Вопрос 1. Психология речи
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка; речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
Речь — это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.
В общей теории речи, которая таким образом вкратце нами намечена, два положения должны быть особо выделены ввиду их большого принципиального значения.
1. Речь, слово — не условный знак, его значение не вне его; слово, речь имеют семантическое, смысловое содержание — значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета. Отношение слова как обозначающего к обозначаемому им предмету — это познавательное отношение.
2. Обозначающее отражение предмета в значении слова, как и отражение вообще, является не пассивным процессом.
На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую обозначающую функцию.
Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому. Необходимая для общения эта семантическая, сигнификативная (обозначающая) функция сформировалась в общении, точнее, в совместной общественной деятельности людей, включающей их реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновении одного и другого.
Функция общения или сообщения — коммуникативная функция речи включает в себя ее функции как средства выражения и как средства воздействия.
Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр. Звук как выразительное движение имеется и у животных. В различных ситуациях, при различном состоянии животные издают звуки, каждый из которых более или менее единообразно связан с определенной ситуацией. Каждый крик является выражением определенного аффективного состояния (гнева, голода и т.д.). Эти инстинктивные выразительные движения животных еще не являются речью — даже в тех случаях, когда издаваемые животным крики передают его возбуждение другим: животное при этом лишь заражает других своим эмоциональным возбуждением, а не сообщает о нем. В них отсутствует обозначающая функция.
В ней есть эмоционально-выразительные моменты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных, экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи, — особенно в устной, сказываясь, впрочем, и в письменной речи — в ритме и расстановке слов; выразительные моменты речи проявляются далее в стилистических особенностях речи, в различных нюансах и оттенках. Живая человеческая речь не является только «чистой» формой абстрактного мышления; она не сводится лишь к совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается. Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.
Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и являться действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является фактически в большей или меньшей мере процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными побуждениями.
Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, т. е. прежде всего ее основную цель.
Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть осуществлена. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.
__________________________________________________________
Основные виды речи и психология ее понимания
Речь, как и любое другое сложное явление, можно и нужно классифицировать по разным основаниям. Во-первых, выделяют речь внешнюю и внутреннюю, о различии которых достаточно сказано в предыдущем параграфе. Собственно психология должна бы исследовать исключительно внутреннюю речь. Но, поскольку психика как предмет психологии реализует все формы материальной деятельности, в том числе внешней речи, психология, конечно, не может оставаться в стороне от их изучения. Все последующие градации речи относятся к ее внешней форме.
Во-вторых, речь подразделяют на устную и письменную по признаку ее физического исполнения, по виду материального носителя слова как единицы языка: звук либо письменный знак.
Рассмотрим разновидности устной речи в направлении их усложнения и в очередности формирования в процессе психического развития личности.
1. Самой простой и ранней формой является аффективная речь, название которой обусловлено особенностями мотивации. Такая речь побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. Она проста, потому что примитивен ее мотив, фактически отсутствует мысль. Это речь по типу междометий, не требующая сложных грамматических конструкций и богатой лексики; существующая как словесный выход, прямая экспрессия острого и, как правило, кратковременного переживания. Положим, человек внезапно споткнулся, упал и разбил несомый предмет. Что он при этом скажет в первый момент? Конечно же, не то, почему упал и как дорога ему разбитая вещь.
В своем чистом виде аффективная речь встречается не так уж часто. Но ее вкрапления в другие виды речи распространены достаточно широко. Они по-своему выразительны, незаменимы, эмоционально заразительны в смысле воздействия на других людей. Некоторые аффективные слова, обороты, фразы могут выступать даже в качестве индивидуально-психологической особенности личности или какой-то специфической группы людей. К этому виду речи близка и так называемая нецензурная лексика.
2. Устная диалогическая речь предполагает наличие собеседника, партнера, т.е. какое-либо общение. Формы и вариации диалога могут быть очень разными, даже мало похожими по содержанию, целям, средствам, условиям, участникам, видам контакта. Это, например, и эмоционально насыщенное общение малыша с мамой, и развернутый философский диалог трагедийных героев на театральной сцене, и стандартные и обыденные, зачастую формальные коммуникации по поводу состояния здоровья или погоды, равно как и сложные, специфические виды профессионального диалога педагога, юриста, психолога-консультанта, логопеда, руководителя.
Общим для диалогической речи остается то или иное разделение распределение между участниками мотива общения и его содержания, мысли, темы. В диалоге проявляются личности обоих участников совместной речи. Поделить побуждения и мысли можно по-разному, в разных количественных и качественных соотношениях. Но в любом варианте в диалогической речи всегда присутствует ситуативный внеречевой контекст, задействованы неязыковые средства (мимика, жесты и др. ), поэтому в диалоге возможны, допустимы, а иногда просто необходимы грамматические сокращения, языковые упрощения.
Существует и такое схематическое разделение двух основных разновидностей диалогической речи:
драматическая речь, которая обладает высокой эмоциональной насыщенностью, богатством внеречевых средств, построена короткими фразами как прямая, разговорная речь;
эпическая речь, возникающая в онтогенезе позднее и являющаяся косвенной, грамматически развернутой.
Психологически важно то, что диалог реализуют всегда конкретные, живые люди, поэтому особенности диалогической речи обусловливаются (помимо объективных условий) психологическими особенностями ее исполнителей. Психологически решающим фактором может оказаться любой компонент известной нам психологической структуры личности: от устойчивой направленности до переменчивого настроения, от темпераментальных свойств до особенностей воображения, от уровня развития речевых способностей до результативности социальной перцепции.
Письменная речь формируется у ребенка позже всех видов устной, на их основе и является психологически самой сложной. Это обусловлено тремя объективными обстоятельствами.
Во-первых, письменная речь имеет особую, графическую, буквенную знаковость. Буквы означают (заменяют) звуки, фонемы родного языка, которыми ребенок овладевает раньше, чем символикой букв, поэтому происходит совсем не простой перевод звуков в буквы, в слоги и написанные слова. Но пишется не так, как слышится. Лингвистические правила письменной речи сложнее и строже, чем каноны устной речи. Таким образом письменная речь качественно отличается от устной, хотя бывает, что человек «говорит, как пишет». Неправильно, неудачно сказанную мысль легче исправить, подогнать к желаемому результату, чем неверно написанное и, т.ем более, уже напечатанное, опубликованное высказывание. Речь переходит в устойчивое, материальное, языковое существование. Издавна отмечено: «Что написано пером, не вырубишь топором». Кроме того, в знаках письменной речи ограничено (по сравнению с устной) количество средств, предназначенных для передачи вне-речевого, личностного, эмоционального содержания. Абзац, знаки препинания, вопросительный и восклицательный знаки — вот, по существу, и все, что имеется в письменной речи для выражения бесчисленного количества оттенков радости, вопросительности, паузы, акцентирования, выделения и тому подобного разнообразия оттенков смыслов и эмоциональной окраски слов. Конечно, писатели и поэты с подобными трудностями вполне справляются. Однако и литературный текст в исполнении профессионального актера, как правило, представляется и воспринимается зрителем и слушателем более выразительным, чем тот же текст, читаемый «про себя».
Вторая сложность письменной речи заключается в физическом отсутствии непосредственного собеседника, конкретного адресата речи. Будущий читатель так или иначе подразумевается, мысленно присутствует в сознании автора письменного текста. Но одно дело, например, очередное письмо товарищу, другое — текст объявления или приказа по учреждению, третье — учебник для школы, четвертое — литературное произведение определенного жанра. В обозначенной цепочке учет эффекта «наличия» предполагаемого читателя является в разной степени сложным. Адресат письменной речи может быть и крайне обобщенным, почти абстрактным. Соответственно видоизменяется и письменная речь: от стереотипного перечисления семейных новостей и приветов до высокого стиля поэзии, до глубоких научных трактатов, «эзоповский» язык которых могут понять только узкие специалисты данной профессии. Хотя следует сказать, что и простая переписка людей (письменный диалог) в профессиональном исполнении может приобрести жанр литературного произведения. Любую речь создают не объективные, одинаковые для всех языковые знаки, а живой, неповторимый субъект. Вовсе не нужно быть литературоведом, чтобы отличить, например, тексты И.С. Тургенева от текстов М.А. Шолохова.
Письменная, речь лишена процесса восприятия автором своего партнера, не учитывает конкретной ситуации реального чтения. Здесь нет прямого и живого контакта, исключены взаимодействие и возможность корректировки письменной речи, поскольку в ней отсутствует обратная связь «собеседников».
3. Наконец, сложность письменной речи обусловливает и то обстоятельство, что ее содержание, тема, моделируемый в речи предмет, как правило, обобщенные, отвлеченные, научные. Отсюда необходимость полноты изложения, соблюдение грамматических правил и логических законов, наличие доказательности, структурная организация текста, соответствие стиля и темы (как формы и содержания).
Таким образом, письменная речь требует от исполнителя наличия осознанных, смыслообразующих мотивов, развернутости и четкости мысли, активной работы внутренней речи, соответствующего знания языка. Это не просто речь как общение, а сложный, комплексный вид психической, в том числе интеллектуальной, деятельности. Это мощное психологическое орудие не только мышления, но и всей психики, личности, поэтому письменной речи (равно как и ее пониманию — чтению) необходимо обучать всех детей и людей, независимо от будущей профессии. Это своего рода базисная составляющая грамотности человека и возможностей дальнейшего расширения его знаний, личностного и профессионального роста. Письменная речь является основным хранителем и средством передачи знаний, опыта предшествующих поколений. Возможности «устных преданий» в этом смысле значительно ограничены, прерывисты, нестойки. Письменная речь дает возможность возврата, неоднократного обращения к объективному первоисточнику. Это тем более значимо, что очевиден технический прогресс в совершенствовании материальных средств и носителей результатов письменной речи: от наскальных зарубок и берестяных грамот до книги и современных информационно-компьютерных устройств и технологий, от гусиного пера до цветных лазерных принтеров.
Несколько особняком от перечисленных видов речи находится так называемая эгоцентрическая речь. Этот термин, введенный Ж. Пиаже, подчеркивает специфику речи дошкольника (в особенности трехлетнего возраста), который разговаривает как бы с самим собой, для себя и о себе, ни к кому не обращаясь, не стремясь к пониманию. Общепсихологический интерес представляют дискуссии с позицией Ж. Пиаже ряда советский психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и многих их последователей). Эгоцентрическая речь не первична у ребенка, а производна от его внешней устной речи; это как бы начало, определенная стадия формирования внутренней речи, которая и у взрослого человека может быть «эгоцентричной», оставаясь при этом социализированной по происхождению. Любая речь ориентирована в конечном счете на реализацию того или иного взаимодействия и общения человека с другими людьми. Любое осмысленное человеческое высказывание имеет своего адресата, предполагает наличие понимания
Если не брать во внимание всевозможные отклонения и патологии, потребность в общении, признании, понимании является у человека одной из ведущих. Человек стремится понять себя, окружающих и быть понятым другими людьми. Понимание — это неотъемлемая часть человеческого бытия. И такое «понимание» есть комплексный психический макропроцесс, включающий в себя и восприятие, и память, и мышление, и переживание, и сознание — иными словами, всю человеческую психику.
Рассмотрим некоторые вопросы психологии понимания речи. Они чрезвычайно важны, практически значимы, поскольку среди всех объективных, поведенческих проявлений психики есть, по существу, два основных — это слово и дело, т.е. внешняя речь и конкретная предметная деятельность.
Понимание речи — это путь от объективного, знакового к субъективному, психическому. Это направление процесса интериоризации, обратного тому, который описан при рассмотрении психологии речевого высказывания. Чисто условно можно выделить три этапа понимания речи. Их проще, образнее представить, если иметь в виду иностранный язык, которым читатель еще не овладел. Для родного языка перечисляемые этапы обычно проходят как бы сразу, одновременно, не составляя особых внутренних трудностей и не становясь достоянием сознания личности.
Вначале необходимо расшифровать значение слова и выбрать ту его адекватную трактовку, которая называется смыслом. Данный выбор, как отмечалось, обусловлен ситуацией, контекстом, самой личностью. Он создается, рождается в конкретной деятельности. Например, находясь в парикмахерской, мы без усилий поймем, что слово «коса» обозначает «устройство» волос (прическу). Тогда как то же слово во время речной прогулки мы однозначно понимаем как желтую полосу песка у кромки воды вдоль берега.
Второй этап понимания заключается в декодировании значения фразы, предложения, целой мысли. Для этого недостаточно знать отдельные слова. Нужно знать порядок их связей и сочетаний, возможности перестановок. Необходимо владеть грамматическими конструкциями и правилами пунктуации. Взять, к примеру, известную каждому российскому человеку фразу царева указа: «Казнить нельзя помиловать», смысл которой принципиально меняется от места постановки запятой
Мысли складываются из слов не по правилам арифметики или формуле математических сочетаний. Здесь работают законы лингвистики и «чувство языка». В качестве иллюстрации можно привести лозунг, чрезвычайно распространенный в нашей стране в сере дине прошлого века: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Попробуйте произвести с этими словами навязанные арифметические действия. Тогда выходит, что «электрификация — это коммунизм минус советская власть». С точки зрения содержания, заключенного в исходном лозунге, получится полный абсурд.
Мысль требует осторожного обращения со словами. Косвенно, но доходчиво подтверждают это результаты, казалось бы, простого филологического исследования по многократному переводу текста с одного языка на другой. Был взят небольшой отрывок из повести Н.В. Гоголя «Нос», в котором описывалось, как герой, глядя в зеркало, с ужасом не обнаруживает на своем лице носа. Этот текст пустили по цепочке переводчиков, каждый из которых свободно владел двумя языками: русский — английский, английский — французский и т.д. Когда текст вновь перевели на русский язык с очередного иностранного, он был совершенно неузнаваем. Например, нос из части лица превратился в корабельный нос, и сюжет, представленный в тексте, стал совсем иным, чем в оригинале.
По-видимому, полностью адекватный, синонимичный перевод сложных, художественных текстов с одного языка на другой в принципе невозможен. Нельзя получить точной речевой копии иноязычного оригинала. Можно, конечно, «дословно», построчно передать содержание, но исчезнут специфические для каждого национального языка нюансы смыслов и эмоций. Пропадет живая речь первоисточника. Можно, вероятно, передать и адаптировать к другой культуре сами смыслы, но тогда нужны совсем другие слова, предложения, ситуации, общекультурный контекст, потому полученный результат будет столько же «переводом», сколько авторской (и не только речевой) работой.
Высший этап понимания речи состоит в осознании общего смысла высказывания, в понимании мотива говорящего человека, его отношения к содержанию собственной речи и к самой ситуации общения (разговора, выступления, текста). Об одном и том же можно сказать совершенно по-разному. Человек выбирает слова, которые выражают не просто мысль, но и, в определенном плане, его исходную мотивацию. На этом «этапе» понимания мы осознаем, как человек относится к тому, о чем говорит, почему использует именно эти слова, какой смысл все это имеет именно для него. Это значит, что мы воспринимаем не только мысль, заключенную в речи, но и в определенной мере узнаем самого человека. Конечно, «до конца» понять человека нелегко, скорее всего, просто невозможно. Но если к речевому пониманию удается добавить и все другие, ранее описанные аспекты психологии личности, образ любого человека станет, по крайней мере, адекватнее, ближе к своему неповторимому оригиналу.
Презентация на тему «Речь»
Речь
Содержание
- Общая характеристика речи
- Физиологические основы речи
- Периферические системы речи
- Центральные системы речи
- Центральные органы речи
- Теоретические проблемы возникновения речи
- Основные виды речи
- Устная речь
- Письменная речь
- Кинетическая речь
- Внутренняя и внешняя речь
- Функции речи
- Выражение
- Воздействие
- Сообщение
- Обозначение
Общая характеристика речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
содержание
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Язык — это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамма-тику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подо-брать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их.
Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь.
Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела.
Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.
Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
Физиологические основы речи
Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида. Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась.
Благодаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
Периферические системы речи
К ним относятся голосовой аппарат и органы слуха. Голосовой аппарат состоит из трех систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение брюшные мышцы, в том числе диафрагма, которая, выгибаясь круглообразно вверх, давит снизу на легкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.
Центральные системы речи
Если сравнить мозг обезьяны и мозг человека, то мы обнаружим, что слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях — увеличении площади слуховой зоны. У человека в этой зоне находятся специфические речевые центры:
Слуховой центр Вернике – отвечает за слуховые ощущения.
Цетр Брока – двигательный центр речи.
Центральные органы речи
Теоретические проблемы возникновения речи
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Существуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. Например, у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков.
- Теория научения — ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.
- Теория специфических задатков (Н. Хомский) — в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет.
- Когнитивная теория (Ж. Пиаже) — развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления.
Основные виды речи
Устная речь
- Разговорная или диалогическая (диалоговая) речь является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
- Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.
Письменная речь
Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в уст-ной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад.
С другой стороны, письменная речь требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимы-ми жестами.
Кинетическая речь
Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
Функции речи
- Выражение
- Воздействие
- Сообщение
- Обозначение
Выражение
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.
Воздействие
Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Физиологической основой осуществления данной функции речи является особое положение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом. Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ астмы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табакокурения, употребления алкоголя и др.
Сообщение
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.
Обозначение
Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.
Психологи: «Свободе слова нет альтернативы»
Колледжи и университеты по всей стране бьются над вопросом, кто решает, какая речь допустима в кампусе. Когда спорная тема становится разжиганием ненависти? Когда это должно быть разрешено как свобода слова?
Два исследователя из Корнелла говорят, что обширное исследование психологической науки о предвзятости предлагает важную призму, через которую можно рассматривать эти конфликты, поскольку мы стремимся понять и уменьшить их.
Альтернативы свободе слова нет, говорят соавторы Стивен Сеси и Венди Уильямс в статье «Кто решает, что является приемлемой речью в кампусе? Почему ограничение свободы слова не является решением». Их анализ появился 2 мая в журнале «Перспективы психологической науки» в качестве основной статьи номера.
«Нет альтернативы свободе слова, потому что у каждой спорной темы есть значительная группа людей, которые рассматривают ее как разжигание ненависти», — сказала Сеси, профессор психологии развития Хелен Л. Карр. «Если мы определяем неприемлемую речь с точки зрения тем, которые, по мнению студентов, должны быть запрещены, потому что они заставляют их чувствовать себя маргинальными или неудобными, тогда мы исключаем из рассмотрения все спорные темы».
Добавил Уильямс, профессор человеческого развития: «Чувство дискомфорта и беспокойства при прослушивании слов не является законным основанием для лишения других людей права говорить такие вещи».
С 1950-х годов психологическая наука продемонстрировала, что многие типы предубеждений могут помешать противоборствующим сторонам признать обоснованность аргументов друг друга, говорят авторы.
Избирательное восприятие заставляет оппонентов по вопросу буквально смотреть на вещи по-другому. В 1954 году исследователи показали фильм 1951 футбольный матч — «Принстон» против «Дартмута», известный своей соревновательной и жесткой игрой, — между двумя группами: одна из фанатов Принстона, а другая — сторонники Дартмута. Болельщики каждой команды считали, что большинство вопиющих нарушений были совершены игроками соперника.
Для людей с избирательным уклоном «дело не только в том, что они по-разному интерпретируют свое восприятие; на самом деле они видят разные вещи», — сказала Сеси.
При предвзятости «моя сторона» люди ищут доказательства, подтверждающие их мнение, и игнорируют или принижают доказательства, которые им противоречат. «Склонность к слепому пятну возникает из-за глубокой идентификации с причиной. Мы считаем себя особенно просвещенными, в то время как принадлежность наших оппонентов к противоположной стороне приводит к их предвзятости», — сказал Сеси. Точно так же наивный реализм заставляет людей чувствовать, что их взгляды основаны на реальности, а взгляды их оппонентов — нет.
Эти и многие другие предубеждения объясняют, почему значительный процент студентов выступает за запрет почти всех спорных тем, говорят авторы.
Например, опрос 3000 американцев с высшим образованием, проведенный Институтом Катона, показал:
- 40 процентов отстранили бы оратора, который говорит, что мужчины в среднем лучше женщин разбираются в математике;
- 51% запретили бы заявления о том, что все белые люди расисты;
- 49 процентов запретили бы заявления о том, что христиане отсталые и с промытыми мозгами;
- 49% запретили бы выступления с критикой полиции;
- 41 процент запретил бы выступления, которые говорят, что нелегальные иммигранты должны быть депортированы;
- 74 процента заявили, что университеты должны отменять выступления, если студенты угрожают насильственным протестом;
- 19% сказали, что насилие оправдано, чтобы задушить говорящих, которые могут причинить другим неудобство;
- и 51 процент сказали, что это нормально, чтобы другие не слышали говорящего.
«В таком климате безраздельно господствует право хулиганского вето, и любое выражение, оскорбляющее какую-либо подгруппу в кампусе, будет запрещено», — сказал Уильямс.
Опыт колледжа должен включать в себя вызов нашим убеждениям, даже если этот опыт выходит за рамки нашего уровня комфорта, и ни одна группа кампуса не имеет права решать за все сообщество, что можно обсуждать, говорят авторы.
Университеты могут предпринять несколько шагов, чтобы помочь студентам избежать предубеждений, которые мешают им ценить другие точки зрения, и уменьшить экстремистские взгляды и конфронтацию, заявили они.
Точно так же, как колледжи требуют, чтобы первокурсники понимали кодексы поведения в отношении сексуальных домогательств, плагиата и интоксикации, они могут потребовать от первокурсников понимания различий между свободой слова и языком ненависти, между защитой Первой поправки и кодексами речи, а также значением «доказательств». ”
Ролевые упражнения могут быть включены в дискуссионные семинары, на которых сторонников каждой стороны просят перейти на другую сторону. А университеты могли бы устраивать гражданские дебаты на спорные темы.
Студенты должны понять, что они входят в место, которое глубоко верит в важность диалога и свободы слова, сказала Сеси.
«Свобода слова не только для мнений, которые мы все разделяем. Такая речь не нуждается в защите», — сказал он. «Это для выражений, которые могут быть мерзкими, ненавистными и отвратительными. Это должно быть частью культурного понимания».
Взгляд оратора
Любопытная особенность тревоги, вызванной публичным выступлением, заключается в том, насколько по-разному мы воспринимаем ее в зависимости от того, на чьей стороне мы стоим. Хотя нас может трясти от страха, когда мы взяли на себя роль докладчиков, мы, как правило, проявляем гораздо больше понимания, когда находимся в аудитории.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Использование ваших ценностей и целей
- Наихудший сценарий
- Подготовка к публичному выступлению
- Присутствие здесь и сейчас
- Искусство публичного выступления
Когда мы слушаем кого-то, выступаем публично и когда замечаем, что он нервничает, мы обычно не видим этого человека как некомпетентен или слаб. Мы не осуждаем и не смеемся над ними. Вместо этого мы склонны проявлять сочувствие, потому что знаем, через что он или она проходит. Конечно, есть те, кто может дразнить нервных ораторов, но в целом люди гораздо более тактичны.
Перевернуть столы на себя
Перспектива, однако, меняется, когда мы поднимаемся на сцену. Тогда мы больше не хотим вспоминать, что наблюдение за нервным человеком не приводит к каким-либо определенным выводам о его или ее компетентности. Все, что мы видим сейчас, — это недружелюбная, осуждающая аудитория. Даже если слушатели смотрят на нас с сочувствием, мы обычно этого не замечаем и продолжаем воспринимать нашу аудиторию как злейшего врага. Мы можем даже дойти до того, что верим, что аудитория тщательно изучает каждую нашу ошибку, бесконечно выискивая слабости.
Понять себя
Несмотря на это искажение перспективы, легко распознать, когда кто-то беспокоится о выступлении на публике, особенно если мы можем общаться. Если вы нервничаете, выступая перед аудиторией, это может помочь лучше понять себя и свои трудности, изучив точку зрения говорящего с интеллектуальной, эмоциональной и физической точек зрения.
Перед публичным выступлением
Разум
Когда мы боимся или беспокоимся, наш разум обычно не помогает нам преодолеть страх. Наоборот, наша интеллектуальная сторона может представлять совсем другую проблему. Например, у нас могут возникнуть следующие мысли:
«Я не могу этого сделать. Я должен выбраться отсюда, пока еще могу».
«Я так больше не могу. Все будут смеяться надо мной, и это было бы ужасно».
Существует множество вариаций этих негативных мыслей, но все они имеют одни и те же (вероятно, подсознательные) корни — мы продолжаем говорить себе, что мы слабы, некомпетентны, и можем видеть, что последствия демонстрации этого публике катастрофически преувеличены.
Эмоции
Ожидая своей очереди говорить, мы можем испытывать тревогу с сопутствующими симптомами тревоги, такими как учащенное сердцебиение, потливость, головокружение, боли и боли. Мы также можем чувствовать себя потерянными, отчаянными, дезориентированными, одинокими, но смутный и туманный страх обычно является наиболее заметной эмоцией.
Тело
В ожидании «катастрофы» ваше тело выделяет адреналин и другие гормоны, подготавливая нас к борьбе или бегству. Такая подготовка ценна для нас, когда на нас нападает медведь, но с тревогой дело в том, что медведя нет. Таким образом, нет необходимости бежать или сражаться. Итак, мы начинаем потеть, наши руки трясутся, и мы чувствуем головокружение, что является типичным симптомом беспокойства.
Во время публичного выступления
Разум
Когда, наконец, наступает ваша очередь выходить на сцену, первые несколько минут могут показаться самыми трудными. В этот момент ваш разум можно описать как работающий на «автопилоте», и вы, вероятно, начнете представлять то, что подготовили ранее. Так что ваш разум на этом этапе сосредоточен на исполнении и полагается на вашу подготовку. По прошествии времени, а ваша речь продолжается, вы с большей вероятностью возьмете под контроль «автопилот» и вам будет легче, так как вы поймете, что вы пережили первые пару минут.
Эмоции
Преобладающей эмоцией на этом этапе является сильное беспокойство. Оно может прятаться за стеной «автопилота», и вы можете говорить все, что нужно, но тревога все равно может быть фоном вашей речи, так как вы продолжаете преподносить.
Тело
Ваше тело, вероятно, будет поддерживать симптомы беспокойства на этом этапе. Часто еще труднее сосредоточиться, с потными ладонями и дрожащим голосом. Многие люди обнаруживают, что высота их голоса меняется во время публичных выступлений, что может усилить беспокойство, поскольку человек замечает изменение.
После публичного выступления
Разум
После того, как речь закончилась, наш разум склонен лихорадочно анализировать и стремиться вспомнить все, что мы сделали неправильно, забывая или пренебрегая всем положительным. «Слава Богу, все кончено» и «Теперь все увидели, какая я слабая» обычно являются доминирующим содержанием наших мыслей. Может показаться, что мы никогда не справляемся достаточно хорошо, и вместо того, чтобы ценить себя за то, что у нас хватило мужества выйти на сцену и выступить, мы можем продолжать корить себя и считать себя «неудачниками».
Конечно, это во многом подсознательный процесс. Люди также часто забывают о том, что произошло во время их речи, когда она закончилась — эти несколько минут могут показаться черной дырой, из которой высосаны все воспоминания.
Эмоции
Тот факт, что вы выжили, приносит некоторое облегчение. Страх, скорее всего, все еще будет присутствовать — страх перед тем, каким было ваше выступление и как его восприняли другие. На этом этапе вы также можете испытывать гнев по отношению к себе, печаль или истощение.
Тело
После того, как все закончилось, ваше тело все еще находится в состоянии умеренной бдительности, но со временем телесные симптомы тревоги исчезают.
Мы все иногда беспокоимся
Возьмем в качестве примера профессора колледжа с большим опытом выступлений перед аудиторией. Когда этого профессора просят провести лекцию на иностранном языке, ее голос становится дрожащим и высоким, она выглядит испуганной.
Тем не менее, она стоит на своем и говорит.