Релятивизм в философии: Что такое Релятивизм — Узнай Что Такое

ПРИНЦИП РЕЛЯТИВИЗМА В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 8. С. 97-99.
РАЗДЕЛ:   Философские науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, Серова Наталья Степановна, Тобоев Аржан Иванович
Алтайский государственный педагогический университет

Аннотация. Значительное место в философии занимает тема адекватности научных знаний объективной реальности. Уже первые философы сформулировали проблему поиска научных методов познания природы. В Новое время одним из важных этапов познавательной деятельности человека является элиминация субъективных факторов. Наиболее ярко эта тема представлена в философии Ф. Бэкона и его критике идолов человеческого разума. Вместе с тем софисты еще в античности сформулировали идею относительности человеческих знаний. Дискуссия на тему наличия единых законов жизни составляет значительную часть философской культуры. Полагаем, что имеет смысл вновь вернуться к вопросу о месте и роли субъекта в научной картине мира.

Ключевые слова и фразы: человек, наука, философия, релятивизм, пространство, время, принцип дополнительности, human being, science, philosophy, relativism, space, time, principle of complementarity

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностранная литература, 1961. 151 с.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.
  3. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
  4. Капра Ф. Дао физики. СПб.: Орис, 1994. 304 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru

Релятивизм в философии — Люди Роста

Релятивизм — это простыми словами

18 апреля 2005 года, за день до своего избрания Папой Бенедиктом XVI, кардинал Йозеф Ратцингер произнес проповедь, в которой причиной социального и нравственного разложения, проявляющегося в таких явлениях, как однополые браки и аборты, назвал распространение релятивизма.

Хотя консервативная программа нового Папы была предельно ясна, он тем не менее констати- ровал социальную и политическую важность того образа мышления, который широко распространен, особенно в либеральных западных демократиях. От поверхностного суждения по любому поводу, что «все относительно», делается шаг к «все дозволено»,

Культурный релятивизм

Историк Геродот, живший в V в. до н. э., поведал историю о греках, которых пригласили ко двору персидского царя Дария и спросили, как они отнесутся к идее поедать тела своих умерших отцов. Греки пришли в ужас, но рядом с ними оказались люди из племени каллатов, у которых существовал именно такой обычай, — они, в свою очередь, ужаснулись обычаю греков сжигать своих покойников.

Такие примеры культурных различий поддерживают точку зрения релятивистов: не существует абсолютной и универсальной истины, все моральные оценки и мнения следует выносить только в соответствии с социальными нормами данной группы.

Моральный релятивизм

Релятивистская идея, по сути, состоит в том, чтобы относиться к моральным суждениям так же, как к эстетическим.

Вы любите устрицы, а я нет, и мы просто признаем различия: нечто правильно для вас, но не для меня. Если вы откровенно признаетесь, что любите нечто, вы не можете ошибаться — это истина (для вас). Точно так же, утверждают релятивисты, если мы (в роли общества) одобряем смертную казнь, — это морально оправдано (для нас) и нам не стоит в этом сомневаться. И если мы не пытаемся убедить людей отказаться от любви к устрицам и не критикуем их за эту привязанность, то и в случае морали подобная критика неуместна.

Строгий, или радикальный, релятивизм довольно быстро приводит к затруднительным положениям. А что, если сама идея об относительности всех норм относительна? С этим придется согласиться во избежание противоречий; но если это так, тогда мое заявление, что все нормы абсолютны, оказывается истинным для меня. Подобного рода непоследовательность стремительно проникает во все сферы, вплоть до того, что релятивизм не в состоянии последовательно и искренне мотивировать собственную позицию.

Релятивизм софистов

Саморазрушительная природа радикального релятивизма была отмечена в самом его зарождении еще Платоном, который продемонстрировал противоречия релятивистской позиции софиста Протагора в диалоге его имени.

Ключевой момент — рациональная дискуссия зависит от наличия некоей общей почвы; мы должны согласиться хоть в чем-то, чтобы содержательно взаимодействовать.

‘Человек есть мера всех вещей’
— Протагор, V в. до н. э.

Абсурдность тотального релятивизма порой закрывает собой глубинный смысл, содержащийся в его более сдержанных формах. Самый важный урок релятивизма заключается в том, что знание само по себе перспективно: мы всегда смотрим на мир под определенным углом, с определенной точки. Не существует выгодной внешней позиции, с которой мы можем наблюдать мир «как он есть». Это мнение часто объясняют в свете концептуальных схем или рамок. Проще говоря, мы можем воспринимать лишь образ реальности в наших концептуальных рамках, которые определяются сложной комбинацией факторов, в том числе и нашими культурно-истори- ческими особенностями. Да, мы не можем выйти за границы собственной концептуальной схемы и объективно взглянуть на вещи — «глазами Бога», но это вовсе не означает, что мы вообще не можем ничего познать. Точка зрения — это точка зрения на что-то, и, сравнивая различные взгляды, мы можем надеяться объединить их и создать объемное представление, более полную картину мира.

Epistemic Relativism — Bibliography — PhilPapers

Epistemology > Epistemological Theories > Epistemic Relativism

Edited by Markus Seidel (University of Münster)

Assistant editor: Charlott Becker (University of Münster)

Summary Эпистемический релятивизм — это позиция, согласно которой знание действительно только относительно конкретного контекста, общества, культуры или отдельного человека. дискуссия об эпистемическом релятивизме является одной из самых фундаментальных дискуссии в эпистемологии относительно нашего понимания таких понятий, как как «оправдание» и «веская причина».
Основные работы В Barnes & Bloor 1982 два социолога знания явно поддерживают релятивистскую позицию. Boghossian 2006 нападает на несколько форм эпистемического релятивизма. Куном в 1962 г. эпистемологически-релятивистские интерпретации. Feyerabend 1999 приводит доводы в пользу эпистемического релятивизма в философии наука. Nagel 1997 дает Last Word о релятивизме, поддерживая абсолютистскую позицию. Rorty 1990 защищает позицию, которую многие считают релятивистской.
.
Введение Laudan 1990 представляет собой введение в полемику в форме диалога. Общее введение см. Swoyer 2008, 2.4 в Стэнфордской энциклопедии

Показать все артикулы

Подкатегории:

Эпистемический контекстуализм и релятивизм* (

129 )

Эпистемический релятивизм, разное ( 449 )

Вакансии в этой области

BARD College

Открытый ранг (Трек по пребыванию в сфере владения) Немецкие исследования

Институт Ван-Лира Иерусалима

Постдокторский стипендия

Университет Пенсильвании

Mindcore PostDdoctor Research of Pennsylvania

Mindcore PostDdoctor Research of Pennsylvania

.

1 — 50 / 507

Материал для классификации

  1. Парадоксы невежества в Англии и Франции раннего Нового времени. Сандрин Паражо — 2023 — Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press.details
  2. Невежество: философское исследование. Рик Пилс — 2023 — Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: издательство Оксфордского университета. подробности
  3. Эпистемический релятивизм и прагматическое вторжение. Брайан Ким — 2019 — В Мартине Куше (ред.), Справочник Рутледжа по философии релятивизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: стр. 310–319..детали
  4. Теория феминистской точки зрения против. Идентитарная идеология новых правых: критическое сравнение.
  5. Эпистемический релятивизм и проблема Геттье. Луи Вервурт и Александр А. Шевченко — 2022 — Эпистемология и философия науки 59 (1): 58-80.details
  6. Construcción teórica de la posmodernidad: enfoque progresista desde la deslegitimación. Хесус Мигель Дельгадо дель Агила — 2021 — Гелиос 5 (2):475-486.подробнее
  7. Экологический подход к предложениям шарниров. Эрос Карвалью — 2022 — Sképsis
    (25):1-16.подробнее
  8. О концепциях и идеях: темы из новых эссе Г. В. Лейбница. Лючия Оливери — 2016 г. — Кристоф Канн Дэвид Хоммен (ред.), Концепции и категоризация, систематические и исторические перспективы . Мюнстер, Германия: стр. 141-167. подробности
  9. .
  10. Как рассуждать о религиозных убеждениях. Даниэле Бертини — 2021 — Журнал Диалого 8 (1):179-193.подробнее
  11. Обзор глобальных эпистемологий и философий науки. [ОБЗОР]Robert A. Wilson — готовится к публикации — Philosophy of Science .details
  12. Relativismus.Johannes Steizinger — 2021 — In Gerald Hartung Jörn Bohr (ed.), Simmel-Handbuch. Лебен-Виркунг-Верк . Штутгарт, Германия: Мецлер. стр. 95-103.подробнее
  13. Метанормы Архимеда.J. Адам Картер — 2021 — Topoi 40 (5):1075-1085. подробнее
  14. Фаллибилизм против релятивизма в философии науки. Дэвид Дж. Стамп — 2021 — Журнал общей философии науки / Zeitschrift für Allgemeine Wissenschaftstheorie 52: 1-13. подробности
  15. Модернизм, постмодернизм и ультрамодернизм: различие и преемственность. Мухаммад Джалил Ариф — 2021 — Академическое письмо 1 (Статья 3112).подробнее
  16. Расширенная рациональность и эпистемический релятивизм. Натали Алана Эштон — 2021 — В Николае Педерсене и Луке Моретти (ред.), Недоказательный антискептицизм .details
  17. Магия, наука, религия и рамки рациональности. Стэнли Джеяраджа Тамбиа — 1990 — издательство Кембриджского университета. подробности
  18. Объективность: обязанности безличного разума. Николас Решер — 1997 — University of Notre Dame Press.details
  19. Критика политической корректности. Фрэнсис Дж. Беквит — 1996 — В Философия: поиски истины, 3-е изд. стр. 582-588.детали
  20. Защита объективности.
    Маргарита Роза Левин — 1999 — В Луи П. Поймане (ред.), Теория познания: классические и современные чтения, 2-е изд. стр. 631-642.детали
  21. Abordagem Ecológica das Habilidades и Epistemologia dos eixos.Carvalho Eros — готовится к печати — In Plinio J. Smith & Nara Figueiredo (eds.), A epistemologia dos eixos: uma introdução e Debate sobre as certezas de Wittgenstein . Сан-Паулу: детали
  22. Презентация. Mεtascience et l’alternative Bunge. Франсуа Морис — 2020 — Mεtascience: Discours General Scientifique 1:5-14.details
  23. Презентация: Мεtascience и альтернатива Бунге. Франсуа Морис — 2020 — Mεtascience: Научный общий дискурс 1:7-17.details
  24. Умстриттене Вархайт. Die Frage nach der Wahrheit in Philosophie und Religionen.R. Ротенбуш и Оливер Вирц (ред.) — подробности в ближайшее время
  25. Говоря о толерантности: новая стратегия борьбы со студенческим релятивизмом. Доминик Балг — 2020 — Преподавание философии 43 (2):1-16. подробнее
  26. Релятивизм. [ОБЗОР] Али Хоссейн Хани — готовится к публикации — The Philosophical Quarterly :1-3.details
  27. Описательная психология и Völkerpsychologie — в контексте историзма, релятивизма и натурализма. Кристиан Дамбёк, Ульяна Фист и Мартин Куш — 2020 — Hopos: Журнал Международного общества истории философии науки 10 (1): 226-233.детали
  28. Являются ли описания знаний чувствительными к социальному контексту? Александр Джексон — готовится к публикации — Синтез 199 (3-4):8579-8610.подробнее
  29. Демократия и исследование в эпоху постправды: прагматическое решение. Даниэль Лабрадор Монтеро — 2020 — Disputatio. Бюллетень философских исследований 9 (13).Подробнее
  30. Aspectos epistemológicos y ético-politicos sobre la aplicación de vacunas en contextos multiples.Mónica Gómez — 2018 — Horizontes Filosóficos 8 (8):63-80.details
  31. Научные перспективы, феминистские точки зрения и неглупый релятивизм. Натали Эштон — 2020 — В Микеле Массими (ред.), Знание с точки зрения человека . Springer Verlag.подробнее
  32. Переосмысление эпистемического релятивизма. Натали Алана Эштон — 2019 — Метафилософия 50 (5):587-607.подробнее
  33. Джон Гиллотт и Манджит Кумар, Наука и отступление от разума. [ОБЗОР] Шон Ф. Джонстон — 1996 — Общественное понимание науки 5:179-181.детали
  34. Relativising Epistemic Advantage. Натали Алана Эштон — готовится к публикации — Мартин Куш (ред.), Routledge Handbook to Relativism .детали
  35. Релятивистское наследие Куна и Фейерабенда . Ховард Санки — 2020 г. — В М. Куше (ред.), Справочник Рутледжа по философии релятивизма . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 379-387. подробности
  36. Рациональность, релятивизм и методологический плюрализм. Говард Сэнки — 1996 — Исследования в области знаний (1):18-36.детали
  37. Мотивируют ли глубокие разногласия релятивизм? Виктория Лаворерио — 2018 — Topoi 40 (5): 1087-1096. детали
  38. Причины релятивизма: Фейерабенд о «подъеме рационализма» в Древней Греции. Гельмут Хейт — 2016 — Исследования по истории и философии науки, часть A 57:70-78.детали
  39. Кун, Релятивизм и реализм. Ховард Санки — 2018 — В Юхе Саатси (ред.), Справочник Routledge по научному реализму . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 72-83.подробнее
  40. Релятивизм опровергнут. Критика современного эпистемологического релятивизма. Харви Сигел — 1987 — Петерс Пресс.подробнее
  41. Эпистемические устремления Лакатоса. Джаррет Леплин — 2001 — Theoria: Revista de Teoría, Historia y Fundamentos de la Ciencia 16 (3):481-498.details
  42. Знание и релятивизм: очерк философии образования. C. White — 1983 — Van Gorcum.details
  43. Викторианская теория относительности: радикальная мысль и научное открытие. [ОБЗОР] Теодор Портер — 2002 — Isis 93:311-312.детали
  44. Историк и философия науки. Томас Коуэн — 1947 — Исида 38:11-18. подробнее
  45. Интегральная эпистемология в «Натуралистической эпистемологии: симпозиум двух десятилетий». Shimony — 1987 — Boston Studies in the Philosophy of Science 100:299-318.details
  46. Критическое исследование «Последнего слова» Томаса Нагеля. [ОБЗОР]Андрей Мельник — 1999 — Philosophical Books 40 (1):14-17.подробнее
  47. Конструктивизм и релятивизм: Руководство для покупателя. Марк Х. Бикхард — 1997 — Наука и образование 6 (1-2):29-42.подробнее
  48. Ответ на комментарии. Эрик Джиллетт — 1998 — Философия, психиатрия и психология 5 (1):61-65.детали
  49. Релятивизм и социально-конструктивистская парадигма. Эрик Джиллетт — 1998 — Философия, психиатрия и психология 5 (1):37-48.детали
  50. Релятивизм против реализма — все, кроме благовидной дихотомии. Фиона Дж. Хибберд — 2001 — History of the Human Sciences 14 (3): 102-107.details
  51. Универсальность и особенность в философии Э. Б. Бакса и Р. Г. Коллингвуда. Марк Бевир — 1999 — History of the Human Sciences 12 (3): 55-69.details

1 — 50 / 507

Доступ за пределы кампуса

Используете PhilPapers из дома?

Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения.

Контролировать эту страницу

Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:

Эл. адрес Новостная лента

Редакция

Общие редакторы:
Дэвид Бурже (Западный Онтарио)
Дэвид Чалмерс (ANU, NYU)

Региональные редакторы:
Дэвид Бурже
Гвен Брэдфорд
Берит Брогаард
Маргарет Камерон
Дэвид Чалмерс
Джеймс Чейз
Рафаэль Де Клерк
Эцио Ди Нуччи
Esa Diaz-Leon
Barry Hallen
Hans Halvorson
Jonathan Ichikawa
Michelle Kosch
Øystein Linnebo
JeeLoo Liu
Paul Livingston
Brandon Look
Manolo Martínez
Matthew McGrath
Michiru Nagatsu
Susana Nuccetelli
Giuseppe Primiero
Jack Alan Reynolds
Darrell П. Роуботтом
Александра Самонек
Константин Сэндис
Ховард Сэнки
Джонатан Шаффер
Томас Сеньор
Робин Смит
Дэниел Стар
Юсси Суйкканен
Анесс Ким Вебстер

Другие редакторы
Свяжитесь с нами
Узнайте больше о PhilPapers

Релятивизм (Интернет-энциклопедия философии)

Релятивизм (Интернет-энциклопедия философии)
  Когнитивный релятивизм

Когнитивный релятивизм утверждает относительность истины таким образом, что соответствует тому, как моральный релятивизм утверждает относительность морали. Из-за тесной связи между понятием истины и понятиями таких как рациональность и знание, когнитивный релятивизм часто принимается охватывать или подразумевать относительность как рациональности, так и знания. Структура или точка зрения, по отношению к которой истина относительный обычно понимается как концептуальная схема или структура . Это может быть концептуальная схема всей культуры или периода; или это может быть задумано более узко как теоретическую основу конкретного сообщества: для например, квантовые физики или южные баптисты. Как и другие формы релятивизм, когнитивный релятивизм отрицает, что любая из этих точек зрения уникальный привилегированный статус. Ни один из них не предлагает точку зрения Бога на точку зрения», или представлять точку зрения, продиктованную нам объективными стандартами рациональности.

Когнитивный релятивизм, как и многие другие формы релятивизма, часто считается, что его первыми выдвинули древние софисты, в частности Протагор, начавший свой труд «Истина» знаменитым высказыванием: «Человек есть мера всех вещей — вещей, которые есть, что они есть, вещей это не то, что это не так. Но, за возможным исключением софистов, немногие философы западной традиции придерживались какой-либо формы когнитивного релятивизма до относительно недавнего времени. Большинство предположило, что есть точка зрения, например, точка зрения Бога, по отношению к которой наши суждения определенно истинны или ложны.

В девятнадцатом веке это предположение подверглось серьезному сомнению. небольшим числом важных мыслителей, в первую очередь Ницше и Уильямом Джеймс. В двадцатом веке релятивистский взгляд на истину, хотя он до сих пор вызывает оскорбительные ответы антирелятивистов, бесспорно приобрел гораздо больше сторонников; на самом деле, это стало почти обычным явлением в некоторые философские кружки. Причины такого развития разнообразны. Они включают:

i) пример, предлагаемый релятивистскими взглядами на моральные нормы, взгляды, приобретшие популярность по мере расширения знаний о других культурах;

ii) растущее осознание, в том числе благодаря исследованиям в области антропологии и лингвистики, что люди в разных культурах смотрят на мир радикально по-разному концептуальные рамки;

iii) разработка всех выводов кантовского «коперниканского Революция» в метафизике, согласно которой объекты нашего познания формируются категориями, посредством которых мы их познаем;

iv) в континентальной философии последствия — преднамеренные или нет — историзм Гегеля, теория идеологии Маркса и перспективизм Ницше;

v) в англоязычной философии, критика позитивистской философии науки, проблемы, поставленные идеалом объективности или нейтральности в социальных науках, а также влияние открытий в психологии, касающихся интерпретация данных.

Релятивистские взгляды на истину получили дальнейшее развитие или нашли выражение в произведениях многих широко читаемых мыслителей ХХ века такие как поздний Витгенштейн, Куайн, Кун, Винч, Гудман, Рорти, Гадамер, Фуко и Деррида.

Когнитивные релятивисты не просто утверждают различные культуры или у сообществ разные взгляды на то, какие убеждения верны; никто не спорит что. Они также не просто заявляют, что разные сообщества действуют с различные эпистемологические нормы, т.е. Критерии истины и стандарты рациональности. Это тоже вроде бы очевидно. Спорное утверждение, лежащее в основе когнитивный релятивизм состоит в том, что ни один набор эпистемологических норм не является метафизически привилегированное положение перед любым другим. Это утверждение отвергают нерелятивисты. утверждая, напротив, что некоторые эпистемологические нормы, например те, используемые современной наукой, пользуются особым статусом, в силу которого они могут служить объективными, общезначимыми критериями истины и рациональности. Релятивисты отвечают на этот аргумент, бросая вызов своим оппонентам. доказывают превосходство эпистемологических норм, которым они отдают предпочтение. В ответ антирелятивисты обычно утверждают, что успех определенных норм на практике — например, Успех современной науки в том, что она позволяет нам манипулировать миром, составляет доказательство того, что эти нормы являются не просто социальными условностями, а действительно помогите нам решить, какие из наших суждений объективно верны.

Стандартное возражение против когнитивного релятивизма состоит в том, что оно самоопровергает. Если я утверждаю, что все суждения истинны лишь по отношению к некоторым непривилегированным возражение, я имплицитно утверждаю, что это суждение, т.е. тезис релятивизма — верен в каком-то нерелятивистском смысле. Обычно возражение релятивистов на это возражение есть отрицание того, что они должны привержены любому нерелятивистскому понятию истины. Это возможно, они говорят, чтобы выдвинуть утверждение и считать его истинным по отношению к данному набор норм, не связывая себя мнением, что это правда, или что рассматриваемые нормы действительны в некоторых дальнейших нерелятивистских смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *