Рефлексия что это: что это в психологии простыми словами

Ментальное здоровье: Забота о себе: Lenta.ru

Во времена кризисов и перемен человек так или иначе переосмысливает свою жизнь, то есть занимается саморефлексией. Но если одним людям самоанализ помогает учиться на ошибках и находить новые пути решения проблем, других излишнее самокопание может ввергнуть в пучину уныния. «Лента.ру» решила разобраться, как правильно анализировать происходящие события и возникающие на их фоне чувства, чтобы быть счастливым, а не корить или жалеть себя.

Что такое рефлексия

Рефлексия и саморефлексия — это умение человека замечать свои мысли, чувства и эмоции, анализировать свое поведение и принятые решения и благодаря этому постоянно расти в личностном и профессиональном плане. Это признак сознания, отличающий людей от животных. По мнению ученых, такая способность обычно формируется у человека в возрасте девяти-десяти лет, у некоторых немного позже.

Само понятие «рефлексия» произошло от латинского слова reflectio — «отражение». Термин ввел в научный обиход французский философ Рене Декарт, который отождествлял его со способностью сосредоточиваться на содержании своих мыслей. Дальнейшая разработка этого понятия связана со взглядами философов Готфрида Лейбница и Джона Локка, в работах которых рефлексия тесно переплетена с процессом самопознания.

В современной психологии этот навык размышления опирается в том числе на наблюдение за своим психическим состоянием, в религиозном контексте он может относиться к исследованию души человека.

Для чего нужна рефлексия

Основная функция рефлексии — помогать человеку развивать навыки и оценивать их эффективность, а не просто продолжать автоматически делать то, что он делал всегда, объяснил Виктор Нурдаев, психотерапевт медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье». Иными словами, это возможность распознать бесполезные и опасные шаблоны взаимодействия с реальностью. Например, с помощью рефлексии можно понять, что если ныть друзьям весь день о трудной задаче, это не поможет ее решить, испортит настроение и сократит время на ее решение.

Речь идет об ответах на простые вопросы: что вы делаете и с какой целью. А затем о поиске более эффективного способа сделать то же самое в будущем. В любой роли, дома или на работе, размышление является важной частью обучения. Всегда есть шанс застрять в рутине, а самоанализ собственных навыков помогает человеку определить изменения, в которых он, возможно, нуждается

Виктор Нурдаевпсихотерапевт

Навыком саморефлексии необходимо овладеть в первую очередь тем, кто не умеет учиться на своих ошибках, а в стрессовых ситуациях склонен впадать в отчаяние и сдаваться на милость судьбы, уверен кандидат психологических наук Валерий Гут.

Фото: Emily Leake / Unsplash

По его словам, рефлексия позволяет сделать для себя много полезного.

  • Структурировать и «разложить по полочкам» свои мысли и ощущения. С помощью рефлексии можно понять, например, что после сложного рабочего дня человек становится агрессивнее и более рискованно ведет себя на дороге.
  • Критически осмыслить правильность или ошибочность тех или иных решений. Если возвращаться к примеру со сложным рабочим днем и дорогой, нужно задуматься, стоит ли в таком состоянии садиться за руль, если есть возможность добраться до дома другим способом.
  • Осознать ошибку в своих действиях, попытаться исправить или принять ее последствия и сделать выводы из полученного опыта. Если человек уже несколько раз попадал в аварийные ситуации после тяжелого рабочего дня, возможно, ему стоит найти способ сбросить агрессию до того, как сесть за руль (сходить на тренировку, например), или отправляться домой на метро или такси.

«Рефлексируя, человек учится управлять своим мышлением, анализировать мысли и поступки и избавляться от ментального мусора. Размышления помогают человеку найти внутренний потенциал, о котором он мог и не догадываться, и трансформировать его в инструмент для своего развития, а также принимать своевременные и осознанные решения», — объяснил Гут.

Мнение психолога подтверждено и результатами исследования ученых, которые доказывают, что регулярный самоанализ позитивно влияет на умение правильно расставлять цели, а также на эмоциональный интеллект и эффективность людей во всех сферах жизни.

Виды рефлексии в психологии

По словам клинического психолога Алины Адлер, которая в своей книге «Ты в порядке» подробно разобрала отношения человека с самим собой, существует несколько классификаций рефлексии. Наиболее распространенной является разделение по специфическим признакам.

  • Личностная рефлексия, объект познания в которой — сам человек, оценивающий себя, свои способности, привычки, отношение окружающих, а также мысли о мире и других людях. С ее помощью можно, например, понять, что вам больше подходит — работа в корпорации, фриланс или ведение собственного бизнеса.
  • Коммуникативная рефлексия, с помощью которой человек критически оценивает поступки и реакции окружающих и таким образом получает объективное представление о механизмах взаимодействия в социуме. Без этого вида анализа люди были бы обречены, например, отпускать неуместные шутки в совершенно не подходящих для этого ситуациях.
  • Интеллектуальная рефлексия. Эта разновидность активизируется в процессе обдумывания проблемы, требующей размышления. Человек возвращается к исходным условиям и прокручивает в голове рациональные варианты решения задачи — как в математической формуле. Она помогает прикинуть плюсы и минусы ситуации и, исходя из этого, сделать выбор.

В зависимости от направления внимания человека рефлексию можно разделить на ситуативную (анализ того, что происходит в данный момент), проспективную (мысль о будущем) и ретроспективную (обращение назад в прошлое).

Помимо этого, существует еще несколько разновидностей рефлексии.

  • Социальная рефлексия — размышление не о людях, а от их имени. «Ее также называют “внутренним предательством”, потому что человек ставит себя на место другого индивидуума и пытается понять, почему тот так думает и почему так поступает», — отметила Адлер. Это помогает идти друг другу навстречу и договариваться.
  • Научная рефлексия используется для анализа и исследования методов познания. Благодаря ей возникают теории, открываются научные законы, изучаются и оспариваются инструменты познания, точки зрения и обоснования. Без научной рефлексии люди, например, до сих пор верили бы, что Солнце вращается вокруг Земли.

Фото: David Billings / Unsplash

Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму. Ученые уверены: если человек разовьет в себе способность к любому виду самоанализа, это поможет ему лучше усваивать информацию, исправить искажения в мышлении и стать осознаннее.

Опасности неправильной рефлексии здоровья

Самая большая опасность неправильного самоанализа — зацикленность, в психотерапии даже есть термин «беспрерывно рефлексировать». Из-за этого человек начинает искать у себя несуществующие проблемы или болезни и при этом перестает заниматься полезными и даже приятными делами. Согласно исследованиям, подобная форма самопознания может привести к неврозу, появлению навязчивых мыслей, тревожному расстройству и даже депрессии.

Как отметил Нурдаев, неправильная рефлексия обычно возникает, когда цепочка умозаключений строится на изначально дисфункциональных убеждениях, например: «Я ничтожество и никогда ничего не достигну», «Меня никто никогда не полюбит», «Все люди плохие». Из-за этого и процесс самоанализа, и его результаты искажаются в сторону негативной трактовки реальности.

К наиболее частым когнитивным искажениям, которые могут запустить деструктивную рефлексию, относится, например, катастрофизация реальности. Из-за этого искажения мышления человек предсказывает, что даже при наличии нескольких вероятных сценариев развития событий будущее будет негативным. Заранее оценив, что на работу сейчас сложно устроиться, он не подает резюме на желаемую должность и ограничивается чем-то простым и малодоходным. Другая частая ошибка мышления — обесценивание или игнорирование своего позитивного опыта. Обычно человек попадает в подобную ловушку при осмыслении травматичного события — например, разрыва в отношениях. Из-за обесценивания себя он приходит к опасному умозаключению, что ему не суждено построить счастливую семью

Виктор Нурдаевпсихотерапевт

Валерия Мошняцкая, психолог Европейского медицинского центра, предупредила: рефлексия должна помогать человеку делать правильные выводы и развиваться, но если она вызывает только чувство вины, грусть, самоуничижение, это свидетельствует о ее деструктивном характере. В основе такого самоанализа лежит ошибочное убеждение, которое важно проработать и изменить. В противном случае вместо того, чтобы стать счастливее, человек будет жаловаться на усталость, неуспешность, психическое неблагополучие.

Не стоит путать рефлексию с самокопанием. Цель самоанализа — не найти в себе проблему, а лучше понять целостную схему произошедшего

Фото: Milan Popovic / Unsplash

Каких ошибок при рефлексии стоит избегать

Рефлексия позволяет переоценить прошлый опыт и научиться эмоциональной регуляции, а в стрессовых ситуациях помогает человеку обрести самоконтроль, взять на себя ответственность и подготовиться к разным вариантам развития событий. Однако у внутреннего диалога с самим собой есть и подводные камни, предупредила клинический психолог Ольга Маркина, доцент Финансового университета при правительстве РФ.

Когда человек задает себе много вопросов и усиленно ищет ответы на них, велика опасность, что это начнет препятствовать конкретным действиям на пути к поставленной цели. Кроме того, при самоанализе в качестве главного действующего лица диалога нередко выступает внутренний критик, из-за которого саморефлексия превращается в процесс бесконечного самобичевания. Подобное мышление обычно ретроспективно ограничено вопросами «почему?» и «за что?», а перспектива будущего ограничивается вопросом «а что, если?»

Ольга Маркинаклинический психолог, доцент Финансового университета при правительстве

Как ни странно, выбраться из этой ловушки поможет та же рефлексия. По словам Маркиной, важно отследить негативную мысль и задать себе вопрос: «С кем я сейчас общаюсь? Действительно ли внутренний критик — это и есть настоящий я, или это лишь часть меня, отвечающая за мою безопасность?»

Важно отметить, что во внутреннем диалоге важно задавать себе правильные вопросы. Вместо «почему?» и «за что?» психолог Гут предложил более конструктивные варианты: «что произошло?», «что я чувствую?», «что сделать, чтобы мне стало легче?», «как я могу использовать полученный опыт в будущем?» Таким образом сформулированные вопросы помогут уйти от самобичевания и жалости к себе в сторону ревизии своих истинных потребностей, желаний и ощущений.

Фото: Jason Blackeye / Unsplash

Как рефлексировать правильно

Самоанализ, как и любой другой навык, можно освоить. Для развития рефлексии Мошняцкая рекомендовала запомнить серию простых вопросов и их последовательность.

  • Что произошло?
  • Какая у меня была цель?
  • Что я почувствовал?
  • Что я сделал для…?
  • Помогло ли это в достижении цели?
  • Как я могу поступить в следующий раз для достижения цели или улучшения результата?

По словам медицинского психолога, лучше всего делать это упражнение с листом бумаги и ручкой, а не просто в голове, чтобы было легче заметить повторяющиеся нюансы в ответах и избежать скатывания в деструктивную рефлексию.

В заключение Мошняцкая добавила: «При ведении внутреннего диалога надо стараться сохранять объективность и избегать самокопания. Особенно внимательно стоит анализировать некомфортные и новые ситуации. Повторять тренировку навыка лучше в конце каждого прожитого дня — если верить ученым, это помогает людям почувствовать себя счастливее».

Что такое рефлексия? Что значит рефлексировать?

В данном материале разберёмся с тем, что такое рефлексия, и что значит рефлексировать, говоря простыми словами.

Рефлексия – это способность человека концентрироваться на своих мыслях, эмоциях и поведении, чтобы оценивать решения, которые были приняты, а также свои перспективы.

Рефлексировать значит обращать на себя внимание, переосмысливать и анализировать свои действия, поступки, идеи, анализировать. Зачастую о подобном говорят «копаться в себе».

Говоря простыми словами, если человек рефлексирует, это значит, что он смещает фокус извне на свои чувства, концентрируется на себе и уже с этого «ракурса» оценивает происходящее вокруг. Ещё древние философы считали, что подобный подход помогает человек познать себя и стать лучше.

Рефлексия помогает человеку разобраться в своих мыслях и понять свои настоящие желания. Как говорил Люцифер в одноимённом художественном сериале: «Чего ты хочешь на самом деле?»

Рефлексия помогает:

  1. Контролировать мышление.
  2. Анализировать свои мысли.
  3. Оценивать целесообразность и логичность поступков (уже совершенных или планируемых).
  4. Облегчить выбор, отбросив нерешительность.
  5. Очистить сознание человека от присутствующих в его голове лишних мыслей.
  6. Определить базовые шаблоны поведения и изменить их в соответствии с новыми взглядами.
  7. Трансформировать скрытые навыки в «оружие» для развития.

Скажем, мужчина после конфликта с руководством на работе пришёл домой. Его остаточный гнев от конфликта негативно сказался на членах семьи – недовольство и злоба несознательно перетекли на жену и детей. Если хорошенько подумать об этой ситуации, разобраться в причинах, признаться себе в своей неправоте в данной конкретной ситуации, то можно постараться найти способы, позволяющие всему этому не повториться в будущем.

Стоит отметить, что рефлексировать по-настоящему на самом деле не так уж и просто. Дело в том, что нужно быть честным с самим собой, искать причину не только в окружающих, но и в своих мыслях и поступках. А на это, увы, способны далеко не все люди.

Рефлексия (или саморефлексия) помогает человеку сделать выводы о своих мыслях и поступках, которые помогут в будущем принимать правильные решения.

Иногда рефлексия может быть вредна. Если человек без остановки думает о себе, оценивает свои мысли и поступки, то такая процедура может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Невозможность найти причину каких-либо своих мыслей или поступков может привести к психологическим проблемам. Однако, если удастся натренировать рефлексию, сделать её привычкой, которую можно без последствий задействовать в любой момент времени, то на выходе Вы получите великолепный результат – возможность осознавать себя здесь и сейчас, а не постфактум (когда решение уже принято, а поступок совершён).

Рефлексия бывает:

  • Ретроспективная (анализ прошедших событий).
  • Ситуативная (анализ текущий ситуации).
  • Проспективная (анализ будущих решений и поступков).

Также бывает:

  • Личностная рефлексия. Размышления о своей личности, своих способностях, привычках, о мире, о месте себя и других людей в этом мире.
  • Коммуникативная рефлексия. Критический анализ поступков и реакций самого рефлексирующего и других людей, что позволяет познать механики взаимодействия людей в обществе.
  • Интеллектуальная рефлексия. Человек прокручивает в голове различные варианты решения проблемы и выбирает из них наиболее рациональные.

Говоря простыми словами, рефлексия – это нечто вроде самопознания. Человек познаёт себя, свои мысли, свои поступки, оценивает их влияние на себя и на окружающих, принимает новые модели мышления и поведения в зависимости от результатов, к которым они приводят. Развивать и усовершенствовать рефлексию может каждый человек. Но для этого нужно быть максимально честным с самим собой.

Иногда рефлексирующие люди могут оказаться очень загруженными психологически. Считается, что это случается из-за неправильной рефлексии. Люди задаются вопросами в стиле «почему?» вместо вопросов «что произошло?», «что я чувствую?», «что я могу сделать, чтобы чувствовать себя лучше», «что я могу сделать, чтобы негативная ситуация не повторилась в дальнейшем». Разумеется, причину выяснить нужно, но не следует на ней концентрироваться – важнее определить способы решения.

Цель размышлений — Колледж свободных искусств

Домашняя страница ICaP

Почему важно размышлять на уроках письма?

Рефлексия — процесс, в ходе которого учащиеся описывают свое обучение, то, как оно изменилось и как оно может быть связано с будущим опытом обучения («Обучение и лидерство с привычками ума», 2008 г.) — это навык, который часто недооценивают в классах, наполнены содержанием. Тем не менее, размышление является важной практикой для учащихся, позволяющей осмыслить и вырасти на основе учебного опыта, и это практика, поддерживаемая стипендией (см. Список стипендий ниже). Исследование, проведенное Гарвардом в 2014 году, также подтвердило, что размышления о своей работе повышают эффективность работы. Хотя рефлексия часто относится к гуманитарным и социальным наукам, она является важной практикой в ​​академических дисциплинах, включая сестринское дело, бизнес, естественные науки и т.

д. В результате рефлексивное письмо является отличным методом для студентов, чтобы они поразмышляли над своим опытом обучения в классе английского языка 106/108. Таким образом, учащиеся должны подвергаться постоянной рефлексивной практике письма, чтобы они стали «производителями», а не «потребителями» знаний (Коста и Каллик, 2008).

Что касается обучения письму, то рефлексия считается важным навыком, позволяющим учащимся передавать навыки письма. Перенос письма, по словам сорока пяти исследователей письма из исследовательского семинара Илона, определяется как «феномен, при котором новые и незнакомые письменные задачи решаются посредством применения, повторного смешивания или интеграции предыдущих знаний, навыков, стратегий и установок». На самом деле две полезные практики в рамках исследовательского семинара Элона сосредоточены именно на метапознании, то есть на размышлении о мышлении. Кроме того, «Основы успеха письма после окончания средней школы» — совместная работа Совета администраторов программ письма, Национального совета преподавателей английского языка и Национального проекта письма — дополнительно поддерживает использование рефлексии, поскольку это одна из восьми привычек ума.

необходимо для успеха ученика.

Отражение — это широкий термин, который включает множество различных приложений . Преподаватели могут назначить множество различных рефлексивных действий, как управляемых, так и неуправляемых (например, обсуждение в классе, журналы, интервью, вопросы и т. д.). Тем не менее, цель рефлексии, согласно Янси (1998) в книге Reflection in the Writing Classroom , заключается в следующем: Процедурно отражение влечет за собой с нетерпением жду целей, которых мы можем достичь, а также отбрасывая назад , чтобы увидеть, где мы были. Когда мы размышляем, мы, таким образом, проектируем

и анализируем, часто помещаем проекции и обзоры в диалог друг с другом, диалектически открывая то, что мы знаем, чему мы научились и что мы могли бы понять. (стр. 6)

Кроме того, согласно Райану (2013) «The Pedagogical Balance Act: Teaching Reflection in Higher Education», существует две цели рефлексии: 

  1. Рефлексия позволяет учащимся осмыслить материал/опыт по отношению к себе, другим и условиям, которые сформировали материал/опыт;
  2. Переосмыслить материал/опыт для будущей личной или общественной пользы (стр. 147).

Повторяющиеся занятия по размышлению побуждают учащихся критически относиться к своей письменной практике, а также осмысливать и переосмысливать свой опыт для будущей пользы (дальнейшее обсуждение см. в Dyment et. al., 2010).

 

Преимущества рефлексии: 
  • Какие преимущества рефлексивного письма могут иметь мои ученики — WAC, штат Колорадо: Обсуждаются различные преимущества рефлексии для учащихся, а также содержится список стипендий для рефлексии по различным дисциплинам.
  • Развитие рефлексии и метапознания — Центр письма Sweetland: обсуждает, как и почему рефлексия полезна в классе. Кроме того, на веб-сайте обсуждается, как внедрить рефлексию в практику.
  • Обучение через размышление — ASCD: обсуждение преимуществ размышления в классах K-12, а также объяснение того, почему размышление полезно в целом.
  • Writing@CSU: The Writing Studio: Страница Университета штата Колорадо содержит информацию о пользе размышлений, о том, как облегчить размышления, и о занятиях, которые можно использовать в классе. Этот ресурс ориентирован на сервисное обучение.

Задания на размышление: 
  • Содействие размышлению: Содержит множество письменных и неписьменных заданий на размышление, которые можно включить в класс. Некоторые из этих мероприятий короткие, а другие потенциально могут занять весь учебный период.
  • Копаем глубже: Содержит упражнения на размышления из Университета Деполя, которые работают на разных уровнях таксономии Блума.
  • 15 способов вызвать у студентов размышления в классе колледжа от Триши Уэнхэм: Как следует из названия, Уэнхэм кратко обсуждает 15 занятий, которые вызывают размышления у студентов.
  • Каковы некоторые стратегии для занятий на размышление — Центр преподавания и обучения UMSL: содержит список занятий на размышление, которые можно включить в класс.

Учебные материалы:
  • Руководство по письму на размышление — Управление по письму университета Обернского университета: Этот фантастический ресурс содержит краткие инструкции по включению мысленных действий, способы их оценки и примеры.
  • Рефлексивное письмо в образовании — Университет Монаша: отличный ресурс, в котором обсуждается рефлексия в целом и то, как она влияет на дисциплины, не связанные с письмом (например, критические инциденты в сестринском деле). В этом источнике также представлены примеры заданий, составленных по другим дисциплинам, включая при необходимости триггерные предупреждения (например, юридические отчеты).
  • Руководство по рефлексивному письму — Колледж Данди и Ангуса: содержит обзор рефлексии и различных методов ее включения в ваш класс.
  • Краткое руководство по рефлексивному письму — Бирмингемский университет: аналогично другим руководствам, поскольку в нем представлены примеры рефлексивного письма и способы его включения в класс.

Стипендия: 
  • Джон Субисаррета (2008 г.) Портфолио обучения: мощная идея для значительного обучения: в этой статье обсуждается написание портфолио или портфолио обучения, как они называются в статье, и почему размышление имеет решающее значение для его успеха. . Кроме того, в статье утверждается, что рефлексия должна быть совместной, последовательной и управляемой.
  • Кэтлин Блейк Янси (1998) «Размышление в классе письма»: основная статья о размышлении и его использовании в классе письма. Эта работа содержит несколько глав, посвященных размышлениям в различных областях, в том числе в классе, оценивании и чтении.
  • Кэтлин Блейк Янси (2016) Риторика размышлений: отредактированный сборник различных ученых-писателей и то, как отражение влияет на их практику.
  • Мэри Райан (2011) Улучшение рефлексивного письма в высшем образовании: социально-семиотическая перспектива. В этой статье обсуждаются различные теории рефлексии и используется системная функциональная лингвистика для построения социально-семиотической модели рефлексивного письма.
  • Vankooten (2016) Выявление компонентов метаосведомленности о композиции: к теории и методологии письменных исследований: работает над теорией метаосведомленности в композиции и обсуждает четыре наблюдаемые области метапознания: 1) процесс, 2) методы, 3) риторика и 4) взаимосравнительность.
  • Jenson (2011) Содействие саморегуляции и критическому осмыслению посредством письма Использование учащимися электронного портфолио: в этом эмпирическом исследовании обсуждается рефлексия и то, как ее постоянное использование иллюстрирует более глубокий способ мышления учащихся.
  • Зохар и Дори (2012) Метапознание в естественнонаучном образовании: обсуждаются исследования в области метапознания и его использование в естественнонаучном образовании.
  • Israel, Block, Bauserman, & Kinnucan-Welsch (2006) Метапознание в обучении грамоте: этот источник содержит исследования в области образования, психологии, лингвистики и чтения, чтобы проиллюстрировать необходимость размышлений в рамках обучения грамоте.

*Примечание. Это не исчерпывающий список стипендий для размышлений, и простой поиск в базе данных даст больше результатов.

Что такое отражение? |

Рефлексия — это процесс, который помогает вам лучше понять свою профессиональную деятельность, аналитически размышляя о любом ее элементе. Полученные идеи и извлеченные уроки могут быть применены для поддержания хорошей практики, а также могут привести к развитию и улучшениям как для профессионалов, так и для пользователей их услуг.

Разные люди учатся по-разному, и в то время как один человек может учиться, размышляя над положительным результатом, другой может найти наиболее полезным сосредоточиться на ситуации, которую он считает сложной. Важно, чтобы рефлексия выполнялась так, как вам больше всего подходит, чтобы принести наибольшую пользу.

Если вы включаете рефлексивную практику в свой профиль CPD, вы должны убедиться, что помните о конфиденциальности информации о пользователях ваших услуг. Вы можете сделать это, обеспечив анонимность конфиденциальной информации, которая может идентифицировать людей из ваших заметок, прежде чем отправлять их как часть своего портфолио. Вы можете найти дополнительную информацию о наших ожиданиях в этой области в нашем руководстве по конфиденциальности для владельцев регистрации.

Что не является рефлексией

Хотя рефлексия принимает множество различных форм, важно понимать, что некоторые виды деятельности, тесно связанные с рефлексией, сами по себе не являются рефлексивными. Размышление — это не просто разговор, встреча с командой, встреча с руководителем или запись о прошедшем дне, но эти действия могут стать рефлексивными, если вы используете их для аналитической оценки своей практики и развития идей.

Надзор является важной частью соблюдения ваших стандартов и непрерывного профессионального развития, а также может повлиять на ваши размышления. Тем не менее, супервизия не заменяет размышления, и то же самое верно для других видов деятельности, таких как коучинг или анализ клинических случаев.

Зачем размышлять?

Рефлексия может оказать положительное влияние на пользователей ваших услуг, ваших коллег, вашу практику, а также на ваше здоровье и благополучие.

Рефлексия позволяет вам идентифицировать и ценить положительный опыт и лучше определять способы улучшения вашей практики и предоставления услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *