Стародубцева Н.М. Роли в группе и групповых процессах
РОЛИ В ГРУППЕ И ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССАХ
Стародубцева Н. М.
В статье представлены типы ролей в группе и групповых процессах на основе анализа литературы по социальной психологии, психологии общения, супервизии. Акцент сделан на то, как ролевое поведение повышает или снижает эффективность групповых процессов.
Ключевые слова: роль, группа, социальное ролевое поведение, ролевые ожидания, типы ролей, конфликт ролей, роль супервизора.
Природа общения, взаимодействия людей в условиях группы — это сложный процесс коммуникации, и для психолога, психотерапевта, участвующего в работе психотерапевтических групп, балинтовских, супервизионных групп, а также в собраниях профессиональных сообществ очень важно знать, как протекают групповые процессы, какие роли и как выполняют участники группы, и что необходимо делать, чтобы выполнение ролей и управлении групповым процессом повышало эффективность деятельности групп.
Группа — это объединение людей в процессе совместной социальной деятельности [1]. Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения [2].
Следовательно, социализация человека, это, прежде всего процесс освоения социальных ролей, реализация социального ролевого поведения — это своеобразное сочетание ролей и индивидуальной особенности личности исполнителя [3]. Выполнение определенных ролей в группе обеспечивает «врастание» человека в общество себе подобных.
В сложном процессе социализации человек уже в детстве приобретает качества нужные для ролей, предполагающих или наоборот, требующих подчинения [1]. Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно, обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования и профессиональной принадлежности.
Взаимодействуя с людьми разных групп, один и тот же человек, в зависимости от групповой принадлежности может выполнять несколько ролей. В одной ситуации — жена, мать, бабушка, в другой — врач, психолог, психотерапевт, в третьей — руководитель профессионального сообщества, в четвертой — супервизор и т. д. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, имеющий определенный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей, вытекающих из данного статуса [6]. Например, супервизионная группа, представляет собой малую группу, в которой проявляются закономерности, относящиеся к групповым процессам [5].Dсе члены супервизионной группы имеют определенный статус –психолога, психотерапевта, врача, супервизора, а в ходе работы группы могут выполнять несколько ролей — роль специалиста, супервизируемого, ведущего группы или (если «заражаются» клиентом), то роль клиента, в таком случае социальная роль (статус) распадается на ролевые ожидания — то, чего, согласно правилам проведения супервизионной группы, ждут от носителя той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек делает в рамках своей роли [6].
Важно заметить, что всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, знает схему и последовательность действий, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих [6].
Супервизор — роль ведущего полимодальной супервизионной группы, его действия регламентированы правилами, и он их последовательно соблюдает сам, следит за соблюдением правил членами группы, одновременно отслеживает групповые, динамические процессы их интерпретирует. Роль ведущего является наиболее сложной, посколькe ведущему нужно продемонстрировать не только свою компетентность в роли ведущего и направляющего группы, но и профессиональный опыт и компетентность [11]. Насколько профессионально грамотно супервизор выполняет роль ведущего группы, настолько успешной будет ее работа в достижении главной цели, ради которой собирается полимодальная супервизионная группа. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся — ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями, нормами, а также постоянным составом и местом, где проходят мощные групповые процессы [9].
Таким образом, человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть иным, чтобы получать не только одобрение и признание, но и своим ролевым поведением делать группу, в которой он пребывает, более эффективной.
Итак, роль — это специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов [9]. Следовательно, роли исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.
Существует четыре основных типа ролей в группе (по материалам Р. Вердбер, К. Вердбер), см. Таблицу № 1:
I. Обеспечивающие решение поставленной цели и задач группы;
II. Поддерживающие;
III. Процедурные;
IV. Эгоцентрические [2].
Все эти роли имеют место в ходе работы любой группы, в том числе и полимодальной супервизионной группы.
Рассмотрим все четыре типа ролей последовательно, выясним, какому поведению они соответствуют, чтобы сформировать представление о ролевом поведении в группе.
I. Роли обеспечивающие достижения поставленной цели и решения задач группы
1.1. Информирующие — от членов группы выполняющих эти роли требуют такого типа поведения, которое напрямую помогает группе в достижении поставленных целей, они сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации и мнений [2].
Пример: В супервизионной группе все члены группы заинтересованы в работе группы, и эту роль выполняют специалисты, информирующие и высказывающие свою точку зрения по-поводу сложного случая — предлагая методы, подходы в решении проблемы. От членов группы, которые выполняют эти роли, супервизируемый и другие члены группы ожидают компетентности, хорошей информированности о содержании задачи, а также, того, что они делятся своими знаниями и опытом с группой, и чем больше знаний и опыта, тем ценным будет вклад в работу группы и активнее, интереснее будут групповые процессы.
1.2. Воспринимающие информацию или точку зрения — от членов группы, выполняющих эти роли, ожидают прояснения мыслей и мнений других специалистов по стоящим перед группой проблемами, в рассмотрении сложного случая. Члены группы, исполняющие эти роли, могут задать уточняющие вопросы: «Прежде чем продолжить, хотел бы уточнить у вас еще информацию, о приеме, который вы рекомендовали …».
1.3. Аналитики. От «аналитиков» ожидают исследования аргументации членов группы в ходе обсуждения проблемы. При этом их роль сводится к постановке вопросов и помощи участникам в понимании скрытых предположений, переносов, контрпереносов в их высказываниях и групповых процессах. Эту роль выполняет ведущий группы, давая интерпретацию в конце работы группы, и все участники, когда высказываются на этапе обратной связи.
II. Поддерживающие роли. Cм. Таблицу № 1 [2].
Поддерживающие роли требуют от членов группы такого поведения, которое помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов (если они возникают). Участники, которые выполняют поддерживающие роли, ободряют других членов группы, снимают напряжение, вносят гармонию или объясняют происходящее.
И вновь актуальный пример полимодальной супервизионной группы — если ведущих супервизоров два, особенно на обучающих семинарах по супервизии (идеальный пример — И. В. Лях и А. С. Жуков) один из ведущих берет эту роль на себя, или кто-то из членов группы неформально может выполнять эти роли: сторонника, снимающего напряжение, гармонизатора и переводчика.
2.1. «Сторонник» — от него ожидают ободрения в группе. Когда члены группы вносят свой вклад в общее дело, «Сторонник» демонстрирует одобрение своим вербальным или невербальным поведением. «Сторонник» может улыбнуться, кивнуть или отрицательно помотать головой. Вербально он демонстрирует свою поддержку в таких высказываниях:
– «Спасибо Вам за Ваш вопрос…»;
– «Очевидно Вы выбрали лучший прием в работе …»;
– «Спасибо Вам за Вашу точку зрения…»;
– «Мне действительно нравится Ваш подход и Ваша точка зрения…».
2.2. «Снимающий напряжение» — от него ожидают того, что он определит момент, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и его вмешательство поможет снять напряжение в группе или стимулировать работу группы. Человек способный играть эту роль может пошутить, рассказать веселую историю из опыта работы, анекдот, метафору, чтобы группа восстановила силы, прежде чем решит задачу. Эти роли особенно важны, когда в работе супервизионной группы рассматриваются несколько сложных случаев, и необходимо время перерыва между рассмотрением случаев или в ходе работы группы. Когда динамический процесс доходит до точки накала напряжения (когда супервизируемый зашел в тупик, «заразившись клиентом»), ведущий может прервать работу группы коротким перерывом.
В ходе работы группы в некоторых ситуациях уместны остроумные реплики, они могут вызвать улыбку, снять напряжение, или скуку, встряхнуть группу, активировать групповой процесс. Хотя снимающий напряжение на мгновение отвлекает людей от решения задачи, это помогает группе оставаться сплоченной.
2.3. «Гармонизатор» — от него ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает, вредит ее сплоченности, или отношениям между отдельными членами группы.
– «Стоп! Остановитесь на секунду. Я знаю, что вы придерживаетесь противоположных точек зрения, не удивительно, вы же работаете в разных модальностях, но давайте посмотрим, где вы можете прийти к согласию…»;
– «Стоп! Остыньте, похоже, идет перепалка, давайте не забывать о главном — запросе специалиста…».
Эти роли особенно необходимы, когда идет отбор заявки на рассмотрение случая, и члены группы не могут договориться между собой, тогда вмешательство ведущего — «Гармонизатора», или даже кого-то из членов группы, кто неформально берет эту роль на себя (если ведущий не реагирует на возникающее напряжение).
2.4. «Переводчик» — эта роль необходима тогда, когда в группе есть люди с различиями в социальной, национальной, культурной и гендерной ориентации. От него ожидают знаний и умения помочь членам группы понять друг друга, учитывая эти различия.
III. Процедурные роли (см. Таблицу № 1) [3].
Процедурные роли также требуют специфического поведения от членов группы их выполняющих.
3.1. От «Диспетчера» ожидают, чтобы он отслеживал действия группы и помогал ей придерживаться повестки дня, этапов работы группы, не отклоняться от целей и задач, которые стоят перед группой, следить за выполнением правил, если это полимодальная супервизионная группа, тренинговая, балинтовская группа, ученый совет и т. д.
3.2. От «Протоколистов» ожидают точной записи того, что решила группа, на чем основано это решение, — протоколирование хода работы группы — запрос специалиста, краткое содержание рекомендаций, обратная связь, интерпретация. «Протоколисты» могут раздавать членам группы отредактированные копии своих протоколов, протоколы могут образовывать архив группы.
3.3. «Хранители» управляют течением беседы, следят за временем и за тем, чтобы каждый участник группы имел равные возможности участвовать в ней. Если в группе появляются те, кто начинает доминировать в разговоре, «Хранитель» замечает это и приглашает к участию других членов группы. «Хранитель» чуток, внимателен к невербальным сигналам членов группы, указывающим на то, кто хочет высказаться. В супервизионной группе по статусу эту роль выполняет ведущий супервизор, но эту роль на себя может взять и супервизируемый.
Первые названные типы ролей:
1.1. Обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач;
1.2. Поддерживающие;
1.3.Процедурные — помогают групповым процессам протекать динамично, конструктивно, а группам — быть эффективными, тогда, как четвертый тип ролей уменьшает эффективность групп, это Эгоцентрические роли.
IV. Эгоцентрические роли. (см. Таблицу № 1) [4].
4.1. «Агрессоры» добиваются повышения собственного статуса, критикуя почти все, или порицая других, принижая личные качества и статус окружающих. «Агрессорам» нужно противостоять и побуждать их к более конструктивному поведению. Их следует спросить о том, понимают ли они, что делают, и осознают ли влияние своего поведения на группе. Если «Агрессор» имеет авторитет в группе, к нему могут присоединиться другие члены группы и это будет способствовать уходу групповых процессов в отрицательное направление, а работу группы сделать не эффективной.
4.2. «Шутники» — их ролевое поведение сводится к тому, что они пытаются привлечь внимание, к себе дурачась, передразнивая членов группы или вообще превращая в шутку все происходящее. В отличие от снимающих напряжение, «Шутник» не концентрируется на помощи группе в снятии стресса или напряжения. Скорее «Шутник» мешает работе, когда группа пытается сосредоточиться на задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, чтобы группа работала продуктивно, и поощрять их, когда группа нуждается в перерыве.
4.3. «Отсутствующие» пытаются решать какие-то собственные проблемы за счет группы, путем уклонения от обсуждения, дискуссии и в целом работы группы. Если группа работает по кругу, то они пропускают свое время высказывания, если группа работает по мере готовности, то они могут отмолчаться. Здесь особенно важна роль «Хранителя», который следит за работой членов группы, не упуская возможности включать в ее работу «Отсутствующих», тогда, возможно, цели «Отсутствующего» будут приведены в соответствие целям группы. Иногда они добиваются такого эффекта, физически отсутствуя на собраниях, заседаниях.
4.4. «Монополисты» в ходе работы группы много и непрерывно говорят, комментируют высказывания других, они стараются создать впечатление, что хорошо осведомлены и ценны для группы. Следует «Монополистов» поощрять, когда их комментарии полезны, но останавливать, когда они говорят много, или когда их комментарии бесполезны [2].
Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получать одобрение и признание. Однако роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми, иначе возникает конфликт ролей и внутриличностный конфликт. Когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальности [6]. В этом случае формируется противоречивая личность, и человек начинает игнорировать какие-то требования, правила, выполнение каких-то ролей группы, которая, как он считает, его недооценивает, и стремиться сблизиться с теми, кто его ценит. Конечно, это приводят к определенным групповым процессам и влияет на эффективность группы [1].
Итак, в разных ситуациях, в разных группах человек реализует разное ролевое поведение, мобилизуя ресурсы своего организма и психики, свои знания для исполнения той или иной роли. Но в чем-то он постоянно остается самим собой [7]. И в силу того, что каждый член группы, реализуя то или иное поведение, является индивидуальностью, носителем собственной самости, а также может быть носителем одной из трех ролей «Треугольника Карпмана», или пребывать статично в одной из позиций транзакций по Э. Берну –все это в групповом взаимодействии обеспечивает мощные групповые процессы.
Следовательно, как человек, исполняющий ту или иную роль в группе, влияет на группу, так и группа влияет на носителя ролевого поведения, создавая условия эффективности работы группы и групповых процессов.
Тема интересна и не может быть ограничена одной статьей, приглашаю коллег к продолжению темы.
Таблица № 1
Основные типы ролей в группах и групповых процессах
по Р. Вердбер, К. Вердбер:
э ф ф е к т и в н ы е
р о л и
не эф- фек тив ные | 1. Обеспечивающие достижение цели и решение задач
|
| ||
1. Информирующие
| 2. Воспринимающие | 3. Аналитики | — | |
2.Поддерживающие
|
| |||
1. Сторонники
| 2. Снимающие напряжение | 3. Гармонизаторы | 4. Переводчики | |
3.Процедурные
|
| |||
1. Диспетчеры
| 2. Протоколисты | 3. Хранители | — | |
4. Эгоцентрические роли
|
| |||
1. Агрессоры | 2. Шутники
| 3.Отсутствующие
| 4. Монополисты |
Литература
- Н. Н. Обозов. Словарь практического психолога. Санкт-Петербург,1998г.
- Ж. Годфруа. «Что такое психология» том 2, М., «Мир», 1992 г.
- Эн. Гидденс. «Основы социологии», М., 2004 г.
- Психология. Словарь под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. Политиздат, 1990 г.
- А. Ж. Садыкова. Динамические групповые процессы в работе супервизионной группы. (Журнал «Смальта» № 2 2014 г).
- Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.
- И. В. Лях. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов.
- Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. М., «Юрайт», 2012 г.
- Р. Вердбер, К. Вердбер. Психология отношения. Санкт-Петербург, 2006 г.
- С. А. Кулаков. Практикум по супервизии и в консультировании и психотерапии. С-П, «Речь», 2002 г.
- Е. В. Макарова. Роль ведущего групповой полимодальной супервизии в сравнении с ролью ведущего психоаналитической группы. Сборник материалов — человек в эпоху перемен, Новосибирск, 2015 г.
5.2. Личность и группа. Роли в группе. Организационное поведение: учебное пособие
5.2. Личность и группа. Роли в группе
Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. Группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность, поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей требуются разделение и кооперация функций. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Немаловажным фактором в таких группах является низкая социальная зрелость лидера и ведущих членов группы, отсутствие морали. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
• альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
• бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;
• гамма-1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;
• гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
• гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика кнута и пряника. Причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольствия, изгнание из группы и даже физическая расправа;
• гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
• омега – лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.
Довольно ярко такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей – детей, преступников. Анализ взаимодействия в руководстве СССР при И. В. Сталине также показывает пример подобного ролевого распределения. На наш взгляд, наиболее неприятен тот факт, что и современный миропорядок строится по этой схеме: есть и «страна-альфа», и «страна-бета». Все остальные роли тоже заняты и довольно легко идентифицируются. Роль России сейчас маргинальная: она хотела бы встать в число признанных, но иногда ведет себя как гамма-4, а в глазах «команды альфы» не заслуживает позиции выше гаммы-2, сырьевого источника.
Групповые роли подобного типа могут определяться методом социометрии, основоположником которого является Дж. Морено. В общем случае социометрическая процедура имеет целью и позволяет выяснить степень сплоченности – разобщенности в группе, определить социометрические позиции, т. е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии – антипатии – от лидера до отвергнутого (от альфы до омеги), обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры[88].
Роли в группах можно разделить на продуктивные, социальные, контрпродуктивные. Такая типология ролей приводится в книге Д. Вэттена и К. Камерон[89]. Эти авторы отмечают, что улучшению производственных показателей команды способствуют два типа ролей: роли, направленные на выполнение задания (ориентированные на задачу), и роли, направленные на формирование отношений (ориентированные на отношения). Членам команды сложно исполнять обе роли одновременно, и потому они имеют тенденцию вносить в одно направление больший вклад, чем в другое. Кто-то в большей степени сосредоточен на выполнении задания, кто-то – на взаимоотношениях в команде. Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. Реализация ролей, ориентированных на задачу, позволяет двигаться к поставленным целям быстро и эффективно. Роли, ориентированные на взаимоотношения, способствуют поддержанию гармоничных межличностных взаимоотношений внутри команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде.
Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достигнуть максимального успеха и могут полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими. Мы приводим здесь описание подобных проявлений, чтобы вы могли обнаружить их в собственной команде и начать борьбу с ними. К числу характерных блоков относятся:
• неприятие – нежелание принимать идеи, высказываемые определенными лицами, невзирая на достоинства самого предложения;
• использование служебного положения – статуса, должности или титула для принятия идей без их обсуждения и проверки;
• сопротивление – блокирование всех преобразований, нововведений и прогрессивных идей, заведомое неприятие любых предложений от членов команды;
• уклонение – нежелание оставаться в рамках темы, обсуждаемой командой, уход от предмета обсуждения.
Каждая из описанных выше блокирующих ролей является потенциальным препятствием на пути разумного и эффективного выполнения задачи вследствие падения уровня морали, потери взаимопонимания, возникновения конфликтов, отсутствия развития, принятия ложных решений. Опытные члены команды быстро распознают блоки, противодействуют и изолируют членов команды, которые препятствуют решению задачи, а также обеспечивают им обратную связь.
По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой. Это отмечали немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг, особенно для личности, находящейся на стадии удовлетворения потребностей в уважении и самореализации.
Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для него более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь. Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время человек не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных человек деградирует, теряет способность общения, взаимодействия. Прототип Робинзона Крузо моряк А. Селкирк после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, возвратившись домой, стать опять полноценным членом общества: он искал уединения, жил в самом глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро скончался.
К сожалению, широкий и свободный выбор группы не всегда возможен, поэтому мы всю жизнь ищем наиболее подходящее нам общество, выбираем те или иные группы, адаптируемся к ним, утверждаемся в той или иной роли, боремся за изменение статуса, ищем компромисс между требованиями группы и собственными принципами. Изучаемые социальной психологией массовые социально-психологические явления: общественное мнение, коллективные переживания, подражание, соревнование – охватывают большие сообщества людей.
Если под социальной ролью личности в обществе обычно понимается совокупность норм, определяющих поведение людей в зависимости от их статуса и позиции, а также ожидаемое поведение, реализующее эти нормы, то роли в организациях можно назвать профессионально-функциональными. Каждый член официальной организации занимает ту или иную должность, которая, как правило, характеризуется определенным уровнем профессиональной квалификации.
Профессионально-функциональная роль определяется должностными инструкциями, в которых указаны цели данной деятельности, обязанности и праваработника, его ответственность, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам, уровню образования. В работе A. Л. Свенцицкого отмечается значение должностных инструкций в жизнедеятельности организации и проблемы, возникающие вследствие их нечеткости, размытости функций специалиста и руководителя, при которых слабо дифференцируется профессиональная значимость тех или иных обязанностей. Это усложняет и оценку успешности выполнения данных профессионально-функциональных ролей. При этом чем выше место, занимаемое человеком в официальной иерархии, тем чаще он будет встречаться с неопределенностью своей должностной роли. Однако в то же время у него будет больше возможностей для выражения своей индивидуальности[90].
Вместе с тем понятно, что если человек достаточно высоко мотивирован, понимает свою функциональную роль в организации и имеет соответствующую ей профессиональную подготовку, этого еще не достаточно для того, чтобы он приложил максимум усилий для решения стоящих перед ним производственных задач. Важным является вопрос о том, в каком социальном окружении работает человек и членом какой группы в организации он является.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4. Роли и коммуникация в группе
4. Роли и коммуникация в группе Установившаяся иерархия ролей – это заданная условиями структура распределения функций типа «лидер – ведомый». Любая групповая деятельность требует элементарного разделения функций. Группа не может более или менее эффективно
7. Стиль общения в группе
7. Стиль общения в группе Взаимоотношения в группе и распределение функций очень близки и влияют друг на друга. Работа с группой может быть построена по двум типам руководства и обучения. Первый тип – авторитарный, когда ведущий ограничивает всякое общение между членами
Личность менеджера
Личность менеджера Исходя из методологических позиций, что личность – это система деятельностей человека,[25] то есть, осмысленного применения средств и использования ресурсов, мы можем сформулировать структуру личности.1. Я – идеальный и уникальный абсолют
8.3.1. Универсум «Личность»
8. 3.1. Универсум «Личность» Структура универсума класса 8U «Личность» состоит из совокупности психических и психологических[238] конструктов, определяющих поведение людей во внешней среде. Конструкты в свою очередь состоят из более простых элементов, которые можно назвать
Вы как личность
Вы как личность Очень трудно увидеть себя со стороны! Если иногда вы чувствуете, что вас совершенно не понимают, то, возможно, вы в чем-то не правы. Понаблюдайте за собой и проанализируйте, как ваш характер влияет на поведение. Приложив к этому все усилия и «посмотрев правде
Продажа группе людей
Продажа группе людей Довольно часто в процессе продажи нам приходится встречаться с несколькими людьми одновременно, при этом основные законы продажи работают так же, как и при встрече один на один. Однако существует несколько нюансов, на которые хочется обратить ваше
Личность и стратегия
Личность и стратегия Тайм-менеджмент для первого лица. За консультацией по вопросам личного тайм-менеджмента к автору обратился собственник и генеральный директор производственного предприятия, одного из лидеров на рынке своей продукции — строительных товаров. При
Глава 2 Личность и организация
Глава 2 Личность и организация На поведение человека в организации воздействует большое количество факторов, как внутренних, личностных, так и внешних, связанных с организационным окружением. В свою очередь, поведение отдельного индивида влияет на поведение других
Презентация группе клиентов
Презентация группе клиентов Презентация для группы клиентов отличается от презентации для одного человека: сколько людей – столько мнений. Поэтому нужно разбираться в типологии клиентов. Презентация для группы покупателей имеет свой сценарий.Заранее узнайте состав
Тема 2 Личность и организация
Тема 2 Личность и организация 2. 1. Личность и факторы ее поведения в организации2.2. Психические состояния и успех в деятельности2.3. Методы исследования личности2.4. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации2.5. Модель трудового потенциала2.6.
Личность и самореклама
Личность и самореклама Самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности. Так же, как и традиционная коммерческая реклама, она решает три задачи. Занимаясь саморекламой, человек стремится: 1) в условиях конкуренции
Конвейер vs личность
Конвейер vs личность У вас должен быть конвейер – кузница кадров. Создать его не так уж сложно. Ключевая задача состоит в том, чтобы устранить необходимость нанимать профессионалов высокого класса. Создайте возможность брать людей с улицы и быстро их обучать. Через неделю
Что писать в своей группе?
Что писать в своей группе? Как и в блогах, здесь нельзя только продавать, нужно быть полезным.Все методы, которые применяются при ведении блога, подойдут и в соцсетях. Но контент нужно максимально облегчить, оставить самое легкое для восприятия и наглядное.Потому что
Во что ты играешь? – Кольцевая линия
Группы – это сложные системы. Будь то семья или группа друзей, они могут быть сопряжены со сложной динамикой и транзакциями.
В группах часто возникают разные роли между членами или между одним человеком и остальными членами группы или семьи. Мы можем вести себя по-разному с одним человеком по сравнению с другим.
У нас обычно есть любимая роль, разработанная как способ получить то, что нам было нужно в детстве в нашей семье. Наша роль помогла нам получить внимание, привязанность или одобрение. Это помогло нам избежать наказания, обвинения или пренебрежения.
Мы разработали роли как способ получить то, что нам нужно
Вопрос для всех нас: нужно ли нам по-прежнему играть роли, которым мы научились? Можем ли мы попробовать быть другими… и просто быть собой? Этот подход менее предсказуем, но в конечном итоге освобождает и потенциально приносит больше пользы.
Ниже приведены наиболее часто встречающиеся роли, которые мы берем на себя в наших семейных системах и, следовательно, обычно в последующих группах на протяжении всей жизни. Вы можете исполнять одну или несколько, или разные роли с разными людьми. Что из этого звучит знакомо…?
Герой
Хороший и ответственный человек: отличник и гордость семьи. Герой может чрезмерно компенсировать, чтобы не выглядеть или чувствовать себя неадекватно. Они часто бывают хорошими лидерами и организаторами, целеустремленными и самодисциплинированными. Однако иногда герою не хватает умения играть, расслабляться, следовать за другими или позволять другим быть правыми.
Хотели бы вы расслабиться и позволить другим время от времени брать на себя управление?
Спасатель
Спасатель заботится о нуждах и эмоциях других людей и решает их проблемы. У спасателя могут быть трудности с конфликтом, и он берет на себя роль спасателя во имя помощи другим, хотя часто это делается для удовлетворения своих собственных потребностей, таких как облегчение собственного беспокойства. Этот человек не понимает, что иногда помощь причиняет боль. Они живут с большим чувством вины и им сложно сосредоточиться на себе.
Если это вы, не забудьте позаботиться о себе и сделать что-нибудь только для себя.
Посредник
Посредник может быть спасателем, хотя в основном они работают для поддержания мира. Они выполняют эмоциональную работу группы, чтобы избежать конфликта, выступая в качестве буфера. Они делают это во имя помощи другим, хотя это также может служить их собственным потребностям.
Это может быть здоровой ролью в зависимости от того, как человек выступает посредником. Просто помните, что не всегда вы обязаны поддерживать мир, а конфликты — это не всегда плохо; иногда нужно что-то сказать.
Потерянный ребенок
Потерянный ребенок — это подчиненный «Хороший» человек. Они послушны и часто пассивны, возможно, скрыты в семейных драмах или травмах; они остаются скрытыми, чтобы не создавать проблем. Как правило, этот человек гибок и покладист, однако ему может не хватать направления, и, боясь принимать решения, он может следовать без вопросов.
Если это звучит знакомо, сосредоточьтесь на том, чего вы хотите, какую «проблему» вы боитесь создать, это также может помочь вам определить, что вам нужно.
Изгой
Это человек, который, по мнению других членов группы, больше всего нуждается в помощи. Обычно это член, нуждающийся в лечении, или находящийся на лечении. Там, где семья не может справиться со своими проблемами, у Изгоя часто проявляются симптомы. У этого человека могут быть большие сильные стороны, такие как чувство юмора, более высокий уровень честности и готовность быть близким к своим чувствам. Тем не менее, также может быть неуместное выражение чувств, и, возможно, они могут испытывать социальные или эмоциональные проблемы.
Групповые или семейные «проблемы» должны решать не только вы; они являются общими и являются результатом динамики между людьми. Разговор с профессионалом может действительно помочь распутать вещи.
Коммутатор
Коммутатор является центральным информационным центром в группе. Они следят за тем, что происходит, знают, кто что делает и когда. У этого человека есть сила в том, чтобы быть центральным человеком, к которому можно обратиться, и в понимании того, как дела в группе. Однако этот человек фокусируется на чужих проблемах, а не на своих – когда он не может и не обязан решать или выслушивать все за всех, всегда…
Клоун
Клоун использует юмор, чтобы компенсировать конфликт, чтобы создать ощущение или иллюзию, что все в порядке. У этого человека есть талант легко осветить момент и увидеть светлую и смешную сторону. Однако они также могут скрывать свои истинные чувства, что со временем становится нездоровым. Это нормально иногда не чувствовать себя хорошо.
Мыслитель
Мыслитель обеспечивает объективное мышление и сосредоточенность. Их сила в том, что они способны логически объективно рассматривать ситуации.
Это очень ценно, однако им может быть трудно установить эмоциональную связь с другими или с самим собой. Признание и переживание баланса мыслей и чувств важно для нашего психического здоровья. Постепенно Мыслитель может привыкнуть к чувству, если позволит себе. Это может помочь обеспечить более богатый образ жизни, и наши эмоции также являются отличным источником информации.
Могущественный посредник
Человек в этой роли работает над поддержанием иерархии в группе, а он или она находится наверху. Для них их безопасность и безопасность в жизни зависят от чувства контроля над окружающей средой.
Это понятно, особенно в смутные времена, но жизнь полна перемен. Есть вещи, которые мы можем контролировать, и есть вещи, которые мы не можем. Научиться распознавать и принимать это — ценный шаг в нашем росте.
Чирлидер
Чирлидер оказывает поддержку и поддержку другим. Это замечательный навык, но необходимо соблюдать баланс в заботе о своих потребностях, а также в оказании положительного влияния на окружающих.
Не забывайте болеть за обе стороны уравнения — за себя и других.
Рассказчик правды
Этот человек отражает групповую систему такой, какая она есть. Иногда их проблема заключается в том, как эта информация передается. Другие члены группы могут обидеться или почувствовать угрозу из-за силы правды, которую они видят и говорят. Сила обнаруживается, когда этот человек сочетается с другой положительной ролью, например, чирлидером.
Где вы жили в детстве? И какую роль вы продолжаете играть сейчас? Ты все еще хочешь эту роль…?
Став взрослыми, нам больше не нужно приспосабливаться ко всем ограничениям, причудам и требованиям семейной системы. Мы независимые самодостаточные существа, которые теперь могут выбирать, как нам действовать в ответ на поведение людей — возможно, более сбалансированным, разнообразным и более полезным.
Групп Роли | Введение в общение |
Найдите минутку, чтобы подумать об участниках определенной группы, в которую вы входили, и о роли каждого из них. Возможно, вы помните, что некоторые люди были чрезвычайно полезными, организованными и облегчали выполнение работы. С другими, возможно, было труднее работать, или казалось, что они нарушают групповой процесс. В каждом случае участники исполняли роли, которые проявляются в большинстве групп. Ранние исследования групповой коммуникации выявили огромное количество различных типов групповых ролей. Для упрощения мы приводим обзор некоторых наиболее распространенных ролей. Изучая групповые роли, помните, что мы обычно играем более одной роли одновременно и что мы не всегда играем одни и те же роли от группы к группе.
Мы делим групповые роли на четыре категории: задачи, социально-эмоциональные, процедурные и индивидуальные. Роли задач — это роли, которые помогают или мешают группе достигать своих целей . Социально-эмоциональные роли — это роли, которые сосредоточены на построении и поддержании отношений между людьми в группе (основное внимание уделяется тому, как люди чувствуют себя в группе). Процедурные роли связаны с тем, как группа выполняет свою задачу . Люди, занимающие эти роли, заинтересованы в следовании указаниям, надлежащей процедуре и использовании соответствующих каналов при принятии решений или инициировании политики. Последняя категория, индивидуальная роль , включает любую роль, «которая отвлекает от групповых целей и подчеркивает личные цели » (Jensen & Chilberg 97). Когда люди приходят в группу, чтобы продвигать свои личные цели выше целей группы, они общаются не таким образом, чтобы это было выгодно для группы. Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.
- Роли задач . Несмотря на то, что человек может играть в группе множество рабочих ролей, мы хотим выделить пять наиболее распространенных. Руководитель задачи — это человек, который держит группу сосредоточенной на основной цели или задаче, устанавливая повестку дня, контролируя участие и общение членов группы, а также оценивая идеи и вклад участников . Ваш ассоциированный студенческий президент, вероятно, выполняет роль руководителя задачи. Сборщики информации — это те люди, которые ищут и/или предоставляют фактическую информацию, необходимую для оценки идей, решения проблем и заключения . Это человек, который служит связующим звеном с вашими профессорами по поводу того, что они ожидают от группового проекта. Сборщики мнений — это те, кто ищет и/или дает субъективные ответы на идеи и предложения . Они чаще всего принимают во внимание ценности, убеждения и взгляды членов. Если в вашей группе есть тихий участник, специалист по сбору мнений может спросить: «Что вы думаете?» чтобы получить обратную связь от этого человека. Адвокат дьявола — это человек, который отстаивает противоположную или противоположную точку зрения . Это может быть сделано положительно, чтобы обеспечить рассмотрение всех точек зрения, или отрицательно, как нежелание одного человека участвовать в групповых идеях. Energizer — это человек, который выступает в роли лидера группы, обеспечивая энергию, мотивацию и позитивное поощрение .
- Социально-эмоциональные роли . Члены группы играют различные роли, чтобы строить и поддерживать отношения в группе. Социально-эмоциональный лидер — это человек, который занимается поддержанием и балансированием социальных и эмоциональных потребностей членов группы и, как правило, играет многие, если не все, роли в этой категории . Encourager практикует хорошие навыки слушания, чтобы создать безопасное пространство для других, чтобы они могли делиться идеями и предлагать предложения . Последователи — это члены группы, которые делают то, что им говорят, выполняя решения и задания группы . Снятие напряжения — это человек, который использует юмор или может умело сменить тему, пытаясь минимизировать напряжение и избежать конфликта . Компромисс — это тот, кто улаживает разногласия или конфликты между членами, поощряя других уступать в мелких вопросах ради достижения целей группы . Какую роль вы чаще всего играете в группе? Или вы переключаетесь между этими ролями в зависимости от группы?
- Процедурные роли . Группы не могут нормально функционировать без системы правил или норм. Члены несут ответственность за поддержание норм группы и играют много ролей для достижения этой цели. Фасилитатор действует как диспетчер трафика, управляя потоком информации, чтобы удерживать группу на задаче 9.0094 . Привратники — это те члены группы, которые пытаются поддерживать надлежащий коммуникативный баланс . Эти люди также служат контактными лицами между официальными собраниями группы. Регистратор является лицом, ответственным за отслеживание групповых идей, решений и прогресса . Часто необходимы письменные записи, поэтому этот человек несет ответственность за хранение, обслуживание и обмен групповыми заметками. Если вы человек, который достает ручку и бумагу, чтобы отслеживать, о чем говорит группа, вы записываете.
- Индивидуальные роли . Поскольку группы состоят из отдельных лиц, члены группы часто играют различные роли для достижения индивидуальных целей. Агрессор участвует в силовом или доминирующем общении, чтобы подавить других или инициировать конфликт с другими членами . Этот стиль общения может привести к тому, что некоторые участники будут молчать или оставаться пассивными. Блокировщик — это человек, который суетится или жалуется на мелкие процедурные вопросы, часто блокируя продвижение группы, не позволяя им добраться до задачи . Они беспокоятся о мелких деталях, которые в целом не важны для достижения желаемого группой результата. Самоисповедник использует группу как место для обсуждения личных или эмоциональных вопросов, не имеющих отношения к группе или ее задаче . Это человек, который рассматривает группу как группу, предназначенную для проведения групповой терапии. Playboy или Playgirl мало интересуются группой или проблемой и не вносят значимого вклада или вообще не вносят в нее никакого вклада. Это человек, который по существу не работает, но все же получает признание за работу группы. Джокер или Клоун использует неуместный юмор или замечания, которые могут отвлечь группу от ее миссии .
Популярный ситком «Трудоголики» (с 2011 г. по настоящее время) рассказывает о трех бросивших колледж, которые работают в телемаркетинговой компании и известны своей ужасной работой. Всегда работая в группе в своей общей кабинке, трое молодых людей являются яркими примерами членов группы, играющих Индивидуальные роли: Андерс в роли Агрессора, Блейк в роли Самоисповедника, Адам в роли Блокатора, и все трое в роли Блокатора. шутник или клоун в тот или иной момент. Как нетрудно догадаться, эта группа очень непродуктивна и малоэффективна.
Хотя у нас, конечно, нет места, чтобы охватить каждую роль, с которой вы можете столкнуться в группе, мы уверены, что вы можете указать свои собственные примеры людей, которые исполняли роли, которые мы обсуждали. Возможно, вы можете привести примеры, когда вы сами выполняли некоторые из этих ролей. Важно, чтобы члены группы понимали, какие роли они играют в группах, чтобы участвовать в позитивных действиях, помогающих группе. Одной из динамик, которой эти роли способствуют в процессе группового общения, является лидерство в группах. Давайте кратко рассмотрим, как лидерство функционирует в группах.
Лицензии и атрибуты
Лицензионный контент CC, совместно используемый ранее
- Обзор исследования связи. Авторы : Скотт Т. Пейнтон и Линда К. Хан. Предоставлено : Государственный университет имени Гумбольдта.