Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей — Культурно-историческая психология — 2016. Том 12. № 1
Аннотация
В работе рассматриваются этапы психического развития взрослого человека, как связанные с биографической рефлексией. Гипотезой исследования является предположение о том, что биографическая рефлексия влияет на смыслообразование, саморегуляцию и адаптацию взрослых людей. Выборку составили данные, полученные от 480 человек в возрасте от 25 до 65 лет. В исследовании измерялись показатели биографической рефлексии, социально-психологической адаптации, осмысленности жизни и саморегуляции поведения. Мы обнаружили, что в период 46—65 лет происходит переход от рефлексии жизненного пути к рефлексии жизненного опыта, который сопровождает усиление влияния биографической рефлексии на осмысленность жизни и саморегуляцию поведения взрослых людей. В исследовании обнаружено повышение биографической рефлексии в начале возрастных кризисов взрослости (30—35 лет, 40—45 лет, 55—60 лет), когда в результате рефлексивного анализа взрослый принимает решение о необходимости жизненных изменений.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, ресурс , развитие, жизненный путь, жизненный опыт, кризис взрослости
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120102
Для цитаты: Клементьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 1. С. 14–23. DOI: 10.17759/chp.2016120102
Фрагмент статьи
Принимая положение о рефлексии как ресурсе саморазвития человека, разрабатываемое в теории личностного потенциала Д.А. Леонтьева [10] и экзистенциально-нарративном подходе Е.Е. Сапоговой [13; 14], вслед за авторами мы рассматриваем рефлексию как психологический ресурс, проявляющийся в целенаправленном осознании факторов и условий, влияющих на жизнь человека, являющийся психологическим средством саморазвития.
Литература
- Абульханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 304 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2004. 1136.
- Диагностика социально-психологической адапта- ции (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диа- гностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 193—197.
- Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно- историческая психология. 2010. № 1. С. 112—118.
- Клементьева М.В. Биографическая рефлексия и ме- тодика ее оценки // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 80—89.
- Клементьева М.В. Биографическая рефлексия в контексте психологического анализа. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 156 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Леонтьев А.Н. Методологические тетради // Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леон- тьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 163—225
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 675 с.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуля- ции произвольной активности человека // Психологиче- ский журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5—17.
- Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 c.
- Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. №2. C. 37—51.
- Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрос- лости. М.: Смысл, 2013. 760 с.
- Шихи Г.
- Эриксон Э. Трагедия личности. М.: ЭКСМО, 2008. 256 с.
- Birren J.E., Cochran K. Telling the Stories of Life through Guided Autobiography Groups. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001. 208 p.
- Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y: The Guilford Press, 2006. 462 p.
- Glück J., Bluck S. Looking back across the life span: A life story account of the reminiscence bump // Memory & Cognition. 2007. Vol. 35. № 8. Р. 1928—1939.
- McAdams D.P. What Do We Know When We Know a Person? // Journal of Personality. 1995. Vol. 63. № 3. Р. 365— 396.
- Ryff C.D., Singer B. The role of purpose in life and personal growth in positive human health // P.T.P. Wong,
- P.S. Fry (Eds.). The human quest for meaning: A handbook of psychological research and clinical applications. Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc, Publishers, 1998. 213—235 р.
- Staudinger U.M. Life reflection: A social-cognitive analysis of life review // Review of General Psychology. 2001. Vol. 5. № 2. Р. 148—160
Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-8712-9282, e-mail: [email protected]
Развитие навыка рефлексии как способ улучшить свою жизнь
Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих.
Рефлексия включает в себя также способность к самокритике. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.
Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку, учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, получать удовлетворение от жизни.
Возрастные этапы развития рефлексии
Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.
Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.
Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.
Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности. Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.
Развитие рефлексии
Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:
- самоидентификация или осознание собственного «Я», осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы, границ личности;
- навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
- самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами;
- самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека важно различать следующие виды рефлексии:
Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
- Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки, попытаться ответить на вопрос «Зачем я делаю или собираюсь сделать что-то?»
- Прекратить постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
- Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
- Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Как развить рефлексию у взрослых
Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься. Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника.
Как это делать? Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:
- Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
- Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
- Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
- Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
- Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
- Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.
Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.
В таком случае, вы всегда можете обратиться к специалисту, который будет сопровождать вас и давать обратную связь. Первоначально работа с психологом может послужить опорой, подсказкой, поможет нащупать правильное направление мыслей, способ думать.
Psychology, Psychiatry, & Social Work > Самостоятельная практика/Руководство по саморефлексии для психотерапевтов
Руководства для психотерапевтов
Под редакцией Джеймса Беннета-Леви
Эта серия предлагает терапевтам повысить свою эффективность «изнутри наружу», используя самостоятельную практику/самоанализ (SP/SR). Книги этой серии проводят терапевтов через структурированный трехэтапный процесс сосредоточения внимания на личной или профессиональной проблеме, которую они хотят изменить, применения терапевтических методов на себе (самостоятельная практика) и осмысления опыта (саморефлексия). Исследования подтверждают уникальные преимущества SP/SR для предоставления знаний и навыков, недоступных при более традиционных процедурах обучения. Подход подходит для терапевтов с любым уровнем опыта, от стажеров до опытных супервизоров. Серийные тома имеют формат большого размера для простоты использования и содержат воспроизводимые рабочие листы и формы, которые покупатели могут загрузить и распечатать.
Дата публикации А-Я Я-А Автор Тип СМИ
Переживание ACT изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтов Деннис Тирч, Лаура Р. Зильберштейн-Тирч, Р. Трент Кодд III, Мартин Дж. Брок и М. Джоанн Райт
Мягкая обложка
3 сентября 2019 г.0005 19 июля 2019 г. Июль 2019 г. $36,00
заказать
Печать + электронная книга
Сэкономьте 45%!
$72,00 $39,60
заказ
Опыт когнитивно-поведенческой терапии изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтовДжеймс Беннетт-Леви, Ричард Туэйтс, Беверли Хаархофф и Хелен Перри
Предисловие Кристин А. Падески
Мягкая обложка 23 января 2015 г. Январь 2015 г. 37,00 $
заказ
электронная книга
13 февраля 2015 г. Февраль 2015 г. 37,00 $
заказать
Печать + электронная книга
Сэкономьте 45%!
$74,00 $40,70
заказ
Терапия, ориентированная на сострадание, изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике и саморефлексии для терапевтов Рассел Л. Колтс, Тобин Белл, Джеймс Беннетт-Леви и Крис Айронс
Предисловие Пола Гилберта
Мягкая обложка
31 мая 2018 г. Май 2018 г. 36,00 $
заказ
Твердый переплет
30 мая 2018 г. Май 2018 $ 86,00
Заказ
Электронная книга
23 апреля 2018 апреля 2018 $ 36,00
Заказ
Печать + электронная книга
Сэкономьте 45%!
$72,00 $39,60
Заказать 9 января, 2018Jan 2018$36. 00
order
Hardcover
January 8, 2018Jan 2018$86.00
order
e-Book
December 12, 2017Dec 2017$36.00
order
Print + e-Book
Save 45%!
$72,00 $39,60
заказ
Размышления студентов: психология в Чикаго — MPA 2018
MSP стремится отмечать исследования преподавателей и студентов на региональных и национальных конференциях в течение года. Джаред Смендик (PsyD 2) посетил 90-е ежегодное собрание Психологической ассоциации Среднего Запада и предложили это размышление.
(слева направо): д-р Шеплер, Андреа Рават, Алисия Уидт, Кеннет Поллок, д-р Каллан, Мишель Джастис и Чарльз Оливер перед плакатом их группового исследования, представленным в MPA.Будучи докторантами, у нас, как правило, много работы: от написания статей, чтения огромного количества академической литературы, планирования диссертации, посещения практических занятий и попыток каким-то образом сохранить общественную жизнь. Хотя этот опыт невероятно полезен, быть студентом клинической психологии — это много работы!
Несмотря на все эти трудности, я очень рад возможности каждый год посещать ежегодную конференцию Психологической ассоциации Среднего Запада (MPA) в Чикаго, штат Иллинойс. Это такой замечательный опыт, который позволяет студентам и специалистам выйти за рамки своей повседневной рутины и потратить время, чтобы просто насладиться изучением их общей страсти. Профессионалы-психологи со всего региона приезжают и представляют различные интересные темы.
Кроме того, MPA позволяет людям общаться со сверстниками и профессорами во время их посещения, что способствует сильному чувству общности. В этом году мы были рады получить рекордное количество участников MSP, выступающих на самые разные темы, от надежности тестирования до взаимодействия животных и человека и его влияния на тревожность! Посещение и выступление на этой конференции способствовало дальнейшему развитию резюме студентов MSP, а также имело возможность попробовать вкусную чикагскую пиццу с глубоким блюдом!
Лично мне участие в этой конференции позволило получить знания о современных исследованиях в области психологии, а также расширить мое понимание различных методологий исследований. Это бесценный и интересный компонент моего докторского образования, и я с нетерпением жду этого каждый год! Спасибо д-ру Шеплеру и д-ру Каллану за то, что посетили и усердно работали, чтобы сделать эту конференцию таким феноменальным событием!
Ниже приведен список всех феноменальных работ, которые наши студенты так усердно подготовили и представили.
Пожалуйста, поздравьте их с их усилиями, если вы их увидите!
Название : Восприятие женщинами их сексуальной самооценки после того, как они стали матерями Взрослые ЛГБ в отношениях: сексуальное удовлетворение, сфокусированное на эго и партнере
Автор(ы) : д-р Шеплер, Джаред Смендик (PsyD 2), Кейт Кьюсик (PsyD 3) и Дэвид Такер (PsyD 4)
Название: Количественная оценка тревожности и взаимодействия человека и животных
Автор(ы) : Dr. Jessica Dluzynski (’17) & Dr. for Diagnostic Assessment
Автор(ы): Д-р Шеплер, д-р П.