Референтность | это… Что такое Референтность?
– отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой.
* * *
[от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. В. Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого «положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций» (Е.
В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем — и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. В. Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «симпатия — антипатия» традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «звезда», референтометрический «аутсайдер», референтометрический «отвергаемый», референтометрический «принимаемый» и т.
Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «картинка», как правило, решающим образом влияет на поведение поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. В. Трофимовой1 была зафиксирована крайне интересная закономерность. В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого.
Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «парная работа» является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «знак» эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности. Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.
Референтность группы, принцип референтности
Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.
Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.
Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.
Что такое референтность
С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.
Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.
Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека).
В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность индивида к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством интериоризации нормам, свойственных этим объединениям.
Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.
Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.
Принцип референтности
Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.
Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.
Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.
При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.
Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.
Референтность группы
Референтная группа служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.
Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.
Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.
Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).
Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.
Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.
Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.
Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение личности и ее проявлений.
Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.
При выборе человеком эталонных группирований могут возникать конфликты, которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
References — AllPsych
Psychology 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3: Введение в Теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Стадии психосоциального развития по Эриксону — 3.3: Стадии психосексуального развития по Фрейду — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Защита Эго Фрейда Механизмы — — 3. 7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, интеллект и Состояния разума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8. 3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психиатрические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевтические поставщики Ссылки
Американская психиатрическая ассоциация (1994). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
Baddeley, AD (1992). Рабочая память работает? Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 44A, 1-31.
Энгл, Р. В., Кантор, Дж., и Карулло, Дж. Дж. (1993). Индивидуальные различия в рабочей памяти и понимании: проверка четырех гипотез. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 19, 972-992.
Эверетт, Дж. Дж., Смит, Р. Э., и Уильямс, К. Д. (1992). Влияние командной сплоченности и узнаваемости на социальное безделье в эстафетном плавании. Международный журнал спортивной психологии, 23, 311-324.
Ферстер, К.Б. и Скиннер, Б.Ф. (1957). Графики подкрепления. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Форгас, Дж. П. (1992). Настроение и восприятие необычных людей: Аффективная асимметрия памяти и социальных суждений. Европейский журнал социальной психологии, 22, 531-547.
Голдрингер, С. Д. (1996). Слова и голоса: Эпизодические следы в памяти идентификации и узнавания произнесенных слов. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 22, 1166-1183.
Герен, Б. (1993). Социальная помощь. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Харди, К. и Латане, Б. (1986). Социальное безделье на задаче аплодисментов. Социальные науки, 71, 165-172.
Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений. Нью-Йорк: Уайли.
Хупер, Дж., и Терези, Д. (1987). Двухфунтовая вселенная. Нью-Йорк: Делл.
Халл, CL (1943). Принципы поведения. Нью-Йорк: Эпплтон.
Халл, CL (1952). Система поведения. Нью-Йорк: Эпплтон.
Ингам, А. Г., Левинджер, Г., Грейвс, Дж. и Пекхэм, В. (1974). Эффект Рингельмана: исследования размера группы и производительности группы. Журнал экспериментальной социальной психологии, 10, 371-384.
Янис, И.Л. (1972). Жертвы группового мышления. Бостон: Хоутон Миффлин.
Клигель, Р. и Линдбергер, У. (1993). Моделирование вторжений и правильный отзыв в эпизодической памяти: возрастные различия взрослых в кодировании контекста списка. Журнал экспериментальной психологии, обучения, памяти и познания, 19, 617–637.
Кольберг, Л. (1973). Пересмотр преемственности в детском и взрослом нравственном развитии. В П. Балтес и К. В. Шайе (ред.), Психология развития на протяжении всей жизни: личность и социализация. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Лэминг, Д. (1992). Анализ кратковременного удержания: модели для экспериментов Брауна-Петерсона. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 18, 1342-1365.
Леш и Полласек (1993).
Маслоу, А. Х. (1970). Мотивация и личность (2-е изд.). Нью-Йорк: HarperCollins.
Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор, 63, 81-97.
Миллер, Д. Т. и Росс, М. (1975). Корыстные предубеждения в атрибутах причинности: факт или вымысел. Психологический бюллетень, 82, 213-225.
Нахемов. Л. и Лоутон, член парламента (1975). Сходство и близость в образовании дружбы. Журнал личности и социальной психологии, 33, 205-213.
Неймейер, Р. А. и Митчелл, К. А. (1998). Сходство и привлекательность: лонгитюдное исследование. Журнал социальных и личностных отношений, 5, 131-148.
Рорер Д., Викстед Дж. Т., Салмон Д. П. и Баттерс Н. (1995). Извлечение из семантической памяти и его значение при болезни Альцгеймера. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 21, 1127-1139.
Сигал, М. В. (1974). Алфавит и привлекательность: ненавязчивая мера эффекта близости в полевых условиях. Журнал личности и социальной психологии, 30, 654-657.
Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси; Прентис Холл.
Штернберг, Р. Дж. (1988). Триархический разум: новая теория человеческого интеллекта. Нью-Йорк: Пингвин-викинг.
Штернберг, Р. Дж., Вагнер, Р. К., Уильямс, В. М., и Хорват, Дж. А. (1995). Проверка здравого смысла. Американский психолог, 50, 912–927.
Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149, 269-274.
Зайонц, Р. Б. и Макинтош, Д. Н. (1992). Исследование эмоций: некоторые многообещающие вопросы и некоторые сомнительные обещания. Психологическая наука, 3, 70-74.
Цитирование ссылок
Всякий раз, когда в своей исследовательской работе вы ссылаетесь на предыдущие исследования или на идеи, выдвинутые другими, вы должны ссылаться на источник или источники в тексте и в разделе «Ссылки» в конце статьи. В психологических науках ссылки обычно цитируются в стиле APA (как указано в Руководстве по публикациям Американской психологической ассоциации).
Для получения соответствующей информации см. разделы «Форматирование исследовательских работ» и «Академическая честность» и «Избежание плагиата» на этом веб-сайте.
Цитирование ссылок в стиле APA
Руководство по публикациям Американской психологической ассоциации содержит подробные рекомендации по цитированию различных источников в тексте ( цитирование в тексте ) и в разделе «Ссылки». На этой странице мы подробно описываем общие рекомендации и распространенные случаи цитирования источников в стиле АПА.
Обратите внимание, что ниже приведен обзор; Для получения более подробной информации рекомендуется обратиться к Руководству. Также обратите внимание, что обязательные стили ссылок и особенности цитирования ссылок могут различаться в зависимости от курса. Вы должны уточнить у своего инструктора какие-либо специальные справочные требования.
Цитаты в тексте в стиле APA
В стиле АРА ссылки даются в тексте с указанием фамилии автора (авторов) и даты публикации. Например, если вы цитируете статью, написанную Джоном Викстедом в 2004 году, цитата в тексте обычно заключается в круглые скобки как «(Викстед, 2004)». Например:
Исследования в области психологии и неврологии подтверждают теорию о том, что забывание часто происходит из-за ретроактивного вмешательства (Wixted, 2004).
В качестве альтернативы, если вы ссылаетесь непосредственно на имя автора в тексте, то за именем следует год публикации. В скобках указан год издания. Например:
Викстед (2004) провел обзор исследований в области психологии и нейробиологии, подтверждающих теорию о том, что забывание часто происходит из-за ретроактивного вмешательства.
Если у ссылки есть от двух до пяти авторов, то фамилии всех авторов указываются как часть первой внутритекстовой ссылки на эту ссылку в статье. Например:
Было показано, что прохождение практических тестов улучшает память учащихся -го -го класса на факты истории США по сравнению с контрольным условием повторного обучения на заключительном тесте, проведенном 16 недель спустя (Carpenter, Pashler, & Cepeda, 2009).
После этого начального цитирования в тексте все последующие цитирования в тексте для этой ссылки содержат только фамилию первого автора, за которой следует et al. Например:
Относительные преимущества практического тестирования по сравнению с повторным исследованием были больше при проведении последнего теста через 16 недель, чем при проведении последнего теста через 1 неделю (Carpenter et al., 2009).).
Если у ссылки более пяти авторов, фамилия первого автора, за которой следует имя и др. , используется для всех ссылок в тексте.
Эти примеры относятся к наиболее распространенным случаям цитирования в тексте; дополнительные примеры можно найти на официальном веб-сайте стиля APA и в руководстве онлайн-лаборатории письма Университета Пердью по цитированию в тексте в стиле APA.
Список литературы в стиле APA
В стиле APA каждая рецензируемая статья перечисляется в разделе «Ссылки» ближе к концу исследовательской работы. В каждой ссылке на журнальную статью указаны автор(ы), дата публикации, название статьи, название журнала, том и номер страницы. Например ( обратите внимание, что висячие отступы не отображаются ):
Викстед, Дж. Т. (2004). Психология и неврология забывания. Annual Review из Психология , 55 , 235–269.
Точно так же в каждой ссылке на книгу указаны автор(ы), редактор(ы), если применимо, название книги, номера страниц (если применимо), а также имя и местонахождение издателя. Например ( обратите внимание, что висячие отступы не отображаются ):
Хили, А.Ф., Вольдманн, Э.Л., и Борн, Л.Е., младший (2005). Процессуальный принцип восстановления: исследования по обучению, удержанию и переводу. В AF Healy (Ed.), Экспериментальная когнитивная психология и ее приложения; экспериментальная когнитивная психология и ее приложения (стр. 59-71). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Как и в случае цитирования в тексте, приведенные выше примеры представляют собой два распространенных случая включения источника в список литературы; есть много других случаев. Дополнительные сведения о создании раздела «Ссылки» см. в разделе «Форматирование научных статей» на этом веб-сайте. Вы также можете обратиться к официальному веб-сайту стиля APA и к руководству онлайн-лаборатории письма Университета Пердью по списку ссылок в стиле APA.
Семинары и загружаемые ресурсы
Мастерские
- Для личного обсуждения процесса написания научных работ, пожалуйста, рассмотрите возможность посещения семинара этого отдела «Написание научных работ» (даты и время см.