Воображение определение в психологии – Воображение — Википедия

Содержание

Воображение | Словарь психолога

ВООБРАЖЕНИЕ  — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения — в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход — представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения — воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1) воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико‑синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1) агглютинация‑соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3) заострение — подчеркивание некоих признаков;

4) схематизация‑сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:

1) воображение пассивное;

2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ  — есть два вида его:

1) воображение творческое;

2) воображение воссоздающее.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ  — развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ  — характерно созданием образов, кои не воплощаются в жизнь; программ, кои не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из‑за коего человек отказывается от необходимости действовать. Воображение пассивное может быть:

1) преднамеренным — создает образы (грезы), не связанные с волей, коя могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности;

2) непреднамеренное — наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ  — предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:

1) новизна объективная — если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего‑либо, имеющегося в опыте других людей;

2) новизна субъективная — если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений — как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных «лесов», покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль воображения творческого неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн) и т. д.

В. — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е — в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

slovar.world-psychology.ru

Воображение это (в психологии)

«Представьте себе…» Сколько раз приходилось вам слышать этот призыв? И вы послушно представляли, запуская удивительный механизм человеческой психики — воображение.

А как работает этот механизм, как пробуждается фантазия? Что позволяет изобретателю придумать новое устройство, а писателю создать образ героя или даже целого мира, в котором действует этот герой, — мира, никогда не существовавшего в реальности?

Что же такое воображение? Каковы его природа и виды? Как можно его стимулировать?

Общие сведение и принципы работы

Воображение как психический процесс стоит немного особняком от других, сходных с ним явлений психики. Обычно воображение изучается в комплексе с такими процессами, как память, мышление и восприятие, — у них действительно много общего.

Особенности воображения в том, что, скорее всего, из всех живых организмов свойственно оно только человеку. А еще, например, в том, что, в отличие от уже упомянутых памяти и восприятия, оно изучено совсем не так детально. Виды и функции, черты и свойства воображения в психологии пока представляют собой скорее гипотезы и догадки, чем подтвержденные факты.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Потому и самый распространенный заголовок главы о воображении в учебниках «Общая характеристика воображения» можно воспринимать буквально. На сегодняшний день психология и в самом деле может охарактеризовать воображение лишь в общем, однако именно эта способность психики дает нам надежду, что в недалеком будущем понятие о воображении будет гораздо полнее.

Наверное, нет нужды объяснять, насколько велика роль воображения в жизни человека. Самые важные функции воображения — это познавательная (которая активизируется в ситуациях недостатка информации и помогает выдвигать гипотезы) и аффективно-защитная.

Рекомендуем: Галлюцинации — это

Последняя оберегает психику от нежелательных переживаний и травм и особенно активна у детей. Также важна функция планирования, которая позволяет создавать образ желаемого в будущем объекта и намечать возможности его достижения.

Велика роль воображения и для науки, в рамках которой оно изучается. Как предполагают некоторые авторы, психология могла начать развиваться именно из-за интереса к этому психическому процессу, который, затмевая остальные, вызывал больше всего вопросов и восхищения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Какое определение интересующего нас понятия принято сейчас в науке? Оно довольно простое: способность к созданию новых психических образов на основе тех, которые уже сохранены в психике человека.

Иными словами, новые образы строятся путем перестройки тех, которые находятся в памяти (вот и связь с памятью), или тех, что получены с помощью ощущения и восприятия (о связи с этими процессами мы тоже уже говорили). Без такого «фундамента» воображение работать не может: поэтому, к сожалению, глухой человек никогда не сможет представить пение птиц или шум моря, а слепой не поймет, чем красный цвет отличается от зеленого.

Рекомендуем: Что такое интуиция?

Каковы психологические механизмы воображения? Иначе говоря, какие процессы лежат в основе его работы? Основных таких процессов (еще их называют приемы воображения) четыре.

  • Акцентирование — выделение отдельной черты объекта и утрированное ее изображение.
  • Типизация — создание обобщенного образа, включающего в собирательном виде черты многих других (вспомним собирательные образы героев в литературе).
  • Преувеличение или преуменьшение отдельных характеристик объекта.
  • Комбинирование — создание нового образа путем сочетания черт нескольких исходных.

Разнообразие форм

Виды воображения многочисленны. Вернее даже сказать, многочисленны параметры для их выделения. Например, таким параметром может быть преднамеренность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вспомним начало текста: «Представьте себе…» Это воображение, запущенное сознательно, иначе говоря, произвольное. Непроизвольное же начинает работать само по себе: это сновидения, образы, возникающие в состоянии полудремы и ему подобных.

Рекомендуем: Одаренность — что это такое?

Различают такие формы воображения, как активное и пассивное. Пассивное воображение подчиняется субъективным факторам и создает образы, которые не реализуются и часто не могут реализоваться вообще. С активным видом мы имеем дело тогда, когда есть намерение представить что-то конкретное, то есть этот вид смыкается с произвольным, о котором было упомянуто раньше.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее (репродуктивное) — это представление по описанию, рисунку, чертежу, рассказу. Творческое, или продуктивное воображение уже своим названием наглядно демонстрирует, как связаны воображение и творчество. Это создание совершенно новых образов, которые затем, как правило, воплощаются в оригинальных творческих результатах (будь то наука, искусство, техника или иная сфера деятельности). Творческое воображение — более сложный процесс, чем воссоздающее.

Как видно, виды воображения и параметры их выделения в различных классификациях накладываются друг на друга и пересекаются, что еще раз свидетельствует о том, что этот психический феномен пока не изучен достаточно полно и основательно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как подтолкнуть

Развитое воображение — мечта многих, но как же его развивать? Московский специалист по когнитивным исследованиям кандидат психологических наук Мария Фаликман среди всех видов стимуляции творчества выделяет два самых известных и эффективных.

  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), предложенная советскими учеными.
  • Синектика — разработка американских психологов.

Первый метод хорош именно для изобретателей. Что он нам предлагает? Например, такой необычный и даже, на первый взгляд, забавный способ. Представим, что стоящую перед вами задачу решают множество маленьких человечков.

Они могут передвигаться, выполнять различные манипуляции — все что угодно, лишь бы решение было найдено. Такой прием помогать увидеть работу будущего механизма и открывает перед изобретателем картину того, как его приспособление должно быть устроено.

Второй способ построен на аналогиях. При решении задачи нужно попытаться найти что-то, что работает сходным образом. Аналогия может быть проведена даже с человеческим телом! Например, все оно — организация, части — ее отделы. Как части связываются между собой, как достигается их согласованная работа?

Рекомендуем: Что значит: инсайт?

Возможно, нечто подобное применимо и в реальной организации. Возможна и фантастическая аналогия. Как привлечь покупателя в магазин? Пусть магазин придет к нему сам! Отсюда и идея интернет-покупок.

Но что, если конкретной задачи пока нет, а хочется просто обладать богатой фантазией? Как развить воображение вообще, безотносительно к сфере деятельности и наличию или отсутствию определенной проблемы? Есть несколько упражнений, которые стимулируют развитие воображения.

  • Буриме — игра, известная не одно столетие. Нужно сочинять стихи с заранее заданными рифмами.
  • Обсуждение искусства. Придумывайте свои трактовки живописи (особенно абстрактной), музыки или литературных произведений, опишите ассоциации, которые вызывают у вас предметы искусства.
  • Поставить себя на место другого — хороший способ подтолкнуть фантазию. Это может быть даже случайно встреченный прохожий. Куда он идет, что любит? С какими ситуациями сталкивается каждый день? А как бы в них себя вели вы?
  • Собирайте коробку воспоминаний — открыток, вырезок из газет, билетов, понравившихся мелочей… Нужен свежий взгляд? Достаньте из коробки вещь наугад и постарайтесь найти связь между ней и текущим положением дел.
  • Список ассоциаций. Составьте список любимых (или ненавистных) вещей и к каждой подберите несколько ассоциаций. Чем дальше они от реальности, тем лучше.
  • Незаконченный рисунок. Это парная игра. Первый человек рисует несколько хаотичных линий, а второй потом пытается дорисовать элементы так, чтобы получилось осмысленное изображение.

Это, пожалуй, даже не упражнения, а игры: их выполнение больше похоже на развлечение, а не на серьезную, напряженную деятельность. Развивать воображение такими способами не только полезно, но и приятно. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Психология воображения | Диплом по психологии

Понятие воображения

Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.

Специфические характеристики воображения

  1. Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
  2. Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
  3. Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
    1. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
    2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  2. Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
    1. Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
    2. Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.

psy-diplom.ru

Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение

Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.

О феномене воображения

Человек – единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это познавательные процессы представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии – преобразование объективной реальности, в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

О мышлении и воображении

Советский психолог Лев Семенович Выготский называл два этих процесса близкими и по структуре, и по функциям. Им они характеризуются как чрезвычайно родственные, со схожими происхождением и строением. Говоря о том, что такое воображение в психологии, ученый считал его необходимым, неотъемлемым моментом мышления, особенно творческого, объясняя это тем, что процесс мышления включает в себя как прогнозирование, так и предвосхищение событий.

Различные проблемные ситуации заставляют человека думать, фантазировать, формировать в сознании представление о том, что можно сделать, укрепляющее мотивации поиска решения и определяющее его направление. Степень неопределенности спорных моментов жизни определяет важность роли воображения, осуществляющего свои функции даже при неполноте исходной ситуации, дополняя ее продуктами своей деятельности.

Закон эмоциональной реальности воображения Л. С. Выготского

Говоря о том, что такое воображение в психологии, нельзя обойти вниманием его связь с эмоционально-волевыми процессами, называемую, в соответствии с учением Льва Выготского, законом эмоциональной реальности воображения. Главное его проявление – это появление истинных, а не воображаемых эмоций при возникновении в человеческом сознании какого-либо образа. Это способствует воплощению в жизнь желаемого и предотвращению нежелательного психологического воздействия. Например, размышляя над какой-либо сложившейся ситуацией, человек может испытывать неприятные эмоции при обдумывании определенного варианта развития событий, что заставляет его искать другие пути для решения проблемы.

Продолжая тему того, что такое воображение и фантазия, следует упомянуть тот факт, что и тому и другому доступно влияние на человеческие эмоции и чувства. Ярчайшее проявление этого постулата – частая тревога по поводу не реальных, а воображаемых событий. Верный способ справиться с этим – изменить выдуманный образ. Это поспособствует снижению уровня тревожности и снятию психологического напряжения.

«Примерка» на себя переживаний других людей помогает сформировать и проявить по отношению к ним такие чувства, как эмпатия или сопереживание. Представляя в своем сознании при совершении каких-либо действий их конечный результат, человек побуждает себя к их совершению. Яркость образа напрямую связана с побуждающей силой, но главную роль играют его реалистичность и значение.

Воображение – один из значимых факторов, влияющий на всестороннее развитие индивида. Укоренившиеся в фантазиях идеалы, к которым человек стремится, пытаясь им подражать, становятся для него примерами, в соответствии с которыми он организует свою жизнедеятельность, личностное и нравственное развитие.

Какими бывают человеческие фантазии?

Ранее мы в общих чертах уже говорили о том, что такое воображение. Определение и характеристики более узкого характера напрямую зависят от того, о каком его виде идет речь в каждом конкретном рассматриваемом случае.

Воображение делится на несколько типов.

По степени целенаправленности оно может быть::

  • активным;
  • пассивным.

По результатам:

  • продуктивным;
  • репродуктивным.

По степени волевых усилий:

  • произвольным;
  • непроизвольным.

Также воображение индивида может быть:

  • воссоздающим;
  • творческим;
  • реалистическим;
  • социологическим.

Активные фантазии

Отвечая на вопрос «Что такое активное воображение?», можно характеризовать его как процесс создания в мозгу индивида различных образов, реализующихся в будущем посредством практических усилий и действий и находящих свое отражение в продуктах человеческой деятельности. Такой вид фантазий порой является затратным по времени и требует приложения большого количества усилий. Тем не менее он способствует повышению творческого содержания и эффективности как трудовой, так и других видов деятельности индивида.

Пассивные фантазии

Говоря о том, что такое пассивное воображение, следует особо отметить тот факт, что оно никоим образом не толкает человека к совершению активных действий, а следовательно, не несет в себе никакого практического смысла. Его главное предназначение – удовлетворить амбиции человека нарисованными им же самым образами. Сам мечтающий в этом случае не стремится к воплощению своих грез в реальную жизнь или мечтает о том, что является невозможным. Такого человека называют утопистом или бесплодным мечтателем.

Продуктивные фантазии

Говоря о том, что такое воображение человека, мы, как правило, подразумеваем те мечты, в которых присутствует огромное количество новых, непохожих или мало напоминающих уже известные грезы, фантастических элементов. Их специалисты причисляют к продуктивным. Такой тип воображения может найти свое отражение в различных культурных сферах, особенно в живописи и литературе.

Репродуктивное воображение

Этот вид характеризуется тем, что в его результатах в большом количестве имеются уже использованные кем-то ранее фантазийные элементы, хотя есть и что-то новое. В основном это попытки начинающих свой творческий путь людей создавать свои произведения, опираясь на известные образцы, и таким образом совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Галлюцинации

Говоря о том, что такое воображение, мы в большинстве случаев подразумеваем тот факт, что оно рождается в результате мышления здорового человека. Однако галлюцинации являются продуктом измененного сознания. Причиной для их возникновения могут стать психические заболевания, гипнотическое воздействие, употребление наркотиков или алкоголя и других психотропных веществ.

Мечты

Эти продукты человеческого воображения нацелены на желаемое человеком будущее. В них в основном содержатся довольно реальные и, как правило, осуществимые планы, касающиеся учебы, работы, карьеры и семьи. Такая форма воображения характерна для молодых людей, у которых впереди большая часть жизни.

Грезы

Этот своеобразный тип фантазий характеризуется оторванностью от объективной реальности, и в большинстве случаев воплотить в жизни образы из них никогда не получится. Они представляют собой нечто среднее между галлюцинациями и мечтами, но следует помнить, что, в отличие от первых, грезы – это продукты активности нормального человеческого сознания.

Сновидения

Сны всегда представляли особый интерес для специалистов, изучающих деятельность мозга. Сегодня ученые склонны считать, что они отражают процесс обработки сознанием различной информации, причем сновидения не только функционально связаны с этой деятельностью, но и могут содержать человеческие мечты и грезы, а также новые ценные идеи и открытия. Здесь уместно вспомнить о русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, который, по легенде, именно во сне увидел периодическую систему элементов, названную позже его именем.

Непроизвольные фантазии

Говоря о том, что такое воображение, специалисты так или иначе связывают его с волей человека. Образы при его непроизвольном типе создаются в результате деятельности ослабленного сознания. Это может быть полудремота или же состояние сна, а также некоторые психические расстройства. Процесс в этом случае никак не контролируется и является полностью неосознанным.

Произвольное воображение

Этот вид относят к осознанной, направленной деятельности, при которой индивид в полной мере понимает ее мотивы и цели. Его характеризует преднамеренное создание образов, а произвольность и активность воображения сочетаются различными способами. Яркими примерами пассивного произвольного воображения являются грезы, а активного — длительный целеустремленный поиск, характерный для творчества писателей, художников и работы изобретателей.

Воссоздающее воображение

Данный тип основывается на создании образов объектов, не воспринимаемых ранее индивидом в законченном виде, притом что он имеет представление о подобных объектах и отдельных их элементах. Наверное, все хорошо знают, что такое пространственное воображение. Но не каждый понимает, что оно и является воссоздающим. Все образы формируются в реальности посредством чертежей, рисунков и других подобных схем с использованием имеющихся относительно них знаний. Элементы отличаются большей гибкостью, разнообразием, динамичностью и носят репродуктивный характер.

Творческое воображение

Оно является процессом самостоятельного создания творцом новых, ни на что не похожих образов, воплощенных в оригинальные результаты различного рода деятельности. При этом опосредованная опора создателя на прошлый его жизненный опыт минимальна, а главную роль играет лишь полет его фантазии.

Реалистическое воображение

Имеет место при вере в возможность воплощения в жизнь создаваемых образов. Характеризуется предвосхищением будущего, идеальным представлением результата до того, как он будет достигнут. В литературе существует множество примеров того, как образ или ситуация, рожденные лишь воображением писателя и считающиеся нереалистичными, в точности повторяются в объективной реальности.

Социологическое воображение

Сложно поспорить с тем, что жизнь отдельного индивида невозможно отделить от жизни общества. Говоря о том, что такое социологическое воображение, можно сказать, что это способность распознавать взаимосвязь всего, что происходит в реальности, с учетом структурных, культурных и исторических условий. В рамках этой разновидности также рассматриваются действия, совершаемые как отдельными, так и коллективными социальными субъектами, образующими сложное и разнородное человеческое общество.

Подробно поговорив о том, что такое воображение, выделив его различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента фантазии, будь то наука, литература, живопись. В общем смысле — это предвосхищение того, чего пока нет, но что, может быть, станет частью нашей жизни. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

fb.ru

Воображение, Формы воображения — Основы психологии Библиотека русских учебников

Человек способен отражать не только зафиксированную в памяти информацию. Учитывая прошлый опыт, экстраполируя себя в будущее, она может нарисовать его в своем воображении из отдельных знаний, например, будущего тне человечества или образ человека, которого никогда не виделаа.

Представление — это обобщенный и отвлеченный отражение воспринятого предмета, явления и. МСеченов называл представление»средними результатами чувственного знания о предмете»

В психологии представление определяется как образ предмета или явления, воспроизведение сознания на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению, то есть образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, с созданного творческой воображение.

Физиологически возникновения представлений можно объяснить как действие определенного раздражителя, зафиксирован в процессе восприятия в коре головного мозга, и в следующем этот первый условно-рефлекторная связь может в оживляться, восстанавливаться, в результате чего возникает образ ранее воспринятого объекта, т.е. представлением.

Являясь обобщением конкретных предметов, представление может быть обобщением целого класса видов предметов, то есть это не элементарное явление, а явление, характеризующее более высокий уровень работы мозга л человека. Представление — высшая форма отражения в виде наглядно-образного знания, оно переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлениюя.

Представление делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Часто различные представления соединяются, образуя синтетический образ. Во многом представление определяются интеллектуально-мнестическими в особенностями личности. Встречается, хотя и редко, способность к воспроизведению во всех деталях образов предметов, не действуют в данный момент на анализаторе. Этот феномен называется ейдетизмом и чаще встречается в детском вицвіці.

Воображение — это процесс построения образов предметов и явлений на основе предыдущего опыта. Она существенно отличается от образной памяти. Образы воображения человек создает сам, они являются результатом восприятия. Таким ч образом, воображение — психический процесс, который может создавать на основе прямого (или косвенного) мышления, памяти отражения мира, новых мыслей, образов предметов и объявлениявищ.

Если перед человеком стоит задача воссоздать образы объектов, событий, которые были представлены в ее сознании раньше, то задействуются процессы памяти. Но если стоит задача создать новые образы или по-новому их соединить, то включается деятельность процесса мышления. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон образов, которые уже представлены в реальной действительности. Например, обра зи героев фантастических фильмов какой-то степени воспроизводят свои прототипы, которые реально существуют. А тот вид, в котором эти образы представлены в киноленте, они приобрели путем переработки исходного мате лу и дополнением его необходимыми деталями, в процессе деятельности представленийуяви.

Формы воображения

Агглютинация — объединение в создаваемом образе свойств и элементов образов других предметов

Примерами агглютинации является образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и головой животного)

Гиперболизация — чрезмерное преувеличение реального объекта или отдельных его частей или их количества

Схематизация — сглаживание различий между сравниваемыми объектами

Типизация — мысленное выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

Обострение — мнимое подчеркивания отдельных признаков реального объекта

Перенос признаков — наделение образов нехарактерными признаками

На деятельность воображения большое влияние оказывают эмоционально-волевые факторы, действующие на личность. Представление желаемой мести может вызвать у человека положительные эмоциональные чувства, что может вывести человека из негативного состояниеу.

В процессе построения образа воображения функционирует несколько приемов — гиперболизация, применшування, схематизация, помещения предмета в необычную обстановку, комбинация (агглютинация) и т.д.

Путем гиперболизации и умаление создавались герои романа. Свифта — великаны и лилипуты. Путем отбрасывания, пропускания тех или иных частей воспринятого образа создаются схемы, карты местности. Новые и образы возникают также, когда человек представляет предмет вне обычной обстановкой, например, корабли в воздухе (рис 727.2).

Образы воображения могут появиться путем комбинации (агглютинации) уже существующих образов. С помощью такого механизма воображения люди создали образ кентавра, объединив образы человека и лошади (рис73). Иногда группу уються к образу предмета какие-либо не присущие ему части, например,. Янус с двумя лицомчями.

Проявления воображения наблюдаются уже в раннем возрасте ребенка. Правда, воображении детей дошкольного возраста часто свойственна недостаточная способность различать образы реального и воображаемого. Роль воображения в детском возрасте тонко в подметил. К. И. Чуковский. Он описал ребенка, которому родители не рассказывали сказок и тем самым не удовлетворяли его потребности в воображении. Ребенок сам придумывала их»То придумает, что к ней в комнату прихімнату прихо

Рис 72. Волшебный великан-дракон — любимый герой сказок большинства народов мира

Рис 73. В сказках много разных персонажей, является результатом агглютинации

см с визитом красный слон, то будто у нее есть подруга медведица. Кора, и, пожалуйста, не садитесь на стул рядом с ней, потому что — разве вы не видите?

В старшем дошкольном возрасте выражена более целенаправленная воображение. Затем, с приобретением человеком опыта, с каждым годом роль фантазии в жизни для нее растет. Без воображения вряд ли возможна творчество писателя, композитора, ученого. Они, по сути,»видят»мысленный образ. Настоящий писатель всегда переживает успехи и неудачи своих героев. Например,. М. Дикксис закончил роман»Лавка древностей»смертью героин и. Он писал, что мнимая смерть настолько поразила его, что он почти чувствовал себя убийцей. Важную роль воображение играет в процессе научных открытии процесі наукових відкриттів.

Физиологической основой воображения принято считать разбиение на элементы существующих нервных связей и объединения их в новые системы. Таким образом возникают образы, не совпадающие с предыдущим опытом, но и не оторваны от негоо.

Большую физиологическую роль в процессе воображения играет гипоталамолимбична система головного мозга. Учитывая особенности данной системы, которая отвечает за деятельность воображения, можно отметить, что воображение влияет и акож и на органические процессы, например, функционирования эндокринных желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ и т.д.. Представление о различных психические болезни может привести к тому, что практически здоровый человек начнет замечать у себя симптомы, существование которых сама же сначала представлялила.

Известный психолог и нейрохирург. О. Р. Лурия описал чрезвычайное экспериментальный факт:

«Достаточно было. Ш что-нибудь представить себе или, как он говорил, увидеть, и мы могли наблюдать удивительные изменения, видбувшийся в его теле. В специальных опытах мы могли видеть, как он повышал темпер ратуру левой руки на 1,5 градуса, для этого достаточно было»увидеть», что его правая рука лежит на плите, а в левой он держит кусок льда. Без огромных усилий он ускорял ритм работы сердца (представлений ляючы. Бегущий за трамваем) или замедлял его (видел, что спокойно лежит в постели) в него наблюдались явления депрессии а-ритма на электроэнцефалограмме, когда он, сидя в темноте эксперимент альной камеры, начинал видеть яркий пучок света. Он мог переносить удаление зуба без наркоза, потому что видел, что в кресле сидит другой и том, другом, а не ему рвут зуб а не йому рвуть зуб».

Психологи выделяют следующие виды воображения, как произвольная, непроизвольная, репродуктивная и творческая

У человека воображение может возникать произвольно и непроизвольно. Произвольная воображение проявляется, когда у человека образы и идеи возникают в результате волевых усилий или поставленной цели. В ходе ее проявлений процесс воображения конт тролюеться и направляется самим человеком. В основе этого процесса лежит умение произвольно вызывать или изменять нужные образы. Поэтому произвольное внимание, как правило, является активным процессом превращения образеазів.

Хирург, готовясь к сложной операции, создает ее картину. При этом он старается творчески проработать опыт других хирургов, новые достижения науки

Воображение называется непроизвольным, когда создание новых образов нс направляется специальной целью представить определенные предметы или события

Воображение зависимости от опыта, знаний, способностей, особенностей ума и других личностных свойств человека обогащает практику, в ней же она проходит проверку

Репродуктивная воображение заключается в создании новых для человека предметов или явлений, напоминающие те, которые человек когда-либо видела, или в воссоздании образа по словесному описанию предмета или чертежам. Репродук руктивных воображение стремится для точного воспроизведения образа, она широко используется в различных видах деятельности. В отличие от репродуктивной, при творческом воображении человек создает образы предметов, которых она ник оли не видела, например, образ снежной человекни.

Особой формой творческого воображения является мечта. В мечтах человек создает образы желаемого будущего. Мечта в жизни человека играет важную роль. В связи с этим. Д. И. Писарев отмечал, что если бы человек был совершенно поз збавлена ??способности мечтать, если бы она не могла изредка забегать вперед и созерцать своим воображением в цельной и законченной картине то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, — тогда до н и как нельзя было бы понять, какая побудительная причина заставляет человека начинать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизнижиття.

Способностью мечтать люди обладают в разной степени. Кроме того, индивидуальные различия людей проявляются в том, насколько мечта связана с реальностью, с ее осуществлением. В одних случаях мечты побуждают л человека к активной деятельности, в других — оставляют ее пассивной, в мире грез. В подобном состоянии могут находиться как здоровые, так и больные люди. Если в норме человек»купается в мечтах»через свою бездействия ьнисть, то в патологии это результат изменения психики под влиянием заболеваниям захворювання.

Непроизвольное воображение — более простая форма создания образов. Здесь они возникают без специальных волевых усилий человека. Так, глядя на облака, мы иногда самопроизвольно видим интересные изображения: поезд рухает ться, разных зверей, человека тощщо.

Непроизвольное воображение характеризуется пассивностью процесса своей деятельности. Связь потребностей личности и пассивной непроизвольного ее воображения выражается в феномене человеческого бред

яркого представителя этой категории людей изобразил. Гоголь в образе. Манилова. Почти все свое время. Манилов тратил на приятные, но безосновательные бред. Он никогда не пытался осуществить эти грезы. В ц этом иллюзорном жизни ему все удавалось, он был уважаемым человеком, на что не мог претендовать в реальной жизнитті.

Наиболее яркими проявлениями непроизвольного пассивной воображения, при ослабленный работе сознания и его расстройствах, являются галлюцинаций

Одним из проявлений углубления или расширения воображения выступает процесс фантазии. Фантазия глубже и ярче раскрывает процесс построения образа объекта. Фантазии присущи всем людям, только в разных формах их х проявления, и зависят от возраста и степени развития личности. Учитывая это, можно выделить ряд отдельных видов фантазий — детские, научно-познавательные, сексуальныеьні.

Роль фантазии возрастает по мере усложнения труда. Однако и в простейшем общении есть определенный элемент фантазии. Склонность к запредельного фантазирование очень резко обнаружена у истериков. При этом их фанта азии схожи с детскими, то есть создаваемые образы практически не отличаются от реальной действительности. Часто мнимое принимается за действительное, оно приобретает бесплодного, навязчивого характера. Медицинские работники должны учитывать то, что некоторые больные под влиянием прочитанных книг, увиденных кинофильмов или услышанных различных высказываний могут смешивать мнимые симптомы заболевания с настоящими. Эти ложные представлений ления приводят к серьезным патологическим изменениям личностистості.

При отдельных психологических расстройствах фантазирование может принимать форму бред или проявляться в виде бредовых фантазий. Так, известны случаи, когда человек под ситуативным влиянием болезненного воображения переутомление илювалася в зверя, например, делала из себя собаку, начинала лаятьи.

uchebnikirus.com

Воображение в психологии и его виды

Воображение играет очень важную роль в деятельности человека. Воображение в психологии — это психический процесс (как восприятие, мышление и память человека), который необходим для правильного функционирования человеческой психики. Благодаря воображению человек может не просто воспринимать окружающую действительность и осмысливать ее, он может представить то, что может произойти в будущем и спрогнозировать развитие событий.

Как проходит процесс воображения?

Психический процесс воображения – это представление чего-либо, создание образа или идеи. Без воображения человек не смог бы составить ни малейшего плана своих действий и представить результат своего труда.

Воображение тесно связано с мышлением, но в то время как мышление оперирует известными понятиями, воображение отличается тем, что человек может в уме представить себе то, чего он никогда не видел или то, что еще не произошло. Воображение подсказывает возможные варианты, учитывая фактор неопределенности. Этот психический процесс присущ только человеку, он помогает обучению, трудовой деятельности и общению людей.

Воображение принимает активное участие в любой деятельности человека. Начиная делать что-либо, человек заранее представляет, что он хочет получить в конечном итоге. Например, если вы хотите сделать стул, то вы в своем воображении представляете его вид, а уже исходя из этого подбираете материал и способ его изготовления. Это называется созданием образа с помощью активного воображения, которое применяется в практической деятельности человека. Это главное отличие человеческой деятельности от действий животных, которые не могут заранее представить результат своего труда и действуют на инстинктивном уровне.

Физиологические процессы воображения

Рассмотрим физиологическую основу воображения. Процесс основан на уже существующих временных нейронных связях, которые основаны на прошлом опыте человека. Эти связи, соединяясь в новые сочетания, создают процесс воображения. Наличие определенных связей не подразумевает обязательного возникновения новых, они появляются только тогда, когда не вступали ранее в сочетания.

Воображение и психология – это слаженная одновременная работа обеих сигнальных систем, преимущество в которой отдается второй сигнальной системе, то есть слову. Благодаря слову появляются мысленные образы, которые в свою очередь активизируют мотивацию к действию. Образы неразрывно связаны между собой и составляют единую цепочку, которая может изменяться по ходу действия и корректировать деятельность. Это означает, что наше воображение обладает определенной гибкостью и в случае, если что-то пошло не по плану, то оно может видоизменить конечную цель.

Виды воображения

Психологи делят воображение на несколько видов. Это

  • активное воображение;
  • пассивное воображение.

В свою очередь, активное воображение делится на следующие виды:

  • критическое;
  • творческое;
  • воссоздающее;
  • артистическое;
  • антиципирующее.

Что касается пассивного воображения, то сюда относятся такие явления, как мечтательность, грезы, фантазии и гипнотические состояния. Активное воображение направлено на какую-либо деятельность или решение определенных задач.

Здесь в большей мере задействовано мышление. Пытаясь придумать что-то новое, человек комбинирует различные знания и способы использования известных вещей на новый лад. В результате таких действий появляется продукт фантазии – идея, которая требует исполнения.

«Активное воображение более предметно, чем пассивное, оно направлено на конкретные предметы, в то время как пассивное воображение имеет направленность вовнутрь, оно оторвано от реальности».

Источник воображения – существующая реальность, образы в мышлении не возникают из ниоткуда, а обязательно имеют под собой реальное основание. Воображение не полностью соответствует реальности, а представляет собой разнообразные сочетания реально существующих событий, предметов или их частей. Иначе говоря, человек не выдумывает чего-либо такого, чего не было бы в реальной жизни.

Главная особенность воображения в том, что оно образно конструирует понятие о предмете или действии, прежде чем столкнется с ним непосредственно или увидит реальный результат своих действий. Кроме этого, процесс воображения отличается тем, что он может возникать спонтанно, иногда даже без осмысления, например, как яркий образ в голове. Мозг человека, получая определенную информацию, сразу же включает воображение.

При этом происходят такие сложные процессы, как анализ информации, выделение основного и второстепенного, соотношение общего к частному. Процесс воображения строго индивидуален. Имея один и тот же набор информации, разные люди видят его по-разному и создают свой собственный образ в воображении. Созданный образ отличается целостностью в начале процесса воображения, а уже позже раскладывается на составляющие и детализируется.

В процессе воображения происходит перенос свойств или характеристик одного предмета на другой. Это свойство нужно для того, чтобы предположить поведение объекта или какие действия нужно произвести с ним, чтоб получить желаемый результат.

Воображение в психологии разделяют на произвольное и непроизвольное. Технические, конструкторские и любые научные решения принимаются путем осознанного воображения, направленного на решение поставленных задач. Неосознанное воображение может проявляться в снах, фантазиях и художественном творчестве.

Мечта – особая форма воображения. Она подразумевает не просто фантазирование, а реальную цель, которая может мотивировать человека на совершение определенных действий. Мечта обычно не направлена на моментальное достижение результата, она имеет перед собой долгосрочные цели, для выполнения которых могут понадобиться годы, а то и вся жизнь.

Фото: Воображение и фантазия

kartinamira.info

Воображение в психологии

Воображение — неотъемлемая часть жизни каждого. Но все ли осознают, что такое «воображение» на самом деле? Воображение в психологии — это процесс создания в сознании человека образа какого-либо предмета или процесса. При этом воображаемый предмет далеко не всегда должен соответствовать реальному прототипу.

Воображение в психологии

Функции воображения

Функции воображения: представление действительности в сознании человека, формирование определённого плана действий, процесс регулировки эмоционального состояния, познавательные процессы.

Принципы воображения

В психологии воображение группируют по двум основным принципам. Первый принцип — степень осознаности предмета или процесса сознанием человека. В этом случае воображение подразделяют на осознанное и неосознанное.

Второй принцип — группирование воображения в зависимости от выполняемой задачи. Этот принцип характерен лишь для осознанного воображения. Сюда относят воссоздающее воображение, творческое и мечту. 

Неосознанное воображение

Это вид воображения, при котором воля не участвует в процессе формирования воображаемого образа. Неосознанное воображение характерно для маленьких детей. Взрослые с ним могут сталкиваться во сне, в полудрёме, а также при некоторых психических расстройствах.

Воображение в психологии

Осознанное воображение

Воссоздающее — воображение, роль которого заключается в воспроизведении предметов, картин, процессов, виденных человеком ранее. Например, школьник, отвечающий у доски, может вспоминать соответствующую страницу в учебнике и сопровождающие текст картинки. Сюда же относится создание образа в соответствии с описанием. Например, человек, никогда не бывавший в горах, может представить их в своём воображении на основе художественного описания.

Творческое — это воображение, присущее творческим людям: художникам, скульпторам, писателям. Здесь основную роль играет мышление. Творческое воображение подразделяется на несколько подвидов. Агглютинация — создание образа путём соединения различных частей и качеств. Акцентирование — формирование образа вокруг одной детали. Типизация — творческий процесс создания усреднённого, собирательного образа.

Мечты — это воображение, направленное на то, что человек хотел бы видеть, иметь или делать в будущем. Мечты могут содержать в себе элементы воссоздающего и творческого воображения. Например, добавляя к виденным ранее предметам вымышленные детали.

osoznanie.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *