Референтные лица это: Референтность — Психологос

Референтность | это… Что такое Референтность?

– отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой.


* * *
[от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «значимым другим» или кругом «значимых других». Само понятие «референтность» ввел в социальную психологию Г. Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. В. Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к пониманию феномена референтности, в основу которого «положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций» (Е.

В. Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом. Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации.
Здесь можно говорить о «личностном видении», «личностном различении» субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «референтным лицом», чего не скажешь об отношениях с «индивидом — источником информации». Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную. Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «от противного». В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членом группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции.
Отдельный член группы обычно не стремится «перебрать» мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений — человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них. Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики — референтометрия.

В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем — и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. В. Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «симпатия — антипатия» традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «звезда», референтометрический «аутсайдер», референтометрический «отвергаемый», референтометрический «принимаемый» и т.

д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур. Так, например, в исследованиях З. В. Кузьминой и Ю. В. Янотовской1 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике неопосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями. Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «деловая» мотивация подобных межличностных выборов. Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность.
Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «слипаются».

Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «картинка», как правило, решающим образом влияет на поведение поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. В. Трофимовой1 была зафиксирована крайне интересная закономерность. В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого.

Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «парная работа» является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «знак» эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности.

Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.

Референтные группы

26.08.2020

Открытие феномена «референтная группа» принадлежит американскому исследователю Г. Хаймену, который в 1942 году в экспериментах показал, что

некоторые люди в своей самооценке ориентируются на оценку определенных людей. Этих значимых других Г. Хаймен назвал референтной группой. В последующем определение референтной группе дал Г. Келли, он же выделил две ее функции: сравнительную и мотивационную. Сравнительная функция проявляется в том, что человек сравнивает свое поведение с нормами референтной группы. Мотивационная функция заключается в том, что человек стремится попасть в референтную группу, нормы и ценности которой являются для него притягательными (Келли, 1984).

Важно отметить, что в отечественной социальной психологии вопросы референтности групп раскрыты очень поверхностно. Это видно по определению референтной группы, под которой понимают «значимый круг общения». Это круг лиц, выбранных из состава реальной группы и особо значимых для индивида. Обнаруживается значимый круг общения по результатам социометрии. Напомним, что в основе социометрии диагностика межличностной аттракции испытуемых. Соответственно, круг симпатичных для индивида членов группы и есть его значимый круг общения.

Итак, «референтность» — это субъективный образ группы, отражающий важность ее для человека. Референтной группой может быть коллектив, бригада, команда, а также конкретная семья. Главное, чтобы эта группа людей была эталоном или образцом для подражания конкретного человека.

Референтные группы бывают двух видов: реальная и воображаемая, она же условная. Реальная группа существует физически, например конкретная футбольная команда или группа психологов, а также любая другая группа, не имеющая определенных численных границ.

Реальной является также группа членства. Это малая группа, в которой человек учится или работает. Реальная референтная малая группа является ею, если она значима для человека, ее ценности для него важны и выступают побудителями его поведения.

Воображаемая (или условная) группа является ею только в сознании конкретного человека. Члены такой референтной группы не подозревают об «объединении» их в субъективном пространстве человека. Такая группа, как правило, немногочисленна, например от 3 до 6 человек.

Референтная группа (вне зависимости от ее вида) выполняет две важные функции:

  1. Мотивирует индивида быть принятым в ней. Подразумевается, что члены референтной группы являются ориентиром для индивида. Установки и ценности группы являются притягательными настолько, что индивид стремится стать членом определенной группы.
  2. Референтная группа является эталоном, точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя и свое поведение.

В обоих случаях референтная группа регулирует и побуждает поведение индивида. Однако в первом варианте группа мотивирует на принятие или неприятие человека в свои ряды. Так, поведение индивида, соответствующее нормам референтной группы, является основанием включения его в эту группу.

В ситуации условной референтной группы ее нормы и установки являются инструментом, при помощи которого индивид может оценивать себя и других. Группа служит лишь эталоном для формирования оценок. Данную функцию группы можно обозначить следующими словами: «Скажи мне, кто входит в твою референтную группу, и я скажу о твоих жизненных планах»!

В отечественной социальной психологии совсем нет исследований психологического механизма выделения личностью референтных групп. Особенно важно знать этот механизм в подростковом возрасте относительно разновидностей референтных групп: реальных и воображаемых. Эти исследования имеют также практический выход в коммерческом и педагогическом менеджменте. Например, знание психологического механизма выделения подростком референтных групп позволило бы целенаправленно регулировать этот процесс. Одно дело, когда референтной группой является преступная группа, и совсем другое, когда высокоразвитый коллектив.

Знание о референтности возглавляемой группы в представлениях ее членов важно для менеджера любых профессиональных групп. Лояльность, самоотдача и эффективность выше в группах, которые ее членами рассматриваются референтными, тогда как индивидуальные усилия в нереферентной группе низкие. Замечено, что в нереферентной группе неблагоприятный социально-психологический климат, низкая сплоченность, межличностные отношения формализованы и построены на статусных позициях членов группы; возможны затяжные межличностные конфликты.

Вместе с тем в нереферентной группе высок уровень самоконтроля ее членов, поэтому не наблюдается деиндивидуализация; выражена самореализация, понижен уровень огруппления мышления; не «работает» социальная фасилитация, поэтому присутствует социальная ингибиция (подробно на эту тему в главе «Взаимовлияние человека и группы»).

Ключевые слова: Группа

Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.

Материалы по теме

Малая группа на примере бригады

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Эффективность групповой психотерапии

Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии

Социометрия как наука и метод исследования межличностных отношений в группе

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Элементы групповой динамики

Руденский Е.В., Социальная психология

Основные характеристики группы

Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка

Классификация групп

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Размер социальной группы

Семечкин Н. И., Психология малых групп

Групп анализ

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Что такое ссылки? Кого я должен попросить быть рекомендателем?

Пропустить навигационные ссылки

  • Работа
  • Найти работу
  • Подача заявления о приеме на работу

Рекомендации — это люди, которые могут рассказать о вашем опыте работы, рабочих привычках, характере и навыках. Вы должны тщательно выбирать ссылки.

В процессе поиска работы вас могут попросить назвать имена людей, с которыми потенциальный работодатель может связаться, чтобы узнать о вас больше. Рекомендуется выбирать людей, которые могут положительно отзываться или писать о вас и вашей работе . Это повысит ваши шансы на получение работы.

Предоставление соответствующих местных рекомендаций может стать проблемой для новичков. Если у вас нет опыта работы в Канаде, у вас могут возникнуть трудности с предоставлением такой справки. Точно так же, если ваша недавняя работа не связана с типом работы, которую вы ищете, ваши рекомендации могут не соответствовать навыкам, необходимым для этой должности.

Кто может быть хорошим рекомендателем?

Справки с работы

Многие работодатели предпочитают справки с работы. Если все ваши рекомендации по работе получены из другой страны, вы можете включить хотя бы одну в свой список, если они могут говорить по-английски, доступны по электронной почте или Skype и имеют некоторое представление о должности, на которую вы претендуете.

Если возможно, вам следует выбрать кого-то, кто руководил вами в профессиональном плане или тесно сотрудничал с вами. Менеджер, начальник или даже коллега с случайной работы может рассказать о ваших рабочих привычках или передаваемые навыки (навыки, которые можно переносить с одной работы на другую). Например, они могут сказать, что вы надежны, дружелюбны, организованы и умеете решать проблемы. Другие ссылки могут включать кого-то, кто знает о ваших рабочих привычках или навыках благодаря вашей волонтерской или общественной работе.

Академические рекомендации

Академические рекомендации также приемлемы и могут быть даже предпочтительными, в зависимости от ситуации. Если вы недавно ходили в школу в Канаде, подумайте о том, чтобы попросить учителя быть для вас рекомендателем, особенно если вы считаете, что он может положительно отзываться о ваших навыках и характере.

Ссылки на символы

Ссылки на символы могут заменить рабочие ссылки, если нет других альтернатив. Это могут быть друзья, домовладелец, клиенты или кто-либо, кто может рассказать о ваших хороших личных качествах, таких как честность, надежность, добродушие и т. д. Если они знают из первых рук о ваших рабочих навыках, это еще полезнее. Близкие родственники, как правило, не являются приемлемыми ссылками, равно как и люди, которые плохо вас знают.

Вы можете не захотеть включать упоминания из областей вашей жизни, которые вы предпочитаете держать в секрете или которые могут противоречить ценностям вашего интервьюера. Например, личные консультанты, терапевты, религиозные лидеры или лидеры политических или военных партий в вашей стране не всегда могут быть подходящими рекомендациями.

Как я могу разработать новые ссылки?

Если у вас все еще недостаточно рекомендаций, вы можете подумать о том, чтобы пройти курс в интересующей вас области. Если вы участвуете в занятиях и производите хорошее впечатление, учитель или другие сотрудники программы могут захотеть порекомендовать вас. Волонтерство также является хорошим способом получить рекомендации. Однако некоторые организации не предоставляют рекомендации для добровольцев, поэтому рекомендуется проверить, какова политика.

Если у вас есть хорошие рекомендации, вы должны стараться поддерживать с ними связь чаще. Сообщите им, как продвигается ваш поиск работы, и поблагодарите их за их усилия.

Подготовка ваших рекомендаций

Вы должны спросить кого-нибудь, будет ли он служить вам рекомендацией, прежде чем назвать его имя потенциальному работодателю. Если они согласятся, сообщите им, на какую работу вы претендуете, какова ваша квалификация, и дайте им копию своего резюме. Для академических справок может быть полезно напомнить учителям о ваших проектах или оценках.

Когда я должен предоставить ссылку?

Большинство людей пишут в своем резюме «Рекомендации доступны по запросу» и не включают имена. Если вас попросили принести рекомендации на собеседование, возьмите их на отдельном листе бумаги и укажите, являются ли они рабочими, характерными или академическими. Если после собеседования потребуются рекомендации, сообщите им, что вы отправите им этот список по электронной почте. Электронная почта дает вам время для выбора рекомендаций на основе имеющейся у вас информации о позиции.

Предоставлено Женевьев Бопре и Сьюзан Кадир. Они имеют более чем 10-летний опыт работы в университетах и ​​колледжах, предоставляя студентам карьерные, академические и личные консультации.

Для получения дополнительной информации

  • Рекомендации по трудоустройству — на этой веб-странице представлена ​​основная информация о предоставлении хороших рекомендаций работодателям. От Службы правительства Канады для молодежи.
  • Где и как получить рекомендации с работы в Канаде. В этой статье приводятся советы о том, кого использовать в качестве рекомендаций и как работает процесс получения рекомендаций. Из канадского журнала иммигрантов.
  • Рекомендательные письма — этот ресурс предоставляет подробную информацию о рекомендательных письмах. Из Университета Альберты.

Последнее обновление: 6 декабря 2019 г. 4001648

Службы поиска рядом со мной

Нужна помощь?

Поговорите с 211 сейчас (живой чат)

Профессиональные рекомендации: кого можно и нельзя использовать