Рефлекторный характер психики это: Рефлекторный характер психики.

Рефлекторный характер психики.

Условный и безусловный рефлексы.

И.М.Сеченов пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. И.П.Павлов развил учение И.М.Сеченова и создал рефлекторную теорию опирающуюся на следующие принципы:

Принцип детерминизма (причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена.

Принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определённых структур, и, чем больше структурных элементов учавствует в этой реакции, тем она совершеннее.

Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции: нервная система анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию (синтез). Безусловный рефлекс- это вырожденная ответная реакция организма на раздражение при обязательном участии ЦНС.

При этом кора головного мозга непосредственного участия не принимает,но осуществляет свой высший контроль над этими рефлексами, что позволило И.П.Павлову утверждать о наличии «коркового представительства» каждого безусловного рефлекса.

Павлов выделил 3 группы рефлексов: простые, сложные, сложнейшие: (индивидуально-пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, свободы, исследовательский,

игры, видополовой, родительский).Условный рефлекс- это приобретенная ответная реакция организма на раздражение при непосредственном участии высших отделов ЦНС, т.е.коры головного мозга.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Рефлекторный характер психики



Рефлекторный характер психики

В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы»2.

 

Таким образом, акт сознания (психическое явление) не свойство души как бестелесной сущности, а процесс, который, говоря сеченовским языком, «по способу происхождения» (по структуре, по типу своего совершения) подобен рефлексу. Психическое Явление не сводится к тому, что дано человеку при наблюдении за своими ощущениями, идеями, чувствами. Оно, так же как и рефлекс, включает в свой состав воздействие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него. В прежних теориях предметом психологии считалось то, что выступает в нашем сознании в виде образов, представлений, мыслей. По Сеченову, это только отдельные моменты целостных психических процессов, представляющих особую форму взаимодействия («жизненных встреч») организма со средой. Мнение, что психические процессы начинаются и кончаются в сознании, Сеченов считал величайшим заблуждением.

И. М. Сеченов указывал, что неправомерно обособлять мозговое звено рефлекса от его естественного начала (воздействия на органы чувств) и конца (ответного движения). Рождаясь в целостном рефлекторном акте, будучи его продуктом, психическое явление вместе с тем выступает в качестве фактора, который предваряет собой исполнительный результат (действие, движение).

В чем же заключается роль психических процессов? Это функция сигнала или регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями и тем самым обеспечивает полезный, приспособительный эффект. Психическое является регулятором ответной деятельности, разумеется, не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире. В рефлекторный акт, таким образом, включаются знания человека, представления об окружающем, т. е. все богатство индивидуального опыта. Психические явления — это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления — это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т. е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер и т. п.).

И. М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Эти важнейшие теоретические положения были экспериментально подтверждены и конкретизированы И. П. Павловым (1849-1936), который открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных, а также и человека с внешней средой. Совокупность взглядов И. П. Павлова на эти закономерности обычно именуется учением о двух сигнальных системах.

Образ предмета (зрительный, слуховой, обонятельный и т. п.) служит для животного сигналом какого-либо безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как известно, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, мигающая электрическая лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (подачей пищи, к примеру), в результате чего в головном мозгу возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного — зрительная и пищевая — оказываются объединенными. Мигание лампочки для животного становится сигналом кормления, вызывающим слюноотделение.

Животные в своем поведении руководствуются сигналами, которые И. П. Павлов назвал сигналами первой сигнальной системы («первые сигналы»). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы. У человека сигналы первой сигнальной системы (конкретные образы, представления) также играют весьма важную роль, регулируя и направляя его поведение. Так, красный глазок светофора является для водителя автомашины сигнальным раздражителем, вызывающим ряд двигательных актов, вследствие которых шофер тормозит и останавливает автомашину. Важно подчеркнуть, что не сами по себе сигнальные раздражители (к примеру, красный, желтый и зеленый огни светофора) механически управляют поведением человека, а их образы-сигналы в мозгу. Эти образы-сигналы сигнализируют о предметах и тем самым регулируют поведение человека.

У человека в отличие от животных наряду с первой сигнальной системой имеется вторая сигнальная система, составляющая его исключительное достояние и преимущество. Сигналы второй сигнальной системы — это слова («вторые сигналы»), произносимые, услышанные, прочитанные. При помощи слова могут быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Слово их замещает, обобщает и может вызвать все те действия, которые вызывают первые сигналы. Итак, слово — это «сигнал сигналов». Необходимо различать сигнальные раздражители (звук речи, текст письменного сообщения) и сигналы как представленность этих словесных раздражителей в мозгу в виде значения слова, которое, будучи понято человеком, управляет его поведением, ориентирует в окружающем, а оставшись непонятым, лишенным своего значения, может воздействовать на человека лишь как сигнал первой сигнальной системы или оставить человека вовсе безразличным.

Все сказанное дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.

Такое представление о сущности психики отвечает теории отражения, развитой В. И. Лениным. По словам В. И. Ленина, «психическое, сознание и т. д. есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека»3. «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…»4, — писал В. И. Ленин. Ленинская теория отражения является гносеологической основой научной психологии. Она дает философски правильное понимание сущности психики как процесса отражения, являющегося свойством мозга. Она противостоит как идеалистическим, так и механистическим воззрениям на психические явления. Идеализм обособляет психику от материи и превращает первую в замкнутый внутренний мир, не зависящий от окружающей действительности. (Механицизм не видит качественных отличий психики от материи, сводя психику к нервным процессам. Гносеология — теория познания, учение об источниках, формах и методах познания, о путях достижения истины — подходит к изучению психики с задачей выяснить взаимоотношения субъекта и объекта (проблема истинности знаний человека о мире, проблема адекватности отражения и др.).

Психология имеет свои конкретные научные задачи изучения психики, свой конкретный предмет исследования. Психология изучает, как происходит процесс преобразования внешних воздействий во внутренние, психические состояния субъекта, в которых представлены воздействующие объекты. Она исследует механизмы, благодаря которым осуществляется тот процесс превращения отражаемого в отражение, который обеспечивает управление деятельностью, программирование, регулирование ответной деятельности субъекта.

Психика характеризуется активностью. Необходимую сторону ее составляют побуждения, активный поиск наилучшего решения, перебор вариантов возможного поведения. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, взвешиванием различных вариантов действия, оно является необходимой стороной деятельности личности.

Активная регуляция поведения предполагает функционирование аппарата обратной связи. Понятие обратной связи широко используется в современной психологии, физиологии и кибернетике. В психологии и физиологии оно означает, что каждое ответное действие оценивается мозгом с точки зрения решаемой задачи. Следовательно, предполагается наличие единой циклической системы, где ни один момент санкционируемого из центра ответного действия не может быть завершен без немедленной посылки в обратном направлении (от периферии к центру) информации о результатах действия (обратная связь). С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряет его в качестве своеобразной модели действительности.

Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и производить операции сначала во внутреннем плане (например, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.

Возникнув в процессе биологической эволюции как особый аппарат управления поведением, психика человека становится качественно иной. Под воздействием законов общественной жизни организмы преобразуются в личности, каждая из которых несет на себе печать исторической обстановки, ее сформировавшей. Соответственно и поведение человека приобретает личностный характер.

Все сказанное позволяет теперь конкретизировать определение предмета психологии, которое было дано выше: психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющей у человека личностный характер.

 

I. 1. 2. Мозг и психика

Психика является свойством мозга. «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи»1. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира — от амебы до человека — физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

Строение нервной системы и психика

Одноклеточный организм, каковым является, например, амеба, не имеет никаких специализированных органов ни для восприятия пищи, ни для ее поиска, ни для ее переваривания. Одна и та же клетка должна быть и ощущающим органом, и двигательным, и пищеварительным. Вполне понятно, что жизненные возможности амебы — ее способность добывать пищу и избегать гибели — крайне ограниченны. У высших же животных специализация органов позволяет различать пищу, реагировать на опасности с большой быстротой и точностью. Специализация выражена в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов. Эти клетки образуют так  называемые рецепторы (аппарат, воспринимающий воздействие внешней среды). Другие клетки берут на себя осуществление мышечной работы или секреции различных желез. Это эффекторы. Но специализация разделяет органы и функции, тогда как жизнь требует непрерывной связи между ними, согласования движений с потоками сигналов от окружающих предметов и самого организма. Это достигается благодаря главному «пульту управления» — центральной нервной системе, действующей как единое целое.

Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки, или нейроны, функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела клетки, дендритов — ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона — волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом. В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами. Синапсу придается решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в нервной системе. Предполагается, что при выработке этих связей благодаря изменениям (химическим или структурным) в синапсах обеспечивается избирательное проведение импульсов возбуждения в определенном направлении. Синапс — это своего рода барьер, который должен преодолеть возбуждение. Некоторые барьеры легко преодолимы, другие — труднее, иногда же возникает ситуация выбора одного из путей.

Часть нейронов проводит возбуждение от рецепторов к центральной нервной системе, другая часть — от нее к эффекторам, но подавляющее большинство нейронов осуществляет связи между различными пунктами самой центральной нервной системы, состоящей из двух главных отделов — головного мозга и спинного мозга.

Верхнюю часть головного мозга образуют большие полушария, покрытые шестислойной массой нейронов (около 10 миллиардов), носящей название коры. Кора — важнейший (но не единственный) орган психической деятельности. Ниже полушарий, в затылочной части, находится мозжечок, функции которого еще недостаточно выяснены. Известно, что он играет существенную роль в координации мышечных движений. К большим полушариям примыкает мозговой ствол, верхняя часть которого — таламус служит «промежуточной станцией» для всех нервных путей, идущих из спинного мозга в большие полушария. Его нижняя часть — гипоталамус содержит центры, регулирующие водный обмен, потребность в пище и другие функции организма.

Все названные части центральной нервной системы имеют исключительно сложное строение, изучением и описанием которого занимается анатомия и гистология.

По современным научным представлениям, спинной мозг и мозговой ствол осуществляют главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирожденными (безусловные рефлексы), тогда как кора больших полушарий — это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

Каждая чувствующая поверхность (кожа, сетчатая оболочка глаза и т. д.) и каждый орган движения имеют в мозгу свое собственное представительство. Специализация, свойственная не только рецепторам и эффекторам, но и тем мозговым клеткам, в которых проецируется то, что совершается на периферии, детально изучена благодаря современной хирургической технике и методам электрического раздражения коры (путем введения в нее очень тонких электродов).

Рецензия на книгу: Юнг. О природе психики – Удивительный мир психиатрии: блог о психиатрии

Рецензируемая здесь книга называется «Юнг. О природе психики». Книга состоит из двух эссе «О психической энергии» и «О природе психики», названия которых предполагают, что оба они сосредоточены на разъяснении концепции психики.

О психической энергии

Юнг делает несколько интересных замечаний о психофизиологии: психофизиология может дать ‘.

прежде чем перейти к объяснению оценки психической энергии таким образом

Ценности суть количественные оценки энергии

Он утверждает, что субъективные ценности могут быть оценены путем сравнения друг с другом. Действительно, для этой цели существуют проверенные весы. Юнг также предполагает, что к бессознательным ценностям нельзя получить доступ, или там, где к ним обращаются, они трансформируются. Я бы сказал, что бессознательное — это довольно широкий термин, который охватывает некоторые вещи, которые доступны, и другие, которые недоступны. Например, большую часть времени нас может не волновать та или иная пища, к которой мы питаем отвращение. Однако если нам подадут эту еду в ресторане, не осознавая этого, наши бессознательные мысли и чувства, связанные с ней, вскоре реактивируются и будут в определенной степени управлять нашим поведением. Даже до того, как нам предложат еду, если бы нас спросили о наших мыслях об этом типе пищи, этого было бы достаточно, чтобы активировать связанные чувства и мысли. Я понимаю, что Юнг имел в виду что-то совершенно конкретное, когда говорил о бессознательном, но мне трудно оправдать исключение такой ассоциации, как приведенная выше (отвращение к еде), исключаемой из концепции бессознательного, учитывая, что оно обычно находится вне сознания. осознания, но быстро воздействует на ситуацию, когда это уместно, а иногда и в форме рефлексов до того, как может быть применено сознательное торможение. Таких контрпримеров можно привести множество.

Юнг продолжает обсуждение объективной оценки «количества» этих значений, добавляя, что он продемонстрировал это в «психологии раннего слабоумия». Использование таких терминов навело меня на мысль, что Юнг, возможно, каким-то образом рассматривал вышеизложенное как аксиоматические истины. Затем он объясняет «психологическую значимость» таких ценностей с точки зрения их отношения к комплексам. Он также утверждает, что ценность может быть выведена из интенсивности аффекта и что, кроме того, это может быть выведено из времени, затраченного на обсуждение или обдумывание чего-либо, как коррелирующего (мой термин) с «энергетической ценностью».

Что мне показалось особенно интересным, так это то, что, несмотря на более раннее упоминание о психофизиологии, Юнг на самом деле предполагает, что значения могут быть проверены косвенно с помощью психофизиологических измерений, включая «пульсовую кривую», «дыхательную кривую» и «психо-гальваническую кривую». феномен’. Он также упоминает сложную способность людей и животных воспринимать «эмоциональные колебания» представителей своего вида. Он комментирует взаимодействие между разумом и мозгом, говоря, что он намеренно оставил это вне обсуждения и что природа этого находится за пределами сферы «нашего опыта».

Юнг обсуждает теорию постоянства, проводя различие между сохранением психической энергии и фрейдовским описанием либидо. Любопытно, что он признает, что психика не является полностью замкнутой системой, и в то же время утверждает, что можно провести полезную аналогию с термодинамическим принципом сохранения энергии — в данном случае с сохранением психической энергии. Юнг ссылается на энтропию, и здесь мне придется возразить, что Юнг ошибается. Я считаю, что разум является функцией мозга и, кроме того, что мозг в энергетическом плане не является закрытой системой, а открыто общается с другими частями тела и посредством этих взаимодействий с окружающей средой. Поэтому нет никакого оправдания постоянству психической энергии. Второй момент, однако, заключается в том, что клеточный аппарат мозга, хотя и подчиняется законам энтропии, на самом деле функционирует, концентрируя энергию продуктивным образом. Таким образом, если разум является функцией мозга, он в конечном счете управляется системой, которая противостоит энтропии.

но чем более замкнута психологическая система, тем яснее проявляется феномен энтропии

Затем Юнг обсуждает основы своей либидинальной теории как «прогресс и регресс», «экстраверсия и интроверсия» и » канализация либидо». Во время его обсуждения этих «основ» меня обескуражило использование им термина «первобытный человек» по отношению к племенным народам и особенно его утверждение, что такие люди «не знали того, что мы называем волей». Позже он выразил несколько европоцентристское мировоззрение, и я не принял во внимание соответствующие аргументы. Затем он переходит к обсуждению духовных вопросов, а также расширяет концепцию либидо Фрейда и рассматривает возникновение символики энергии в разных культурах.

О природе психики

В этом эссе Юнг снова обсуждает психику, и философский подход вместе с рассмотрением философов и их работ пронизывает это обсуждение.

на сегодняшний день мы придерживаемся мнения, что помимо субъективной достоверности необходим объективный опыт для обоснования мнения, претендующего на научность …. эмпирическая свобода воли растет по мере расширения сознания

Он ссылается на истоки экспериментальной психологии вместе с Кристианом фон Вольфом в 17 веке, прежде чем написать о школе Вундта в этом эссе (а также в эссе выше) и оспаривает утверждение, что все психическое является сознательным. Он также отмечает отказ Вундта от того, что за символизмом стоит «система идей». Затем Юнг продолжает писать о значении бессознательного в психологии, и здесь он ссылается на Уильяма Джеймса и «Многообразие религиозного опыта» в сносках. По пути он придумывает такие строки: —

Психика – величайшее из всех космических чудес и sine qua non мира как объекта

Юнг обсуждает диссоциабельность психики и роль воли. В своем обсуждении «Бессознательного и сознания» он ссылается на бритву Оккама, которую можно назвать сомнительной концепцией, поскольку она исключает сложные объяснения сложных явлений и, таким образом, кажется прагматичным подходом, не соответствующим структурированному подходу, который продемонстрировал Юнг. Затем он обращается к алхимии и предполагает, что используемые здесь образы представляют собой самоанализ работы бессознательного. Затем он обсуждает архетипы и упоминает «духовный» аспект, таким образом,

Часто оно с беспримерной страстью и беспощадной логикой ведет к своей цели и вовлекает субъекта в свои чары, от которых он, несмотря на самое отчаянное сопротивление, не в силах и, в конце концов, даже не желает вырваться на свободу, потому что опыт приносит с собой глубина и полнота смысла, которые были немыслимы до ….. архетип — это чистая неиспорченная природа, и именно природа заставляет человека произносить слова и совершать действия, смысл которых для него неосознан, настолько бессознателен, что он уже не придает ему значения мысль

Он добавляет, что позже этим высказываниям приписывают значение «золотого века».

Но мы можем со всей скромностью указать, что математическое мышление является также и психической функцией, благодаря которой материя может быть организована таким образом, чтобы разорваться на части могучими силами, связывающими атомы вместе

Это дополняет его заявление в предыдущем эссе о том, что даже наука не может избежать психологических условий познания, и психология должна быть особенно чувствительна к этим условиям ‘

Он переходит к обсуждению коллективного бессознательного и снова в том же духе, что и выше, дает то, что я считаю глубоким пониманием — что более глубокое понимание, которое мы ищем для себя, должно в конечном итоге стать частью нашего собственного внутреннего (психического) опыта. .

ибо никакое объяснение психического не может быть ничем иным, кроме как живым процессом самой психики

Он заканчивает, подчеркивая, что проводит аналогии и ничего более. Знания и интеллект Юнга очевидны из большей части его рассуждений. Я был удивлен, что он предложил использовать психофизиологические меры для количественной оценки ценностей, подразумевая, что он не считает психологическое объяснение всеобъемлющим. Аналогии с принципами термодинамики были неубедительны, хотя в одном месте он действительно утверждает, что это не более чем аналогии. Его обсуждение философии, особенно европейской философии и комплексов, требует дальнейшего изучения, а в последнем случае и распространения на другие работы.

Ссылки

Карл Густав Юнг. О природе психики. Рутледж. Извлечено из Собрания сочинений Юнга. Переиздано в 2006 г.

Twitter

Вы можете подписаться на Twitter «Удивительный мир психиатрии», нажав на эту ссылку

Подкаст

по этой ссылке (может быть небольшая задержка между публикацией статьи в блоге и доступностью подкаста).

Ответы

Если у вас есть какие-либо комментарии, вы можете оставить их ниже или по электронной почте justinmarley17@yahoo. co.uk

Отказ от ответственности

, сделанные здесь, представляют мнение автора и не делать представляют профессию или любой орган/организацию. Комментарии, сделанные здесь, не предназначены для использования в качестве источника медицинской консультации, и тем, кто обращается за медицинской помощью, рекомендуется проконсультироваться со своим врачом. Автор не несет ответственности за содержание любых внешних сайтов, на которые есть ссылки в этом блоге

Оценить:

Нравится:

Нравится Загрузка…

О природе психики

О природе психики

К. Г. Юнг

Мягкая обложка ISBN: 9780691017518 27,95 долларов США электронная книга ISBN: 9780691214719 Доступно как EPUB или PDF 19,57 долларов США

27,95 $

Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)

Доставка в:

Выберите странуСШАКанадаАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАргентинаАрменияАрубаАвстрияАзербайджанБахрейнБеларусьБельгияБенинБермудыБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБуве ОстровБразилияБританская территория в Индийском океанеБолгарияБуркина-ФасоБурундиКабо-ВердеКамбоджаКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго Демократическая РеспубликаОстрова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКюрасаоЧешская РеспубликаДанияДжибутиДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорEqua Ториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) острова Фарерские островаФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГибралтарГрецияГренландияГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландия Остров МэнИзраильИталияЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКореяКорейская Народная РеспубликаКувейтКыргызстанЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейн ЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМальдивыМалиМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные ШтатыМ староваМонакоМонголияЧерногорияМонтсерратМароккоМьянмаНепалНидерландыНовая КаледонияНикарагуаНигерНиуэНорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияСвятая БартелемиСент-ХеленаСен-МартенСен-Пьер и МикелонСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСент-Мартен (голландская часть) СловакияСловенияСомалиЮжная Джорджия и Сэндвич-островаЮжный СуданИспанияСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайванТаджикистанТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТуни зияТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗимбабве

Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)

Выберите тип электронной книги: EPUBPDF

добавить в корзину добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Великобритания
  • Европа

Неврология и психология

  • К. Г. Юнг
    Переведено
  • Р.Ф.К. Корпус
    Коллекции:
  • Серия Боллинген
    Ряд:
  • Экстракты Юнга

      Мягкая обложка

      Купить это
      • Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
      • Скачать обложку

      Извлечено из тома 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *