Рефлексия как метод психологии: Что такое рефлексия в психологии? Как она помогает развиваться человеку и каковы ее виды?

Содержание

Что такое рефлексия в психологии? Как она помогает развиваться человеку и каковы ее виды?

26 сентября 2022

26.09

7 минут

7 мин.

30835

51

1

Обновлено: 26 сентября 2022

Обновлено 26.09

Каждый из нас может анализировать свои мысли, задумываться над своим состоянием, прислушиваться к ощущениям, распознавать желания. Кроме того, мы можем анализировать свои поступки, оценивать действия и планировать какие-либо поступки. Эта способность дана только человеку — ни один живой организм на планете больше не способен на такие действия. Этот навык называется рефлексией.

В этой статье мы расскажем, что такое социальная рефлексия, приведем основные функции и виды рефлексии, а также расскажем о том, в каком возрасте появляется способность к рефлексии.

Содержание статьи

  1. Понятие рефлексии
  2. Рефлексия: типы и виды
  3. Основные функции рефлексии
  4. Развитие рефлексии у детей
  5. Как развить в себе способность к размышлению
  6. Частые вопросы
  7. Заключение эксперта

Понятие рефлексии

Социальная рефлексия в психологии — это способность человека осознавать собственное предназначение, оценивать свои действия, сравнивать свои поступки с нормами социума, переосмысливать действия и анализировать свои моральные и нравственные качества.

Рефлексия означает «размышление» — это прямой перевод данного термина с латинского языка («reflectio» значит «размышление»).

С помощью самопознания человек, по сути, обращает внимание на себя, на свои навыки, проблемы, личностные качества, чувства, эмоциональное состояние.

Говоря простыми словами, рефлексия — это анализ уже совершенных или планируемых поступков, который включает в себя различные способы оценки поведения личности в сравнении с другими социальными субъектами.

На развитие индивидуальности, критического мышления, способности к анализу и осознанию своих действий влияет психологический процесс, который называется рефлексия личности.

В широком смысле состояние рефлексии и самоанализа является одним из главных механизмов личностного развития человека, его мышления, привычек, интеллекта, взаимосвязи между действиями и последствиями.

Важно! Навыки психологического самоанализа должны быть развиты у каждого человека. Но чрезмерное размышление и рефлексирование над какими-либо событиями может привести человека к самокопанию и самобичеванию. А это, в свою очередь, плохой симптом для психоэмоционального здоровья.

Рефлексия: типы и виды

Определения понятию мы уже дали выше, теперь надо разобраться с классификацией. Кратко рассмотрим все виды и расскажем, чем они отличаются друг от друга:

  • Личностная рефлексия. Так называется процесс оценки личностью своих поступков и действий, методов мышления, отношения к окружающим, своей внешности, анализ навыков и умений. Этот тип можно назвать содержательной рефлексией, потому что она основана на собственных действиях.
  • Интеллектуальная рефлексия — внутренний анализ и поиск решения в сложной задачи или в критической ситуации.
  • Коммуникативная рефлексия — внешняя способность к анализу, направленная на познание окружающих людей, их поведения, анализ реакций и эмоций для того, чтобы оценить внутренний мир других людей и иметь объективное представление об их поступках.

Специалисты также различают виды рефлексии по сущности явления. Например, она бывает:

  • Научная — позволяет исследовать и изучать различные данные, информацию для обоснования научных теорий и законов.
  • Социальная. Под этим понятием понимается анализ эмоций и поступков других людей через собственные размышления.
  • Критическая рефлексия используется в педагогике для анализа педагогического опыта с целью повышения качества образования.

С точки зрения временного аспекта в общем понимании самоанализ бывает:

  • Ретроспективным, то есть направленным на анализ уже произошедших событий.
  • Перспективным — предметом анализа является оценка будущего развития событий.

В качестве примеров рефлексии в психологии можно привести следующие ситуации:

Примеры

  1. Сергей поссорился со своей женой Ольгой, осознал, что он был не прав, извинился перед Ольгой, рассказал, почему произошла такая ситуация и что стало причиной ссоры, затем они вместе решили, как не допустить подобное в будущем.
  2. Алина — учитель начальных классов. Проявляя социальную и критическую рефлексию, она может оценить качество усвоенного учениками материала, скорректировать взаимоотношения в классе, найти пути для улучшения образовательного процесса.

Основные функции рефлексии

Рефлексирующий человек обладает способностью понимать свою личность, контролировать собственное поведение, избегать ошибок. Помимо этого, самопознание помогает:

  • найти способ осознания какой-либо проблемы — рефлексия позволяет оценивать все возможные действия и смотреть на проблему со всех сторон
  • повысить коммуникативные навыки — рефлексия в общении помогает оценивать других и делать правильные выводы
  • рефлексивный анализ дает понимание к развитию различных житейских ситуаций
  • избавляться от сомнений и нерешительности, снижает уровень стресса
  • избрать более четкую жизненную позицию

Развитие рефлексии у детей

Различные механизмы рефлексии проявляются у человека не сразу после рождения, а только в процессе социализации и взросления. В процессе воспитания малыш понимает, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, учится познавать границы дозволенного и пытается «расширить» личные границы родителей.

Рассмотри основные этапы развития самоанализа у детей:

Этап развития

Возраст ребенка

Чем характеризуется

Первый этап

3 года

Малыш осознает себя отдельной личностью, начинает «прощупывать» личные границы, а, следовательно, становится упрямым, трудно управляемым, пытается установить свои требования и «правила». Но в этом возрасте ему трудно контролировать себя и свои эмоции.

Второй этап

6-10 лет

Он совпадает с началом учебной деятельности, поэтому у ребенка активно развивается навык социального самопознания.

Третий этап

11-15 лет

В подростковом возрасте самоанализ может проходить очень активно и трудно, т.к. ребенок уже стремится к признанию сверстниками, сравниваем себя с ними, высказывает недовольство своей внешностью, «зарабатывает» комплексы. Все это в сочетании с неустойчивой подростковой психикой дает гипертрофированный результат, и чаще всего не положительный.

Четвертый этап

16-20 лет

Если подростковый период пройден успешно, то в ранней юности ребенок может управлять своими эмоциями, умеет обращаться к самосознанию, и может рационально оценивать себя и свои возможности.

Впоследствии способность к самопознанию формируется под влиянием различных социальных связей, профессиональной деятельности, осознанных и взвешенных решений.

Важно! В дошкольный период у ребенка в большей мере развита социальное самопознание, с началом учебной деятельности преобладает интеллектуальная форма, а после подросткового возраста ребенок способен к личностному самоанализу.

Как развить в себе способность к размышлению

Способность рефлексировать можно развить в себе только вместе с практикой. Как и любой другой навык, самопознание развивается только при регулярной «нагрузке».

Вот несколько советов для тех, кто хочет осознанно подойти к развитию этого навыка:

  1. Учитесь понимать свои чувства. Постоянно прислушивайтесь к себе, анализируйте свои эмоции, ощущения. Особенно важно понимать момент, когда они меняются. Регулярно задавайте себе подобные вопросы — Что меня беспокоит? Что я хочу сейчас сделать? Почему именно такие чувства я сейчас испытываю?
  2. Зафиксируйте ситуации, на которые вы реагируете особенно эмоционально и болезненно. Разберите каждую и постарайтесь найти причину вашей реакции.
  3. Если вы заметили, что самопознание переходит в глубокую стадию самокопания, постарайтесь пресечь это процесс.
  4. Старайтесь контролировать только те процессы, на которые вы сами можете влиять. Если от вас что-то не зависит, пустите это на самотек.
  5. Каждый вечер перед сном вспоминайте 3-5 радостных событий, произошедших за день. Это могут быть самые простые и понятные события, но которые оставили определенный эмоциональный след.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если рефлексия переходит в стадию самокопания и приносит вам стресс. Наши психологи на онлайн-консультации помогут вам обрести спокойствие, научат, как контролировать свои эмоции и анализировать сложные ситуации. Специалисты на связи с ваши круглосуточно.

Частые вопросы

Что такое самопознание?

+

Самопознанием в философии принято считать такую форму умственной деятельности индивида, которая направлена оценку поведенческих шаблонов, самоанализ, выработку итоговых выводов, адекватное восприятие себя и социума.

Зачем психологи используют рефлексию?

+

Этот психологический метод активно используется для принятия осознанного решения в сложных жизненных ситуациях, анализа текущей и будущей проблемы, поиска ответа на волнующий вопрос. С помощью самопознания человек может понять причину своих переживаний и действий, свои потребности и нужды и найти способы, как улучшить свою жизнь.

Что такое познавательная рефлексия?

+

Познавательный самоанализ, по сути, это анализ отдельных компонентов при решении познавательных и образовательных задач. Она связана с оптимизацией развития ребенка, улучшением образовательного процесса, минимизацией возможных трудностей при обучении.

К чему приводит неадекватный самоанализ?

+

Глубокая рефлексия приводит человека к эмоциональному дисбалансу, она «заставляет» сомневаться в себе, заниматься самокопанием, снижает веру в собственные силы и самооценку.

Заключение эксперта

Рефлексия – это отличительная черта только человека. Только человек может анализировать свои поступки, размышлять над собственным поведением, реагировать на события. Это прекрасная способность и замечательный навык. Но и его нужно контролировать. Если из адекватного самоанализа перейти в неадекватное самокопание, то можно навредить своему психическому здоровью.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 339

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Психология восприятия, — М.: Наука, 2007
  2. . .. Изард К. Психология эмоций. — Спб, 2007
  3. … Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М.: Знание, 2000.

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Стигматизация. Теория навешивания …

Следующая статья

Девиация. Нарушение социальных норм

Другие статьи по теме

Есакова Екатерина Юрьевна

01.09.22

Синдром раздраженного кишечника

Гастроэнтерология

Агишев Дамир Адгемович

18.08.22

Синдром лобной доли

Неврология

Есакова Екатерина Юрьевна

09.09.22

Авитаминоз

Гастроэнтерология

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Рефлексия — это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов. Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью. Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии — это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности — это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный — это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный — это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный — это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) — это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект — это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность способности личности осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от самосознания личности.

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную в образце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

— анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

— старайтесь оценивать себя адекватно;

— подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

— старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

— периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

— больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия — это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Рефлексивная практика и ее значение для психологии

Рефлексивная практика относится к применению целенаправленного исследования для достижения всестороннего профессионального и личного осознания, что повышает компетентность на практике. Рефлексивная практика сама по себе является навыком самосознания, который отдает предпочтение эмоциям, интерпретациям, чувствам, наблюдению и оценке личных мыслей в контексте профессиональной деятельности человека. В психологии рефлексивная практика обеспечивает способ, с помощью которого в сложных ситуациях психологи принимают важные решения посредством саморефлексии, а не опираясь на академические или технические знания.

СКИДКА 15% на ваш первый заказ

Мы доставим индивидуальную Психология Этика бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой действия, направленные на осуществление процесса непрерывного обучения. Практика относится к аналитическому сосредоточению на реалистичных предположениях и морали, которые оценивают повседневную деятельность, оценивая операции импульсивно и вдумчиво. Эта практика приводит к осознанию развития, что важно для рефлексивной практики (Lilienfeld & Basterfield, 2020a). Фундаментальное обоснование рефлексивной практики заключается в том, что сам по себе опыт не обязательно побуждает к обучению; вместо этого первостепенное значение имеет целенаправленное осмысление опыта.

Практика является важнейшим источником индивидуального профессионального совершенствования и развития, поскольку терапевты получают информацию благодаря своему собственному экспертному участию, а не путем передачи знаний или явного обучения. От клинических психологов постоянно требуется и ожидается, что они будут использовать наиболее приемлемые научные данные, доступные в их клинической области. Психологи достигают этих ожиданий с помощью результатов исследований и методов лечения, основанных на фактических данных, и применения лучших рекомендаций. Рефлексивная практика раскрывает, как профессионалы-психологи вырабатывают практические клинические решения, основанные на технических знаниях, самосознании и саморефлексии.

Термин «рефлексивная практика» возник еще в 1983 году и предназначался для объяснения того, как психологи в сложных условиях приходят к конкретному практическому решению. Принимая профессиональные решения, психологи участвуют в двух процессах: размышление о действии и размышление о действии. Мышление в действии происходит во время события, а размышление о действии происходит после события. Практика необходима, поскольку профессионалы должны быстро принимать сложные решения в сложных ситуациях, не имея доступа к важной информации. Таким образом, рефлексивная практика изображается как противодействие профессиональной чрезмерной зависимости от методов применения знаний (Glassburn et al., 2019).). Рефлексивная практика превратилась в ключевую компетенцию практикующих психологов.

Сегодня клиническая подготовка психологов отдает предпочтение рефлексивной практике как ключевой профессиональной компетенции вместо традиционных подходов. В традиционном методе компетентность рассматривалась как результат накопления знаний в конкретных областях, интерпретация которых выступала средством и мерилом профессиональной компетентности. Ранее модель компетенций была полезна в многочисленных программах обучения психологии, где она определяла несколько профессиональных компетенций, в том числе базовую компетенцию рефлексивной практики.

В учебных курсах по психологии используются различные методы, обеспечивающие приобретение учащимися рефлексивных навыков и компетенций. Некоторые из планов включают создание рефлексивных групп, поощрение рефлексивного письма, доступ к личной терапии и привлечение наставников к обучению (Lyons et al. , 2019). Эти рефлексивные компетенции и навыки принесли пользу психологам в их области работы.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и бумагу без плагиата делается всего за 3 часа

Начнем

322 специалисты онлайн

Рефлексивная практика помогает психологам больше узнать о себе и своем влиянии. Упражнение помогает контролировать индивидуальные личные чувства, такие как неадекватность, беспокойство и то, как они влияют на других людей. Практикуя самоанализ, психологи понимают свои слабые и сильные стороны, что дает им преимущество в управлении сложными ситуациями. Практика — это своего рода эмпирическое обучение, когда психологи усваивают возникновение терапии. Проведение рефлексивной практики дает им возможность почувствовать, каково это быть клиентом, делая их более чувствительными к своему общему поведению во время сеансов с клиентами.

Рефлексивная практика также улучшает отношения между терапевтом и клиентом, поскольку терапевты, занимающиеся медитативной практикой, с большей вероятностью точно и глубоко понимают своих клиентов (DiVirgilio, 2018). Психологи могут различать, что относится к их клиентам, поскольку рефлексивная практика позволяет им глубоко понимать сигналы от клиента. Личная терапия также помогает терапевтам отделить свои личные чувства и мысли от чувств клиентов. Эта ситуация помогает установить баланс, чтобы личные чувства не мешали лечению.

Индивидуальная рефлексивная практика улучшает навыки и знания, помогающие понять процесс консультирования, а также адекватно повышает самосознание. Метод заимствован из аспектов теорий самоактуализации Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Согласно взглядам, у людей есть конечное желание самореализоваться, достижение которого может быть достигнуто только путем приобретения самопознания (Lilienfeld & Basterfield, 2020b). Самопознание имеет важное значение для стажеров или терапевтов, поскольку оно улучшает их понимание мотивов, чувств и мыслей, что может снизить количество ошибок в сложных или стрессовых ситуациях. Самопознание также повышает понимание и эмпатию, тем самым улучшая терапевтические отношения.

Практика помогает консультанту узнать и установить индивидуальные пределы и границы в рамках своей работы. Консультанты сталкиваются с ситуациями, когда им приходится говорить «нет» ситуациям, которые они считают неэтичными при исполнении своих обязанностей. Благодаря самостоятельной практике консультанты могут анализировать свое внутреннее «я» и разрабатывать индивидуальные границы и пределы, в которых они чувствуют себя комфортно, работая со своими клиентами (Morrissey & Smith, 2020).

Получите заказную бумагу

Всего за $13,00   11 долларов США за страницу вы можете получить научную работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Прекрасный пример включает в себя сексуальные домогательства, которые могут исходить от клиента. В этом случае рефлективная практика позволяет практикующему свободно и спокойно вести дискуссию с клиентом. Этот подход также вооружает терапевтов знаниями о том, что делать и чего не делать, предоставляя им непосредственный опыт довольно расстраивающих или полезных действий. Рефлексивная практика дает терапевтам опыт, связанный с важностью запоминания встреч, поддержания терапии в заранее определенном месте и времени и соблюдения времени.

Рефлексивная практика позволяет терапевтам развивать уважение, доверие и терпение по отношению к клиентам. Благодаря процедуре терапевты понимают, как предоставить своим клиентам пространство для переживания и демонстрации сложных личных чувств без вмешательства. Рефлексивная практика дает терапевтам осознание необходимости позволить клиентам самостоятельно подавлять свои чувства и мысли, чтобы они могли сопротивляться искушению спасения. Участвуя в этих действиях, терапевты могут позволить своим клиентам отталкивать и переживать психологическую боль, открывая тем самым их силу и мужество. Эта практика повышает осознанность терапевта, поскольку консультанты осознают свои ограничения и сильные стороны.

Эта ситуация позволяет им оказывать консультационные услуги с ясным намерением и целью. В рефлексивной практике терапевты могут следить за своим уровнем стресса и помнить об отдельных вопросах, которые могут негативно повлиять на их работу (Cooper & Wieckowski, 2017). Консультанты, которые практикуют саморефлексию, как правило, адекватно оценивают свою комиссию по завершении сеансов и стремятся к индивидуальному росту и профессиональному развитию.

Рефлексивная практика позволяет терапевтам проводить самооценку, сочетая конкретные и практические механизмы консультирования с прикладным подходом. Процесс начинается с честного и вдумчивого документирования, презентации и синтеза фактических практик (Bennett-Levy, 2019).). Этот метод позволяет консультанту понять, как направлять свои вопросы. Эта практика имеет решающее значение для обеспечения гибкости в применении навыков и знаний в области практической деятельности психолога.

Рефлексивная практика продемонстрировала огромный эффект в изменении поведения консультанта, что, в свою очередь, улучшает опыт клиента. Этот метод был необходим экспертам в области психологии; справляться со сложными клиническими ситуациями, понимать себя и развивать важнейшие этические и профессиональные стандарты. Этот метод также позволяет терапевтам работать в тесном контакте с клиентами и поддерживать их осведомленность об индивидуальных профессиональных ролях.

Рефлексивная практика остается важным элементом работы клинических психологов. Поэтому будет необходимо лучше понять различный опыт разных клиницистов. Эта ситуация поможет сформулировать теории в этой области, чтобы усилить включение рефлексивной практики в обучение психологов. Усилия также повысят качество обслуживания клиентов, а также улучшат набор навыков психолога.

Беннет-Леви, Дж. (2019 г.). Почему терапевты должны говорить сами за себя: теоретический и эмпирический пример личной практики в обучении терапевтов и профессиональном развитии . Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 62 , 133–145. Веб.

Купер, Л. Д., и Вецковски, А. Т. (2017). Структурированный подход к обучению рефлексивной практике в клинической практике. Обучение и образование в области профессиональной психологии , 11 (4), 252–259. Веб.

ДиВиргилио, Н. (2018). Терапевт, Познай себя: практика саморефлексии через автоэтнографию . СОФИЯ. Веб.

Глассберн, С., Макгуайр, Л. Э., и Лэй, К. (2019). Рефлексия как забота о себе: модели фасилитационной супервизии. Рефлексивная практика , 20 (6), 692–704. Веб.

Лилиенфельд, С.О., и Бастерфилд, К. (2020a). Рефлексивная практика в клинической психологии: размышления об основах психологической науки. Клиническая психология: наука и практика , 27 (4). Веб.

Лилиенфельд, С., и Бастерфилд, К. (2020b). Размышления об эффективности рефлексивной практики: Общество клинической психологии . общество клинической психологии | 12-й отдел Американской психологической ассоциации. Веб.

Лайонс, А., Мейсон, Б., Натт, К., и Кевилл, С. (2019). Внутри был концентрат апельсиновой тыквы: опыт стажеров в группах рефлексивной практики в рамках обучения клинической психологии. Рефлексивная практика , 20 (1), 70–84. Веб.

Моррисси, Дж., и Смит, Р. (2020). Клинические виньетки и рефлексивные вопросы. В Справочник по профессиональной, этической и исследовательской практике для психологов, консультантов, психотерапевтов и психиатров (3-е изд., стр. 273–291). Эссе, Routledge, Taylor & Francis Group.

Рефлексивная практика | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Рефлексивная практика — это «способность размышлять о действии, чтобы участвовать в процессе непрерывного обучения», что, по словам создателя термина, является «одной из определяющих характеристик профессиональной практики». [1]

Согласно одному определению, это включает в себя «критическое внимание к практическим ценностям и теориям, которые определяют повседневные действия, путем рефлексивного и рефлексивного изучения практики. Это приводит к пониманию развития». [2]

Рефлексивная практика может быть важным инструментом в условиях профессионального обучения, основанного на практике, когда люди, обучающиеся на собственном профессиональном опыте, а не на формальном обучении или передаче знаний, могут быть наиболее важным источником личного профессионального развития и улучшение. Таким образом, это понятие получило широкое распространение, особенно в сфере профессионального развития практикующих специалистов в области образования и здравоохранения. Однако вопрос о том, как лучше всего учиться на опыте, имеет более широкое значение для любой организационной среды обучения.

Содержание

  • 1 История и предыстория
  • 2 Модели рефлексивной практики
    • 2.1 Аргирис и Шён 1978
    • 2.2 Колб 1984
    • 2,3 Гиббс 1988
    • 2.4 Джонс 1995
    • 2,5 Рольфе 2001
  • 3 Применение
    • 3.1 Образование
  • 4 Клиническая психология
    • 4.1 Другие медицинские работники
    • 4.2 Другие профессии
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История и предыстория

File:Donald schon pic.jpg

Почетный профессор Дональд Шон

Рефлексивная практика была представлена ​​Дональдом Шёном в его книге The Reflective Practitioner в 1983 году, однако концепции, лежащие в основе рефлексивной практики , намного старше . Джон Дьюи был одним из первых, кто написал о рефлексивной практике с его исследованием опыта, взаимодействия и размышлений. [3] Другие исследователи, такие как Курт Левин, Жан Пиаже, Уильям Джеймс и Карл Юнг, разрабатывали теории человеческого обучения и развития. [4] Медитации Марка Аврелия также были описаны как пример рефлексивной практики. [5]

Работы Дьюи вдохновили таких писателей, как Дональд Шён и Дэвид Боуд, на исследование границ рефлексивной практики. Центральным элементом развития рефлексивной теории был интерес к интеграции теории и практики, циклическому образцу опыта и сознательному применению этого учебного опыта. За последние 30 лет количество литературы, посвященной экспериментальному обучению, а также развитию и применению рефлексивной практики, постоянно растет.

Книга Дональда Шона 1983 года знакомит с такими понятиями, как «размышление о действии» и «размышление в действии», когда профессионалы решают задачи своей работы с помощью импровизации, которой научились на практике. Рефлексивная практика в настоящее время получила широкое признание и используется в качестве развивающей практики для организаций, сетей и отдельных лиц. Как заявляют Боуд и др. : «Размышление — важная человеческая деятельность, в ходе которой люди вновь фиксируют свой опыт, обдумывают его, обдумывают и оценивают. Именно эта работа с опытом важна в обучении». [6] Рефлексивная практика может быть замечена и признана во многих сценариях преподавания и обучения, а появление в последние годы ведения блогов рассматривается как еще одна форма отражения опыта в технологическую эпоху. [7]

Модели рефлексивной практики

Концепция рефлексивной практики основывается на идее обучения на протяжении всей жизни, когда практикующий специалист анализирует опыт, чтобы извлечь из него уроки. Рефлексивная практика используется для продвижения независимых профессионалов, которые постоянно занимаются отражением ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной жизни. Существует несколько моделей рефлексии, используемых для извлечения уроков из опыта. [ необходима ссылка ]

Аргирис и Шон 1978

Файл: Steph A & S Model2.jpg

Адаптация модели обучения с одинарным и двойным контуром Аргириса и Шона рефлексивная модель Schön

Аргирис и Шен первыми предложили идею обучения с одним и двумя циклами в 1978 году. Теория была построена на распознавании и исправлении воспринимаемой ошибки или ошибки. [8] Одноконтурное обучение — это когда практикующий врач или организация, даже после того, как произошла ошибка и внесено исправление, продолжает полагаться на текущие стратегии, методы или политики, когда ситуация снова выявляется. Двойная петля обучения включает в себя изменение личных целей, стратегий или политик таким образом, чтобы при возникновении подобной ситуации использовалась новая система фрейминга. [9]

Несколько лет спустя сам Шён ввел понятие «Отражение-в-действии» и «Отражение-в-действии». Рефлексия в действии может быть описана как способность практикующего «думать на ходу», также известная как «чувствознание». [10] Он основан на идее, что в любой момент, столкнувшись с профессиональной проблемой, практикующий врач обычно обращается к своим чувствам, эмоциям и предыдущему опыту, чтобы непосредственно заняться ситуацией. С другой стороны, размышление о действии — это идея, согласно которой после опыта практикующий анализирует свою реакцию на ситуацию и исследует причины и последствия своих действий. Обычно это проводится посредством документированного отражения ситуации. [11]

Колб 1984

File:Steph Kol Model.jpg

Адаптация отражательной модели Колба

Колб находился под сильным влиянием исследований, проведенных Дьюи и Пиаже в 1970-х годах. Рефлексивная модель Колба подчеркивает концепцию экспериментального обучения и сосредоточена на преобразовании информации в знания. Это происходит после того, как ситуация произошла, и влечет за собой размышление практикующего о своем опыте, получение общего понимания концепций, с которыми он столкнулся во время опыта, а затем проверку этого общего понимания в новой ситуации. Таким образом, знания, полученные в ситуации, постоянно применяются и применяются повторно, опираясь на предыдущий опыт и знания практикующего. [12]

Гиббс 1988

File:Steph Gib Model.jpg

Адаптация рефлексивной модели Гиббса

Грэм Гиббс обсудил использование структурированного разбора полетов для облегчения размышлений, связанных с «циклом экспериментального обучения» Колба. Он представляет этапы полного структурированного разбора полетов следующим образом:

  • (Первоначальный опыт)
  • Описание :
    «Что случилось? Пока не судите и не пытайтесь делать выводы, просто опишите.»
  • Чувства :
    «Каковы были ваши реакции и чувства? Опять же, пока не переходите к их анализу.»
  • Оценка :
    «Что хорошего или плохого в этом опыте? Оцените.»
  • Анализ :
    «Какой смысл вы можете понять в этой ситуации? Принесите идеи извне, чтобы помочь вам. »
    «Что на самом деле происходило?»
    «Был ли опыт разных людей похожим или различным в важных аспектах?»
  • Выводы (общие) :
    «Что можно сделать в общем смысле из этих опытов и анализов, которые вы предприняли?»
  • Выводы (конкретные) :
    «Какой вывод можно сделать о вашей конкретной, уникальной, личной ситуации или способе работы?»
  • Персональные планы действий :
    «Что вы собираетесь делать по-другому в такой ситуации в следующий раз?»
    «Какие шаги вы собираетесь предпринять на основе того, что вы узнали?» [13] [14]

Предложения Гиббса часто цитируются как цикл отражения Гиббса или модель отражения Гиббса (1988) и упрощены до следующих шести отдельных этапов:

  • Описание
  • Чувства
  • Оценка
  • Анализ
  • Выводы
  • План действий.

Johns 1995

File:Steph Joh Model2.jpg

Адаптация рефлексивной модели Johns

Модель Johns представляет собой структурированный режим рефлексии, который дает практикующему руководство для лучшего понимания. Он предназначен для выполнения посредством акта обмена с коллегой или наставником, что позволяет опыту стать усвоенным знанием быстрее, чем простое размышление. [15] Джонс подчеркивает важность опытных знаний и способности практикующего врача получать, понимать и применять на практике информацию, полученную эмпирическим путем. Для того, чтобы это было достигнуто, рефлексия происходит путем «вглядывания» в свои мысли и эмоции и «вглядывания» в переживаемую ситуацию. Джонс опирается на работу Карпера (1978), чтобы расширить понятие «наблюдение» за опытом. [16] Пять паттернов познания включаются в управляемое размышление, когда практикующий врач анализирует эстетические, личностные, этические, эмпирические и рефлексивные элементы, переживаемые в ситуации. Модель Джонса всеобъемлюща и допускает размышления, затрагивающие многие важные элементы. [17]

Рольфе 2001

Файл:Steph Rol Model.jpg

Адаптация рефлективной модели Рольфе

Рефлективная модель Рольфе основана на модели развития Бортона 1970 года. [18] Упрощенный цикл, состоящий из 3 вопросов, которые задают практикующий врач: Что, Ну и что и Что теперь. Посредством этого анализа дается описание ситуации, которое затем приводит к тщательному изучению ситуации и построению знаний, полученных в результате опыта. После этого анализируются способы личного совершенствования и последствия реакции на этот опыт. [19]

Приложение

Рефлексивная практика была описана как неструктурированный подход, направляющий понимание и обучение, саморегулирующийся процесс, обычно используемый в медицинских и педагогических профессиях, хотя и применимый ко всем профессиям. [20] [21] [22] Рефлексивная практика – это процесс обучения, которому практикующие специалисты обучают специалистов различных дисциплин с целью повышения способности общаться и принимать взвешенные/взвешенные решения. Эта практика исторически применялась больше всего в образовательной и медицинской сфере.

Образование

В образовании под рефлективной практикой понимается процесс изучения педагогом собственных методов обучения и определения того, что лучше всего подходит для учащихся. Он включает в себя рассмотрение этических последствий процедур в классе для учащихся. [21]

Привлекательность использования рефлексивной практики для учителей заключается в том, что, поскольку преподавание и обучение сложны и не существует единого правильного подхода, осмысление различных версий преподавания и изменение прошлого и текущего опыта приведет к совершенствование педагогической практики. [23] Рефлексия Шёна в действии помогает учителям сделать профессиональные знания, которые они получат из своего опыта в классе, явной частью их принятия решений. [24]

Как утверждает Ларриви, рефлексивная практика перемещает учителей от их базы знаний об определенных навыках к этапу их карьеры, когда они могут модифицировать свои навыки в соответствии с конкретными контекстами и ситуациями и, в конечном итоге, изобретать новые стратегии. [21] Внедряя процесс Рефлексивной практики, учителя смогут продвигать себя и свои школы за пределы существующих теорий на практике. [23] Ларриви приходит к выводу, что учителя должны «сопротивляться установлению в классе культуры контроля и стать рефлексивным практиком, постоянно занимаясь критическим размышлением, следовательно, оставаясь гибким в динамичной среде класса». [21]

Клиническая психология

Другие медицинские работники

Рефлексивная практика связана с обучением на собственном опыте и рассматривается как важная стратегия для медицинских работников, стремящихся к обучению на протяжении всей жизни. Из-за постоянно меняющегося контекста здравоохранения и постоянного роста медицинских знаний существует высокий уровень спроса на опыт медицинских работников. [25] Из-за этой сложной и постоянно меняющейся среды медицинские работники могут извлечь пользу из программы рефлексивной практики. [26]

Для медицинских работников Результатом рефлексивной практики является то, что врач замечает, например, неожиданную реакцию на лечение, критически пересматривает свое первоначальное понимание проблемы и вырабатывает альтернативные решения. [27] Дополнительным преимуществом является помощь медицинскому работнику за счет предоставления новой учебной ситуации, которая позволит развить его навыки и базу знаний. [28]

В сфере сестринского дела существует опасение, что действия могут привести к привыканию, что дегуманизирует пациентов и их потребности. [28] Применяя рефлексивную практику, медсестры могут планировать свои действия и сознательно контролировать их, чтобы убедиться, что они полезны для пациента. [28]

Акт размышления рассматривается как способ содействия развитию автономных, квалифицированных и самостоятельных профессионалов. Занятие рефлексивной практикой связано с улучшением качества медицинской помощи, стимулированием личностного и профессионального роста и сокращением разрыва между теорией и практикой. [29]

Другие профессии

Рефлексивная практика может помочь человеку в личном развитии и полезна для других профессий, кроме тех, которые обсуждались выше. Это позволяет профессионалам постоянно обновлять свои навыки и знания и рассматривать способы взаимодействия со своими коллегами. [30]

Предлагаемые профессионалами способы применения рефлексивного управления включают:

  • Ведение журнала;
  • Ищу обратную связь;
  • Объективно смотреть на переживания; и
  • Выделение времени в конце каждого дня, встречи, опыта и т. д. для размышлений о действиях.

См. также

  • Экспериментальное обучение
  • Противодействие
  • Самоанализ

Темы в образовании

По странам:

Австралия · Бразилия · Канада · Китай · Франция · Германия · Индия · Израиль · Япония · Корея · Россия · Великобритания · Соединенные Штаты · Более…

По теме:

Сельскохозяйственное · Искусство · Двуязычный · Химия · Язык · Юридический · Математика · Военный · Музыка · Мир · Исполнительское искусство · Физика · Чтение · Религиозное · Наука · Секс · Технологии · Профессиональное · Более. ..

Этапы:

Дошкольное · Детский сад · Начальное начальное образование · Среднее среднее образование · Высшее (профессиональное, Высшее образование (высшее, четвертичное)) · Более…

Альтернативы:

Автодидактика · Реформа образования · Одаренное образование · Домашнее обучение · Нетрадиционное образование · Полимат · Религиозное образование · Коррекционное образование · Специальное образование · Более…

Профессиональное образование

Обучение клиническим методам · Образование советника · Медицина · Сестринское образование · Среднее профессиональное образование · Обучение социальной работе · Педагогическое образование ·

Общий:

Список · Глоссарий · Философия · Психология · Технологии · Заглушки

Ссылки

  1. ↑ Schön, D. (1983) Рефлексивный практик, Как профессионалы думают в действии , Basic Books. ISBN 0465068782. Шаблон: Требуется страница
  2. ↑ Bolton, G (2010) Reflective Practice, Writing and Professional Development (3-е издание), публикации SAGE, Калифорния. ISBN 184860212X. п. xix
  3. ↑ Дьюи, Дж. (1933) Как мы думаем. Повторное заявление об отношении рефлексивного мышления к образовательному процессу (пересмотренное издание), Бостон: округ Колумбия Хит. ISBN 0486298957.
  4. (2005). Стили обучения и учебные пространства: совершенствование экспериментального обучения в высшем образовании. Академия обучения и образования в области менеджмента 4 (2): 193–212.
  5. Мак Суибне, С. (2009). «Боритесь за то, чтобы стать мужчиной, которого философия хотела сделать из вас»: Марк Аврелий, рефлексирующий практик. Reflective Practice 10 (4): 429–436.
  6. ↑ Боуд Д., Кио Р. и Уокер Д. (1985) Размышления, превращение опыта в обучение , Рутледж. ISBN 0850388643. с. 19
  7. (2010). Веб-блоги как инструменты для размышлений о действиях в педагогическом образовании. Интерактивные учебные среды 18 (3): 245.
  8. ↑ Смит, Марк К. (2001), Крис Аргирис, Энциклопедия неформального образования (infed). Доступ к веб-странице 29ноябрь 2010 г.
  9. ↑ Argyris, C & Schön, D (1978) Организационное обучение: перспектива теории действия , Reading, Mass: Addison Wesley. ISBN 0201001748 . Шаблон: нужна страница
  10. ↑ Уокерден, Г. (2005) Чувство знания: основа практики местного самоуправления. Ин Кин, М., Браун, В. и Дайболл, Р. (ред.) Социальное обучение в управлении окружающей средой . Лондон, Earthscan. ISBN 9781844071838. Шаблон: необходима страница
  11. ↑ Schön, D (1983) Рефлексивный практик, Как профессионалы думают в действии , Основные книги. ISBN 0465068782 Шаблон: нужна страница
  12. ↑ Шейлдс Р. В., Д. Аарон и С. Уолл (2001), Что такое модель экспериментального образования Колба и откуда она берется?, Вопросы и ответы об образовании взрослых, Институт исследований в области образования Онтарио, Университет Торонто. Веб-страница по состоянию на 29 ноября 2010 г.
  13. ↑ Гиббс Г. Обучение действием: Руководство по методам преподавания и обучения [монография онлайн]. Воспроизведено Сетью географических дисциплин; 2001. [цитировано 10 ноября 2011 г.]
  14. ↑ Гиббс, Г. (1988) Обучение на практике: руководство по методам преподавания и обучения , Оксфордский центр развития персонала и обучения, Оксфордский политехнический институт. Лондон: Отделение дополнительного образования. ISBN 1853380717. Раздел 4.3.5.
  15. ↑ Греч, Э. (2004), «Диалектическая и рефлексивная практика Гегеля — краткое эссе». Международный журнал психосоциальной реабилитации . 8 , 71–73.
  16. (октябрь 1978 г.). Основные модели знаний в сестринском деле. Достижения в области сестринского дела 1 (1): 13–24.
  17. (1995). Обрамление обучения через размышления в рамках основных способов познания Карпером сестринского дела. Journal of Advanced Nursing 22 (2): 226–34.
  18. ↑ Бортон, Т. (1970), Дотянись, коснись и научи . Лондон, Великобритания: Хатчинсон. ISBN 0070065713. Шаблон: нужна страница
  19. ↑ Рольф, Г., Фрешуотер, Д., Джаспер, М. (2001) (ред.) Критическое размышление о сестринском деле и помогающих профессиях . Бейзингсток, Великобритания: Palgrave. ISBN 0333777956. стр. 26 и далее. , с. 35
  20. ↑ Боуд Д., Кио Р. и Уокер Д. (1985) Размышления, превращение опыта в обучение . Рутледж. ISBN 0850388643.
  21. 21,0 21,1 21,2 21,3 (2000 г.). Преобразование педагогической практики: стать критически рефлексивным учителем. Практика рефлексии 1 (3): 293.
  22. ↑ Шён Д (1983) Рефлексивный практик, Как профессионалы думают в действии , Базовые книги
  23. 23,0 23,1 (2000 г.). Исследование действия и рефлексивная практика: к целостному взгляду. Educational Action Research 8 : 179.
  24. (1996). Рефлексивная практика: пример профессионального развития для экологического образования. Журнал экологического образования 27 (3): 11.
  25. (1971). Протезы и эпитезы в офтальмологии. Что должен знать практик. Zeitschrift fur Allgemeinmedizin 47 (3): 118–21.
  26. (1996). Практический стратегический подход к использованию рефлексивной практики в уходе за больными. Сестринский уход в отделениях интенсивной терапии и интенсивной терапии 12 (2): 97–101.
  27. (2004). Структура рефлексивной практики в медицине. Медицинское образование 38 (12): 1302–8.
  28. 28,0 28,1 28,2 (1996). Рефлексивная практика в условиях аварии и чрезвычайной ситуации. Неотложная и неотложная медицинская помощь 4 (1): 27–30.
  29. ↑ Джаспер, М. (2003) Начало рефлексивной практики (Основы сестринского дела и здравоохранения) . Челтнем: Nelson Thomas Ltd. ISBN 0748771174 . Шаблон: нужна страница
  30. (2004). Практический подход к развитию рефлексивной практики в сестринском деле. Время ухода 100 (12): 42–5.

Дополнительная литература

  • Dewey, J. (1933) How We Think , Revised Edition. Бостон: округ Колумбия Хит. ISBN 0486298957 (переиздание в Дувре, 1997 г.)
  • Schön, D. (1983) Рефлексивный практик, Как профессионалы думают в действии , Basic Books. ISBN 0465068782
  • Хартман, Х. Дж. (2001), «Метакогнитивное обучение», In Metacognition in Learning and Instruction , Springer, Dordrecht.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *