4. Религиозное сознание и его уровни (религиозная психология и религиозная идеология).
Семинар №1
1.Религия — явление сложное, многообразное. Поэтому религиоведение характеризует не только разнообразие подходов, но и междисциплинарность. Развитие этой науки в XIX веке шло путем разработки целой совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в одном из ее аспектов. Первоначально главное внимание уделялось сравнительному изучению мифологии. В мифах обнаружился особый способ выражения человеческого переживания и объяснения реальности. Исследователи фольклора, в их числе знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, обнаружили в народных традициях, сказках и преданиях остатки древних мифов. Продолжая исследования в области мифологии и сравнительной лингвистики, Ф.М. Мюллер (1823–1900) заложил основы религиоведения как самостоятельной научной дисциплины. Он стал основоположником исторического принципа в изучении религии, который означает: каждая религия должна рассматриваться в контексте мировой истории, определение же сущности религии должно быть философским, вычленяющим моменты, присущие всем религиозным формам.
3. Структура религии
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
а) религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д.
б) религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую Виды деятельности в религии развертывается соответствующая деятельность.
в) религиозные отношения (культовые, внекультовые). В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения — внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и инойдеятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны. Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания. Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.
другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные .отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства-подчинения (по типу «Господь и раб Господень») , государственно-правовые структуры (Бог — «Царь небесный», патриарх — «владыка», папа — «монарх», «каноническое право»), связи судопроизводства («суд» над Христом, Бог — «судья», грешники — «судимые», «Судный день»), семейные отношения («Бог Отец», «Бог Сын», «брат», «сестра»). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение.
г) религиозные организации. В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и др. Складывались религиозные группы — «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации. Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов деятельности — культовой и внекультовой — выделяется целая система религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.
Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре, формирование которой завершается в период классового общества, можно выделить три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Их содержание, соотношение и взаимодействие определяют все многообразие конкретно-исторических форм религии.Религиозное сознание включает в себя два взаимосвязанных, но в то же время относительно самостоятельных уровня явлений: религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология — это совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.
Религиозная идеология —- это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
Религиозная идеология и религиозная психология обладают как общими, так и специфическими чертами. Их объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи, выступают как элемент надстройки и являются иллюзорным, фантастическим отражением действительности.
В генетическом плане религиозная психология и религиозная идеология являются ступенями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытную эпоху как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними природными и общественными силами. По мере развития общества на базе религиозной психологии зарождаются элементы религиозной идеологии. С разделением умственного и физического труда возникают специализированные культовые профессии — колдуны, знахари, маги, шаманы. В процессе стихийного складывания религиозных верований они начинают вносить элемент сознательности и целеустремленности, отбирая и закрепляя определенные, отвечающие конкретно-историческим условиям понятия, представления и обряды. На этом этапе систематизация религиозных верований осуществляется в основном в мифологической форме.
После возникновения философии начинается интенсивное взаимодействие и взаимовлияние религии и философии как форм общественного сознания. Наиболее соответствующим религиозному мировоззрению направлением философии является объективный идеализм. Общим у религии и объективного идеализма можно признать то, эта форма идеализма утверждает онтологическое первенство идеального начала, существующего независимо от сознания человека. Признаётся, что материальный, телесный мир несовершенен и является отражением или результатом деятельности идеального первоначала. В религиях, прежде всего в монотеистических, таким началом оказывается абсолютно нематериальный Бог, наделённый функциями верховного творца. К выдающимся представителям объективно-идеалистической религиозной философии следует отнести Аврелия Августина, Фому Аквинского, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского. В целом религиозное мировоззрение можно считать формой объективно идеалистических воззрений, не всегда у простых верующих достигающей теоретически законченной формы. Существуют, однако, системы объективного идеализма, которые не носят открыто религиозного характера. Но и в них можно разглядеть пережитки религиозного мировоззрения, которые выражаются в закамуфлированной форме. Не случайно Л. Фейербах, ведя борьбу против нерелигиозной объективно-идеалистической философии Гегеля, критиковал её как «скрытую теологию». Понятия, используемые нерелигиозными представителями объективного идеализма (абсолютная идея», «мировой дух», «мировая воля») для обозначения первоначала, могут считаться философским выражением понятия «Бог».
Семинар №2
📖 ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания. Социальная психология: конспект лекций. Мельникова Н. А. Страница 28. Читать онлайн
Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.
Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.
Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.
Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.
Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.
Своеобразие религии.
Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.
Во-первых, религия это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.
В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.
Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.
Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:
1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
3) дальневосточные религии конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).
Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.
Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.
Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.
Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.
Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.
Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.
Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон содержательной и функциональной.
Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.
Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.
Особенности религиозного сознания:
1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;
2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.
Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.
Вера это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.
Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.
Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.
Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.
Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.
Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.
Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.
Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.
Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):
1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.
2) верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.
3) колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.
Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.
Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.
Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.
Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.
Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.
Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.
Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:
1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;
2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.
Пророк в отличие от мистика все время с людьми;
3) священнослужитель – посредник между человеком и божеством.
Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.
Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;
4) реформатор личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;
5) монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;
6) монах отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;
7) cвятой – личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;
8) теолог – тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.
Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.
Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.
Христианская психология | Энциклопедия MDPI
Христианская психология представляет собой слияние теологии и психологии. Это аспект психологии, придерживающийся религии христианства и его учения об Иисусе Христе, объясняющий человеческий разум и поведение. Христианская психология — это термин, обычно используемый в отношении протестантских христианских психотерапевтов, которые стремятся полностью охватить как свои религиозные убеждения, так и свою психологическую подготовку в своей профессиональной практике. Однако практик христианской психологии не принял бы все психологические идеи, особенно те, которые противоречили или бросали вызов существованию Бога и библейских писаний. В Соединенных Штатах утвержденные Американской психологической ассоциацией курсы христианской психологии доступны на уровне бакалавриата и магистратуры, основанные на прикладных науках, христианской философии и христианском понимании психологии. В современных психологических практиках христианство внедряется посредством различных терапий. Основным выбором практики является христианское консультирование. Это позволяет частично объяснить христианскими верованиями аспекты психологии, такие как эмоции. Понимание человеческого разума считается как психологическим, так и духовным. По данным Католического университета Америки, Г. К. Дилсавер считается «отцом христианской психологии», но авторы книги « Психология и церковь: критические вопросы / важные ответы» предполагают, что Норман Винсент Пил был пионером в слиянии двух областей. Клайд М. Наррамор оказал большое влияние на христианскую психологию. Он был президентом-основателем Школы психологии Роузмид, которая теперь является филиалом Университета Биола и которая с 19 года издает Журнал психологии и теологии.73. Российский журнал «Консультативная психология и психотерапия» ежегодно выпускает специальный выпуск по христианской психологии.
1. История
Религиоведы и естествоиспытатели часто расходятся во мнениях по поводу объединения двух предметов, что делает христианскую психологию не чуждой противоречий. Христианство влияло на область психологии на протяжении всей истории и влияло на убеждения и работы известных психологов. В Европе 17-го века считалось, что аспекты психологии противоречат христианским учениям. Например, такие важные фигуры, как Декарт, Локк и Лейбниц, отложили или изменили свои идеи, чтобы они соответствовали культурно приемлемым убеждениям того времени. Это связано с тем, что публикация психологических теорий, противоречащих христианскому учению, часто приводила к наказанию.
Эпоха Просвещения — это период времени, когда в западном обществе были представлены несколько новаторских идей, в том числе научных и религиозных. Идеи, направленные на учение католической церкви, были оспорены. Один ученый описывает сдвиг в идеях в эпоху Просвещения как постепенный и тонкий, а не внезапный. [1] Несколько философов способствовали внедрению научных идей, которые в то время противоречили религии. Одним из первых авторов был французский философ Рене Декарт. Он укрепил аристотелевскую концепцию, объясняющую человеческий разум, которая соответствовала учению Церкви, — идею души. Со временем росло и существование некогда «радикальных» идей. Вопрос о способности человека полностью понять существование Бога был поставлен Паскалем. Другие философы, такие как Джон Локк, выдвинули концепцию деизма. Основными идеями, повлиявшими на психологию и религию в то время, были отказ от «первородного греха», принятие личной морали без религии и акцент на индивидуальной совести. Однако, хотя в этот период появилось много радикальных идей, противоречащих идеям церкви, это не значит, что они были полностью отвергнуты. Такие идеи, как атеизм и деизм, продолжали восприниматься как радикальные школы мысли. Религиозные учения по-прежнему остаются влиятельными в современных областях психологии.
2. Значимые люди
2.1. Хуан Луис Вивес
Хуан Луис Вивес (6 марта 1493 – 6 мая 1540), христианский ученый, которым восхищался теолог Эразм, был назван «отцом современной психологии» (Watson, 1915). Хотя неизвестно, был ли Зигмунд Фрейд знаком с работами Вивеса, историк психиатрии Грегори Зильбург считал Вивеса крестным отцом психоанализа. (История медицинской психологии, 1941). Вивес был первым известным ученым, который непосредственно проанализировал человеческую психику.
2.2. Рене Декарт
Рене Декарт, известный французский философ, внес свой вклад в область психологии, не забывая при этом о верованиях католической церкви. Убеждения Декарта вызывали споры в 17 веке, потому что некоторые из его убеждений противоречили христианским учениям. Вопреки христианскому учению, Декарт считал, что животных можно понимать как машины, не имеющие души. [2] Хотя он конкретно не сказал, что у людей нет души, христиане сочли это утверждение спорным, поскольку люди напоминали животных. Эти убеждения были записаны в его работе под названием Мир . «Мир » никогда не публиковался, потому что Декарт опасался, что католическая церковь накажет его за противоречивые убеждения.
2.3. Джон Локк
Джон Локк был английским философом, который считал «разум» «последним судьей и Руководителем во всех вещах» даже в религиозных вопросах. Доказательства не интересовали его, а вместо этого он искал последовательность, смысл и то, как люди должны реагировать на желания и особенно на свою веру. [3]
Одним из его главных вкладов в психологию была его теория разума, в которой это становится предшественником объяснения идеи идентичности и самости.
2.4. Готфрид Лейбниц
Готфрид Вильгельм Лейбниц был лютеранским философом, который, в отличие от Локка, считал, что существуют некоторые религиозные идеи, которые сами по себе неопровержимы и неопровержимы. [3]
Имея это в виду, предполагалось, что большинство его философских идей, в том числе те, которые способствовали созданию психологических концепций, не будут нарушать христианские верования в Европе, а также будут использоваться для объединения разделения между христианской конфессией. В качестве крупного вклада в психологию Лейбниц провел различие между сознательными и бессознательными состояниями, которое Фрейд и другие его последователи еще больше расширили столетия спустя. [2]
2.5. Сёрен Кьеркегор
Сёрен Кьеркегор (р. 1813, ум. – 1855) был философом, автором глубоких теоретических психологических работ. [4] В течение десятилетия он описывал природу личности, греха, беспокойства, бессознательного (до Фрейда), субъективности, человеческого развития и духовного развития с христианской точки зрения. Кьеркегора считают «отцом» терапевтической психологии. [5] Подмор пишет, что «Болезнь к смерти (1849 г.) как попытку разрешить греховное «я» путем интеграции психологического взгляда на отчаяние с теологией прощения грехов». [6] тот факт, что он писал на языке меньшинства, задолго до появления Фрейда его приветствовали бы как основателя важной глубинной психологии». [7] Эриксон, учившийся у Анны Фрейд, пошел еще дальше, заявив, что Кьеркегор, а не Зигмунд Фрейд, был первым настоящим психоаналитиком9.0009 [8] Чарльз Карр (1973) сказал, что «проницательное качество понимания Кьеркегором вины, страха, греха и отчаяния также делает его достойным признания как отца современной терапевтической психологии». [9] [10]
3. Современные влияния
3.1. Христианское консультирование
Христианское консультирование – это метод психологической терапии, который подчеркивает важность взаимоотношений человека с Богом. Христианское консультирование использует идеи христианской психологии, чтобы правильно понимать пациентов и лечить их. И христианская психология, и христианское консультирование помогают людям понять себя психологически и в глазах Бога. Эта особая форма консультирования включает уникальные религиозные взгляды человека, чтобы создать более индивидуализированную форму лечения. [11]
Психология религии — 1-е издание — Василис Сароглу
Содержание Описание книги отзывов критиков
142 страницы 1 черно-белая иллюстрация
к Рутледж142 страницы 1 черно-белая иллюстрация
к Рутледж142 страницы 1 черно-белая иллюстрация
к РутледжУзнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна Также доступно в виде электронной книги на:
- Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
Влияет ли религия на благополучие? Что ведет к фундаментализму? Делают ли религиозные убеждения нас более нравственными?
Психология религии исследует зачастую противоречивые представления людей о религии и религиозных верованиях, духовности, фундаментализме и атеизме. В книге исследуется, выбираем ли мы быть религиозными, или это зависит от таких факторов, как гены, окружающая среда, личность, познание и эмоции. В нем анализируется влияние религии на нравственность, здоровье и социальное поведение и ставится вопрос, выживет ли религия в нашем современном обществе.
Предлагая сбалансированную точку зрения, Психология религии показывает, что как религиозность, так и атеизм имеют свои психологические издержки и преимущества, причем некоторые из них становятся более заметными в определенных условиях.
1. Можем ли мы изучать религию в лаборатории?
2. Верующие и атеисты: в чем разница?
3. Дети-теисты, подростки-отступники, поздние взрослые фанатики?
4. Делает ли религия нас более нравственными?
5. Полезна ли для вас религия?
6. Выживет ли религия?
Дополнительная литература
Примечания
Ссылки
Биография
Василис Сароглу — профессор психологии Лувенского университета, Бельгия. Он провел обширные исследования религии с точки зрения социальной, личностной, кросс-культурной, моральной и эмоциональной психологии.
Василис Сароглу написал замечательную книгу. Психология религии — это искусно сделанный снимок того, чему нас должны научить недавние исследования в этой области. Он представляет собой ясное, убедительное и искусно точное изложение фундаментальных вопросов и соответствующих выводов исследования. Научная психология редко дает односторонние ответы на важные вопросы. Эта книга составлена скрупулезно, без предубеждений или намерений — лучшая в науке, как мы и ожидали от одного из самых уважаемых исследователей в этой области в этом поколении. Очень рекомендуется.
Рэймонд Ф. Палуциан , редактор Международного журнала психологии религии , 1998-2016
Хотя психологическому изучению религии уже более ста лет, бурный расцвет он получил только в последние два десятилетия. Василис Сароглу предлагает мастер-класс о том, как ориентироваться в этом богатом и разнообразном массиве исследований.