Речевые средства общения: РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ это

Речевые и внеречевые средства общения | Статья по теме:

Речевые и внеречевые средства общения

  1. Главная профессиональная задача педагога – способствовать формированию личности учащегося, приобретений им знания и умения.

Педагогическое общение – важнейшее средство достижения этой цели.

Речь педагога – основное средство, которое позволяет сообщить учащимся необходимые сведения, оказать на них эмоциональное и мотивирующее влияние. Для эффективного использования этого средства педагогу необходимо обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть выразительными возможностями языка, иметь правильную дикцию.

  1. В педагогическом общении значение имеет тон речи и её громкость, темп и выразительная насыщенность. До 40% информации передаётся интонацией. (Ex: слово «да» — произнести по-разному: твёрдо, с сомнением, вопросительно, ироничной интонацией.)

Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе.

Обычно громко говорят те люди, которые желают быть уверенны, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению.

Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) обличает людей, которые привыкли не сомневаться в правоте своей позиции (характерно для большинства педагогов).

Другой довод громкости голоса может выступать, как маскировочное средство, для сокрытия слабого духа, проявления недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами.

В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли согласиться с самоуверенностью говорящего?

Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно, рассудительно не требуется форсировать громкость своей речи.

Малая громкость – говорит о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный.

Иногда тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе, тогда для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация.

Но тихий голос может быть и твёрдым, жёстким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и их голос обязательно будет услышан. Кроме того, люди предпочитают произносить негромко те вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что некоторые говорящие тихо, испытывают ощущение неловкости или вины (необязательно, обоснованное).

Сильные и внезапные колебания голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь произнесенная в одном тоне (даже с пафосом) не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.

Скорость речи – соответствует темпераменту и темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить.

Неторопливо, медлительно говорят спокойные обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения.

Но иногда медленная речь может быть признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, или просто лени, либо приема успокоительных средств.

Оживленно и бойко, торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди — если ритм речи равномерный. Если при общей высокой скорости речи ритм нарушен, говорит о том. Что человек робеет, недостаточно уверен в себе. Пример: студент на экзамене – не знает – тараторит и запинается либо ничего не может сказать.

Заметные колебания скорости речи говорят о недостатке уравновешенности, легкой возбудимости. Изменение темпа речи может сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей – когда человек говорит в ускоряющемся темпе, он вдохновляется и зажигает слушателей.

Важным показателем речи является ее отчетливость. Ясное четкое произнесение слов – показатель внутренней дисциплины, стремление ясно представить свою позицию.

Бурчание, бормотание, нечеткое произношение (если оно не связано с дефектами речевого аппарата) является неуважительным отношением к собеседнику. Психологи считают: кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражает это голосом.

Ритмический рисунок речи формируется паузами. Использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Эпизод из романа Сомерсет Моэма «Театр», афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, а если сделала, то тяни ее насколько можешь.» Те, кто чувствуют себя тревожно в диалоге избегают пауз.

Самое важное в речи – произнесенные слова. Так как речь и интеллект тесно взаимосвязаны, то можно судить о словесном оформлении мысли и ее глубине.

Ограниченные люди обходятся ограниченным запасом слов, заполняя пустоты в речи, используют междометия и слова – паразиты (ну это короче, как его там…), предложения простые и односложные.

Показателем высокого интеллекта является умение построить развернутые высказывания из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, с использованием причастных и деепричастных оборотов. Использование научных и публицистических терминов бездумно и безграмотно говорит об ограниченности мысли.

Человек по-настоящему образованный и культурный не склонен усложнять свою речь и захламлять иноязычным сором.

Главное о чем следует заботиться: слушая собеседника понять, какой смысл он вкладывает в свои слова. Часто приписываем другому человеку наши собственные мысли и побуждения, и удивляемся, если он имел ввиду другое.

Основное правило любого разговора – слушая, сосредоточиться не на себе, своих мнениях и оценках, а на собеседнике с его взглядами, которые вполне отличаются от наших.

Помимо речевых средств коммуникации существуют элементы невербального (внеречевого) общения. Они так же несут в себе заряд информации.

Взгляды, жесты, мимика, поза педагога и студентов бывают иногда более выразительны, чем слова.

Рассмотрим основные параметры невербального общения:

руки – какую форму приобрели в процессе эволюции, можно сказать о конкретном человеке, а знание арсенала выразительных жестов, совершаемых руками помогает разобраться в настроении человека.

Чтение жестов.

Немецкий психолог Биркенбил делит жесты на широкие и мелкие. Она говорит, что чем сильнее выражаемые чувства тем более проявляется жестикуляция.

Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств, широкие движения притягивают к себе внимание. Их используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость.

Мелкие движения – их предпочитают те, кто не хотел бы привлекать к себе внимание. Это люди корректные, скромные, не желающие выставлять на показ свои чувства. Иногда такое поведение бывает продиктовано хитрым расчетом (намеренны произвести скромное впечатление). Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил.

Т.к. каждый жест подлежит оценке, то показательно положение рук:

— руки заложенные за спину – отказ от предметной активности. Редко такое положение рук принимают люди активные и деятельные. Руки за спину является сигналом на время отрешиться от дел. Если такое положение принимается часто и сохраняется долгое время, то перед нами человек сдержанный, пассивный, склонный к созерцательности.

Люди, пекущиеся о самоутверждении выставляют кисти рук перед туловищем. Руки  находятся под углом, выражают повышенную готовность к манипуляциям, напоминает позу борца к поединкам.

По положению ладоней тоже можно читать информацию о человеке.

Положение кисти ладонью вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук – жест, которым пользуются ораторы.

Показ ладоней – символ открытости.

Проведённые исследования выявили движения при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или двумя руками, подпирание щеки или висков, касание рта. Прикладывание ладоней к одной или обеим сторонам головы говорит о том, что человек хочет оградить себя от раздражителей.

В толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест может не иметь символичной окраски. Например, прикосновение к носу – зачесался нос. Но стоит помнить, что наиболее удобными для нас являются позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению.

Что же касается мимических проявлений, то по мимической игре можно судить о быстро сменяющихся внутренних переживаний, о восприятии происходящего. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения., малоподвижная – указывает нам на постоянство душевных процессов, устойчивое настроение, спокойность, рассудительность, уравновешенность, надёжность.

Следует помнить, что каждый человек на протяжении жизни учится владеть лицом, некоторые искусно владеющие могут ввести в заблуждение наблюдателя.

Самый распространённый в житейской психологии критерий оценки человека – это направление взгляда. Если взгляд у человека прямой и открытый, значит человек сам такой. Кто прячет глаза, избегает встречи взгляда, скорее всего неискренен, недоброжелателен. Некоторые психологи разделяют такое мнение, например немецкий психолог Рюкле, а известный психиатр Леви говорит: «Кто упорно избегает смотреть в глаза – это люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей, а некоторые застенчивые люди смотрят упорно в глаза, чтобы победить застенчивость».

Наблюдения показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, а отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Частота зрительных контактов зависит от темы разговора. В целом люди смотрят друг на друга от одной трети до двух трети времени беседы. Установлено, что если два человека смотрят друг на друга ещё чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что он говорит.

Немецкие психологи провели эксперимент и выяснили, что те кто выдерживал более продолжительный зрительный контакт, оценивались в общем как более симпатичные люди.

Вот таковы основные вербальные и невербальные средства общения.

В своей работе я использую многие приёмы:

— колебание голоса (помогает удерживать внимание, достичь цели в фонетической работе, чтении текстов).

— отчётливое чёткое произнесение слов (в преподавании иностранного языка без этого не обойтись).

— использую в работе взгляды, жесты, мимику.

Литература

С.С.Степанов. Материалы курса «Теория и практика педагогического общения»: Лекции 1- 8. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Resource id #4494

«Речевые средства общения дошкольников» | Консультация (старшая группа):

«Речевые средства общения дошкольников»

Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Речь служит самым важным средством общения.

Речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения  к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для данного возраста, а именно – в игре.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Будучи ведущим средством человеческого общения, речь возникает из потребности в нем на определенном этапе развития коммуникативной деятельности, которая начинает складываться в период дошкольного детства.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально — положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально — положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятыми сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают в процессе самого общения и деятельности, организуемой  взрослыми совместно с ребёнком.

Речь выполняет познавательную функцию. Все виды деятельности дошкольника — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая — позволяют мобилизовать его познавательные возможности.

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь и язык понимаются в единстве. При этом несомненна первичность речи как психического познавательного процесса. Наряду с этим безусловна вторичность языка как средства выражения речи. Речь у людей одна, – как уникальная человеческая высшая психическая функция. Речь имеет психофилогенетическое происхождение. Языков человек может знать и понимать довольно много. Язык человек осваивает в процессе онтогенеза. Язык – это психоонтогенетическое приобретение человека.

Язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык выступает в качестве системы символов, понятий, сигналов, представленных в осмысленной и заданной людьми форме языковых значений. Язык проявляется как генеральный способ реализации речи, функционирующий на её основе.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.  Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.

Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая  родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми.

Вербальное общение  имеет большое значение для психического развития индивида, так как оно связано  усвоением речи, которая в свою очередь является необходимым условием развития вербальных контактов с окружающими.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

Различия между речью, языком и общением

Мы говорим, читаем и/или пишем во время повседневного общения с семьей, друзьями, коллегами по работе или знакомыми. Но осознаем ли мы важность этих форм? То, как мы говорим или передаем сообщение, которое пытаемся передать, и слова, которые мы используем при выражении сообщения, играют важную роль в общении и понимании других.

Речь, язык и общение — термины, с которыми мы хорошо знакомы. Эти три термина взаимосвязаны друг с другом и могут звучать одинаково, но они имеют уникальные и разные значения.

Речь — это способность физически воспроизводить отдельные звуки и звуковые паттерны, относящиеся к определенному языку. Это акт речи или действие по производству или артикуляции речи. Речь также является голосовой формой общения, включающей звуки или сочетания звуков, которые функционируют как основной носитель значения и произносятся или пишутся в форме слова, предложения или разговора. Эти произносимые слова являются компонентом языка и состоят из одной или нескольких морфем, которые являются наименьшими единицами речи.

В то время как речь включает в себя физическую двигательную способность говорить, язык представляет собой символическую систему, управляемую правилами, для передачи сообщения, состоящего из произнесенных или написанных слов или жестов, таких как приветствие или прощание. Язык основан не только на акте речи, но и на письме для выражения своих чувств или мыслей. Язык – это человеческая форма речи, которая может быть либо устной, либо письменной. Мы общаемся в любой форме, чтобы доставлять или получать значимые сообщения. Это наиболее распространенная система общения, поскольку она позволяет людям общаться друг с другом или излагать свои сообщения или идеи в письменной форме. Кроме того, язык является важным инструментом в каждом обществе, поскольку он играет важную роль почти во всех формах человеческой деятельности. Будь то академия, правительство, наука, религия, торговля или любой другой сектор, он влияет на рост и развитие общества. Более того, общий язык позволит нам продолжать работать по-разному, поскольку он способствует сотрудничеству между людьми.

Гораздо более широкая категория — общение. Этот термин относится к обмену информацией в устной, письменной или невербальной форме. Он ограничивается не только личным уровнем общения, когда люди выражают друг другу свои мысли и пожелания, но и средствами массовой коммуникации, когда сообщения предназначены для широкой аудитории. Таким образом, по объему коммуникация гораздо шире по сравнению с речью и языком. Личное общение включает в себя разговор и слушание вместе с движением рук или даже просто выражением лица. В то же время массовая коммуникация использует книги, газеты, телевидение, радио, сотовые телефоны и другие устройства. Сообщения отправляются через эти средства, чтобы охватить большее количество людей. Так же, как первое важно для большинства из нас, последнее также является неотъемлемой частью общества, поскольку оно также играет ключевую роль в нашей повседневной жизни. Новости о погодных катаклизмах, таких как тайфуны или ураганы, о трагических событиях, таких как цунами или землетрясения, о религиозных мероприятиях или, возможно, о политических событиях, таких как выборы или другие важные события, могут достигать огромного числа людей посредством средств массовой информации. Таким образом, важность этих двух факторов может повлиять на жизнь многих людей.

Речь, язык и общение могут различаться с точки зрения использования, масштаба и важности, но они также идут рука об руку, поскольку эти три компонента не только играют важную роль в нашей повседневной жизни, но и вносят вклад в жизнь сообщества или общества в целом.

 

Источник изображения: 
wwwmedia.defense.gov

Речь, язык и общение | методы образовательного исследования

Есть три термина, которые люди обычно используют взаимозаменяемо при описании того, как люди взаимодействуют друг с другом вербально. Термины — это речь, язык и общение. Хотя эти термины похожи, они не являются синонимами друг друга. Этот пост объяснит разницу между этими тремя терминами.

Речь

Речь – это вербальное средство общения. Это отличает его от невербальных форм общения, таких как письменное общение или язык тела

. Речь включает в себя вокализацию определенных звуков, называемых фонемами. В каждом языке есть определенные фонемы, которые образуют звуки для этого языка. Например, в испанском языке часто встречается «.

Речь не ограничивается фонемами. Другие аспекты речи включают качество голоса, интонацию и скорость. Качество голоса – это фонетическая характеристика голоса человека. Наш пример 9Звук 0032 r

на испанском языке относится к качеству голоса. Интонация связана с высотой голоса. Иногда язык использует разные высоты тона в зависимости от контекста. Например, если вопрос задан на английском языке, высота тона в конце повышается. Наконец, скорость – это скорость, с которой люди говорят на языке.

Язык

Код языка для передачи понятий с помощью символов. Например, почти во всех языках есть какое-то слово для обозначения «собака». По-английски это животное называется «собака». По-испански это слово «perro». По-французски слово «собака» — «chien». Независимо от языка, когда люди слышат одно из этих слов для собаки на своем языке, они связывают это слово с концепцией четвероногого существа, которое часто лает. Термин «собака» является символом животного. Это мышление в высшей степени абстрактно.

Языки могут быть выражены устно через речь, а также через письмо. Чтобы каждая сторона понимала другую, они должны знать язык друг друга, чтобы передавать идеи и делиться ими. Очевидная причина того, что люди из разных стран не понимают друг друга, заключается в том, что они говорят на разных языках.

Общение

Общение – это процесс обмена идеями и потребностями. Этот процесс включает в себя кодирование, передачу и декодирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *