Рефлекс условный и безусловный примеры: 1.Приведите примеры условных и безусловных рефлексов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Почему…

Содержание

Условные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение

Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое условный рефлекс, как он формируется и чем отличается от безусловного.

Что такое условный рефлекс?

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду, и не закрепляющийся генетически (т.е. не передающийся по наследству). Формирование подобных рефлексов зависит от условий их возникновения, что и послужило причиной для появления названия группы. Фундаментом их появления выступает наличие связи между возникшим раздражителем и безусловнорефлекторным актом, выступающим для него в качестве подкрепления. При этом связь имеет определенные временные рамки. Отвечают за генерацию и проявление рефлексов головной мозг, как его кора, так и расположенные под ней образования.

Одним из первых ученых, всерьез занявшихся изучением данной темы, и предложившим определение «условного рефлекса» в 1903-м году, стал русский физиолог И. П.Павлов.

Биологически условий рефлекс предназначен для трансформации внешних раздражителей, имеющих нейтральный характер, в набор значимых сигналов, адаптирующих поведенческие особенности организма под текущие условия. Фактически они обеспечивают приспособление организма к возникающим явлениям с целью генерации полезного поведения и исключения негативного воздействия на организм. Условные рефлексы обеспечивают адаптацию, как к природному воздействию, так и действиям социальной среды нахождения индивида.

Примеры условных рефлексов

Наиболее ярким примером условного рефлекса является выделение слюны у домашних питомцев при звуках миски для еды. Аналогичные процессы могут вырабатываться и у человека. Условием для их возникновения является высокая повторяемость ситуаций с совпадением двух процессов, например, ударов по миске и выкладкой в нее корма.

Аналогичным образом у животных реакцией на звонок станет сгибание лапы, если ранее многократно повторялась процедура, при которой работа звонка совпадала с воздействием на животное электрическим током, стимулирующим сгибательный рефлекс лапы.

Для ребенка распространен условный рефлекс в виде одергивания рук от огня, но разовьется он только в случае, если ранее ребенок получил ожог, и организм защищается от повторного возникновения негативного воздействия на него.

Отличительные признаки условных рефлексов

  • Отсутствие у новорожденных. Безусловный рефлекс заложен природой, а условный является приобретаемым и индивидуальным.
  • Выработка подобных рефлексов является прерогативой высшего отдела центральной нервной системы.
  • Могут носить временный характер в случаях, когда раздражитель не имеет безусловного подкрепления.
  • Условные рефлексы не закрепляется генетически, т.е. не передаются по наследству;

Все условные рефлексы подразделяются на две составные категории: натуральные и искусственные. К первым относятся естественные свойства раздражителя, например, вид огня. Ко вторым относятся рефлексы на раздражители, не имеющие прямой связи с действием, например, работа лампочки для «собаки Павлова».

Принципы генерации условных рефлексов

Фундаментом приобретаемых навыков выступают условно-рефлекторные механизмы. Они в свою очередь обеспечивают возникновение связей ассоциативных нейронов мозговой коры и расположенных под ней в полушариях головного мозга ядер.

В основе появления условных рефлексов лежит трансформация незначимых сигналов в значимые через многократное повторение при наличии важного безусловного стимула, например, предоставления пищи или физического воздействия. В результате условные рефлексы выступают одним из критериев оценки организма, человеческого или животного.

Физиологически процесс возникновения условного рефлекса на примере опытов Павлова предполагает прохождение следующих стадий:

  1. Возникновение очага возбуждения в коре мозга в результате воздействия условного стимула, например, включение лампочки.
  2. Возникновение очага возбуждения, вызванного безусловным стимулом, например, предоставлением еды.
  3. При определенной периодичности и частоте возникновения стимулом, формируется временная взаимосвязь между двумя очагами возбуждения.
  4. В дальнейшем появление условного стимула (свет лампочки) ведет к возникновению рефлексов, первоначально испытываемых предоставлением безусловных стимулов (еда)

Основные критерии появления условного рефлекса

Выработка условного рефлекса требует наличия определенных условий:

  • Условный раздражитель должен обладать определенной силой.
  • Появление условного раздражителя должно предвещать появление безусловного стимула.
  • Безусловный раздражитель должен обладать большей силой.
  • Отсутствие иных раздражителей.
  • Отсутствие патологий в организме исследуемого субъекта.

В случае, если указанные условия соблюдены, возможно формирование практически любого условного стимула.

Классификация условных рефлексов

Существует большое число условных рефлексов, поэтому для них разработана система классификации на основе различных критериев.

  • Отталкиваясь от безусловных рефлексов
    , они подразделяются на: пищевые, половые, защитные и так далее.
  • В зависимости от задействованных рецепторов принято разделять условные рефлексы на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.
  • По структуре условного стимула рефлексы встречаются простые и сложные. При этом фактически большинство раздражителей имеет комплексный характер, сочетающий в себе различные, взаимосвязанные раздражители.
  • Условные рефлексы могут быть одного из трех порядков. К первому относятся стимулы, имеющие дополнительно безусловное подкрепление. Ко второму порядку относят стимулы, имеющие подкрепление со стороны условного раздражителя, уже обеспечившего ранее появление условного рефлекса. Продолжительность цепей рефлексов определяется возможностями нервной системы живого существа. Если у рыб она составляет не более двух элементов, то для приматов цепи могут формироваться двадцатью порядками.
  • В зависимости от источника происхождения раздражителя рефлексы встречаются естественные и искусственные. В первом случае раздражители имеют естественное, природного происхождение. На фоне искусственных раздражителей они более просты и понятны для исследуемого субъекта.

Торможение условных рефлексов

Для адекватности поведения организма и его максимальной адаптации к внешнему воздействию, только появления условных рефлексов мало. Требуется ответное действие, имеющее противоположную направленность возникающему раздражителю. Данный процесс носит название торможение, и призван отсечь возникающие реакции, потребность в которых фактически отсутствует. Проведенные И.П.Павловым исследования привели к выделению автором нескольких вариантов коркового торможения. Безусловное торможение является ответом на различные раздражители внешнего характера. Условное торможение определяется внутренними процессами.

При безусловном торможении происходит появление нового очага возбуждения, генерация которого связана с внешним раздражителем, например, появлением резкого и громкого шума. При его воздействии условный рефлекс становится существенно слабее или полностью исчезает.

Условное торможение по месту возникновения полностью соответствует точке, в которой располагается центр условного рефлекса. Развитие данного вида торможения предусматривает последовательность. Это можно проследить на примере «собаки Павлова». Если в первое время при включении лампочки без предоставления еды будет наблюдаться стабильное слюновыделение, то со временем оно будет последовательно угасать, то есть проявляется условное торможение.

Заключение

Условные рефлексы в контексте биологии играют огромную роль, как в жизнедеятельности человека, так и любых видов животных. Именно они обеспечивают возможность приспособления к условиям внешней среды, ориентироваться в пространстве, искать пищу, избегать опасностей и так далее. По мере накопления жизненного опыта общее количество условных рефлексов индивидуума только увеличивается. В результате взрослый человек имеет значительно большую приспосабливаемость, чем ребенок. Именно условные рефлексы выступают фундаментом дрессировочной работы с животными, когда за выполнение определенного действия происходит вознаграждение лакомством.

Нервная система кошек: основные отделы и рефлексы

Корнилова Наталья Валентиновна

Ветеринарный врач, область интересов – стоматология и челюстно-лицевая хирургия.С 1997 года работала в клиниках Москвы и Подмосковья, прошла путь от ассистента до главного врача. Последние 8 лет работает в клинике Раденис (Солнечногорск, Зеленоград). С 2018 года преподает Ветеринарную Стоматологию в РУДН. Эксперт Национальной Ветеринарной Палаты в области стоматологии.



Нервная система кошки – это высокоорганизованный механизм координации всех систем и органов животного. Основные отделы нервной системы – центральный и периферический. Центральный отдел представлен головным и спинным мозгом, периферический – черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, связывающими периферию с командным центром. Все ткани и органы кошки имеют свою иннервацию, то есть каждая обслуживается определенным нервом, который передает информацию об их состоянии в мозг.

Часть из этих процессов непроизвольны, то есть не контролируются сознанием. Это дыхание, сердцебиение, пищеварение и так далее. Другие – протекают осознанно, с участием воли животного.

Очень интересен с точки зрения работы нервной системы процесс охоты. Кошка – ловкий и умный хищник. Даже домашний питомец может быть прекрасным охотником, только его добычей будут случайно залетевшие в квартиру мухи и бабочки. Увидев жертву, орган зрения передает импульс в головной мозг: «Внимание! Добыча!», который отдает приказ мышцам сконцентрироваться и приготовиться к прыжку. Кошка принимает позу охотника, выжидает момент, затем прыгает и ловит жертву лапами. Это краткое и простое описание увлекательного и очень сложного процесса взаимодействия органов чувств, центральной, периферической нервной системы и мышц. Взаимодействие это протекает по рефлекторному типу.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение. Рефлексы и пути передачи нервных импульсов начал изучать академик Павлов еще в 1903 году. Именно он разделил рефлексы на условные и безусловные и сделал настоящий прорыв в понимании работы нервной системы млекопитающих.

Безусловные рефлексы – одинаковые для всех животных одного вида, они жизненно важны и служат для адаптации организма к неизменным, постоянным условиям внешней среды. Это, например, сосательный рефлекс новорожденного котенка, кашель в ответ на раздражение трахеи, моргание и зрачковый рефлекс.

Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение всей жизни животного. Например, кошки быстро учатся прибегать на кухню, если слышат звук шуршащего пакета с кормом или звон корма, насыпаемого в миску. Реагирование на кличку – тоже пример условного рефлекса. Условные рефлексы индивидуальны для разных животных и зависят от условий содержания, образа жизни кошки. Они могут изменяться или угасать при смене обстоятельств. На знании процессов формирования условного рефлекса построена дрессировка животных. К кошкам это менее применимо, нежели к собакам. Однако есть домашние питомцы, кошки, приносящие апорт, делающие кувырок или мяукающие на определенную звуковую команду. Дрессировка кошки возможна, если заботливый владелец обратит внимание на то, что именно нравится животному. И такой игровой и приятный навык можно закрепить при помощи положительного подкрепления – ласки, лакомства, поглаживания.

Например, многим кошкам нравится тереться о ноги владельца. Так они помечают своего хозяина, оставляют на нем феромоны лицевых желез. Людьми такое поведение кошки воспринимается как нежность, доверие со стороны питомца. Если определенным образом переставлять ноги и держать перед мордочкой кошки кусочек лакомства, поощряя ее правильные движения, довольно скоро можно закрепить этот трюк и кошка будет его с удовольствием демонстрировать.

На особенности поведения кошек накладывают отпечаток скрытность и независимость этого ночного охотника. Жизнь с человеком изменила их не так сильно, как собак. К тому же, кошкам в природе несвойственна жизнь в стае, а значит, их иерархия и подчинение лидеру. Кошки живут в одиночку или прайдом – семьей самых близких родственников.

Далеко не все кошки ориентированы на человека, они сохраняют независимый характер, поэтому складывается впечатление, что главный член семьи — это именно кошка, а люди живут с ней, потому что она это позволяет. Погладить и приласкать такую кошечку можно только если она сама этого захочет. Фамильярности со стороны человека это животное не терпит.

В процессе селекции были выведены различные породы кошек. Закреплялась не только желательная внешность, но и черты характера, а значит и тип нервной деятельности. Так, британские кошки чаще бывают флегматиками или меланхоликами, а ориентальные – сангвиниками и холериками. Такая классификация типов характера, взятая из человеческой практики, применима и к кошкам.

Развитие нервной системы эмбриона начинается примерно с 15–17 дня после оплодотворения. Закладывается головной и спинной мозг, начинается формирование нейронных связей. Для правильного развития плода очень важно состояние матери в период беременности. Так, например, заболевание беременной кошки панлейкопенией ведет к фатальным нарушениям развития нервной системы у зародыша.

Такие котята могут родиться с атаксией (нарушением координации движений), похожей на детский церебральный паралич у человека.

Поэтому еще в период планирования беременности кошка должна быть вакцинирована и обработана от внешних и внутренних паразитов. Часто безобидные для взрослого животного блохи, паразитируя на новорожденных котятах, могут вызвать анемию и привести к гибели котенка.

Очень важно правильное питание беременной кошки. Согласно исследованиям, повышенная калорийность и обогащение корма омега-3 жирными кислотами, витаминами и минералами необходимо кошке с первого дня беременности. Хорошо подходит для кормления будущей мамы-кошки корм для котят от 1 до 12 месяцев. Он полностью удовлетворяет ее возросшие пищевые потребности. Две жирные кислоты – докозагексаеновая (ДГК) и эйкозапентаеновая (ЭПК) – способствуют правильному развитию нервного и зрительного анализаторов у плода и у подрастающего котенка. Поэтому они включены в состав кормов для котят и беременных кошек.

Здоровье нервной системы – залог качественной и продолжительной жизни кошки. Различают врожденные и приобретенные патологии. Врожденные часто связаны с травмами и инфекциями, перенесенными беременной кошкой, а также с генетическими мутациями. Профилактика врожденных заболеваний нервной системы – это грамотная селекция породистых животных, своевременная вакцинация, правильное кормление беременных кошек.

К приобретенным болезням нервной системы относят различные парезы, параличи, менингит, энцефалит и другие заболевания воспалительной или дегенеративной природы. Факторами риска таких болезней являются в первую очередь травмы и инфекции.

Кошки – это животные очень подверженные стрессам. Стресс – это научный термин, означающий процесс адаптации организма к неблагоприятным (стрессогенным) факторам.

К таким факторам относят:

  • физические стрессогены (температура, травма, электроток и прочие)
  • химические (яды, токсины)
  • биологические (голод, неполноценное питание, инфекции)
  • психологические

Именно влияние на кошку психологических факторов ведет к неврозам и даже соматическим заболеваниям. Психологическими факторами стресса для кошек являются: переезд, транспортировка, приход гостей, смена привычной обстановки, мебели, страх одиночества, появление нового члена семьи (человека, кошки, собаки), а также все, что меняет привычное течение жизни кошки. Из соматических заболеваний описан и часто встречается так называемый идиопатический цистит кошек – нарушение процесса мочеиспускания в ответ на стресс-фактор. Поэтому при лечении такого цистита, кроме обезболивающих препаратов, необходимы препараты, снижающие тревожность.

Когнитивные функции присущи всем млекопитающим.

Это память, способность получать и обрабатывать информацию, обучаемость.

Развиваться такие высшие формы деятельности головного мозга у котенка начинают с раннего возраста. Уже в 4 недели котята способны, наблюдая за мамой-кошкой, усваивать простейшие навыки гигиены.

В 10–12-недельном возрасте кошка начинает учить котят охотиться. Очень важно, с точки зрения правильного поведения, не отнимать котят от матери раньше 12–16 недель. К этому возрасту кошка научит котят пользоваться лотком и точить коготки в нужном месте, то есть обучит основным правилам жизни в доме с человеком. В таком случае новый владелец не столкнется со значимыми поведенческими проблемами, когда возьмет в дом котенка.

У кошек очень хорошая короткая память: кошка помнит, куда спрятано лакомство, до 16 часов, в то время как собака забывает об этом уже через 5 часов. Долговременная память животных мало изучена. Но случаи, когда кошки находили свой дом после нескольких лет скитаний, показывают, что и долговременная память у них хорошо развита.

К сожалению, с возрастом у кошек снижаются когнитивные способности. Страдает память, животное может начать пренебрегать туалетом, возможна дезориентация, спонтанная агрессия или апатия, беспричинная вокализация (громкое мяуканье), особенно в ночное время.

Столкнувшись с такими симптомами, в первую очередь необходимо исключить соматические заболевания (хроническую почечную недостаточность, болезни зубов, эндокринные патологии). При возрастной когнитивной дисфункции внимание и ласка владельца очень важны для кошки. Окружите стареющую любимицу заботой, предложите ей более удобный лоток (с низкими бортиками, больший по площади), не заводите в этот период новых животных.

Питание может помочь в поддержании жизненно важных чувств.

Защита когнитивных функций в время старения может улучшить качество жизни кошки и сохранить ее связь с хозяином. Изменения в рационе могут смягчить многие изменения, связанные со старением мозга, в частности, потерю остроты чувств и ясности ума.

Однако ни одно питательное вещество, само по себе, не может защитить от негативных изменений в мозге. Для этой задачи требуется комбинация питательных веществ, основанная на их способности минимизировать или устранять факторы риска, связанные со старением головного мозга. Такими веществами, например, являются рыбий жир (Омега-3 жирные кислоты), аргинин, витамины группы В и антиоксиданты.

Хорошим помощником в поддержании здоровья мозга кошки может стать корм PRO PLAN® с комплексом OPTISENSES®, который представлят собой полноценный сухой корм для взрослых или стерилизованных кошек, содержащий комбинацию питательных веществ (OPTISENSES®), специально разработанную для поддержки жизненно важных органов чувств у взрослых кошек.

В пожилом возрасте также можно применять кошачьи феромоны или медикаменты по назначению врача.

Статья на нашем канале Яндекс Дзен.

19 Примеры безусловной реакции (2023)

В поведенческой психологии безусловная реакция — это автоматическая реакция на безусловный стимул . Этому не учат и не учат. Это противоположность условной реакции, которая вырабатывается путем тренировки и повторения.

Необусловленные реакции, такие как подергивание, чихание, зевота, выделение слюны при еде и слезотечение, являются естественными реакциями нашего тела, которые помогают защитить нас от потенциальных опасностей.

Концепция исходит из классического подхода к обусловливанию в рамках бихевиористской теории психологии. Эта концепция была впервые определена Иваном Павловым, чей знаменитый эксперимент с собакой Павлова показал безусловную реакцию у собаки, которая почувствовала запах пищи.

Примеры безусловной реакции

1.

Реакция бегства (при виде угрозы)

Стимул: Угроза жизни
Реакция: Убежать и другие животные, естественно, когда сталкиваются с угрозой. Это физиологическая реакция, которая активируется в чрезвычайных ситуациях, таких как мчащийся грузовик или бейсбольный мяч, который вот-вот ударит вас по лицу.

Реакция происходит мгновенно, как рефлекс. Рефлекс может активироваться еще до того, как вы осознаете, что происходит. Например, если вы идете по лесу и из кустов выпрыгивает медведь, вы, скорее всего, побежите до того, как ваш мозг успеет назвать животное «медведем».

В этих ситуациях грузовик, бейсбольный мяч и медведь являются примерами безусловного раздражителя (UCS), а реакция «бей или беги» является безусловной реакцией (UCR).

2. Расчесывание (после зуда)

Стимул: Зуд
Ответ: Царапина

Каждый зуд нужно расчесывать. Отсутствие царапин может буквально свести вас с ума. Чувство зуда может быть вызвано несколькими разными причинами. Например, когда кожа сухая, она может стать шелушащейся, и мелкие частицы могут отделиться от более крупной кожной мембраны.

Когда это происходит, очень специфические кожные нервы активируются и посылают сообщение в мозг. Сообщение интерпретируется как «зуд» (безусловный раздражитель), который затем вызывает почесывание (безусловный ответ).

Существуют и другие причины зуда. Например, когда насекомое, такое как комар или паразит, приземляется на вашу кожу, оно может чувствовать зуд и заставлять человека чесаться. Это очень адаптивная реакция, которая может предотвратить болезнь или инфекцию, вызванную укусом.

3. Слезотечение (при запахе вкусной еды)

Стимул: Запах вкусной еды
Реакция: Полив слюной

Запах вкусной еды может вызвать реакцию слюнотечения. Мы начинаем производить слюну в ожидании пищи, которая может (а может и не быть!) вскоре попасть в наш рот.

Фактически, слюнотечение было первой безусловной реакцией, выявленной Иваном Павловым, когда он проводил свой эксперимент с собакой Павлова. Павлов заметил, что рот его собаки течет всякий раз, когда он входит, чтобы дать ей еду.

Павлов позже превратил это в условный стимул и реакцию, когда научил свою собаку выделять слюну всякий раз, когда он звонил в колокольчик перед тем, как покормить собаку. Здесь слюноотделение собаки было 90 060 выученной 90 061 реакцией на звон колокольчика — оно не было врожденным, его нужно было научить путем повторения.

4. Чихание (когда пыль попадает в нос)

Стимул: Пыль в носу
Ответ: Чихание

Когда пыль попадает в нос, вы, скорее всего, чихаете. Здесь пыль в носу — безусловный раздражитель, а чихание — безусловная реакция.

Мы чихаем, потому что наше тело говорит нам, что нам нужно избавиться от неизвестного агента (пыли) из нашего тела. Эта реакция является врожденной и естественной для человека. Это не то, чему мы учимся или чем научил делать, так что это не условный рефлекс. Скорее, это реакция, которая кажется естественной.

В прошлом чихание считалось способом изгнать демонов из нашего тела (отсюда рефрен «благослови вас», когда вы чихаете). Но сегодня мы знаем, что это просто физиология, которая защищает наши легкие!

5. Слезотечение (при нарезке лука кубиками)

Стимул: Луковый сок
Ответ: Плач

Ничего не произойдет, если вы поднесете лук к лицу и закроете его. Несмотря на то, что лук известен тем, что вызывает слезы, это происходит только тогда, когда мы его режем.

Когда вы режете лук, в воздух выбрасываются различные химические вещества. Глаз раздражается этими соединениями, заставляя его слезиться, чтобы очиститься. Это естественная реакция глаз на раздражитель, поэтому она известна как безусловная, а не условная реакция.

6. Тошнота (при виде рвоты)

Стимул: Вид рвоты
Ответ: Тошнота

Когда кого-то рвет, наш организм часто мгновенно реагирует тошнотой. Мы можем почувствовать тошноту в собственном желудке и отреагировать рвотными позывами.

Вероятно, это потому, что вид, звук и запах рвоты вызывают воспоминания о временах, когда мы болели. Таким образом, мы не намеренно и даже не намеренно чувствуем тошноту при виде рвотных масс. Скорее, подсознательная реакция нашего тела — чувствовать тошноту и отвращение к нему.

Многие медсестры, которые проводят много времени с больными людьми, могут утратить эту безусловную реакцию. В этих случаях у них наблюдается явление, называемое «систематической десенсибилизацией», когда они со временем теряют чувствительность к безусловному раздражителю.

7. Вздрагивание (после ушиба пальца ноги)

Стимул: Ушиб пальца ноги
Реакция: Вздрагивание

Вздрагивание — это безусловная реакция, которая возникает, когда мы испытываем боль. Это буквально наше тело сворачивается, чтобы отгородиться от новых потенциальных источников боли.

Кроме того, вздрагивание может действовать как предупреждающий знак для ближайших членов нашего племени, сообщая им о потенциальной опасности. Ученые наблюдали его у других животных, таких как крысы, кролики, лошади и овцы.

8. Активная иммунная система (после заражения)

Стимул: Инфекции в организме
Ответ: Всплеск иммунного ответа

Если у вас есть инфекция, ваша иммунная система автоматически активируется. Он немедленно начнет атаковать инфекцию различными клетками, составляющими иммунную систему.

Эта реакция не требует обучения. Это происходит автоматически. Следовательно, можно сказать, что инфекция является безусловным раздражителем, а реакция иммунной системы является безусловным ответом.

Конечно, существует множество факторов, влияющих на эффективность реакции иммунной системы. Физическое здоровье человека, его диета, а также количество и активность вирусных клеток, и это лишь некоторые из них. Однако реакция все равно будет происходить, и именно это делает ее безусловной реакцией.

9. Универсальная эмоция печали (после потери)

Стимул: Потеря любимого человека
Реакция: Печаль

На протяжении многих десятилетий психологи и антропологи изучают человеческие эмоции. Люди со всего мира разделяют одни из самых фундаментальных эмоций. Например, такие эмоции, как грусть, гнев, страх и отвращение, очень похожи в ответ на одни и те же стимулы.

Расскажите человеку любой культуры о потере любимого человека, и он почувствует грусть. Даже в культурах, которые осуждают публичные проявления эмоций, будет возникать такое же лежащее в основе аффективное состояние, как и у человека из более открытой культуры. Выражение лица может быть труднее увидеть, но эмоции есть.

Описанная ситуация (безусловный стимул) вызовет одну и ту же эмоциональную реакцию (безусловный ответ) независимо от того, где человек родился или в какой культуре он живет.

10. Хихиканье (после щекотки)

Стимул: Щекотка
Ответ: Хихиканье

Когда нас щекочут, мы обычно безудержно смеемся. Раздражитель в этой ситуации (щекотка) вызывает безусловную реакцию: хихиканье.

Ученые считают, что эта безусловная реакция возникает из-за того, что щекотка вызывает реакцию бегства или борьбы, а реакцией «бегства» в этой ситуации является не бег, а хихиканье. Хихиканье действует как знак подчинения, который помогает щекотке понять, что вы не представляете угрозы. Альтернативная реакция — драка — скорее всего, будет состоять в том, чтобы буквально дать отпор человеку, который вас щекочет!

11. Рефлекс Моро

Стимул: Перекладывание ребенка на спину
Ответ: Испуганный вид

Младенцы делают что-то очень странное, будучи новорожденными. Когда родитель укладывает их спать на спину, они часто пугаются. Их глаза станут очень большими, а руки и ноги разветвятся, как будто они падают. Это называется рефлексом Моро. Он назван в честь австрийского врача Эрнста Моро, впервые описавшего его в 19 г.18.

Хотя многие родители, увидев такую ​​реакцию у своего ребенка, могут подумать, что они сделали что-то не так, на самом деле это признак здорового неврологического развития. Фактически, большинство больниц проверяют этот рефлекс в течение первого месяца после рождения.

Если мы посмотрим на ситуацию с точки зрения классического обусловливания, то укладывание спать на спину является безусловным раздражителем, а рефлекс Моро — безусловным ответом.

12. Реакция на стресс

Стимул: Стрессовая жизненная ситуация
Ответ: Повышение артериального давления и беспокойство

Современная жизнь очень напряжена для многих людей. Ежедневно, а иногда и ежеминутно приходится сталкиваться с многочисленными трудностями. Некоторые профессии чрезвычайно напряжены, например, работа хирургом или медсестрой.

К сожалению, человеческое тело не приспособлено к частым нагрузкам. Наши тела запрограммированы на то, чтобы справляться с чрезвычайными ситуациями, такими как угрозы жизни и смерти, которые могут возникать время от времени.

Но после промышленной революции жизнь стала довольно беспокойной. Когда мы испытываем стресс, связанный с соблюдением сроков, застреванием в пробке или оплатой счетов, у нашего тела возникает небольшая реакция «бей или беги».

Это может показаться достаточно безобидным, но со временем это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже к сердечно-сосудистым заболеваниям. Давление современной жизни (безусловный стимул) создает слишком много стресса в нашей жизни (безусловная реакция).

13. Рвотный рефлекс (после мазка)

Стимул: Ватный тампон во рту
Ответ: Кляп

В некоторых медицинских тестах для диагностики инфекций медицинский работник вводит ватный тампон в рот пациента. Тампон должен войти довольно далеко в ротовую полость. Затем его проводят по спине, чтобы взять образец для тестирования.

Это может вызвать рвотный рефлекс, внезапное сокращение задней стенки глотки. Это происходит непроизвольно и может быть вызвано прикосновением предмета к задней части языка, миндалинам или задней части рта.

Поскольку это происходит непроизвольно в ответ на объект, это можно объяснить с помощью CC. Ватный тампон — безусловный раздражитель, рвотный рефлекс — безусловная реакция.

14. Выброс окситоцина (после объятий)

Стимул: Объятие
Ответ: Выброс окситоцина

Объятия и прикосновения, когда это уместно, могут оказывать удивительно сильное воздействие на наше здоровье и самочувствие. На самом деле, у этих эффектов есть физиологическая основа. Когда нас обнимает кто-то, кто нам небезразличен, в мозге повышается уровень гормона окситоцина.

Этот гормон заставляет нас чувствовать себя хорошо, а также участвует в родах и грудном вскармливании. Высвобожденный в эти моменты, он способствует установлению связи между матерью и ребенком. Следовательно, это имеет большое значение для выживания вида.

Объятия также могут помочь нам, когда мы чувствуем грусть или депрессию. Поскольку объятия (безусловный раздражитель) высвобождают окситоцин (безусловная реакция), человек, которому очень грустно, начинает чувствовать себя лучше. Даже если это чувство длится всего несколько минут, это объятие может прийти как раз в нужное время.

15. Реакция вздрагивания (после грома)

Стимул: Гром
Реакция: Испуганный прыжок

Реакция вздрагивания — это драматическая физическая реакция на внезапный интенсивный раздражитель. Стимулом может быть громкий шум, например гром, или яркая вспышка света, например молния. У людей эти события вызывают автоматическую физическую и психическую реакцию.

Физическая реакция может включать быстрое сокращение мышц рук и ног, а также повышение артериального давления и частоты дыхания. Психическая реакция часто включает сильные чувства страха и нервозности.

С точки зрения CC, звук грома или вспышка молнии являются примерами безусловного раздражителя, а реакция испуга в виде мышечных сокращений и страха являются примерами безусловной реакции. Как и многие связи между стимулом и реакцией, безусловная реакция считается высоко адаптивной и сыграла значительную роль в выживании вида.

16. Микровыражения

Стимул: Обвинение во лжи
Ответ: Короткое выражение лица или «тик»

Микровыражение — это выражение лица, которое раскрывает наше внутреннее эмоциональное состояние. Это происходит невероятно быстро, длится менее ½ секунды. Иногда микровыражение является результатом добровольного контролируемого подавления.

Например, человек пытается что-то скрыть, но настоящая эмоция выскальзывает наружу. Это происходит непроизвольно. Человек не может реально управлять дисплеем и может даже не знать об этом.

Способность распознавать и точно интерпретировать микровыражения имеет множество применений, особенно в правоохранительных органах. Каждый год тысячи агентов ФБР и полицейских участвуют в тренингах по микровыражению. При допросе подозреваемого офицер задает наводящий вопрос (безусловный раздражитель), а если подозреваемый пытается скрыть правду, он может демонстрировать микровыражение (безусловный ответ).

Безусловная реакция в классе

Учителя могут использовать концепцию безусловной реакции в классе для управления поведением. Ниже приведены несколько замечательных примеров.

1. Выключение вентилятора

Стимул: Выключение вентилятора
Ответ: Ученики приглушают шум

Мой школьный учитель физики научил меня этому приему, и я до сих пор использую его на своих учениках ! Если она хотела, чтобы класс снизил уровень шума, она тихо подходила к вентилятору и выключала его. Падение окружающего шума действует как подсознательный сигнал ученикам о том, что им тоже следует понизить голос, чтобы соответствовать новому уровню шума.

Это было намного эффективнее, чем кричать на учеников, чтобы они говорили потише, и каждый раз срабатывало!

2.

«Учебное место»

Стимул: Учитель стоит на своем учебном месте
Ответ: Учащиеся замолкают

При подготовке учителей мы часто показываем учителям прием «учебного места». Это учебное место — это место в классе, где учитель всегда стоит, когда хочет привлечь внимание класса. Они могут начинать все уроки с этого места и использовать одно и то же место каждый раз, когда им нужно, чтобы класс успокоился и сосредоточился.

Со временем, когда учитель подходит к месту обучения, ученикам становится неуловимым сигналом обратить внимание. Учителю никогда не нужно говорить об этом явно — это просто происходит со временем и посредством тонкого повторения.

3. Продолжительное молчание

Стимул: Продолжительное молчание учителя
Ответ: Класс смотрит на учителя

Почти каждый помнит, как учитель смотрел на них, как будто они просверливали дырку в голове. Учитель просто стоит и пристально смотрит — обычно со снисходительным выражением лица — до тех пор, пока ученик не перестанет говорить и не обратит внимание.

Здесь нас никогда не учили , что этот взгляд означает, что нам нужно вести себя тихо. Скорее выражение лица учителя — его суровость и злость — заставляет нас замолчать.

То же самое происходит со всем классом. Учитель стоит перед классом и просто ждет. Никакого учения не происходит — ничего. Одноклассники хлопают друг друга по плечу и шикают друг на друга, пока, наконец, все не стихает. Затем учитель начинает говорить.

Связанные теоретические концепции

  1. Различение стимулов – Способность различать различные типы стимулов и реагировать соответствующим образом.
  2. Генерализация стимула. Это происходит, когда безусловная реакция вызывается стимулом, который подобен, но не идентичен исходному условному раздражителю.
  3. Оперантное обусловливание – Обусловливание, основанное на явном обучении, положительном подкреплении, отрицательном подкреплении и наказании.
  4. Обусловливание более высокого порядка. Процесс обусловливания состоит из двух этапов: безусловный раздражитель соединяется с условным раздражителем, который затем связывается с другим условным раздражителем. Третий раздражитель вызывает безусловную реакцию, связанную с первым раздражителем, даже если первый и третий раздражители не связаны между собой.

Заключение

Когда Павлов проводил свои опыты над пищеварительными соками собак, никто и представить не мог, к каким последствиям приведет его открытие. Принципы классической обусловленности оказали огромное влияние во многих отношениях, от академических исследований до объяснений повседневных явлений.

Понимание безусловной реакции было особенно поучительным. Например, безусловная реакция помогает нам избежать непосредственной опасности или избежать укуса комара, переносящего болезнь.

Безусловная реакция – вот почему матери чувствуют себя такими радостными после родов и связаны со своим новорожденным. Ответное объятие может помочь нам почувствовать себя лучше в некоторые из худших моментов нашей жизни. Хотя понимание безусловной реакции микровыражений может помочь правоохранительным органам поймать преступников. Без сомнения, безусловная реакция является ключевой причиной того, что люди так долго выживали.

Ссылки

Cunningham, MR (1986). Измерение физического по физической привлекательности: квазиэксперименты по социобиологии красоты женского лица. Журнал личности и социальной психологии, 50 , 925-935.

Элвитигала Д.С., Болду Р., Нанаяккара С.К. и Мэттис Д.Дж.К. (2022, 14 января). TickleFoot: Дизайн, разработка и оценка нового механизма щекотки ног, который может вызывать смех . Транзакции ACM при взаимодействии человека и компьютера. 29, 3. С. 1–23. https://doi.org/10.1145/34

    Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы .  Лондон: Издательство Оксфордского университета.

    Сингх, Д. (1993). Адаптивное значение женской физической привлекательности: роль соотношения талии и бедер. Журнал психологии личности и социальной психологии , 65 (2), 293.

    Йим ЧжонЫн. (2016). Терапевтическая польза смеха для психического здоровья: теоретический обзор. Журнал экспериментальной медицины Тохоку 239, 3 (2016), 243–249.

    Дэйв Корнелл (доктор философии)

    + сообщения

    Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

    Крис Дрю (доктор философии)

    + сообщения

    Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

    Безусловный стимул в классическом обусловливании: определение и примеры

    Юлия Симкус, опубликовано 8 августа 2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


    Используя терминологию классической парадигмы обусловливания, безусловный стимул (УС) — это стимул, который приводит к автоматической реакции. Другими словами, реакция происходит без предварительного обучения.

    Например, если запах любимой еды вызывает у вас чувство голода или холодный ветерок вызывает дрожь, то запах еды и холодный ветерок считаются безусловными раздражителями.

    Они вызывают непроизвольную реакцию без вашего обучения такой реакции. В отличие от условного раздражителя (УС), вам не нужно учиться реагировать на безусловный раздражитель, реакция происходит автоматически.

    Самая известная и тщательная работа по классическому обусловливанию была обнаружена Иваном Павловым в начале 1900-х годов в его экспериментах по пищеварительной реакции собак. Павлов оказал такое большое влияние на изучение классической обусловленности, что ее часто называют павловской обусловленностью.

    В классическом обусловливании условный раздражитель начинается как нейтральный раздражитель, который в конечном итоге автоматически запускает условную реакцию после того, как становится связанным с безусловным раздражителем. После того, как нейтральный раздражитель становится связанным с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем.

    Если вы сочетаете нейтральный раздражитель (NS) с безусловным раздражителем (US), который уже вызывает безусловную реакцию (UR), этот нейтральный раздражитель станет условным раздражителем (CS), вызывая условный ответ (CR), аналогичный исходному безусловный ответ.

    Некоторые другие примеры безусловных раздражителей в нашей повседневной жизни включают неожиданный громкий хлопок, заставляющий вас вздрагивать, или пыль в носу, вызывающая чихание. Безусловные раздражители приводят к естественным реакциям нашего тела, которые могут помочь защитить нас от потенциальных опасностей.

    Иван Павлов был первым, кто открыл процесс классического обусловливания. Проводя исследования пищеварения собак, Павлов заметил, что физические реакции собак на пищу со временем менялись.

    Сначала у собак выделялось слюноотделение только тогда, когда перед ними клали еду, но со временем у них начало выделяться небольшое слюноотделение еще до того, как им принесли еду.

    Он понял, что у собак выделяется слюна не от запаха или вида еды перед ними, а скорее от звуков и мест, которые постоянно присутствовали еще до того, как еда была доставлена.

    Чтобы еще раз проверить свою теорию, Павлов звонил в колокольчик незадолго до того, как давал еду собакам. Сначала это не вызывало никакой реакции у собак, но со временем собаки научились ассоциировать звук колокольчика с подачей еды, и у них начиналось выделение слюны только при звуке колокольчика.

    Как упоминалось ранее, безусловный стимул — это стимул, вызывающий автоматическую реакцию. Таким образом, в эксперименте Павлова еда является безусловным раздражителем, а слюноотделение собак — безусловным ответом.

    Слюноотделение происходило автоматически и без сознательного усилия собак, когда они чувствовали запах пищи. Пища была безусловным раздражителем, поскольку вызывала рефлекторную реакцию и не требовала обучения.

    Бихевиорист Джон Б. Уотсон и аспирант Розали Рейнер были первыми психологами, которые применили принципы классического обусловливания к человеческому поведению, показав, что эмоциональные реакции могут быть классически обусловлены у людей.

    Их эксперимент, известный как случай Маленького Альберта, включал в себя формирование фобии у эмоционально стабильного ребенка.

    Когда Альберту было всего 9 месяцев, Уотсон и Рейнер подвергли его ряду раздражителей, включая белую крысу, горящие газеты, обезьяну и маски. Поначалу Алерт не боялся никаких раздражителей.

    Однако в следующий раз, когда Альберт подвергался воздействию каждого раздражителя, Ватсон издавал громкий звук, ударяя молотком по металлической трубе.

    После многократного сопоставления одного из стимулов, например, белой крысы, с громким шумом, Альберт начинал ожидать громкого шума всякий раз, когда он видел белую норму.

    В конце концов, Альберт начинал плакать, просто увидев крысу. Другими словами, у него была классическая обусловленность испытывать страх при виде крысы.

    Громкий шум — это безусловный раздражитель в этом примере. Когда Ватсон громко шумел, Альберт плакал. Уотсон использовал эту безусловную реакцию на состояние Маленького Альберта, чтобы бояться отличительных раздражителей, которых ребенок обычно не боялся бы (например, белой крысы или обезьяны).

    Классическое кондиционирование – эффективный инструмент маркетинга и рекламы. Идея состоит в том, чтобы создать рекламу с положительными характеристиками, такими как запоминающаяся музыка, яркие цвета, милые дети, привлекательные модели или забавные представители, чтобы реклама вызывала приятную реакцию у человека, который ее увидел.

    Таким образом, когда потребитель видит тот или иной товар в Интернете или в магазине, он должен испытать это положительное чувство и с большей вероятностью купить этот товар.

    В данном примере реклама служит безусловным стимулом (БС), а удовольствие от просмотра рекламы — безусловным ответом (УР). Поскольку рекламируемый продукт упоминается в рекламе, он ассоциируется с США, а затем становится условным раздражителем (УС).

    Один из примеров такой обработки можно увидеть в рекламе Sprite «Drake Sprite: The Spark Commercial» с рэпером Дрейком в главной роли. В этой минутной рекламе Дрейк не очень хорошо читает рэп и чувствует себя невдохновленным.

    Но, когда он делает глоток спрайта, он оживляется и сразу же снова может читать рэп. Безусловный стимул — это Дрейк, а условный стимул — пить Спрайт. Условная реакция состоит в том, что, выпив Спрайт, вы освежитесь и вдохновитесь, как Дрейк.

    Согласно теории классического обусловливания, стимулы, связанные с наркотиками, могут ассоциироваться с полезными аспектами употребления.

    Например, принадлежности для наркотиков, такие как пачки сигарет, бонги и трубки, а также среда, в которой происходит употребление наркотиков, могут вызывать у потребителей тягу и поиск наркотиков. У курильщиков один только вид пачки сигарет может вызвать желание закурить.

    Эти атрибуты считаются условными раздражителями, а никотин — безусловный раздражитель .

    Сигнал реактивности — это теория, согласно которой люди связывают ситуации (например, встречу с друзьями)/места (например, паб) с вознаграждающим действием никотина, и эти сигналы могут вызывать чувство тяги.

    Эти факторы становятся сигналами, связанными с курением. Длительное употребление никотина создает связь между этими факторами и курением. Это основано на классической обусловленности. Никотин — это безусловный стимул (UCS), а удовольствие, вызванное внезапным повышением уровня дофамина, — это безусловная реакция (UCR).

    В ходе исследования ассоциативного обучения у курильщиков, проведенного в 2012 году, Марианна Литтел обнаружила, что курильщики демонстрируют ярко выраженное ассоциативное обучение во время эксперимента по выработке условного рефлекса более высокого порядка в ответ на нейтральные сигналы, которые сочетаются со стимулами, связанными с курением.

    Другими словами, она научила курильщиков ассоциировать курение с объектом, который ранее был совершенно нейтральным.

    В чем разница между безусловным раздражителем и дискриминационным раздражителем?

    Дискриминационный стимул относится к чему-то, например, к человеку или событию, которое предшествует поведенческой реакции. Таким образом, сначала возникает дискриминационный стимул, а затем поведение следует как прямой результат этого стимула.

    Дискриминационный стимул создается, когда реакция подкрепляется, тогда как безусловный стимул — это стимул, который приводит к автоматической реакции без какого-либо подкрепления или предварительного обучения.

    В чем разница между безусловным раздражителем и нейтральным раздражителем?

    Нейтральный раздражитель — это раздражитель, который сначала не вызывает автоматической реакции, в то время как безусловный раздражитель — полная противоположность — безусловный раздражитель — это раздражитель, вызывающий автоматическую реакцию.

    При классическом обусловливании нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, если последовательно сочетается с безусловным раздражителем.

    При первоначальном предъявлении нейтральный стимул не влияет на поведение. Однако, поскольку он неоднократно сочетается с безусловным раздражителем, он начинает вызывать ту же реакцию, что и безусловный раздражитель.

    В чем разница между безусловным раздражителем и безусловным ответом?

    Безусловный раздражитель — это раздражитель, вызывающий автоматическую реакцию. Безусловная реакция – это автоматическая реакция на раздражитель. Слюноотделение собак в поисках пищи — это безусловная реакция в эксперименте Павлова.

    Как безусловный раздражитель становится условным раздражителем? ?

    Безусловный раздражитель становится условным раздражителем после того, как нейтральный раздражитель становится связанным с безусловным раздражителем, и субъект научился связывать раздражитель с данным результатом.

    Является ли алкоголь безусловным раздражителем?

    Да, алкоголь является безусловным раздражителем при классическом обусловливании. Эффектам алкоголя (опьянение и торможение) не нужно учиться. Они универсальны, последовательны и автоматически.

    Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

    Джулия Симкус учится в бакалавриате Принстонского университета по специальности психология. Она планирует получить докторскую степень в области клинической психологии после окончания Принстона в 2023 году. Джулия является соавтором двух журнальных статей, одна из которых называется «Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и поведенческие зависимости во время пандемии COVID-19 и ограничений, связанных с COVID-19». была опубликована в журнале Frontiers in Psychiatry в апреле 2021 года, а другая под названием «Пищевая зависимость: последние данные о клинических последствиях» будет опубликована в начале 2022 года в Handbook of Substance Misuse and Addictions: From Biology to Public Health.

    Симкус, Дж. (2022, 8 августа). Безусловный раздражитель в классическом обусловливании . Просто психология. www.simplypsychology.org/unconditioned-stimulus.html

    • Дополнительная информация
      Бихевиоризм Классическое кондиционирование Маленький эксперимент Альберта Эксперимент с собаками Павлова

    Кларк, Р. Э. (2004). Классические истоки условности Павлова. Интегративная физиология и поведенческие науки 39 (4), 279-294.

    Горн, Г. Дж. (1982). Влияние музыки в рекламе на выбор поведения: классический подход к формированию условий. Журнал маркетинга , 46 (1), 94-101.

    Харрис, Б. (1979). Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог , 34 (2), 151.

    Хокинс, Д., Бест, Р. и Кони, К. (1998.) Поведение потребителей: построение маркетинговой стратегии (7-е изд.). Бостон, Массачусетс: McGraw-Hill.

    Литтел, М., Франкен, И.Х. Электрофизиологические корреляты ассоциативного обучения у курильщиков: эксперимент по кондиционированию высшего порядка. BMC Neurosci 13, 8 (2012).

    Павлов И. П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин.

    Павлов И. П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (Перевод WH Gantt) Лондон: Аллен и Анвин.

    Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Переведено и отредактировано Анрепом Г.В. (Oxford University Press, Лондон, 1927).

    Павлов И. П. (1955). Избранные произведения . Москва: Изд-во иностранных языков.

    Рехман И., Махабади Н., Рехман С.И. Классическое кондиционирование. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; Январь 2020 г. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/

    Vladtv, YouTube (ноябрь 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *