Результат в психологии это – РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это что такое РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: определение — Психология.НЭС

Содержание

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это… Что такое РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?


РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности индивида, Р. д. могут совпадать с целью деятельности, но могут и не совпадать. В первом случае говорят, что в итоге деятельности человек достиг цели, а во втором — цель не достигнута и деятельность может быть продолжена. Параметрами Р. д. являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Основными из них считаются показатели эффективности деятельности: производительность, качество, надежность. Производительность характеризуется количеством продукции, выпущенной в единицу времени, качество — соответствием продукции стандартам и требованиям технологии, надежность характеризуется способностью выполнять требуемые функции в течение определенного времени (В. Д. Шадриков). В инженерно-психологических работах параметр производительности трансформируется в параметр скорости выполнения тех или иных действий или скорости переработки информации. Параметр надежности выступает в этом случае как интегральный (см. Многомерные характеристики оператора), зависящий от скорости и точности действий оператора, от его функционального состояния и индивидуальных характеристик (стрессоустойчивости, помехоустойчивости, монотонофильности). Необходимо иметь в виду, что параметры эффективности деятельности тесно взаимосвязаны.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Резонанс
  • Результат

Смотреть что такое «РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:

  • РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — то, что получает человек в итоге деятельности …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Результат деятельности гражданского служащего — Результат деятельности итог профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по выполнению своих должностных обязанностей, закрепленных в должностном регламенте… Источник: Приказ Казначейства РФ от 23.03.2010 N 63 Об утверждении… …   Официальная терминология

  • Конечный результат деятельности субъекта бюджетного планирования — в) под конечным результатом деятельности субъекта бюджетного планирования понимается целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов,… …   Официальная терминология

  • Результат научной и (или) научно-технической деятельности — объективированная и зафиксированная на любых носителях информация, содержащая новые научные знания (открытия), новые решения прикладных задач в области науки и техники, обладающая новизной, практической целесообразностью и ценностью применения …   Официальная терминология

  • результат — См …   Словарь синонимов

  • результат — а, м. resultat, > нем. Resultat <лат. resultum < resultare отскакивать; отражаться. Итог какого л. занятия, деятельности и т. п. БАС 1. Наблюдение за бывшим поручиком лейб гвардии Финляндского полка представляет следующий результат. Дела …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕЗУЛЬТАТ — РЕЗУЛЬТАТ, а, муж. 1. То, что получено в завершение какой н. деятельности, работы, итог. Результаты исследования. Результаты конкурса. 2. Показатель мастерства (обычно спортивного). Р. пловца. Р. в беге на 100 м. Улучшить свои результаты. Лучший… …   Толковый словарь Ожегова

  • результат — 1. Итог какой либо деятельности, работы, занятия. О положительном, результате. Благонадежный (устар.), благоприятный, блестящий, блистательный, богатый, важный, верный, весомый, видимый, выдающийся, высокий, громадный, действительный, желанный,… …   Словарь эпитетов

  • Результат интеллектуальной деятельности — (РИД) правовой термин, подлежащий использованию нематериальный коммерческий продукт. Результаты интеллектуальной деятельности, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляется правовая охрана, являются объектами… …   Википедия

  • Результат — 3.3.1.3 Результат . Решением Конкурсной комиссии отклоняются от дальнейшего рассмотрения заявки, не удовлетворяющие хотя бы одному формальному требованию, в том числе содержащие отклонения, существенно меняющие характеристики, условия и иные… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


psychology_pedagogy.academic.ru

Процесс или результат? Что слаще?

Поговорим об этих двух видах деятельности.
Действия, направленные на результат, на цель или Целенаправленные действия

Как различить эти действия из моря многообразных действий, совершаемых нами?

Целенаправленные действия:

1. Изначально очень чётко ориентированы на некий конкретный результат (пойти в лес и повалить топором дерево для обогрева дома).

2. Имеют очень точные и чёткие критерии своей успешности или не успешности (Вовочка: Я стихотворение уч-и-и-и-л! Учительница Марь Иванна: Вовочка, я не спрашиваю: учил или не учил. Я спрашиваю — «Ты его выучил?»)

3. Чаще всего имеют вполне определённую структуру, пошаговый алгоритм, план действий (Чтобы испечь пирог, нужна серия последовательных и чётких действий).

4. Через эти действия мы обычно успешно (или не успешно, если не получилось) адаптируемся и выделяемся в социуме, в обществе). Нарисовал чертёж. Победил в конкурсе архитекторов — тут тебе и слава и первое место от жюри, и денежная премия.

5. С помощью этих действий мы можем довольно предсказуемо менять свою жизнь. (Если я буду пять лет сдавать в срок экзамены и зачёты, по по истечении пяти лет мне вручат диплом о высшем образовании).

Целенаправленные действия — они очень полезные, не так ли?

Но с ними есть одна беда. Даже две беды.

Во-первых, они стараются заполонить собой ВСЮ деятельность человека (а ведь есть ещё и второй тип деятельности, Вы помните?).

Во-вторых, ПРОЦЕСС их выполнения как правило лишается: и романтики, и удовольствия и осознанности-мотивированности. Всё это вынесено в РЕЗУЛЬТАТ.

В чём же проблема? А в том, что результат — это всего лишь — миг. А процесс может занимать годы. Лишать себя годами удовольствия, чтобы наполнить радостью… миг? Но «миг» в последствии может не выдержать такого наполнения и… порваться.

Именно поэтому люди, которые в момент своего триумфа должны вроде бы радоваться, на самом деле грустят и даже паникуют. Вот он, миг, пришёл…Чего ж я не радуюсь?

Ну а теперь рассмотрим второй вид деятельности человека, оставшийся. Его наполняют

Процессуальные действия

Как отличить их от других, в море разнообразных действий, которые мы совершаем?

Процессуальные действия:

1. Никогда не ориентированы чётко и конкретно на некий чёткий и конкретный результат. (Когда я тяну бокал лёгкого французского вина, на какой я нацелена результат? Чтоб сосуды стали здоровыми? Или чтоб захотелось запеть «Ой, калина»?)

2. Чаще всего процессуальные действия не обладают точными критериями некоего «правильного» или «неправильного» протекания. (Когда я играю в песочнице в пасочки и строю замки на пляже, я не сверяюсь с инструкцией)

3. Такие действия лишены очевидного и прямолинейного практического смысла и пользы (болтовня с подругой).

4. Если таким действиям искусственно придать направленность, подталкивая их к одному определённому исходу… то они сразу же теряют привлекательность и смысл. «Погибают», обессмысливаются.

5. Это события, о которых можно сказать: они имеют смысл сами по себе.

Что мы отнесём к процессуальным действиям?

Дружеское общение,

Любование природой и людьми,

Философские (только непрофессиональные философские) рассуждения,

Секс (если только он не направлен на какую-то конкретику),

Вообще любование прекрасным, контакт с прекрасным и созидание чего-либо ПРЕКРАСНОГО.

Внимание!

Знаете, что говорит психология о процессуальных действиях? Она говорит, что именно и только эти действия позволяют нам быть… самими собой!

А нехватка процессуальных действий заставляет человека задыхаться и ощущать себя несчастным.

В самом деле. Сравним дружескую вечеринку «просто так» и дружескую вечеринку «со смыслом» (Например, когда в гости приглашается начальник с супругой, и для них печётся фирменный торт).

Не поэтому ли некоторые дети ненавидят, когда к их родителям в дом собираются гости? Не поэтому ли эти дети устраивают гостям саботаж?

Скорее всего они чувствуют, что гостей созвали не просто так, а со смыслом.

Будьте как дети…

В чём же заключается рецепт счастья, выдуманный мудрыми людьми и подтверждённый психологией?

А вот в чём. Нужно взять целенаправленное действие и превратить его в … процессуальное.

И чем меньше останется в Вашей жизни действий первого типа, а чем больше будет действий второго типа (процессуальных действий) — тем Вы будете счастливее.

Приведу пример из спорта.

Вы слышали такую фразу: «Важна не победа, важно — участие»?

То есть, мы приехали не «чтобы победить»… победить ценой сорванных связок и поломанных костей, а чтобы… по тусоваться в приятном нам обществе единомышленников, провести с пользой время.

А теперь маленькое задание-тест

Возьмите лист, расчертите его пополам. В первую колонку напишите все ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Во вторую колонку напишите все ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Сравните обе колонки.
Первый вопрос

Каким действиями из обоих списков Вам действительно хотелось бы заниматься преимущественно всю жизнь?

Первый вопрос «прим»

Так отчего ж не занимаетесь?
Второй вопрос

Какие «целенаправленные действия» (из первой колонки) Вы можете перенести во вторую колонку, то есть: изменить своё отношение к ним и сделать их процессуальными?

Например, можете ли Вы сделать мытьё посуды или полов действием на целенаправленным, а процессуальным?

Путь на работу сделать не целенаправленным действием, а процессуальным?

Иными словами, «действие-каторгу» превратить в «действие-прикольный досуг»?

Не можете? А что, какое действие можете? Запишите.

Психология говорит, что выполнение целенаправленных действий помогает нам адаптироваться и выделяться в социуме.

А я задаю вопрос: может быть хватит уже адаптироваться в социуме? Не пора заняться собственным счастьем?

www.sunhome.ru

Результаты более половины психологических исследований оказались невоспроизводимы

Первые психологические эксперименты в лаборатории Вильгельма Вундта.

Фотография: Universität Leipzig

Группа психологов, возглавляемая специалистом в области социальной психологии Брайаном Ноузеком (Brian Nosek) из Center for Open Science (США) попыталась в рамках «Проекта по изучению воспроизводимости научных работ: Психология» повторить 100 различных исследований в разных отраслях психологии, опубликованных в ведущих научных журналах. Результат получился просто шокирующим – по мнению ученых, им удалось воспроизвести с разной степенью близости к оригинальному исследованию только 39 из 100 работ. А полный анализ, опубликованный сегодня в

Science, показал, что статистически значимые результаты были получены только в 36 процентах работ, при этом уровень значимости был в среднем в два раза ниже, чем декларируемый в статьях.

Проект по проверке воспроизводимости результатов психологических работ начался в ноябре 2011 года на фоне нескольких отчетов о мошенничествах, натяжках и ошибках в области статистического анализа в статьях по психологии. Независимая группа отобрала 100 статей, опубликованных в ведущих специализированных журналах. Их тематика затрагивала разные отрасли психологического знания – от реакций детей и взрослых на страх, до сравнительного изучения разных методов обучения арифметике.

Затем исследователи попытались воспроизвести описанные исследования. В апреле 2015 года группа опубликовала предварительные результаты. Проводившие повторные работы ученые должны были оценить по ряду критериев – удалось или не удалось им воспроизвести то или иное исследование. Суммировав оценки, группа присуждала каждой работе один из семи рангов – от высшего («практически идентичная») до низшего («какое-либо сходство отсутствует»). В итоге 15 работ воспроизвести не удалось вообще, а всего нереплицируемыми были признаны результаты 61 статьи.

Опубликованный сегодня полный отчет выявил еще более печальную картину: вопреки заявленным в 97 процентах работ статистически значимым результатам, при воспроизведении они были повторены только в чуть больше трети случаев, а средняя оценка значимости эффекта снизилась почти вдвое.

В то же время ряд ученых выдвинул предположение, что невоспроизводимыми могут быть до 80 процентов всех исследований в области психологии, так как команда Нозека отбирала статьи только из наиболее уважаемых и рецензируемых журналов.

Результаты первого этапа исследований воспроизводимости 100 психологических работ.

Инфографика: Reproducibility Project: Psychology

Воспроизводимость результатов исследования считается одним из важнейших критериев научности знания (наряду с критерием фальсифицируемости Карла Поппера). В общем случае ее можно определить как близость результатов повторных экспериментов, при условии, что все их условия были повторены (метод, дизайн исследования, средства, инструменты, алгоритм, выборка испытуемых и прочее).  Для обеспечения возможности повторения экспериментов в научных статьях считается обязательным привести их подробные, детальные описания. Результат считается достоверным и надежным, если несколько разных независимых групп ученых смогли повторить эксперимент и получить близкие результаты. В настоящий момент идет отдельная дискуссия о воспроизводимости в социальных и гуманитарных науках, а также такой пограничной области знаний как психология. Считается, что необходимо развести понятия репликация (воспроизводимость исследования так как она описана выше) и воспроизводимость для социальных наук. В этом случае к работе прилагается набор данных, с которым работал исследователь и описания способа их обработки (включая, например, программный код и алгоритмы). Если другой ученый, используя те же данные и тот же способ их обработки, получил сходные результаты – значит работа должна считаться воспроизводимой.

Даниил Кузнецов

nplus1.ru

Процесс или результат? — Психологическая консультация «Зеркало Души»

Результат

Нередко мужчины и женщины старше тридцати вдруг ловят себя на мысли: «Ставишь перед собой цели, карабкаешься, стремишься, добиваешься, и вот, у тебя есть практически все, о чем только можно было мечтать… Но отчего-то пусто. И нерадостно».

Часто думают, что достижения в области социальной (карьерной, финансовой) часто противоречат достижениям в области личной, семейной. Может, и так, особенно для женщин, но самым интересным было бы рассмотреть вариант, где, на первый взгляд, есть все — и карьера, и муж, и дети, и достаток. А все равно пусто и неопределенно в душе.

Когда я спрашивал у таких людей, что они думают о прошедшем отрезке времени, в течении которого они добивались поставленных целей, то они редко вообще что-то вспоминают. Точнее, память хранит формальную цепочку событий, человек утешает себя, что многое сделано, мысленно поздравляет себя с достигнутым, но сами по себе воспоминания «не греют». И в этом кроется суть проблемы — жизнь была не прожита, а пробегана, пережита в спешке и суете, во многом себе было отказано, на многом поставлен крест. А от достижений так и нет удовольствия. И даже дети и семья быстро превращаются в рутину — еще бы, человек «достиг» свадьбы, произвел на свет ребенка, но дальнейшая жизнь-то состоит из процесса! А ему уже «скучно жить», ему нужны новые цели, новые «завоевания».

Условно назовем одну категорию людей процессуалами, а другую — результативщиками. Формируются они по-разному. Психология результативщика зарождается в постоянных требованиях со стороны социума, родителей, близких: ты должен достичь того-то и того-то, а иначе тебя будут считать неудачником. Результативщик не умеет довольствоваться тем, что есть, он вечно недоволен собой, своим уровнем жизни, он постоянно сравнивает себя с другими (как, скорее всего, сравнивали его родители). И потому всегда находится кто-то или что-то, что не позволяет ему спокойно жить, заставляя ставить все более высокие цели и рваться к ним со всей силой.

Уязвимость этой позиции в том, что у такого человека не всегда хватает времени и желания обдумать: а его ли это цели? И действительно ли ему нужно иметь то, к чему он так упорно стремится? Ведь потребности у всех действительно разные.

И не успев подумать о том, нужно ли конкретно ему означенное богатство или статус или даже семья, результативщик оказывается заложником идей, которые могут на самом деле противоречить его подсознательным стремлениям. Ведь у любого человека в подсознании есть какой-то уголок истинных желаний, если угодно — его миссии в этом мире. Но задумываться об этом тоже нет времени.

Лилиана, успешная бизнес-леди. Муж ее — солидный делец, она — владелица сети салонов красоты. Оба они стремились к достатку, спешили «взять свое», что включало в себя и деньги, и создание семьи, и рождение ребенка. И вдруг в тридцать с лишним лет Лилиана понимает, что совсем не знает свою дочь-подростка, которая «почему-то» начала употреблять наркотики! И «почему-то» совсем не понимает, отчего муж стал к ней равнодушен. Она может легко перечислить все, чего она добилась, но толком не может ответить на вопрос, какие вкусы у мужа, какой он на самом деле, о чем он мечтает, равно как и она для него — несколько абстрактная женщина. И на день рождения он дарит ей все те же розы, хотя она их не любит. Их альбом полон фото из экзотических стран, но когда я прошу описать какой-то романтический миг, миг настоящего единства — она вдруг начинает плакать. Потому что память молчит. И не спасает ни двухэтажная квартира в Сокольниках, ни три норковые шубы, ни даже свое дело — ведь и оно выбрано не по душе. А потому что «престижно, выгодно, стабильно».

Беда всех результативщиков — скука, усталость от того, что их окружает, постоянная тяга к смене партнеров (ведь тот/та уже завоеваны, надо еще!) и установка, что внешний мир должен постоянно давать им стимулы — новые «приманки», развлечения, встряски.

Когда-то Милан Кундера писал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. Это означает то, что чем быстрее мы идем по жизни, тем меньше мы помним и тем беднее наш внутренний мир, меж тем как человек, желающий по-настоящему наполнить его, невольно замедляет шаги, смакуя каждый шаг, каждое воспоминание или душевное движение, каждый свой вздох.

Процесс

Процессуал же вырастает из интереса к собственному «я». Для него принцип «познай себя» — не пустой звук. Помимо интереса к себе у него есть и не меньший интерес к миру. Он не торопится, а потому познает все куда глубже, чем его оппонент. Именно процессуал может годами наслаждаться одним партнером и ему не знакомо слово «скука», именно он может, посидев пару часов на диване, придумать гениальное решение в области бизнеса и назавтра проснуться богатым. Это он — «баловень судьбы», которому везет, хотя на самом деле секрет прост: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» — отвечает профессор Преображенский на вопрос Борменталя. И ведь не скажешь, что герой Булгакова ничего не достиг в жизни! Просто в силу отсутствия спешки процессуал успевает выделить главное и правильно использовать как свои способности, так и возможности мира. Философия процессуала сконцентрирована вокруг того, что каждым мигом жизни стоит насладиться, ведь следующего может и не быть.

Максим — ныне востребованный дизайнер. Поначалу путь его был непрост: он долго искал себя, отказывался работать там, где ему не нравилось, довольствовался малым. Однако, с душой делая ту работу, в которую был фактически влюблен, через какое-то время смог заявить о себе. И стал вкладывать деньги в рекламу своих идей и решений. Еще через пару лет нашелся партнер, готовый вложить деньги в общий бизнес. Дело пошло нормально, образовался достаток. Удалось купить жилье, обзавестись машиной. А через какое-то время встретилась и «женщина мечты». Что интересно — Максим ведет довольно замкнутый образ жизни, часами просиживает за рисунками, выстраивает компьютерные решения для них. Много занимается домом, недавно родившимся ребенком. И никуда не торопится. На него приятно смотреть — он счастлив.

Гонку за результатом, который не был должным образом осмыслен, можно уподобить невротическому реагированию: люди словно убегают от себя, прячутся за достижениями, как будто желая сказать «посмотрите на меня, у вас не может быть ко мне претензий, я вас всех обставил, у меня все есть, уважайте меня!» И звучит это как крик о помощи.

Потому что за этим часто стоит страх — страх пустоты внутри, страх недооценки окружающих, и выходит, что такой человек редко уверен в себе — иначе он жил бы так, как хочет. И ему было бы все равно, что думают окружающие. Но если нет внутреннего знания себя, нет чувства внутренней правоты — то заслонить себя от правды можно лишь гонкой за результатами. Где главное — не остаться наедине с самим собой.

автор статьи: психолог Антон Несвитский

zerkalodushi.org

Расставим приоритеты: процесс или результат?: Psychology OnLine.Net

Расставим приоритеты: процесс или результат?
Добавлено do-trainings
28.06.2010 (Правка 29.06.2010)

Задача руководителя — добиваться от подчиненных конкретных результатов в конкретные сроки. Есть руководители, которые во главу угла поставили Его Величество Результат, которые не беспокоятся о процессе, требуя от подчиненных лишь четкого выполнения сроков завершения проекта. Которые измеряют эффективность своей управленческой деятельности бесконечной чередой результатов. Для которых основной показатель дееспособности и вменяемости подчиненного — это четкое достижение результата. Остальных можно отнести к категории «балласт» и терпеть их присутствие за неимением других, или не терпеть.

Но что такое жизнь? Это процесс с известным нам всем результатом. Жизнь — это не только результат. Это еще и процесс. Процесс вынашивания и рождения, в результате чего на свет появляется маленький человек. Процесс роста и взросления, в результате чего свет может увидеть человек большой. Процесс написания статьи, книги в результате читатели узнают что-то новое. Процесс создания кулинарного шедевра или семейного ужина. Процесс строительства дома, семьи, отношений, процесс личностного развития…

Возможна ли эффективная работа сотрудника, подразделения и всей компании, если они ориентированы исключительно на результат, а упоминание о процессе становится неприличным?

Для достижения результатов активно предлагаются разные приемы и способы мотивирования сотрудников. Эти приемы описаны отечественными и зарубежными исследователями во множестве книг, активно предлагаются тренинги и семинары, посвященные вопросам повышения эффективности деятельности сотрудников и их удержания в компании. Участники старательно выявляют под зорким оком тренера способы поднятия боевого духа своих подчиненных. Но после нескольких попыток в реальной ситуации все замирает и возвращается на свои места. Почему?

В жизни человека работа — далеко не единственный способ приложения своих сил. Есть семья, друзья. Есть увлечение, интересы. Есть внутренний мир человека, его индивидуальность, его физическое состояние. И все требует внимания. Иначе — ущербность, однобокость.

Человеческая жизнь многомерна, но все-таки в ней можно выделить три уровня:

  1. Уровень выживания, когда все силы человека брошены на сохранение жизни.
  2. Уровень стабильности, когда человек сохраняет и приумножает достигнутое.
  3. Уровень творческого преобразования, когда жизнь направлена на изменение окружения к лучшему.

Если основная задача компании в области управления персоналом — «выжимать соки» из сотрудников, добиваясь больше результатов в единицу времени, забирая его ресурсы из других сфер его жизнедеятельности (переработки, работа в выходные, сокращение отпуска и пр), повышая тем самым эффективность компании, то создается ситуация выживания. Работа обеспечивает человека минимальной суммой для поддержания своей жизнеспособности и семьи. Соответственно, пока другого источника обеспечения жизни нет, то человек будет работать, давать результаты. Он может работать лучше или хуже в зависимости от умений, личностного потенциала, уровня ответственности. Но есть предел, когда перестают работать известные приемы мотивации, карты мотиваторов сотрудника и подобранные к ним приемы. Человек, сохраняя себя, свое жизненное пространство, будет препятствовать завинчиванию гаек, действию корпоративной центрифуги. Это не зависит от уровня заработной платы наемного сотрудника.

Как измерить в денежном эквиваленте здоровье, которое человек оставил на работе, время общения с детьми и его значимость для их жизни, общение с близкими, упущенные возможности своего развития?

В этом случае мне видится неправомерным вопрос: «Почему известные приемы мотивации не работают?». И кощунственным звучит вопрос: «Как зажечь огонь в глазах сотрудников?» Как могут гореть глаза, когда основная цель — выжить, удержаться на рабочем месте? Как в известном анекдоте: «Ну что, буренки, выбирайте: или мясо или молоко». На уровне выживания — главная задача выжить, а не быть эффективным, и не стоит ждать от него инициатив и творческих идей по повышению эффективности работы. Противоестественно для человека участвовать в процессе его же истязания. Правила игры в «соковыжималку» принимают люди, которые не могут найти другого варианта, которые приспособились, смогли найти тонкий баланс между требованиями работы и своей жизнью. Но они будут работать на минимуме своих возможностей, допускающими их присутствие на работе, с холодным сердцем и потухшим взором, яростно защищая свое место под скудным корпоративным солнцем. И никакие приемы мотивирующего управления не исправят ситуации, не заставят работать результативнее, работать в компании долго. Профессиональная жизнь сотрудников — это не только результат, но и процесс. В данном случае процесс выживания.

На уровне стабильности компания оставляет человеку время и силы на жизнь. У человека есть ресурсы наращивать свой потенциал, повышая тем самым эффективность своей деятельности и эффективность компании. Возможность гармонизировать свою жизнь дает импульс к эффективной работе. Здесь уже можно смело говорить о гигиенических и мотивирующих факторах. Они становятся значимыми для сотрудников. Да и использование различных мотивационных приемов будет только окрашивать работу разными красками, наполнять ее новым вкусом. На этом уровне можно говорить, что важным инструментом руководителя выступает мотивирующее управление. Но в нем много процессных элементов: организация рабочей среды, построение эффективных взаимоотношений, обучение и развитие, привлечение к решению задач. При грамотной организации работы становится неактуальной задача удержания сотрудников. Компания воспринимается как гарант стабильности. Ситуация становится более естественной — организуя процесс, приходят к результату.

Творческая реализация возможна при полном совпадении индивидуальных целей сотрудника, целей компании и потенциала сотрудника. Либо самостоятельная работа над задачей в условиях свободной деятельности. Тогда мотивирует человека сама задача. Сам процесс выполнения работы приносит удовольствие, является мотиватором. Человек мотивирует сам себя. Роль руководителя — не мотивировать, а вовремя обозначать задачи или создавать условия для их самостоятельной постановки сотрудником. Выполнение профессиональных функций превращается в процесс, процесс творения, создания нового, побочным явлением которого выступает результат — долгожданный для исполнителя итог его творческой работы.

Итак, политика «отжима», ориентированная исключительно на результат, встречает сопротивление, которое тем сильнее, чем сильнее воздействие. Как в физике, сила противодействия увеличивается прямо пропорционально силе воздействия. Все благие помыслы о мотивации разбиваются о глухую стену самосохранения сотрудников.

Мотивирующие воздействия будут иметь эффект тогда, когда достигнут баланс между тем, что привносит сотрудник в компанию, и тем, что дает ему компания взамен, то есть обеспечивает процесс достижения результата.

Есть ситуации, когда мотивация излишняя, когда сам процесс доставляет удовольствие исполнителю и выступает мотиватором деятельности, которая завершается ожидаемым результатом.

В жизни сотрудник не только элемент увеличения прибыли компании, не только инструмент достижения результата. Мы все являемся людьми, а именно — теми, кто ищет себя, кто дает жизнь другим, кто дает надежду, кто растет сам и помогает другим. И те условия и возможности быть человеком, которые предоставляет нам компания, будут определять тот вклад в ее работу, который мы можем себе позволить.

С наилучшими пожеланиями,
Ирина Куракина
«ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»
«Бери & Веди»

www.psychology-online.net

Анализ различий психологических показателей в дипломной, курсовой и магистерской по психологии

Очень часто познание – это выявление различий. «Все познается в сравнении». Человек познает себя, сравнивая с другими. Мы смиряемся с собственной судьбой, видя людей в более тяжелых условиях. Психология, стремясь к выявлению закономерностей жизни человека и групп, анализирует различия.

Многие психологические исследования направлены на сравнительный анализ выраженности психологических параметров в разных группах. Выявляемые различия дают важную информацию об особенностях этих групп. Например, данные о психологических различиях восприятия между мужчинами и женщинами используются в маркетинге для дифференцирования рекламных компаний товаров для женской и мужской аудитории. Знание различий ценностных ориентаций сотрудников организации разных возрастов позволяет повысить эффективность их материального и нематериального стимулирования.

Признаками того, что в курсовой или дипломной работе будет проводиться анализ различий, является присутствие в теме  следующих слов: «Особенности…», «Различия…», «Сравнительный анализ…».

Выявление различий выраженности психологических показателей в группах – это статистическая процедура, так как имеет место обработка массива данных. Существуют различные статистические методы выявления различий.

При обработке результатов эмпирического исследований в курсовых, дипломных и магистерских диссертациях по психологии используются следующие статистические критерии:

У каждого из этих критериев есть своя сфера применимости, свои ограничения. Их важность знать для правильного проведения статистических расчётов.

 

Параметрические и непараметрические статистические критерии

Статистические критерии делятся на параметрические и непараметрические.

Параметрические критерии предъявляют более строгие требования к эмпирическим данным (результатам тестирования), но и их точность по выявлению различий выше.

Непараметрические статистические критерии не так чувствительны к исходным данным, но и точность их ниже.

U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона являются непараметрическими. t-критерий Стъюдента – параметрический статистический критерий.

 

Связные и несвязные выборки

Различение связных и несвязны выборок важно, так как некоторые статистические критерии рассчитываются в этих случаях по-разному.

Связными считаются выборки, в которых находятся одни и те же испытуемые, но в разных условиях. Например, одна и та же группа студентов до тренинга личностного роста и после него в статистических расчетах будет рассматриваться как две связные (зависимые) выборки.

Несвязные выборки – это любые различные группы испытуемых. Например, при исследовании мотивации достижения у сотрудников организации разного пола группы мужчин и женщин будут считаться несвязными (независимыми) выборками.

U-критерий Манна-Уитни применяется для выявления различий выраженности психологических показателей только в несвязных выборках.

Т-критерий Вилкоксона используется для анализа различий только в связных выборках.

t-критерий Стъюдента позволяет выявлять различия средних значений как в связных, так и в несвязных выборках испытуемых.

 

Нужно ли знать формулы расчёта статистических критериев выявления различий между психологическими параметрами

Знание формул расчёта статистических критериев помогает лучше понять их смысл и сферу применимости. В то же время для психологов знание этих формул, с моей точки зрения, не обязательно.

В подавляющем большинство ВУЗов допускается использование для расчёта статистически значимых различий между психологическими показателями специальных компьютерных программ.

 

Почему нельзя просто сравнить средние значения в группах, а нужны еще статистические критерии?

Начнем с примера. Пусть в группе российских и монгольских мужчин измерили с помощью тестов два показателя: уровень удовлетворенности браком и уровень интеллекта.

№ испытуемого

1-русские; 2-монголы

Уровень удовлетворённости браком

Уровень интеллекта

1

1

1

10

2

1

32

20

3

1

26

9

4

1

23

40

5

1

5

50

6

1

6

9

7

1

7

9

8

1

45

80

9

1

9

90

10

1

54

100

11

2

10

10

12

2

20

9

13

2

11

8

14

2

18

7

15

2

14

50

16

2

12

5

17

2

70

4

18

2

36

36

19

2

12

2

20

2

34

1

Найдем средние значения УБ и интеллекта в группах российских и монгольских мужчин (напоминаю, среднее находим так: складываем все показатели по какому-либо параметру в группе и делим на число человек в группе).

Среднее

Уровень удовлетворённости браком

Уровень интеллекта

русские

20,8

41,7

монголы

23,7

13,2

Казалось бы, очевидно, что удовлетворенность браком выше у монгольских мужчин, а интеллект выше у российских. Однако средние показатели – это статистические показатели, с ними не все так просто, их нельзя сравнивать просто так, как обычные числа.

Чем статистические показатели отличаются от обычных чисел?

Рассмотрим еще один пример. Пусть выявлены показатели самооценки собственной красоты мальчиками и девочками по 10-бальной шкале.

 № испытуемого

Мальчики

Девочки

1

4

1

2

6

9

3

4

1

4

6

9

5

4

1

6

6

9

7

4

1

8

6

9

Среднее значение

5

5

Как видно из таблицы средние показатели в группах мальчиков и девочек одинаковые. Но, внимательно присмотревшись к данным, мы видим, что характер данных в этих группах различен.

У мальчиков разброс данных около среднего (5) невелик, то есть мальчики считают себя не очень красивыми (6), но и не очень некрасивыми (4).

А вот у девочек разброс данных около среднего (5) очень велик. Часть девочек оценивает себя «1», то есть «Я — уродина!!!», другие «Я – красавица!!!» (9).

Вот почему нельзя только на основании средних значений делать вывод о том, есть различия выраженности показателей в группах или нет. Важен еще разброс данных (его отражает еще один статистический параметр — стандартное отклонение).

Таким образом, отличие средних значений от обычных чисел и определяет, что для их сравнения проводят еще дополнительные процедуры. Эти статистические процедуры позволяют сделать вывод о том, являются ли различия статистически значимыми или нет.

Вернемся к русским и монгольским мужьям. Ниже в таблице приводится расчет U-критерия Манна-Уитни для сравнения выраженности УБ и интеллекта в группах русских и монгольских мужчин.

Результаты расчета статистически достоверных различий удовлетворенности браком и уровня интеллекта в группах российских и монгольских мужчин

 

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень значимости (p)

 

русские

монголы

Уровень удовлетворённости браком

20,8

23,7

39

0,406

Уровень интеллекта

41,7

13,2

16,5

0,011*

* — различия статистически достоверны (р≤0,05)

Здесь, как и в случае корреляций «р» — уровень значимости означает вероятность ошибки. И этот же показатель позволяет определить, есть различия или их нет. Если р меньше или равен 0,05, то различия статистически значимы. Если больше – то незначимы.

То есть, мы видим, что среднее значение УБ у монголов выше, чем у русских, но статистический анализ показал, что на самом деле таких различий нет.

Описание результатов под таблицей может быть таким:

«Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что не выявлено статистически достоверных различий в уровне удовлетворенности браком в группах российских и монгольских мужчин.

В то же время статистический анализ показал, что уровень интеллекта у русских мужчин достоверно выше, чем у монгольских».

Как и в случае любых других психологических данных, вслед за описанием результатов хорошо бы привести их интерпретацию. Например, такую:

«С нашей точки зрения, более высокий уровень интеллекта у российских мужчин объясняется характером жизни, в частности распределением мужского населения России преимущественно в городах, где выше доступность образования, интернета и пр. Чего, как правило, лишены монгольские мужчины, пасущие стада на просторах Внутренней Монголии.

В то же время, выявленное нами отсутствие различий в уровне удовлетворенности браком, показывает, что ни компьютер, ни стада овец не являются решающими факторами удовлетворенности мужчины браком.»


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

dip-psi.ru

Психологическая оценка (psychological assessment) — это… Что такое Психологическая оценка (psychological assessment)?

Цель П. о. — оценить индивидуума в отношении специфической проблемы или проблем. Последние могут включать вопросы психич. здоровья, интеллектуального функционирования, недостаточной обучаемости и школьных проблем, специальных способностей, функционирования личности, поведенческой, эмоциональной и соц. сфер. Специалист в области оценки разрабатывает гипотезы, опираясь на информ. о прошлом, текущем и прогнозируемом будущем поведении в конкретных ситуациях. Психологи используют документальные материалы, проективные методики, объективные методы и материалы интервью и структурируют эту информ. в виде отчета.

Роль П. о. возросла в ходе Первой мировой войны. Психологи взяли на себя ответственность оценить интеллектуальное функционирование огромного количества новобранцев. С этой целью использовались диагностические процедуры и наиболее передовые на то время статистические методы.

В ходе Второй мировой войны вооруженные силы нуждались в дополнительных методах оценки применительно к решению практ. задач. Последние включали отбор кандидатов в пилоты и офицеры. Ряд методов оценки был разработай для Бюро стратегических служб с целью отбора агентов, способных осуществлять разведывательную деятельность. Психологам было поручено разработать и усовершенствовать дополнительные методы П. о. в этих и др. областях. Параллельно совершенствовались статистические подходы к анализу и объяснению данных.

Развитие области П.о. продолжилось после окончания Второй мировой войны. Совершенствовались прежние и разрабатывались новые шкалы интеллекта. В оценивании интеллектуального функционирования представителей групп меньшинств стал доминировать культурно-свободный подход.

Следующим этапом развития стал подход «поведенческой оценки» (behavioral assessment). При этом подходе основным материалом для оценки и прогнозирования поведения является наблюдаемое моторное и вербальное поведение индивидуума.

Существует два основных типа интервью. В структурированных интервью конкретные вопросы задаются для получения конкретной информ. Эти интервью отличаются тщательной разработкой порядка предъявления таких вопросов. Чтобы убедиться в релевантности и однозначности трактовки ответов респондентов, интервьюер использует дополнительные проверочные вопросы. В интервью с открытой формой вопросов интервьюер предлагает интервьюируемому побеседовать о чем-либо. Эта беседа может касаться любой темы и носить поначалу довольно общий характер. Интервьюер использует либо воспроизводимый по памяти, либо письменный контрольный список вопросов или областей, к-рые должны быть охвачены в ходе беседы. Если к.-л. области пропускаются интервьюируемым, интервьюер задает по ним более прямые вопросы или переводит ход беседы в русло обсуждения этой специфической области.

Важной переменной оценочного процесса яв-ся использование психол. тестов. Некоторые из них считаются «объективными». Такие тесты часто называют методами «карандаша-и-бумаги». Обследуемого чел. просят ответить на специфические вопросы и затем эти ответы оцениваются. Они сравниваются с ответами известных групп людей. Другой группой методов оценки яв-ся проективные методики.

Еще одной областью использования П.о. яв-ся органические мозговые синдромы. Психолога часто просят определить наличие мозговых дисфункций и, если такие дисфункции имеют место, влияют ли они на интеллект и/или личность и в какой степени.

Гештальт-тест Бендер измеряет способность индивидуума к воспроизведению определенных геометрических изображений либо путем их непосредственного копирования, либо по памяти. Этот тест часто используется при оценке органических мозговых дисфункций.

Многие оценочные процедуры предназначены как для индивидуального, так и для группового проведения. Проблемы при использовании групповых процедур возникают, когда нормы и стандарты, разработанные для одной группы, применяются к группе с отличным жизненным опытом или иными возможностями в получении образования. Методы групповой оценки наиболее эффективны при использовании с целью получения обобщенных грубых оценок, за к-рыми затем может следовать более индивидуализированная оценка.

Люди, попадающие в условия новой культуры, существенно отличающейся от их родной культурной среды, часто демонстрируют отставание в ответах, касающихся сведений или знаний, необходимых в новой жизненной среде. По этой причине они могут квалифицироваться как лица со сниженным интеллектом или с эмоциональными нарушениями. Однако их заниженные результаты часто связаны не с недостаточной интеллектуальной способностью и зрелостью личности, а с недостатком информ. и опыта. В конце 1970-х, ряд штатов ввел ограничения на использование процедур оценки интеллекта у групп меньшинств.

Исслед. и опыт 1970-х и 1980-х гг. показали, что формы поведения, на к-рые опирается поведенческая оценка, часто подвержены влиянию факторов, недоступных прямому наблюдению. В частности, мотивация к специфическим формам поведения не всегда поддается прямому наблюдению. В понимании текущего, как и в прогнозировании будущего поведения, также важно применять ист. подход. Поэтому оценка интеллекта, специальных способностей и специфических областей функционирования продолжает опираться в значительной степени на результаты соответствующих специфических тестов.

См. также Гештальт-тест Бендер, Клиническая оценка, Руководство по диагностике и статистической классификации психических расстройств, Меры интеллекта, Оценка личности, Проективные методики, Опросники, Методика Роршаха, Инвентарь интересов Стронга—Кэмпбелла, Надежность диагнозов, Тестирование и законодательство, Тематический апперцептивный тест

Б. Фэбрикант

.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *