Гуманистическая психотерапия К. Роджерса, Психотерапия – Гештальт Клуб
Гуманистическая психотерапия К. Роджерса
— Автор статьи: Татьяна Иванова
Гуманистический подход к психотерапии К. Роджерса сформировался на базе критики поведенческого подхода, который казался Роджерсу слишком формальным, директивным и объективирующим клиента. Вместо того, чтобы рассматривать человека как разумное животное, которое вынуждено обуздывать свои инстинкты, чтобы не причинять вред другим людям, К. Роджерс предложил такой подход, который позволил бы вернуть глубинную веру в позитивную и созидательную природу человека. Для него человек — не набор инстинктов, стимулов и реакций, а творческое существо, которое нуждается в любви и принятии для исцеления и здоровой социализации.Работая с людьми с нарушениями поведения и адаптации, он отмечал, что только принимающий подход позволяет им вернуть доверие к себе и способность действовать, исходя из конструктивных мотиваций. Так, например, за агрессией он обнаруживал глубоко скрытую за ней боль. За антисоциальным поведением — нехватку любви и принятия.
В своём подходе К. Роджерс исходил из того, что клиент является лучшим экспертом в области собственной жизни, а задача терапевта — слушать и внимать, сохраняя контакт со своими чувствами и возвращая этот контакт клиенту. В этом подходе именно уникальный терапевтический контакт между психологом и клиентом является исцеляющим, поскольку в нём клиент получает тот опыт здоровых, открытых и зрелых отношений, который недополучил в жизни. Чтобы создать возможность для переживания такого опыта, терапевту нужно быть конгруэнтным, т.е. целостным. Свободно и искренне вносить свои чувства в терапевтическое пространство. Не обманывать клиента. Не закрываться от подлинного контакта интерпретациями или конструктом «переноса», а быть непосредственно и быть настоящим.
Такая терапевтическая роль предполагает высокую степень ответственности и зрелости самого терапевта, ведь, чтобы создать здоровые и зрелые терапевтические отношения, психолог должен быть в достаточной мере устойчивым и внимательным как к самому себе, так и к другому.
Избавление от интерпретаций в гуманистическом подходе позволяет психологу не быть директивным. Исходить из реальности, слушать клиента, не навязывать свою позицию, не давить, не принуждать и не уходить от контакта. Избавление от понятия переноса помогает не патологизировать клиента и не превращать терапевтические отношения в искусственные. Оба приёма позволяют достичь большей близости, естественности и спонтанности в терапевтическом пространстве.
Сложность применения такого подхода состоит в том, что открытое пространство неизбежно должно быть чем-то заполнено. И, если нет техник, готовых интерпретаций и работы с переносом, в терапевтическом контакте открывается широкое поле для свободы и творчества. Без готовой структуры терапевтический процесс каждый раз становится иным, ведь любовь и принятие, несмотря на универсальность этих чувств, в каждом индивидуальном случае будут выражаться по-разному. А, значит, успех такой терапии во многом будет зависеть от опыта и интуиции терапевта, от умения установить уникальный контакт, в котором клиент почувствует, что его любят и принимают таким, какой он есть, вне зависимости от чувств, которые он сейчас выражает.
Предельная безоценочность Роджерса выглядит как терапевтический идеал, доступный далеко не каждому специалисту. Ведь быть по-настоящему безоценочным и подавлять в себе автоматически и по привычке возникающие оценки — это разные вещи. А, чтобы прийти к подлинной безоценочности, терапевту необходимо быть очень проработанной личностью, из чего следуют закономерные ограничения в применимости этого подхода. Далеко не все начинающие терапевты могут за короткие сроки вырасти до уровня такого принятия.
Несмотря на практические трудности применения этого подхода, связанные с отсутствием конкретных техник, методов принятия и демонстрации этого принятия клиенту, гуманистический подход задаёт ценностную планку, к которой, на мой взгляд, стоит стремиться каждому практикующему психологу. Этот идеал состоит в том, чтобы быть любящим и принимающим, целостным и конструктивно действующим в согласии с собой, эмоционально отзывчивым, эмпатичным и чувствительным.
Но всё же без конкретных техник и методов трудно найти форму выражения такого принятия. А, значит, в большинстве случаев одного гуманистического подхода недостаточно — необходимо ещё что-то, что позволило бы структурировать терапевтическое пространство и опыт клиента. Например, гипотетические, но не универсальные для всех концепты, терапевтические вопросы, упражнения и гибкие техники, направляющие процесс самопознания, но не ограничивающие его слишком жёсткими рамками.
В этом смысле, гуманистический подход вряд ли сильно противоречит поведенческому, ведь в некоторых случаях у клиента может быть запрос на анализ деструктивных убеждений, изменение привычек или формирование новых навыков. Но суть гуманистического подхода не в том, чтобы не откликаться на такие запросы, а в том особом отношении, которое в идеале должно пронизывать весь терапевтический процесс, чтобы он был эффективным. Ведь трудно по-настоящему помочь чужому и безразличному человеку, который воспринимается психологом лишь в качестве объекта. Чтобы исцеление могло свершиться, необходим контакт и обмен, а, значит, из этого процесса невозможно изъять глубинную личностную вовлечённость психолога, которая по умолчанию подразумевает доверие клиенту, уважение к его «нет», готовность быть рядом и оказывать поддержку на пути самопознания.
И тогда любому психологу, в любом подходе иногда полезно обратиться к трудам Роджерса и задать себе проверочные вопросы: «Насколько сейчас я слышу и готов слышать своего клиента? Не слишком ли я настойчив в интерпретациях? Не пытаюсь ли я заполнить ими нехватку контакта? Насколько моя интерпретация сейчас вдохновляет клиента к самопознанию? Не заслоняет ли она его от меня и от него самого?». Согласно логике Роджерса, интерпретации могут быть опасны тем, что они ограничивают свободу как терапевта, так и клиента. Обретаемый с их помощью терапевтический эффект носит временный характер, когда их автором не является сам клиент. Поэтому для долгосрочного эффекта было бы полезнее принять неопределённость и научиться быть в ней до тех пор, пока клиент самостоятельно не созреет для большего самораскрытия и не породит лучшее для себя решение из глубин самого себя.
Теги: психотерапияличная психотерапияличная психотерапия, психология, инсайт, обратная связьнедирективная психотерапияотношения, психотерапия, контактпринятие, психотерапия, гештальт-терапияпсихотерапия отношенияпсихотерапия, психология, отношенияпсихотерапия,клиентценность, самооценка, психотерапия#психотерапиядолгосрочная психотерапиякак работает психотерапия#психология #психотерапия #заметкипсихотерапевта заметки психотерапевтапсихотерапия, заметки психотерапевтагуманистическая психологиякарл роджерслюбовьлюбовь к себелюбовь к себе, любить себя, осознанностьлюбовь, зрелая любовь любовь, принятие, отношенияОтношения, любовь, довериеотношения, любовь, принятие#стыд,принятие,самость личная сила,уверенность,свобода ,гештальт-терапия ,гештальт,задачи гештальт-терапии,любовь к себе, принятие себявнутренний ребенок, принятие себя, полюбить себя, осознанность отношения, самооценка, принятие, счастьепринятие себясамопринятиепсихологическая поддержкасамоподдержка помощьсамопомощь#психолог #клиент #психологическая помощь #психологическое консультирование #опыт терапиигештальт терапия, клиент-терапевтические отношения,трудности терапии клиент, волшебство, личная психотерапия, душа, психолог, расстановки, исцеление, личностный рост, судьба, прездназначениеКлиентыклиент-центрированная терапияклиент-терапевтические отношенияклиент история клиента, помочь себе, личная психотерапия, перемены в жизни, отношенияпсихолог, клиентпсихотерапия,баланс,поддержка,фрустрация,интервенции,клиент-терапевтические отношения,частная практика,опыт,взаимоотношенияфигура клиентаработа с клиентомздоровые отношениязрелостьВнутренняя зрелость.
Нравится: 0
0 463 0ПожаловатьсяВаше сообщение
Гуманистическая психология Карла Роджера
Ключи к исцелению
находятся у клиента, терапевт
должен обладать определенными
личными качествами, чтобы оказать
клиенту помощь в том, как
научиться использовать эти
Термин «клиентоцентрированная психотерапия» избран Роджерсом не случайно. Он определяет тот самый подход как «терапию, ориентированную на человека» и подразумевает, что:
Центром психотерапевтического процесса является человек как неделимое целое, во всем многообразии его личного опыта.
Каждый человек обладает внутренним ресурсом и стремлением изменять себя и свою жизнь к лучшему
Доступ к этому ресурсу может быть ограничен или заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта
В общении, наполненном уважением, доверием и пониманием человек обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, становится более открытым и осознанными и личностно растет.
Как работает клиентоцентрированная
психотерапия?
В психотерапии условиями
построения таких отношений
Испытывая на себе подобное отношение терапевта, клиент убеждается, что его мир и переживания (как бы они ни оценивались самим клиентом) постоянно воспринимаются психотерапевтом как безусловно ценные и значимые.
Такое отношение укрепляет доверие, чувство самоценности клиента и создает безопасные условия для его дальнейшего продвижения в самопознании.
С точки зрения
Человек с точки зрения клиентоцентрированного психотерапевта:
внутренне конструктивен, созидателен, и потому не только стремится, но и реально способен находить для себя позитивные способы существования в мире;
сложен и многогранен и поэтому не сводим к каким-либо определенным атрибутам или наборам свойств. Невозможно сильно и полно понять человека, если все внимательность сконцентрировано только на части его личности, опыта, жизни. Невозможно понять настоящее через анализ прошлого. Невозможно постигнуть уникальность данной личности, если смотреть на него через призму типологических характеристик «усредненного человека». В восприятии психотерапевта должно найтись место для каждого нюанса личности клиента, его актуального опыта и жизни в целом;
находится в становлении, постоянном развитии и движении. Человек не статичен, он не есть нечто законченное, застывшее, раз и навсегда определенное. В каждый момент времени у нас есть свобода изменять себя и свою жизнь, избирая направления движения в сторону большей целостности, большей внутренней гармонии. Эти слова утверждают не только творческие ресурсы человека изменять и направлять собственную жизнь, но и его ответственность перед самим собой за то, что он делает со своей жизнью. Поэтому терапевт воспринимает своего клиента как равного себе, то есть как ответственного за свою жизнь и способного определять для себя пути наилучшего развития.
В чем помогает
Следовать своим внутренним ресурсам и опираться на свои собственные силы;
уменьшать и избавляться от страхов;
находить выход из жизненных кризисов и ситуаций, сопровождающихся отчаянием;
находить баланс и способы
саморегуляции в ситуациях повышенного
стресса, чрезмерных требований, напряжения
и нагрузки;
найти выход из депрессивного состояния;
избавиться от психосоматических недугов;
обрести стабильное чувство самоценности и самоуважения;
научиться лучше понимать себя, осознавать свои переживания и аутентично проявлять их к другим людям;
не бояться быть открытым в общении с другими людьми;
не заходить в отношения зависимости;
уметь строить открытые и искренние отношения и научиться их поддерживать и сохранять.
И ещё во многом-многом другом…
Список использованной
литературы.
2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс.
3. Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. — М. 1993г, Гиль-Эстель.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия — СПб: Питер. 1999г.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди./Пер. с англ. Общ. ред. М.С. Мацковсого. — М., 1997г, Лист-Нью;Центр общечеловеческих ценностей.
1 Роджерс К. Р. «Клиентоцентрированная психотерапия». Издательство «Рефл-бук», Москва, 1993г., стр.5.
2 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.8.
3 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.9,11.
4 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.83-84.
5 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.58.
6 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.105.
7 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.107.
8 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.218.
9 Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.218.
10 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.234.
11 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.131.
12 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.62.
13 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.76.
14 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной — М. 1994г, Прогресс, стр.60.
15 Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. — М. 1993г, Гиль-Эстель, стр. 3.
16 Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. — М. 1993г, Гиль-Эстель, стр.9.
17 Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. — М. 1993г, Гиль-Эстель, стр.30.
18 Роджерс К. Р. О групповой психотерапии./Пер. с англ. — М. 1993г, Гиль-Эстель, стр.76.
Гуманистические подходы – общая психология
Перейти к содержимомуЛичность
Цели обучения
- Объяснить вклад гуманистов Абрахама Маслоу и Карла Роджерса в развитие личности
В качестве «третьей силы» в психологии гуманизм рекламируется как реакция как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические расстройства, так и на точку зрения бихевиористов о том, что люди пассивно реагируют на окружающую среду, которая подвергались критике за то, что они превращают людей в бесличностных роботов. Он не предполагает, что психоаналитические, бихевиористские и другие точки зрения неверны, но утверждает, что эти точки зрения не признают глубину и значение человеческого опыта и не признают врожденную способность к самонаправленным изменениям и трансформации личного опыта. Эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди. Один из первых гуманистов, Абрахам Маслоу, изучал людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Маслоу (1950, 1970) обнаружили, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, креативность, любовь, спонтанность, сострадание, забота о других и принятие себя. Когда вы изучали мотивацию, вы узнали об одной из самых известных гуманистических теорий, теории иерархии потребностей Маслоу, в которой Маслоу предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Наивысшая потребность — это потребность в самореализации, которая представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала.
Другим гуманистическим теоретиком был Карл Роджерс. Одна из основных идей Роджерса о личности касается , наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». — это человек, которым вы хотели бы быть; — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы переживаем , когда наши мысли о своем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна .
Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. Родители могут помочь своим детям достичь этого, проявляя к ним безусловное положительное отношение или безусловную любовь. По словам Роджерса (1980), «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116). Люди, выросшие в среде безусловного положительного отношения, в которой нет предвзятых условий ценности, имеют возможность полностью реализоваться. Когда люди растут в среде условного положительного отношения, в которой ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать этим условиям или достичь их, чтобы получить любовь или положительное отношение, которых они жаждут. Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей истинной актуализирующей тенденции; это способствует и больший разрыв между реальным «я» и идеальным «я». Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной.
Безусловное положительное отношение
В развитии я-концепции Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Развитие личности и самооценка
Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта. Он считал, что каждый существует в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого он находится. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.
Рисунок 1 . Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.Роджерс считал, что любое поведение мотивировано стремлением к самоактуализации, которое побуждает человека достигать наивысшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек формирует структуру себя или я-концепция — организованная, подвижная, концептуальная модель понятий и ценностей, связанных с собой. Если у человека положительная самооценка, он, как правило, хорошо относится к тому, кто он есть, и часто воспринимает мир как безопасное и позитивное место. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.
Достижение «Хорошей жизни»
Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не стадий развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он назвал «9».0048 хорошая жизнь. Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:
- Растущая открытость опыту — они отходят от защиты.
- Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы он соответствовал личности или самооценке.
- Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
- Свобода выбора – они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
- Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим собственным обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
- Надежность и конструктивность – им можно доверять, чтобы действовать конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добродетелью конгруэнтных людей.
- Богатая, наполненная жизнь – они будут сильнее переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.
Критика теорий Роджерса
Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных, используемых в исследованиях. Целостный подход гуманизма допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточно постоянных переменных, чтобы их можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности.
Подумай
Ответь на вопрос «Кто я?» Судя по вашему ответу, у вас негативная или позитивная самооценка? Какой опыт привел вас к развитию именно этой я-концепции?
Лицензии и атрибуции (Нажмите, чтобы развернуть)Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Гуманистические подходы. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/11-5-humanistic-approaches. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
- Гуманистическая теория личности Роджерса. Предоставлено : Безгранично. Расположен по адресу : https://courses.lumenlearning.com/boundless-psychology/chapter/humanistic-perspectives-on-personality/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Модификация изображения: Феноменальное поле. Автор : Tekks; Модификация Lumen Learning. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/File:Phenomenal_field.jpg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Гуманистическая теория Маслоу и Роджерса
Гуманистическая теория – это новый этап в рассмотрении человека как характера, стремящегося к саморазвитию и самореализации. Они предполагают, что человек является в высшей степени позитивным и духовным существом, а отрицательные эмоции и черты проявляются под воздействием внешних факторов. Двумя критическими психологами, внесшими свой вклад в развитие этой теории, являются Маслоу и Роджерс. У них было общее мнение о целых гуманистических теориях развития личности. Однако смысл иногда выражался по-разному, что можно увидеть в их мыслях и проанализировать на моем собственном примере и на примере Кэтрин.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы доставим индивидуальную бумагу Psychology Ethics с учетом ваших требований и с хорошей скидкой Маслоу внес значительный вклад в гуманистическую теория, выдвигающая идею рассмотрения человека в целом, а не набора дифференцированных частей. Психолог пересмотрел многие взгляды на предыдущие исследования, такие как эксперименты на животных, внутренняя природа, творчество, психическое здоровье и мотивация. Он не поддерживал эксперименты на животных, как бихевиористы, поскольку считал людей уникальными живыми существами.
Внутренняя природа рассматривается с оптимистичной стороны, и весь негатив возникает из-за неудовлетворенных потребностей. Маслоу отмечал, что раньше психологические эксперименты проводились только с больными людьми; поэтому сейчас необходимо изучать здоровых людей и их положительные эмоции. Самая редко достижимая точка в пирамиде — последняя ступенька — самореализация. Я выбрал приведенные ниже аспекты, потому что, когда человек находит свой путь и полностью реализует свои таланты, возможности и потенциал, он может жить наиболее полноценной жизнью. Стоит отметить, что препятствовать реализации могут социокультурные нормы, применяемые к конкретной группе населения. Маслоу выдвинул совершенно новые идеи рассмотрения личности, которые представляют интерес и могут быть развиты в дальнейшем.
Карл Роджерс работал над теми же вопросами исследования личности и стал одним из основоположников гуманистической теории. В основе его предположения о структуре личности лежит «Я-концепция», отражающая аспект восприятия мира. Психолог придерживался безусловно позитивного настроя, побуждающего людей быть собой, независимо от их характера. Он также выдвинул захватывающие идеи о недирективной или непрямой терапии. Это включает в себя сосредоточение внимания на клиенте и преодоление границ между опытом и самооценкой (Goldfried, 2007).
Человек может стирать грань между двумя составляющими «Я», тем, как он осознает себя сейчас и свой идеальный вариант в будущем. Я выбрал эти аспекты, потому что любопытно сравнить его мысли о самореализации с теорией Маслоу. Роджер придерживался осторожной концепции освобождения человека от защитных реакций для движения вперед. Маслоу говорил о динамизме; он считал самореализацию непрерывным путем к реализации потенциала прохождения жизненной миссии. Оба психолога внесли свой вклад в гуманистическую теорию и рассмотрели различные аспекты; разница во взглядах дает почву для размышлений следующим поколениям.
Мой процесс самореализации сейчас находится на стадии потребности в развитии. Мне постоянно хочется узнавать что-то новое и совершенствоваться. Мои представления о потенциале начали формироваться еще в школе; затем я начал с самого простого, пирамиды Маслоу. Я думал, что нахожусь на одном из самых высоких уровней, но после теста понял, что только посередине, о необходимости участия. Понятие успеха в моей культуре — это богатство и престиж, к которым сейчас стремятся многие. Я не уверен, подходит ли мне это, потому что мне нравится общаться с людьми и слушать их. В заключение хочу сказать, что я ставлю свой интерес к общению с людьми выше денег; поэтому я думаю, что я не соответствую ожиданиям успеха общества.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
Kat Харине прошла несколько этапов удовлетворения своих потребностей в самореализации. Теории самооценки могут быть использованы для объяснения ее поведения и развития.