Зачем нужна рефлексия и как рефлексировать правильно
18 марта Ликбез Жизнь
Рефлексия и самокопание — это не одно и то же.
Что такое рефлексия
Это размышление о своих чувствах, анализ собственных действий и их причин через разговор с самим собой. Оценивать можно как прошлое, так и настоящее. Впервые о рефлексии и её важности заговорили ещё античные философы. Сегодня же термин применяется в психологии и педагогике.
Китайская придворная дама за созерцанием и размышлением. Авторство приписывают художнику Гу Кайчжи. Изображение: Wikimedia CommonsСпособность к рефлексии проявляется в младшем школьном возрасте, и у подростков самоанализ занимает центральное место в выборе поведения и саморазвитии. А вот взрослые далеко не всегда находят время для таких размышлений.
Почему рефлексировать полезно
Потому что так можно осознать свои прошлые ошибки и больше не совершать их в будущем. А ещё рефлексия даёт шанс разобраться с реальными чувствами и желаниями. Размышляя о прошлом, мы способны понять бессознательные мотивы своего поведения и скорректировать их. Например, найти дело, которое действительно нравится, вместо навязанного кем‑то занятия.
Работа над ошибками помогает стать эффективнее. Исследование Гарвардской школы бизнеса показало, что рефлексирующие сотрудники кол‑центров работают на 23% лучше тех, кто не размышляет о себе. Первые быстрее понимали, что от них требуется, и увереннее принимали решения.
Наконец, прислушиваясь к себе, мы учимся прислушиваться и к другим, что помогает лучше понимать собеседников и определять их чувства.
Когда рефлексия становится чрезмерной
Иногда рефлексия может занимать слишком много места в жизни и превращаться в самокопание. В таком случае человек всё время посвящает размышлениям о себе, своём прошлом, нынешнем положении и будущем. Например, постоянно прокручивает в голове ситуации двухлетней давности, придумывая идеальный порядок действий.
Такая рефлексия приводит к ухудшению психического состояния. Возможная причина — неправильный подход к самоанализу. Например, если человек постоянно задаётся вопросом «почему?», то, скорее всего, будет концентрироваться на всех проблемах сразу. От такой рефлексии вряд ли станет лучше.
Результатом длительного самокопания могут быть циклические негативные мысли. Они раз за разом заставляют человека переживать боль, страх, отчаяние и другие неприятные эмоции. Подобное состояние может привести к длительной и тяжёлой депрессии.
Как научиться рефлексировать
Чтобы рефлексия не превратилась в самокопание, нужно размышлять о себе правильно. Вот что можно сделать:
- Начните с малого: не обязательно проводить за самоанализом часы. Попробуйте начать с 10–15 минут. В целом этого уже вполне достаточно, чтобы ощутить положительные эффекты рефлексии. Можно постепенно увеличивать время, главное — не слишком увлекаться.
- Подумайте о чём‑то полезном или хорошем. Например, распланируйте завтрашний день или вспомните сегодняшние успехи. Если вы столкнулись с неудачей, порассуждайте, чему вас научила эта ситуация.
- Определите, как вам удобнее рефлексировать. Например, у вас лучше всего получается думать, когда вы гуляете по парку или лежите с закрытыми глазами в тишине. А может, вам проще вести дневник или общаться с психологом. На самом деле, неважно, где вы будете размышлять. Рефлексия в вагоне метро по дороге на работу ничем не хуже самоанализа в спокойной обстановке.
- Не расстраивайтесь и не торопитесь всё бросить, если не получается усидеть на месте или разобраться в происходящем. Это нормально, когда вы чего‑то не знаете или не понимаете. Главное — не зацикливайтесь на том, правильно ли вы рефлексируете.
- Помните, что ваше восприятие не может быть полностью объективным. Люди склонны видеть себя лучше, чем есть на самом деле. Учитывайте это, когда будете думать о своих поступках, и постарайтесь быть честными с самими собой. Только тогда рефлексия принесёт пользу.
- Задавайте себе правильные вопросы. Вместо «почему?» и «кто виноват?» лучше спросите «что происходит?» и «какие варианты у меня есть?» Это поможет реально разобраться в проблеме и сделать выводы, а не бесконечно переваривать последствия.
- Попробуйте думать о себе со стороны, как будто размышляете о другом человеке. Выход за пределы своего «я» (мысленно, без всякой мистики) может помочь лучше понять себя. Например, это позволит вам менее эмоционально относиться как к своим положительным, так и отрицательным качествам.
Читайте также 🤔🤔🤔
- 10 качеств человека, который не боится быть собой
- Как работает интуиция и стоит ли ей доверять
- Почему мы лжём себе и как это прекратить
- Как перестать осуждать себя
- Как время, проведённое наедине с собой, делает нашу жизнь лучше
Что такое рефлексия в психологии? Как она помогает развиваться человеку и каковы ее виды?
26 сентября 2022
26. 09
7 минут
7 мин.
30201
51
1
Обновлено: 26 сентября 2022
Обновлено 26.09
Каждый из нас может анализировать свои мысли, задумываться над своим состоянием, прислушиваться к ощущениям, распознавать желания. Кроме того, мы можем анализировать свои поступки, оценивать действия и планировать какие-либо поступки. Эта способность дана только человеку — ни один живой организм на планете больше не способен на такие действия. Этот навык называется рефлексией.
В этой статье мы расскажем, что такое социальная рефлексия, приведем основные функции и виды рефлексии, а также расскажем о том, в каком возрасте появляется способность к рефлексии.
Содержание статьи
- Понятие рефлексии
- Рефлексия: типы и виды
- Основные функции рефлексии
- Развитие рефлексии у детей
- Как развить в себе способность к размышлению
- Заключение эксперта
Понятие рефлексии
Социальная рефлексия в психологии — это способность человека осознавать собственное предназначение, оценивать свои действия, сравнивать свои поступки с нормами социума, переосмысливать действия и анализировать свои моральные и нравственные качества.
Рефлексия означает «размышление» — это прямой перевод данного термина с латинского языка («reflectio» значит «размышление»).
С помощью самопознания человек, по сути, обращает внимание на себя, на свои навыки, проблемы, личностные качества, чувства, эмоциональное состояние.
Говоря простыми словами, рефлексия — это анализ уже совершенных или планируемых поступков, который включает в себя различные способы оценки поведения личности в сравнении с другими социальными субъектами.
На развитие индивидуальности, критического мышления, способности к анализу и осознанию своих действий влияет психологический процесс, который называется рефлексия личности.
В широком смысле состояние рефлексии и самоанализа является одним из главных механизмов личностного развития человека, его мышления, привычек, интеллекта, взаимосвязи между действиями и последствиями.
Важно! Навыки психологического самоанализа должны быть развиты у каждого человека. Но чрезмерное размышление и рефлексирование над какими-либо событиями может привести человека к самокопанию и самобичеванию. А это, в свою очередь, плохой симптом для психоэмоционального здоровья.
Рефлексия: типы и виды
Определения понятию мы уже дали выше, теперь надо разобраться с классификацией. Кратко рассмотрим все виды и расскажем, чем они отличаются друг от друга:
- Личностная рефлексия. Так называется процесс оценки личностью своих поступков и действий, методов мышления, отношения к окружающим, своей внешности, анализ навыков и умений. Этот тип можно назвать содержательной рефлексией, потому что она основана на собственных действиях.
- Интеллектуальная рефлексия — внутренний анализ и поиск решения в сложной задачи или в критической ситуации.
- Коммуникативная рефлексия — внешняя способность к анализу, направленная на познание окружающих людей, их поведения, анализ реакций и эмоций для того, чтобы оценить внутренний мир других людей и иметь объективное представление об их поступках.
Специалисты также различают виды рефлексии по сущности явления. Например, она бывает:
- Научная — позволяет исследовать и изучать различные данные, информацию для обоснования научных теорий и законов.
- Социальная. Под этим понятием понимается анализ эмоций и поступков других людей через собственные размышления.
- Критическая рефлексия используется в педагогике для анализа педагогического опыта с целью повышения качества образования.
С точки зрения временного аспекта в общем понимании самоанализ бывает:
- Ретроспективным, то есть направленным на анализ уже произошедших событий.
- Перспективным — предметом анализа является оценка будущего развития событий.
В качестве примеров рефлексии в психологии можно привести следующие ситуации:
Примеры
- Сергей поссорился со своей женой Ольгой, осознал, что он был не прав, извинился перед Ольгой, рассказал, почему произошла такая ситуация и что стало причиной ссоры, затем они вместе решили, как не допустить подобное в будущем.
- Алина — учитель начальных классов. Проявляя социальную и критическую рефлексию, она может оценить качество усвоенного учениками материала, скорректировать взаимоотношения в классе, найти пути для улучшения образовательного процесса.
Основные функции рефлексии
Рефлексирующий человек обладает способностью понимать свою личность, контролировать собственное поведение, избегать ошибок. Помимо этого, самопознание помогает:
- найти способ осознания какой-либо проблемы — рефлексия позволяет оценивать все возможные действия и смотреть на проблему со всех сторон
- повысить коммуникативные навыки — рефлексия в общении помогает оценивать других и делать правильные выводы
- рефлексивный анализ дает понимание к развитию различных житейских ситуаций
- избавляться от сомнений и нерешительности, снижает уровень стресса
- избрать более четкую жизненную позицию
Развитие рефлексии у детей
Различные механизмы рефлексии проявляются у человека не сразу после рождения, а только в процессе социализации и взросления. В процессе воспитания малыш понимает, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, учится познавать границы дозволенного и пытается «расширить» личные границы родителей.
Рассмотри основные этапы развития самоанализа у детей:
Этап развития |
Возраст ребенка |
Чем характеризуется |
Первый этап |
3 года |
Малыш осознает себя отдельной личностью, начинает «прощупывать» личные границы, а, следовательно, становится упрямым, трудно управляемым, пытается установить свои требования и «правила». Но в этом возрасте ему трудно контролировать себя и свои эмоции. |
Второй этап |
6-10 лет |
Он совпадает с началом учебной деятельности, поэтому у ребенка активно развивается навык социального самопознания. |
Третий этап |
11-15 лет |
В подростковом возрасте самоанализ может проходить очень активно и трудно, т.к. ребенок уже стремится к признанию сверстниками, сравниваем себя с ними, высказывает недовольство своей внешностью, «зарабатывает» комплексы. Все это в сочетании с неустойчивой подростковой психикой дает гипертрофированный результат, и чаще всего не положительный. |
Четвертый этап |
16-20 лет |
Если подростковый период пройден успешно, то в ранней юности ребенок может управлять своими эмоциями, умеет обращаться к самосознанию, и может рационально оценивать себя и свои возможности. |
Впоследствии способность к самопознанию формируется под влиянием различных социальных связей, профессиональной деятельности, осознанных и взвешенных решений.
Важно! В дошкольный период у ребенка в большей мере развита социальное самопознание, с началом учебной деятельности преобладает интеллектуальная форма, а после подросткового возраста ребенок способен к личностному самоанализу.
Как развить в себе способность к размышлению
Способность рефлексировать можно развить в себе только вместе с практикой. Как и любой другой навык, самопознание развивается только при регулярной «нагрузке».
Вот несколько советов для тех, кто хочет осознанно подойти к развитию этого навыка:
- Учитесь понимать свои чувства. Постоянно прислушивайтесь к себе, анализируйте свои эмоции, ощущения. Особенно важно понимать момент, когда они меняются. Регулярно задавайте себе подобные вопросы — Что меня беспокоит? Что я хочу сейчас сделать? Почему именно такие чувства я сейчас испытываю?
- Зафиксируйте ситуации, на которые вы реагируете особенно эмоционально и болезненно. Разберите каждую и постарайтесь найти причину вашей реакции.
- Если вы заметили, что самопознание переходит в глубокую стадию самокопания, постарайтесь пресечь это процесс.
- Старайтесь контролировать только те процессы, на которые вы сами можете влиять. Если от вас что-то не зависит, пустите это на самотек.
- Каждый вечер перед сном вспоминайте 3-5 радостных событий, произошедших за день. Это могут быть самые простые и понятные события, но которые оставили определенный эмоциональный след.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если рефлексия переходит в стадию самокопания и приносит вам стресс. Наши психологи на онлайн-консультации помогут вам обрести спокойствие, научат, как контролировать свои эмоции и анализировать сложные ситуации. Специалисты на связи с ваши круглосуточно.
Частые вопросы
Что такое самопознание?
+
Самопознанием в философии принято считать такую форму умственной деятельности индивида, которая направлена оценку поведенческих шаблонов, самоанализ, выработку итоговых выводов, адекватное восприятие себя и социума.
Зачем психологи используют рефлексию?
+
Этот психологический метод активно используется для принятия осознанного решения в сложных жизненных ситуациях, анализа текущей и будущей проблемы, поиска ответа на волнующий вопрос. С помощью самопознания человек может понять причину своих переживаний и действий, свои потребности и нужды и найти способы, как улучшить свою жизнь.
Что такое познавательная рефлексия?
+
Познавательный самоанализ, по сути, это анализ отдельных компонентов при решении познавательных и образовательных задач. Она связана с оптимизацией развития ребенка, улучшением образовательного процесса, минимизацией возможных трудностей при обучении.
К чему приводит неадекватный самоанализ?
+
Глубокая рефлексия приводит человека к эмоциональному дисбалансу, она «заставляет» сомневаться в себе, заниматься самокопанием, снижает веру в собственные силы и самооценку.
Заключение эксперта
Рефлексия – это отличительная черта только человека. Только человек может анализировать свои поступки, размышлять над собственным поведением, реагировать на события. Это прекрасная способность и замечательный навык. Но и его нужно контролировать. Если из адекватного самоанализа перейти в неадекватное самокопание, то можно навредить своему психическому здоровью.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 292
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия, — М.: Наука, 2007
- . .. Изард К. Психология эмоций. — Спб, 2007
- … Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М.: Знание, 2000.
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Стигматизация. Теория навешивания …
Следующая статья
Девиация. Нарушение социальных норм
Другие статьи по теме
Меньшикова Мария Викторовна
11.01
Беременность после аборта
Беременность и роды
Монахова Альбина Петровна
26.09
Как остановить внутренний диалог
Психология
Монахова Альбина Петровна
15.05
Как сохранить отношения
Психология
Что такое отражение? Зачем это делать? — Рефлексивное письмо
Чтобы основываться на определении рефлексии, приведенном на предыдущей странице, полезно рассмотреть его цель, пока вы учитесь в университете. Следующие пункты являются основными причинами, по которым вас могут попросить поразмышлять (или почему вы можете захотеть поразмышлять над собой):
1) Рассмотрите процесс нашего собственного обучения
Подумайте о том, как вы учитесь с целью улучшения этот процесс. Это особенно полезно для ревизии.
2) Критически проанализировать что-либо
Подумайте о конкретном событии или личном аспекте. Это может быть ваше собственное поведение, поведение других людей или результат поведения.
3) Стройте теории на основе наблюдений
Подумайте о своем опыте и наблюдениях, чтобы построить свои собственные теории. Часто мы используем теории других авторов, и это дает вам возможность построить свою собственную.
4) Заниматься личным или саморазвитием
Размышления сосредоточены на получении полезных результатов из будущего. Это может помочь вам лучше осознать себя и сделать вас лучшим учеником, исследователем, практиком или сотрудником.
5) Принимайте решения или разрешайте неопределенность
Размышление о предыдущем опыте может помочь вам принять решение о новом
Примечание: Хотя все эти причины для размышлений действительны, разные дисциплины делают акцент на разных областях. Вам не обязательно охватывать все вышеперечисленное в каждом рефлексивном задании. Подумайте о почему вас просят подумать и убедиться, что вы сосредоточились на наиболее подходящей области.
Наличие опыта само по себе не является гарантией того, что обучение состоится. Все основные теории рефлексивной практики предполагают, что размышление над опытом обеспечивает контекст для обучения. Именно это размышление ведет к формулированию новых концепций и способов мышления, а не акт приобретения опыта. Гиббс (1988), например, утверждает, что:
‘Недостаточно просто получить опыт, чтобы учиться. Без осмысления этого опыта он может быть быстро забыт, или его обучающий потенциал может быть утерян. Именно из чувств и мыслей, возникающих в результате этого размышления, могут рождаться обобщения или понятия. И именно обобщения позволяют эффективно справляться с новыми ситуациями».
Гиббс (1988) в Обучение на практике: руководство по методам преподавания и обучения
Зачем размышлять?
Положительным побочным результатом участия в рефлексивном процессе является то, что он может помочь вам стать увереннее в себе. Некоторые другие области самоизменения могут включать:
- обретение контроля над своими мыслями и эмоциями, особенно при столкновении с другими и в новых ситуациях
- развитие более глубокого понимания
- принимать более обоснованные решения
- мониторинг собственной эффективности
- измеряет не только ваш прогресс, но и скорость изменений
- использование ваших истинных мотивов для того, чтобы что-то сделать (например, изучение ваших обязательств перед другими)
- установление ваших предпочтений в обучении и стилей мышления
- создание реалистичного образа себя.
Поэтому независимо от того, изучаете ли вы себя или свою академическую работу, вам нужна возможность отстраниться и увидеть более широкую картину.
Что такое отражение? |
Рефлексия — это процесс, который помогает вам лучше понять свою профессиональную деятельность, аналитически размышляя о любом ее элементе. Полученные идеи и извлеченные уроки могут быть применены для поддержания хорошей практики, а также могут привести к разработкам и улучшениям как для профессионалов, так и для пользователей их услуг.
Разные люди учатся по-разному, и в то время как один человек может учиться, размышляя над положительным результатом, другой может найти наиболее полезным сосредоточиться на ситуации, которую он считает сложной. Важно, чтобы рефлексия выполнялась так, как вам больше всего подходит, чтобы принести наибольшую пользу.
Если вы включаете рефлексивную практику в свой профиль CPD, вы должны убедиться, что помните о конфиденциальности информации о пользователях ваших услуг. Вы можете сделать это, обеспечив анонимность конфиденциальной информации, которая может идентифицировать людей из ваших заметок, прежде чем отправлять их как часть своего портфолио. Вы можете найти дополнительную информацию о наших ожиданиях в этой области в нашем руководстве по конфиденциальности для владельцев регистрации.
Что не является рефлексией
Хотя рефлексия принимает множество различных форм, важно понимать, что некоторые виды деятельности, тесно связанные с рефлексией, сами по себе не являются рефлексивными. Размышление — это не просто разговор, встреча с командой, встреча с руководителем или запись о прошедшем дне, но эти действия могут стать рефлексивными, если вы используете их для аналитической оценки своей практики и развития идей.
Супервизия является важной частью соблюдения ваших стандартов и непрерывного профессионального развития, а также может повлиять на ваши размышления. Тем не менее, супервизия не заменяет размышления, и то же самое верно для других видов деятельности, таких как коучинг или анализ клинических случаев.