Реализм в психологии это – Реализм — психология

Наивный реализм (психология) - Naïve realism (psychology)

В социальной психологии , наивный реализм  является человеческой тенденцией верить , что мы видим мир вокруг нас объективно , и что люди , которые не согласны с нами , должны быть неосведомленными, иррациональными , или предвзятыми .

Наивный реализм обеспечивает теоретическую основу для ряда других когнитивный предубеждений , которые являются систематическими ошибками , когда дело доходит до мышления и принятия решений. Они включают в себя ложный консенсус эффект , смещение актер-наблюдателя , предвзятость слепое пятно , и фундаментальную ошибку атрибуции , среди других.

Термин, как он используется в психологии сегодня, был придуман социальный психолог Ли Росс и его коллегами в 1990 - е годы. Это связанно с  философской концепцией  наивного реализма , который является идеей , что наши чувства позволяют нам воспринимать объекты непосредственно и без каких - либо промежуточных процессов. Социальные психологи в середине 20-го века , выступал против этой позиции и предложила вместо этого , восприятие по своей природе субъективно.

Несколько известных социальных психологов изучали наивный реализм экспериментально, в том числе  Ли Росс , Эндрю Уорд, Дейл Гриффин, Эмили Пронин,  Томас Gilovich , Роберт Робинсон и Дачер Келтнер . В 2010 году

Справочник по социальной психологии признается наивный реализм как один из «четырех жестких завоеванной идеи о человеческом восприятии , мышления , мотивации и поведения , которые ... представляют собой важный, основополагающий действительно, вклад социальной психологии .»

Основные допущения

Ли Росс и его коллега психолог Эндрю Уорд изложил три взаимосвязанных предположения, или «принципы» , которые составляют наивный реализм. Они утверждают , что эти предположения подтверждаются длинной линии мышления в социальной психологии, наряду с несколькими эмпирическими исследованиями. Согласно их модели, люди:

  • Считают, что они видят мир объективно и без предвзятости.
  • Ожидать, что другие придут к тем же выводам, так долго, как они подвергаются той же информации и интерпретировать его рациональным образом.
  • Предположу, что другие, которые не разделяют те же взгляды должны быть невежественными, иррациональными, или сместиться.

История концепции

Наивный реализм следует из субъективистской традиции в современной социальной психологии , которая уходит своими корнями к одному из основателей месторождения, германо-американский психолог по имени Курт Левин . Идеи Левин были сильно проинформированы гештальтпсихологией , школа 20 века мысли , которые сосредоточены на изучение психологических явлений в контексте, как части целого.

С 1920 - х по 1940 - е годы, Левин разработал подход к изучению человеческого поведения , которое он назвал теорию поля . Теория поля предполагает , что поведение человека является функцией человека и окружающей среды . Lewin считается психологическое окружение человека, или «жизненное пространство» , чтобы быть субъективным и , таким образом , независимо от физической реальности.

В течение этого периода времени, субъективистские идеи также распространялись по другим областям психологии . Например, Жан Пиаже , психолог , утверждал , что дети смотрят на мир через эгоцентрической линзы, и у них есть проблемы , разделяющий свои собственные убеждения от верований других людей.

В 1940 - х и 1950 - х годах, пионеры в социальной психологии применили субъективистский вид области социального восприятия . В 1948 году психологи Дэвид Kretch и Ричард Krutchfield утверждал , что люди воспринимают и интерпретируют мир в соответствии со своими «собственными потребностями, собственные коннотации, собственной личности, собственных ранее формируются когнитивные модели.»

Социальный психолог Густав Ichheiser расширил эту идею, отметив , как перекосы в человека восприятия приводят к недоразумениям в социальных отношениях . По Ichheiser, «Мы , как правило, решить нашу растерянность , возникающую из опыта , что другие люди видят мир иначе , чем мы видим это сами, заявляя , что эти другие, в результате какого - либо основного интеллектуального и морального дефекта, не в состоянии видеть вещи" как они на самом деле являются»и реагировать на них„обычным способом“. Таким образом , мы имеем в виду, конечно, что вещи на самом деле , как мы их видим, и что наши пути являются нормальными способами «.

Соломон Аш , известный социальный психолог , который также был воспитан в гештальт традиции, утверждал , что люди не согласны , потому что они основывают свои решения на разных construals , или способы смотреть на различные вопросы. Тем не менее, они находятся под иллюзией , что их суждения о социальном мире являются объективными. «Это отношение, которое было точно описано , как наивный реализм, не видит никаких проблем в том , восприятии или познаний окружения Вещи , что они , кажется, они имеют только те качества , которые они показывают на зрение и осязание,» он написал в своем учебнике

социальной психологии в 1952 году «это отношение, не означает, однако, описывают реальные условия нашего познания окружающей среды.»

Экспериментальные доказательства

«Они увидели игру»

В основополагающем исследовании в социальной психологии , которая была опубликована в газете в 1954 году, студенты из Дартмута и Принстона смотрели видео футбольного матча нагретого между двумя школами. Хотя они выглядели в то же кадры, болельщики обеих школ воспринимают игру очень по- разному. Студенты Принстона «видели» команда Дартмут сделать в два раза больше нарушений в их собственной команды, и они также видели , что команда делают в два раза больше нарушений по сравнению с тем, что увидели студенты Дартмут. Студенты Дартмут рассматривала игру как должны быть равномерно соответствием в семье, в которой обе стороны были виноваты. Это исследование показало , что две группы воспринимают событие субъективно . Каждая команда считали , что они видели события объективно и с другой стороны в восприятии события был ослеплен уклоном .

Ложный консенсус эффект

1977 Исследование , проведенное Росс и его коллеги дали первые доказательства для познавательного смещения называется ложный консенсус эффект , который является тенденция людей переоценивать степень , в которой другие люди разделяют те же взгляды. Это смещение было процитировано в поддержку первых двух догматов наивного реализма. В исследовании, студенты спросили , будут ли они носить знак сэндвич-доска, который сказал : «Eat At Джо» на нем, вокруг университетского городка. Затем их просили указать , считают ли они , другие студенты, скорее всего, носить знак, и то , что они думали о студентах , которые либо готовы носить его или нет. Исследователи обнаружили , что студенты , которые согласились носить знак считали , что большинство студентов будет носить знак, и они думали , что отказ носить знак был более показателен личных качеств своих сверстников. С другой стороны , студенты , которые отказались носить знак думал , что большинство других студентов также отказываются, и приняв приглашение было более показательным определенных черт личности.

эффект Враждебные СМИ

Явление называют враждебный эффектом СМИ показывает , что партизаны могут просматривать нейтральные события субъективно в соответствии со своими потребностями и ценностями, и сделать предположение о том, что те , кто интерпретирует это событие по- разному необъективны. Для исследования в 1985 году, про-израильских и про-арабских студентов попросили посмотреть реальное освещение новостей на 1982 Сабра и Шатила резню , массовые убийства палестинских беженцев (Vallone, Ли Росс и Леппер, 1985). Исследователи обнаружили , что партизаны с обеих сторон воспринимаются покрытие , как необъективности в пользу противоположной точки зрения и считает , что люди, ответственные за программу новостей провели идеологические взгляды противоположной стороны.

«Музыкальное постукивание» исследование

Более эмпирические данные для наивного реализма пришли из «музыкального исследования врезки» психолога Элизабет Ньютона в 1990 году для исследования, участники были назначены либо в качестве «сборщиков» или «слушатели» . В сборщики сказали вытряхнуть ритм хорошо известной песни, в то время как «слушатели» попросили , чтобы попытаться определить песню. В то время как сборщики Ожидается , что слушатели угадать мелодию около 50 процентов времени, слушатели смогли определить это лишь около 2,5 процента от времени. Это обеспечило поддержку для отказа в перспективном фиксации на стороне сборщиков, и завышение степени , в которой другие разделяют бы в «слух» песни , как это было прослушиваться.

Wall Street Game

В 1993 году Росс и Стивен Сэмюэлс попросил постоянных советников в общежитии назначить студентов для участия в исследовании, и указать , были ли вероятно сотрудничать те студенты , или дефект в первом раунде классической игры принятия решений под названием Дилемма заключенного . Игра была введена на объекты , одним из двух способов: либо он упоминается как «Wall Street Game» или как «Community Game» . Исследователи обнаружили , что студенты в состоянии «Community Game» в два раза чаще сотрудничать, и что это не похоже , чтобы сделать разницу , были ли студенты ранее классифицированы как «кооператоры» против «перебежчиков» . Этот эксперимент показал , что ярлык игры оказал больше власти о том , как студенты играли в игру , чем черты личности испытуемых. Кроме того, исследование показало , что общежития советники не сделали достаточные резервы для субъективных интерпретаций игры.

последствия

Наивный реализм заставляет людей преувеличивать различия между собой и другими. Психологи считают , что это может вызвать и обострить конфликт, а также создавать барьеры для переговоров через несколько различных механизмов.

Уклон слепое пятно

Одним из следствий этого наивного реализма называют смещения слепое пятно , которое является способность распознавать когнитивные и мотивационные перекосы в других , пока не в состоянии признать влияние смещения на себя. В исследовании , проведенном Пронин, Лин и Росс (2002), Stanford студенты заполнили анкету о различных уклонах в социальном суждении. Они показали , как восприимчивыми они думали , что они этим предубеждения по сравнению со средним учеником. Исследователи обнаружили , что участники последовательно считали , что они были менее склонны быть предвзятыми , чем их сверстники. В последующем исследовании, студенты ответили на вопросы об их личных качествах (например , как они были внимательным) по сравнению с теми из других студентов. Большинство студентов видели себя как падение выше среднего по большинству признаков, которые обеспечили поддержку для познавательного смещения , известное как лучше, чем средний эффекта . Далее, студенты узнали , что 70 до 80 процентов людей становятся жертвами этого смещения. На вопрос о точности их самооценок, 63 процентов студентов утверждали , что их рейтинги были объективными, в то время как 13 процентов студентов указали , что они думали , что их рейтинги были слишком скромными.

Рис. 1. Фактические виды (сверху), «кружка» восприятие взглядов (в центре), «треугольник» восприятие представлений (внизу). (Смоделированный после подобных иллюстраций, найденных в Robinson и соавт., 1995, и Росс & Уорд, 1996)

Ложная поляризация

Когда человек не разделяет наши взгляды, то третий принцип наивного реализма приписывает это несоответствие до трех возможностей. Человек либо был выставлен на другой набор информации, ленятся или не в состоянии прийти к рациональному выводу, или находится под искажающее влиянием , такие как смещение или корысть. Это приводит к явлению , которое называется ложная поляризацией, которая включает в себя интерпретацию взгляды других людей как более экстремальные , чем они на самом деле, и приводит к восприятию больших межгрупповых различий (см. 1). Люди предполагают , что они воспринимают этот вопрос объективно, тщательно рассматривая его из нескольких представлений, в то время как другая сторона обрабатывает информацию сверху вниз . Например, в исследовании , проведенном Robinson и соавт. в 1996 году, про жизнь и про выбор партизаны сильно переоценили оконечность взглядов с противоположной стороны, а также переоценивать влияние идеологии на других в своей группе.

Реактивная девальвация

Предположение о том, что мнения других людей, более экстремальные , чем они могут создать барьер для разрешения конфликтов. В ходе опроса , проведенного тротуарной в 1980 - х годах, пешеходы оценили предложение о разоружении ядерных вооружений (Стиллинжера и др., 1991). Одна группа участников сказали , что это предложение было сделано американским президентом Рональдом Рейганом , а другие думали , что предложение исходило от советского лидера Михаила Горбачева . Исследователи обнаружили , что 90 процентов участников , которые считали это предложение было от Рейгана поддержали его, в то время как в группе Горбачева лишь 44 процент заявил о своей поддержке. Это обеспечило поддержку явления , называемое реактивной девальвацией , которая включает в себя отклонение концессии от противника на предположении о том , что концессии либо мотива корысти или менее ценной.

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Росс Л., Уорд и, А. (1995). Психологические барьеры для разрешения споров. Достижения в области экспериментальной социальной психологии , Vol. 27., (стр. 255-304). Сан - Диего, Калифорния, США: Academic Press, IX, 317 стр. Дои : 10.1016 / S0065-2601 (08) 60407-4
  • Lilienfeld, Скотт О. (2010) 50 Великие мифы народной психологии: Сокрушительный широко распространены неверные представления о поведении человека. Чичестер, Западный Суссекс; Wiley-Blackwell.
  • Пронин, Эмили; Gilovich, Томас; Росс, Ли (2004-07-01). «Объективность в глазах смотрящего: расходящихся представлений о смещении в себя по сравнению с другими» Psychological Review  111  (3): 781-799. DOI : 10,1037 / 0033-295X.111.3.781 , ISSN  0033-295X . PMID  15250784 .
  • Либерман, В. и др. (2011) наивного реализма и захватив «мудрость двоек,» Журнал экспериментальной социальной психологии , DOI : 10.1016 / j.jesp.2011.10.016
  • Келтнер, Dacher; Робинсон, Роберт Дж (1993). «Воображаемые Идеологические различия в Escalation и разрешения конфликтов». Международный журнал по управлению конфликтами . 4 (3): 249-262. DOI : 10,1108 / eb022728 .
  • Либермана, Вард; Сэмюэлс, Стивен М .; Росс, Ли (2004-09-01). «Имя в игре: предсказательная силы репутаций против Ситуационного Labels в определении Дилеммы игры Moves узника». Личность и социальная психология бюллетень 30 (9): 1175-1185. DOI : 10,1177 / 0146167204264004 . ISSN  0146-1672 . PMID  15359020 .
  • Росс, Ли (2014). «Барьеры на пути к соглашению в асимметричном израильско-палестинского конфликта» . Динамика асимметричного конфликта, 7 (2-3): 120-136. DOI : 10,1080 / 17467586.2014.970565 . ISSN  1746-7586 .
  • Росс, Ли; Nisbett, Ричард E. (2011). Человек и ситуация: уроки социальной психологии. Пинтер & Martin Publishers. ISBN  978-1-905177-44-8 .

ru.qwertyu.wiki

Наивный реализм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2019; проверки требует 1 правка.

Наи́вный реали́зм — эпистемологическая позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком[1]. С точки зрения наивного реалиста, реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. В повседневной жизни наивный реализм вредит здоровой психологии познания, а в науке ведёт к догматизму и некритическому гипостазированию теоретических понятий[2]. Согласно наивному научному реализму теория, которую признало научное сообщество, обладает исчерпывающей истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов[3]. Альтернативой наивному реализму служит критический реализм, который считает любую научную теорию истинной лишь в модельном смысле и подчёркивает творческую активность субъекта познания.

Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:

  1. Существует мир материальных объектов.
  2. Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
  3. Эти объекты существуют не только когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.
  4. Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
  5. При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

Практика[п

ru.wikipedia.org

Реализм - это... Что такое Реализм?

  • Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… …   Литературная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… …   Философская энциклопедия

  • Реализм —         (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… …   Художественная энциклопедия

  • реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реализм —  Реализм  ♦ Réalisme    В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕАЛИЗМ — (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в… …   Политология. Словарь.

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… …   Современная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… …   Современная энциклопедия

  • psychology_pedagogy.academic.ru

    значение термина в философии, виды реализма

    В обыденной жизни понятие реалист носит чаще всего положительный смысл. Это человек, который твердо стоит на ногах, может постоять за себя и своих близких. Он не ставит сверхсложных задач, которых не может выполнить. На самом деле все намного сложнее, и даже философы, придумавшие термин «реализм», не могут прийти к однозначности в его определении.

    Содержание материала:

    Кто такой реалист

    Есть интересная шутка, объясняющая простыми словами, кто такой реалист: «Посмотрев на темный тоннель, оптимист увидит свет в конце тоннеля, пессимист заметит, что тоннель длинный, а реалист увидит тоннель, свет и приближающийся поезд».

    В обыденном смысле слова реалист – тот человек, который воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле. То есть его механизмы познания окружающей действительности являются наиболее совершенными, а выводы – близкими к истине. Реалист учитывает в работе данные условия, свои и чужие возможности и ресурсы, умеет строить планы и добиваться успеха.

    В философском значении термин реалист означает приверженца философии реализма. Реалист в искусстве стремится к правдивому изображению действительности, является сторонником методов реализма. В психологии этим термином описывают человека деятельного, который не привык жить в мире иллюзий и мечтаний. Реализм в характере может сосуществовать как с оптимизмом, так и с пессимизмом.

    Значение термина в философии

    Реализм подразумевает, что общие реалии обладают вещественным бытием. Такая трактовка характерна для Средневековья. Философы того времени спорили о реальности универсалий (общих понятий, объединяющих множество подобных индивидуальных объектов).

    Существовали противоположные мнения:

    • общие понятия или идеи существуют как некая структура, предваряющая материальное воплощение, они так же реальны, как видимый мир;
    • общие понятия – это всего лишь термины, которые описывают некое познание о мире, но оно остается только словами, и в действительности индивидуальные сущности имеет более сложную структуру.

    Реалисты утверждали, что универсалии существуют в действительности, то есть, что слова так же материальны, как осязаемые и видимые нами предметы. Им противостояли номиналисты, возражающие против действительного существования отстраненных понятий.

    Термин «реализм», характерный только для европейской философии, не имеет однозначного определения. Он в разное время обозначал направления философской мысли, устанавливающие отношение понятий к реальному миру, иногда совершенно противоположные.

    Виды реализма

    Однозначного деления на виды в реализме не существует. Можно провести классификацию в соответствии с областью использования понятия, временем существования, узкой специализацией.

    Например, понятие реализма применимо к разным областям человеческого бытия:

    • философии;
    • науке;
    • литературе;
    • психологии;
    • политике и т. д.

    Можно говорить о таких видах реализма как философский, литературный, психологический, политический.

    Основываясь на истории развития реализма с древних времён и до наших дней, выделяют несколько этапов:

    • «Античный реализм»;
    • «Эпоха Ренессанса»;
    • период XVIII–XIX века;
    • «Эпоха реализма» (наивысший расцвет) – середина XIX века;
    • «Неореализм».

    В искусстве и литературе выделяют, кроме того, просветительский, синкретический, критический, социалистический реализм.

    Научный реализм утверждает, что существует объективная истина. Приблизиться к истинному знанию можно благодаря научному прогрессу, а то, что подтверждено проверенной теорией, существует на самом деле.

    В зависимости от изучаемых проблем выделяют такие виды научного реализма:

    • эпистемологический – отвечает на вопрос о возможности познания мира;
    • онтологический – помогает понять реальность отдельных сущностей;
    • семантический – исследует вопрос об истинности выражения реальности при помощи языка.

    Реализм также может быть обычным, наивным, критическим. Можно сделать вывод, что единой классификации не существует. Каждый выдающийся философ создает свою систему. Например, с точки зрения английского реализма ХХ века, все предыдущие реализмы можно назвать «идеализмами», так как они работали со сложной системой отвлеченных понятий, недоступных непосредственному восприятию.

    Трактовка в психологии

    В поведении человека и его отношении к окружающему миру большую роль играет субъективное восприятие. Установка сознания, которая в философии описывается как наивный реализм, искажает восприятие реальности, и может стать причиной конфликта с социумом.

    Согласно мнению наивного реалиста, реально все, что он чувствует, видит, слышит и понимает. В обычной жизни такая позиция оказывает разрушающее действие на процесс познания.

    Наивный реализм имеет теоретическое обоснование, которое держится на 5 принципах:

    • материальные объекты действительно существуют;
    • чувственный опыт помогает установить истинность существования этих объектов;
    • материальные объекты существуют независимо от восприятия;
    • качества, присущие объектам, постоянны и неизменны, даже когда нет возможности их наблюдать;
    • при помощи чувств можно увидеть истинную природу вещей.

    На практике эти принципы наивный реалист реализует в специфическом поведении:

    1. Верит, что объективно оценивает факты. Его суждения непредвзяты и соответствуют истине.
    2. Он ждет, что другие люди разделят с ним его взгляды, так как они являются единственно верными.
    3. Если другие люди высказывают несогласие с его точкой зрения, он объясняет это недостаточной осведомленностью, ленью или предвзятостью.

    Альтернативой обыденному сознанию с его псевдореалистическими убеждениями является критический реализм. В философии и психологии – это более здравый взгляд на вещи, когда восприятие действительности интерпретируется благодаря содержимому сознания. То есть чтобы понять другого человека, необходимо учитывать особенности его темперамента, возраста, жизненного опыта, воспитания, уровня развития и т. д.

    Знаменитые люди реалисты

    В Античности предшественником всех реалистов был Платон. Его философские взгляды и учение об идеях послужили прототипом для последующих поколений философов.

    В Средневековой Европе одним из основоположников реализма и самым ярким его представителем был Ансельм Кентерберийский, человек очень сложной и богатой судьбы, средневековый богослов и философ. Опираясь на Священное Писание, в частности, на стих из Евангелия от Иоанна «В начале было Слово…», Ансельм разрабатывает теорию, согласно которой универсалии обладают реальным бытием.

    Знаменитый тезис Ансельма звучит примерно так: «Создавая новые слова, мы меняем мир. Меняя старые слова, мы меняем мир». Это высказывание можно понимать как призыв к развитию через творчество. Философ Ансельм Кентерберийский утверждал, что есть общие понятия, которые обладают вещественным бытием. И они моделируют реальность единичных понятий. Другим виднейшим представителем этого философского направления был Фома Аквинский.

    Позднее крупную систему реалистического направления в философии создал Гегель, для которого идеи были более материальны, чем осязаемые предметы. Ему противостоял индивидуализм Ницше, и гегельянство утратило со временем преобладающее влияние на умы общества.

    Выразителем неореализма стал англичанин Гербарт, который настаивал на возможности непосредственного познания объектов окружающего мира. Его взгляды разделяли многие английские философы первой половины ХХ века. Так же как реализму Средневековья противостоял номинализм, антиреализм стал противником неореализма.

    В литературе основоположником реализма считают А. С. Пушкина. Интересно, что в психологии и искусстве реализм является более понятной категорией, чем в философии или науке. Но это субъективное мнение, с которым можно не согласиться.

    attuale.ru

    Наивный реализм - это... Что такое Наивный реализм?

    Наи́вный реали́зм — эпистемологическая позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком[1]. С точки зрения наивного реалиста, реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. В повседневной жизни наивный реализм вредит здоровой психологии познания, а в науке ведёт к догматизму и некритическому гипостазированию теоретических понятий[2]. Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов[3]. Альтернативой наивному реализму служит критический реализм, который считает любую научную теорию истинной лишь в модельном смысле и подчёркивает творческую активность субъекта познания.

    Теория

    Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:

    1. Существует мир материальных объектов.
    2. Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
    3. Эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.
    4. Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
    5. При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

    Практика

    Для поведения наивных реалистов характерны следующие особенности[5]:

    1. Убеждённость в собственном восприятии объектов и событий такими, каковы они на самом деле; вера в свою беспристрастность и непредвзятость в понимании имеющихся данных или информации.
    2. Ожидание от других рациональных наблюдателей тех же реакций, действий и мнений, что и у себя, при условии, что им была доступна та же информация.
    3. Объяснение неприятия своей точки зрения каким-либо индивидом или группой тремя причинами: а) этому индивиду или этой группе были предоставлены другие сведения (в этом случае при условии, что другая сторона рациональна и нейтральна, обмен информацией или её объединение должны привести к консенсусу), б) этот индивид или эта группа ленивы, иррациональны или же вообще не способны прийти к разумным выводам на основе объективных данных, в) этот индивид или эта группа склонны к тенденциозности в интерпретации фактов или в умозаключениях из-за влияния идеологии, эгоизма или иного искажающего личностного фактора.

    Реализм и квантовая физика

    Реализм в физике означает, что любая физическая система должна обладать определёнными свойствами вне зависимости от того, подвергаются ли они измерению/наблюдению или нет. Физика вплоть до XIX века всегда имплицитно и иногда эксплицитно основывалась на философском реализме.

    Научный реализм в классической физике в целом совместим с наивным реализмом обыденного мышления, однако модель мира в квантовой теории невозможно выразить при помощи понятий обыденного мира. Общее умозаключение гласит, что в квантовой теории наивный реализм необходим на уровне наблюдений, но на микроскопическом уровне неадекватен[6]. Эксперименты (такие, как опыт Штерна — Герлаха) и квантовые феномены (такие, как принцип дополнительности) привели квантовых физиков к заключению, что «не существует достаточного основания для приписывания физическим величинам объективного существования, отличного от цифр, которые были получены при измерениях, связанных с ними. Нет реальной причины полагать, что частица в каждый момент времени занимает определённое, пусть и неизвестное, положение, которое может быть обнаружено путём корректного измерения… Напротив, мы попадаем в лабиринт противоречий, как только вводим в квантовую механику концепции, унаследованные из языка и философии наших предков… Точнее было бы говорить о „проведении измерений“ одного, другого или иного типа вместо того, чтобы говорить об измерении одной, другой или иной „физической величины“»[7]. Невозможно больше одновременно придерживаться принципа локальности (согласно которому удалённые объекты не могут влиять на локальные объекты) и формы онтологического реализма counterfactual definiteness, присущей классической физике. Согласно некоторым интерпретациям квантовой механики, система не обладает реализованным собственным состоянием до тех пор, пока оно не получено в результате измерения, а это означает, что квантовые системы демонстрируют нелокальное поведение. Теорема Белла доказывает, что любая квантовая теория должна нарушать локальный реализм либо counterfactual definiteness. Это вызвало бурную полемику по поводу интерпретации квантовой механики. Хотя локальность и «реализм» в смысле counterfactual definiteness вкупе ошибочны, возможно использовать что-то одно из них. Большинство физиков отказывается от counterfactual definiteness в пользу локальности, поскольку нелокальность не соответствует относительности. Последствия этого выбора редко обсуждаются вне сферы явлений микромира, но такой мысленный эксперимент, как кот Шрёдингера, иллюстрирует возникающие сложности. Поскольку квантовая механика применяется для всё бо́льших объектов, даже болванка весом в одну тонну, используемая в качестве детектора гравитационных волн, должна анализироваться с точки зрения квантовой механики, тогда как в космологии для изучения Большого взрыва рассматривается волновая функция для целой Вселенной. Трудно отрицать физическую реальность квантового мира, поэтому «Квантовая механика вынуждает нас отказаться от наивного реализма»[8], хотя можно возразить, что реализм counterfactual definiteness в физике — гораздо более специфическое понятие, чем обобщающий философский реализм[9].

    «„Нам следует отказаться от идеи реализма в гораздо большей степени, чем считает сегодня большинство физиков.“ (Антон Цайлингер)… Под реализмом он подразумевает идею, согласно которой объекты обладают специфическими качествами и свойствами — то есть, что мяч красный, что книга содержит труды Шекспира, или электрон обладает специфическим спином… для объектов, управляемых законами квантовой механики, таких как фотоны и электроны, может оказаться бессмысленной точка зрения, согласно которой они обладают вполне определёнными характеристиками. Взамен, то, что мы видим, скорее зависит от того, как мы смотрим»[10].

    Виртуальная реальность и реализм

    «Виртуальный реализм»[11] имеет непосредственное отношение к рассмотренным выше теориям.

    В научной статье «Реальность виртуальной реальности» говорится, что «виртуальность есть полноправный (bonafide) вид реальности, и что „виртуальная реальность“ должна пониматься как „вещи, личности, события, которые существуют в киберпространстве“. Эти утверждения устраняют непоследовательность, присущую повседневному употреблению данных терминов… „виртуальная реальность“, хотя и основанная на современной информационной технологии, не относится лишь к технологическому оборудованию или к чисто ментальным сущностям или к поддельной окружающей среде, противоположной реальному миру, а является онтологической формой бытия, которая ведёт к расширению нашего привычного мира»[12].

    «Возникновение телеуправления и виртуальной среды значительно увеличило интерес к „синтетическому опыту“, виду опыта, который стал возможным благодаря новейшим технологиям и сенсорному протезированию… осмысление синтетического опыта должно начинаться с признания ошибочности наивного реализма и с признания того, что феноменология синтетического опыта неразрывно связана с повседневным опытом»[13].

    Идеи, связанные с виртуальной реальностью, способствовали преодолению противоречий, свойственных научной картине мира Нового времени. Реакцией на эти затруднения стал отказ от признания лишь одной — природной — реальности[14]. Современная наука и философия признают множественность реальностей. Такие известные философы, как Ричард Рорти и Нельсон Гудмэн (англ.)русск., считают символическими конструктами все миры — не только мир религии и искусства, но и научную картину мира[15].

    См. также

    Примечания

    1. Философия. Учебник. / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. — М.: Русское слово, 1996. — 432 с.
    2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
    3. Краевский В. Три ступени познания и спор реализма с анти-реализмом
    4. Naïve Realism, University of Reading.
    5. Росс Л., Уорд Э. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания.
    6. Gomatam, Ravi. (2007). Physics and Commonsense — Reassessing the connection in the light of the quantum theory, arXiv.org.
    7. Kemble E. C. in Peres Asher, (1993). Quantum Theory: Concepts and Methods, Springer 1993 p. 17 ISBN 978-0792325499.
    8. Rosenblum, Bruce & Kuttner, Fred. (2006). Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness, Oxford University Press US. p. 112. ISBN 978-0195175592.
    9. «We examine the prevalent use of the phrase „local realism“ in the context of Bell’s Theorem and associated experiments, with a focus on the question: what exactly is the ‘realism’ in ‘local realism’ supposed to mean?». Norsen, T.Against 'Realism'
    10. Ball, Philip. (2007). Physicists bid farewell to reality? Quantum mechanics just got even stranger, Nature, April 18, 2007.
    11. Heim, Michael. (2000). Virtual Realism, Oxford University Press US. ISBN 978-0195138740.
    12. (Requires login)Yoh, Myeung-Sook. (2001). The reality of virtual reality, Virtual Systems and Multimedia. pp. 666—674.
    13. Loomis, Jack. (1993). Understanding Synthetic Experience Must Begin with the Analysis of Ordinary Perceptual Experience,IEEE 1993 Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality, 54-57.
    14. Носов H. А. Виртуальная реальность // Новая философская энциклопедия. Том первый. М., 2000. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
    15. Хайм М. Метафизика виртуальной реальности. // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия «Аналитическая философия в культуре ХХ века». Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. Cоставители В. Я. Друк и В. П. Руднев. Москва, 1995.

    Литература

    • Ahlstrom, Sydney E. "The Scottish Philosophy and American Theology, " Church History, Vol. 24, No. 3 (Sep., 1955), pp. 257—272 in JSTOR
    • Cuneo, Terence, and René van Woudenberg, eds. The Cambridge companion to Thomas Reid (2004)
    • Gibson, J.J. (1972). A Theory of Direct Visual Perception. In J. Royce, W. Rozenboom (Eds.). The Psychology of Knowing. New York: Gordon & Breach.
    • Graham, Gordon. «Scottish Philosophy in the 19th Century» Stanford Encyclopedia of Philosophy (2009) online
    • Marsden, George M. Fundamentalism and American Culture (2006) excerpt and text search
    • S. A. Grave, «Common Sense», in The Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edwards (Collier Macmillan, 1967).
    • Peter J. King, One Hundred Philosophers (2004: New York, Barron’s Educational Books), ISBN 0-7641-2791-8.
    • Selections from the Scottish Philosophy of Common Sense, ed. by G.A. Johnston (1915) online, essays by Thomas Reid, Adam Ferguson, James Beattie, and Dugald Stewart
    • David Edwards and Steven Wilcox (1982). «Some Gibsonian perspectives on the ways that psychologists use physics». Act. Psychologia 52: 147–163. DOI:10.1016/0001-6918(82)90032-4.
    • Fowler, C. A. (1986). «An event approach to the study of speech perception from a direct-realist perspective». Journal of Phonetics 14: 3–28.
    • James J. Gibson. The Ecological Approach to Visual Perception. Lawrence Erlbaum Associates, 1987. ISBN 0-89-859959-8
    • Claire F. Michaels and Claudia Carello. Direct Perception. Prentice-Hall. ISBN 0-13-214791-2. 1981. Download this book at http://ione.psy.uconn.edu/~psy254/MC.pdf
    • Edward S. Reed. Encountering the World. Oxford University Press, 2003. ISBN 0-19-507301-0
    • Shaw, R. E./Turvey, M. T./Mace, W. M. (1982): Ecological psychology. The consequence of a commitment to realism. In: W. Weimer & D. Palermo (Eds.), Cognition and the symbolic processes. Vol. 2, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., pp. 159-226.
    • Turvey, M. T., & Carello, C. (1986). «The ecological approach to perceiving-acting a pictorial essay». Acta Psychologica 63 (1-3): 133–155. DOI:10.1016/0001-6918(86)90060-0. PMID 3591430.
    • Nicholas Wolterstorff. Thomas Reid and the Story of Epistemology. Cambridge University Press, 2006. ISBN 0-52-153930-7
    • Nelson, Quee. (2007). The Slightest Philosophy Dog’s Ear Publishing. ISBN 978-1598583786

    Ссылки

    • James Feiser, «A Bibliography of Scottish Common Sense Philosophy»
    • Theory of knowledge: Naïve Realism
    • Naïve Realism and the Argument from Illusion
    • The Function of Conscious Experience
    • Representationalism
    • Naïve Realism in Contemporary Philosophy
    • The Science and Philosophy of Consciousness
    • Stanford Encyclopedia of Philosophy: Epistemological Problems of Perception
    • Physics and Commonsense: Reassessing the connection in the light of quantum theory
    • Quantum Theory: Concepts and Methods
    • Nature Journal: Physicists bid farewell to reality?
    • Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness
    • Virtual Realism
    • The reality of virtual reality
    • IEEE Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality: Understanding Synthetic Experience Must Begin with the Analysis of Ordinary Perceptual Experience
    • Realism, article form the Stanford Encyclopedia of Philosophy.
    • Sense Data, article from the Stanford Encyclopedia of Philosophy.
    • Skepticism and the Veil of Perception, book defending direct realism.
    • Pierre Le Morvan, «Arguments against direct realism and how to counter them», American Philosophical Quarterly 41, no. 3 (2004): 221—234. (pdf)
    • Steven Lehar, «Gestalt Isomorphism» (2003), paper criticizing direct realism.
    • A Direct Realist Account of Perceptual Awareness, dissertation on direct realism.
    • Epistemological debate on PSYCHE-D mailing list
    • A Cartoon Epistemology

    dic.academic.ru

    РЕАЛИЗМ - это... Что такое РЕАЛИЗМ?

  • Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… …   Литературная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… …   Философская энциклопедия

  • Реализм —         (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… …   Художественная энциклопедия

  • реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реализм —  Реализм  ♦ Réalisme    В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕАЛИЗМ — (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в… …   Политология. Словарь.

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… …   Современная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… …   Современная энциклопедия

  • psychology_dictionary.academic.ru

    реализм - это... Что такое реализм?

  • Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… …   Литературная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… …   Философская энциклопедия

  • Реализм —         (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… …   Художественная энциклопедия

  • реализм — а, м. realisme m. 1. Направление в литературе и искусстве, ставящее свой целью правдивое воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах; правдивое изображение действительности. БАС 1. Уловить и передать правдивую черту… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реализм —  Реализм  ♦ Réalisme    В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реализм — реализма, м. [от латин. realis действительный] (книжн.). 1. Термин, к к–рому прибегали в 19 в. и начале 20 в. многие эклектики в философии для обозначения своих философских систем (филос.). «…Слово “реализм” захватано позитивистами и прочими… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕАЛИЗМ — (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в… …   Политология. Словарь.

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так широко понимаемый… …   Современная энциклопедия

  • РЕАЛИЗМ — в искусстве 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕАЛИЗМ — (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект… …   Современная энциклопедия

  • literary_criticism.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *