Роль в психологии это: Роль — Психологос

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теория ролей в психологии
    • 1.1 Роль как функция человека в обществе
    • 1.2 Роль как стереотип поведения
  • 2 Виды ролей
    • 2.1 Социальные роли
    • 2.2 Межличностные роли
  • 3 Роль и статус

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов.

Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Роль и статус

15.02.2012

Роль и статус — этими понятиями оперируют социальные психологии, описывая положение индивида в группе и обществе.

Психологическая роль – построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут. Во всяком организованном действии роли находятся в обязательном взаимодействии друг с другом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые накладываются ролью и осуществлять свои права по отношению к другим.

Формальная социальная роль – поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Выработанная обществом и усвоенная нами индивидуальная система мыслей, чувств, намерений и действий.

Внутригрупповая роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий со стороны данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Межличностная роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий, предъявляемых знакомым человеком на основе сложившихся с ним отношений.

Индивидуальная роль – поведение, которое строится в соответствии с собственными ожиданиями.

Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.

Социальный статус – относится к позиции человека в обществе: уважение которым он пользуется и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в социальной системе.

Личный статус возникает в связи с взаимоотношениями в группах. Сохранение личного статуса состоит в том, чтобы действовать так, чтобы обеспечить свое положение.

Можно сказать, что роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.

Роли человек усваивает и присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения

Ключевые слова: Роль, Статус

Источник: Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний

Материалы по теме

Социальные статусы и социальные роли личности

Основы социологии и политологии — Козырев Г. И — Учебник для ссузов — 2008 — 240

Статусно-ролевая регуляция взаимодействия

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Понятия роли и ролевого поведения личности в группе

Руденский Е.В., Социальная психология

Ролевая теория социализации (Т. Парсонс)

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Социальный статус

Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект…

Социальная роль, ролевые ожидания и статус

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Интеллект и социальный статус

Ушаков Д. В., Психология интеллекта и одаренности

Роль лидера

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Пять обязанностей психолога | Работа

М.Т. Wroblewski Обновлено 27 июля 2020 г.

Наверное, не проходит и дня, чтобы слова или действия другого человека не оставляли вас озадаченными, сбитыми с толку или даже заинтригованными. Как человеческие существа, мы по своей природе любопытны по отношению к другим и часто чувствуем потребность успокоить тех, кто борется с чувством беспокойства, гнева или депрессии. Если вас привлекает динамика человеческого поведения, вы наделены «геном-помощником» и навыками активного слушания, идея стать психологом, возможно, завладела вашим воображением. Узнайте об обязанностях психолога, прежде чем сделать следующий шаг в этой захватывающей области.

Поймите роль психолога

Truity выражает суть роли психолога, говоря, что она заключается в том, чтобы исследовать мысли, чувства и поведение людей, чтобы они могли вести более здоровую и счастливую жизнь. Наиболее распространенная техника, которой располагают психологи, — это то, что Американская психологическая ассоциация называет терапией беседы, но они также используют свои навыки наблюдения, оценки и экспериментирования, чтобы направить пациентов к более спокойному существованию.

Возможно, одним из самых сложных элементов работы психолога является сотрудничество с пациентом в поиске стиля терапии, который соответствует его предпочтениям, личности и характеристикам. Психологи также должны опираться на научные исследования, поскольку они помогают людям справляться с множеством проблем, которые варьируются от горя и супружеских разногласий до зависимостей и хронических заболеваний.

Большинство психологов имеют докторскую, а не медицинскую степень, и это различие представляет собой самую большую разницу между ними и психиатрами, согласно Very Well Mind. Психиатры — это врачи, которые также могут назначать лекарства.

Обязанности психологов во всем диапазоне

Редкий человек не испытал бы чувства благодарности и признательности за важность психологии в области медицины после оценки обязанностей психолога. Не будет преувеличением сказать, что они могут буквально держать чью-то жизнь в своих руках, поскольку они:

  • Способствуют психическому и физическому здоровью пациентов в своей частной практике, а также в больницах, психиатрических клиниках, амбулаторных центрах, реабилитационных центрах, домах престарелых. и клиники боли.
  • Изучайте социальное развитие по мере того, как люди проходят через множество изменений и этапов своей жизни.
  • Поддерживайте благополучие человека, помня о его роли и обязанностях в сообществах, членом которых он является. К ним относятся маленькое семейное сообщество, а также город, в котором он живет, и люди, с которыми он общается.
  • Проводить и публиковать исследования, часто в специализированных областях. Исследования могут проводиться в контролируемых условиях лаборатории или в полевых условиях, где можно наблюдать за людьми в их естественной среде, в том числе на рабочем месте.
  • Обучайте и предоставляйте услуги учащимся с первых дней учебы в школе и колледже, помогая им решать проблемы с обучаемостью, особыми потребностями, социальными или эмоциональными проблемами. В этом качестве психолог может быть частью междисциплинарной команды, которая разрабатывает и контролирует индивидуализированные планы обучения.

Психологи должны сдать экзамен

APA описывает психологию как необычайно разнообразную область с сотнями карьерных путей. И хотя обязанности судебного психолога, очевидно, сильно отличаются от обязанностей школьного или реабилитационного психолога, экзамен Американского совета по клинической психологии сглаживает различия, ожидая определенных базовых компетенций. Чтобы получить сертификат для практики, проведения исследований или преподавания, совет ожидает от психологов:

  • Разработка и поддержание уважительных и честных отношений

  • Демонстрируйте чувствительность к разнообразию

  • Следуйте этическим и юридическим принципам

  • Проводя себя в качестве профессионалов.

  • Стремиться совершенствовать методы лечения

  • Понимать научные дисциплины, связанные с психологией

  • Будьте в курсе психологических исследований

С такими вызовами можно быть уверенным, что не пройдет и дня, когда вы не будете заинтригованы нюансами человеческого мышления и поведения. И как психолог, вы будете в лучшем положении, чтобы кардинально изменить жизнь людей.

Ссылки

  • Правда: Психолог
  • Американская психологическая ассоциация: Чем занимаются практикующие психологи?
  • Very Well Mind: роль и подготовка клинического психолога

Биография писателя

Мэри Вроблевски получила степень магистра с отличием в области коммуникаций и работала корреспондентом и редактором в двух чикагских редакциях. Она запустила свой собственный небольшой бизнес, который специализировался на оказании помощи владельцам малого бизнеса по «всему маркетингу» — от составления маркетингового плана и написания текста для веб-сайта до составления медиапланов и разработки кампаний по электронной почте. Мэри много пишет о проблемах малого бизнеса, и особенно о «маркетинге».

Роль психологии в здоровье

Home »Психология здоровья»Роль психологии в здоровье

Опубликовано

АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Начнем с определения психологии, это научное исследование поведения и психических процессов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила «здоровье как полное состояние физического, психического и социального благополучия и отсутствие простых недугов». Таким образом, роль психологии в здоровье возрастает день ото дня.

Биомедицинская модель необходима для качественного лечения любого заболевания, но этого недостаточно, поэтому на помощь в медицинской практике пришла биопсихосоциальная модель.

Таким образом, работа со здоровьем и болезнью догоняет поиск наличия или отсутствия болезни и недуга (биомедицинская модель) к биопсихосоциальной модели, в которой под здоровьем понимается состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

Психологи оценивают, диагностируют и лечат психологические проблемы и поведенческие дисфункции, являющиеся следствием или связанными с физическим и психическим здоровьем.

Психология играет важную роль в –

  1. Пропаганда здорового образа жизни
  2. Профилактика заболеваний
  3. Улучшение качества жизни пациентов.

Они выполняют свои клинические функции в соответствии со строгими этическими принципами и кодексом поведения.

Психологи оказывают жизненно важные услуги в области психического и поведенческого здоровья в рамках первичной медико-санитарной помощи; они выявляют и модифицируют поведение, чтобы способствовать здоровью и благополучию людей на протяжении всей жизни.

Содержание

  • 1 Роль психологии в межпрофессиональной помощи
  • 2 Роль психологии при болезни Альцгеймера
  • 3 Роль психологии в раке
  • 4 Роль психологии в здоровье кардиона
  • 6 Роль психологии при ожирении
  • 7 Роль психологии в лечении боли
  • 8 Роль психологии в перинатальной депрессии
  • 9 Роль психологии в лечении пролежней
  • 10 Роль психологии в препиргических условиях
  • 11 Роль психологии в детских расстройствах сна
  • 12 Список литературы

Роль психологии в межпрофессиональной помощи
  • Интегрированная медицинская помощь
    Психологии
    • Интегрированная медицинская помощь
      Психологии
      • В целом. адрес полное состояние здоровья — физические, психологические и социальные аспекты здоровья.
      • Первичная помощь
        Психологи оказывают жизненно важные услуги в области психического и поведенческого здоровья в рамках первичной медико-санитарной помощи; они выявлять и изменять модели поведения для улучшения здоровья и хорошего самочувствия людей на протяжении всей жизни.

      Роль психологии в развитии болезни Альцгеймера
      • Болезнь Альцгеймера
        Когнитивное тестирование и нейропсихологическая оценка психологами со специальной подготовкой и опытом являются наиболее эффективными способами дифференцировать деменцию от нормальных возрастных когнитивных изменений и изменений, связанных с депрессией и/или другие психические расстройства.

      Роль психологии в раке
        • Детский рак
          Психологи могут выявить трудности адаптации ; обеспечить эффективных психологических вмешательства при депрессии, тревоге и симптомах посттравматического стресса; и способствовать эффективному решению проблем детей, больных раком, и их семей, находящихся на лечении и в период выживания.
        • Рак у взрослых
          Психологи являются ведущими исследователями, разрабатывающими основанные на фактических данных психологические методы лечения больных раком, и прошли специальную подготовку по оценка, мониторинг и лечение остаточных нейрокогнитивных нарушений.
        • Рак молочной железы
          Психологи могут использовать диагностические меры и методы опроса для оценки психосоциального стресса и проблем с образом тела.
        • Колоректальный рак
          Психологические вмешательства (например, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), обучение релаксации, групповая терапия) могут уменьшить психологический стресс и повысить самооценку, оптимизм, социальное функционирование и самоэффективность больных колоректальным раком.

      Роль психологии в здоровье сердца
      • Болезни сердца и депрессия
        Преимущества психотерапии для снижения многих факторов риска, ведущих к сердечным заболеваниям, хорошо известны.

      Роль психологии в трансплантации печени
      • Трансплантация печени
        Психолог из медицинской бригады может помочь улучшить результаты, когда участвует как в оценке и лечении до трансплантации, так и в посттрансплантационном уходе.

      Роль психологии в ожирении
      • Детское и подростковое ожирение
        Психологи играют неотъемлемую роль в областях оценки, имеющих отношение к ожирению молодежи, включая e повышение физической активности, мотивацию детей и родителей и способность реализовать образ жизни изменения поведения , а также социальное и эмоциональное функционирование.
      • Ожирение взрослых
        Психологи обладают знаниями и подготовкой для оказания помощи в предотвращении проблем с весом, соблюдение программ по снижению веса и поддержание здорового веса и образа жизни, которые крайне необходимы для борьбы с нынешней эпидемией ожирения.

      Роль психологии в управлении болью
      • Хроническая боль
        Психологические вмешательства, такие как когнитивно-поведенческая и саморегулирующая терапия, оказались безопасными, эффективными и рентабельными методами лечения боли.

      Роль психологии в перинатальной депрессии
      • Перинатальная депрессия
        Последние рекомендации не рекомендуют медикаментозное лечение депрессии у беременных и кормящих женщин в пользу психотерапевтического вмешательства.

      Роль психологии при пролежнях
      • Пролежни
        Психолог из медицинской бригады может проводить поведенческие вмешательства для пациентов с риском пролежней, спасая их от длительного и дорогостоящего пребывания в больнице.

      Роль психологии в дооперационных состояниях
      • Предоперационная психологическая оценка состояния позвоночника
        Психологическая оценка, проводимая психологом в составе медицинской бригады , может предсказать исход операции в случае боли в позвоночнике.

      Роль психологии при нарушениях сна у детей
      • Расстройства сна у детей
        В бригаде медицинских работников психолог может оценивать поведенческие расстройства сна у детей и сопутствующие когнитивные расстройства, а также принимать меры для устранения этих состояний.

      До середины 1960-х основная роль психологов в лечении болезней заключалась в оценке психопатологии пациентов. С ростом знаний о важности поведенческих и психосоциальных факторов в этиологии и поддержании дисфункций психологи накопили больше опыта в диагностике и лечении поведенческих аспектов болезни. Следовательно, психологи начали определять себя как медицинских работников, а не поставщиков психиатрической помощи.

      Ссылки

      Огден, Дж. (2017). Психология здоровья: Учебник (4-е изд.). McGraw Hill Education.
      Сарафино, Эдвард П. и Смит, Тимоти В. (2012). Психология здоровья — биопсихосоциальное взаимодействие (7-е изд.). Издание Wiley для Индии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *