание. – 1979. – С. 5-13.
- Утюж А.С., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. – С. 89-92.
- Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Самусенкова К.В., Смирнова А.Д. Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления у стоматологических пациентов на приеме у врача-стоматолога ортопеда // Успехи современной науки и образования. – 2016. Т. 1. – № 3. – С. 26-28.
- Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Этиотропный подход в анализе и диагностике состояния тревожности у студентов медицинского университета // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 4. – № 8. – С. 93-98.
- Юмашев А.В., Адмакин О.И., Локтионова М.В., Михайлова М.В., Нефедова И.В. МДМ-терапия в послеоперационной реабилитации пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 3. – № 7. – С. 168-172.
- Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation of patients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. – 2016. – № 2. – С. 10–12.
- Yumashev A.V., Gorobets T.N., Utyuzh A.S., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Klinische und pathologisch-genetische begründung der anwendng des mdm-verfahrens in der korrektur von stressstörungen // Europaische Fachhochschule. – 2016. – № 4. – P. 8-12.
- Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of mesodiencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 19. С. 93911.
- Utyuzh A. S., Admakin O.I., Nefedova I.V., Zaharov A.N., Yumashev A.V. SITUATIONSBEDINGTE ÄNGSTLICHKEIT IM EMOTIONAL-PSYCHISCHEN ZUSTADR DER PATIENTEN UND STUDENTEN DER MEDIZINSICHEN UNIVERSITÄT // The Fifth International conference on development of education and psychological science in Eurasia. – 2016. –С. 45-49.
Все статьи автора «Барсукова Е.В.»
Влияние самооценки на ситуативную тревожность младших школьников
Аннотaция. Стaтья посвященa изучению влияния сaмoоценки нa ситуaтивную тревожность млaдших шкoльников. Предстaвлены результaты исследования сaмооценки и уровня ситуaтивной тревожности у детей младшего шкoльнoго вoзрaстa.
Ключевые слова: самооценка, ситуативная тревожность, младшие школьники, страх, тревога.
Обучение ребенка в школе важный период в его жизни. И этот период может радостными моментами так и неудачным моментом в жизни ребенка, неудачами, переживаниями, что проявляется в тревожности ребенка. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Многие исследователи утверждают, что с каждым годом тревожных детей становится больше. Это связанно и с тяжелой школьной программой, и эмоциональной неустойчивостью. Тревожность в младшем школьном возрасте очень распространенная проблема, с которой сталкиваются как ученики, так и их родители. Это выражается в волнении школьника повышенном беспокойстве в классе, в плохом отношении со стороны одноклассников, отрицательной оценке со стороны педагога.
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятию тревожность, но большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.
Для того чтобы определить понятие «ситуативная тревожность», рассмотрим разные определения авторов понятия «тревожность»
По определению Р.С. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [1].
По определению, А.М. Прихожан, тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2].
По определению А.В. Петровского, тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [3].
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) [4].
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
Ситуативная тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство по поводу сложившейся ситуации. Значение профилактики ситуативной тревожности и её преодоление важно при подготовке младших школьников к трудным ситуациям при вступлении в новый этап – обучение в школе.
Все больше младших школьников испытывают страхи различной направленности в процессе обучения, которые приобретают характерные черты личной тревожности. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка.
Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет не только семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми – родителями, но и школьный коллектив. Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению, влиять на его самооценку [5, 6, 7, 8].
Следовательно, в изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь самооценки и факторов развития тревожности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. В частности, И.С.Кон в рамках изучения особенностей формирования самосознания личности выделил уровневое строение в самооценке. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Психологическими словарями самооценка определяется как ценность,
которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я-концепции» [9].
Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Сaмooцeнкa, кaк и самосoзнaние в целом, имеет oбщественный хaрaктер и обусловленa социальными услoвиями. Самооценка по Немову – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков [10].
В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе.
Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности – ситуативной тревожности — оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний.
Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников.
В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями. В решении этих задач, будет способствовать знания педагогов об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника. Это составит ценный жизненный опыт как для самого педагога, так и для ребенка, научит родителей и воспитателей лучше понимать внутренний мир детей, а ребенка — научит управлять собой, занимать в дальнейшем активную жизненную позицию.
Методы и методики
Oпытнo-экспeримeнтальнoe исслeдoвaниe влияние самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников состоит из трeх этaпoв:
1. Поисково-подгoтовительный – анaлиз научной литературы по данной проблеме; пoдбoр метoдoв и метoдик для прoвeдeния исслeдoвaния; oпрeдeлeниe цели, гипотезы, объекта, предмета, задач исследования.
2. Опытно-экспeриментальный – диагностика исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников, обработка и интерпретация результатов исследования.
3. Контрольнo-обобщающий – математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.
В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:
1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:
а) Исследование самооценки по методике Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [11].
б) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [12].
в) Исследование школьной тревожности Методика Филлипса [12].
3) Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.
Результаты и обсуждение
В исследовании приняли участие учащиеся 4 «б» класса МБОУ Тахталымская СОШ в количестве 18 человек. В рaмкaх исслeдовaния были прoвeдeны три мeтoдики для изучeния влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников.
В ходе проведения методики «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты по методике «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Как видно из рисунка 1, уровень адекватной самооценки на 11% превышает уровня завышенной самооценки, на 6 % превышает уровня заниженной самооценки. Уровень заниженной самооценки превышает на 5 % уровня завышенной самооценки.
В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена
Как видно из рисунка 2, средний уровень самооценки на 33% превышает высокий уровень самооценки, на 40% средний уровень самооценки превышает низкий уровень самооценки. Высокий уровень самооценки на 17% превышает низкий уровень самооценки.
В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Филлипса были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3.
Рис.3 Результаты по методике исследования «Школьной тревожности» Филлипса
Как видно из рисунка 3, низкий уровень самооценки на 12% превышает средний уровень самооценки, на 23% превышает высокий уровень самооценки. Средний уровень на 9% превышает высокий уровень самооценки.
Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции
Ч.Э. Спирмена мы устанавливаем две временные гипотезы:
Но — корреляционный анализ между уровнем самооценки и уровнем ситуативной тревожности не отличается от нуля.
Н1 — корреляционный анализ между уровнем самооценки и уровнем ситуативной тревожности отличается от нуля.
В результате обработки результатов диагностик методом ранговой корреляции Спирмена, мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.
Вывод:
Результаты опытно-экспeриментального этапа исследования влияния самооценки на ситуативную тревожность у младших школьников показали, что большинство испытуемых обладают высоким и средним уровнем и лишь незначительная часть – низким уровнем.
Результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников указывают на высокую потребность проведения коррекционной работы с детьми и с родителями по предупреждению развития тревожности школьников.
Таким образом, тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).
Тревожность проявляется в психологической, психофизиологической сфере. Причины тревожности могут находиться на психологическом и психофизиологическом уровне.
Ссылки на источники
- Батюта М. Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие / -М.: Логос, 2013. — 306 c.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник.— М.: Владос, 2013.— 687 c.
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд. ил. – (Серия «Детскому психологу»). – СПб.: Питер, 2009 – 192 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебник. – М.: Академия, 2010. – 528 с.
- Райгородский Д.Я. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «Бахрах», 2007 – 672 с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
- Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М. : МГОУ, 2005. – 308 с.
- Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс], 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka
- Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka — 2110.htm
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
- Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций – Издательство: Директ – медия, 2013 – 162 с.
От реактивной к созидательно-преобразующей тревоге
«Между стимулом и реакцией есть пространство.
В этом пространстве лежит наша свобода
и наша сила выбирать нашу реакцию.
В нашей реакции лежит наш рост и наше счастье». – Доктор Виктор Франкл
Основная задача живых организмов — оставаться живыми. Мозг постоянно сканирует окружающую среду на наличие угроз. Мы все больше привыкаем автоматически реагировать на неприятные раздражители. Каждый раз, когда вы встревожены или расстроены, вы реагируете на то, что, как вы узнали в прошлом, было опасно, независимо от того, была ли угроза реальной или воображаемой.
Распространенное заблуждение о том, как справиться со стрессом, состоит в том, чтобы «управлять им». Проблема в том, что самые стрессовые сценарии — это те, которые не поддаются управлению. Однако проблема не в стрессе; это ваша химическая реакция на это. Тревога и разочарование — это автоматические, мощные реакции выживания, которые находятся далеко за пределами досягаемости прямого сознательного вмешательства. Тревога — это симптом, а не диагноз, и неприятные ощущения, вызываемые этими гормонами стресса, должны быть настолько неприятными, что вы вынуждены предпринимать действия по их предотвращению. Но что, если вы не можете убежать?
У вас нет шансов починить себя
Представьте себе сложную печатную плату с триллионами выгравированных схем, представляющих всю вашу жизнь программирования. Вы не можете изменить их по нескольким причинам. Во-первых, они запоминаются, подобно езде на велосипеде. Во-вторых, энергия, затраченная на попытки проанализировать и понять их, контрпродуктивна, потому что вы их подкрепляете. Наконец, поскольку мощный бессознательный мозг, по оценкам, обрабатывает 11 миллионов бит информации в секунду по сравнению с вашим сознательным мозгом, обрабатывающим 40, рациональное вмешательство само по себе не может пробить брешь в этих цепях. Это как пытаться сдвинуть гору Эверест лопатой. Этого не произойдет, и большая часть вашей жизненной энергии тратится на попытки.
Источник: Magnascan/Pixabay
Звучит неразрешимо
Итак, как вы справляетесь со своим беспокойством? Вы снижаете уровень гормонов стресса. Вот и все. Есть много способов добиться этого, но конечная цель та же, что и оптимизация химического профиля вашего тела.
Понимание того, что вы не можете исправить эту реакцию выживания, и отделение вашей личности от реакции — первый шаг к решению. Тогда есть несколько методов снижения уровня этих гормонов.
Один из них — изменение реакции, которое стимулирует нейропластические изменения в вашем мозгу. Ваш мозг меняется каждую секунду, появляются новые связи (дендриты), клетки (нейроны), поддерживающие клетки (глия) и изолирующий материал (миелин). Он настолько активен, что 25% метаболической энергии человека расходуется на деятельность вашего мозга. Мозг большинства млекопитающих сжигает от 2 до 3% своей энергии.
Нейропластичность
Три аспекта стимуляции нейропластичности: 1) осознание 2) разделение 3) перенаправление. Вы должны сначала почувствовать свою душевную или физическую боль, прежде чем вы сможете изменить направление. Нам не нравится чувствовать тревогу или гнев, поэтому мы склонны подавлять или маскировать эмоции. Подавление действительно разжигает вашу нервную систему. Итак, вы должны научиться сначала чувствовать, а затем создавать некоторое «пространство», прежде чем перефокусировать свое внимание.
Источник: pjjaruwan/Adobe Stock
Выразительное письмо — это один из инструментов, который создает необходимое пространство. Он создает осознание ваших мыслей, положительных или отрицательных, и отделяет вас от них. Его эффективность доказана многими исследованиями. (1)
Вот некоторые мысли о том, почему это эффективно:
- Связывание мыслей с физическими ощущениями формирует новые неврологические связи.
- Запись мыслей создает пространство между вами и вашими мыслями на бумаге.
- Вербальный способ также эффективен.
- Ваш мозг связывает это пространство со зрением и чувством — частью бессознательного мозга.
- Вы физически отделились от своих мыслей.
Для начала упражнение состоит в том, чтобы записать (набросать) свои мысли на бумаге. Важным шагом является то, что бумага должна быть немедленно уничтожена. Это позволяет вам писать с полной свободой, и текст не может быть проанализирован. Если бы вы продолжали писать, мысли только укрепились бы. Существует множество вариантов выразительного письма, но наиболее распространенным шагом является немедленное избавление от бумаги. Один из моих наиболее успешных коллег лаконично заметил: «Вы держитесь за письмо, вы держитесь за боль». Мы обнаружили, что выразительное письмо — это необходимый шаг для начала и продолжения вашего пути к глубокому исцелению.
Реактивный и Креативный
Разница между этими двумя словами и этими двумя понятиями заключается в том, что в слове «творческий» буква «К» («см.») стоит в начале.
Вы должны сначала увидеть проблему, прежде чем сможете ее решить.
В слове «реактивный» буква «К» скрыта в середине слова. Творчество ограничено, когда вы находитесь в процессе реагирования. Полезно помнить об этих двух словах в течение дня. Вы можете быстро увидеть, что вы находитесь в реактивном режиме, и вместо этого можете переключиться в творческий режим.
Реакция на C Реакция на
Когда вы можете «видеть» как свои глобальные, так и повседневные реакции, у вас есть выбор более рациональных ответов, которые наполнят вашу жизнь энергией. Но «К/см» должно быть первым.
Объяснение реактивной депрессии | Как справляться со стрессовыми ситуациями
Jun162022
Психическое здоровье
Хотя любой человек может испытывать грусть, тревогу и расстройство в ответ на неожиданные обстоятельства, эти симптомы обычно недолговечны. Однако, если вам трудно приспособиться к изменениям в своей жизни, возможно, вы боретесь с реактивной депрессией, также известной как ситуационная депрессия. Узнайте, как это состояние может повлиять на вас и как с ним справиться.
Что такое реактивная депрессия?
Ведущим критерием реактивной депрессии является стресс, вызванный внешними обстоятельствами, такими как развод, потеря работы или получение диагноза болезни. В некоторых случаях события, которые вызывают ситуационную депрессию, могут быть положительными, например, поступление в колледж или начало новой карьеры. Хотя эти изменения могут быть захватывающими, они также достаточно важны, чтобы вызвать беспокойство и вызвать сложные эмоции, такие как страх и неуверенность в себе.
Ситуационные симптомы депрессии
Многие предупреждающие признаки реактивной депрессии отражают симптомы большого депрессивного расстройства.
- Эмоциональные изменения, такие как грусть и раздражительность
- Апатия и вялость
- Отказ от семьи, друзей и хобби
- Нарушение режима питания или сна
- Физическая и умственная усталость
- Пессимизм и безнадежность, включая мысли о самоубийстве
- Физические боли
- Нездоровый образ жизни, например злоупотребление психоактивными веществами
Если эти симптомы слабо выражены или кратковременны, они обычно не вызывают беспокойства. Но если они постоянно мешают вашей повседневной жизни, у вас может быть реактивная депрессия.
Как поставить диагноз
Если вы подозреваете, что у вас реактивная депрессия, обратитесь к врачу, который назначит анализы и проведет медицинский осмотр, чтобы исключить другие заболевания, которые могут вызывать изменение вашего настроения.
- Медицинский работник может диагностировать у вас ситуативную депрессию или расстройство адаптации, если у ваших симптомов есть определенный внешний триггер, и есть большая вероятность, что они исчезнут, когда вы смиритесь со своей ситуацией.
- У вас может быть большое депрессивное расстройство, если ваши симптомы носят хронический характер и сохраняются после первоначального стрессового события.
Выход из реактивной депрессии
По мере того, как вы смиритесь с изменившейся ситуацией, вы постепенно начнете чувствовать себя лучше. Терапевт может помочь вам исследовать свои чувства и научить вас здоровым механизмам преодоления трудностей, что позволит вам лучше контролировать свою жизнь.
Если у вас реактивная депрессия, вы можете внести несколько простых изменений в свой образ жизни, чтобы облегчить симптомы.
- Делайте больше упражнений: Физическая активность повышает уровень эндорфинов, естественных гормонов, повышающих настроение.
- Улучшите гигиену сна: Многие американцы хронически недосыпают. Чтобы постоянно спать рекомендуемые семь-девять часов в сутки, всегда ложитесь спать и вставайте в одно и то же время, даже в выходные и праздничные дни.
- Найдите время для ухода за собой: Ваше психическое здоровье улучшится, если вы будете делать больше перерывов, чтобы сосредоточиться на таких полезных для здоровья вещах, как медитация и йога.
- Придерживайтесь сбалансированной диеты: Некоторые продукты естественным образом улучшают настроение. Когда вы делаете диетический выбор, например, употребляете в пищу цельные, необработанные продукты, у вас будет больше энергии для выполнения повседневных задач.
- Укрепите свою систему социальной поддержки: Ваши друзья и семья могут стать отличным источником непредвзятой любви и сострадания. Вы также можете присоединиться к группе поддержки людей, которые сталкиваются с похожими проблемами, и учиться у них.