Рефлексия психология: её сущность, функции и формы

Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей — Культурно-историческая психология — 2016. Том 12. № 1

Аннотация

В работе рассматриваются этапы психического развития взрослого человека, как связанные с биографической рефлексией. Гипотезой исследования является предположение о том, что биографическая рефлексия влияет на смыслообразование, саморегуляцию и адаптацию взрослых людей. Выборку составили данные, полученные от 480 человек в возрасте от 25 до 65 лет. В исследовании измерялись показатели биографической рефлексии, социально-психологической адаптации, осмысленности жизни и саморегуляции поведения. Мы обнаружили, что в период 46—65 лет происходит переход от рефлексии жизненного пути к рефлексии жизненного опыта, который сопровождает усиление влияния биографической рефлексии на осмысленность жизни и саморегуляцию поведения взрослых людей. В исследовании обнаружено повышение биографической рефлексии в начале возрастных кризисов взрослости (30—35 лет, 40—45 лет, 55—60 лет), когда в результате рефлексивного анализа взрослый принимает решение о необходимости жизненных изменений.

Полученные данные доказывают факт влияния биографической рефлексии на саморазвитие взрослых людей.

Ключевые слова: биографическая рефлексия, ресурс , развитие, жизненный путь, жизненный опыт, кризис взрослости

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120102

Для цитаты: Клементьева М. В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 1. С. 14–23. DOI: 10.17759/chp.2016120102

Фрагмент статьи

Принимая положение о рефлексии как ресурсе саморазвития человека, разрабатываемое в теории личностного потенциала Д.А. Леонтьева [10] и экзистенциально-нарративном подходе Е.Е. Сапоговой [13; 14], вслед за авторами мы рассматриваем рефлексию как психологический ресурс, проявляющийся в целенаправленном осознании факторов и условий, влияющих на жизнь человека, являющийся психологическим средством саморазвития.

Литература

  1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 304 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2004. 1136.
  3. Диагностика социально-психологической  адапта- ции (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.  Социально-психологическая диа- гностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 193—197.
  4. Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно- историческая психология. 2010. № 1. С. 112—118.
  5. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия и ме- тодика ее оценки // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 80—89.
  6. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия в контексте психологического анализа. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 156 с.
  7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  8. Леонтьев А.Н. Методологические тетради // Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леон- тьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 163—225
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
  10. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 675 с.
  11. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуля- ции произвольной активности человека // Психологиче- ский журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5—17.
  12. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 c.
  13. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. №2. C. 37—51.
  14. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрос- лости. М.: Смысл, 2013. 760 с.
  15. Шихи Г.
    Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Пер. с англ. А.В. Шамрикова. СПб.: Каскад, 2005. 436 с.
  16. Эриксон Э. Трагедия личности. М.: ЭКСМО, 2008. 256 с.
  17. Birren J.E., Cochran K. Telling the Stories of Life through Guided Autobiography Groups. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001. 208 p.
  18. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y: The Guilford Press, 2006. 462 p.
  19. Glück J., Bluck S. Looking back across the life span: A life story account of the reminiscence bump // Memory & Cognition. 2007. Vol. 35. № 8. Р. 1928—1939.
  20. McAdams D.P. What Do We Know When We Know a Person? // Journal of Personality. 1995. Vol. 63. № 3. Р. 365— 396.
  21. Ryff C.D., Singer B. The role of purpose in life and personal growth in positive human health // P.T.P. Wong,
  22. P.S. Fry (Eds.). The human quest for meaning: A handbook of psychological research and clinical applications. Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc, Publishers, 1998. 213—235 р.
  23. Staudinger U.M. Life reflection: A social-cognitive analysis of life review // Review of General Psychology. 2001. Vol. 5. № 2. Р. 148—160

Клементьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-8712-9282, e-mail: [email protected]

Развитие навыка рефлексии как способ улучшить свою жизнь

Давайте разберемся, что такое рефлексия и почему она так важна.

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку, учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.

Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, получать удовлетворение от жизни.

Возрастные этапы развития рефлексии

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности. Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Развитие рефлексии

Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:

  • самоидентификация или осознание собственного «Я», осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы, границ личности;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека важно различать следующие виды рефлексии:

Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.

Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки, попытаться ответить на вопрос «Зачем я делаю или собираюсь сделать что-то?»
  2. Прекратить постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Как развить рефлексию у взрослых

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься. Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника.

Как это делать? Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.

Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.

Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

В таком случае, вы всегда можете обратиться к специалисту, который будет сопровождать вас и давать обратную связь. Первоначально работа с психологом может послужить опорой, подсказкой, поможет нащупать правильное направление мыслей, способ думать.

Psychology, Psychiatry, & Social Work > Самостоятельная практика/Руководство по саморефлексии для психотерапевтов

Руководства для психотерапевтов
Под редакцией Джеймса Беннета-Леви

Эта серия предлагает терапевтам повысить свою эффективность «изнутри наружу», используя самостоятельную практику/самоанализ (SP/SR). Книги этой серии проводят терапевтов через структурированный трехэтапный процесс сосредоточения внимания на личной или профессиональной проблеме, которую они хотят изменить, применения терапевтических методов на себе (самостоятельная практика) и осмысления опыта (саморефлексия). Исследования подтверждают уникальные преимущества SP/SR для предоставления знаний и навыков, недоступных при более традиционных процедурах обучения. Подход подходит для терапевтов с любым уровнем опыта, от стажеров до опытных супервизоров. Серийные тома имеют формат большого размера для простоты использования и содержат воспроизводимые рабочие листы и формы, которые покупатели могут загрузить и распечатать.

Дата публикации А-Я Я-А Автор Тип СМИ

Переживание ACT изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтов Деннис Тирч, Лаура Р. Зильберштейн-Тирч, Р. Трент Кодд III, Мартин Дж. Брок и М. Джоанн Райт

Мягкая обложка
3 сентября 2019 г.0005 19 июля 2019 г. Июль 2019 г. $36,00

заказать

Печать + электронная книга
Сэкономьте 45%! $72,00 $39,60

заказ

Опыт когнитивно-поведенческой терапии изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике/самоанализу для терапевтовДжеймс Беннетт-Леви, Ричард Туэйтс, Беверли Хаархофф и Хелен Перри
Предисловие Кристин А. Падески

Мягкая обложка 23 января 2015 г. Январь 2015 г. 37,00 $

заказ

электронная книга
13 февраля 2015 г. Февраль 2015 г. 37,00 $

заказать

Печать + электронная книга
Сэкономьте 45%! $74,00 $40,70

заказ

Терапия, ориентированная на сострадание, изнутри наружу: рабочая тетрадь по самопрактике и саморефлексии для терапевтов Рассел Л. Колтс, Тобин Белл, Джеймс Беннетт-Леви и Крис Айронс
Предисловие Пола Гилберта

Мягкая обложка
31 мая 2018 г. Май 2018 г. 36,00 $

заказ

Твердый переплет
30 мая 2018 г. Май 2018 $ 86,00

Заказ

Электронная книга
23 апреля 2018 апреля 2018 $ 36,00

Заказ

Печать + электронная книга
Сэкономьте 45%! $72,00 $39,60 Заказать 9 января, 2018Jan 2018$36. 00

order

Hardcover
January 8, 2018Jan 2018$86.00

order

e-Book
December 12, 2017Dec 2017$36.00

order

Print + e-Book
Save 45%! $72,00 $39,60

заказ

Размышления студентов: психология в Чикаго — MPA 2018

MSP стремится отмечать исследования преподавателей и студентов на региональных и национальных конференциях в течение года. Джаред Смендик (PsyD 2) посетил 90-е ежегодное собрание Психологической ассоциации Среднего Запада и предложили это размышление.

(слева направо): д-р Шеплер, Андреа Рават, Алисия Уидт, Кеннет Поллок, д-р Каллан, Мишель Джастис и Чарльз Оливер перед плакатом их группового исследования, представленным в MPA.

Будучи докторантами, у нас, как правило, много работы: от написания статей, чтения огромного количества академической литературы, планирования диссертации, посещения практических занятий и попыток каким-то образом сохранить общественную жизнь. Хотя этот опыт невероятно полезен, быть студентом клинической психологии — это много работы!

Несмотря на все эти трудности, я очень рад возможности каждый год посещать ежегодную конференцию Психологической ассоциации Среднего Запада (MPA) в Чикаго, штат Иллинойс. Это такой замечательный опыт, который позволяет студентам и специалистам выйти за рамки своей повседневной рутины и потратить время, чтобы просто насладиться изучением их общей страсти. Профессионалы-психологи со всего региона приезжают и представляют различные интересные темы.

Кроме того, MPA позволяет людям общаться со сверстниками и профессорами во время их посещения, что способствует сильному чувству общности. В этом году мы были рады получить рекордное количество участников MSP, выступающих на самые разные темы, от надежности тестирования до взаимодействия животных и человека и его влияния на тревожность! Посещение и выступление на этой конференции способствовало дальнейшему развитию резюме студентов MSP, а также имело возможность попробовать вкусную чикагскую пиццу с глубоким блюдом!

Лично мне участие в этой конференции позволило получить знания о современных исследованиях в области психологии, а также расширить мое понимание различных методологий исследований. Это бесценный и интересный компонент моего докторского образования, и я с нетерпением жду этого каждый год! Спасибо д-ру Шеплеру и д-ру Каллану за то, что посетили и усердно работали, чтобы сделать эту конференцию таким феноменальным событием!

Ниже приведен список всех феноменальных работ, которые наши студенты так усердно подготовили и представили.
Пожалуйста, поздравьте их с их усилиями, если вы их увидите!

Название : Восприятие женщинами их сексуальной самооценки после того, как они стали матерями Взрослые ЛГБ в отношениях: сексуальное удовлетворение, сфокусированное на эго и партнере

Автор(ы) : д-р Шеплер, Джаред Смендик (PsyD 2), Кейт Кьюсик (PsyD 3) и Дэвид Такер (PsyD 4)

Название: Количественная оценка тревожности и взаимодействия человека и животных

Автор(ы) : Dr. Jessica Dluzynski (’17) & Dr. for Diagnostic Assessment

Автор(ы): Д-р Шеплер, д-р П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *