Реактивный и проактивный: Как понять, проактивный вы или реактивный — ManGOgames на vc.ru

Проактивное и реактивное мышление. Проактивность — главное качество успешного человека

Ваше имя
+7 Заказать

Укажите номер телефона 10 цифр

Любые наши действия исходят из нашего мышления. Нет ничего такого, что происходило бы у нас само по себе (за исключением заложенных природой инстинктов и рефлексов). И от того, какие мысленные модели у нас преобладают, зависит вся наша жизнь.

Любое событие, которое происходит в нашей жизни, оказывает на нас влияние. В зависимости от того, как мы реагируем на события, наше мышление можно разделить на два вида: реактивное и проактивное.

Что это значит?

Если быстро и на пальцах объяснить, то это означает, что мы, либо считаем себя следствием всего, что случается в жизни, либо же мы считаем себя причиной. В первом случае, в случае реактивного мышления: жизньэто то, что с нами случается. В случае проактивного мышления: жизньэто то, что я сам выбираю делать.

Отсюда, как следствия, вытекают два вида поведения:

  1. Реактивное поведение — когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми.
  2. Проактивное поведение — когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением — это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор, как отреагировать на эту ситуацию и продолжить действовать исходя из новых условий.

Люди с реактивным мышлением — это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что вот если бы не это и не то, то было бы по-другому. Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит.

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него: либо начать жалеть, сетовать на судьбу и все вокруг, почувствовать себя жертвой и впасть в уныние; либо увидеть, что можно сделать с ситуацией, начать искать выход или просто принять, что ситуация произошла, но она не имеет влияния на вашу самооценку и восприятие себя.

Как можно отличить реактивного человека от проактивного?

Реактивный

Проактивный

Реактивный человек часто нахо-дится в зависимости от физи-ческих условий окружа-ющей среды. Если погода хо-рошая, он чувствует себя хо-рошо. Если погода плохая, то это ска-зывается на его настро-ении и поведении.

Проактивный человек носит в себе свою «собственную погоду». Для него не имеет значения, идет ли дождь или светит солнце. Он движим ценностями.

Реактивные люди, кроме того, зависят от социальных условий окружающей среды, от «соци-альной погоды». Если окружа-ющие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся за-крытыми и занимают оборо-нительную позицию.

На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы физические, социальные или психологические. Но их реакция на этот раздражитель — сознательная или нет — является их собственным выбором.

Реактивный человек ожидает, что что-нибудь произойдет или кто-нибудь о нем позаботится.

Берет на себе инициативу, когда нужно довести ситуацию до разрешения.

Думает в сослагательном наклонении:

Если мне удастся сделать…

Если бы у меня был выбор…

Если бы я мог…

Я должен…

Думает утвердительно и позиционирующе:

Я сделаю….

Я выбираю…

Я предпочитаю…

Заботится о том, что нужно и должно сделать…

Заботится о том, на что он реально влияет…

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому что …», проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет: «Создаю свою жизнь». (И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства). В то время как у реактивного: «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие».

Сегодня нам было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, воспринимать как трагедию или как возможность.


Реактивные люди часто зависят от физических факторов. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если нет, это влияет на их настроение и продуктивность. Проактивные люди сами создают свою погоду.

Стивен Кови

Когда речь заходит о реакции на внешние раздражители, всех людей можно условно разделить на реактивных и проактивных.

Реактивные зависят от внешних условий, все их мысли, поступки и слова подчиняются этим факторам. Проактивные люди не зависят от них, они способны размышлять и принимать хорошие решения без оглядки на ситуацию и условия. Данная статья призвана помочь вам увидеть ключевую разницу между этими типами мышления и выяснить, как развить в себе проактивность.

Что значит быть реактивным?

Мы все когда-то подпадали под воздействие такого типа мышления. Увидев серые тучи за окном с утра, программировали себя на то, что весь день будет ужасным и унылым. Подвергшись критике, начинали сомневаться в себе. Огорчались на несколько часов или даже дней, когда проигрывала любимая команда.

Именно это называется реактивным мышлением. Оно заложено природой. Поэтому требуются усилия, чтобы его изменить. Ведь зависимость от внешних факторов может стать такой сильной, что они целиком и полностью начнут контролировать нашу жизнь.

Это приводит к тому, что мы становимся марионетками в чужих руках и приобретаем синдром жертвы. Реактивные люди напоминают актеров, играющих по сценарию, написанному не ними. Даже эмоции, которые они испытывают, принадлежат не им.

Типичные фразы таких людей:

  • «Да, надо бы когда-то сделать это»;
  • «Если бы я мог…»;
  • «Я вынужден сделать это, потому что…».

У каждого человека всегда есть выбор. Выбор, как реагировать на то или иное событие. И именно проактивные люди решают грустить или радоваться.

Что значит быть проактивным?

Для многих людей может казаться странным: как можно сохранять позитивное настроение и стараться что-то делать, если все плохо? Проактивные люди отвечают: да, все не так хорошо, как хотелось бы, но выбрать правильную реакцию на негативное событие — значит пытаться и желать ее исправить.

Наша природная реакция на плохое событие — спорить, отрицать и сопротивляться. Проактивные люди принимают событие как данность, а значит могут контролировать хотя бы себя, свои поступки и эмоции. И это самый главный выбор. Они знают, поэтому более гармоничны.

Это значит концентрироваться на том, что изменить можно, а не на том, чего нельзя. Контролировать обстоятельства практически невозможно, можно лишь управлять самим собой.

Вместо того, чтобы винить окружающих и внешние обстоятельства, примите ответственность за свою жизнь, свою реакцию на плохие события и свои действия. В этом одни преимущества: настроение остается хорошим, мысли настроены на то, чтобы решить проблему, а не замолчать ее. Это работает во всех сферах жизни — от взаимоотношений и до бизнеса.

Как развить в себе проактивность?

Предлагаем вам пошаговую стратегию.

Замечайте свою реактивность

Начните с мелких вещей, повседневных ситуаций. Если злитесь на то, что не выспались и плохо чувствуете себя утром, найдите свои ошибки. Вчера в какой-то момент вы поддались влиянию других или обстоятельств, в итоге поздно легли спать, зная, что просыпаться нужно рано. Виноваты не люди, а ваша реактивность.

Когда стоите в очереди – не раздражайтесь из-за этого, ведь в этом нет никакого смысла. Послушайте музыку или почитайте книгу.

Не судите и не критикуйте обстоятельства.

Измените свои мысли и речь

Речь и мысли формируют определенную модель мышления. Реактивные люди часто говорят «Я не могу», «Я вынужден» и «Если бы только», тогда как проактивные утверждают, что они могут, будут или хотят. Это не гарантирует успех, но они хотя бы пытаются что-то изменить.

Речь легче изменить, потому что есть возможность подумать. Реактивные же мысли возникают мгновенно. И именно с ними следует бороться в первую очередь. Как только вы заметили за собой деструктивную мысль, моментально замените ее на позитивную. Спустя несколько недель при возникновении проблемы реактивные мысли начнут меняться на проактивные.

Анализируйте прошлые ошибки

Нельзя изменить прошлое, но можно вынести из него уроки. Анализируя свои ошибки и делая правильные выводы, вы сможете через какое-то время избавиться от массы неприятных моментов. Большинство людей совершают одни и те же ошибки снова и снова — и это выглядит сначала комично, а затем и вовсе жалко.

Признайте и выясните, почему их совершили и сделайте все, чтобы не повторять в будущем.

Принимайте на себя обязательства

Уход от ответственности приводит к пассивности мозга и неумению принимать решения. Ответственные люди думают о том, как достичь цели, невзирая на преграды. Это сложнее, но такая манера поведения и мышления окупается в виде уважения, репутации и материальных благ.

Прочтите книгу «Проактивное мышление» Джона Миллера, чтобы лучше понять тему. Вы также можете пройти наш , который даст советы и практические рекомендации относительно того, как изменить привычные мыслительные шаблоны.

Желаем вам удачи!

Ежедневно в жизни каждого человека происходит огромное количество разных ситуаций, которые далеко не всегда являются приятными и радостными. Каждый из нас имеет определенную модель поведения в этих ситуациях: кто-то расстраивается, кто-то ругается, а кто-то находит выход и даже использует внезапно появившиеся неприятности с пользой для себя. Модель поведения личности в значительной степени определяет качество ее жизни, и влияет на все ее сферы.

Чем отличаются проактивная и реактивная модели поведения личности, и какая из них является более предпочтительной для каждого человека — читайте на сайт в эксклюзивном интервью практического психолога, коуча, эксперта в области бизнес консалтинга, тренера Несии Фердман.

Что такое проактивная и реактивная модели поведения личности, в чем их особенности?

Н.Ф.: Каждый день в мире происходит множество разных событий и изменений, на многие из них мы не можем влиять, но они влияют на нас. Например, погодные условия или колебания курса доллара: мы не можем это изменить, но такие события оказывают влияние на нашу жизнь. И первая реакция людей на такие изменения — это, зачастую, реактивное поведение, то есть эмоции: я расстраиваюсь, мне очень жаль, я начинаю злиться, ищу, кто виноват, обвиняю людей и так далее. В реактивном поведении есть много эмоций, но нет никаких действий, которые изменяют что-либо. Проактивное поведение — это когда человек задает себе вопрос, что я могу с этим сделать, и как я могу повлиять на ситуацию, которая уже сложилась. И ключевое слово здесь — это «сделать».

Какая модель поведения для человека является более предпочтительной, и почему

Н.Ф.: Конечно, при возникновении определенной ситуации каждый человек вначале имеет реактивное поведение. Мы не роботы, и у всех нас есть эмоции.

Вопрос в том, сколько длится стадия реактивного поведения, потому что в ней можно застрять, а можно побыть определенное время, и осознать, что реактивное поведение не ведет к изменениям, а, наоборот, не дает двигаться дальше.

Поэтому очень важно быстро перейти на проактивное поведение, и начать задавать себе вопрос, какие действия мне нужно предпринять, чтобы изменить эту ситуацию. Важно отметить, что еще 5 лет назад этого вопроса было бы достаточно, но на сегодняшний день, особенно в бизнес-среде, просто вопроса о том, как мне изменить ситуацию, уже мало.

Компании, которые задают себе единственный вопрос, как выжить, чаще всего тонут в кризисах. Если же спросить себя, как я могу использовать эту ситуацию с выгодой для себя — это уже переворот сознания.

Происшествие как бы негативное, но ты задаешь себе вопрос, как это можно использовать. И именно те люди и компании, которые научаются использовать неожиданные ситуации с выгодой для себя, становятся победителями. Важно также понимать, на что мы можем влиять, а на что — нет. Один человек скажет, что его зарплата зависит только от решения его директора, а другой знает, что именно от него самого зависит уровень оплаты его работы. То есть в начале мы определяем, можем ли мы влиять на события или нет, и если можем, то как, а если не можем, то как это можно использовать с выгодой для себя. Таким образом, мы должны задавать себе правильные вопросы, прямым результатом которых будут целенаправленные и эффективные действия!

Несет ли какую-то ценность и пользу для человека реактивная модель поведения?

Н. Ф.: Да, однозначно. Во-первых, в реактивном поведении много эмоций и чувств, и я считаю, что игнорировать их — это неправильно. Нужно осознавать, что я испытываю в определенных ситуациях, и учиться управлять своими эмоциями . Поэтому я не считаю, что в реактивном поведении нет ничего хорошего. Там есть наши эмоции, и это то, что, на мой взгляд, во многом движет человеком. Если я понимаю, что сейчас я расстроена, агрессивна, что-то меня тревожит, и я не хочу находиться в этих эмоциях — я буду делать что-то, чтобы изменить это. Если мне не хорошо, я не хочу это игнорировать, а хочу делать что-то, чтобы мне стало лучше. В этом и заключается ценность реактивной модели поведения.

Почему модель поведения разных людей в одной и той же ситуации может отличаться?

Н.Ф.: Сейчас, конечно, я могу начать говорить о том, что есть разные типы личности, темпераменты, и, безусловно, это в значительной степени влияет на модель поведения личности. Но я хотела бы сказать немного проще: модель поведения — это как мышца, которую можно накачать. Я не считаю, что тип личности может быть оправданием модели поведения человека. Если я понимаю, что проактивное поведенияпоможет мне стать счастливее и успешнее, и я хочу этого — я буду накачивать эту мышцу.

Вначале я буду практиковать этот навык в более спокойных ситуациях, затем применять его все чаще, и если эта мышца все время будет в тонусе — значит, проактивное поведение будет для меня уже более привычным, и мне не надо будет прилагать много усилий для того, чтобы реагировать на неожиданные ситуации таким образом. Поэтому я считаю, что проактивное поведение можно воспитывать в каждом человеке.

Что нужно делать, чтобы приучить себя к проактивной модели поведения?

Н.Ф.: Для того, чтобы начать использовать проактивное поведение в своей жизни, прежде всего, нужно осознать, что есть реактивное и проактивное поведение, и между ними есть разница. Дальше нужно осознанно проследить за своей моделью поведения: как я реагирую на внезапно возникшую ситуацию. Если моя реакция мне не помогает — это реактивное поведение. Сколько времени оно длиться, и что мне нужно сделать для того, чтобы перейти в проактивное поведение? На самом деле, проактивное поведение -это осознанное управление своей реакцией на события.

Поэтому вначале, мне кажется, нужно понять разницу между реактивным и проактивным поведением, затем понять, какие вопросы нужно задать себе самому для того, чтобы перейти на проактивное поведение, и только потом научиться видеть возможности, которые скрываются в каждой возникшей ситуации.

Какие преимущества дает человеку использование проактивной модели поведения?

Н.Ф.: Во-первых, он понимает, что чтобы не происходило в его жизни, он может с этим не просто справляться, а получать определенные выгоды и положительные эмоции. Человек, который использует проактивную модель поведения, испытывает меньший стресс.

Если человек умеет проактивно реагировать на различные изменения вокруг — его жизнь становится более наполненной, и он начинает видеть больше возможностей в разных ситуациях.

Конечно, я сейчас не говорю о критических ситуациях, таких как природные катаклизмы или катастрофы, где нужно реагировать не просто проактивно, а следовать четкому алгоритму действий. Но яговорю о множестве других ситуаций, которые происходят в нашей жизни каждый день, и очень влияют на нас.

Если я не успел на трамвай — как я могу это использовать с выгодой для себя, если отложили мой рейс — я не могу это изменить, но чем полезным я могу занять освободившееся время? Из таких ситуаций состоит вся наша жизнь, и огромное количество мелочей или более глобальных вещей могут просто выбивать нас из нормального ощущения жизни. И как раз способность к проактивному поведению — это очень хорошее качество, которое помогает нам быть более эффективными в своей жизни.

Быть проактивным, значит начать действовать прямо сейчас. Уделите 5 минут себе и сделайте живот идеальным:

– жизненная позиция, в основе которой лежит представление о том, что индивид самостоятельно выбирает свою реакцию на какие-либо события. Проактивный человек осознает настоящую цель своей жизни и идет к ней, всеми силами сопротивляясь обстоятельствам. Противоположностью данной позиции является реактивное поведение.

Попробуйте взглянуть на себя со стороны и понять, что вы чувствуете. В каком вы находитесь настроении? Только человек может выполнить данные действия. Это объясняется тем, что у всех людей есть самосознание.

Наше настроение часто определяется нашими переживаниями, связанными с реальным миром. Если вам кто-то сделает больно, вы почувствуете грусть. Если вам сделали приятно, вы ощутите радость. Проблема в том, что мы не можем полностью понять чувства других людей. Наша оценка их действий является необъективной.
Зависеть от мнений других людей просто глупо. Ваш начальник может сказать: «Ты всегда опаздываешь!». Но разве он прав? Разве вы действительно постоянно опаздываете? Многие из подобных реплик могут быть чрезвычайно раздуты и не иметь реального смысла. Часто они являются проекцией недостатков людей, дающих подобные оценки.

Когда мы говорим, что не можем сопротивляться воздействию условий, мы искажаем реальность. Безусловно, во внешнем мире наши физические действия ограничены. Однако также мы имеем абсолютно безграничную внутреннюю свободу. Это значит, что любой человек вправе выбирать свою душевную реакцию на происходящие события.
Приведем пример, чтобы закрепить нашу теорию. Представьте, что Михаил попал в тюремную камеру на 2 дня. Что станет делать реактивный человек? Он впадет в депрессию и будет непродуктивным еще неделю. Михаил подумает, что весь мир настроен против него, и начнет себя жалеть.
А теперь представьте, что в камеру попал проактивный Александр. Этот арестант не будет унывать, ведь он знает, что каждый человек вправе выбирать свою душевную реакцию на происходящие события. Саша будет абсолютно спокоен и расслаблен. За два дня он придумает, как восстановить утраченное время.

Проактивность означает, что мы несем ответственность за события, происходящие вокруг. Человек сам создает то, что его окружает. Наши действия зависят лишь он нас самих, а не от каких-то других людей.
Реактивные люди зависят от своей социальной среды. Если все их хвалят, то им хорошо, если же их ругают, им становится плохо. Проактивный человек сам выбирает то, как будет себя чувствовать.

Элеонора Рузвельт когда-то сказала прекрасные слова: «Никто не может причинить вам боль без вашего согласия ».
Сложно принять подобную мысль. Многие люди с детства считают, что все зависит от обстоятельств. Как следствие, они долгие годы оправдывают свои неудачи внешними причинами. Постарайтесь поверить в то, что у вас есть внутренняя свобода. Попробуйте понять, что у вас есть выбор.

Прекрасным примером того, что все это реально, является отношение к жизни некоторых неизлечимо больных людей. Осознавая то, что им осталось жить несколько месяцев, они редко грустят и по-настоящему радуются жизни. Ничего не может нас убедить лучше, чем успех кого-то другого. Люди, которые преодолели обстоятельства и начали жить в соответствии со своими ценностями, являются прекрасным источником вдохновения для всех нас.

Чем является реактивное поведение в общении? Каждый из нас реагирует на происходящие в нашем мире события двумя способами — эмоционально и ментально (или когнитивно). Эти реакции имеют собственные встроенные системы, помогающие нам справиться с различными событиями, которые происходят вокруг нас и могут заставить испытать стресс. Эти механизмы помогают нам поддерживать некий баланс, порядок в нашей жизни. Разнообразные способы, которыми мы эмоционально или ментально реагируем на события, могут быть описаны в очень сложных психологических терминах. Опытный психолог многое узнает о нашем психическом здоровье, проанализировав то, как мы используем эти механизмы. В более общем смысле можно сказать, что, наблюдая за вербальным и невербальным поведением человека в процессе общения, мы можем понять, как он справляется с конкретным стрессовым событием. Поведение человека делится на пять категорий — принятие, переговоры, гнев, депрессия и отрицание.

Реактивное поведение в общении. Несколько лет назад врач, работавший с онкологическими больными, опубликовал интересное исследование о том, как пациенты и их родственники справляются с неизбежностью смерти. Доктор Элизабет Кюблер-Росс описала разнообразные реакции своих пациентов и их родственников. Ее книга стала бесценным источником информации для врачей, медсестер, психологов, священников, работников хосписов и всех тех, кому приходится иметь дело с пациентами и их родственниками, столкнувшимися с неизбежностью смерти. Спустя несколько лет Национальная организация помощи жертвам использовала работу доктора Росс для психологической помощи жертвам преступлений и их родственникам. Когда мы сталкиваемся с событиями, происходящими в нашей жизни и вызывающими стресс различной степени, то реагируем практически одинаково. В исключительно стрессовой ситуации, когда человек обманывает другого собственным поведением, всегда существует риск, что обман обнаружится. Такое обстоятельство создает неприятную перспективу необходимости отчитываться в собственных действиях, в обмане и во всех его последствиях.

Из пяти поведенческих реакций, которые могут присутствовать в разговоре, четыре — это некое сопротивление реальности. Я говорю о переговорах, гневе, депрессии и отрицании. Они могут проявляться в любой последовательности и неоднократно в течение одного разговора.

Принятие — реакция, к которой следует стремиться.

Каждая из пяти реакций — принятие, переговоры, гнев, депрессия и отрицание — проявляется в вербальном и невербальном поведении. Наблюдая за другими людьми в процессе общения и слушая их речь, вы понимаете их эмоциональные и когнитивные реакции на конкретные проблемы. Чем свободнее и комфортнее взаимодействие между людьми, тем менее выражены такие реакции. Понаблюдайте за двумя людьми в состоянии стресса или когда они обсуждают тему, жизненно важную для одного или обоих собеседников. Постарайтесь заметить перемены в интенсивности их реакций. Когда вы будете смотреть и слушать, эмоции собеседников буквально захлестнут вас. Точный диагноз этих эмоций — прекрасное средство для определения прогресса, достигнутого в разговоре. Вы можете использовать понимание этих эмоций, чтобы определить, как нужно реагировать на собеседника, и как преодолеть барьеры на пути эффективного общения.

1.2. Проактивный и реактивный подходы к жизни . Тайм-менеджмент. Полный курс

Лишь четко поставленная цель позволяет добиваться значительных результатов. Если ее нет, мы не можем составить план действий, поскольку не знаем, чего хотим достичь. Даже если предпринимаются какие-то шаги, непонятно, приводят ли они к успешному результату, поскольку нет четкого определения, что же является таковым. Мы теряемся и разочаровываемся, жизнь начинает казаться неинтересной и пустой, а раз так, то уже нет смысла двигаться вперед. Идея ставить цели неочевидна для многих наших соотечественников, которые не управляют своей жизнью, а лишь «плывут по течению». В английскую школу пошел, потому что родители велели; на юриста выучился, поскольку был подходящий блат; работаю «там, куда устроили»…

Печально, не правда ли?

Стивен Кови, известный американский специалист по управлению временем, различает «проактивный» и «реактивный» подходы к жизни.

• Реактивный подход к жизни – это ее проживание посредством реагирования на внешние обстоятельства, жизнь по типу «как сложилось» и «как получилось».

• Проактивный подход к жизни – выстраивание ее по своему желанию, активное влияние на события и обстоятельства. При таком подходе мы сами формируем свою жизнь и признаем себя ответственными за нее.

Следует отметить, что проблема целеполагания не является исключительно российской или стран бывшего Советского Союза. Очевидным свидетельством тому является огромный читательский успех во всем мире книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»[2], в которой рассматривается проактивный подход к жизни.

Однажды эксперты компании «Организация Времени» согласовывали с известной французской корпорацией, работающей на российском рынке, содержание тренинга по тайм-менеджменту. Руководитель департамента обучения, француженка, никак не могла понять, зачем нужна тема целеполагания. После долгой дискуссии она задумалась, а потом сказала: «Пожалуй, вы правы. Очевидно, проблема жизненной неопределенности действительно актуальна для вашей страны. Во Франции все иначе – там семилетний школьник уже отлично знает свои цели на всю оставшуюся жизнь…»

Для того чтобы определить проактивность произвольного взятого человека, рассмотрим, чему он посвящает б?льшую часть времени и жизненных сил. Но сначала обратимся к двум понятиям: «круг забот» и «круг влияния»[3].

Каждого из нас волнует значительный перечень вопросов и явлений: здоровье, отношения с родными и друзьями, наше будущее, безопасность страны, в которой мы живем, проблема неуставных отношений в армии и т. д. Все это можно отделить от процессов и явлений, не оказывающих на нашу жизнь особого эмоционального или интеллектуального влияния, и поместить все, что нас волнует, в свой персональный «круг забот».

Если проанализировать то, что в нем находится, можно увидеть, что на одни входящие в него явления мы способны влиять, а на другие – нет. То, что поддается личному контролю, помещаем во второй круг, внутренний по отношению к «кругу забот», – «круг влияния» (рис.  1.2).

Степень проактивности зависит от того, на каком из кругов сфокусироваться в большей степени. Проактивные люди отдают приоритет «кругу влияния». Они направляют силы, время и энергию на то, что в их власти изменить, в результате чего расширяют свой «круг влияния» (рис. 1.3).

Реактивные люди, напротив, сосредоточивают свои усилия на «круге забот» – жалуются на поведение других людей, на обстоятельства, которые не в состоянии изменить, и обвиняют в своих неудачах кого угодно, только не себя. Они постоянно считают себя жертвой, и в их речи регулярно проскальзывают фразы: «Я ничего не могу поделать…», «Я такой, какой есть…», «Вот если бы…», «От меня ничего не зависит…». От них исходит негативная энергия, которая наносит вред и окружающим, и прежде всего им самим. Ведь, ориентируясь на реактивный жизненный подход, такие люди нередко упускают из виду те области, в которых реально могли бы что-то сделать. В результате их «круг влияния» сжимается (рис.  1.4).

…Он был прекрасным примером человека, никогда не пытавшегося управлять своей жизнью. Печальная правда заключалась в том, что он просто плыл по течению, спотыкаясь о самого себя, неизменно выдумывая оправдания каждой своей неудаче и отказываясь принять на себя ответственность.

Многие люди ведут себя подобно ему, словно они всего лишь проходят мимо жизни, перебираются из одного дня в другой. Не то чтобы у них не было никаких желаний или мечтаний о том, как они добиваются огромных успехов; но эти мечты сопровождаются множеством оправданий своего ничегонеделания, основанных на убедительных доводах, и они мгновенно преграждают им путь, как только такие люди начинают думать, что, возможно, – лишь возможно! – наступит день, когда они начнут исполнять эти желания.

Но им всегда что-нибудь мешает – неудачное время года, срочный ремонт автомобиля или то, что они слишком устали вчера вечером. Так они говорят, но истина заключается в том, что единственным препятствием, стоящим на их пути, являются они сами…

Ч. Норрис. Тайная сила внутри нас: Дзэн-решения реальных проблем

Фокусируясь на «круге забот», мы позволяем управлять собой тем процессам и явлениям, которые в нем находятся. Только проактивное мышление и поведение способны вызвать позитивные сдвиги, которые позволят расширить наш «круг влияния».

Всегда ли он находится внутри «круга забот»? Нет, бывают случаи, когда «круг влияния» человека, занимающего солидное служебное положение и имеющего высокий уровень материального благосостояния или нужные связи, оказывается шире его «круга забот».

Модель, представленная на рис. 1.5, отражает еще один реактивный подход к жизненным обстоятельствам, сфокусированный на «круге забот».

Эта картина характеризует поведение эгоистичных людей – возможностей у них достаточно, и повлиять они могут на многое, но вот использовать эти ресурсы во благо чего бы то ни было, кроме своего маленького «круга забот», не намерены.

Отметим, что у проактивных людей «круг забот» не бывает меньше «круга влияния». Им свойственно ощущать ответственность за множество процессов и явлений, происходящих в жизни. Они, как правило, задают себе вопрос: «Что я могу сделать для того, чтобы изменить нежелательную ситуацию?» – и пытаются повлиять на события, находящиеся в «круге забот», которые для них приоритетны.

Можно ли как-то развить собственную проактивность для достижении мечты? Ведь у любого из нас найдется миллион убедительных объяснений того, почему она до сих пор не стала реальностью. Масса неблагоприятных внешних обстоятельств будет тому причиной, и скорее всего, это правда. Но какая польза в том, что у нас есть оправдания? Ведь к мечте они нас не приближают. Означает ли это, что перед нами замкнутый круг: «отсутствие цели – отсутствие плана действий – отсутствие результата – разочарование – заниженная самооценка – потеря желания дальнейшего развития и движения вперед – отсутствие цели»? Да, но выход из него все же есть. Ставя перед собой вначале небольшие, несложные и достижимые задачи, можно постепенно проложить путь к успеху. Когда цель достигнута, мы испытываем невероятный подъем и уверенность в своих силах, появляется необходимость определять для себя новые цели.

Интересный и очень разумный взгляд на технологию достижения цели приводит один из участников тайм-менеджерского сообщества (далее – ТМ-сообщество) Андрей Панфилов в статье «Отличная технология постоянства активного действия»[4].

Технология ОТПАД

Мой подход к проблеме «движения к цели» сводится к простой формуле, к методике, названной мною немного утрированным, но громким словом «ОТПАД» – отличная технология постоянства активных действий. …Главная идея технологии ОТПАД: при движении к поставленной цели нельзя останавливаться. Вернуться к потерянному ритму гораздо труднее, чем поддерживать его. Остановка, прерывание в движении негативно сказываются на всем процессе, а регулярные замедления и последующие рывки не принесут вам ничего хорошего, если, конечно, вы не преследуете цели специально создать дополнительные трудности для личностного роста. Для достижения цели необходимо постоянное действие. Пусть чуть-чуть, пусть понемногу, но двигаться вперед без остановки. Шаг за шагом, шаг за шагом, каждый день, непрерывно. Вспомните бегунов на длинные дистанции, как они двигаются? Вы хоть раз видели марафонца, который, быстро пробежав 100–200 метров, останавливается передохнуть, а потом снова бежит? Я не видел, так как спортсмены знают тот закон, о котором я вам рассказываю. Интересное и полезное свойство той загадочной силы, что называют инерцией, заключается в том, что она и помогает сохранять движение, т. е., уж если вы разогнались и стабилизировались, энергозатраты сразу снижаются. Народная мудрость гласит: «Вода камень точит». Это одна из интерпретаций данного метода, известная людям уже давно. Каждая капля, упавшая на камень, не может сделать существенных изменений в нем, ни сдвинуть, ни пробить. Но, капая постоянно в одно и то же место, вода промывает сначала ямку, затем – углубление увеличивается, пока наконец в камне не образуется отверстие. Теперь вода достигла своей цели, она может течь спокойно, преграда пройдена. Вот так и каждому из нас, глядя вперед на поставленную цель, следует постоянно делать что-то, что хоть на немного приближает к цели, и не останавливаться. Еще пара примеров в развитие все той же основной идеи. Каждый из нас не раз поднимался по лестнице. Как вы это делали? У вас не возникала мысль сразу прыгнуть высоко вверх и, перелетев весь лестничный пролет, оказаться на следующем этаже? Неужели было? Ну и как, получилось? Наиболее удобно подниматься, делая одинаковые по величине и ритму шаги. Кто-то будет идти через ступеньку, кто-то – вставать на каждую, но чем равномернее будет движение, тем проще будет идти. Еще приведу пример. Вспомните, как альпинисты поднимаются на высочайшие вершины. Они двигаются порою очень медленно, по несколько метров в минуту, а иногда и в час, но, продолжая движение, делая шаг за шагом, они приближаются к своей цели и в итоге достигают вершины.

Успешные, счастливые, самореализовавшиеся люди, многого достигшие в жизни, могут вести или не вести ежедневник, контролировать задачи лично или с помощью секретаря, быть сторонниками планомерности либо, наоборот, спонтанного реагирования на обстоятельства и т.  д. Техника у всех разная. Но что объединяет этих людей, что у них обязательно есть, так это четкое понимание своих целей. И главное – готовность активно воплощать свои идеи в жизнь, невзирая на «объективные внешние обстоятельства».

Итак, ясная, четко сформулированная цель приносит успех.

Одно из регулярно проводимых в Гарвардском университете США исследований на тему «Процесс становления выпускников учебных заведений в течение длительного временн?го периода» дало следующие результаты.

83 % выпускников не имеют перед собой никаких целевых установок, касающихся карьеры. Их средняя заработная плата берется за основу. С ее помощью проводится сравнение.

14 % выпускников имеют четкую карьерную цель, однако не изложили ее на бумаге. Они зарабатывают в среднем в три раза больше, чем выпускники из первой группы.

3% респондентов поставили перед собой четкую цель, касающуюся их дальнейшей карьеры, и дали ей письменное определение. Они зарабатывают примерно в десять раз больше, чем выпускники, принадлежащие к первой группе.

Гарвардское исследование цели проясняет еще один аспект: письменное изложение привносит ясность в мышление. Тот, кто хранит свои мысли лишь в голове и думает, что это и есть цель, ошибается.

Й. Кноблаух, Х. Велтье. Управление временем

Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии

Сравнительное исследование

. Лето 2003 г .; 33 (4): 279–94.

doi: 10.1023/a:1023084112561.

Дэниел Ф Коннор 1 , Рональд Дж. Стейнгард, Дженнифер Дж. Андерсон, Ричард Х. Меллони-младший

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Медицинская школа Массачусетского университета, Северный Вустер 01655, США. Даниэль.Коннор@umassmed.edu
  • PMID: 12723901
  • DOI: 10.1023/а:1023084112561

Сравнительное исследование

Daniel F Connor et al. Детская психиатрия Хум Дев. 2003 Лето.

. Лето 2003 г .; 33 (4): 279–94.

doi: 10.1023/a:1023084112561.

Авторы

Дэниел Ф Коннор 1 , Рональд Дж. Стейнгард, Дженнифер Дж. Андерсон, Ричард Х. Меллони-младший

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Медицинская школа Массачусетского университета, Северный Вустер 01655, США. Даниэль.Коннор@umassmed.edu
  • PMID: 12723901
  • DOI: 10.1023/а:1023084112561

Абстрактный

Целью нашего исследования было изучение гендерных различий в проактивной и реактивной агрессии на выборке из 323 детей и подростков, обратившихся в клинику (68 девочек и 255 мальчиков). Проактивную агрессию и реактивную агрессию оценивали с помощью шкалы проактивной/реактивной агрессии. Демографические, исторические, семейные, диагностические и лечебные переменные были введены в пошаговый регрессионный анализ для определения коррелятов проактивной и реактивной агрессии у мужчин и женщин. Результаты показывают высокий уровень агрессии как у мужчин, так и у женщин в выборке. Самостоятельное употребление наркотиков, выраженная враждебность и опыт неадекватного воспитания коррелировали с проактивной агрессией для обоих полов. Гиперактивное/импульсивное поведение коррелировало с мужской реактивной агрессией. Ранний возраст травматического стресса и низкий вербальный IQ коррелировали с женской проактивной агрессией. Гендерные различия в коррелятах проактивной и реактивной агрессии могут стать возможными целями для исследований, профилактики и лечения, направленных на снижение неадекватной агрессии у клинически направленной молодежи.

Похожие статьи

  • Проактивная и реактивная агрессия у направленных детей и подростков.

    Коннор Д. Ф., Стейнгард Р. Дж., Каннингем Дж. А., Андерсон Дж. Дж., Меллони Р. Х. мл. Коннор Д.Ф. и соавт. Am J Ортопсихиатрия. 2004 г., апрель; 74 (2): 129–36. дои: 10.1037/0002-9432.74.2.129. Am J Ортопсихиатрия. 2004. PMID: 15113242

  • Факторная структура и инвариантность опросника реактивной и проактивной агрессии в большой выборке подростков в Сингапуре.

    Анг Р.П., Хуан В.С., Ли С., Чан В.Т. Анг РП и др. Детская психиатрия Хум Дев. 2016 декабрь; 47 (6): 883-889. doi: 10.1007/s10578-015-0619-y. Детская психиатрия Хум Дев. 2016. PMID: 26702615

  • Связь между стилями воспитания и проактивной и реактивной агрессией у гонконгских детей и подростков.

    Гао И, Чжан В, Фун А.Л. Гао Ю и др. Int J Psychol. 2015 декабрь; 50 (6): 463-71. doi: 10.1002/ijop.12104. Epub 2014 8 октября. Int J Psychol. 2015. PMID: 25292156

  • Реактивная и проактивная агрессия в детстве и подростковом возрасте: предвестники, исходы, процессы, опыт и измерение.

    Хаббард Дж.А., Маколифф М.Д., Морроу М.Т., Романо Л.Дж. Хаббард Дж.А. и др. J Перс. 2010 Февраль;78(1):95-118. doi: 10.1111/j.1467-6494.2009.00610.x. J Перс. 2010. PMID: 20433614 Обзор.

  • Реактивная и проактивная агрессия у детей — обзор теории, результатов и актуальности для детской и подростковой психиатрии.

    Кемпес М., Маттис В., де Врис Х., ван Энгеланд Х. Кемпес М. и др. Европейская детская подростковая психиатрия. 2005 Февраль; 14 (1): 11-9. doi: 10.1007/s00787-005-0432-4. Европейская детская подростковая психиатрия. 2005. PMID: 15756511 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Привязанность подростков к родителям и реактивно-проактивная агрессия: посредническая роль алекситимии.

    Манчинелли Э., Ли Дж. Б., Лис А., Салкуни С. Манчинелли Э. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 18 декабря; 18 (24): 13363. дои: 10.3390/ijerph282413363. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34948969 Бесплатная статья ЧВК.

  • Половые различия в нейронных механизмах мониторинга социальных и несоциальных угроз.

    Кларксон Т., Карвай Ю., Куармли М., Ярчо Дж.М. Кларксон Т. и др. Dev Cogn Neurosci. 2021 дек;52:101038. doi: 10.1016/j.dcn.2021.101038. Epub 2021 18 ноября. Dev Cogn Neurosci. 2021. PMID: 34814040 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь между габитусом тела и подтипами агрессии среди здоровых молодых людей со Среднего Запада Америки.

    Хартин С.Н., Хоссейн В.А., Манзардо А.М., Браун С., Файт П. Дж., Батлер М.Г. Хартин С.Н. и соавт. J Агрессивное жестокое обращение с травмой. 2020;29(9):1059-1071. дои: 10.1080/10926771.2019.1685043. Epub 2019 11 ноября. J Агрессивное жестокое обращение с травмой. 2020. PMID: 33281438 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние прощения, благодарности и самоконтроля на реактивную и активную агрессию при издевательствах.

    Гарсия-Васкес Ф.И., Вальдес-Куэрво А.А., Парра-Перес Л.Г. Гарсия-Васкес Ф.И. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020 10 августа; 17 (16): 5760. дои: 10.3390/ijerph27165760. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2020. PMID: 32784946 Бесплатная статья ЧВК.

  • Морфометрия на основе вокселей и толщина коры у ветеранов боевых действий, страдающих импульсивной агрессией.

    Варкевиссер Т., ван Луттервельд Р., Хисинк Л., ван Хонк Дж., Гёз Э. Варкевиссер Т. и др. Психомед. 2020 7 февраля; 51 (8): 1-11. дои: 10.1017/S0033291720000033. Онлайн перед печатью. Психомед. 2020. PMID: 32029023 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Психологический бык. 1987 г., май; 101 (3): 443–63. — пабмед
    1. Психофармаколь Булл. 1985;21(4):809-43 — пабмед
    1. J Abnorm Psychol. 1997 Февраль; 106 (1): 37-51 — пабмед
    1. Детский Дев. 1996 июнь; 67 (3): 993-1002 — пабмед
    1. J Детская психологическая психиатрия. 1998 март; 39(3):377-85 — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Каковы преимущества каждого из них? – Leadership Depot

В чем разница между проактивным и реактивным лидерство?

Проактивное лидерство фокусируется на разработке стратегии достижения командой своей цели, планировании того, как избегать или преодолевать препятствия по мере их возникновения. Реактивное лидерство фокусируется на проблемах и способах их решения по мере их появления. Быть активным обычно считается действием и достижением цели; является реактивным — это обработка происходящего действия.

Стивен Р. Кови был американским писателем, педагогом, мотиватором. и спикер с упором на различные аспекты управления/лидерства. Его книга-бестселлер «7 навыков Высокоэффективные люди» утверждает, что первой привычкой является активность.

По сути, Кови утверждает, что проблемы попадают в одну из 3 областей: 1) проблемы, которые находятся под нашим непосредственным контролем, 2) проблемы, которые находятся под нашим косвенным контролем (под контролем других людей, на которых мы можем влиять) и 3) проблемы, над которыми мы не властны. Быть проактивным, согласно теории Кови, означает обнаружить, в какую из этих трех областей попадает проблема, а затем принять меры для ее решения или изменения нашего взгляда на проблему. (Кови, 1989)

Давайте подробнее рассмотрим, что значит быть проактивным…

Характеристики проактивного и реактивного:

Реактивного:

  • Каждая ситуация принимается во внимание, чтобы принимать решения на основе наиболее последняя информация
  • Лидер принимает более независимые решения в отношении команды, что может быть менее совместным с лидером и командой
  • Поскольку этот тип лидерства опирается на независимые решения лидера, он имеет тенденцию быть более диктаторским, лидер говорит команде, что должно произойти, и команда должна это сделать.
  • Поскольку реактивность больше зависит от лидера в принятии срочных решений, это хорошо работает для тех лидеров, которые высоко ценят контроль над командой. redirect
  • Обстоятельства, вызывающие реакцию, уже имеют импульс; ситуация находится в процессе развития, когда в дело вмешивается лидер. (Слышали поговорку, что требуется время, чтобы развернуть большой корабль хотя бы на несколько градусов?  Иногда может быть лучше начать поворачивать корабль намного раньше, чем это действительно необходимо. )
  • Часто изменения могут происходить быстрее, потому что лидер принимает решения в одностороннем порядке
  • Поскольку реактивность означает, что лидер более склонен принимать независимые решения, он больше полагается на свои собственные решения, которые могут быть не самыми лучшими
  • Реактивные лидеры, как правило, более ориентированы на задачу, а не сосредоточены на конечных результатах
  • Команда может чувствовать, что ее контролируют, и у нее меньше возможностей управлять планом, который влияет на нее
  • Поскольку реактивные лидеры склонны сосредотачиваться на задачах, они стремятся найти независимые проблемы и предоставить для них исправления
  • Поскольку реактивность означает сосредоточение внимания на проблемах, такой способ руководства может быть стрессовым для лидера и группы.

Проактивный :

Цитата Сьюз Орман, финансового консультанта, автора и мотивационного оратора Цитата Джона С. Максвелла, американского писателя, пастора и мотивационного оратора, в основном касающегося лидерства
  • Проактивные лидеры планируют различные непредвиденные обстоятельства; следовательно, они могут быть лучше подготовлены с помощью плана действий
  • Проактивные лидеры, как правило, больше склонны к коучингу по своей природе
  • Инициативные лидеры, способные заставить свою команду предвидеть цели и получить одобрение от команды, имеют групповой импульс для достижения общей цели
  • Команда может быть более самостоятельна, проявляя инициативу для достижения результатов
  • Инициативные лидеры могут получить больше уважения со стороны своей команды, потому что они помогают устранить проблемы или глубину проблем для группы
  • Поскольку есть предусмотрительность и больше внимания к конечной цели, а не к каждой возникающей проблеме, активное лидерство может быть менее стрессовым для лидера и группа.
  • Проактивное лидерство больше основано на принципах, чем на политике и задачах.
  • Активные лидеры обычно лучше организуют. Они представляют себе цель и все шаги, которые, по их мнению, им необходимо предпринять для ее достижения.

Одним из результатов активного лидерства является снижение нагрузки на лидер и меньше стресса в команде. Почему?

Чтобы объяснить это, воспользуемся матрицей Эйзенхауэра.

Матрица Эйзенхауэра — это изображение самых продуктивных способ управлять временем. Он разработал это во время Второй мировой войны в звании пятизвездного генерала. Его часто втягивали во множество разных направления, и он обнаружил, что мысленное разделение проблем поможет определить, как лучше всего использовать его драгоценное и столь желанное время.

Матрица Эйзенхауэра основана на концепции, согласно которой задачи попасть в один из четырех квадрантов:

Матрица Эйзенхауэра (или Коробка Эйзенхауэра)

Его идея заключалась в том, что, как только вы сможете определить, где задача попадает в матрицу, вы можете расставить приоритеты в порядке этих вещей в списке. Вот еще перерыв вниз:

Квадрант I: Это срочно и важно. Это кризисы. Поскольку необходимо выполнить эти задачи немедленно, и они важны, эти задачи должны быть выполнены немедленно.

  Примеры задач квадранта I: забота о здоровье семьи; пожаротушение; заполнение отчета, необходимого генеральному директору для представления бизнеса на следующий день

Реактивные лидеры тратят много времени на выполнение действий в этом квадранте. Они раскрывают проблемы и потушить образные огни.

Квадрант II: Это не срочные, но важные задачи. Это долгосрочные цели. Планирование, расписание. Они должны быть завершены после того, как вы позаботитесь о квадранте I.

Примеры: Расписание работы персонала ресторана на месяц; планирование этапов консультантов в течение 3-месячного проекта для достижения определенных результатов.

Проактивные лидеры проводят время в квадранте II улучшения процессы. Они планируют общение сеансы со своей командой, чтобы проверить прогресс, провести мозговой штурм, обсудить препятствия, и т.  д. Они общаются с другими лидеры.

Квадрант III: Не важно, но срочно. Прерывания, информация, необходимая другому отделу, которая не имеет отношения к задачам вашего отдела и т. д. Часто это задачи, которые можно делегировать кому-то с другими ограничениями по времени и обязанностями. Реактивные лидеры также могут проводить здесь время, поскольку часть реакции заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, что срочно. Лидеры должны стараться минимизировать эти действия, насколько это возможно, чтобы уменьшить стресс и быть максимально продуктивными.

Примеры: Сбор цифр для отчета на конец месяца высшему руководству за неделю до конца месяца; телефонные звонки

Квадрант IV: Неважно и не срочно. Как правило, это пустая трата времени, и их следует устранить, если это возможно.

Примером деятельности в квадранте IV является обсуждение с коллегами вещей, которые не помогают вам достичь ваших целей.

Как это связано с активной деятельностью? Они планируют, планируют и организуют, что также предотвращает кризисы, сохраняя больше будущих задач из квадранта I. Потому что, проводя время в квадранте, я могу больше умственной, а иногда и физической энергии, это приводит к большему стрессу для себя и свою команду. Проактивные лидеры уделяют много времени сектору II.


Так всегда ли лучше быть активным лидером, чем быть реакционером?

Многие лидеры в различных отраслях были бы наиболее эффективными в достижении своих целей, если они принимают активное поведение. Но есть отрасли, которые хорошо подходят за лидерство, которое реагирует на проблемы, а не планирует наилучший вариант сценарии. Некоторые отрасли, такие как производство, иметь большое количество должностей, на которых сотрудник выполняет одни и те же задачи в последовательность день за днем. Лидеры эти команды держат своих сотрудников на задании без внесения изменений в протокол. Они решают проблемы по мере их возникновения, но не нужно предусмотреть, как добраться до конечной цели; они знают свои цели, знают свои задачи и разбираться со смягчающими обстоятельствами по мере их появления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *