Реклама психолога: как рекламировать психологические услуги?
Меня часто спрашивают о рекламе психолога — как рекламировать психологические услуги правильно? Как продавать психологические услуги, и уместно ли это вообще, учитывая их специфику?
Да, психологическая консультация — не товар, который обладает видимыми характеристиками. Это также и не вполне услуга в привычном понимании слова. Работа психолога тонка и деликатна, и говорить о «продаже» в таком контексте кажется абсолютно неуместным.
Однако психологический рынок в мире давно сформирован, и каждый специалист занимает на нем свое положение. И имеет свою стоимость.
От чего зависит стоимость консультаций психолога?
Не всегда от уровня полученной квалификации, и не всегда от опыта.
Всех нас учат одинаково, а при наличии известной доли рвения и достаточном трудолюбии практически каждый может вырасти в компетентного профессионала.
Другое дело, что до организации реальной частной практики — в отдельном офисном пространстве и с хорошей клиентской базой — дело доходит лишь у десятков выпускников, если не меньше. Но тем и лучше — небольшое количество закаленных специалистов создают продуктивную конкуренцию и тем самым постоянно улучшают качество самой услуги.
В течение 8 лет продвижения коллег я чаще всего слышу вопросы именно о рекламе услуг психолога:
- Как грамотно предложить услуги психолога и «отстроиться» от коллег?
- Что лучше предлагать — узкую специализацию или широкий охват направлений, форматов и аудиторий клиентов?
- Как при рекламировании своих услуг не скатиться до уровня «базарного» торговца?
Частые вопросы психологов продвижении психологической практики
Реклама услуг психолога строится на 3 простых вещах
- Четкое позиционирование, как и в любой другой сфере бизнеса — основа всего. Вы должны умудриться настолько отточить концепцию своей частной практики/психологического центра, чтобы для потенциального клиента было очевидно, с какого рода проблемами или аудиторией вы работаете.
Это должно быть изложено буквально в трех-четырех словах
. Учитывая, что специалистов сейчас находят через Интернет, а подробно читать тексты на сайтах почти никто уже не готов, выделяйте такую информацию всеми доступными способами. К вашей визитке это тоже относится.С точки зрения продажи чего-либо работать со стереотипными представлениями легче. Примите к сведению, например, такое обстоятельство — на сегодняшний день в нашей реальности клиенту трудно точно понять, чем является, а чем не является психологическая услуга. Зато люди хорошо понимают, кто такой врач, педагог или священник.
Поэтому любой отсыл к этим профессиям облегчит привлечение на консультацию. Именно поэтому директивный, подобный врачебному, подход психолога более популярен. Именно поэтому на консультации от психолога многие ожидают духовных наставлений. Именно поэтому запрос на обучение «правильному» образу жизни настолько распространен.
- Экспертность вместо прямой продажи. Предложить услуги психолога в спокойной, не агрессивной манере — главное правило. Практически в любой другой сфере «громкое»заявление о себе будет плюсом. Но это не работает для большинства психологов. Исключение — тренинги по развитию каких-либо навыков, больше связанные с деловой сферой, чем с личной.
Вместо этого стоит четко и максимально прозрачно привлечь внимание к своему образованию и квалификации, открыть доступ к дипломам и сертификатам, показать свою принадлежность к уважаемым профессиональным сообществам и выложить на сайт видео выступлений в СМИ и ТВ (практически каждый опытный специалист хотя бы раз был в эфире телевидения или давал комментарии в прессе — если в вашем случае это не так, то с выходом вашего сайта в топ поисковых систем эта проблема будет решена).Поскольку для вашего потенциального клиента на первом этапе такие артефакты являются фактически единственным критерием вашего профессионализма, то одновременно с четким позиционированием это будет иметь ощутимый эффект.
Это имеет равную силу и для продвижения в Интернете, и для поддержания «сарафанного радио» (хотя сегодня, даже если человек приходит к вам по рекомендации, он обязательно подготовится к встрече с вами, прогулявшись по вашему сайту и профилям в социальных сетях).
- Уникальность вашей профессиональной квалификации и специализации. Это напрямую влияет на выбор стратегии всего вашего позиционирования. Речь идет о сочетании неповторимых характеристик ваших услуг, о том, чем вы отличаетесь от конкурентов (да-да, многие коллеги ненавидят это слово, но это факт). Всегда есть что-то , к чему у вас как у профессионала, больше лежит душа, и жизнено важно изложить отличия своей работы от предложений сотен коллег.
Иногда бывает уместно рассказать о себе чуть больше необходимого (если только вы не психоаналитик). Несмотря на всю болезненность ситуации, в которой обычно находится пришедший к вам клиент, больше шансов «сработаться» дает схожесть вашего с ним социального положения и разделение им логики изменений, лежачей в основе вашего психологического подхода (об этом интересно пишет Э. Спинелли).
Только теперь у вас есть что-то конкретное и внятное, чтобы планировать рекламу работы психолога.
Работающие способы рекламы психолога с примерами
Какие способы рекламы услуг психолога выбрать?
- Поисковые системы Яндекс и Google. Около 80-90% клиентов психолога находят его таким образом, так что это основной канал привлечения клиентов в настоящее время. По статистике запросов на наши услуги видно, что количество таких обращений к поисковым системам растет. Строго говоря, это не реклама, а поисковое продвижение, и его суть в оптимизации и сопровождении сайта психолога специальным образом, когда учитываются требования поисковых систем и пользователей сети. Постепенно сайт поднимается в позициях по конкретным поисковым фразам (например, «помощь психолога», «консультация психолога» и т.п.), и становится хорошо виден в результатах поиска. Еще несколько лет назад это можно было сделать довольно быстро и с минимальной работой внтури сайта. Сегодня же требуется сочетание разных подходов, и особенно важен личный вклад психолога в это, его включенность.
- Социальные сети. Среди неопытных в этой теме коллег существует мнение, что сейчас «все в социальных сетях», но ведь напрямую психолога там не ищут! Да, читают советы, ответы на вопросы, статьи, но все это косвенные методы. Это хороший способ завоевания доверия и лояльности, но не способ привлечения клиентов. Конечно, это немного помогает, причем больше как стимул для рекомендаций, когда ваши читатели советуют ваши статьи или даже консультации, но количество клиентов из этого канала (во всяком случае в течение первых лет практики) недостаточное для содержания своего консультационного бизнеса. Но!
Если вы проводите семинар, тренинг, вебинар и другие мероприятия, то средствами рекламного кабинета (и специальных программ для работы с ним) его можно эффективно порекламировать. Подробнее о способах привлечения психологом клиентов через соцсети.
Если сказать кратко — психологу стоит соизмерять временные и эмоциональнные затраты на работу с соцсетями с их эффектом. Я специально попросила коллегу, одного из моих ассистентов подробно описать свой опыт продвижения психолога в Инстаграм, в которым она делится «фишками» и результатами.
- Еще один вид рекламы — и это уже реклама в прямом смысле — контекстная, в результатах поиска Яндекс и Google. Это то, что помечается как реклама, и располагается перед основными результатами, под ними и справа от них. Изложение прямое, «громкое» часто для кликабельности требуются кричащие тексты, что мало пригодно для психологов. Кроме того, это очень-очень дорого по сравнению с поисковым продвижением. Только 25 % людей кликают на рекламу, остальные 75 % больше доверяют результатам поиска (о которых речь была выше).
- «Сарафанное радио» — тоже не реклама, а канал привлечения, однако работа с этим каналом сопоставима с рекламой. Информирование о себе как можно большего числа людей для распространения информации. Это канал в настоящее время формируется тоже больше через Интернет, то есть первые клиенты прихоят оттуда изначально, а потом распространяют информацию. Сейчас, как вы понимаете, передается не просто имя, а ссылка на сайт или профиль в соцсети. Правильно организованный сайт больше пригоден для конвертирования потенциальных клиентовв реальных, чем страница в соцсети (как в случае с сарафаном, так и вообще).
- Отзывы о психологе. Речь именно об отзывах в сети, а не просто о цитатах отзывов на вашем сайте. Либо это прямые отзывы в комментариях соцсетей, либо скриншоты, так доверия к ним будет много больше. Сегодня клиенту недостаточно натолкнуться на специалиста, чтобы записаться на консультацию. Принято искать подтверждение своему выбору и запрашивать отзывы в Интернете.
Если у вас остались вопросы, почитайте ответы на частые вопросы.
По опыту я знаю, что психологам больше нравится размышлять о гуманистических идеалах своей профессии, чем о «продажности» профессиональных консультаций. Но когда психолог становится действительно готов зарабатывать именно этим, ему приходится подойти к финансовой теме всерьез, чтобы вывести свою практику на принципиально новый уровень. Тогда вопросы рекламы психолога выходят на первый план.
Если вам нужна моя профессиональная помощь в том, чтобы начать зарабатывать любимой профессией, запишитесь на консультацию.
psypractice.ru
Социальная психология рекламы
Основные модели в социальной психологии рекламы
Замечание 1
Социальная психология рекламы занимается изучением воздействия и влияния рекламных сообщений на психику человека, побуждая его совершать определенные действия, а именно совершать покупки рекламируемых товаров и услуг.
Реклама как социально-психологический феномен изучается на основе сложившихся теоретических моделей:
- Модель AIDA (внимание, интерес, желание и действие). Это основная методика рекламного воздействия на потребителя, посредством привлечения внимания, вызова интереса к рекламируемому объекту, возбуждения желания и побуждение к определенным действиям, а именно покупке товара.
- Модель АССА (интерес, понимание, убеждение и действие). Это последовательность действий по воздействию рекламы на потребителя: привлечение интереса, обеспечение лучшего восприятия преимуществ рекламируемого товара, убеждение в необходимости купить данный товар и непосредственно совершение покупки
- Модель DIBABA (немецкая модель). Это поэтапное влияние на сознание потребителя через рекламу посредством шести шагов восприятия: выявление желания и потребности потребителей, демонстрация потребности в рекламе, подталкивание потребителя к определенным выводам, прогноз реакции на рекламу у потребителя, побуждение к покупке и создание благоприятных условий для сделки.
- Модель DAGMAR (определение рекламных целей — измерение рекламных результатов). Данная модель описывает следующие фазы акта покупки: узнавание марки или бренда товара; информирование потребителя о качестве товара; убеждение в приобретении товара; совершение покупки.
Методы психологического воздействия рекламы на потребителя
Механизм психологического воздействия рекламы на ее потребителя: состоит из следующих этапов:
- Привлечение внимания
- Поддерживание интереса
- Проявление эмоций
- Убеждение
- Принятие решения
- Действие (совершение покупки)
На каждом этапе необходимо применять определенные методы и технологии, которые воздействуют на различные психические процессы человека, как на сознательном, так и на бессознательном уровне:
- метод убеждения;
- метод внушения;
- метод гипноза;
- психоаналитический метод;
- метод нейролингвистического программирования;
- метод лингвистического манипулирования.
Убеждение – это метод воздействия рекламы, который направлен аргументирование потребителей в преимуществах и необходимости в рекламируемом товаре. Доказательства строятся на основе бесспорных истин, личном опыте, положительных аргументах в пользу товара и негативных сведений, в случае не приобретения рекламируемой продукции.
Внушение (суггестия) – это основной психологический прием воздействия, означающий прямое и неаргументированное влияние одного человека на другого или на группу. В рекламе используют такие приемы внушения, как образность и конкретность ключевых слов, избегание отрицательных частиц в сообщении, воздействие звукосочетаниями слов и выражений.
Гипноз. В рекламной деятельности данный метод используется с помощью определенных приемов. Во-первых, трюизм – это психотехника, которая является гипнотической заменой команды и означает сверхобобщенное высказывание. Во-вторых, иллюзия выбора. Это ситуация, когда человека ограничивают в выборе, предоставляя не весь перечень вариантов. Третья психотехника – это полный выбор. В отличие от предыдущего приема, это предоставление выбора всех возможных вариантов, желательных и нежелательных.
Психоаналитический метод. Один из основных мотивов рекламы – отождествление товара, услуги с подсознательными мотивами и предпочтениями потребителя. Товары часто делают привлекательными с помощью определенных образов, которые хотят видеть потребители в той или иной рекламе.
Нейролингвистическое программирование (НЛП). Оно занимается изучением положительного опыта специалистов в различных областях психологии и социологии, чтобы затем использовать накопленные знания в своей деятельности.
В рекламе данная модель используется для следующих целей:
- создание психологического контакта с потребителем;
- установление и поддержание процесса коммуникации;
- побуждение потребителя к соответствующему поведению.
- Отличным работающим приемом в рекламе является использование персонажей, зрительных образов. Которые вызывают определенные эмоции и соответственно положительные ассоциации с товаром или компанией.
Метод лингвистического манипулирования – это использование особенностей языка и правил его употребления. Как правило, рекламисты используют данный метод, чтобы скрыто влиять на потребителя. Лучшим способом воздействие на потребителя является частое применение скрытых и явных сравнений в рекламе, которые позволяют создавать эффект уникальности товара.
spravochnick.ru
Психология рекламы. Психология воздействия рекламы :: SYL.ru
Психология рекламы заключает в себе целенаправленное воздействие на зрителя посредством ярких, значительных образов. Иногда мы и не замечаем того, как действует на нас рекламный ролик, показываемый по телевизору. А потом выясняется, что мы уже готовы заплатить любые деньги, чтобы приобрести какую-то понравившуюся вещь.
Данная статья посвящена людям, которые намерены представить свой продукт в самом выгодном свете, добиться высоких продаж, начать свой бизнес. Не секрет, что для этого необходимо хорошенько постараться. Мы живем в век информационных технологий, когда можно получить доступ к любым знаниям, важно только желание.
Достоинства продукции
Наблюдая рекламный ролик по телевизору, вы наверняка замечали, что производители в самом общем случае стараются преподнести товар так, чтобы его захотелось купить. Самым красочным языком расписываются преимущества, которые вы получаете при покупке: качество, привлекательный внешний вид, многочисленные скидки, бонусы. Психология воздействия рекламы работает таким образом, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. И даже те, кто не собирался приобретать конкретную вещь, иногда не могут удержаться. Это результат грамотного, ответственного подхода к продвижению продукции. Если всего этого не сделать, товар так и останется лежать на полках.
Многократность повторения
Обращали ли вы когда-нибудь внимание, что рекламодатели, как правило, используют метод неоднократного прокручивания одного и того же ролика? Это сделано для того, чтобы изображение на экране, слова о качестве закрепились в сознании людей, и они подсознательно делали выбор в пользу того или иного продукта. Конкуренция очень высока, поэтому за внимание потребителя, готового платить деньги, приходится бороться. Не страшитесь соперников, а учитесь у них!
Психология восприятия рекламы такова, что нам кажется: если все вокруг говорят о каком-то товаре, значит, «нужно и мне его приобрести». Притом, казалось бы, никто вам ничего не навязывает — решение человек принимает самостоятельно. Люди часто поддаются эмоциям, и это нужно тоже учитывать.
Красивая упаковка
Чтобы товар имел привлекательный вид, его стараются всячески «облагородить»: разрабатывается уникальный макет, тщательно продумывается, во что он будет упакован. Психология социальной рекламы делает упор на то, чтобы любой ценой привлечь покупателя. Профессионалы, которые занимаются рекламой, знают, для какой категории населения они работают, кто является их целевой аудиторией. Реклама никогда не создается для всех, она всегда ориентирована на ту или иную группу людей.
Никто не станет, наверное, спорить с тем, что если вещь оригинально и искусно упакована, ее хочется немедленно купить, даже в том случае, когда она вам без надобности. Человек устроен таким образом, что его привлекает все яркое и необычное. Можно сказать, что уметь продавать в наше время – это залог успеха практически в любой деятельности. Вот что представляет собой психология рекламы. Цвета тоже имеют значение. Всем известно, что красный раздражает, зеленый и голубой – успокаивают, оранжевый способен удерживать внимание и т. д.
Счастливые люди
Давайте вспомним, какими представлены персонажи рекламных роликов. Они все выглядят доброжелательными, словно у них круглые сутки отличное настроение и нет никаких проблем.
Более того, любая трудность часто обыгрывается как несущественная, которую можно с легкостью решить. Заметьте, как часто в рекламе сравниваются успешные и несчастные люди. Отличие между ними подчеркивается тем, что одни пользуются определенным товаром, а другие нет. Создается впечатление, что вещи сами по себе могут приносить состояние счастья и надолго его сохранять. Такова психология рекламы.
Доброжелательная настойчивость
Как часто в рекламных роликах говорится прямым текстом, что нужно всего лишь приобрести себе ту или иную покупку. С экранов телевизора зрителю буквально навязывается его собственный выбор. Как тут можно говорить о независимости и свободе? Нам подчас только кажется, что мы сами принимаем решение. На самом же деле за нас его уже приняли. Психология восприятия рекламы – тонкий и высокоорганизованный процесс, которым успешно руководят. Создается впечатление умелого манипулирования сознанием человека.
Изобилие
В рекламе так часто появляются звезды современной эстрады и шоу-бизнеса. Это сделано для того, чтобы привлечь внимание зрителя, создать иллюзию того, что популярные люди пользуются той же косметикой, читают те же книги, что доступны массовому обывателю. Психология социальной рекламы ориентирована на самых разных людей. Она учитывает их личностные, социокультурные особенности.
Изобилие товара подчеркивается неоднократно: в ролике может прямым текстом говориться о том, что «вы должны это купить», а может только подразумеваться. И в том, и в другом случае рисуется видимость, что производители — щедрые люди: они готовы дарить вам подарки и бонусы, делать огромные скидки.
Рекламный слог
Рекламный текст пишут, как правило, креативные сотрудники. В каждом уважающем себя крупном рекламном агентстве имеются специальные люди, которые работают над тем, чтобы продаваемый текст был ровным, без шероховатостей. Сюда относятся и копирайтеры, которые трудятся как свободные художники, работая на себя.
Психология рекламы такова, что зрителю нужно помочь воспринять ту или иную информацию. Для этого текст должен быть услышан, правильно и адекватно воспринят. Лучший эффект достигается тогда, когда начинаются активные продажи. В этом случае можно считать, что идея «дошла» до массового потребителя.
Писательская успешность
Сегодня стать востребованным, читаемым автором невозможно, если вы не занимаетесь саморекламой. Всевозможные литературные сообщества, копирайтинг, блоггинг могут вам помочь продвинуть себя и свои произведения, найти своего читателя. Занимаясь творчеством, вы должны четко представлять свою целевую аудиторию и то, для чего вы это делаете — собственно говоря, зачем пишете. Психология рекламы книги практически не отличается от других видов: нужна узнаваемость, имя, эмоциональная заинтересованность. Когда вы изо дня в день будете создавать тексты на продажу или работать над собственным блогом, вас станут узнавать потенциальные покупатели — так вы соберете вокруг себя аудиторию, которой может быть интересно то, чем вы занимаетесь.
Раньше вся работа над книгоизданием лежала непосредственно на издательстве. Теперь, чтобы стать успешным, нужно суметь разрекламировать свое творчество до такого предела, чтобы самые крупные компании захотели с вами сотрудничать. Такой подход, безусловно, накладывает на автора большие обязательства и колоссальную работу, зато он может быть уверен в том, что заслужил такое право, заработал его собственным трудом.
Таким образом, психология рекламы дает уникальную возможность каждому, кто имеет талант, развиваться в своем деле. Теперь можно быть независимым и самодостаточным. Главное – верить в себя и свои силы, не бояться конкуренции, иметь желание идти вперед. Преодолевая преграды шаг за шагом, вы достигнете успеха, если будете всецело к нему стремиться. Позвольте себе быть услышанными своим сердцем, и тогда вас заметит весь мир!
www.syl.ru
Психологическое исследование рекламы
Особенности психологического исследования рекламы
Определение 1
Психологические рекламные исследования – это изучение восприятий, впечатлений и эмоциональных образов, которые возникают у потребителя при просмотре рекламы.
Эти элементы в большей степени влияют на поведение людей, чем словесно сформулированные мнения, выявленные в ходе проведения опроса.
Данный вид рекламного исследования проводится на небольших выборках (в среднем до 40 человек), но сильно влияют на повышение эффективности рекламы. С их помощью можно выбрать наиболее результативные материалы, доработать недостаточно эффективные и убрать нерентабельные. Психологические исследования способствуют проведению оценки любого рекламного материала (ролика, объявления, разных вариантов эмблемы, фирменного стиля, торговых марок) до его окончательного выбора, утверждения и исполнения (трансляции или публикации).
Главное преимущество психологических исследований в рекламе заключается в том, что они позволяют выяснить:
- как воспринимается компания в целом, ее название, эмблема, отдельные рекламные материалы на сознательном и подсознательном уровнях,
- какие эмоции и ассоциации вызывают имя предприятия, бренд, реклама
- насколько четко доносится до потребителей идея рекламы
- насколько точно воспринимаются те или другие элементы рекламного сообщения и т.д.
Анализ воздействия рекламы на когнитивную и эмоциональную области психологии потребителя
Исследование когнитивного компонента психологии рекламы предполагает анализ процессов переработки информации:
- ощущение и восприятие,
- память,
- представление и воображение,
- мышление и речь.
Ощущение – это отображение в подсознании человека определенных свойств явлений и предметов окружающей среды при их воздействии на органы чувств. В рекламе необходимо находить баланс между применением различных видов ощущений (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные) в той или иной степени.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в подсознании человека. При восприятии рекламной информации важную роль играет создание визуального образа который оказывает (или не оказывает) определенное воздействие на поведение покупателя. Основная задача рекламы – это создавать в голове потребителя такой образ товара, который побуждал бы покупать рекламируемое.
Память – это способность запоминать, накапливать и воспроизводить знания и навыки. Реклама позволяет учитывать интересы и планы людей и создание в подсознании человека знание о необходимости того или иного товара. Чтобы реклама имела успех в процессе создания будущего потребителя посредством товаров, она должна повторяться неоднократно, но не быть навязчивой.
Представление и воображение позволяют с помощью рекламы воплотить образы в реальность. Потребитель может представить себя на месте героя рекламного ролика и понять, нужен ли ему рекламируемый товар или нет.
Мышление – это процесс отражения действительности в сознании человека. Активно в рекламе используются ассоциации наряду с такими приемами, как абстрагирование, сравнение, обобщение, установление аналогий и др.
Эмоциональный компонент воздействия рекламы выявляет эмоциональное отношение к рекламируемому объекту:
- Симпатия
- Антипатия
- Нейтральное отношение
- Противоречивое отношение
Реклама способствует появлению в подсознании человека эмоциональных образов. Память на эти образы и состояния является одной из самых прочнейших.
Эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на поведение потребителей и принятие решений о покупке. Специалисты определили, что симпатия к товару пропорциональна симпатии к рекламе.
Замечание 1
Реклама – это психоэмоциональное программирование потребителей. Но парадокс в том, что человек доверяет больше рекламе, которая не активно воздействует на его подсознание, а только информирует его о товарах и их преимуществах.
spravochnick.ru
Понятие психология рекламы. Психологические механизмы воздействия рекламы.
Психология рекламы изучает механизм воздействия рекламы на мозг человека, а также на особенности восприятия людьми отдельных выразительных средств — текста, изображения, цвета, графического оформления и т. д.
Внушение.Основной психологический метод воздействия, ссылки на который наиболее часто можно встретить в литературе по психологии рекламной деятельности — это внушение (suggestio).
Внушение носит, как правило, вербальный характер. Считается, что дети в большей степени поддаются внушению, чем взрослые; Часто высказывается также точка зрения, что внушение предполагает многократное повторение одних и тех же внушающих установок в виде слов, текстов или многократное предъявление одних и тех же оптических образов. Причем, большое значение имеют динамические характеристики предъявления внушающих установок.
Сила рекламного воздействия зависит от такого фактора, как повторяемость информации. Для достижения эффекта внушения недостаточно сообщить информацию только один раз. Следует стремиться к тому, чтобы внушаемое сообщение повторялось несколько раз, причем каждый раз в него вносилось нечто новое, изменялись способы и формы подачи содержания.
Подражание.Многие рекламисты обращают внимание на то, что подражание в рекламе оказывается наиболее эффективным в тех случаях, когда рекламируется то, что является для человека престижным, например, что он покупает с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность
У взрослых подражание рекламному персонажу чаще определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями, желанием быть похожим на преуспевающего авторитетного человека.
Заражение.Психическое заражение многие психологи определяют как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим воздействиям.На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий и особенно эффективен в молодежной среде.
Убеждение.Метод убеждения используется в современной рекламе очень широко. Убеждение часто основано на увеличении объема информации о рекламируемом товаре, на преувеличениях, на сравнении его достоинств с недостатками других (конкурирующих товаров), на заранее заготовленных вопросах и ответах, на демонстрации уникального торгового предложения или объекта (товара) в действии и др.
Стереотип.Среди методов психологического воздействия на человека многие авторы называют те, которые основаны на использовании стереотипов. Роль стереотипов в рекламе велика.
Имидж.Ученые называют имидж в рекламе средством психологического воздействия и даже манипулирования сознанием человека.
В качестве одного из самых популярных методов придания товару дополнительных психологических ценностей считается реклама, исходящая от знаменитостей или просто популярных людей.
Механизм «ореола».Рекламистами давно было подмечено, что если рекламируемый товар (услуга) сам по себе не привлекает внимания потребителей, то крайне полезными, а иногда и просто необходимыми оказываются специальные приемы (предметы, образы и пр.), обладающие так называемым сильным аттрактивным воздействием. Благодаря своим очевидным или необычным особенностям они привлекают внимание к рекламируемому товару. Это явление в ряде случаев стали называть эффектом или механизмом «ореола».
К механизму «ореола» следует отнести также использование в рекламе образов известных личностей.
Идентификация.В рекламной практике, а также в психологии рекламы идентификацией стали называть явление, когда потребитель мысленно ставит себя на место изображенного в рекламе персонажа и при этом хочет быть на него похожим. Иногда только с помощью данного механизма рекламе удается убедить потребителя в высоком качестве того или иного товара, в наличии у последнего необходимых функциональных характеристик.
Технология «25-го кадра».Феномен «25-го кадра» обсуждается в широкой печати с середины XX века. Специалисты в области киносъемки отмечают, что вклейки «25-го кадра» чаще всего заметны на киноэкране и узнаваемы при их многократном предъявлении. Проблема механизмов психологического воздействия на подсознание с помощью тахистоскопических методик так и не получила однозначного решения. Однако интересным оказывается следующее наблюдение. Известно, что, воспринимая окружающую действительность, человек концентрирует свое внимание лишь на отдельных ее проявлениях (объектах, характеристиках и т. д.).
В настоящее время большинство специалистов в области маркетинга полагает, что возможные эффекты тахистоскопического предъявления рекламы, в частности, по технологии «25-го кадра», оказываются экономически невыгодными. То есть затраты, как правило, во много раз превышают возможный психологический эффект.
Рекламные шоу
При проведении телевизионных рекламных шоу используется прием ускоренной речи ведущего, демонстрирующего товар. Быстрый темп речи лишает зрителей возможности осознать ситуацию психологического воздействия, посоветоваться с кем-либо, привлечь свой личный прошлый опыт и др.
Эта проблема является одной из наиболее важных теоретических проблем современной психологии рекламной коммуникации. Ее решение определяет основные стратегии организации маркетинговых мероприятий на практике.
Нейролингвистическое программирование.Нейролингвистическое программирование (НЛП) как некий вид психологической практики возникло относительно недавно, в начале 70-х годов XX века. Его основателями были Джон Гриндер — ассистент профессора лингвистики и Ричард Бэндлер — студент психологического факультета.
Важным вопросом является возможность применения НЛП в практике рекламной деятельности, например в традиционной коммерческой рекламе, или в каких-либо видах маркетинговых мероприятий. Однако следует отметить, что, по мнению многих практиков в области рекламы и маркетинга, возможности НЛП в рекламе во многом преувеличены.
Все дело в том, что управление поведением человека может осуществляться в двух совершенно противоположных ситуациях. В одном случае человек добровольно и осознанно подчиняется психологическому воздействию со стороны, например, в процессе психотерапевтического лечения или в условиях обучения, развития способностей, избавления от вредных привычек. В другом случае воздействие осуществляется против воли человека, его стараются «заставить захотеть» выполнить несвойственное ему действие, поступок, например приобрести вещь, которая ему не нужна. Такое воздействие встречает со стороны любого человека крайне негативную реакцию. Она может быть и внешней, и внутренней или только внутренней. Психологическая защита, которую выстраивает человек, обладает различной степенью надежности. Но даже уступая однажды более сильной воле, он позже делает все, чтобы вновь не попасть под нежелательное влияние.
Социально-психологическая установка.В качестве модели психологического воздействия рекламы на потребителя в ряде случаев используется концепция психологической установки. Психологи различают психофизиологическую установку (set) и социально-психологическую установку (attitude).
Социально-психологическая установка (attitude) возникает вследствие социальных контактов, социального воздействия. Она имеет сложную многокомпонентную структуру. Выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты установки.
Исследование влияния установок на человека представляет интерес в связи с изучением отношения потребителей к рекламе. Установка, формирующая у потребителя определенное отношение к рекламе как глобальному социально-экономическому явлению, может повлиять на отношение к конкретной рекламе (телевизионному ролику, щиту, рекламному образу и пр.).
106. Эмоции и реклама. Психология творчества в рекламе
cyberpedia.su
Концепция рекламы как формы психологических воздействий. Психология рекламы
Концепция рекламы как формы психологических воздействий
На рубеже XIX–XX веков реклама в психологии рассматривалась как однонаправленное воздействие рекламиста на потребителя. И в настоящее время эта точка зрения попрежнему высказывается и принимается некоторыми современными авторами.
Когда коммерческую рекламу представляют в виде одностороннего воздействия рекламиста на потребителя, а психологию рекламы — только как прикладную дисциплину, необходимую для повышения эффективности продажи товаров и услуг, то задачи психолога оказываются достаточно узкими. Он занимается изучением человека как потребителя, в основном с целью разработки приемов последующего психологического воздействия. Здесь речь может идти, например, о применении внушения, гипноза, нейролингвистичского программирования, технологий типа «25-го кадра» и пр. Иногда элементарный обман, основанный на подтасовке фактов, искажении информации, необоснованных преувеличениях или манипулировании собеседником во время переговоров также относят к задачам психологии рекламы[9].
В начале XX века, когда психологи начали проводить многочисленные прикладные исследования в области рекламы, ее задачи формулировались главным образом как внушение, суггестия, то есть способ психологического воздействия на волю человека с целью «создания у него потребности в рекламируемом товаре». Предполагалось, что такие потребности можно в известном смысле создавать искусственно, правильно учитывая психические процессы потребителя.
Так в книге «Путь к покупателю» в 1923 году К. Т. Фридлендер писал: «Конечной целью всякой рекламы является воздействие на сознание человека в такой степени, чтобы побудить его к совершению известного поступка, по большей части заключающегося в покупке данного товара. Таким образом, реклама теснейшим образом связана с познавательной деятельностью тех, к кому она обращена, и потому ее основы в значительной части покоятся на данных науки, которая исследует и устанавливает законы человеческого познания и разумной деятельности. Эта наука — психология» (Фридлендер К. Т., 1926. С. 2). Далее автор убеждал читателей в том, что главной задачей рекламы является побуждение к покупке. Он считал, что психологами должны быть исследованы все факторы, которые вызывают акт покупки, в частности размышление, инстинкт, внушение, привычки, подражание и другие.
К. Т. Фридлендер интересовался прежде всего психологией людей, у которых первоначально не было намерения купить какой-либо товар. Он утверждал, что реклама, предлагающая потребителю то, что он хочет, примитивна, поэтому психологам необходимо рассматривать лишь ту рекламу, которая пытается влиять на зрителя, пробуждая в нем «бессознательное внимание». К. Т. Фридлендер полагал, что только в этом случае рекламист может наиболее ярко проявить свой профессиональный уровень.
В 1923 году немецкий психолог, профессор Психологического института Вюрцбургского университета Т. Кениг (1925) утверждал, что торговая реклама это не что иное, как планомерное воздействие на человеческую психику в целях вызвать в ней волевую готовность купить рекламируемый товар. Наличие у потребителя объективной потребности в рекламируемом товаре (актуальной или потенциальной) как главное условие эффективной рекламы им практически не рассматривалось.
В качестве основного исследовательского метода с целью сбора информации для принятия организационных решений в рекламе психологами был выбран метод эксперимента. Сотрудник научно-производственного института высшей торговой школы в Маннгейме профессор И. Лисинский (Lysinski E. 1922) повсеместно доказывал, что лишь эксперимент может дать твердую основу для выработки научно обоснованных решений в рекламе.
Американские психологи проводили рекламные исследования и формулировали практические рекомендации в полном методологическом соответствии с принципами, которыми руководствовались немецкие ученые В. Вундт, Г. Т. Фехнер, Г. Эббингауз и другие. Даже основатель американской психологии рекламы У. Д. Скотт выполнял исследования в соответствии с немецкими традициями. По мнению американских историков психологии Д. Шульца и С. Э. Шульц (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998), в исследованиях У. Д. Скотта по рекламе — легко обнаруживалось влияние именно вундтовской экспериментальной психологии, которую он изучал в Германии и пытался применить на практике в Соединенных Штатах.
В 1923 году профессор Т. Кёниг подробно проанализировал некоторые вопросы психологических воздействий в рекламе на примере теории, сформулированной в небольшой статье в 1905 году немецкого ученого Б. Витиеса (В. Wities). В этой публикации Б. Витиес пытался объяснить, «почему реклама продолжает оказывать на публику определяющее влияние, несмотря на то что эта же самая публика теоретически прекрасно понимает своекорыстные интересы и цели рекламы, и в силу этого, как и в силу уже имеющегося у нее опыта, относится недоверчиво и скептически ко всем обещаниям и заманиваниям рекламы» (Кениг Т., 1925. С. 12). Он утверждал, что люди имеют некую изначальную «способность духа» перенимать готовые мысли и суждения других мыслящих существ и давать этим суждениям возможность оказывать на них свое интеллектуальное действие. Это явление в его работе получило название «интеллектуальной рецепции».
С точки зрения Б. Витиеса, «интеллектуальная рецепция» способна влиять на поведение потребителей подобно тому, как на него влияет их собственное мышление. По его мнению, «интеллектуальная рецепция» может даже противодействовать этому собственному мышлению, и любое услышанное слово часто оказывает бессознательное воздействие на человека. Победит ли чужое или собственное мнение зависит лишь от характеристик такого воздействия, от его «живости», ибо воля, как считал автор, всегда управляется наиболее сильным импульсом — безразлично чужим или собственным. При этом разум часто оказывается бессильным противодействовать этому.
Согласно теории Б. Витиеса, интеллектуальная рецепция всегда подкрепляется рецепцией сенсорной, то есть стимулами, которые воздействуют на органы чувств человека и вызывают в сознании соответствующие представления о достоинствах фирмы или положительных качествах товара. Создаваемые рекламой яркие впечатления закрепляются в памяти. Предположение, что всякое человеческое действие определяется разумным суждением, оказывается, по мнению Б. Витиеса, неверным. Из теории Б. Витиеса следовало, что реклама способна не только сделать объективную потребность актуальной, превратить ее в мотив, но и создать потребность в рекламируемом товаре как бы «из ничего», то есть без всяких на то объективных причин.
В начале века в американской психологии (практически параллельно с функционализмом) начинает развиваться новое психологическое направление — бихевиоризм, который методологически для того времени максимально точно соответствовал идеям одностороннего воздействия в рекламе, так как отрицал возможность изучения психики и рассматривал поведение как прямую функцию внешней стимуляции. «Лишив» человека психики, бихевиористы, таким образом, «лишили» его возможности иметь собственное мнение, критически воспринимать рекламу, осознанно реагировать на нее.
Как пишут историки психологии Д. П. Шульц и С. Э. Шульц, основатель американского бихевиоризма Дж. Б. Уотсон на определенном этапе своего жизненного пути оставил научную психологию и начал работать психологом в рекламном агентстве. Он полагал, что люди действуют, как машины, и что их поведение в качестве потребителей можно контролировать и предсказывать, как и поведение машин. Он считал, что поведение потребителя необходимо изучать в лабораторных условиях и утверждал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, они должны производить впечатление прежде всего новым дизайном или образом. Цель рекламиста, по Дж. Б. Уотсону, состоит в том, чтобы заставить потребителя почувствовать неудовлетворенность товарами, которые он уже приобрел и стимулировать желание обладать новыми. Дж. Б. Уотсон был одним из первых, кто высказал идею привлечения знаменитостей для рекламы товаров и услуг. Таким образом, научный вклад Дж. Б. Уотсона в рекламный бизнес был весьма значительным[10].
Сегодня многие практики все еще убеждены, что, воздействуя на сознание или подсознание людей, коммерческая реклама способна напрямую создавать потребности в рекламируемых товарах и услугах как бы из ничего, искусственно, на «пустом месте». Подобные взгляды в современной научной психологической литературе и в литературе по маркетингу весьма часто подвергаются критике, признается лишь косвенное, опосредствованное участие рекламы в процессе формирования потребностей. Тем не менее до сих пор остается открытым вопрос: почему и в каких случаях люди все-таки приобретают товары, которые вроде бы им не нужны? Именно поэтому проблему изучения эффективности методов психологического воздействия в рекламе, а также соотношения воздействия и потребностей сегодня считают основной проблемой психологии рекламы.
Возможность управлять поведением людей методами психологического воздействия всегда привлекала политиков, менеджеров, психотерапевтов, маркетологов и т. д. Отмечая, что некоторые ученые считают данную проблематику «старомодной», профессор Г. М. Андреева (1988) указывает, что «новый этап развития науки предполагает новые методы для исследования этих старых проблем».
Отечественный психолог и рекламист-практик профессор Ю. А. Шерковин (1973) называл явление воздействия рекламы «массовым», «внеколлективным» поведением. Его отличительный признак, по мнению автора, состоит в том, что здесь возникает стихийная передача информации, и субъект действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.
Джон Б. Уотсон (1878–1958) родился в США в штате Южная Каролина. В возрасте шестнадцати лет поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником. В 1900 году получил степень магистра и поступил в Чикагский университет.
Там начал изучать биологию, физиологию, психологию. В 1903 году Дж. Б. Уотсон получил степень доктора философии и стал самым молодым доктором Чикагского университета.
До 1908 года Дж. Б. Уотсон работал в Чикагском университете в должности преподавателя, когда ему предложили должность профессора в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе. Он стал заведующим кафедрой психологии и занял место редактора влиятельного журнала «Психологическое обозрение». В университете Джонса Хопкинса Дж. Б. Уотсон провел двенадцать лет.
В 1912 году Дж. Б. Уотсон опубликовал статью, положившую начало новому направлению в психологии — бихевиоризму. А в 1914 году появилась его книга «Поведение: введение в сравнительную психологию», где Дж. Б. Уотсон выступает за признание зоопсихологии и описывает преимущества использования подопытных животных в психологических исследованиях. Позже Дж. Б. Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации, что явилось признанием его значительной роли в области психологии.
Дж. Б. Уотсон считал, что бихевиоризм может найти практическое применение. Его идеи имели отношение не только к работе в лабораториях, но и ко всему окружающему миру, и потому он напряженно работал, продвигая специалистов по прикладной психологии.
В 1916 году он стал консультантом по персоналу в крупной страховой компании и предложил прочитать курс лекций по психологии рекламы для студентов, изучающих бизнес в университете Джонса Хопкинса.
Тем временем семейная жизнь Дж. Б. Уотсона разрушилась. Он влюбился в свою аспирантку, которая была вдвое моложе его. Уотсон писал ей любовные послания, некоторые из них были перехвачены его женой. Выдержки из этих писем были опубликованы в газете «Baltimore Sun» во время громкого бракоразводного процесса, который не замедлил последовать. Это положило конец многообещающей карьере Дж. Б. Уотсона. Его вынудили подать в отставку и покинуть университет. Ни один университет не осмеливался пригласить его на постоянную работу из-за шумихи, связанной с его именем, и вскоре он понял, что должен начать новую жизнь.
Безработный Дж. Б. Уотсон начинает вторую профессиональную карьеру — прикладного психолога в области рекламы. В 1921 году он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на место с годовым окладом в 25 тысяч долларов, что в четыре раза превышало его академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он в течение трех лет стал вице-президентом фирмы. В 1936 году Дж. Б. Уотсон перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 году.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru
Психологическая функция рекламы — Мегаобучалка
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы рекламы»
Выполнил: студент гр. 212 РиСО ЗО Рахматова Эльнора Эркиновна (Подпись ) |
Проверил: преподаватель: канд.пед наук, доцент кафедры РиСО Николаева Марина Алексеевна (Подпись) «_____»____________ 201_ г. |
Екатеринбург 2015
Содержание
I. Часть 1.
1) Функции рекламы
2) Виды рекламы
3) ATL и BTL реклама
II. Анализ торговой марки «Ford Motor Company»
Часть 1.
Функции рекламы.
Образовательная функция рекламы.
Сила воздействия рекламы различная, но наибольший эффект по силе воздействия на человека играет телевизионная и радиореклама. Реклама воздействует на сознание человека и выполняет образовательную функцию. Это значит, что просматривая рекламу, можно узнать какие товары появились на рынке, для чего они предназначены. Как с помощью данных товаров и услуг сделать свою жизнь более комфортной, безопасной. Реклама, в своем образовательном аспекте, ускоряет адаптацию нового и не опробованного, тем самым способствует научно-техническому прогрессу в промышленности и сельском хозяйстве.
Образовательная функция — связь между представлениями о ценностях у детей и длительностью просмотра телепередач более тесная в отношении рекламных материалов, чем материалов образовательного характера. Воспитательные функции рекламы проявляются в том, что она неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру. Она показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации, определяет, что хорошо и что плохо. Она воспитывает. Эти проблемы у нас пока глубоко не изучены. Приведем несколько суждений из трудов зарубежных социологов, писателей, историков. Французский писатель А. Сент-Экзюпери: «С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой». Канадский социолог М. Маклюэн: «Классная комната не может сравниться с блеском, успехом и престижем образования, которое дает реклама». Американский профессор Йельского университета Д. Поттер: «По широте своего социального влияния рекламу сегодня можно сравнить с такими давнишними институтами, как школа и церковь». Английский профессор Лондонского университета Ф. Кермоуд: «Изменилась публика. Она воспитывается уже в новом окружении: ее учителя — реклама и телевидение». И дети, и взрослые постоянно испытывают на себе менторское воздействие рекламы. Возникает вопрос, всегда ли она «сеет разумное, доброе, вечное»? В связи с этим многие исследователи отмечают, что реклама разрушает сложившуюся за столетия структуру ценностей. Дети сегодня лучше запоминают рекламные слоганы, чем стихи, не видят разницы между ними. В результате подобного рекламного прессинга современный человек перестает чувствовать «ценностную» опасность. Реклама предупреждает его об опасности заболеть СПИДом или о том, что парламентское большинство на выборах не досталось нежеланной партии, но у него нет реального страха перед духовно-ценностной деградацией. Сегодня мы чаще всего слышим слова «защита», «защищенность», «безопасность» в рекламных роликах парфюмерных продуктов и предметов личной гигиены. Анализ рекламы в современном российском обществе позволяет заметить, что она в большей степени ориентирована на формирование потребительского общества, а гедонистически ориентированные потребители не хотят рисковать благополучием во имя каких-то ценностей, пусть даже духовных. Подобный редукционизм нельзя считать логически неизбежным, но он наблюдается все
чаще и чаще.
Психологическая функция рекламы.
Выделение психологической функции рекламы обосновано тем, что ее действие реализуется, как известно, в воздействии на психологию человека. Вследствие этого она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, системы его оценки окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители и т.п. В частности реклама на телевидении, прерывая телевизионные передачи, вызывает негативные эмоциональные реакции, приводит к нервным расстройствам, лишает человека способности чувствовать, сопереживать, разрушает его эмоциональный мир. Таким образом, в современном российском обществе реклама, выполняя свои образовательные функции, является немаловажным источником формирования ценностных установок, заполняющих вакуум, образовавшийся за годы перестройки у молодого поколения россиян. Предлагая новые ценностные ориентиры реклама демонстрирует рафинированный мир, где намешаны западные ценности с отечественными, мир красивой жизни, в котором вещи наделяются статусными характеристиками, якобы передавая их новым владельцам и создавая, таким образом, новые социально-потребительские мерки, на которые реклама предлагает равняться всем. Из рекламы ее получатели могут извлечь разнообразнейшую информацию: от уровня нормальной человеческой кожи до причин появления кариеса; от факторов быстрого износа автомобильных двигателей до иллюстраций из учебников реальных исторических событий; от знакомств с бытом различных слоев населения до мини-путешествий в экзотические страны. Очевидно, что данный перечень можно продолжать бесконечно. Проводимые в последнее время рекламные кампании в развитых странах способствуют становлению здорового образа жизни, обучают правилам современной гигиены. Многие из таких кампаний направлены на повышение культурного уровня в целом всего общества. В трудах зарубежных ученых особое место занимают исследования влияния рекламы на детское сознание. Одно из первых таких исследований было проведено в начале 60-х годов Шраммом, Лайлом и Паркером. Результаты исследований еще того периода, показали, что реклама содержит в себе огромное количество знаний, так необходимых детям в самом раннем возрасте. Подобные исследования конца 70-х — начала 80-х годов, имевшие целью сопоставление содержания телевизионных каналов, школьного образовательного процесса и детских установок и ценностей, подтвердили гипотезы о рекламном влиянии на детское сознание. Так, например, выяснилось, что связь между представлениями о ценностях у детей и длительностью просмотра телепередач более тесная в отношении рекламных материалов, чем материалов образовательного характера.
megaobuchalka.ru