Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
Первые пару лет жизни ребенка учат ходить и говорить, все остальное время – сидеть и молчать. Большинство взрослых осознают значение устной речи в развитии мышления детей, однако бесконечная и бессвязная детская болтовня быстро утомляет. Вполне себе связанные фразы наподобие «Почему небо голубое?», «Почему котик мяукает?» и прочие бесконечные «почему» утомляют еще больше. А между тем, речевое мышление является важным компонентом в становлении как мышления, так и речи.
Попробуйте развиваться и познавать этот мир как бы снова вместе с детьми, и процесс познания заиграет новыми красками. Бесконечные детские «почему» станут для вас источником вдохновения и поводом к размышлению. Рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут вывести процесс саморазвития на качественно новый уровень, превратив его в увлекательную игру, в которую можно играть вместе с детьми.
А пока давайте поговорим о речевом мышлении, чтобы понимать, что это такое, и не тормозили по недомыслию развитие своих детей, мешая им выражать свои мысли доступным для их уровня развития способом.
Речевое мышление: что это такое?
В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.
Первым, кто глубоко и подробно исследовал взаимосвязь речи и мышления в развитии человека, был российский педагог и психолог Лев Выгодский (1896-1934). Результаты своих исследований он обобщил в работе «Речь и мышление», полный текст которой вошел в «Полное собрание сочинений» (Т.2) [Л. Выготский, 1982]. Итоги его разработок сохранили актуальность до сегодняшнего дня, поэтому возьмем за основу схему речевого мышления, выведенную Выготским.
Схема речевого мышления (по Выготскому):
- Мотив или внутреннее возникновение мысли.
- Мнение или попытка опосредовать мысль во внутреннем слове.
- Внутренняя речь или попытка опосредовать мысль внешними словами с учетом их значения.
- Переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису.
- Собственно речь или озвучивание оформленной мысли.
Уточним, что это схема речевого мышления взрослого человека. Речевое мышление у детей проходит определенные стадии развития прежде, чем ребенок овладеет достаточным массивом знаний, чтобы оперировать словарным запасом и понятийным аппаратом для формирования внутренней и внешней речи. Лев Выгодский в работе «Речь и мышление» подробно исследовал все эти стадии, выявил нюансы и закономерности формирования понятийного аппарата и понятий, посредством которых человек выражает свои мысли. Итак, каковы же составляющие речевого мышления?
Составляющие речевого мышления
По Выготскому, центральным звеном в цепи развития мышления и речи является отношение мысли к слову. Это полностью логично, т.к. слово является условной единицей речи, а мысль – условной единицей мыслительного процесса.
Самоочевидно, что слово не тождественно мысли, потому что взрослый человек в силу разных социальных ограничений не может озвучивать все, что ему приходит в голову. Однако такая тождественность является обязательным этапом развития детей, когда они как бы разговаривают сами с собой, выдавая пришедшие им в голову мысли доступным им языком.
В то же самое время, даже у взрослого человека мысль не равна значению «речь минус звук». Что, в таком случае, должно быть единицей речевого мышления? Лев Выготский предлагает рассматривать в качестве единицы речевого мышления значение слова, и в этом тоже есть смысл.
Каждое слово следует рассматривать как некое обобщение чего-либо, потому что любое слово относится к группе явлений и предметов, а не к чему-то одному отдельно взятому. Даже если мы употребляем какое-либо слово применительно к конкретному существу или явлению (кот, собака, ураган, дождь), мы понимаем, что этим словом можно назвать любого кота, собаку, любой ураган или дождь.
Таким образом, значение слова является единицей не только речевого мышления, но и единицей мышления, как такового, и единицей коммуникативной функции речи, потому что коммуникация и есть попытка донести свои мысли до других, используя слова с определенным, релевантным нашим мыслям, значением [Л. Выготский, 1982].
Говоря о мышлении, нельзя обойти стороной такое понятие как «интеллект человека». В этом смысле отношение мышления и речи к остальным сторонам развития сознания – это вопрос о взаимосвязи интеллекта и аффекта, т.е. волевой составляющей человеческой психики.
Система смыслов, выраженная в словах, представляет собой единство интеллектуальных и волевых процессов, и в любой идее заложено аффективное отношение человека к действительности. Благодаря такому единству мы можем наблюдать движение от потребности человека к определенному направлению его мысли и обратное движение от мысли к поведению и конкретной деятельности. Итак, как же происходит развитие речевого мышления?
Как формируется речевое мышление?
Истоки всех этих достаточно сложных процессов, о которых мы только что говорили, формируются в раннем детском возрасте.
Очень подробно исследовал данный процесс швейцарский педагог и психолог Жан Пиаже (1896-1980). Впоследствии он обобщил свои выводы в книге «Речь и мышление ребенка» [Ж. Пиаже, 1994].Так, он выделял определенные особенности детского мышления и речи. Он установил, что детское мышление отличается эгоцентризмом, интеллектуальным реализмом, непониманием взаимосвязей, трудностью осознания, неспособностью к самонаблюдению и прочими отличительными чертами. При этом Пиаже, исследуя различия взрослых и детей, делал акцент не на том, чего ребенок не умеет, а на том, что он, в отличие от взрослого, умеет, и как это помогает ему в развитии.
Мы уже начали говорить о синхронности мысли и речи, как о необходимой фазе развития ребенка. Мышление и речь, речевая деятельность у маленьких детей практически синхронны, и Жан Пиаже видел в этом определенную логику развития. Разговор с самим собой, озвучивание ребенком всех пришедших в его голову мыслей – это своеобразная тренировка, шаг к формированию осмысленной речи, без которой общение и обмен информацией невозможны.
Основное занятие любого малыша – это игры и прочая предметная деятельность, потому что никакой другой деятельностью в силу своего развития он пока заниматься не может. Движения, которые он совершает, познавая этот мир, напрямую способствуют его интеллектуальному развитию. Даже самые простейшие движения – брать, хватать, бросать, тянуть – способствуют накоплению чувственного опыта, а значит, и материала для будущих обобщений.
По мере развития у ребенка наблюдается усложнение предметной деятельности. Так, чуть подросший малыш может лепить куличи из песка, катать машинку, пытаться подражать движениям увиденных им животных или тому, как работают взрослые. Например, пилят доски, копают землю, катают коляску и т.д. Соответственно, у ребенка обогащается его жизненный опыт и продолжает расширяться база для будущих обобщений в мыслительной деятельности.
Позже дети уже начинают лепить из пластилина и рисовать карандашами и красками, клеить аппликации и собирать фигурки из конструктора. Это тоже способствует накоплению опыта и интеллектуальному развитию. Связь между развитием мелкой моторики пальцев и формированием нейронных связей в мозгу установлена давно. Поэтому так важно привлекать детей к деятельности, развивающей ловкость пальцев и точность сложных движений, и стимулировать их интерес к новой практической деятельности.
Таким образом, понимание мира и накопление знаний у детей идет через практическую деятельность, решение практических задач. Какая связь между развитием мышления и речи? Тут есть несколько аспектов. Так, посредством устной речи детям передается информация об окружающем мире, о том, что и как называется, что можно делать, а чего нельзя, как именно нужно делать что-либо. Например, как собирать конструктор, держать ложку, завязывать шнурки.
В слове как единице речи заложено знаковое обозначение предмета, явления, действия, состояния. И при этом в слове заложена некая обобщающая функция. Выше мы начали говорить о том, что, обозначая конкретным словом конкретный предмет, живое существо или явление, мы закладываем в мозгу у ребенка базу для последующего узнавания и обобщения аналогичных предметов, животных, явлений. Показав уже начавшему говорить малышу один раз кошку и назвав ее кошкой, мы вправе ожидать, что, увидев какую-то другую кошку, он сориентируется, что это тоже кошка.
Физически и психически здоровый ребенок достаточно быстро осваивает эту обобщающую функцию языка. Мысленное объединение предметов или явлений в группы по какому-либо признаку – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности. Разумеется, дети не сразу способны вычленять главный системообразующий признак для объединения чего-либо в группу и обозначения словом, отвечающим за обозначение предметов данной группы. Но этот навык постепенно совершенствуется.
Особенно это заметно на третьем году жизни ребенка. Так, ребенок сам инициирует общение в семье, когда что-то хочет или просит: игрушку, конфету, гулять, смотреть мультфильм. Ребенку, чтобы точно получить желаемое, необходимо формулировать свои мысли так, чтобы взрослые поняли его желания, и это тоже важный этап развития речевого мышления.
Немецкий философ и психолог Уильям Штерн (1871-1938) провел огромную работу по анализу развития детей дошкольного возраста, которую подытожил в своей книге «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» [У.
Особенно это заметно, когда ребенок начинает стремиться к самостоятельности и когда у него формируются, если можно так сказать, свои собственные социальные связи. Язык становится средством передачи информации и средством коммуникации не только со взрослыми, но и с другими детьми. Например, во время совместной игры. Появляется интерес к речи, которая не обращена непосредственно к ребенку, и дети учатся ее понимать и воспринимать.
На этом этапе важно помочь ребенку научиться грамотно формулировать простые предложения, совершенствовать грамматическую структуру речи в целом и способствовать обогащению словарного запаса ребенка на доступном для его понимания уровне. Тогда малыш будет в состоянии понимать сообщение, даже если предмет сообщения отсутствует в поле зрения. Тогда он будет понимать рассказ или сказку, даже если наглядная иллюстрация к нему не предусмотрена.
Не менее полезной может быть и «обратная» тренировка. Например, предложить ребенку рассказать, что происходит на картинке [О. Громова, 2016]. Тут очень важно давать детям задания, сообразные их возрасту и развитию, и ни в коем случае не демонстрировать негатив, если ребенок не может справиться с заданием так хорошо, как хочется взрослым.
Для наглядности приведем часто используемый в педагогической литературе пример. Большинство детей, посмотрев на картинку, где мальчик вытирает полотенцем лицо, легко отвечают на вопрос «Что делает мальчик?» Однако не все могут с ходу воссоздать цепочку событий и ответить, что мальчик делал до того, как начал вытирать лицо, даже если на картинке явно видно, что он стоит возле раковины и из крана течет вода, и мальчик, по всей видимости, умывался.
Еще сложнее маленькому ребенку предположить, что изображенный на картинке мальчик будет делать дальше, хотя видно, что он не одет в повседневную одежду, и для дальнейшего продолжения дня ему следует одеться. Здесь может понадобиться помощь взрослых, которые помогут ребенку воссоздать картину события, например, предложив вспомнить, как сам ребенок собирается в детский садик. Это может быть весьма эффективной помощью. Разумеется, при условии, что взрослые уже научили ребенка самостоятельно умываться и одеваться, а не делают это за него, желая сэкономить время на сборы.
Именно поэтому основной акцент в развитии речевого мышления всегда на практической стороне дела, получении ребенком своего собственного чувственного практического опыта, а не просто на объяснении взрослыми «как должно быть». Теперь давайте подытожим и сведем воедино факторы, влияющие на формирование речевого мышления.
Как формировать речевое мышление у детей:
- Стимулировать предметную деятельность ребенка.
- Стимулировать развитие мелкой моторики пальцев (конструктор, рисование, аппликации).
- Учить элементам самообслуживания, адекватным возрасту (одеваться, умываться, убирать за собой игрушки).
- Давать информацию об окружающем мире на примере наглядных событий и явлений (названия животных, растений, предметов, явлений природы).
- Задавать вопросы, предполагающие развернутый ответ в виде простого предложения.
- Просить рассказать, что изображено на картинках.
- Просить имитировать и идентифицировать звуки окружающего мира (мяуканье кошки, гавканье собаки, шелест, скрип и т.п.)
- Не пытаться делать за ребенка то, что он может сделать сам.
К слову, избежать ошибок в формировании речевого мышления зачастую даже важнее, чем купить самый дорогой конструктор с большим количеством мелких деталей для развития мелкой моторики или пренепременно отдать ребенка в кружок рисования, чтобы он совершенствовал художественное мастерство. Но что может помешать ребенку в развитии речевого мышления?
Препятствия для формирования речевого мышления
Первое и главное, что может помешать полноценному умственному и речевому развитию детей, это недостаток своего собственного чувственного практического опыта и предметной деятельности. Проблема больше и шире, чем может показаться на первый взгляд. Вполне обоснованное опасение за здоровье ребенка многие родители, и особенно бабушки, трансформируют в череду бесконечных запретов: не ходи, не трогай, не лезь и т.д.
Разумеется, безопасность должна быть на первом месте, и ее вполне можно обеспечить цивилизованными методами. Так, на самом начальном этапе предметной деятельности, когда ребенок только начинает осваивать простейшие движения – тянуть, тащить, трогать – следует убрать подальше и повыше все колющие, режущие, бьющиеся предметы и закрыть электрические розетки, чтобы малыш попросту не мог дотянуться до всего вышеперечисленного. Тогда избыточная опека не станет препятствием для развития малыша.
Второе, что может помешать формированию речевого мышления и собственно речи и мышления, это избыточное увлечение методиками раннего развития. Раннее развитие вовсе не означает, что это однозначно хорошо или однозначно плохо. Все дети развиваются в индивидуальном темпе, и важно не перегружать ребенка, к примеру, чтением и английским, когда он еще не умеет формулировать предложения на русском.
Слишком раннее начало занятий иностранным языком несет и еще одну опасность для несозревшего речевого мышления и речевого аппарата. Каждый язык имеет свои особенности произношения. И пока не сформировались навыки общения на родном языке, ребенку будет тяжело разграничить, когда использовать слово, обобщающее те или иные предметы и явления, как произносить гласные и согласные звуки в тех или иных словах.
Точно так не следует слишком спешить с обучением чтению и письму. Нужно всегда помнить, что устная речь первична, и научиться грамотно писать или бегло читать без навыков мысленной формулировки и устной вокализации (произнесения) своей мысли попросту нереально. Грамотность – это не самоцель, а средство эффективной коммуникации и средство передачи собственных мыслей. Поэтому сначала их нужно научиться оформлять в логически цельное предложение, и только потом работать над грамматикой.
Не следует затягивать и с переходом к следующей стадии развития, если очевидно, что ребенок развивается быстрыми темпами и в существующих рамках ему уже тесно. В этом смысле может помочь понятие «зоны ближайшего развития», которое ввел в педагогику Лев Выготский. По Выготскому, «процессы развития идут вслед за процессами обучения» [Л. Выготский, 1982].
Поэтому, если ребенок уже стремится что-то делать и понимать, но пока не может справиться с этим без посторонней помощи, это самый удачный момент, чтобы помочь ему обрести новое знание и новый опыт. Это касается не только дошкольного возраста и ранних этапов формирования речевого мышления, интеллекта и прочих способностей.
Это актуально и на этапе освоения школьной программы, когда планка, к которой нужно стремиться, всегда будет чуть выше, чем уровень знаний, на котором находится школьник. Подробно эту технологию Выготский описал в книге «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», и эта технология по-прежнему актуальна, как и почти 100 лет тому назад [Л. Выготский,1996].
И, наконец, для нормального развития, в том числе развития речевого мышления, имеет огромное значение физическое и психическое здоровье ребенка. Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачу, если есть тревожащие моменты в здоровье и развитии ребенка, если наблюдаются дефекты речи или явная неспособность сформулировать даже простую мысль, когда уже сформировалась способность говорить.
В большинстве случаев мелкие отклонения в развитии корректируются современными методиками. Если же обнаружится какое-то серьезное заболевание, шансов на успешное лечение будет больше, если лечение начать как можно раньше. А для этого должно быть своевременное обращение к доктору, чтобы была возможность быстро поставить диагноз. Теперь давайте подытожим вышеизложенное.
Что может помешать развитию речевого мышления:
- Недостаток практического чувственного опыта.
- Обучение чтению, письму, иностранному языку до момента освоения устной речи на родном языке.
- Обучение ребенка за пределами «зоны ближайшего развития».
- Не выявленные вовремя проблемы с физическим и психическим здоровьем.
Заметим, что развитие речевого мышления не завершается в детском или подростковом возрасте. Ранее мы уже выяснили, что речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.
Естественно, что эту способность можно развивать и совершенствовать практически до бесконечности, «прокачивая» себя как эффективного коммуникатора, руководителя, ведущего тренингов, менеджера по продажам. Тема представляет огромный академический интерес, и каждое новое поколение исследователей привносит в нее нечто новое. В этом плане весьма интересна работа группы ученых «Исследование речевого мышления в психолингвистике» [Т. Ахутина, И. Горелов, А. Залевская, 1985]. Что касается прикладной стороны дела, можно порекомендовать «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» [Х. Леммерман, 1986]. Автор придает тренировке речевого мышления для успешного выступления даже большее значение, чем заучиванию текстов наизусть.
Всем, кто понимает, что мы учимся всю жизнь, даже если не слишком к этому стремимся, рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут осваивать все новое более эффективно. Мы желаем, чтобы получаемые вами знания делали вашу жизнь лучше и интереснее! А еще просим вас ответить на один интересный вопрос:
Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика
Речевое мышление
Скачать 173,5 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 19
23. Речевое мышление. Развитие значений слов. Значение и смысл слова. Методы исследования понятий. РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ Речевое мышление часто еще называют понятийным, как, например, это делает Пиаже. Фактически, понятийное мышление Пиаже и речевое мышление Выготского относятся к описанию одной и той же реальности. Нам еще знакомо понятие о словесно-логическом мышлении Рубинштейна. Под этим термином скрывается опять та же реальность. С точки зрения Выготского, главной единицей анализа речевого мышления должен стать такой психологический феномен, который одновременно является и речью, и мышлением. И, как считает Выготский, таким феноменом является значение слова. Почему? Как обосновывает выбор этой единицы анализа Выготский? Потому что, с одной стороны, значение – это существенная и неотъемлемая характеристика слова: каждое слово имеет какое-то значение; а с другой стороны, значение слова – это всегда обобщенное представление действительности. И эта характеристика обобщенности – это характеристика мысли. Поэтому в значении слова речь и мышление соединяются в единое целое. Итак, единицей анализа речевого мышления является значение слова. Как считает Выготский, до появления человека в животном мире речь и мышление эволюционировали (развивались) отдельно и независимо друг от друга. И объединение мышления и речи в единую психическую функцию произошло только у человека. Это оказалось возможным благодаря возникновению в человеческом обществе языка. Мы уже знаем определение языка, исходя из которого, можно сделать вывод о том, что у животных языка нет, а значит и речевого мышления у них быть не может. Это касается аспектов филогенеза. Точно также в онтогенезе речевое мышление возникает у детей примерно в возрасте двух лет, то есть, в то время, когда они начинают овладевать языком. А до этого возраста их речь и мышление развиваются независимо и отдельно друг от друга.
Каталог: olderfiles Скачать 173,5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 19
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Когнитивные стили мыслителей (T) и чувствующих (F): визуальный, пространственный и вербальный
Доктор А. Дж. Дрент
Студенты-психологи, вероятно, знакомы с дихотомией вербальных и визуальных когнитивных стилей, которая предполагает, что люди склонны предпочитать либо языковое, либо образно-ориентированное познание. Первоначально это понятие было основано на исследованиях, которые связывали язык с левым полушарием мозга, а визуальную обработку — с правым полушарием. Следовательно, «левополушарные» типы считались более вербальными, а «правополушарные» — более визуальными.
Когда я размышлял над этой вербально-визуальной дихотомией, меня осенило, что наши первые взаимодействия с миром, независимо от когнитивного стиля, носят преимущественно визуальный характер. Проще говоря, все мы начинаем как зрительные процессоры (очевидным исключением являются люди с врожденной слепотой). Конечно, это не означает, что младенцы создают четкие мысленные образы наподобие художника или архитектора. Однако они в значительной степени полагаются на визуальный ввод, чтобы ориентироваться, когда они работают над созданием понимания окружающего мира.
Хотя все мы начинаем жизнь как визуалы, исследования показали, что мы не все обращаем внимание на одни и те же вещи. И любой достойный психолог скажет вам, что то, на что мы обращаем внимание, имеет значение в той мере, в какой это формирует траекторию нашего нейропсихологического развития.
В этом посте мы рассмотрим ранние игры и зрительные наклонности у младенцев и детей ясельного возраста, в том числе то, как они соотносятся с полом и дихотомией Майерс-Бриггс мышление (T) – чувство (F). Эти ранние предпочтения можно рассматривать как основу для когнитивных стилей взрослых — визуального, пространственного и вербального, каждый из которых мы подробно обсудим. В заключение мы исследуем взаимосвязь между способностями, когнитивным стилем и типом личности.
Ранние визуальные и игровые предпочтения
Чтобы понять, на что обращают внимание младенцы и дети ясельного возраста, исследователи в области психологии в настоящее время используют технологии отслеживания взгляда, которые помогают уменьшить субъективную предвзятость. Они обнаружили, что даже в младенчестве самки, как правило, проявляют больший интерес к человеческим лицам и будут дольше смотреть на них, в то время как самцы тратят меньше времени на лица и больше отслеживают движущиеся объекты.
Более того, уже в двухлетнем возрасте девочки проявляют больший интерес к предметам, изображающим людей (например, куклам), а мальчики предпочитают игрушки, изображающие инструменты или транспортные средства. Исследователи полагают, что раннее проявление этих различий свидетельствует о том, что они врожденный , а не приобретенный.
Экстраполируя эти наблюдения, мы можем увидеть, как творческая игра в куклы может помочь в развитии эмоционального и социального интеллекта, возможно, даже в большей степени, если играть с другими людьми. Точно так же последовательное взаимодействие с инструментами, грузовиком, блоками, мячами и т. д. может способствовать развитию навыков пространственного и механического мышления.
Помимо этих общих гендерных тенденций было показано, что уровни тестостерона значительно влияют на предпочтения и поведение маленьких детей. В одном исследовании девочки с более высоким уровнем тестостерона чаще играли с игрушечными транспортными средствами, чем другие девочки, в то время как мальчики с более низким уровнем тестостерона больше взаимодействовали с куклами, чем другие мальчики. Это говорит о том, что уровень тестостерона влияет на интерес к игре у обоих полов.
Если мы свяжем это с типом личности, ранние игровые интересы, вероятно, будут индикаторами предпочтения ребенка в мышлении (T) по сравнению с чувствами (F). А именно, внимание к лицам, участие в кукольной игре, заботливое поведение и настройка на человеческую/социальную динамику согласуются с предпочтением чувств. Напротив, интерес к игрушечному оружию, кубикам, транспортным средствам, инструментам и т. д. свидетельствует о мыслительной ориентации.
Мыслители-женщины или чувствующие мужчины могут быть менее поляризованными и демонстрировать более смешанные интересы, но их предпочтение T-F, как правило, все же можно идентифицировать. Хотя девочки, которые растут рядом с мальчиками, могут считать себя «сорванцами», это иногда возникает из-за социальных проблем, таких как желание приспособиться, а не из глубоко укоренившегося интереса к Т-деятельности. Следовательно, ранние игровые предпочтения (например, в возрасте 2–4 лет) могут дать более точную картину предпочтений ребенка в отношении Т-Ф.
Когнитивные стили взрослых: визуальный, пространственный и вербальный
Ранее я упоминал о широко распространенной дихотомии вербально-визуального когнитивного стиля. Затем я пришел к выводу, что, по крайней мере в начале жизни, все мы преимущественно визуалы.
Недавние исследования, проведенные гарвардским исследователем Марией Кожевниковой, показали, что вербально-визуальное различение неполно. По словам Кожевникова, на самом деле существует два различных визуальных стиля. Первый, объектная визуализация , включает в себя видение или воспроизведение мысленных образов объектов/сцен с полным цветом, яркостью и детализацией. Второй тип, пространственная визуализация подчеркивает визуальные особенности, такие как местоположение, движение, пространственные отношения и другие пространственные атрибуты. Ментальные образы пространственных визуализаторов часто пропускают многие детали объекта в пользу его общих контуров.
Чтобы помочь людям определить предпочитаемый ими способ обработки изображений, Кожевников и ее коллега Олеся Блаженкова разработали Опросник объектно-пространственных изображений (OSIQ). Вот несколько пунктов анкеты:
Пункты визуализации объектов:
- Мои изображения очень красочные и яркие.
- При чтении художественной литературы у меня обычно формируется ясная и подробная мысленная картина описываемой сцены.
- Я все помню визуально. Я могу перечислить, что носили люди…
Элементы пространственной визуализации:
- При чтении учебников я предпочитаю схематические диаграммы и эскизы.
- Я легко представляю и мысленно вращаю трехмерные геометрические фигуры.
- Я могу легко сделать набросок знакомого мне здания.
Предпочтение человека ориентироваться по ориентирам, а не по сторонам света, также представляется важным здесь. А именно, мы ожидаем, что визуализаторы объектов будут больше полагаться на ориентиры, а пространственные визуализаторы — на стороны света. Исследования, кажется, указывают в этом направлении, поскольку способность к пространственному мышлению и самооценка чувства направления (т. е. «ориентация») коррелируют.
Исследования также показывают, что мужчины, как правило, лучше справляются с тестами на пространственное мышление и идентифицируют себя как визуализаторы пространства, в то время как женщины более склонны предпочитать и преуспевать в визуализации объектов. Более того, исследования показывают, что женщины в среднем лучше запоминают лица, чем мужчины. Это согласуется с их склонностью к визуализации объектов, поскольку распознаванию лиц, безусловно, способствует внимание к цвету, оттенкам и другим визуальным деталям.
Следующая диаграмма иллюстрирует, как результаты исследований, которые мы рассмотрели, взаимосвязаны и согласуются либо с чувствами, либо с мыслями:
А как насчет «Говорящих людей?»
Тем из вас, кто не испытывает большого количества ментальных образов, может быть трудно идентифицировать себя как визуализатора объектов или визуализатора пространства. Вместо этого вы можете вообразить себя «разговорчивым» человеком. Хотя визуальное и вербальное различие имеет определенную пользу, верно также и то, что язык во многих отношениях формируется на основе наших визуальных наблюдений. Таким образом, даже люди, которые «думают словами», полагаются на подсознательные образы. В конце концов, если многое из того, что мы узнаем о человеческих (F) или физических (T) явлениях, получено путем визуального наблюдения, само собой разумеется, что наши мысли будут в значительной степени основаны на образах.
Возьмем, к примеру, писателей. Хотя они обычно демонстрируют вербальный когнитивный стиль, многие полагаются на визуальные описания, чтобы познакомить читателей со своим воображаемым миром. Некоторые писатели даже признаются, что они довольно визуальны, используя письмо как средство «рисования картин словами».
Научное и философское письмо также строится на образах. Однако, в отличие от художественной литературы, аналитические мыслители меньше полагаются на подробные или яркие образы и больше на пространственные концепции. В самом деле, я подозреваю, что многое из того, что мы называем логикой, основано на пространственных наблюдениях и визуальных выводах о причинно-следственных связях. Если это так, то разница между спортсменами и учеными, вероятно, меньше, чем это часто представляется. Легкая атлетика и наука учат нас физике; наука — это просто более абстрактный способ изучения.
Вербальные, зрительные и пространственные способности
Мы уже видели, как визуальные или пространственные образы могут поддерживать язык и работать рука об руку с ним. Но возможно ли преуспеть или одинаково использовать все три стиля — вербальный, визуальный и пространственный?
Некоторые люди (часто с более высоким IQ) могут преуспеть или продемонстрировать компетентность во всех трех. Они могут, например, хорошо выступать на курсах языка, искусства и геометрии. По мнению исследователей интеллекта, это может быть связано с более высоким уровнем общего интеллекта, который позволяет быстрее и без усилий приобретать широкий спектр навыков.
Тем не менее, исследование Кожевникова показывает, что люди редко одинаково хорошо справляются с объектной и пространственной визуализацией, предполагая наличие «узкого места, которое ограничивает развитие общих ресурсов визуализации».
Это имеет смысл в свете нашего более раннего обсуждения детей, обладающих врожденным предпочтением того, какой вид визуальной информации им наиболее интересен. Наши ранние предпочтения, по-видимому, гарантируют, что один способ визуализации будет тщательно разработан и, таким образом, полезен для определенных типов задач и целей.
Всегда ли совпадают тип личности и стиль мышления?
Ясно, что между типом личности, особенно доменом T-F, и когнитивным стилем существует много общего. Ранее я предположил, что ранняя игра и визуальные предпочтения, вероятно, являются индикаторами предпочтения T-F. Однако я не могу сказать, что между типом и когнитивным стилем никогда не бывает различий, особенно за пределами раннего детства.
Насколько я могу судить, мы наследуем от наших родителей определенные способности, которые могут быть относительно независимыми от типа. Например, если оба родителя являются опытными художниками, маловероятно, что кто-то из их детей не будет обладать определенными художественными способностями, независимо от типа личности. Так что, если врожденная способность уже имеется, ребенку достаточно лишь заинтересоваться искусством, чтобы в дальнейшем развиваться как визуализатор предметов. Сейчас все еще кажется, что в целом чувствующие более склонны к искусству, чем мыслители, но если мыслитель проникнут природным художественным талантом или находится под влиянием в этом направлении определенных факторов среды, то это, конечно, не исключено.
Дело в том, что при наличии достаточных природных способностей человек может преуспеть в чем угодно. И хотя я считаю, что тип личности связан с определенными способностями, мы также знаем, что некоторые таланты наследуются независимо от типа.
Более того, когда тип и интересы/способности не совпадают четко (например, мыслители принимают стереотипные F-интересы), вероятным результатом является смешение типов или диссонанс. Например, ученому INFP может быть легче, даже если невольно, идентифицировать себя как INTP. Хотя я обычно не одобряю опечатки, я могу понять, почему люди, чьи интересы нетипичны для их типа, могут чувствовать себя комфортно, отождествляя себя с другим типом.
Узнайте больше о Thinkers & Feelers в наших книгах:
Мой истинный тип: уточнение вашего типа личности, предпочтений и функций
16 типов личности: профили, теория и развитие типа
Related Posts:
Стили обучения и тип личности
Левый и правый мозг: пути к смыслу и различия типов личности
Мышление, чувства, интуиция и ощущения: более пристальный взгляд
Ссылки:
Александр Г и др. «Половые различия в визуальном интересе младенцев к игрушкам». Arch Sex Behav. (2009) 38:427–433.
Кожевников М., Блаженкова О. «Новая модель предметно-пространственно-вербального когнитивного стиля: теория и измерение». Заяв. Когнит. Психол . 23: 638–663 (2009)
Lamminmaki L, et al. «Тестостерон, измеренный в младенчестве, предсказывает последующее половое поведение мальчиков и девочек». Гормоны и поведение . Том 61, выпуск 4, апрель 2012 г., страницы 611–616.
Ренман Дж., Херлиц А. «Женщины помнят больше лиц, чем мужчины». Acta Psychologica. 124 (2007) 344–355.
Штернберг Р. Справочник по интеллектуальным стилям. Спрингер. 2011.
415 Акции
Скрытые дары людей, мыслящих образами, узорами и абстракциями
Темпл Грандин не пишет увлекательной прозы. Читатель, которого нужно развлечь, может упустить то, что может предложить Грандин. Читатели, которые настойчивы, узнают много нового, например, о том, что наша первоначальная умственная обработка была основана на изображениях. Когда мы начали называть вещи, наши словесные способности приветствовались. Наша визуализация стала менее важной. Со временем наша вербальная обработка, возможно, стала нашей доминирующей системой обработки мыслей.
При задержке речи, как это часто бывает при аутизме, первичным остается визуальная обработка. Эйнштейн не говорил плавно до семи лет. Позже он писал: «Мысли не приходят ни в какой словесной формулировке. Я вообще редко думаю словами. . . . Психологические сущности, служащие строительными блоками для моих мыслей, — это определенные знаки и образы, более или менее четкие, которые я могу воспроизводить или рекомбинировать по своему желанию».
Илон Маск описал свое мышление в этих терминах. «Похоже, что часть мозга, которая обычно зарезервирована для обработки зрительных образов — часть, которая используется для обработки изображений, поступающих от глаз, — захватывается внутренними мыслительными процессами. Для изображений и чисел я могу обработать их взаимосвязь и алгоритмические отношения. Ускорение, импульс, кинетическая энергия — то, как объекты будут воздействовать на подобные вещи, очень ярко проявляется».
В отличие от Эйнштейна и Маска, Грандин опасается, что у большинства американцев доминирует вербальный ум. Если это так, вербальная обработка может быть потеряна. В своей книге «Хозяин и его эмиссар » британский психиатр Ян МакГилкрист объясняет, что визуальный разум может распознавать и себя (хозяина), и вербальное «я» (эмиссара), но вербальный ум не может. Вербальный ум может признать только свое собственное существование. Грандин находится на твердой почве, когда говорит: «Самое большое препятствие в понимании визуального мышления — знание того, что оно существует».
Грандин опасается, что вербальное доминирование поставит Соединенные Штаты в невыгодное положение по сравнению со странами, в которых развито визуальное мышление. Она говорит: «Нам не удается поощрять и развивать таланты и навыки людей, которые мыслят иначе. . . . Потеря навыков в этой стране пугает меня».
Вербальные мыслители должны понимать, что слова — это еще не все. При ловле бейсбольного мяча аутфилдер не думает: «Мне нужно пройти три фута влево, отступить на два фута, поднять перчатку и через 1,738 секунды сжать мою руку, так как за это время мяч достигнет лузы моя перчатка».
По сравнению со зрительной обработкой вербальное мышление медленнее. Но визуальный мыслитель может медленно соображать, когда ему дают указания. Это потому, что слова, которые они слышат, должны быть переведены в образы, чтобы их можно было понять. Затем их визуальное мышление должно быть переведено в слова, чтобы отвечать вербально.
Человек с визуальным мышлением может быть не в состоянии поддерживать зрительный контакт. Их глаза смещаются от центра при воспроизведении образов, которые они должны создавать, чтобы думать. Если человек, говорящий с ними, мыслит вербально, они могут усомниться в честности «беглого» человека, который думает визуально.
Грандин говорит, что существует два типа визуального мышления. Один тип визуализирует объект и связывает его с подобными объектами. Ассоциативный визуальный мыслитель может стать художником, рисовальщиком или музыкантом. Другой тип визуализирует динамические отношения между объектами. Динамический визуализатор может стать изобретателем, пилотом или хорошим игроком в бейсбол.
Динамическая визуальная обработка — поскольку она включает причину и следствие — включает проверку реальности. В статической визуальной обработке отсутствует встроенная проверка реальности. Когда что-то ярко воображается, человек может автоматически поверить, что то, что он имеет в виду, является точным. Как говорится, «увидеть — значит поверить». Возможно, именно поэтому Грандин, когда она явно ошибается, уверена, что она права.
Например, Грандин считает, что животные чувствуют страх. Джозеф Леду, ведущий нейробиолог, также считает, что животные чувствуют страх. Но как ученый Леду не хочет утверждать то, что не может доказать. Некоторые исследователи животных используют термин «страх» более свободно. Их менее осторожное использование этого слова воспринимается Грандином как доказательство того, что Леду ошибается.
Точно так же, хотя Грандин не является авиационным экспертом, она уверена, что знает причину крушения 737 MAX. Она говорит, что «видит», что стало причиной аварии. Кажется, она не понимает, что то, что она «видит» своим мысленным взором, является воображением. То, что она вообразила, не является причиной аварии. Тем не менее, из-за типа визуальной обработки, в которой она преуспевает, она верит тому, что она «видит».
Она считает, что организациям будет полезно, если аутичный человек будет участвовать в анализе и принятии решений. По ее словам, человек в спектре аутизма, скорее всего, «видит» проблемы, о которых другие не подозревают. Грандин дискредитирует себя, преувеличивая эту идею. Она утверждает, что различные бедствия — лесные пожары в Калифорнии, вызванные линиями электропередач, Deepwater Horizon, Чернобыль, Три-Майл-Айленд, Фукусима-дайити — можно было бы предотвратить, если бы проконсультировались только со зрительно ориентированным человеком, страдающим аутизмом.