Роль в жизни общества познания: Какую роль в жизни общества играет познание? Что изменилось бы в жизни людей,если бы познание…

Наука и ее роль в жизни общества

1. Понятие науки.
Сегодня, в век научно технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.
В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.
2. Важнейшими социальными функциями науки являются:
а) познавательно объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;
б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Г) социальная – наука оказывает влияние на жизнь общества, условия существования человека
Д) Прикладная (производственная) – участвует в преобразующей деятельности человека, современная наука – фактор производства
3. Модели развития научного знания
Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.
Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».
Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадигму общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.
4. Наука и общество
Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:
1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).
2. Состояние научных исследований зависит от материально технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.
Будучи особой формой общественного сознания наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

5. Дифференциация и интеграция научного знания.
В результате развития науки происходит дифференциация научного знания – выделение отдельных наук, дисциплин и т.д. (из философии – естественные и гуманитарные – в XIX-XX вв. отдельные науки и отрасли)
Но на современном этапе развития науки видна стала необходимость междисциплинарных исследований и комплексного изучения явлений мира; использование методов, достижений разных наук (например, синергетика – исследование систем; другой пример – возникновение новых наук «на стыке» — социальная психология).
Это говорит о тенденции к ИНТЕГРАЦИИ современной науки.
6.Этика наука.
Современное общество стало перед проблемой социальной ответственности ученых, т.к. выяснилось, что наука может приносит не только пользу и негативные последствия
Этические нормы в научном сообществе можно разделить на три типа:
А) общечеловеческие
Б) специальные, служащие для защиты научных ценностей
В) определяющие взаимоотношения ученых с обществом.

25. Наука и ее роль в жизни общества: radaevslava — LiveJournal

?
Category:
  • Наука
  • Cancel
25. Наука и ее роль в жизни общества
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: “Знание – сила” сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере – методов его получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Сциенцизм и антисциенцизм – два подхода к роли науки и соотношения науки и философии
Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине 20 века. Сторонники сциентизма утверждают, что “наука превыше всего” и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.
В пику сциентизму возник антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя на действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистких воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).
Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль и в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развития.
Наука как ведущая сила прогресса
Характерная черта современного общественного развития – все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства; во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними; в-третьих, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.

Наука и этика
В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина – этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций красоте и гармонии. Особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение человека (генная инженерия), совершенствовать биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни. Иначе говоря, не только могущего способствовать совершенствованию человека, но и таящего в себе потенциальную угрозу для существования человечества.
Сегодня все более широко в научный оборот внедряется понятие “этос науки”, обозначающее совокупность моральных императивов, норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого. Так современный английский социолог науки Р. Мертон считает, что научные нормы строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализма, всеобщности, бескорыстности (не заинтересованности) и организованного скептицизма.
Чрезвычайно актуальными и активно обсуждаемыми вопросами в настоящее время становятся такие вопросы, как соотношение науки и рациональности, истины и добра, истины и красоты, свободы научного поиска и социальной ответственности ученого, науки и власти, возможности и границы регулирования науки, характер последствий (особенно негативных) противоречивого и далеко не однозначного развития науки, ее гуманистическая сущность и т. д. Subscribe

  • Система проституции и борделей в германской армии

    Оригинал взят у alex_oil в Система проституции и борделей в германской армии Чего у немцев не отнимешь, так это продуманности и…

  • Заброшенные города

    Оригинал взят у vova_91 в Заброшенные города ну вот тянет меня на все заброшенное))) Часто в книгах/фильмах/мультфильмах/играх нам…

  • (no subject)

    Инетресная статься http://nepofigizm.ru/blog/discussions/877.html , написанная , пожалуй, одним из самых одиозных госслужащих нашей страны…

Photo

Hint http://pics. livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Роль образования в обществе, основанном на знаниях

%PDF-1.7 % 1 0 объект > /UserRestrictions 15 0 Ч /ModDate (D:20141013060417) /МаксГИД 16 /Изменения [16 0 R 17 0 R 18 0 R] >> /Тип /Каталог /PageLabels 19 0 R >> эндообъект 20 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf10.1016/j.sbspro.2013.04.133

  • Роль образования в обществе, основанном на знаниях
  • Илие Вали
  • Образование
  • Общество знаний
  • Парадигма
  • Технология
  • Товарищество
  • Physics Procedia, 76 (2013) 388-392. doi:10.1016/j.sbspro.2013.04.133
  • Эльзевир Б.В.
  • JournalPhysics Procedia© 2013 The Authors show Опубликовано Elsevier B.V. Открытый доступ по лицензии CC BY-NC-ND.1877-04287615 Апрель 2013 г. 10.1016/j. sbspro.2013.04.1336.410.1016/j.sbspro.2013.04.133noindex4.31Infix ProWindowsElsevier29.10.2014T18:54:15+05:302013-05-07T18:48:55+05:302014-10-29T18:54:15+05:30TrueAcrobat Distiller 10.0.0 (Windows)uuid:43c11069-fa4e-40b9-9dd6- 0ffcd277d4c2uuid:13057ca1-3feb-48a3-807f-1001c8de2e27 конечный поток эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > транслировать 20367 конечный поток эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 21 0 объект > /Цветное пространство > /Шрифт > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /ExtGState > >> /Тип /Страница >> эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > /А 71 0 Р /С [0,0 0,0 1,0] /Ч/П /М (Д:20141016163602Z) /Граница [0 0 1] /Тип /Аннот >> эндообъект 29Cٰϴ. -nQ=K,twx-WA> lɸветw۔Ɣv1yyY`=(E]r_&_aj;xmm2NuɌW_tSPQkEE{9ԶO!l(«VX{7u:*0+jJ*Ce?*

    Лучший в мире акселератор инноваций для Подростки

    Элементы не найдены. стартапов и учился в ведущих университетах

    200+

    Города

    Присоединяйтесь к глобальному сообществу активных молодых людей, которые хотят сделать мир лучше

    TKS — место, откуда придут новаторы завтрашнего дня.

    Назван лидером в области глобальных инноваций и творчества, включая решение сложных проблем и аналитическое мышление.

    Общество знаний учит критическому мышлению.

    Назван лидером в области глобальных инноваций и творчества, включая решение сложных проблем и аналитическое мышление.

    Компания TKS успешно помогла своим студентам пройти престижную стажировку в НАСА и SpaceX.

    Emerging Tech

    Узнайте о новых технологиях в таких областях, как искусственный интеллект и редактирование генов, которые меняют мир.

    Наставничество

    Получите персональное наставничество от директоров ваших программ и получите доступ к нашей сети наставников, состоящей из более чем 200 экспертов.

    Образ мышления

    Разработайте базовый образ мышления, который поможет вам оптимизировать себя и оказать значительное влияние на мир.

    Глобальное сообщество

    Присоединяйтесь к сообществу единомышленников, которые заботятся о влиянии на мир и решении проблем.

    2,500+

    Выпускники

    Получите поддержку от сети выпускников, которые создали стартапы и учились в ведущих университетах.

    200+

    Города

    Присоединяйтесь к глобальному сообществу активных молодых людей, которые хотят сделать мир лучше.

    Организации, с которыми мы работали.

    Наша главная ценность — «сделать это реальным». Мы работаем с компаниями, чтобы помочь нашим студентам научиться решать реальные проблемы, найти опытных наставников и получить стажировки.

    Новости компании

    Карина Фернандес

    «Когда я впервые встретил студентов TKS на веб-саммите в Лиссабоне, у меня буквально отвисла челюсть, когда я слушала, как они озвучивают реальные проблемы, которые они разобрали и решили. Просто потрясающе!»

    Корпоративные инновации

    Адам Молнар

    «После проведения хакатона со студентами TKS в штаб-квартире моей компании, а также участия в конкурсе стартапов, посвященном Moonshot, я не сомневаюсь, что эти молодые люди творят перемены.

    Семинары

    Петр Межеевский

    «Всего 30-минутного разговора с группой студентов TKS я почувствовал вдохновение и обрел новую веру в наше будущее. Что я нашел уникальным, так это их способность объединять достижения в передовых технологиях для решения сложных проблем».

    Стажировки

    Шон Хан

    «Мы работали со студентами TKS, чтобы решить проблему загрязнения воздуха, с которой сталкивается ЮНЕП. Я был просто потрясен рекомендациями, которыми поделились с нами студенты, и я с нетерпением жду возможности реализовать их идеи».

    Корпоративные инновации

    Lee Jeyes

    «Наше партнерство с TKS позволяет нам смотреть на проблемы инноваций в новой перспективе, сотрудничая с людьми, чей разум менее ограничен, чем у взрослых».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *