Решительность в психологии это: Решительность — Психологос

Решительность

Что такое решительность

Решительность – это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их в реальной деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств.
Википедия

Решительность – способность  самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности. Особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.
С.Ю.Головин | словарь практического психолога

  • Решительность – это умение идти к цели, не замечая препятствий.
  • Решительность – это сила воли, крепость духа и смелость поступков человека.
  • Решительность – это умение отметать сомнения, когда они неуместны или на них нет времени.
  • Решительность – это готовность действовать быстро и рационально в любых обстоятельствах.

Преимущества решительности

  • Решительность даёт возможности – достигать целей максимально быстро и эффективно.
  • Решительность возлагает ответственность – за собственные слова и поступки.
  • Решительность придаёт силы – в сложных обстоятельствах.
  • Решительность даёт уверенность – в действиях.
  • Решительность даёт освобождение – от колебаний, сомнений и неуверенности в себе.
  • Решительность приносит успех – во многих начинаниях.

Проявления решительности в повседневной жизни

  • Профессиональная деятельность. Человек, от действий которого зачастую зависит жизнь людей (врач, пилот, спасатель, водитель общественного транспорта) просто не может позволить себе нерешительность в ответственный момент.
  • Учение.
    Ученики, твердо знающие, к какой цели они стремятся, овладевая знаниями и ответственные в учебе – проявляют таким образом решительность.
  • Выбор профессии. Абитуриент, год за годом «штурмующий» институт, настроенный на получение конкретной выбранной специальности – проявляет решительность.
  • Занятия спортом. Экстремальные виды спорта (горнолыжный спорт, дайвинг, парашютный спорт) требуют немалой решительности от тех, кто собирается заниматься ими всерьез.

Как достичь решительности

  • Работа над собой. Учась преодолевать сравнительно небольшие трудности, рассматривая каждую трудность, как «крепость», которую необходимо штурмовать и завоевать – человек воспитывает в себе решительность.
  • Постановка цели. Человек, имеющий ясную цель в качестве ориентира, легче преодолевает препятствия на пути к ней и быстрее вырабатывает в себе решительность.
  • Психологические тренинги. Тренинг уверенности в себе поможет человеку, в числе прочих позитивных волевых качеств, воспитать и решительность.
  • Доверие к себе. Приучаясь лучше слушать свой «внутренний голос», менее поддаваясь влиянию извне, человек воспитывает в себе решительность.

Золотая середина

Неуверенность, нерешительность

Решительность

Безрассудность

Крылатые выражения о решительности

В войне — решительность; поражении — мужество; в победе — великодушие; в мире — добрая воля.
— Уинстон Черчилль —
Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.
— Иоганн Вольфганг Гёте —
Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете.
— Амброз Бирс —
Жизнь не есть лишь развлечение. Жизнь — это намерение и решительность.
— Халиль Джебран —
Решительность — делу помощь, струсишь — через арык не прыгнешь.
— Tуркменская пословица —
Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна.
— Иоганн Вольфганг Гёте —

Что почитать?

Гюнтер Гросс / Мужество и решительность менеджера
Успех в деловом сообществе, уверен Гросс, приносят только мужество и решительность. Без них любые знания, умения и навыки останутся всего лишь нереализованным потенциалом.
Козлов Н.И. / Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства
Книга известного психолога посвящена распространенным убеждениям в отношении лидерства. Автор доказывает, что, проявив решительность, можно стать лидером и получить от этого положения только преимущества.

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Инфантильный поэт из Небраски
Вечно строил красавицам глазки.
«Если снова влюблюсь —
Непременно женюсь!», —
Так друзьям он рассказывал сказки.

A peacefulness follows any decision, even the wrong one. Rita Mae Brown

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

Решительность. Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления

Решительность

Более подробно о целеустремлённости и влиятельности мы поговорим в последующих главах, а о решительности хочется ещё заметить отдельно. То, что мы часто называем решительностью, в действительности есть фанатичное или отчаянное выполнение чужих решений. Решительно можно осуществлять только свои решения. Решительность – это не совсем мужество и бесстрашие. Решительный – не колеблющийся при принятии решения.

Решительность – это твоё сильное желание осуществить самое верное (на твой взгляд) в данной ситуации своё решение; это способность человека самостоятельно принимать решения и настойчиво реализовывать их в деятельности, это спокойная однозначность личного выбора, готовность отвечать за него (объяснять, доказывать) и изменять при необходимости. Решительность это мужество взять на себя ответственность за решение.

Решительность это способность и готовность принять решение при недостаточно чётких критериях выбора при отсутствии альтернатив или наоборот когда их очень много и связано это всё с риском недостоверности данных.[80] Как раз то, что характеризует условия деятельности менеджера.

Благодетельный из Младших спросил:

– Можно ли привлечь Чжун Ю к управлению?

Учитель ответил:

– Ю – человек решительный. С чем он не справится по службе?

– А можно ли Цы привлечь к управлению?

– Цы – человек понятливый. С чем он не справится по службе?

– А можно ли и Цю привлечь к управлению?

– Цю многое умеет. С чем он не справится по службе?

Конфуций

Чтобы вырастить решительного человека необходимо решить триединую задачу:

1) научить принимать решения и быть ответственным за них;

2) научить принимать эффективные решения, адекватные, оптимальные;

3) научить изменять, корректировать свои решения, развивать свою решительность.

Начало решительности скрывается в целеустремлённости. Ты уже слышал, что отсутствие решения есть решение. В нерешительности скрывается цель – всегда быть правым. Пока ты не знаешь, чего хочешь, ты никогда не окажешься неправым, никогда не сделаешь ошибку и, следовательно, не будешь разочарован. Нас с детства программируют не делать ошибок. Будучи нерешительными, мы можем оставаться довольными эмбрионами. Момент, когда мы решаем взять жизнь в свои руки, это момент, когда мы по-настоящему начинаем становиться свободными; как только мы начали сами принимать решения, мы отвечаем сами за себя.

Объективные критерии решительности (количественные):

• временной – ты тем решительнее, чем меньше времени между стимулом и реакцией, между определением задачи и твоим действием по её достижению;

• пространственный – решительность тем выше, чем больше компонентов реальности, необходимых объектов, средств и подчинённых привлекается к выполнению решения;

• частотный – чем чаще принимаешь решения, тем решительнее.

Личностные критерии решительности (качественные):

? эмоциональная уравновешенность; неуравновешенность, психованность – это попытка компенсировать нерешительность эмоциональным возбуждением, которое притупляет (как водка) страх неуверенности;

? логичность выводов и понимание принципов своего решения;

? точность действий.

В психофизиологическом контексте решительность кореллирует с показателями сильной нервной системы в сочетании с преобладанием внешнего возбуждения и подвижности нервных процессов.[81]

Эффективная решительность – это позитивная, конструктивная и побуждающая, а не запрещающая.

Она обеспечивается гибкостью решения, то есть, тем, как и сколько ты можешь менять способы решения и сами решения.

Активность и решительность связаны таким понятием как воля. Обычно мы думаем, что воля там, где идёшь наперекор чувствам, когда делаешь то, что тебе не нравится. На самом деле наоборот, красота и любовь рождают волю. Дело лишь в том, где и в чём мы способны увидеть красивое. Например, у рыцарей, волю рождает любовь к чести и справедливости, побеждающая страсть к женщине. Поэтому чтобы воспитать волю, необходимо воспитывать любовь к значимым для тебя ценностям, чувство истинной настоящей красоты. По большому счёту, та сила воли, которую обычно имеют ввиду, это насилие над своей природой, это подавление своих желаний. Человек «сильной воли» часто просто невротик. Настоящая воля – это способность конструктивно удовлетворять свои потребности на основе способности управлять своими иллюзиями. Суть воли в направлении, а не принуждении.[82] У каждого человека всегда достаточно силы побуждения, когда он чётко определил для себя направление, чего он хочет.

Но внутренняя сила побуждения не имеет смысла, когда она одновременно расходуется на «тяни» и «толкай» (смотри главу о желании).

«Я никогда ни с кем не поделюсь своими переживаниями, мне хватит на это силы воли, сама справлюсь», – это сила? Это слабость, это неспособность формировать близкие отношения, это неумение адаптироваться к людям, выражать свои желания. «У меня хватит силы воли расстаться с любимым, потому что бедность не даст нам быть счастливыми», – сила воли – это слабость перед обстоятельствами?

Мы менеджеры своей жизни, ибо продаём своё искусство управления собой за то, что нам нравится, что нам приятно, за возможность делать то, что мы хотим. Можешь ли ты эффективно, безболезненно управлять производством, если не умеешь владеть, читай управлять, собственным телом. Страдаешь от язвы, мучаешься запорами. Можешь ли подвигнуть коллектив на трудовой подвиг, если не знаешь, как уболтать девчонку. Пофиг, что ты ответишь. Главное, чтобы ты прикинул, а может между этими вещами есть взаимосвязь. Кто ты сам себе: лидер или козёл отпущения, уважаешь себя или оправдываешься своей ущербностью, гордишься собою или гордыня тебя имеет.

Возможно, ты обращал внимание на то, как на базарах могут стоять два торговца с одинаковым ассортиментом товара. Но у одного возле прилавка пусто. Потенциальные покупатели проходят мимо, мельком роняя взгляд на товар, а возле другого – толпа, очередь, шум, «живое» общение. К твоему счастью вторых гораздо меньше, чем можно себе представить, несмотря на обилие учебников о правильной торговле, несмотря на примеры из западных фильмов. В чем же разница между ними. А разница в том, что один «продавец», а второй торговец, предприниматель. Один пассивно реагирует на стимул «продайте» второй активно стимулирует потенциальных клиентов «посмотрите», «потрогайте», реагирует не просто на прямые стимулы, но и на взгляд, вопрос, намек. Улавливает желание покупателя по интонации, жестам. Движением вникает в подсмысл фраз, развивает их до лично интимного общения, не останавливаясь и не удовлетворяясь официальной дистанцией. Он не просто продает товар а и свои знания, интересные мысли, преданность и восхищение покупателем. Покупатель не даст и копейки лишней за товар, но отдаст и рубль, за внимание, предупредительность к себе, искреннюю участливость, только не навязчивость и назойливость. Общение должно быть живым, естественным, легким, ПРИЯТНЫМ, и только искренним. Можно растянуть губы, обнажая зубы, а можно улыбнуться. В растягивании губ участвуют 5 мышц, а улыбку создают фактически все мышцы лица и даже шеи. Бессознательное покупателя четко реагирует в первую очередь на этот товар, насколько он качественный, а потом уже включает сознательное внимание к ботинкам, платью или кастрюле.

Чтобы наше общение было эффективным, нужно, чтобы все, что в нем есть качественного и полезного, было естественным, другими словами, стало природной, внутренней характеристикой человека. Для этого недостаточно выучить какие-то действенные приемы, для этого нужно измениться коренным образом внутренне, так чтобы эффективное общение было не маской, а лицом, производным не внешней активности учителя, а личностных свойств.

Таким образом, мы не задаемся целью научить тебя, а формируем условия, в которых ты получаешь доступ к своим ресурсам, создаёшь свой личный опыт гибкого взаимодействия, конструируешь индивидуальную истину внутренних качеств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Принятие решений (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) – iResearchNet

Определение принятия решений

Под принятием решений понимается процесс оценки (т. Общие примеры включают решение, за кого голосовать, что есть или покупать и в какой колледж поступить. Принятие решений играет ключевую роль во многих профессиях, таких как государственная политика, медицина и менеджмент. Родственная концепция суждения относится к использованию информации, часто из различных источников, для формирования оценки или ожидания. Можно предположить, что суждение людей определяет их выбор, хотя это не всегда так.

История принятия решений

Теории принятия решений изначально были разработаны философами, математиками и экономистами, которые сосредоточились на том, как люди делают выбор для достижения зачастую противоречивых целей. Вслед за работами ранних теоретиков, таких как Джон фон Нейман, Оскар Моргенштерн и Леонард Сэвидж, особенно влиятельной стала теория, называемая теорией субъективной ожидаемой полезности. Эта теория различает ценности лица, принимающего решения (иначе называемые его или ее полезностями), и ожидания или убеждения. Ключевое допущение состоит в том, что люди выбирают тот вариант, который ассоциируется с наивысшей общей ожидаемой полезностью. Проще говоря, вы выбираете наилучший вариант, и поэтому принятие решения сводится к выяснению того, что является лучшим выбором.

Теория ожидаемой полезности и теория принятия решений сосредоточились на нормативных аспектах (т. формировать суждения и делать выбор). Примечательно, что, хотя теория ожидаемой полезности была выведена из экономических принципов рационального поведения, а не основывалась на исследованиях человеческого поведения, экономисты и исследователи во многих других областях предполагали, что эта теория также описывает фактическое поведение и что отклонения от рационального выбора в конечном итоге приведут к корректировать себя на основе обучения и внешних сил.

Это предположение, в свою очередь, привело к большому количеству поведенческих исследований решений, которые задокументировали широкий спектр нарушений максимизации полезности, то есть случаи, когда люди выбирают что-то другое, чем то, что является объективно лучшим вариантом. Таким образом, результаты исследований часто считались интересными в той мере, в какой они казались неожиданными и несовместимыми с теорией ожидаемой полезности. Такие исследования показали, что теория ожидаемой полезности часто неадекватна. Кроме того, теория не рассматривает многие из ключевых аспектов суждений и принятия решений, таких как выбор информации и вариантов для рассмотрения, способ, которым лицо, принимающее решение, может поступиться рассмотренными атрибутами вариантов и влияние. аффективных и социальных факторов. Более того, теория ожидаемой полезности не рассматривает процесс суждений и принятия решений.

Ученый-когнитивист по имени Герберт Саймон представил концепцию ограниченной рациональности, которая представляет собой идею, учитывающую тот факт, что у людей есть лишь ограниченные когнитивные способности для обработки информации. Из-за ограниченных возможностей обработки вместо максимизации полезности (т. е. выбора объективно наилучшего варианта) люди могут удовлетвориться; то есть они могут выбрать достаточно хороший вариант, даже если он часто не является лучшим в целом. Ограниченные когнитивные способности также означают, что люди склонны полагаться на ярлыки или упрощающие стратегии, называемые эвристиками, которые обычно приводят к удовлетворительным решениям, хотя в некоторых случаях они могут приводить к ошибкам.

Несмотря на первоначальный упор на демонстрацию нарушений теории рациональности и ожидаемой полезности, исследования теории поведенческих решений стали более психологическими и процессно-ориентированными. Таким образом, следуя исследованиям в области социальной и когнитивной психологии, исследователи начали использовать различные измерения процессов (например, вербальные протоколы) и манипуляции, призванные обеспечить лучшее понимание процессов, лежащих в основе суждений и выбора.

Как принимаются суждения и решения

Поведенческие исследования суждений и принятия решений задокументировали многочисленные нарушения нормативных моделей, на которые раньше полагались. Следующее обсуждение кратко рассматривает несколько важных примеров.

Эвристика суждений и предубеждения

Теория рационального выбора предполагает, что люди в целом способны вычислять и выносить беспристрастные суждения. Однако большое количество исследований показало, что оценки людьми вероятностей и значений часто несовместимы с основными законами вероятности. Выходя за пределы понятия ограниченной рациональности, психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман выдвинули три эвристики, которые играют ключевую роль в интуитивных суждениях о вероятностях, величинах и частотах: репрезентативность, доступность и привязку. Согласно эвристике репрезентативности, люди судят о вероятности того, что X является Y, основываясь на своей оценке степени сходства X с Y. Например, оценивая вероятность того, что студент специализируется на поэзии, люди оценивают сходство между этим студентом и типичный поэт.

Эвристика доступности показывает, что люди оценивают частоту и вероятность события или характеристики на основе легкости, с которой примеры приходят на ум. Например, в ходе одной демонстрации группа респондентов оценила количество слов из семи букв (на нескольких книжных страницах), оканчивающихся на ing, тогда как вторая группа оценила количество слов из семи букв, в которых n стоит на шестой позиции. В соответствии с эвристикой доступности первая оценка была намного выше второй (даже несмотря на то, что любое семибуквенное слово, оканчивающееся на ing, обязательно содержит n на шестой позиции).

Привязка относится к процессу оценки ценностей, при котором люди, которые начинают с привязки, как правило, получают значение, близкое к исходной привязке. Например, люди подсчитали, что Ганди дожил до 67 лет после того, как их спросили, умер ли он до или после 140 лет, в то время как те, кто спросил, умер ли он до или после 9 лет, оценили, что он умер в возрасте 9 лет. 50. Подобные эффекты привязки наблюдались даже тогда, когда привязка была явно произвольной, например, когда люди делают оценку, решая, находится ли истинное значение выше или ниже двух последних цифр их собственного номера социального страхования.

Теория перспектив

Теория перспектив Канемана и Тверски представляет собой влиятельную всестороннюю попытку пересмотреть и устранить основные нарушения стандартной модели ожидаемой полезности. То есть эти два исследователя попытались сформулировать общее объяснение причин, по которым люди не могут сделать наилучший выбор. Варианты оцениваются как выигрыш или убыток по отношению к контрольной точке, то есть значение имеет не абсолютный эффект, а то, имеет ли событие положительное или отрицательное влияние на текущее положение человека. Это часто применялось к деньгам: данные показывают, что получить 10 000 долларов для бедного человека не то же самое, что для богатого человека, потому что выигрыш намного больше для человека, чье текущее состояние очень мало.

В целом, большинство людей, как правило, не склонны к риску ради прибыли и стремятся к риску из-за потерь. Неприятие риска можно представить следующим образом: человек, столкнувшийся с двумя вариантами, один из которых является более надежной ставкой, но имеет меньшую выплату по сравнению с другим, получение которого более неопределенно, но с большей выплатой, по прогнозам, выберет вариант, который принесет более надежную, но меньшую выплату. Стремление к риску (или толерантность к риску, как его еще называют) является противоположностью. Представьте себе человека, стоящего перед выбором между двумя вариантами, один из которых с большей вероятностью произойдет. Теория перспектив и множество экспериментов, которые ее проверили, показали, что люди предпочитают более крупные (более рискованные) потери, вероятность возникновения которых меньше.

Еще одним важным моментом теории перспектив является неприятие потерь: потери оказывают большее психологическое воздействие, чем аналогичные приобретения. Другими словами, потеря 500 долларов психологически причиняет гораздо больше боли, чем получение 500 долларов удовольствия. Свойство неприятия потерь связано с эффектом владения и предубеждением статус-кво.

Построение предпочтений

Большое количество исследований, посвященных принятию решений, начиная примерно с 1975 г., привело к растущему консенсусу в отношении того, что предпочтения в отношении вариантов часто формируются тогда, когда необходимо принять решение, а не тогда, когда оно получено от хозяина. список настроек, хранящихся в памяти. Это означает, что люди склонны принимать решения, руководствуясь сиюминутными чувствами или идеями, а не какими-то глубокими, укоренившимися убеждениями, которые они постоянно используют для принятия решений. Это означает, что выбор чувствителен к оформлению вариантов, контексту выбора и задаче выявления предпочтений.

Что касается фрейминга, то было показано, например, что (а) фрейминг вариантов как потерь, а не как выигрышей приводит к более склонным к риску предпочтениям, и (б) фрейминг (приготовленный) говяжий фарш с точки зрения его постности. это (например, 80% постного мяса), а не количество жира, которое оно содержит (20% жира, хотя это передает то же сообщение о мясе, что и 80% постного), дает более положительные оценки вкуса говядины. Что касается влияния контекста выбора (или конфигурации набора вариантов), было показано, что добавление варианта с асимметричным доминированием (например, добавление непривлекательной ручки к набору выбора, состоящему из привлекательной ручки и 6 долларов наличными) увеличивает долю выбора. доминирующий вариант (привлекательная ручка).

Также было показано, что вариант часто выбирается чаще, по сравнению с тем, как часто выбираются другие варианты, когда в наборе есть «компромиссный» (средний) вариант. Что касается задачи на выявление предпочтений, исследования показали, например, что выполнение так называемой задачи на сопоставление (т. е. человека просят ввести значение, которое делает два варианта одинаково привлекательными) приводит к другим предпочтениям, чем когда люди просто выполняют задача выбора — несмотря на то, что варианты, которые предлагаются, одинаковы, и единственное отличие состоит в методе, используемом человеком для оценки вариантов. Точно так же рейтинги или оценки отдельных вариантов, как правило, систематически приводят к другим предпочтениям, чем выбор или другие задачи, включающие совместную оценку вариантов.

Текущие направления в исследованиях решений

Поскольку вопрос о том, адекватно ли модель ожидаемой полезности описывает процесс принятия решений, в основном решен, исследователи решений пытались лучше понять, как на самом деле принимаются решения, часто используя различные измерения процесса и манипулирование задачами. . Кроме того, исследователи изучили более широкий спектр параметров суждений и принятия решений и обратились к темам, которые ранее считались областью других областей, таких как социальная и когнитивная психология и деловое администрирование.

Показатели процесса

В то время как более ранние исследования решений были сосредоточены на результатах решений, стало ясно, что процессы принятия решений могут дать важную информацию для принятия решений, поскольку на них влияют варианты задач и вариантов, которые часто могут не влиять на решение. результаты. Первоначально предполагалось, что лица, принимающие решения, применяют определенные правила принятия решений, такие как формирование оценки варианта путем добавления положительных аспектов этого варианта и вычитания отрицательных аспектов (например, взвешенная аддитивная [компенсационная] модель) или путем выбора важных аспектов варианта. решение, а затем выбор на основе того, достигают ли варианты определенного предела в этой области (например, конъюнктивное правило или лексикографические правила принятия решений). Однако, в соответствии с понятием сконструированных предпочтений, последующие исследования показали, что лица, принимающие решения, обычно комбинируют фрагменты правил принятия решений, например, начинают с исключения вариантов, которые не соответствуют определенным стандартам, а затем используют компенсирующие правила сложения плюсов/вычитания минусов для оценки оставшиеся варианты.

Ранние исследования принятия решений, ориентированные на процесс, в значительной степени основывались на показателях процесса, таких как задержки ответа, процентное соотношение внутрипространственных и межпространственных сравнений и вербальные протоколы. Такие меры могут предоставить обширные данные, хотя могут возникнуть опасения, точно ли поведение и ответы, которые фиксируются, представляют собой естественные процессы принятия решений. Дополнительный исследовательский подход, аналогичный многим исследованиям в области психологии, заключается в том, чтобы полагаться на условия задачи (например, когнитивную нагрузку, нехватку времени), манипуляции со стимулами и индивидуальные различия, на основании которых можно сделать вывод об основных процессах принятия решений и факторах, определяющих наблюдаемые результаты решений. .

Роль аффекта в принятии решений

Большинство исследований решений сосредоточено на том, что можно рассматривать как объективную оценку вариантов на основе таких атрибутов, как вероятность выигрыша и выигрыш. Однако растет признание того, что на решения часто влияют аффективные реакции на варианты. Аффект относится к эмоциональной реакции на «хорошесть» (или привлекательность) вариантов, которая часто срабатывает автоматически без особых (или каких-либо) мыслей. Было высказано предположение, что такие автоматические аффективные реакции часто являются основными движущими силами суждений и решений, а сознательные, преднамеренные аргументы просто служат для объяснения этих решений. Исследователи использовали широкий спектр методологий для изучения роли, первичности и скорости аффективных реакций на стимулы принятия решения, такие как подсознательный прайминг, наблюдение за пациентами, чья способность обработки аффективных состояний была нарушена, и влияние позитивного или позитивного настроя респондентов. негативное настроение.

Двухсистемный взгляд на суждения и принятие решений

Оценки, основанные на автоматических аффективных реакциях, относятся к более широкому классу суждений и решений, которые, как правило, принимаются интуитивно и автоматически, без какой-либо преднамеренной оценки. В настоящее время считается, что такие процессы могут характеризовать многие, а может быть, и большинство суждений и решений, в то время как более преднамеренные, медленные, основанные на разуме процессы активируются по мере необходимости, иногда корректируя или подавляя автоматически вырабатываемые реакции. Хотя было показано, что интуитивные автоматические ответы влияют как на суждения, так и на выбор, преднамеренная оценка вариантов и их атрибутов, как правило, играет большую роль в выборе. Действительно, было показано, что рассмотрение выбора как обусловленного балансом причин за и против вариантов объясняет аномалии выбора (например, асимметричное доминирование и эффекты компромисса, обсуждавшиеся ранее), которые труднее объяснить на основе максимизации ценности или исключительно на основе представление о том, что решения принимаются автоматически, без учета атрибутов или отношений между вариантами.

Социальные и культурные аспекты принятия решений

В дополнение к рассмотрению влияния характеристик задач и стимулов на процессы и результаты решений, исследователи решений изучали роль социальных и культурных факторов и индивидуальных различий в принятии решений. Некоторым социальным аспектам, таким как конформизм, уделяется относительно мало внимания, несмотря на их явно важную роль в принятии решений, отчасти потому, что они кажутся простыми и неудивительными. Однако исследователи изучили, например, способность социальных условий, таких как подотчетность и необходимость оправдываться перед другими, смягчать и, возможно, уменьшать восприимчивость людей к различным ошибкам суждений и решений. В целом, подобно другим типам стимулов, таким как денежное вознаграждение за хорошую работу, исследования показали, что социальные стимулы имеют ограниченное положительное влияние на эффективность принятия решений, хотя они могут уменьшить некоторые ошибки, вызванные ограниченными усилиями. Также наблюдается растущий интерес к роли межкультурных различий в принятии решений. Первоначально исследователи сосредоточились на различиях между «индивидуалистическими» (например, люди в Соединенных Штатах и ​​Западной Европе) и «коллективистскими» (например, азиатскими) обществами, показав, например, что китайцы, как правило, более восприимчивы, чем жители Запада, к чрезмерной самоуверенности. предвзятость. Более поздние исследования показывают, что межкультурные различия в суждениях и принятии решений менее устойчивы, чем считалось ранее, и чувствительны к различным ситуационным факторам.

Исследования по принятию решений в прикладных областях

Большинство исследователей поведенческих решений в настоящее время работают в бизнес-школах, а не на факультетах психологии. Этот сдвиг частично отражает растущее влияние исследований принятия решений на прикладные области, такие как маркетинг, организационное поведение и поведенческая экономика. Например, большое количество поведенческих исследований за последние 30 лет или около того были посвящены темам, связанным с принятием решений потребителями, ведением переговоров, справедливостью и поведенческой теорией игр. Кроме того, в области экономики, которая доминировала в ранних взглядах на принятие решений, растет понимание того, что нарушения рациональности часто носят систематический, предсказуемый характер и не исправляются с помощью обучения или рыночных сил. Соответственно, все еще развивающаяся область поведенческой экономики все чаще включает описательные аспекты принятия решений, полученные в результате исследований, проведенных исследователями поведенческих решений, в экономические модели, обращаясь к таким вопросам, как выбор, оценка товаров и дискриминация.

Ссылки:

  1. Канеман Д. и Тверски А. (1979). Теория перспектив: анализ выбора в условиях риска. Эконометрика, 47(2), 263-291.
  2. Savage, LJ (1954). Основы статистики. Оксфорд, Великобритания: Wiley.
  3. Саймон, HA (1957). Модели человека: социальные и рациональные. Оксфорд, Великобритания: Wiley.
  4. Тверски, А., и Канеман, Д. (1974). Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предубеждения. Наука, 185(4151), 1124-1131.
  5. Фон Нейман, Дж., и Моргенштерн, О. (1941). Теория игр и экономического поведения (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Психология принятия решений — OpenLearn

Обновлено пятница, 30 августа 2019 г.

Знаете ли вы, что ваше мышление по своей природе предвзято? В психологии принятия решений могут быть некоторые сюрпризы.

Психологическая перспектива не начинается с предположения, что люди в основе своей иррациональны. Скорее, он подчеркивает другую логику: логику, отвечающую вызовам, с которыми мы столкнулись в процессе эволюции. На протяжении большей части нашего развития мы сталкивались с окружающей средой, существенно отличающейся от современного делового мира. Мы разработали ряд когнитивных механизмов, чтобы справиться с неблагоприятными условиями, в которых ресурсы ограничены.

Эти механизмы включают в себя ряд упрощающих и поддерживающих уверенность умственных приемов (эвристик), которые помогают нам быстро принимать решения, когда останавливаться для проведения полного анализа было бы неразумно. Хотя эти способы мышления не то же самое, что строгая логика или формально рациональное рассуждение, они хорошо подходят для быстрых интуитивных суждений и действий. Однако эти развитые способы мышления также создают некоторые серьезные ловушки.

Использование эвристики

Как лица, принимающие решения, ни у кого из нас нет бесконечных ресурсов или времени, которые можно посвятить сбору и анализу информации. Кроме того, у всех нас есть существенные ограничения на количество сложностей, с которыми мы можем справиться. Таким образом, даже когда мы предпринимаем сознательные усилия для принятия решений в соответствии с формально рациональным процессом, нам часто приходится делать упрощающие предположения и принимать ограничения на доступность информации и тщательность нашего анализа. Как отмечалось выше, мы постоянно используем эвристику как способ упростить процесс принятия решений: например, ассоциируем конкретный бренд с качеством, а не занимаемся детальной оценкой достоинств различных сухих завтраков или магазинов одежды.

Многие из них полностью без сознания. Они часто полезны, но также приводят к некоторым существенным предубеждениям при принятии решений. Вот некоторые из наиболее важных:

  • формулирование проблемы
  • с использованием информации
  • проблемы суждения
  • оценка после принятия решения

Формулировка проблемы

То, как формулируется проблема, может существенно повлиять на то, как вы принимаете решения. Медицинские решения могут зависеть от того, сформулированы ли результаты как вероятность смерти или спасения пациентов. Финансовые решения могут зависеть от того, видите ли вы себя в положении потери или прибыли. В позиции выгоды мы склонны избегать риска; в случае убытка мы склонны рисковать, чтобы избежать или возместить убытки. Вы можете знать людей, которые умеют использовать это в своих интересах; они оказывают влияние, формулируя выбор так, чтобы другие выбрали вариант, который они предпочитают.

Эффекты кадрирования могут быть очень тонкими и даже влиять на нашу память о событиях. Например, в одном исследовании группам студентов показали фильм об автомобильной аварии. Каждой группе студентов показывали один и тот же видеоклип, а затем спрашивали: «С какой скоростью ехали машины, когда они — друг друга?», где «——» — разные слова для каждой группы, по-разному «врезавшиеся». , «столкнулся», «столкнулся», «ударил» и «контактировал». В таблице ниже показана средняя скорость, оцененная каждой группой.

Глагол Средняя оценка скорости (миль/ч)
Разбитый 40,8
Столкновение 39,3
Столкновение 38,1
Попадание 34,0
Контактный телефон 31,8

 

Те, кому задали вопрос «разбился», также с большей вероятностью поверили, что видели разбитое стекло в видеоклипе, чем те, кому задали вопрос «попал». Разбитого стекла не было.

Использование информации

Мы часто используем информацию предвзято в важных аспектах. Во-первых, мы уделяем больше внимания легкодоступной информации. Во-вторых, мы придаем слишком большое значение воспоминаниям, которые легче восстановить — обычно потому, что они эмоционально ярки или имеют личное значение. Мы избирательно обращаем внимание на информацию, часто корыстно. Мы часто придаем большее значение информации, которая выставляет нас в выгодном свете (корыстная предвзятость), или информации, которая поддерживает уже установленную точку зрения (предвзятость подтверждения).

Например, в одном исследовании, которое мы с коллегами провели в отношении принятия решений трейдерами в инвестиционных банках, один трейдер сказал нам:

«Я провожу время, общаясь с большим количеством людей; консультанты, другие трейдеры за столом, на рынках, выясняя, что делают люди. Я всегда впитываю информацию. … Мне нравится находить людей, у которых такой же мыслительный процесс, как у меня».

Этот трейдер, возможно, страдал предвзятостью подтверждения: бессознательно избегал людей, которые могли бы предложить точку зрения, слишком отличную от его собственной.

Проблемы с суждением

Нас постоянно бомбардирует информация. Простое хождение по комнате рискует затопить нас большим количеством сенсорной информации, которую мы, возможно, сможем обработать. Остановитесь на мгновение и подумайте обо всех различных вещах, которые вы можете видеть, слышать, обонять или чувствовать.

Какие из них вы обычно не слушаете? С самого рождения мы начинаем учиться фильтровать информацию и расставлять приоритеты, обозначать и классифицировать явления, которые мы наблюдаем. Это жизненно важный процесс. Без него мы буквально не смогли бы функционировать в нашей повседневной жизни. В нашей рабочей жизни, если бы мы не фильтровали информацию и не отбрасывали варианты, мы бы страдали от аналитического паралича: неспособности принять какое-либо решение перед лицом сложности и двусмысленности реального мира.

Однако эта фильтрация имеет свою цену и вносит существенные погрешности в наши суждения. Одна из них — чрезмерная самоуверенность: мы склонны излишне оптимистично относиться к оценкам и суждениям, которые мы делаем, и отфильтровываем из нашего сознания многие источники неопределенности. Другая проблема заключается в нашей склонности зависеть от того, как формулируется проблема.

Многие решения требуют пересмотра и обновления по мере поступления новой информации. Однако большинство из нас недостаточно приспосабливаются к привязке: это тенденция не обновлять свои цели по мере изменения окружающей среды. Как только менеджер принял первоначальное решение или суждение, это обеспечивает ментальный якорь, который действует как источник сопротивления к достижению существенно иного вывода по мере поступления новой информации. Это то, что происходит, когда кто-то сделал поспешную оценку, а затем игнорирует обратную связь, несовместимую с этой позицией.

Эта предвзятость может влиять на суждения о людях, а также на технические суждения. Ранние суждения о ком-то, например, на собеседовании, могут поставить вас в якорное положение, а более поздняя информация может прийти слишком поздно, чтобы изменить ваше мнение.

Оценка после принятия решения

Для большинства нормально функционирующих людей поддержание самооценки является важной внутренней целью. Это может привести к тому, что мы будем отфильтровывать или обесценивать информацию, которая может представить нас в неблагоприятном свете. Вот что лежит в основе фундаментальной предвзятости атрибуции. Это тенденция приписывать хорошие результаты нашим собственным действиям, а плохие — факторам, находящимся вне нашего контроля. Хотя такая защита от потери самоуважения может быть полезна в той мере, в какой она помогает нам выстоять перед лицом невзгод, она может уменьшить обучение и уменьшить возможности для принятия корректирующих действий.

Еще одна важная внутренняя цель — поддерживать чувство контроля над событиями и окружающей средой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *