Референтометрия в психологии это – —

референтометрия — это… Что такое референтометрия?


референтометрия

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • референтность
  • рефлекс

Смотреть что такое «референтометрия» в других словарях:

  • Референтометрия — Референтометрия  методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой  тех …   Википедия

  • Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина — Референтометрическая методика способ выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Референтометрический метод — (референтометрия) (от лат. referens сообщающий и гр. metreo измеряю) способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р.м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа… …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • Референтность — – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Статус — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. * * * [от лат. status положение, состояние] положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ) — в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой соц. группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрич. критериям. М.с. были предложены в 30 х гг. Я. (Дж.) Морено в рамках развиваемой …   Российская социологическая энциклопедия

  • РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — социальная группа , которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций . По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные Р …   Социология: Энциклопедия

  • Процедура выявления круга референтных лиц. О. Б. Крушельницкая — Является адаптацией аналогичной методики для целей исследования отношений межличностной значимости в системе социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением. Важнейшие компоненты этой системы отношения «подросток подросток»,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и… …   Психологический лексикон

  • Референтометрический метод — (или референтометрия) [лат. referens сообщающий и греч. metreo измеряю] способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р. м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного… …   Психологический лексикон

psychology.academic.ru

Референтометрия[131]. Психология отношений межличностной значимости

Референтометрия[131]

Референтометрия – методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой – тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична. Таким образом, референтометрическая методика так же, как и социометрия, направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. В то же время слой межличностных отношений, характер которых выявляется с помощью референтометрической процедуры, качественно отличается от того, который является предметом анализа социометрической методики. Так, если, используя последнюю, мы обращаемся к системе отношений типа «симпатия – антипатия», то совокупность референтометрических выборов по группе позволяет нам анализировать значительно более глубинный слой межличностных отношений, опосредствованных целями, задачами и содержанием групповой деятельности межиндивидуального общения, т. е. явно ценностными факторами.

Описание методической процедуры. Референтометрическая процедура предполагает последовательное проведение двух собственно экспериментальных этапов.

На первом этапе, являющемся предварительным по отношению к основной экспериментальной серии, осуществляется практически любая процедура, позволяющая выявить мнение, отношение, позицию каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности, или оценить, сравнить партнеров по взаимодействию. Характер процедуры и ее содержательная направленность определяются тем, какова задача предпринимаемого обследования. Так, если целью данного конкретного эксперимента является определение референтных лиц в группе, то на первом этапе может быть использован социометрический опрос. В любом случае итогом первого экспериментального этапа является набор мнений и суждений всех без исключения членов группы по поводу какого-то значимого для них объекта оценивания.

На этом этапе экспериментатор может работать с группой в целом.

Необходимо указать два основных требования к проведению такой процедуры. Во-первых, как уже указывалось выше, и объект оценивания, и сама процедура должны быть достаточно высоко значимы для испытуемых. Во-вторых, эксперимент должен быть организован таким образом, чтобы ни одному испытуемому не были известны ответы его товарищей по группе.

Собственно референтометрический опрос начинается на втором этапе экспериментальной работы, либо немного погодя, либо непосредственно вслед за завершением первого ее этапа. Как мы уже указывали выше, основная цель этой процедуры – выявление тех лиц, позиция которых (т. е. мнения и оценки, высказанные ими на предварительном этапе) в наибольшей степени интересует испытуемого, а следовательно, и является особенно значимой для него.

В традиционной форме референтометрический опрос проводится индивидуально. В этом случае, начиная работать с каждым испытуемым, экспериментатор, прежде всего, выясняет, согласен ли он, чтобы заполненный им на предыдущем этапе бланк был показан тем членам группы, которые этим заинтересуются. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фиксируется экспериментатором в своих записях. Затем до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают против того, чтобы с их опросными листами ознакомились остальные члены группы. При этом самому испытуемому предлагается назвать тех, с чьими опросными листами ему хотелось бы ознакомиться. С тем, чтобы максимально повысить избирательность такого выбора, испытуемого сначала предупреждают, что он получит возможность «заглянуть» только в один бланк. После того, как испытуемый называет фамилию его хозяина, экспериментатор, сославшись на то, что последний может не согласиться обнародовать свои ответы, предлагает назвать другого члена группы, чей экспериментальный бланк хотел бы увидеть испытуемый. Когда осуществляется и этот, второй, выбор, в качестве «исключения» опрашиваемому разрешается назвать еще одного человека, ответы которого на предварительном этапе представляют интерес для испытуемого. Как показали специальные исследования, количество таких выборов не должно превышать трех, так как в противном случае резко снижается избирательность демонстрируемых межиндивидуальных предпочтений, а следовательно, и характер отношений межличностной значимости предстает перед экспериментатором не только в явно усыченном, но и в явно искаженном виде.

Понятно, что референтометрия, проводимая в форме индивидуального опроса, позволяет получить большой массив дополнительных данных, которые могут служить ценным фоновым материалом по отношению к самим референтометрическим выборам. В то же время совершенно понятно, что далеко не всегда работающий с этой методикой экспериментатор располагает достаточным запасом времени для многократного (по числу членов группы) тиражирования индивидуального опроса.

В связи с этим ему приходится применять в своей работе, как правило, групповую форму референтометрии. В этом случае информация, получаемая в результате осуществляемого параллельно с референтометрией целенаправленного наблюдения, оказывается, конечно, значительно более скудной, чем в итоге индивидуального опроса, но время, затрачиваемое на проведение самой референтометрической процедуры, существенно сокращается. В этом варианте референтометрии предполагается, что сразу же вслед за проведением первого экспериментального этапа (напомним, что эта фаза эксперимента в любом случае предусматривает работу с группой в целом) начинается собственно референтометрический опрос всей обследуемой общности.

Так, если на первом этапе, например, была проведена социометрическая процедура, экспериментатор просит каждого испытуемого на оборотной стороне своего заполненного социометрического бланка поставить либо знак «+», либо знак «–» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы. Затем аналогично тому, как это делается и при индивидуальной форме опроса, экспериментатор предоставляет возможность каждому члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи бланки интересуют его больше всего. Особенность этой процедуры заключается лишь в том, что эти фамилии фиксирует не экспериментатор, как это происходит в условиях индивидуального обследования, а сам испытуемый, записывая их в столбик на оборотной стороне своего социометрического опросного листа.

Здесь следует еще раз специально подчеркнуть, что референтометрическая методика в процедурном плане носит ярко выраженный косвенный характер. Другими словами, при выявлении референтных лиц ни в коем случае недопустимо задавать испытуемому прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. Дело в том, что при прямой постановке такого вопроса было бы попросту наивно рассчитывать на получение данных, адекватно раскрывающих реальное положение дел. С одной стороны, далеко не все и далеко не всегда могут успешно справиться со столь «лобовым» заданием, так как сами не до конца осознают характер межличностных отношений в группе своего членства и свое собственное положение в этом сообществе, с другой стороны, нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и общению, испытуемые не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают определенную зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Кстати, подростки вообще, а тем более воспитывающиеся в закрытых учреждениях, особенно неохотно раскрывают секреты своих привязанностей и антипатий. Все это и диктует необходимость использования для выявления степени значимости каждого члена группы для его товарищей косвенного опроса, примером которого и является такая методика, как референтометрия.

Обработка данных. При обработке материала, полученного в результате проведения референтометрии, анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, т. е. второго этапа эксперимента. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, которую строит экспериментатор, опираясь на совокупность ответов испытуемых. Принципы ее построения, по сути дела, ничем не отличаются от принципов построения матрицы социометрических выборов в группе.

Приведем пример такой матрицы, отражающей картину референтометрических выборов в группе из семи человек.

Приведенная матрица позволяет учесть количество выборов, которые получил каждый член группы, т. е. дает возможность аргументированно судить о степени его значимости для партнеров по взаимодействию, что и должно рассматриваться в качестве основной характеристики его референтометрического статуса в группе. Указанные в данной матрице цифры означают следующее. Испытуемый А. сначала выбрал В., затем – Г. и, наконец. – Б. (порядок выбора обозначен цифрами «1», «2», «3»). В свою очередь Б. с первой попытки так же, как и А., выбрал В., со второй – Д., с третьей – Г. Аналогичным образом легко прослеживаются референтные выборы, осуществленные и остальными членами рассматриваемой группы. Графа «суммарное количество выборов…» позволяет увидеть характер внутригрупповой статусной иерархии по признаку референтности. Так, например, в данной группе, наряду с ярко выраженным референтометрическим лидером В. (шесть выборов), есть и референтометрический «изолянт» – испытуемый Е. (полное отсутствие выборов).

Таблица 2

Референтометрическая матрица

Кроме матричной формы компоновки материала, при анализе данных референтометрии может быть использована и референтограмма (по аналогии с социограммой), которая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколько-нибудь четко очерченных подгрупп в обследуемой общности. Приведем референтограмму, отражающую картину референтометрических выборов в рассматриваемой нами группе (Рис. 2).

Как видно из приведенной референтограммы, в данной малой группе достаточно велик удельный вес взаимных референтометрических предпочтений, что позволяет охарактеризовать межличностные отношения в этом сообществе как психологически развитые. В рассматриваемом случае вряд ли было бы правомерно вести речь о наличии в группе четко очерченных внутренних группировок. В то же время психолог не может не обратить внимание на бросающуюся в глаза взаимную референтность трех членов группы – испытуемых В. (№ 3), Д. (№ 5), Ж. (№ 7). Правда, здесь было бы преждевременно оценивать эту триаду как оформленную подгруппу, так как наличие взаимных выборов этих троих членов группы с остальными не позволяет говорить о сколько-нибудь серьезно выраженной тенденции к автономии. Более того, не соотнеся эти данные с экспериментальными материалами, полученными с помощью других социально-психологических методик, мы не сможем обоснованно ответить на вопрос о том, находится ли эта триада на пути своего организационного оформления или же мы зафиксировали этап распада, «растворения» в группе этой, возможно, ранее достаточно автономной подгруппы.

Все это является еще одним неоспоримым аргументом в пользу того, что практические задачи, встающие перед практическим психологом, могут быть им решены лишь при условии анализа всей совокупности взаимосвязанных социально-психологических показателей групповой жизнедеятельности.

Рис. 2. Референтограмма

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

это, определение слова, понятие. Что такое Референтометрия, значение, словарь, энциклопедия

Референтометрия

Референтометрия — методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой — тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична. Таким образом, референтометрическая методика так же, как и социометрия, направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. В то же время слой межличностных отношений, характер которых выявляется с помощью референтометрической процедуры, качественно отличается от того, который является предметом анализа социометрической методики. Так, если, используя последнюю, мы обращаемся к системе отношений типа «-симпатия — антипатия»-, то совокупность референтометрических выборов по группе позволяет нам анализировать значительно более глубинный слой межличностных отношений, опосредствованных целями, задачами и содержанием групповой деятельности межиндивидуального общения, т. -е. явно ценностными факторами.

Описание методической процедуры. Референтометрическая процедура предполагает последовательное проведение двух собственно экспериментальных этапов.

На первом этапе, являющемся предварительным по отношению к основной экспериментальной серии, осуществляется практически любая процедура, позволяющая выявить мнение, отношение, позицию каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности, или оценить, сравнить партнеров по взаимодействию. Характер процедуры и ее содержательная направленность определяются тем, какова задача предпринимаемого обследования. Так, если целью данного конкретного эксперимента является определение референтных лиц в группе, то на первом этапе может быть использован социометрический опрос. В любом случае итогом первого экспериментального этапа является набор мнений и суждений всех без исключения членов группы по поводу какого-то значимого для них объекта оценивания.

На этом этапе экспериментатор может работать с группой в целом.

Необходимо указать два основных требования к проведению такой процедуры. Во-первых, как уже указывалось выше, и объект оценивания, и сама процедура должны быть достаточно высоко значимы для испытуемых. Во-вторых, эксперимент должен быть организован таким образом, чтобы ни одному испытуемому не были известны ответы его товарищей по группе.

Собственно референтометрический опрос начинается на втором этапе экспериментальной работы, либо немного погодя, либо непосредственно вслед за завершением первого ее этапа. Как мы уже указывали выше, основная цель этой процедуры — выявление тех лиц, позиция которых (т. -е. мнения и оценки, высказанные ими на предварительном этапе) в наибольшей степени интересует испытуемого, а следовательно, и является особенно значимой для него.

В традиционной форме референтометрический опрос проводится индивидуально. В этом случае, начиная работать с каждым испытуемым, экспериментатор, прежде всего, выясняет, согласен ли он, чтобы заполненный им на предыдущем этапе бланк был показан тем членам группы, которые этим заинтересуются. Факт согласия или несогласия с такой перспективой фиксируется экспериментатором в своих записях. Затем до сведения испытуемого доводится, что большинство его товарищей не возражают против того, чтобы с их опросными листами ознакомились остальные члены группы. При этом самому испытуемому предлагается назвать тех, с чьими опросными листами ему хотелось бы ознакомиться. С тем, чтобы максимально повысить избирательность такого выбора, испытуемого сначала предупреждают, что он получит возможность «-заглянуть»- только в один бланк. После того, как испытуемый называет фамилию его хозяина, экспериментатор, сославшись на то, что последний может не согласиться обнародовать свои ответы, предлагает назвать другого члена группы, чей экспериментальный бланк хотел бы увидеть испытуемый. Когда осуществляется и этот, второй, выбор, в качестве «-исключения»- опрашиваемому разрешается назвать еще одного человека, ответы которого на предварительном этапе представляют интерес для испытуемого. Как показали специальные исследования, количество таких выборов не должно превышать трех, так как в противном случае резко снижается избирательность демонстрируемых межиндивидуальных предпочтений, а следовательно, и характер отношений межличностной значимости предстает перед экспериментатором не только в явно усеченном, но и в явно искаженном виде.

Понятно, что референтометрия, проводимая в форме индивидуального опроса, позволяет получить большой массив дополнительных данных, которые могут служить ценным фоновым материалом по отношению к самим референтометрическим выборам. В то же время совершенно понятно, что далеко не всегда работающий с этой методикой экспериментатор располагает достаточным запасом времени для многократного (по числу членов группы) тиражирования индивидуального опроса.

В связи с этим ему приходится применять в своей работе, как правило, групповую форму референтометрии. В этом случае информация, получаемая в результате осуществляемого параллельно с референтометрией целенаправленного наблюдения, оказывается, конечно, значительно более скудной, чем в итоге индивидуального опроса, но время, затрачиваемое на проведение самой референтометрической процедуры, существенно сокращается. В этом варианте референтометрии предполагается, что сразу же вслед за проведением первого экспериментального этапа (напомним, что эта фаза эксперимента в любом случае предусматривает работу с группой в целом) начинается собственно референтометрический опрос всей обследуемой общности.

Так, если на первом этапе, например, была проведена социометрическая процедура, экспериментатор просит каждого испытуемого на оборотной стороне своего заполненного социометрического бланка поставить либо знак «-+»-, либо знак «-—»- в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы. Затем, аналогично тому, как это делается и при индивидуальной форме опроса, экспериментатор предоставляет возможность каждому члену группы последовательно обозначить не более трех своих товарищей, чьи бланки интересуют его больше всего. Особенность этой процедуры заключается лишь в том, что эти фамилии фиксирует не экспериментатор, как это происходит в условиях индивидуального обследования, а сам испытуемый, записывая их в столбик на оборотной стороне своего социометрического опросного листа.

Здесь следует еще раз специально подчеркнуть, что референтометрическая методика в процедурном плане носит ярко выраженный косвенный характер. Другими словами, при выявлении референтных лиц ни в коем случае недопустимо задавать испытуемому прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. Дело в том, что при прямой постановке такого вопроса было бы попросту наивно рассчитывать на получение данных, адекватно раскрывающих реальное положение дел. С одной стороны, далеко не все и далеко не всегда могут успешно справиться со столь «-лобовым»- заданием, так как сами не до конца осознают характер межличностных отношений в группе своего членства и свое собственное положение в этом сообществе, с другой стороны, нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и общению, испытуемые не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают определенную зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Все это и диктует необходимость использования для выявления степени значимости каждого члена группы для его товарищей косвенного опроса, примером которого и является такая методика, как референтометрия.

Обработка данных. При обработке материала, полученного в результате проведения референтометрии, анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, т. -е. второго этапа эксперимента. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, которую строит экспериментатор, опираясь на совокупность ответов испытуемых. Принципы ее построения, по сути дела, ничем не отличаются от принципов построения матрицы социометрических выборов в группе.

Приведем пример такой матрицы, отражающей картину референтометрических выборов в группе из семи человек.

Референтометрическая матрица

Кто выбирает:

Выбирают
кого:

А.
1

Б.
2

В.
3

Г.
4

Д.
5

Е.
6

Ж.
7

1. А —

*

3

1

2

 — — —
2. Б — —

*

1

3

2

 — —
3. В — — —

*

2

3

 —

1

4. Г —

2

3

1

*

 — — —
5. Д — —

3

1

 —

*

 —

2

6. Е — —

1

 —

2

 —

*

3

7. Ж — —

1

2

 —

3

 —

*

Суммарное количество
выборов, полученных каждым
членом группы

2

4

6

3

3

0

3

Приведенная матрица позволяет учесть количество выборов, которые получил каждый член группы, т. -е. дает возможность аргументированно судить о степени его значимости для партнеров по взаимодействию, что и должно рассматриваться в качестве основной характеристики его референтометрического статуса в группе. Указанные в данной матрице цифры означают следующее. Испытуемый А. сначала выбрал В., затем — Г. и, наконец, — Б. (порядок выбора обозначен цифрами «-1»-, «-2»-, «-3»-). В свою очередь, Б. с первой попытки так же, как и А., выбрал В., со второй — Д., с третьей — Г. Аналогичным образом легко прослеживаются референтные выборы, осуществленные и остальными членами рассматриваемой группы. Графа «-суммарное количество выборов…»- позволяет увидеть характер внутригрупповой статусной иерархии по признаку референтности. Так, например, в данной группе, наряду с ярко выраженным референтометрическим лидером В. (шесть выборов), есть и референтометрический «-изолянт»- — испытуемый Е. (полное отсутствие выборов).

Кроме матричной формы компоновки материала, при анализе данных референтометрии может быть использована и референтограмма (по аналогии с социограммой), которая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия сколько-нибудь четко очерченных подгрупп в обследуемой общности. Приведем референтограмму, отражающую картину референтометрических выборов в рассматриваемой нами группе.

Как видно из приведенной референтограммы, в данной малой группе достаточно велик удельный вес взаимных референтометрических предпочтений, что позволяет охарактеризовать межличностные отношения в этом сообществе как психологически развитые. В рассматриваемом случае вряд ли было бы правомерно вести речь о наличии в группе четко очерченных внутренних группировок. В то же время психолог не может не обратить внимание на бросающуюся в глаза взаимную референтность трех членов группы: испытуемых В. (№- -3), Д. (№- -5), Ж. (№- -7). Правда, здесь было бы преждевременно оценивать эту триаду как оформленную подгруппу, так как наличие взаимных выборов этих троих членов группы с остальными не позволяет говорить о сколько-нибудь серьезно выраженной тенденции к автономии. Более того, не соотнеся эти данные с экспериментальными материалами, полученными с помощью других социально-психологических методик, мы не сможем обоснованно ответить на вопрос о том, находится ли эта триада на пути своего организационного оформления или же мы зафиксировали этап распада, «-растворения»- в группе этой, возможно, ранее достаточно автономной подгруппы.

Психологическая энциклопедия

-> метод референтометрический.


Поделиться:

www.insai.ru

Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина


Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина
Референтометрическая методика способ выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные относительно особенностей межличностных отношений в группе, дает представление о статусной структуре, взаимности предпочтений, группировках, в основании к-рых лежит ценностный фактор. В этом ее осн. отличие от социометрической методики, к-рая направлена на выявление системы отношений типа «симпатия — антипатия». Референтометрия включает 2 процедуры. На предварительной (вспомогательной) процедуре, в к-рой с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. При этом экспериментатор просит каждого респондента на оборотной стороне своего заполненного опросного листа поставить либо знак « », либо знак «-» в зависимости от того, согласен он или не согласен обнародовать свои ответы. Вторая (собственно референтометрическая) процедура выявляет лиц, позиция к-рых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для др. членов группы. Следует особо отметить, что респондент не должен знать о конкретной задаче исследования; это означает, что при выявлении референтных лиц недопустимо задавать респонденту прямой вопрос о том, кто из членов группы для него наиболее значим, с чьим мнением и оценкой он склонен считаться в первую очередь. Поэтому референтометрия имеет ярко выраженный косвенный характер. Дело не только в том, что при прямой постановке вопроса далеко не все в полной мере осознают характер межличностных отношений в группе, своего членства и свое собственное положение в ней, но и, что еще важнее, в том, что нередко, даже вполне осознавая значимость для себя того или иного партнера по взаимодействию и О., респонденты не хотят признаваться кому бы то ни было, что они в личностном плане испытывают опр. зависимость от мнения, оценки, отношения какого-то конкретного человека. Проявляя интерес к позиции, мнению этого человека (этих людей), респондент, т. о., непроизвольно демонстрирует его (их) значимость для себя. Осн. идея референтометрии состоит в том, чтобы, с одн. стор., предоставить респонденту реальную возможность ознакомиться с мнением (оценкой, позицией) любого члена группы (в случае его согласия) по поводу некрых значимых объектов, событий, а с др. стор. — дать ему воспользоваться этой возможностью лишь ограниченное число раз. Т. о., создаваемая экспериментально ситуация вынуждает индивида проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна. Важной стороной референтометрии является глубокая мотивированность поведения респондента, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, к-рая была высказана в ходе предварительной процедуры референтным для него лицом по поводу значимого объекта. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление респондентом интереса к позиции субъекта по поводу значимого объекта. Первая из них вполне может носить групповой характер, вторую лучше проводить с каждым респондентом в отдельности. Данные, полученные с помощью референтометрии, обрабатываются математически и могут быть выражены графически. Анализу подвергаются эмпирические данные только собственно референтометрического опроса, т. е. полученные в ходе второй процедуры. Все референтометрические выборы фиксируются в специальной матрице, принципы построения к-рой те же, что и в социометрии. Количество выборов, к-рые получил каждый член группы, позволяют аргументированно судить о степени его значимости для партнеров по взаимодействию и поэтому является показателем его референтометрического статуса в группе. Лицо, получившее максимальное количество выборов, является референтометрическим лидером, а лицо, не получившее ни одного выбора — референтометрическим «изолянтом». Кроме матричной формы представления данных при анализе полученного материала может быть использована и референтограмма (по аналогии с социограммой), к-рая наглядно демонстрирует степень взаимности референтометрических предпочтений и факт наличия или отсутствия подгрупп в обследуемой общности. Лит.: Щедрина Е. В. Об одном приеме выявления референтных групп в школьном коллективе // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973; Она же. Межличностный выбор как способ выявления референтной группы // Проблемы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1973; Она же. К исследованию референтных отношений в группе // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тез. докл. V Всесоюз. съезда психологов СССР. М., 1977; Она же. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Е. В. Щедрина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Методика оценки учебной коммуникации учащегося с учителем на уроке
  • Методика самоконтроля педагогических воздействий. Л. М. Митина

Смотреть что такое «Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина» в других словарях:

  • Референтность — – отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц, ориентация своей личности на него (на них). Ср. значимый другой. * * * [от лат. referens сообщающий] один из видов отношений межличностной значимости, которые… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

communication_psychology.academic.ru

Референтометрия

У каждого человека в группе есть круг лиц, с мнением которых он считается. Это значимый для него лично круг общения. Для того чтобы определить круг лиц, чьё мнение важно для конкретного члена коллектива, разработана методика «Референтометрия»
Проблеме референтности были посвящены работы Г. Хаймена, Дж. Келли и др., а также ряд работ отечественных психологов: А.В. Петровского, Е.В. Щедриной.

Референтометрия проводится в два этапа. Первый этап вспомогательный.

Психолог просит всех членов коллектива оценить друг друга, сделав запись на специальных бланках, где перечислены фамилии членов группы, а по горизонтали вверху – качества, которые предлагается оценить (умный, добрый, веселый, честный, смелый, скромный…). Оценивают эти качества по пятибалльной шкале (1 – полное отсутствие качества, 5 – яркая выраженность этого качества).

3атем членов коллектива просят представить ситуации расформирования коллектива и создания нового. Каждый член группы должен отметить знаком «+» 3-5 фамилий людей, с которыми он хотел бы работать во вновь созданном коллективе, а знаком «–» тех 3-5 человек, с которыми он мог бы расстаться без сожаления.
Второй этап начинается через несколько дней. Психолог-практик проводит индивидуальную беседу с каждым испытуемым и предлагает ознакомиться с оценкой человека, чье мнение ему особенно интересно. Чтобы соблюсти принцип анонимности, экспериментатор просит каждого на тыльной стороне своего бланка сделать пометку «+», если обследуемый не возражает против показа его опросного листа товарищам; знак «– » – в противном случае. После того как собеседник ознакомился с мнением наиболее значимого для него человека, ему необходимо предложить назвать еще одну фамилию, чья оценка ему интересна. Наконец, после второго выбора, психолог предлагает в порядке исключения сделать третий выбор, на этот раз действительно последний. Эти данные заносятся в таблицу, подобную социометрической.

 

 

Кто выбирает

Мнение того, кого выбирают

1

2

3

4

5

6

… 20

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

…..

 

 

 

 

 

 

 

20.

 

 

 

 

 

 

 

Количество полученных выборов

 

 

 

 

 

 

 

Статус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Референтометрический статус вычисляется по формуле:
3R1+2R2+3R3
С=           3(N-1)

где R1 – количество 1-х выборов, полученных членом группы;
R2 – количество 2-х выборов;
R3 – количество 3-х выборов;
N – количество членов в исследуемой группе.
Полученные при помощи референтометрии сведения выявят наиболее влиятельных членов коллектива. Эти данные помогут при необходимости оказывать влияние на мнение группы, воздействуя на референтных членов. Кроме того, воздействовать на отдельного работника можно через авторитетного для него человека. И это косвенное влияние будет более сильным, чем прямое.

www.vashpsixolog.ru

референтометрический метод — это… Что такое референтометрический метод?


референтометрический метод
(или референтометрия) (от лат. геfеrеns —сообщающий и греч. metrео — измеряю) — способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р. м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция к-рых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Все это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна. Важной стороной Р. м. является глубокая мотивированность (см. мотивация) поведения испытуемого, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, высказанной референтным для него лицом по поводу значимого объекта. Поэтому Р. м. позволяет выявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интереса к позиции этого субъекта по поводу значимого объекта.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  • референтная группа
  • речь автономная детская

Смотреть что такое «референтометрический метод» в других словарях:

  • Референтометрический метод — (референтометрия) (от лат. referens сообщающий и гр. metreo измеряю) способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р.м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа… …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • Референтометрический метод — (или референтометрия) [лат. referens сообщающий и греч. metreo измеряю] способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р. м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного… …   Психологический лексикон

  • метод референтометрический — (референтометрия) методический прием, способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Содержит две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • референтность — (от лат. referens сообщающий) отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц (см. значимый другой). Понятие «Р.» впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во много …   Большая психологическая энциклопедия

  • Процедура выявления круга референтных лиц. О. Б. Крушельницкая — Является адаптацией аналогичной методики для целей исследования отношений межличностной значимости в системе социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением. Важнейшие компоненты этой системы отношения «подросток подросток»,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • отношение межличностное — (личностное) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих… …   Большая психологическая энциклопедия

  • референтометрия — см. метод референтометрический. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru

Референтометрия

Количество просмотров публикации Референтометрия — 388

Референтометрический метод — ϶ᴛᴏ способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее лица.

Референтность – понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ можно трактовать двояко. В первую очередь, как форма межличностных отношений и, во-вторых, как свойство личности. И в том и в другом случае суть состоит в ценности для одного человека суждений о чем-то важном для него, выносимых другим человеком (или группой). Суждения могут принимать форму мнения, норм поведения, ценностных ориентации, оценок. Под влиянием этих чужих суждений складывается собственное представление о значимом для субъекта объекте. В качестве этого объекта могут выступать любые значимые для данного человека явления, события, предметы и другие люди, собственное поведение и даже собственное ʼʼЯʼʼ.

Референтность как свойство личности (или группы) существует только в восприятии или воображении других субъектов. Это свойство того человека (группы), чье мнение учитывается, на чьи оценки ориентируются. Но проявляется это качество не в поведении этого человека, а в восприятии или воображении другого человека. Тот, на кого оказывается влияние, принято называть субъектом референтных отношений, тот, кто оказывает влияние, – референтным объектом. Последний должна быть как реальным человеком или группой, так и воображаемым (литературный герой, вымышленный идеал для подражания).

Как форма межличностных отношений референтность состоит по сути в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него предмет реализуется через обращение к другому лицу. Таким образом референтность имеет форму субъектно-субъектно-объектных отношений, т. е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом.

Факт референтности одних членов группы для других и устанавливается с помощью референтометрии. Метод включает две процедуры. Первая (предварительная) позволяет с помощью опросного листа выявить позиции (мнения, оценки, отношения) каждого члена группы по поводу какого-либо значимого события, явления, предмета͵ человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, заявленная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Это осуществляется через ознакомление каждого члена группы с выбранными им чужими ответами. Возможен и третий этап: повторение первого, но либо спустя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время, либо в замаскированном виде предъявляется тот же объект (тема).

Результаты референтометрии позволяют выявить мотивы межличностных выборов в группе. Но мера предпочтительности здесь определяется косвенно – через проявление интереса. Данные референтометрии желательно совмещать с социометрическими обследованиями.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *