Репрезентативные системы восприятия – . ( )

Репрезентативные системы в техниках НЛП

Вы уже познакомились с двумя техниками НЛП: фреймингом и метамоделью. Не менее важной в НЛП является также модель, объясняющая, как влияют наши органы чувств на наше восприятие окружающей действительности.

Репрезентативная система

Репрезентация — процесс восприятия и выражения опыта, мыслей и идей человеком. Получать информацию человек может только при помощи органов чувств. Поэтому весь наш опыт формируют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные ощущения. Эти блоки ощущений называют репрезентативными системами.

Таким образом, человек воспринимает окружающий мир субъективно. У каждого из нас своя карта мира, и она никогда не будет полностью отображать объективную реальность. Понимая это, мы начинаем глубже понимать других людей, и можем представлять им информацию в таком виде, в котором она будет воспринята максимально точно. Так можно очень сильно повысить уровень взаимоотношения и взаимопонимания с другими людьми, и сделать любое общение очень эффективным и взаимовыгодным.

Виды репрезентативных систем

У человека есть несколько основных репрезентативных систем, которые соответствуют нашим органам чувств.

Визуальная

Основана на восприятии зрительных образов. Людей, у которых данная репрезентативная система основная, называют визуалами. У них очень сильная образная память и воображение, и картинки, которые появляются перед их мысленным экраном, оказывают очень сильное влияние на их чувства, эмоции и внутренний мир.

Любая информация воспринимается визуалами в виде образов, и если им приходится долго воспринимать чью-то речь, они начинают скучать и отвлекаться. Шум сам по себе нередко их беспокоит. Поэтому, общаясь с такими людьми, нужно сопровождать свои объяснения наглядными материалами. Также не загораживайте при общении им место, где они находятся, иначе они будут чувствовать дискомфорт.

В процентном соотношении визуалов большинство, примерно 60%.

Аудиальная

Основана на восприятии звуков. Людей, у которых данная репрезентативная система наиболее развита, называют аудиалами. Вся информация воспринимается ими через процесс слушания, и откладывается в виде звуковых впечатлений.

Если таких людей попросить описать свой опыт, они будут много и долго говорить, излагая свои мысли предельно четко и ясно. Речь аудиалов может быть очень эмоциональной. Так как при общении они  стараются доминировать, это может утомлять и раздражать. Общаясь с такими людьми, нужно четко и ясно выстраивать свою речь.

В процентном соотношении аудиалов примерно 20%.

Кинестетическая

Основана на восприятии запахов и осязательных (тактильных) ощущениях. Людей, у которых кинестетическая система доминирует, называют кинестетиками. Такие люди очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения ими воспринимаются лучше всего, если есть возможность прикоснуться к чему-то, или сделать своими руками. Во время разговора они говорят медленно, делая паузы, чтобы соотнести слова со своим наработанным опытом. При общении с такими людьми лучше всего находиться поближе, им при этом более комфортно.

В процентном соотношении кинестетиков примерно 20%.

Дигитальная

Основана на субъективно-логическом восприятии и осмыслении окружающего мира. Люди, у которых данная репрезентативная система основная, называют дигиталами. Они в равной степени используют визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Дигиталов среди нас очень мало.

Особенности репрезентативных систем

Людей с какой-то одной системой не бывает. В реальности люди постоянно меняют свою репрезентативную систему, в зависимости от того, где они находятся, и что делают — читают книгу, или слушают радио.

Выявить, какая репрезентативная система преобладает у человека, можно по его речи. Визуалы часто употребляют обороты: «мне кажется», «я представляю», «на мой взгляд». Аудиалы используют: «говоря иначе», «другими словами». Кинестетики: «я чувствую, что», «давайте повлияем», «сдвинуть с места», «запустить в работу».

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:
    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Проголосуйте и поделитесь с друзьями анонсом статьи на Facebook:  

pro444.ru

Репрезентативные системы как модели восприятия — Студопедия.Нет

 В нейролингвистическом программировании под PC подразумеваются просто-напросто индивидуальные модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. Как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир:

зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них – визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (Д) – формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Итого получается четыре репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая и дискретная (УАКД), которыми, естественно, пользуется в своей жизни любой человек. Однако в том-то и дело, что только одна из них является для него предпочитаемой – своей, родной, понятной, любимой и близкой. И именно поэтому всех живущих на земле людей специалисты по нейролингвистическому программированию подразделяют (весьма условно!) на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов.

 

Паттерны «Визуал» «Кинестетик» «Аудал»  «Дискрет»
Поза Поза прямая, расправленная, голова и плечи подняты    Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены «Телефонная поза», голова наклонена в бок Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
«Типы» тела и движения Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие
Дыхание Высокое грудное Низкое брюшное В полном объеме Ограниченное
Тональность скорость и сила голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, неестественный, медленный, мягкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда по отношению к окружающим Над окружающими Под окружающими Глаза опущены Смотрит над толпой

Глазные ключи доступа

Расширенное описание глазодвигательных реакций.Предоставим расширенное описание соответствия направления взгляда и режима (характера) работы мозга человека (по Ф. Пуселику и Б. Люису: «Магия нейролингвистичеческого программирования без тайн»).

Взгляд вверх и влево: визуальное конструирование (сконструированные образы). Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными перегруппировками частей предыдущего визуального ввода   в новые части или вновые формы и последовательности, а также просто созданными образами, сконструированными в ответ на другие сенсорные раздражители. Сконструированные образы обычно плоские или недостаточно глубокие, а иногда и бесцветные.

Взгляд вверх и направо: визуальные воспоминания (эйдетичные образы). Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей. Они включают сны и конструированные образы, которые уже были испытаны. Эти образы обычно характеризуются как глубиной, так и движением (как в кино), а также и цветом.

Взгляд горизонтально и влево: аудиалъное конструирование (конструированная речь). Этот паттерн обычно связан с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек «вкладывает мысли в слова», определяя то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и направо: аудиальные воспоминания (запомненный звук). Он включает в себя «алфавитную мелодику», буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также слэнг и ругательства. Подобный паттерн встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о слышанном ранее слуховом образе, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения.

Взгляд вниз и влево: кинестетика (чувства). В этом положении глаз человек получает доступ как к возникающим эмоциям и чувствам, так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто можно наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел «в свои ощущения».

Взгляд вниз и направо: внутренняя речь (внутренний диалог). Обычно связан с серьезными размышлениями, когда этот процесс сопровождается словами и звуками внутреннего происхождения. Внутренний диалог является комментарием нашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления.

Расфокусированные глаза: визуализация. Этот паттерн часто используется во время разговора лицом к лицу между людьми, которые общаются по правилу «посмотри-послушай». Он обычно является доступом к эйдетичному или конструированному визуальному воображению, но может быть также указанием на допуск к другим формам информации.

Все вышеописанное может быть представлено в виде следующей схемы  

 

Однако данная схема «правильна» только для правшей. У левшей все обстоит точно наоборот.

 

 Использование паттернов движенияглаз. Наблюдая глазодвигательные реакции, вы, во-первых, можете получить информацию о предпочитаемой репрезентативной системе человека. Для этого упоминавшиеся Ф. Пуселик и Б. Люис («Магия нейролингвистического программирования без тайн») рекомендуют использовать три вида слов.

1. Конкретное существительное. Произносите какое-нибудь конкретное существительное, например, «собака», «дерево» или «лодка», затем сделайте паузу и понаблюдайте невербальную реакцию. То, что вы увидите, может быть паттерном доступа. Например, услышав слово «собака», кинестетик, возможно, посмотрит вниз и направо, вспоминая свои ощущения, связанные с этим словом. Визуал, скорее всего, посмотрит вверх и налево, создавая образ собаки, в то время как аудиал или дискрет могут смотреть из стороны в сторону.

2. Абстрактное существительное. Скажите партнеру любое абстрактное существительное (например, «дружба» или «обнародование»), а затем подождите невербальной реакции и интерпретируйте ее.

3. Бессмысленные слова. Произнесите слово, (например, «термонакар» или «фрусерах»), затем сделайте паузу и откалибруйте глазодвигательную реакцию. Этот метод особенно точен и эффективен, так как для осмысления услышанного человек должен привлечь информацию из собственной модели мира. Вы произнесли слово, не имеющее значения, и замешательство, возникшее из-за этого, побудит его обратиться к своей предпочитаемой репрезентативной системе.

Упражнение1.

-›Проделайте это для десяти известных людей или политических лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору.

Упражнение 2.-› Выучив наизусть схему глазных ключей доступа, в течение недели (не меньше) потренируйтесь в определении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.

Упражнение 3.-› Попробуйте, используя абстрактные и несуществующие слова, определить предпочитаемую репрезентативную систему десяти незнакомых вам людей (например, произнося эти слова в общественном транспорте).

Упражнение 4.

-› Пригласив любого из своих знакомых и предоставив ему вести диалог, потренируйтесь в улучшении подстройки к своему партнеру за счет предикативного сопровождения его глазодвигательных реакций.

Упражнение 5.-› Достаточно в этом преуспев, приступайте к отработке ведения партнера за счет изменения направлений вашего взгляда и соответствующей предикативной фразы. Обратите внимание, что ваши глаза должны двигаться зеркально (или асимметрично), то есть для того, чтобы ваш партнер что-то зрительно вспомнил, вы должны посмотреть в область визуального конструирования.


ЧАСТЬII .Основные техники НЛП

Якорение

 

Состояние, в котором находятся большинство клиентов ПК, является безресурсным. То есть в нем отсутствуют необходимые для того, чтобы справиться с проблемой, ресурсы – мысли, чувства, стратегии, переживания, физиологические реакции и т. п. Соответственно предоставление клиенту этих так необходимых ему ресурсов выступает обязательным условием, а иногда и главным результатом психокоррекции.

Одновременно с этим клиенты ПК обращаются за помощью с не просто безресурсными, но еще и не устраивающими их психоэмоциональными или психофизиологическими состояниями и реакциями, которые они хотели бы изменить. Так вот, и дополнение психики людей необходимыми им ресурсами, и перевод их из проблемного в желаемое состояние довольно легко и быстро осуществляются в нейролингзистическом программировании с помощью психотехнологии якорения.

 Что такое якорение.По бытующему в НЛП определению якорение – это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования. Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее появление.

Разъясним данное определение на простом примере.  Напойте любимую, мелодию (или хотя бы вспомните ее и представьте, что она звучит здесь и теперь). У вас поднялось настроение? Это нормально. Потому что любимая мелодия – естественный якорь – воссоздал связанную сней (ним) реакцию– приятное состояние. Как бы мгновенно срабатывала цепочка: стимул (любимая мелодия) – реакция («подъем» настроения).

В этом примере вы имели дело с якорем, который возник естественным путем, как и многие тысячи других, которые управляют вами в вашей повседневной жизни по той же схеме «стимул – реакция». Это как бы некие безусловные рефлексы вашей жизнедеятельности. Но якоря могут вырабатываться и искусственно. Например, наши бабушки для того, чтобы не забыть что-то важное, обычно завязывали узелок на платке, который в этом случае выступал в виде якоря для реакции «мне надо что-то вспомнить». А все это действо носило некий «условнорефлекторный» (в части сознательной выстроенности) характер.

Энэлперы и не скрывают, что предтечей идеи якорей для них явился наш великий физиолог И. Павлов. Конечно, кому-то покажется обидным, что в результате его (в части рефлексов) сравнивают едва ли не с павловскими собачками. Но что поделать – аналогия налицо. Ибо практически вся наша жизнь – это непрерывное якорение. А большая часть якобы сознательного поведения – автоматическое воспроизведение связанных с какими-то якорями реакций и состояний. Именно так – автоматическое. Бессознательное или, если хотите, неосознаваемое.

Возьмем простую ситуацию, чтобы понять принцип возникновения естественных якорей. Допустим, что какого-то мужчину жестоко обманула некая блондинка, вследствие чего он пережил очень неприятные эмоции. В результате образовалась ассоциативная связь «блондинка = негативным эмоциям». Очень может быть, что по прошествии лет сам этот мужчина забыл о своей блондинке-обманщице. Но не забыл о ней его мозг – поскольку зафиксировал вышеприведенную ассоциацию между блондинками и неприятными эмоциями. И теперь этот представитель мужского пола, «заякоренный» на блондинках, чуть ли не инстинктивно их недолюбливает, объясняя, кстати, свою неприязнь благовидными предлогами, не имеющими никакого отношения к ее (неприязни) истинным причинам.

Здесь мы имеем дело с мгновенным – с одного раза – установлением весьма мощного негативного якоря «блондинка». Так бывает в тех случаях, когда некий стимул (будущий якорь) сопровождается очень сильными эмоциональными состояниями или реакциями – не только отрицательными, но и положительными (так, все мы быстрее и легче всего учимся чему-то интересному и волнующему). Однако большинство якорей устанавливается путем большого количества повторений – постоянно воспроизводящейся связи «стимул – реакция». Например, если вы несколько раз сходили в некое учреждение общественного питания и вас там хорошо накормили, учреждение это становится для вас позитивным якорем, с которым ассоциируется чувство приятной сытости. И вы автоматически будете выбирать именно его для того, чтобы наполнить ваш желудок. Однако если в очередной ваш приход в него вам подали нечто недоброкачественное и вы как следует отравились, очень надолго – если не на всю жизнь, – оно станет для вас негативным якорем и вы бессознательно будете обходить это предприятие общепита седьмой дорогой (и, кстати, с отвращением относиться к блюду, которым вас отравили).

studopedia.net

Восприятие, свойства. Репрезентативная система. — Студопедия.Нет

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия:

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

Перцепция – это психический процесс, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств человека и заключающийся в отражении предметов или явлений.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.

 

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Не смотря на свое научно звучащее название, репрезентативная система – это довольно простое понятие. Оно обозначает тот способ восприятия окружающей действительности, который наиболее характерен тому или иному человеку.

 

существует несколько основных репрезентативных систем человека, которые характеризуют его тип восприятия действительности. Выделяют три основные – визуальную, аудиальную и кинестетическую, однако в чистом виде они встречаются довольно редко, а потому на ряду с ними актуальны и смешанные виды на их основе. Ведущая репрезентативная система может быть такой:

· репрезентативная система визуальная — восприятие, которое в основном опирается на зрительные образы;

· аудиальная репрезентативная система — восприятие настроенное именно на слуховой канал информации;

· аудиально-тональная репрезентативная система — восприятие, тяготеющее вниманием к звукам и тональным последовательностям;

· аудиально-дигитальная репрезентативная система — восприятие, направленное на символы, слова;

· кинестетическая репрезентативная система — восприятие, направленное на обонятельный-осязательный канал и так же эмоции и чувства.

· дигитальная репрезентативная система восприятия — восприятие, направленное на субъективное осмысление сигналов, полученных по всем трем основным каналам.

· олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) репрезентативные системы — восприятие, направленное и прочие специфические системы, что встречается крайне редко и в основном у тех, кто лишен зрения либо слуха.

 

Например, в речи визуал будет описывать цвета, образы, выстраивать картины; аудиал обратится к описанию звуковой обстановки, а кинестетик – к собственным ощущениям. Визуалы не воспринимают информацию на слух, а кинестетики хотят все потрогать; аудиалам же не важно видеть, они прекрасно воспринимают звуковую информацию.

 

studopedia.net

Зенкин И.С., Тимохин Р.А., Козлов П.Г., Федюк Р.С. Развитие ведущей репрезентативной системы восприятия информации в процессе обучения

Зенкин Игорь Сергеевич1, Тимохин Роман Андреевич1, Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич1
1Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр

Zenkin Igor Sergeevich1, Timokhin Roman Andreеvich1, Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich1
1Far Eastern Federal University, military training center

Библиографическая ссылка на статью:
Зенкин И.С., Тимохин Р.А., Козлов П.Г., Федюк Р.С. Развитие ведущей репрезентативной системы восприятия информации в процессе обучения // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7456 (дата обращения: 07.02.2019).

Внедрение современных информационных систем и новых образовательных технологий способствует повышению уровня подготовки квалифицированных специалистов в ведущих вузах страны. В течение учебного процесса студентам приходится осваивать новые, инновационные модели обучения, однако, психофизиологические возможности восприятия, которые непосредственно влияют на успешность учебной деятельности, у всех разные.

Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал [1].

Теория многоуровневого построения познавательных психических процессов, заключающаяся в построении интеллекта на основе иерархии, включая сенсорно-перцептивные, мнемические и речемыслительные процессы, в настоящее время получила большое распространение. Системы хранения и получения информации (визуальная, аудиальная, кинестетическая) индивидуальны для каждого человека.

Исследования показывают, что процесс когнитивной деятельности у каждого студента задействует все три системы, но степень воздействия различна и определяется как критериями возраста, так и индивидуальными особенностями испытуемого. Визуальная репрезентативная система имеет преимущество по сравнению с другими типами восприятия, так как позволяет устанавливать наибольшее количество взаимосвязей, что говорит о небольшом преимуществе этого типа в процессе обучения в ВУЗе.

Принято считать, что в процессе восприятия мы используем только пять органов чувств, но в действительности для внутренней репрезентации внешнего мира используем намного больше. Каждый человек выбирает для себя предпочтительную систему получения и хранения информации: визуальную, аудиальную или кинестетическую (табл.1).

Таблица 1. Репрезентативная система человека

Визуальная

Аудиальная

Кинестическая

Дигитальная

Значение системы

ПросмотретьПрослушатьПрочувствоватьОсознать
Увидеть наглядноУслышать главноеУловить сутьПонять смысл
КрасивыйБлагозвучныйПриятныйХороший
РассмотримОбговоримПрикинемПоразмышляем
ПоказатьРассказатьПродемонстрироватьОбъяснить
Красиво выглядитХорошо звучитГладко выходитВсе правильно

Для реализации компетентностного подхода необходимо широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Это способствует улучшению восприятия студентами информации через все репрезентативные системы и на протяжении всей учебной деятельности студенты имеют возможности выбора таковой индивидуально для каждого. Если раньше аудиальный поток информации преобладал (чтение лекций преподавателем, устный опрос на практическом занятии), то в настоящее время он обязательно сопровождается как визуальным (презентации лекций, виртуальные практические занятия), так и кинестетическим способом усвоения (создание моделей, проектов, отработка практических навыков) [2].

На занятиях студенты используют различные методы, способы и приемы изучения материала, которыми их вооружили преподаватели или они сами выработали. Чтобы у ученика был интерес к учению, учитель должен на аудиторном занятии работать в зоне ближайшего развития, на самостоятельную работу выносить задачи, лежащие в зоне актуального развития, никогда не работать в зоне запредельного развития [3].

Но обычно человек ориентирован на один канал, способ восприятия, преобладающий над остальными. Это не значит, что визуальное восприятие у человека, для которого оно более характерно, полностью подавляет аудиальное и кинестетическое. Это означает только то, что зрение для него более важно. Ряд отличий, существующих между кинестетиками, визуалами и аудиалами, касается очень многих вещей: организации мышления, памяти, способов обучения. Кинестетик запоминает всем телом, мышцами. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, схем. Аудиалу необходимо все прослушать и проговорить про себя.

В методическом плане функции преподавателя сводятся к организации, планированию, обеспечению и контролю  работы студентов, созданию нормальных условий, что должно способствовать качественной, эффективной и производительной учебной деятельности обучаемых по овладению учебным материалом [4].

В некоторых источниках упоминается еще один тип людей (дискретный) – дигиталы. Для них особую роль играет внутренний диалог, это мыслители. К этому типу можно отнести аналитиков, программистов, юристов, финансистов и шахматистов [5]. Но деление по типам весьма условно, и людей, пользующихся одним каналом восприятия, не так много. Большинство способно эффективно использовать несколько, просто одному отдают наибольшее предпочтение.

С возрастом значение той или иной репрезентативной системы также изменяется. Для младших школьников характерно преимущественно кинестетическое восприятие, у учащихся средней школы наблюдается преобладание аудиального и частично визуального восприятия, у старшеклассников и студентов, среди которых высокий процесс визуалов-кинестетов ведущей является визуальная система. Из этого следует вывод о непрерывном прогрессировании репрезентативной системы на протяжении всего процесса взросления [6].

Что касается зависимости успешности обучения от системы восприятия, аудиалы показывают более высокий уровень успеваемости по результатам промежуточной аттестации на первом-втором курсах, чем дигиталы. Аналогичная ситуация наблюдается при сравнении визуалов с дигиталами. При сравнении визуалов и кинестетов выявляется разница успешной деятельности в школе по среднему баллу аттестата, и это вполне объяснимо, так как в старшей школе преобладающим типом восприятия становится визуальный, а кинестетический тип характерен для младших школьников, выпускники с кинестетическим типом, соответственно, показывают более слабый результат обучения.

Следует отметить, что наибольшее число положительных взаимосвязей у студентов с визуальной репрезентативной системой по сравнению с другими типами восприятия, что говорит о небольшом преимуществе данного типа (и органа чувств) в процессе успешной обучаемости в вузе. Но явной взаимосвязи между уровнем успеваемости и типом восприятия нет, поэтому подавляющее большинство студентов вне зависимости от типа репрезентации могут иметь одинаковый уровень успеваемости. Это еще раз подтверждает тот факт, что тип восприятия не является основным фактором влияния на успешность обучения, чего нельзя сказать о факторах характера, интеллектуальных способностей, мотивации и так далее [7].

Таким образом, на вопрос о существовании связи между преобладанием той или иной  репрезентативной системы и успешностью обучения можно ответить следующим образом: в процессе интеллектуальной деятельности задействуют все три системы (визуальную, аудиальную и кинестетическую), но в различной степени, причем эта степень определяется как возрастными, так и индивидуальными особенностями обучающегося. Мотивация к учебе в вузе в значительной степени зависит от развития ведущей репрезентативной системы восприятия информации и вида учебной деятельности. Оптимальным вариантом ведущей репрезентативной системы восприятия информации является дискретный тип (дигиталы), люди осмысляющие информацию через логику, цифры, знаки, успешно пользующиеся всеми каналами получения информации, мотивированные к достижению лучших результатов.


Библиографический список
  1. Козлов П.Г., Федюк Р. С., Мочалов А. В. Самостоятельная работа студентов (курсантов) в военных вузах// Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5462
  2. Дымшиц М.Н. Репрезентационные системы. // Руководство к использованию программы ВААЛ. – М., 1999. – 28 с.
  3. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
  4. Козлов П.Г., Федюк Р. С. Использование возможностей научно-исследовательской работы студентов для повышения качества подготовки специалистов// Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13966
  5. Емельяненко А.А. Репрезентативные системы курсантов военных вузов как условие успешности их учебной деятельности // ИнВестРегион. – 2014. – № 3. – С. 63–66.
  6. Маркин В.В., Маркина Л.Д., Тещенкова Д.С. Взаимосвязи между репрезентативной системой человека и стилем саморегуляции психофизиологического функционального состояния // Научные труды IV съезда физиологов СНГ. (Сочи – Дагомыс. 8–12 октября 2014 г.). – С. 77.
  7. Шевченко Г.И. Формирование стратегий успешной учебной деятельности через развитие репрезентаций: Автореф. дис. … канд. психол. н. [Текст] / Г.И.Шевченко. – Краснодар, 1999. – 18 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»

psychology.snauka.ru

Электронная библиотека ВГУЭС. Электронная библиотека

Багана Жером
Analyse grammaticale du mot dans la phrase (Грамматический анализ слов в предложении) : Учебное пособиеУчебное издание2020
Сидоренко Т.В.
Essential English for Law (английский язык для юристов) : Учебное пособиеУчебное издание2020
Казаков Е.Ф.
Homo nudes : МонографияНаучное издание2020
Багана Жером
Langue francaise: Techniques d`expression ecrite et orale : Учебное пособиеУчебное издание2020
Кравченко Л.В.
Photoshop шаг за шагом. Практикум : Учебное пособиеУчебное издание2020
Костромина Е.В.
Авиатранспортный маркетинг : УчебникУчебное издание2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание2020
Беляков В.В.
Автоматические системы транспортных средств : УчебникУчебное издание2020
Братан С.М.
Автоматическое управление процессами механической обработки : УчебникУчебное издание2020
Стуканов В.А.
Автомобильные эксплуатационные материалы : Учебное пособиеУчебное издание2020
Тарасова Т.В.
Аддитивное производство : Учебное пособиеУчебное издание2020
Зиновьева О.П.
Административное судопроизводство : УчебникУчебное издание2020
Махина С.Н.
Административное судопроизводство : Учебное пособиеУчебное издание2020
Миронов А.Н.
Административно-процессуальное право : Учебное пособиеУчебное издание2020
Кисленко В.Н.
Адсорбция бактерий почвой и её эпидемиологическое значение : МонографияНаучное издание2020

abc.vvsu.ru

Способы восприятия | Репрезентативные системы + видео

Кэшбэк сервис Letyshops — реальная экономия на покупках

Независимо от того, какой у человека характер, кем он себя считает и какие поступки совершает, репрезентативная система есть у каждого. Возможно, вы подумаете, что вам незачем вникать в эти «дебри», и будете неправы. Иногда люди, конфликтовавшие много лет, наконец находят понимание и начинают терпимее относиться друг к другу, просто осознав, что у них разные ведущие репрезентативные системы. А конфликты между людьми, как известно, одна из самых распространенных причин стресса. Так что, если вы ничего не слышали о репрезентативных системах, почитайте, эти знания лишними не будут.

Репрезентативная система — это система органов чувств, с помощью которой человек познает окружающий его мир. Познавая мир, человек становится способным осознать себя в этом мире и взаимодействовать с ним, проявлять себя и общаться с другими людьми.

5 основных типов восприятия мира

У нас есть пять основных чувств, это: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. И основных репрезентативных систем также пять.

Визуальная система напрямую связана со зрением, аудиальная — со слухом, вкусовая — со вкусом, обонятельная — с восприятием запахов и кинестатическая — с ощущением от прикосновений.

Если не принимать в расчет людей «с ограниченными возможностями», то у большинства из нас какая-то одна (или две) система развита сильнее других.

Тут важно не путать репрезентативную систему с органами чувств. У человека может быть плохое зрение, и тем не менее, он может быть ярко выраженным «визуалом». То есть он воспринимает мир главным образом при помощи зрения, следовательно, познавая определенный предмет, для него главное, как это выглядит, не зависимо от того, насколько хорошо он может это рассмотреть.

Кроме пяти основных систем, напрямую связанных с органами чувств, есть еще и шестая репрезентативная система, связанная с так называемым шестым чувством — с интуицией. Чаще всего эта система более развита у людей с ограниченными возможностями, или у людей, у которых остальные пять систем развиты равномерно слабо. Такие люди, вспоминая что-либо, обычно не могут себе представить ни внешний вид предмета, ни какие этот предмет издает звуки и запахи, ни каков он на вкус или на ощупь. Они говорят просто: я знаю (или «я чувствую»), что это так.

Но интуиция — штука тонкая, и мы ее сейчас касаться не будем. Мы рассмотрим на простом и наглядном примере, как разные репрезентативные системы у членов одной семьи могут привести к непониманию, а следовательно и к конфликтам, и к стрессам.

Как способы восприятия влияют на отношения

В мебельном магазине семья покупает мягкую мебель. Жена — визуал с восхищением подходит к одному из диванов и восклицает: «Этот!» Муж — кинестетик садится, проводит рукой по обивке и возражает: «О, нет! Только не этот, ужасный диван». Дочку — аудиала аж передергивает от звука, который издает сиденье, когда на него опускается отец. Вот вам и причина конфликта на пустом месте. Сумеют ли они выбрать то, что устраивает всех троих? Вопрос.

На этом примере видно, что если жену визуала раздражает вид валяющихся на полу носков, а муж аудиал обожает слушать недовольный голос супруги, то совершенно бесполезно идти на конфликт и доказывать друг другу неправоту.

А теперь одна интересная вещь. Основных репрезентативных систем пять. У людей наиболее часто оказываются ведущими три из них. Это аудиалы, визуалы и кинестетики. Но репрезентативные системы это — верхушка айсберга, только то, что лежит на поверхности. На самом деле психологи выявили около ста пятидесяти различных способов восприятия человеком действительности!

Поэтому нет ничего удивительного, когда люди, глядя на один и тот же предмет или явление, относятся к нему по разному и попросту не понимают друг друга. И это не копая глубоко в психологию, не затрагивая воспоминания детства и воспитание родителей.

Вывод: большинство конфликтов между людьми возникают не потому что один человек прав, а другой козел. Просто у них разные ведущие репрезентативные системы, они видят мир по разному! Когда это начинаешь понимать, стрессовых ситуаций в жизни становится меньше в разы.

Хотите узнать больше о репрезентативных системах? Смотрите видео

swobodna.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *