Референтность в психологии это: Референтность — Психологос

Содержание

это, определение слова, понятие. Что такое Референтность, значение, словарь, энциклопедия

Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «-значимым другим»- или кругом «-значимых других»-. Само понятие «-референтность»- ввел в социальную психологию Г. -Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. -В. -Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к понимания феномена референтности, в основу которого «-положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций»- (Е.  -В. -Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом. Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации.

Здесь можно говорить о «-личностном видении»-, «-личностном различении»- субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «-референтным лицом»-, чего не скажешь об отношениях с «-индивидом — источником информации»-. Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную. Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «-от противного»-. В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится «-перебрать»- мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений — человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно, не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них. Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики — референтометрия.

В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем — и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. -В. -Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «-симпатия — антипатия»- традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «-звезда»-, референтометрический «-аутсайдер»-, референтометрический «-отвергаемый»-, референтометрический «-принимаемый»- и т.  -д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур. Так, например, в исследованиях З. -В. -Кузьминой и Ю. -В. -Янотовской443 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике не опосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями. Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «-деловая»- мотивация подобных межличностных выборов. Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность. Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «-слипаются»-.

Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «-картинка»-, как правило, решающим образом влияет на поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. -В. -Трофимовой444 была зафиксирована крайне интересная закономерность. В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого. Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «-парная работа»- является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «-знак»- эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности.

Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.


443Кузьмина -З. -В. Соотношение социометрической и референтометрической структуры в группе // Формирование личности школьника в условиях совместной деятельности. Ульяновск, 1985- Янотовская -Ю. -В. Референтометрическая структура группы в условиях общеобразовательной школы // Личность школьника в координатах деятельности и общения. Кострома, 1982 и др.

444Трофимова -В. -В. Особенности референтных отношений подростков в условиях учебной деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.

Референтность

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с…

Референтность

Психологическая энциклопедия

— отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности…

Поделиться:


РЕФЕРЕНТНОСТЬ — это что такое РЕФЕРЕНТНОСТЬ

найдено в «Азбуке социального психолога-практика»

[от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. В. Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого «положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций» (Е. В. Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом.

Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации. Здесь можно говорить о «личностном видении», «личностном различении» субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «референтным лицом», чего не скажешь об отношениях с «индивидом — источником информации». Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную. Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «от противного».
В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членом группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится «перебрать» мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений — человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них.
Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики — референтометрия. В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем — и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. В. Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «симпатия — антипатия» традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры.
Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «звезда», референтометрический «аутсайдер», референтометрический «отвергаемый», референтометрический «принимаемый» и т. д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур. Так, например, в исследованиях З. В. Кузьминой и Ю. В. Янотовской1 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике неопосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями. Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «деловая» мотивация подобных межличностных выборов.
Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность. Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «слипаются». Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «картинка», как правило, решающим образом влияет на поведение поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. В. Трофимовой1 была зафиксирована крайне интересная закономерность.
В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого. Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «парная работа» является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «знак» эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности.
Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.

Ссылки — Психология — LibGuides в Goldsmiths, Лондонский университет

Цитирование, ссылки и библиографии

В этом разделе объясняется важность цитат и почему вам необходимо использовать их в своих эссе. Пожалуйста, используйте приведенную ниже документацию, чтобы улучшить свое понимание цитат. Колледж имеет политик в отношении плагиата, и ваш собственный отдел может предоставить рекомендации по цитированию и библиографии, поэтому, пожалуйста, проверьте и их.

Зачем мне цитировать?

Вы должны давать ссылки, когда вы:

  • прямо цитируете текст другого произведения
  • перефразирование чужой работы, теорий или идей
  • использование чужой работы при разработке собственных идей и аргументов
  • косвенно ссылаясь на текст других произведений
  • с использованием иллюстраций, диаграмм, таблиц или рисунков из других источников

Если факт рассматривается как  общеизвестный , т.

е. даты, события (Битва при Гастингсе была в 1066 году), от вас не ожидается предоставления ссылки. Если сомневаетесь, дайте ссылку.

Стиль ссылки APA (Американская психологическая ассоциация)

Этот стиль цитирования используется Американской психологической ассоциацией и широко используется в психологии. У нас есть печатные экземпляры руководства в библиотеке.


Онлайн-руководства

Управление ссылками и Zotero

Системы управления ссылками — это инструменты, которые позволяют экономить время и позволяют:

  • Собирать и хранить ссылки на ресурсы, которые вы читаете по ходу работы
  • Управляйте и систематизируйте свои ссылки для различных заданий или модулей
  • Быстро добавляйте ссылки в тексте в свои задания
  • Автоматически создавать список ссылок из этих ссылок в тексте

Zotero — это пример свободно доступной системы управления ссылками, которая поддерживается библиотекой Goldsmiths.

Три приведенных ниже видеоролика помогут вам установить Zotero, собрать ссылки и добавить эти ссылки в документ Word.

Учебники Zotero

  • Видео 1: Начало работы с Zotero
  • Видео 2: добавление ссылок
  • Видео 3: Цитаты и библиография

Плагиат

Плагиат — это мошенничество и может быть определен как «копирование (идей, отрывков текста и т. д.) из чужой работы и использование их как своих собственных» (Chambers 21 st  Century Dictionary, 1999)

Это серьезное правонарушение, будь то случайное и непреднамеренное, например, небрежное копирование и вставка, или преднамеренное, например, использование услуг по написанию эссе. У Goldsmiths есть четкие правила в отношении плагиата. По крайней мере, учащийся, признанный виновным в плагиате, может рассчитывать на провал за часть работы, но могут быть назначены и другие, более серьезные наказания, вплоть до увольнения из колледжа в крайних случаях.

Как избежать плагиата

Поначалу плагиат может быть трудным для понимания, и многие учащиеся могут не понимать, что является плагиатом, а что нет.

Для своего задания вы прочитали много справочной литературы, чтобы помочь вам сформулировать свои собственные идеи. При написании вы будете обсуждать то, что вы узнали из предварительного чтения, чтобы показать, как это повлияло на ваши взгляды и аргументы.

Во избежание плагиата источники, которые вы используете и на которые ссылаетесь, должны быть правильными  цитируется и упоминается . Хотя плагиат — это не просто слова (включая идеи, изображения и т. д.), перефразирование/обобщение — важная область, которую следует учитывать. Замена слов в цитате синонимами, перестановка слов в цитате и изменение порядка предложений — все это примеры плагиата, если не указаны ссылки.

Авторское право

Авторское право является правом интеллектуальной собственности наряду с товарными знаками, патентами и промышленными образцами. Для получения подробной информации см. IPO сайт . Законодательство Великобритании об авторском праве в основном изложено в Законе об авторском праве, дизайне и патентах (1988 г.) , хотя в него были внесены существенные поправки более поздними законами и европейскими директивами об авторском праве, направленными на гармонизацию авторского права в ЕС.

Авторское право предоставляет экономические и моральные права создателям произведений и обеспечивает правовую основу для справедливого использования таких произведений другими лицами.

Авторские права нарушаются, когда вся работа или ее «значительная часть» используются без разрешения и не применяются исключения из авторского права. «Существенная часть» произведения не определяется законом и может быть весьма небольшой.

Авторские права на студенческие работы

Студенты Goldsmiths владеют авторскими правами на свои работы. Некоторые колледжи и университеты заявляют об авторских правах на студенческие работы и просят студентов согласиться с этим при поступлении.

Курсовая работа MA , хранящаяся в библиотеке, является неопубликованной работой в соответствии с CPDA 1988 , и ее копирование запрещено. Они также недоступны для использования представителями общественности. Магистерские диссертации, хранящиеся в библиотеке, включают титульный лист, на котором указано, что копии делать нельзя, и обычно он подписан автором.

Кандидатские диссертации доступны как для студентов, так и для представителей общественности как в печатном, так и в электронном формате, хранятся в библиотеке и в репозиториях, Goldsmiths Reasearch Online (GRO) и EThOS . Для получения информации об использовании материалов, защищенных авторскими правами, в диссертациях на соискание степени доктора философии и самих авторских правах на диссертацию см. здесь .

Дополнительные консультации по авторскому праву

Консультации можно запросить у любых организаций, представляющих правообладателей (многие из них также собирают гонорары от имени членов). Например, в следующих областях:

Агентство по лицензированию авторских прав (CLA) Книги, журнальные статьи и т. д.
Федерация против кражи авторских прав (ФАКТ) Незаконные записи и использование фильмов и передач
Компания по лицензированию кинофильмов (MPLC) Публичные показы фильмов
Общество прав на исполнение Публичное исполнение музыки
PPL/VPL Публичное воспроизведение или трансляция музыки или видеоклипов

 

Справочник — Психология — Библиотека и культурные услуги в Университете Эссекса

Введение в справку