Рене декарт рефлекс: ., . , . , . , . . , . . .. , .. , .. —

Основатель рефлекторной теории Рене Декарт. Основные принципы рефлекторной теории :: SYL.ru

В статье поговорим об основателе рефлекторной теории. Принято считать, что её создателями являются сразу несколько человек, но это совсем не так. Дело в том, что определённую лепту вносили многие ученые, но мы сегодня рассмотрим конкретный вклад Рене Декарта. Также подробно узнаем о положениях его теории и познакомимся с биографией самого ученого.

Немного о теме

Имя Рене Декарта связывают с очень важным и сложным периодом развития психологической науки. Изложения ученого послужили созданию новой концепции, которая позволила по-иному посмотреть на мир психологических проблем. Психика стала рассматриваться как внутренний мир человека, который полностью поддается самонаблюдению, однако при этом является абсолютно самостоятельной субстанцией, отдельной от внешнего мира.

Суть всего учения Декарта состоит как раз в том, чтобы доказать полную противоположность понятий материального и духовного миров. Ученый ввел в обиход понятие рефлекса, не называя его, и этим дал толчок тому, что люди и животные стали рассматриваться с естественно-научной и психологической стороны, с учетом их взаимосвязи.

Об авторе

А теперь узнаем немного об основателе рефлекторной теории. Декарт появился на свет в 1596 году во Франции. От родителей он получил небольшое, но все же существенное состояние, которое позволило ему не беспокоится о своём пропитании и полностью посвятить себя наукам. В иезуитском колледже он получил достойное гуманитарное и математическое образование. Позже отлично проявил себя при изучении психологии, философии и физики.

Из-за слабого здоровья директор колледжа разрешил молодому человеку пропускать утренние службы. Благодаря этому у учёного выработалась привычка, которую он сохранил на всю жизнь – оставаться в постели почти до полудня. При этом утренние часы для мыслителя были наиболее продуктивными.

После обучения

После того, как Рене Декарт закончил свое обучение, он поспешил в Париж, где поддался развлечениям юности. Однако вся эта поверхностная суета очень быстро утомила молодого человека, мысли которого уходили очень далеко от настоящего дня. Именно поэтому очень скоро он стал вести более уединенный и спокойный образ жизни, чтобы посвящать свободное время изучению математики.

В 21 год стал солдатом и несколько лет провел на передовых в Венгрии, Голландии и Баварии. Он научился обращаться с оружием и возмужал, стал немного авантюристом. Парень очень любил посещать разные балы и забавлялся азартными играми. Ему невероятно везло во многом из-за того, что он был отличным математиком. Вскоре Рене Декарт встретил любимую женщину, которая родила ему прекрасную дочь. По непонятным причинам в 5 летнем возрасте малышка погибла, и это сильно потрясло Декарта. После этого он всегда говорил, что смерть дочери была самым трагическим событием в его жизни.

Интересные события

Надо сказать, что развитие рефлекторной теории напрямую было связано с событиями из жизни самого ученого. Практически всё, о чём он говорил, так или иначе, находило проявление в его собственной жизни. Его всегда интересовало, как можно на практике применить все теоретические познания, поэтому он не унывал и регулярно проводил самые разнообразные опыты.

Известно, что мужчина пытался найти способ, чтобы предотвратить поседение волос. Также занимался опытами с креслом-качалкой. Позже основатель рефлекторной теории рассказывал о своем сне, который стал для него настоящим откровением. Это произошло во время его службы в армии. Он находился в большом баварском доме, который отапливался мощной печью. Мужчина задремал, ему привиделся удивительный сон. Он якобы увидел духа истины, обвиняющего его в лености. Дух сказал, что жизненная задача ученого в том, чтобы доказать принципы математики и их полезность при изучении природы. Таким образом, Декарту предполагалась серьёзная миссия.

Посвящение себя одному делу

После этого сна ученый дослужил какое-то время и вернулся в Париж, но молодежная жизнь ему снова надоела, и он решил уединиться для занятий математикой. Рене продал имение своего отца и приобрёл небольшой домик в Голландии. Кстати, всего за 20 лет Декарт сменил порядка 24 домов, а всё из-за того, что он стремился к полному одиночеству. При этом он побывал в 13 городах, а свой адрес проживания тщательно скрывал от самых близких друзей, с которыми регулярно переписывался.

Он ужасно не любил нежданных гостей и бестолковые посиделки. При покупке нового дома всегда учитывал два основных момента – чтобы рядом был католический собор, и чтобы поблизости был расположен университет.

Декарт: рефлекторная теория

Теория рефлексов стала важнейшим открытием XVII века. Впервые понятие о рефлексе стало встречаться в трудах Декарта о физике. Оно было необходимо для того, чтобы полностью завершить картину механистического мира, созданную ученым. И всё, чего в ней не хватало, – это особенностей поведения живых существ. При этом надо учитывать общий фон событий, на котором и произошло открытие Декарта. В это время организм и его функции стали рассматриваться под новым углом, что постепенно привело к полнейшему перевороту в исследовании анатомо-физиологической природы человека. Окончательный удар базовым средневековым понятиям о сущности и форме нанесло открытие кровообращение Гарвея. Именно поэтому стоит понимать основные принципы рефлекторной теории Декарта как общего продукта того времени, который зрел в наиболее подходящих условиях. При этом из-за нехватки знаний о деятельности центральной нервной системы, рефлекторная теории всё же не имела под собой такой базовой научной основы, как теория кровообращения.

Многие сравнивают эти два открытия, и надо сказать, что вклад Декарта куда значительнее, так как он касался не какой-либо функции организма, а самого процесса взаимодействия живых существ между собой.

Красивая метафора

Свое открытие основатель рефлекторной теории сделал именно благодаря вышеупомянутому открытию Гарвея. Дело в том, что взаимодействие живых существ Декарт представлял в виде реакции нервных «машин» друг на друга. Он создал такую ассоциацию нервной системы, которая походила на кровеносную систему.

Сердце представляло собой мозг, от которого отходят различные «трубки», то есть кровеносные сосуды. Ими передаются нервные импульсы, которые и предоставляют человеку информацию внешнего мира. При этом по движению крови в сосудах, то есть по передаче нервного импульса к нервной системе, можно судить о живом существе и многих его особенностях.

Импульсы Декарт называл «животными духами» — очень старинным и мистическим термином, который на самом деле означал ни что иное, как мельчайшие частицы, которые быстро перемещаются в организме человека.

Основные положения

Изучение рефлексов привело ученого к тому, что он сумел сформировать некоторые базовые принципы. Во-первых, нужно отметить, что рефлекс по Декарту — это акт нервной системы. При этом надо четко понимать, что сам термин «рефлекс» ученый не использовал, но зато он невероятно чётко его обрисовал, а последователям оставалось лишь придумать подходящее слово, что они и сделали. Во-вторых, деятельность животных мужчина всё же считал машинообразной, тогда как деятельность человека представлялась в виде огромного количество актов нервной системы, то есть полного набора определённых рефлексов. Чтобы четче объяснить свои мысли, Рене сравнивал нервный процесс с тепловыми и световыми явлениями, а ведь такие сравнения встречались с самых древних времен.

Рефлекторная теория и физиология оказались очень связаны, ведь знание о душе и её свойствах, как позже стало понятно, во многом опиралось на новые открытие физики, особенно в области оптики. Исследования Ибн аль-Хайсама и Р. Бэкона показали, насколько сфера ощущений зависит не только от души, но и от законов физики. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основатель рефлекторной теории создавал своё открытие на основе современных знаний о физике и механике. Обособленное понимание души исчезло, но появилось четкое понимание его неотделимости от физиологии.

Первой причиной двигательного акта Декарт считал определённый нервный импульс, причина которого лежит вне его самого. Таким образом, тело получает сигнал от внешнего мира, который передаётся по нервным волокнам в мозг. При этом ученый не отрицал диспозиции органов и даже признавал её базовой необходимостью.

Несмотря на то, что признавалась фиксируемая системы нервов и мышц, всё же она была подвержена изменениям. Декарт считал, что с каждым новым импульсом нервные «нити» не приобретают свою старую форму, а растягиваются и меняют свою конфигурацию.

А что после?

Последователи Декарта, исследующие примеры условных рефлексов, уже не сомневались в том, что объяснять деятельность души, то есть нервной системы, понятиями каких-то невидимых сил, также бессмысленно, как объяснять работу механических сил действием сверхсил.

Рене сформировал методологическое правило, которое заключается в том, что то, что человек испытывает, применимо только к нему самому и непосредственно к его телу. Это означает, что каждый может чувствовать и видеть всю картину мира по-своему, и во многом она опирается на физиологию, то есть на то, каким образом происходит передача и трактовка импульсов нервной системой.

Условные рефлексы, примеры которых всё помнят ещё школы, ни что иное как индивидуальный и приобретённый со временем базовый набор самого человека, то есть он не применим к другим людям и их модели мира. А условные рефлексы — это чистая физиология, которая при этом оказывает решающие влияние на нервную систему.

Моделирование поведения

Придя к своим выводам, ученый понял, что поведением человека можно управлять, его можно моделировать. Созданию рефлексов поддаются почти все системы организма. Декарт выделил, что только речь и интеллект могут не поддаваться моделированию. Таким образом, исследователь попытался объяснить процесс обучаемости, поэтому его считают одним из предшественников ассоцианизма.

Декарт полагал, что важность этих знаний состоит в том, что они дают возможность человеку контролировать свои страсти. Ведь если можно научить этому животных, у которых есть мозг, но нет разума, то тем более этому поддаются люди, которые могут сами себя программировать и менять свои установки.

Сеченов

Ниже мы рассмотрим принципы рефлекторной теории Сеченова и Павлова. Воззрения И. Сеченов сформировались к середине прошлого века. Он изучал работу головного мозга и пришел к выводу, что нервная деятельность провоцируется не душой, а факторами внешней среды. Ученый сумел показать, что психика является не чем-то изначальным и заданным, а лишь свойством головного мозга, которое можно сознательно менять.

Иван Павлов

Взгляды И. Павлова формировались под воздействием И. Сеченова. Мужчина долгое время изучал работу головного мозга, а позже стал открывателем условных рефлексов. Деятельность мозга рассматривал как результат функциональности коры. Благодаря проведению ряда опытов над людьми и животными, сумел показать, что основа любых психических процессов – это рефлексы. Исследования ученого позволили позже создать классификацию людей по характеру, а ведь изначально это была классификация по типу деятельности нервной системы. И. Павлов выдел неуравновешенный тип, уравновешенный тип с активными нервными процессами, уравновешенный тип с малой активностью нервных процессов и слабый тип, у которого возбудительные и тормозящие процессы были одинаково слабы. Исходя из этого знания, каждый человек теперь может определить свои сильные и слабые стороны, научиться управлять своими реакциями и, таким образом, решительно поменять всю свою жизнь.

Кстати, все современные теории о привлечении Вселенной для исполнения желаний, силе позитивного мышления и т. д. основываются, как вы уже догадались, именно на рефлексах.

Однозначно ответить на вопрос о том, кто является основателем рефлекторной теории, практически невозможно. Заложил её основы, несомненно, Декарт, но дальнейшее развитие происходило благодаря ряду выдающихся ученых.

11. Психологическая концепция р.Декарта.

Рене Декарт: рефлексы и «страсти души».

Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и психологии.

Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин «рефлекс» и означал отражение.

Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.

Она действует по своим законам и «механическим» причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой.

Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось «Страсти души». Это название следует пояснить, так как и слово «страсть», и слово «душа» наделены у Декарта особым смыслом. Под «страстями» подразумевались не сильные и длительные чувства, а «страдательные состояния души» – все, что она испытывает, когда мозг сотрясают «животные духи» (прообраз нервных им пульсов), которые приносятся туда по нервным «трубкам».

Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех на чал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: «Я мыслю». А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм «Cogito, ergo sum» («Мыслю – следовательно, существую»). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной. Впрочем, как и представления о душе, претерпевшие сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.

Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств.

Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться.

Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз).

Рене Декарт. Исследование по истории теорий рефлекторного действия.

Данило Бернардес Тейшейра

Рене Декарт ◽  

Ботанический сад ◽  

Роман ◽  

бразильская литература ◽  

Французский математик ◽  

Рене Декарт ◽  

История ◽  

Разум ◽  

Европейская мысль ◽  

Влияние

Resumo: Нет романа Catatau, де Пауло Лемински, персонаж reconhecível se projeta: Renatus Cartesius, produtor do imenso solilóquio que constitui to totalidade do texto, parece coreporter René Descartes, o famoso matemático francês do século XVII. Postado sob uma árvore do Jardim Botânico de Recife, entre as lentes de sua luneta e o cachimbo de erva narcótica que vorazmente aspira, Cartesius toma contato com a selvagem natureza brasileira, ainda que (cartesianamente) organizada sob as formas de um jardim zoobotânico.

Эсте артиго претендует на исследование, принцип, или модо пело квал о романс-идеа де Лемински, агентство esse inevitável противопоставляет себя Декарту: o Декарт истории философии, автор дас Реграс для направления к вдохновению, и десреградо Картезиус да ситуагендра en ficcional Леминский. Para realizar tal Investigação, este artigo procurou se ater a algumas passens do Romance, com o intuito de checar os modos pelos quais a paródica e carnavalesca figuração de Descartes se baseia em uma anticartesiana dissolução da integridade egoica da personagem, gerando, com isso, muito mais que поверхностный юморизм. Антес, о artigo защищать hipótese де Que, ком dissolução да figura де Декарт, о романе esboça antropofágica reação aos processos coloniais A Que о Brasil teria sido exposto, ao longo de sua história. Tal reação, contracolonizadora, se sustenta na medida em que associa o esfacelamento egoico de Cartesius ao impacto causado por uma exuberante natureza que, por sua hiperbólica constituição, não se submete às quadraturas impostas pelo pensamento europeu – de faz-que Descartes глава: Пауло Лемински; Кататау; Рене Декарт; литература Бразилии; estudo de personagem; filosofia.
Abstract: В романе Пауло Лемински «Кататау» проецируется узнаваемый персонаж: Ренат Картезий, создатель огромного монолога, составляющего весь текст, кажется, соответствует Рене Декарту, знаменитому французскому математику XVII века. Стоя под деревом в Ботаническом саду Ресифи между линзами своего безеля и трубкой с наркотической травкой, которую он жадно курит, Картезий вступает в контакт с дикой бразильской природой, хотя (картезианской) организованной в виде зооботанического сада. В этой статье мы намереваемся сначала исследовать, как идея-роман Леминского справляется с этим неизбежным контрастом между двумя Декартами: Декартом из «Истории философии», автором «Правил направления ума» и несдержанным Картезием из вымышленной ситуации, порожденной Леминским. . Чтобы провести такое исследование, в этой статье была предпринята попытка придерживаться некоторых отрывков романа, чтобы проверить, каким образом декартовская пародия и карнавальная фигурация основываются на антикартезианском растворении эгоической целостности персонажа, порождая тем самым нечто большее, чем поверхностный юмор.
Скорее, статья защищает гипотезу о том, что с растворением фигуры Декарта в романе намечается антропофагическая реакция на колониальные процессы, которым Бразилия подвергалась на протяжении всей своей истории. Эта контрколонизационная реакция поддерживается, поскольку она связывает эгоический распад Картезиуса с воздействием буйной природы, которая из-за своей гиперболической конституции не подчиняется квадратам, навязанным европейской мыслью, эмблемой которой становится Декарт. : Пауло Лемински; Кататау; Рене Декарт; бразильская литература; изучение характера; философия.

собак Декарта | OUPблог

Роберт В. МакНэми и Дэниел Паркер


В истории психологии хорошо известно, что Декарт был одним из первых мыслителей того, что мы сейчас называем классической обусловленностью или павловской обусловленностью, которую он называл «рефлексом». Большинство авторов, пишущих на эту тему, цитируют две его работы и одно письмо, чтобы прояснить связь: его Discours de la méthode ( Беседа о методе ), 1637; Les passions de l’âme ( Страсти души ), последняя опубликованная работа Декарта, завершенная в 1649 году; и, наконец, его письмо Уильяму Кавендишу, 1-му герцогу Ньюкаслскому, в пятницу, 23 ноября 1646 года.

В этом более раннем письме к Мерсенну особенно интересна ассоциация Декарта звука (в данном случае звука, издаваемого скрипкой) с «рефлекторной» реакцией собак. В качестве предшественника Павлова и эксперимента с павловскими собаками интересно наблюдать, как Декарт строит удивительно параллельный экспериментальный тест — хотя в случае Декарта и, насколько нам известно, только мысленный эксперимент.

«Во-вторых, то, что заставляет одних людей хотеть танцевать, другим может хотеть плакать. Это потому, что он вызывает идеи в нашей памяти: например, те, кто в прошлом любил танцевать под определенную мелодию, чувствуют новое желание танцевать в тот момент, когда они слышат подобную; с другой стороны, если бы кто-нибудь никогда не слышал гальярды без того, чтобы с ним не случилось какое-нибудь несчастье, он непременно огорчился бы, услышав ее снова. Это настолько достоверно, что я думаю, что если вы хлещете собаку пять или шесть раз под звуки скрипки, она завыет и убежит, как только снова услышит эту музыку.

. . ».
— Рене Декарт Марину Мерсенну: понедельник, 8 марта 16:30.

Поразительно, насколько теория «рефлекса» Декарта похожа на теорию «обусловливания» Павлова. Как и в эксперименте Павлова на обусловливание, проведенном через двести семьдесят один год после того, как в письме Декарта была изложена его теория «рефлекса», два стимула, необходимые для обусловливания, условный и безусловный стимулы, объединяются в пары, вызывая «запланированную условную реакцию». В письме Декарта запланированной условной реакцией является страх. В опытах Павлова запланированной условной реакцией является выделение слюны при голодании.

Далее, в обоих примерах условный раздражитель связан со звуком. Например, Декарт оговаривает, что если «пять или шесть раз хлестнуть собаку под звуки скрипки, она завыет и убежит, как только снова услышит эту музыку ». Эксперимент Павлова почти триста лет спустя также требует звукового стимула, чтобы вызвать запланированную условную реакцию. Для собак Павлова звук колокольчика стал символом времени кормления и заставлял собак выделять слюну в ожидании утоления голода. К счастью для всех любителей животных, эксперимент Декарта остался теорией, обсуждаемой в письмах к друзьям, а Павлов провел эксперимент на практике.

Одним из больших преимуществ анализа полного корпуса писем является то, что он предоставляет более широкую матрицу мыслей и обменов мнениями между различными мыслителями, когда они формулировали свои теории, используя свою собственную систему социальных сетей. Этот небольшой пример общей экспериментальной конструкции Декарта и Павлова не дает совершенно новой перспективы или открытия, упущенного предыдущими поколениями, но он придает нюансы и глубину структуры нашему повествованию об истории психологии. Действительно, это предполагает, что дальнейшие исследования с помощью средств поиска по широкому набору соответствий могут значительно обогатить наше понимание прошлого и того, как мы думаем об этих вещах в настоящем.

Роберт В. Макнейми — директор проекта электронного просвещения. Дэниел Паркер — ассистент по связям с общественностью отдела электронного просвещения.

По состоянию на октябрь 2012 г. Electronic Enlightenment содержит 60 647 писем и документов и 7 476 корреспондентов. Это самая обширная онлайн-коллекция отредактированной корреспонденции периода раннего Нового времени, связывающая людей по всей Европе, Америке и Азии с начала 17-го по н. середина 19 века. Студенты и широкая общественность могут осуществлять поиск на сайте Electronic Enlightenment по периоду, месту, историческому событию или исторической личности. Проект электронного просвещения сосредоточен на воссоздании того, что можно было бы считать первой в мире великой социальной сетью, обменом письмами до появления других, быстрых средств связи.

Подпишитесь на OUPblog по электронной почте или RSS.
Подпишитесь только на исторические статьи в OUPblog по электронной почте или RSS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *