Репродуктивное воображение это в психологии: Репродуктивное воображение это

Репродуктивное воображение в психологии

Способность к воображению, которой наделила человека природа, в определенном смысле позволила нам искажать существующие в сознании «текущие» формы восприятия реальности, и таким образом даже влиять на саму реальность, раскрывая в ней новые возможности, принципы и внутренние связи, которые без поддержки воображения вероятно остались бы для нас неведомыми. В аналитическом подходе принято разделять виды воображения на активный и пассивный, а так же на продуктивный и репродуктивный, которые характеризуются соответствующими признаками и психологическими механизмами возникновения и реализации.

Пассивный, или бесконтрольный (спонтанный) вид воображения, к которому относятся такие процессы, как сновидения или галлюцинации, мы в данной статье не рассматриваем. Продуктивный и репродуктивный виды имеют общую активную природу, и ряд отличий — не всегда четко просматриваемых, но принципиально важных.

Отличия

Репродуктивное воображение — вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. В отличии от продуктивного воображения, являющегося движущей силой синтеза — процесса создания принципиально новых конструкций и явлений в восприятии, обычно сопровождающего творческие процессы, репродуктивное воображение не достигает подлинного отрыва от текущих штампов и ограничений сознания, имеющих вполне закономерную, выверенную и устоявшуюся форму, созданную кем-либо ранее.

Тем не менее, репродуктивное воображение, никогда не являющееся точным воспроизводством конструкций, содержащихся в памяти (иначе бы в этом не было элементов воображения), имеет значительно более широкий практический спектр и масштаб применения в жизни человека, чем воображение продуктивное. Кроме того, продуктивное воображение всегда опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного воображения, поскольку допускаемые им регулярно элементы новизны, возможности выйти за пределы заранее заданных норм, видимо и создают в сознании способность, некую «натренированность», позволяющую совершить продуктивный прорыв в области созидательного синтеза.

Талантливые ученые, писатели, художники и музыканты, делающие открытия и создающие гениальные произведения искусства, нередко и в личном, и в социальном аспектах выходят за рамки общепринятых адаптационных поведенческих норм, что подтверждает зависимость силы продуктивного воображения от способности человека игнорировать устойчивые, сформировавшиеся штампы сознания. Однако, в области своей профессиональной деятельности эти люди всегда прекрасно осведомлены обо всех предыдущих достижениях и устойчивых ракурсах восприятия, и это говорит о том, что и репродуктивное воображение они используют с не меньшей степенью активности. Иначе эти талантливые люди просто каждый раз бы «изобретали свой велосипед».

Функции

Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций.

Интуиция и разум, комбинируясь в определенной пропорции в любом из активных видов воображения, в репродуктивном воображении человека находят такой баланс, при котором новизна и усовершенствование смысловых или эмоциональных конструкций сознания не достигает стадии разрушения основ, чего стабильное сознание инстинктивно избегает. Судя по всему, репродуктивное воображение, по крайней мере отчасти, является защитным природным механизмом, позволяющим человеку избегать разрушения устойчивых штампов восприятия, последствия которого он еще не в состоянии адаптировать и использовать безопасно для себя или для общества, поскольку выход из устойчивых штампов даже в узко специализированной области влечет за собой возможность подобных алгоритмов поведения и в других плоскостях сознания.

Краткое содержание Определение и виды воображения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

ВООБРАЖЕНИЕ

Краткое содержание

Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

260
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действи-

261
тельности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В

репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного

262
воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геомет-ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентав-рицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется

263

Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой

их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.МДо-стоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

264
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи сво-

265
его воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, мы уже коснулись в начале главы. В данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов воображения.

266
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. На рис. 50 в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте типа ТАТ для изучения потребности в достижении успехов (см. главу 17).

Посмотрев на такую картинку в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый рассказ, отве-

267

Рис. 50. Одна из сюжетно неопределенных картинок, используемых в проективной методике для оценки степени развитости мотива достижения успехов

чая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у них имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу, оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности.

ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.

268
У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что «ест» нас, т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.

269


На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А.Кашпировский, А.Чумак и др.).

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых «совах» и «жаворонках». Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано.

Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркад-ного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с со-

270
стояниями сна и бодрствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Определение и виды воображения.

1. Понятие о воображении.

2. Виды воображения.

3. Сновидения, галлюцинации и грезы.

4. Мечты и фантазии.

Т е м а 2. Функции воображения, его развитие.

1. Роль воображения в жизни человека.

2. Основные функции воображения.

3. Воображение и познавательные процессы.

4. Воображение и мышление.

5. Воображение и средства психотерапевтического воздействия.

6. Воображение и художественное творчество.

Т е м а 3. Воображение и творчество.

1. Связь творческого процесса с воображением.

2. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

3. Творческое воображение и личность.

4. Использование продуктов воображения в личностных тестах.

Т е м а 4. Воображение и органические процессы.

1. Психогенные телесные изменения.

2. Приспособительный характер физиологических реакций на психические состояния. Воображение у детей: 304—319.)

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3—7. Воображение и практическая деятельность: 8—30. Воображение как отражение действительности: 31—85. Воображение и научное познание мира: 86-131.)

Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.)

Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 1324. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Воображение: 344—360.)

II

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436—454. )

272


Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Возрастная динамика развития представлений: 74—87.)

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.)

III


Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295.)

Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Психологическое описание творчества: 64—102.)

Карандашев ЮЛ. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972.

Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Скачать 184,38 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Память, воображение и язык во французском сенсуализме восемнадцатого века

. 2007 г., июль; 43 (5): 651-7.

doi: 10.1016/s0010-9452(08)70494-5.

Тимо Кайтаро 1

принадлежность

  • 1 Академия Финляндии, Университет Йоэнсуу, Йоэнсуу, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 17715799
  • DOI: 10. 1016/s0010-9452(08)70494-5

Тимо Кайтаро. кора. 2007 июль

. 2007 г., июль; 43 (5): 651-7.

дои: 10.1016/s0010-9452(08)70494-5.

Автор

Тимо Кайтаро 1

принадлежность

  • 1 Академия Финляндии, Университет Йоэнсуу, Йоэнсуу, Финляндия. [email protected]
  • PMID: 17715799
  • DOI: 10.1016/s0010-9452(08)70494-5

Абстрактный

Большинство философов восемнадцатого века склонялось связывать память с воображением, полагая, что память в основном состоит в воспроизведении ранее полученных ощущений, которые, быть может, лишь частично утратили свою яркость. Однако в своем «Опыте о происхождении человеческих знаний» (1746) Кондильяк настаивает на разделении памяти и воображения. Это удивительно, поскольку можно было бы ожидать, что он, как сенсуалист, сведет память к способности воспроизводить ощущения на манер Локка и других эмпириков. Но на самом деле Кондильяк подчеркивает, что можно хорошо запоминать восприятия, не имея возможности их воспроизвести. Он утверждает, что способность запоминать требует умения пользоваться условными знаками, то есть языком. Вместо того, чтобы представлять себе память как воспроизведение ощущений или идей, он видит ее состоящей в способности образовывать связи между идеями, настаивая при этом на их организации, а также на роли этой организации в произвольном поиске и воспоминании. Приписывая способность направлять внимание использованию условных знаков, Кондильяк противопоставляет произвольный характер процессов памяти пассивности воображения. Взгляд Кондильяка на память как на активный и сложный процесс организации понятий с участием языка представляется во многих отношениях передовым по сравнению с упрощениями многих его современников и, по сути, также по сравнению со многими его последователями, продолжавшими традицию, согласно которой память просто в терминах пассивной записи и воспроизведения ощущений или образов.

Похожие статьи

  • Коффка, Келер и «кризис» в психологии.

    Хэтфилд Г. Хэтфилд Г. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012 июнь;43(2):483-92. doi: 10.1016/j.shpsc.2011.11.005. Epub 2011 25 ноября. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012. PMID: 22520197

  • Открытие физической основы языка в восемнадцатом веке в Европе.

    Бутон CP. Бутон КП. J Коммунальное расстройство. 1985 Декабрь; 18 (6): 429-45. doi: 10.1016/0021-9924(85)

    -0. J Коммунальное расстройство. 1985. PMID: 3908502

  • К истории медицины учения о воображении.

    Фишер-Хомбергер Э. Фишер-Хомбергер Э. Психомед. 1979 ноябрь; 9 (4): 619-28. doi: 10.1017/s003329170003395x. Психомед. 1979. PMID: 390591

  • [Значение феномена «воображение» в научной работе Вернера Янзарика].

    Шмидт-Дегенхард М. Шмидт-Дегенхард М. Fortschr Neurol Psychiatr. 2004 г., октябрь 72 г. Приложение 1: S34-9. doi: 10.1055/s-2004-818463. Fortschr Neurol Psychiatr. 2004. PMID: 15476122 Обзор. Немецкий.

  • Память, воображение и познавательная ценность искусства.

    Драйден Д. Драйден Д. Сознательное Познание. 2004 г., июнь; 13 (2): 254–67. doi: 10.1016/j.concog.2004.01.003. Сознательное Познание. 2004. PMID: 15134760 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Личное имя как тема

5 интересных фактов о воображении

Воображение принадлежит к общему классу психических процессов, называемых репрезентативными способностями, под которыми понимаются процессы, в которых представляются или вновь представляются сознанию ранее представленные ему впечатления.

Воображение в изучении разума

Как мы указывали в другом месте, воображение зависит от памяти в отношении своих материалов, записей предыдущих впечатлений. Но это нечто большее, чем просто память или припоминание этих ранее пережитых и записанных впечатлений. Наряду с представлением и воспоминанием существует процесс организации воспоминаемых впечатлений в новые формы и новые комбинации. Воображение не только собирает воедино старые впечатления, но и создает из собранного таким образом материала новые сочетания и формы.

Table of Contents

Репродуктивное воображение

Психология дает нам много тонких определений и различий между простым репродуктивным воображением и памятью, но эти различия носят технический характер и, как правило, вызывают недоумение у среднего студента. На самом деле разница между простым репродуктивным воображением и памятью очень незначительна, если вообще существует, хотя, когда воображение предается конструктивной деятельности, в процесс вступает новая черта, которой нет в чистых операциях памяти. В простом репродуктивном воображении происходит просто формирование мысленного образа некоторого предшествующего опыта — воспроизведение предшествующего мысленного образа. Это очень мало отличается от памяти, за исключением того, что вспоминаемый образ более четкий и сильный.

Точно так же и в обычной памяти, в проявлении воспоминаний, часто бывает такой же ясный, сильный ментальный образ, какой возникает в репродуктивном воображении. Два психических процесса настолько тесно переплетаются друг с другом, что практически невозможно провести границу между ними, несмотря на технические различия, на которые настаивают психологи. Конечно, простое воспоминание человека, который представляет себя кому-либо, ближе к чистой памяти, чем к воображению, ибо этот процесс есть процесс узнавания. Но воспоминание или воспоминание о том же самом человеке, когда он отсутствует из поля зрения, есть практически воспоминание о репродуктивном воображении. Память на стадии узнавания существует в сознании ребенка еще до проявления репродуктивного воображения. Последнее поэтому рассматривается как высший психический процесс.

Воображение созидательно

Но еще выше по шкале находится то, что известно как конструктивное воображение. Эта форма воображения появляется в более поздний период детского мышления и рассматривается как более поздняя эволюция психических процессов расы. Горди проводит следующее различие между двумя фазами воображения: «Разница между репродуктивным воображением и конструктивным воображением заключается в том, что образы, возникающие в результате репродуктивного воображения, являются копиями прошлого опыта, тогда как образы, возникающие в результате конструктивного воображения, являются копиями прошлого опыта.0003

воображение нет. Чтобы узнать, является ли какой-либо конкретный образ или комбинация образов продуктом репродуктивного или конструктивного воображения, все, что нам нужно сделать, — это узнать, является ли он копией прошлого опыта. Наша память, конечно, ущербна, и мы можем быть неуверенны в этом отношении; но кроме этого, мы ни в чем не должны сомневаться.

Многие люди, впервые услышав утверждение психологов о том, что способности воображения могут представлять, воспроизводить или рекомбинировать только те образы, которые ранее запечатлелись в уме, склонны возражать, что они могут и часто делают образы вещей, которые они ранее не испытывали. Но могут ли они и делают ли? Не правда ли, что то, что они считают первоначальными творениями воображения, есть просто новые комбинации первоначальных впечатлений?

Например, никто никогда не видел единорога, но кто-то изначально вообразил его форму. Но небольшое размышление покажет, что образ единорога — это всего лишь образ животного с головой, шеей и туловищем лошади, бородой козла, ногами оленя, хвостом льва и длинный сужающийся рог, закрученный по спирали, посредине лба. Каждая из нескольких частей единорога существует в каком-либо живом животном, хотя единорог, составленный из всех этих частей, не существует вне басни.

Воображение созидательно

Точно так же кентавр состоит из туловища, ног и хвоста лошади и туловища, головы и рук человека. У сатира голова, тело и руки человека, а рога, ноги и копыта — козла. У русалки голова, руки и туловище женщины, соединенные на талии с телом и хвостом рыбы. Мифологический «дьявол» имеет голову, тело и руки человека с рогами, ногами и раздвоенной ступней низшего животного, а также своеобразный хвост, состоящий из хвоста какого-то животного, но с наконечником копья. Каждая из этих характеристик состоит из знакомых образов опыта. Воображение может всю жизнь заниматься созданием невозможных животных такого рода, но каждая его часть будет соответствовать чему-то существующему в природе и переживаемому разумом человека, создавшего странного зверя.

Точно так же воображение может представить знакомое лицо или предмет, действующий непривычным образом, причем последний не имеет фактического основания, поскольку речь идет об отдельном человеке или предмете, но подтверждается некоторым опытом, касающимся других лиц или предметов . Например, можно легко представить себе собаку, плавающую под водой, как рыба, или карабкающуюся по дереву, как кошка. Точно так же можно представить себе ученого верховного канцлера в парике или почтенного архиепископа Кентерберийского, одетого как клоун, стоящего на голове, балансирующего на ногах цветным футбольным мячом, засунувшего язык за щеку и подмигивающего. аудитория.

Точно так же можно представить себе железную дорогу, проходящую через бесплодную пустыню, или крутую гору, на которой еще не проложены рельсы. Таким же образом можно изобразить мост через реку. Фактически, именно так все мысленно создается, конструируется или изобретается — старые материалы комбинируются по-новому и упорядочиваются по-новому. Некоторые психологи доходят до того, что говорят, что ни один ментальный образ памяти не является точным воспроизведением первоначального впечатления; что всегда есть изменения из-за бессознательной работы конструктивного воображения.

Созидательное воображение способно «разрывать вещи» в поисках материала, а также «собирать вещи вместе» в своей работе по строительству. Значение воображения во всех процессах интеллектуального мышления велико. Без воображения человек не мог бы рассуждать или проявлять какой-либо интеллектуальный процесс. Невозможно рассмотреть предмет мысли, не обратившись сначала к процессам воображения. И тем не менее часто приходится слышать, как люди говорят о воображении, как будто это способность простого воображения, бесполезная и не имеющая места в практическом мире мысли.

Развитие воображения.

Воображение способно к развитию и тренировке. Общие правила развития воображения практически совпадают с теми, которые мы изложили в связи с развитием памяти. Существует такая же необходимость в большом количестве материала; для формирования ясных и глубоких впечатлений и четких мысленных образов; та же необходимость повторного впечатления, а также частое использование и применение способности. Практика визуализации, конечно же, усиливает силу воображения, так же как и память, поскольку эти две силы тесно связаны.

Воображение можно укреплять и тренировать, преднамеренно вспоминая предыдущие впечатления и затем объединяя их в новые отношения. Материалы памяти могут быть разорваны на части, а затем снова объединены и перегруппированы. Точно так же можно проникнуть в чувства и мысли других людей, представив себя на их месте и попытавшись воспроизвести в воображении жизнь таких людей. Таким образом можно построить гораздо более полное и широкое представление о человеческой природе и человеческих мотивах.

В этом месте мы также должны предостеречь учащегося от обычной растраты сил воображения и растраты его сил на праздные фантазии и мечтания. Многие люди злоупотребляют таким образом своим воображением и не только ослабляют его силу для эффективной работы, но и тратят впустую свое время и энергию. Мечты, как известно, непригодны для реальной, практической работы жизни.

Воображение и идеалы.

И, наконец, учащийся должен помнить, что в категорию способностей к воображению следует отнести ту фазу умственной деятельности, которая имеет так много общего с созданием или искажением своей жизни — формированием идеалов. Наши идеалы — это шаблоны, по которым мы формируем свою жизнь. Характер жизни, которую мы ведем, соответствует природе наших идеалов.

Наши идеалы поддерживают то, что мы называем характером.

Это истина, древняя, как род, и теперь наиболее ясно воспринимаемая мыслителями, что действительно «каковы мысли в сердце его, таков и он». Считается, что влияние наших идеалов влияет не только на наш характер, но и на наше место и степень успеха в жизни. Мы вырастаем, чтобы стать теми, чьи идеалы мы придерживались. Если мы создадим идеал либо из общих качеств, либо из этих качеств, проявленных каким-либо живым или умершим человеком, и будем всегда держать этот идеал перед собой, мы не сможем не развить в себе черты и качества, соответствующие чертам и качествам нашего идеала. Тщательное размышление покажет, что характер во многом зависит от природы наших идеалов; поэтому мы видим эффект воображения в формировании характера.

Более того, наше воображение оказывает большое влияние на наши действия. Многие люди совершили неблагоразумный или аморальный поступок, которого он не совершил бы, если бы обладал воображением, показывающим ему вероятные результаты поступка. Точно так же многие люди были вдохновлены на великие дела и достижения благодаря тому, что их воображение рисовало им возможные результаты определенных действий.

«Большие дела» во всех сферах жизни совершались людьми, у которых было достаточно воображения, чтобы представить возможности определенных направлений или планов. Железные дороги, мосты, телеграфные линии, кабельные линии и другие произведения человека являются результатом воображения некоторых людей. Добрая фея-крестная всегда вносит живое и живое воображение среди подарков, которыми она одаривает своих любимых крестников. Хорошо молился старый философ богам: «И при всем дай мне ясное и деятельное воображение».

Драматические ценности жизни зависят от качества воображения. Жизнь без воображения механична и тосклива. Воображение может увеличить восприимчивость к боли, но оно платит за это увеличением способности к радости и счастью. У свиньи мало воображения, мало боли и мало радости, но кто свинье завидует? Человек с ясным и активным воображением является в какой-то мере творцом своего мира или, по крайней мере, его воссоздателем. Он принимает активное участие в созидательной деятельности вселенной, вместо того чтобы быть простой пешкой, толкаемой то тут, то там в игре жизни.

Опять же, божественный дар сочувствия и понимания существенно зависит от наличия хорошего воображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *