Речь и общение в психологии: ������ 10. ���� � �������

Речь и общение

28.04.2011

В контексте общения речь обладает рядом психологических свойств, в которых отражаются индивидуальные и групповые характеристики людей, поступивших в речевое взаимодействие: понятность, содержательность, выразительность, информативность, воздейственность. Эти свойства обеспечиваются умениями: логично говорить, добиваться смысловой целостности фраз, пользоваться паралингвистическими средствами, сопровождать речь кинетическими приемами, применять экстралингвистические элементы коммуникации.

Выразительность речи заключается во внешнем выражении эмоциональных состояний говорящего в его отношении к тому, что он говорит. К средствам выразительности относятся: мимика, жесты, ритм, интонация, паузы, правильные ударения, акценты, афоризмы, шутки, «волшебные слова». К сожалению, среди высшей государственной элиты находятся люди, использующие данное свойство речи для оправдания ненормативной лексики как средства общения в повседневной жизни и межличностном общении.

Утверждая ненормативную лексику в качестве неотъемлемой части русского языка, они выступают перед студентами вузов, устраивают неприличные телевизионные шоу и т.д.

Информативная речь обусловлена значимостью озвучиваемого материала для собеседников! Примером низкой информативности служат известные фразы типа: «рыба в основном водится в воде», «вода мокрая». Информативность речи можно увеличить на 10-15% за счет грамотного использования пауз и интонации голоса.

Воздейственность речи представлена возможностью ее влияния на собеседников, направляя их мысли и поведение в требуемое русло. Имеется огромный объем данных по различным негативным фактам, проявляющимся в нашей жизни: взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, суицид и т.д., но нет статистики, которая свидетельствовала бы о фактах предупреждения аномального поведения людей благодаря речевому воздействию на них. Например, террористы отпускают заложников.

Следует отметить, что совершенство речи обеспечивается грамотным использованием одновременно всех перечисленных выше свойств.

Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний. С помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Всякая речь обращена к разуму, чувству и желанию слушателей.

Национальный язык — явление сложное, поскольку народ, который использует его как средство общения, в социальном отношении неоднороден. Расслоение общества обусловлено различными факторами, а именно: территорией проживания, трудовой деятельностью и ее спецификой, интересами отдельных групп.

Каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм.

Таких форм пять:

  • литературный язык,
  • территориальные диалекты,
  • городское просторечие,
  • профессиональные и социально-групповые жаргоны.

Академик Л.В. Щерба пишет:

«Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее,» ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен».

Например, в романе «Отцы и дети», написанном И. С. Тургеневым, его герой Евгений Базаров, при общении с мужиком использовал, как и тот, русский язык, но они не понимали друг друга. Это объясняется тем, что национальный русский язык — явление сложное, субъективное.

Высшая его форма — литературный язык, которым должны владеть люди, получившие образование. Как средство общения жители городов и сел используют просторечие, на определенных территориях встречаются местные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональный жаргон, молодежный (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный. Все они имеют свои нормы и специфику.

Речь Базарова строится по нормам литературного языка, в которой встречаются -отвлеченные и книжные слова, непонятные собеседнику: воззрение, будущность, излагать, эпоха, история, закон. Базаров употребляет слово мир в значении «земной шар, Земля», а мужик толкует его по-своему. Ему известно только одно значение — «община, общество крестьян». Не поняв Базарова, он не знает, что отвечать. Его первая реплика сбивчива, состоит почти из одних местоимений, союзов. Ответ же на вопрос более осмыслен, но он строится как бы по пословице: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему».

Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объяснялись на знакомом деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы. Именно в этом и заключается проблема речевосприятия.

Ключевые слова: Речь, Общение

Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Речь, или вербальные средства общения

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Сознание, общение, речь

.

..

Речь и общение. Язык. Знак и значение

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Говорящий и слушающий

Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,…

Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи

Речь как средство общения

Ладанов И.Д., Практический менеджмент

Учебная речь как сфера общения

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,…

Общение и характер человека

Стасенко В.Г., Психология общения

Речь и общение.

Язык. Знак и значение

12.06.2020

Изучая человеческое сознание, необходимо помнить, что человек — общественное существо, его деятельность — общественная деятельность, а сознание его — общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс сознательного общения между людьми осуществляется через речь. Поэтому общественный характер человеческого сознания определяется единством речи и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается личным опытом и собственными наблюдениями, а посредством языка обогащается результатами общественного опыта. Таким образом, благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся достоянием каждого. Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для различных воздействий.

Основная функция сознания — это осознание бытия, его отражение

. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, — это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Речь — это сложившаяся исторически форма общения человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Язык — это система знаков, способ передачи социального опыта. Язык существует и реализуется через речь.

Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет, который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. Но значение не пассивное отражение предмета самого по себе, оно определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Следовательно, значение формируется в общественной деятельности и включено в процесс общения между людьми.

Носителем всегда служит данный в восприятии или представлении чувственный образ — слуховой (звучание), зрительный (графический) и т. д. Но основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Только в поэзии звучание слова играет более существенную роль. Обычно же все наше внимание сосредоточено на смысловом содержании речи.

Чувственный носитель значения в слове выполняет по отношению к значению функцию знака, и, следовательно, слово является единством значения и знака. В буквальном же смысле.под знаком понимают нечто, что не имеет своего внутреннего значения, некоторую внешнюю чувственную данность, которая превращается в условного заместителя или же метку чего-то другого. Таким образом, знак— это чувственная сторона, значение — смысловая.

Значение слова — это его собственное семантическое содержание, являющееся обобщенным отражением предмета. Поскольку слово — отражение предмета, между словом и предметом устанавливается внутренняя связь по существу, по общности содержания. Поэтому слово перестает быть только знаком, каким оно становится неизбежно, когда значение слова выносится за его пределы.

Значение каждого слова в своей понятийной определенности соотносится с контекстом (слово может менять свое значение в окружении других слов).

Употребление слова в различных или изменяющихся контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.

Основные положения общей теории речи

Речь, слово — не условный знак, его значение вне его. Слово, речь имеют семантическое содержание — значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета. Отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предмету — это познавательное отношение.

Обозначающее отражение предмета в значении слова является не пассивным процессом. Мы познаем и осознаем действительность, воздействуя на нее, мы познаем предметное значение, оформляемое в слове, воздействуя на предмет и выявляя его функцию в системе общественной деятельности. Слово возникает в общении и служит для общения.

В. Штерн различает три тенденции развития речи:

  1. эспрессивную;
  2. социальную:
  3. интенциональную.

В отличие от двух предыдущих, которые не составляют отличительного признака человеческой речи, данный признак характерен лишь для человека. Это тенденция к осмысленности. Интенция (согласно В. Штерну) — направленность на известный смысл.

Ключевые слова: Язык, Речь, Общение

Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.

Материалы по теме

Говорящий и слушающий

Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,…

Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи

. ..

Функции языка и их реализация в речи

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Речь и общение

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,…

Речь как средство общения

Ладанов И.Д., Практический менеджмент

Язык и речь. Формы и виды речевой деятельности

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Учебная речь как сфера общения

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,…

Устное общение | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Артикул
  • Оценка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • Сегменты
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это поле: просмотр • разговор • редактирование

Устное сообщение или Речевая коммуникация относится к процессам, связанным с производством и восприятием звуков, используемых в разговорной речи. Ряд академических дисциплин изучают речь и звуки речи, включая акустику, психологию, речевую патологию, лингвистику и информатику.

Содержание

  • 1 Произведение речи
  • 2 Восприятие речи
  • 3 Проблемы с речью
  • 4 Физиология мозга
  • 5 См. также

Речевое производство

Основная статья: Речевое производство

В лингвистике (артикуляционная фонетика) манера артикуляции описывает, как язык, губы и другие органы речи участвуют в создании контакта между звуками. Часто это понятие используется только для образования согласных. Для любого места артикуляции может быть несколько ладов, а значит, и несколько однородных согласных.

Восприятие речи

Основная статья: Восприятие речи

Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятием в психологии. Исследования в области восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как люди-слушатели распознают звуки речи и используют эту информацию для понимания разговорной речи. Исследования речи находят применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь, а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка.

Проблемы с речью

См. также: Нарушения речи
См. также: Речевая и языковая патология

Существует несколько биологических и психологических факторы, влияющие на речь. Среди них:

  1. Заболевания и расстройства легких или голосовых связок, включая паралич, респираторные инфекции, узелки голосовых складок и рак легких и горла.
  2. Заболевания и расстройства головного мозга, включая алогию, афазию, дизартрию, дистонию и нарушения обработки речи, при которых нарушение планирования движений, передачи нервных импульсов, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от фактического звука) приводит к ухудшению речи.
  3. Проблемы со слухом, такие как экссудативный средний отит, могут привести к фонологическим проблемам.
  4. Артикуляционные проблемы, такие как заикание, шепелявость, волчья пасть, атаксия или повреждение нервов, приводящее к проблемам с артикуляцией. Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь.
  5. Помимо афазии, аномия и некоторые виды дислексии могут нарушать качество слухового восприятия, а значит, и экспрессии. В эту категорию можно отнести нарушения слуха и глухоту.

Физиология мозга

Поль Брока

Две области коры головного мозга необходимы для речи. Зона Брока, названная в честь ее первооткрывателя, французского невролога Поля Брока (1824-1880), находится в лобной доле, обычно слева, рядом с моторной корой, контролирующей мышцы губ, челюстей, мягкого неба и голосовых связок. При повреждении в результате инсульта или травмы понимание не нарушается, но речь становится медленной и затрудненной, и больной будет говорить на «телеграмном языке». Зона Вернике, открытая в 1874 году немецким неврологом Карлом Вернике (1848-1919).04), лежит к задней части височной доли, опять же, обычно слева, рядом с областями, получающими слуховую и зрительную информацию. Повреждение его разрушает понимание — больной говорит бегло, но бессмысленно. Некоторые исследователи исследовали связь между физиологией мозга, неврологией и другими элементами физиологии и коммуникацией. Коммунибиология, впервые предложенная Битти и Маккроски, решает эти проблемы и представляет набор конкретных аксиом об этих явлениях.

См. также

  • Алаллия
  • Избегающая речь
  • Переключение кода
  • Пищеводная речь
  • Воображаемая речь
  • Указатель статей по языкознанию
  • Логорея
  • Устное чтение
  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Разговор с самим собой
  • Пение
  • Модель источника-фильтра речевого производства
  • Речевой акт
  • Задержка речи
  • Нарушение речи
  • Кодирование речи
  • Обработка речи (механическая)
  • Распознавание речи
  • Повторение речи
  • Синтез речи
  • Речево-языковая патология
  • Разговорный язык
  • Говорящие птицы
  • Вокализация
  • Ораси
  • Вербальные способности
  • Вербальная беглость
  • Многословность
  • Вокализация
  • Вокология
  • Voice
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Устное общение | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Артикул
  • Оценка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • Сегменты
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это поле: просмотр • разговор • редактирование

Устное сообщение или Речевая коммуникация относится к процессам, связанным с производством и восприятием звуков, используемых в разговорной речи. Ряд академических дисциплин изучают речь и звуки речи, включая акустику, психологию, речевую патологию, лингвистику и информатику.

Содержание

  • 1 Произведение речи
  • 2 Восприятие речи
  • 3 Проблемы с речью
  • 4 Физиология мозга
  • 5 См. также

Речевое производство

Основная статья: Речевое производство

В лингвистике (артикуляционная фонетика) манера артикуляции описывает, как язык, губы и другие органы речи участвуют в создании контакта между звуками. Часто это понятие используется только для образования согласных. Для любого места артикуляции может быть несколько ладов, а значит, и несколько однородных согласных.

Восприятие речи

Основная статья: Восприятие речи

Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятием в психологии. Исследования в области восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как люди-слушатели распознают звуки речи и используют эту информацию для понимания разговорной речи. Исследования речи находят применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь, а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка.

Проблемы с речью

См. также: Нарушения речи
См. также: Речевая и языковая патология

Существует несколько биологических и психологических факторы, влияющие на речь. Среди них:

  1. Заболевания и расстройства легких или голосовых связок, включая паралич, респираторные инфекции, узелки голосовых складок и рак легких и горла.
  2. Заболевания и расстройства головного мозга, включая алогию, афазию, дизартрию, дистонию и нарушения обработки речи, при которых нарушение планирования движений, передачи нервных импульсов, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от фактического звука) приводит к ухудшению речи.
  3. Проблемы со слухом, такие как экссудативный средний отит, могут привести к фонологическим проблемам.
  4. Артикуляционные проблемы, такие как заикание, шепелявость, волчья пасть, атаксия или повреждение нервов, приводящее к проблемам с артикуляцией. Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь.
  5. Помимо афазии, аномия и некоторые виды дислексии могут нарушать качество слухового восприятия, а значит, и экспрессии. В эту категорию можно отнести нарушения слуха и глухоту.

Физиология мозга

Поль Брока

Две области коры головного мозга необходимы для речи. Зона Брока, названная в честь ее первооткрывателя, французского невролога Поля Брока (1824-1880), находится в лобной доле, обычно слева, рядом с моторной корой, контролирующей мышцы губ, челюстей, мягкого неба и голосовых связок. При повреждении в результате инсульта или травмы понимание не нарушается, но речь становится медленной и затрудненной, и больной будет говорить на «телеграмном языке». Зона Вернике, открытая в 1874 году немецким неврологом Карлом Вернике (1848-1919).04), лежит к задней части височной доли, опять же, обычно слева, рядом с областями, получающими слуховую и зрительную информацию. Повреждение его разрушает понимание — больной говорит бегло, но бессмысленно. Некоторые исследователи исследовали связь между физиологией мозга, неврологией и другими элементами физиологии и коммуникацией. Коммунибиология, впервые предложенная Битти и Маккроски, решает эти проблемы и представляет набор конкретных аксиом об этих явлениях.

См. также

  • Алаллия
  • Избегающая речь
  • Переключение кода
  • Пищеводная речь
  • Воображаемая речь
  • Указатель статей по языкознанию
  • Логорея
  • Устное чтение
  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Разговор с самим собой
  • Пение
  • Модель источника-фильтра речевого производства
  • Речевой акт
  • Задержка речи
  • Нарушение речи
  • Кодирование речи
  • Обработка речи (механическая)
  • Распознавание речи
  • Повторение речи
  • Синтез речи
  • Речево-языковая патология
  • Разговорный язык
  • Говорящие птицы
  • Вокализация
  • Ораси
  • Вербальные способности
  • Вербальная беглость
  • Многословность
  • Вокализация
  • Вокология
  • Voice
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *