Руководство и лидерство психология: Лидерство и руководство: их сходства и различия

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство в социальной психологии выступают групповыми процессами, объединенными с социальной властью в коллективе. Лидер и руководитель – это человек, оказывающий на группу ведущее влияние, но лидер действует в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных.

Лидерство и руководство в психологии

Различия данных понятия связаны с двумя аспектами власти – формальным и психологическим. Формальный – это инструментальный аспект, он заключается в правовых полномочиях управляющего, а психологический определяет личностные возможности начальника, его способность влиять на членов группы. В связи с этим выделяют следующие отличительные признаки между лидером и руководителем:

  1. Лидер устанавливает межличностные отношения в группе, а руководитель – официальные.
  2. Лидерство формируется в условиях микросреды, а руководство же выступает элементом макросреды, всей системы отношений в обществе.
  3. Лидера выбирают стихийно, руководителя назначают.
  4. Руководство более стабильно, чем лидерство.
  5. Лидер может применять только неформальные санкции, тогда как руководитель еще и формальные.

В психологической характеристике этих понятий много схожих черт, однако лидерство относится к чисто психологической сфере, а руководство – к социальной.

Руководство и лидерство в менеджменте

На практике редко можно встретить соблюдение этих двух типов отношений в управлении. У значительной группы руководителей имеются лидерские качества, тогда как обратная последовательность встречается реже. Но и лидер, и руководитель по сути занимаются одним и тем же – стимулируют персонал организации, нацеливают его на поиск путей решения определенных задач, заботятся о средствах, посредством которых эти задачи можно реализовать.

На сегодняшний день выделяют три стиля лидерства и руководства:

  1. Авторитарный. Предусматривает минимум демократии и максимум контроля. То есть начальник принимает все решения единолично, осуществляет контроль за выполнением задач с угрозой наказания и не интересуется работником как личностью. Такой стиль обеспечивает вполне приемлемые результаты работы, но и недостатков у него много. Это и вероятность ошибок, и низкая инициатива, и неудовлетворенность сотрудников.
  2. Демократический. При этом все проблемы коллектив обсуждает сообща, учитываются мнение и инициатива всех сотрудников, коллеги контролируют себя сами, но и руководитель следит за их работой, проявляя к ним интерес и доброжелательное внимание. Это более действенный стиль, практически лишенный ошибок. В таком коллективе устанавливается доверие и взаимопонимание как между сотрудниками, так и между ними и начальником.
  3. Попустительский. Предусматривает максимум демократии и минимум контроля. При таком стиле отсутствуют какое-либо сотрудничество и диалог, все пущено на самотек, цели не реализуются, результат работы низкий, коллектив расслаивается на конфликтующие подгруппы.

Конечно, занять позиции лидера и руководителя в организации может только человек:

  • доминантный, умеющий влиять на подчиненных;
  • уверенный в себе;
  • эмоционально уравновешенный и устойчивый к стрессу;
  • креативный, способный творчески подходить к решению задач;
  • ответственный и надежный, честный, верный;
  • независимый, самостоятельно принимающий решения;
  • гибкий;
  • общительный, коммуникабельный.

Таким образом, различия в понятиях руководства и лидерства заключаются в том, что руководитель следит за тем, чтобы подчиненные делали вещи правильно, а лидер – чтобы они делали правильные вещи.

 

Статьи по теме:

Стили лидерства

В этой статье речь пойдет о стилях лидерства, то есть о том, какими методами и способами пользуется человек для того чтобы оказывать должное, желаемое влияние на другого человека или группу людей.

Лидерство в менеджменте

Лидер, независимо от профессиональной или социальной сферы деятельности, должен обладать определенным набором качеств, чтобы иметь авторитет и уважение. Существует восемь теорий лидерства в менеджменте, каждая из которых по-своему эффективна и уникальна.

Адаптация персонала — виды, цели и современные методы

Адаптация персонала – важный этап в развития предприятия. И если грамотно подойти к реализации подобной практики, то можно создать эффективно работающий коллектив, сотрудники которого будут в полной мере отвечать своей квалификации.

Стратегический менеджмент — сущность, функции и основные задачи

Стратегический менеджмент является важной составляющей в управлении любым предприятием, если поставлена цель – сделать его успешным и прибыльным. Необходимо знать основные этапы, функции, инструменты, проблемы и другую информацию, чтобы правильно реализовывать задуманное.

Руководство и лидерство. Виды и механизмы лидерства. Психологическая характеристика стилей руководства и лидерства.

Перейти к контенту

Рубрика: Экзаменационные вопросы по специальности «Педагогика и психология»Автор: admin

Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

 

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.

Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации. 2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений. 3. лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры. 4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное.
5. руководство подчиненными в отличие от лидерство обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет. 6. процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств  и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. 7. сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия называют и другие авторы. Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным.
Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.
Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Стили руководства. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются – стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. К. Левина в школе «групповой динамики» провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили обозначения: «авторитарный», «демократический» и «попустительский». Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов – не система. Позиция лидера – вне группы. Демократический стиль Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Похвала и порицание – с советами. Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты – с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. Попустительский стиль Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. Большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Adblock
detector

Дом

Зарегистрируйтесь здесь на CE Conversations in Leadership 15 ноября


SPIM теперь называется Обществом психологов-лидеров (SPL) — той же организацией, которую вы любите, но теперь она может предложить еще больше!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в дом Общества психологов лидерства (SPL)! SPL — это профессиональное общество, состоящее из профессиональных и доброжелательных психологов, которые работают руководителями, менеджерами, лидерами и консультантами с руководителями и менеджерами в организациях и корпорациях в различных секторах, включая бизнес, правительство, здравоохранение, общественные работы, консалтинг и академические науки. В SPL вы найдете интеллектуальную стимуляцию, дух товарищества и значимое участие — настоящее чувство общности. Изучите веб-сайт, чтобы узнать о преимуществах членства и о нашей ежегодной конференции!

SPL И APA – Хотя SPL является независимой ассоциацией, в первую очередь, как психологи, мы установили прочные отношения с Американской психологической ассоциацией (APA), которая предоставляет членам дополнительные преимущества.

SPL И APA. Несмотря на то, что SPL является независимой ассоциацией, мы, прежде всего психологи, установили прочные отношения с Американской психологической ассоциацией (APA), которые предоставляют членам дополнительные преимущества, включая полный онлайн-доступ к Психологии лидеров и содержанию лидерства (SPL’s собственный журнал, опубликованный APA), уведомление PsycAlert по электронной почте о новом контенте и доступ к страницам журналов APA в Facebook и Twitter .

  • Онлайн-подписка на 1 год на Психология лидеров и лидерства
  • Доступ к программе наставников/наставников (выберите одну или примите участие в обеих)
  • Доступ к каталогу членства
  • Сетевые возможности
  • CE Возможности
  • Регистрация на конференцию со скидкой
Присоединяйтесь сегодня

 

Мы официально начинаем
Сезон конференций SPL!   

 

Ежегодная конференция Общества психологов-лидеров 2023 года на тему «Лидерство в разных контекстах: лидерство в различных сообществах, ситуациях и временах» пройдет 27–30 апреля в Талсе, штат Оклахома, в отеле Tulsa Club. Забронируйте номер в отеле по этой ссылке.

Прием предложений для выступающих на конференции

Пока мы готовим программу конференции 2023 года, Комитет по планированию конференции SPL объявляет прием предложений. Мы ищем презентации и мероприятия, которые предоставят новые перспективы и уникальное понимание руководящей работы, которую выполняют наши члены. В этом году мы сосредоточимся на проблемах лидерства в различных контекстах. Эти контексты могут включать занятия, сообщества с уникальной историей, различные периоды нашей жизни и различные уровни неопределенности и кризиса. Если вы знаете кого-то (включая себя), кто, по вашему мнению, хорошо подходит для этой темы, отправьте предлагаемое название, аннотацию и краткую биографию для докладчика избранному президенту SPL и председателю конференции [email защищено] к 1 октября 2022 года. Что касается номинаций, комитет свяжется с номинатором и спикером, пока мы работаем над составлением программы конференции в ближайшие месяцы.

Прием предложений для спонсоров

Если вы знаете организацию, которая могла бы стать хорошим спонсором нашей конференции, пожалуйста, сообщите нам, кто они и почему они могут подойти для этой конференции. Свяжитесь с bradl[email protected].

Ждите дополнительной информации в ближайшие месяцы, поскольку мы набираем докладчиков и резервируем другие мероприятия, связанные с конференцией, включая экскурсии по району Гринвуд и архитектуре ар-деко Талсы.

 


 

Что такое организационное лидерство? — Степени организационной психологии

Организационное лидерство – это управленческий клей, скрепляющий организацию. Все больше и больше компаний осознают необходимость того, чтобы руководители обладали более сильными навыками работы с людьми и межличностным пониманием. Но редко можно встретить должность «организационного лидера» — вместо этого организационное лидерство представляет собой набор концептуальных инструментов и практик, которые позволяют лидерам стратегически общаться и контролировать производительность.

Какие существуют стили руководства?

Существуют различные стили руководства, соответствующие характеру отрасли и структуре организации. Многие успешные лидеры сочетают различные аспекты, чтобы быть гибкими и эффективными. Авторитарные и авторитарные лидеры редко спрашивают или принимают мнения. Этот жесткий стиль руководства хорошо работает в ситуациях, требующих пристального надзора и быстрого принятия решений.

Харизматичные лидеры ведут других за счет вдохновляющей поддержки, позитивного коучинга и активной мотивации. Трансформационные лидеры инициируют изменения с помощью официальной политики и проектов, которые требуют большей вовлеченности и производительности сотрудников. Демократическое и либеральное лидерство поощряют автономию и расширение прав и возможностей.

Что такое организационное лидерство?

Организационное лидерство расширяет традиционные подходы к управлению, сосредотачиваясь на стратегиях, основанных на действиях и результатах, для управления бизнесом. Руководители, использующие организационные подходы к лидерству, будут использовать сочетание навыков мягкого лидерства, таких как открытый диалог, построение команды и самоуправление.

Организационное лидерство процветает благодаря непрерывным инновациям и гибко реагирует на изменения. Организационное лидерство основано на идее, что удовлетворенные сотрудники, скорее всего, будут более эффективными и продуктивными. Автономия и расширение прав и возможностей занимают центральное место в организационном лидерстве. Исследования Gallup показывают, что взаимосвязь между вовлеченностью сотрудников и производительностью тесно связана.

Атрибуты лидерства

Успешные лидеры имеют схожие атрибуты и основные компетенции. Во-первых, они достигают отличных результатов, сосредотачиваясь на основных вопросах бизнеса и долгосрочных целях. Во-вторых, они строят отношения, будучи чувствительными к идеям и восприятию других. Их осведомленность о потребностях других позволяет им помогать сотрудникам принимать критику и преодолевать межличностные конфликты.

В-третьих, их навыки коучинга помогают им мотивировать персонал брать на себя ответственность за свою работу, цели и ошибки. Руководители организаций используют свои знания о сильных и слабых сторонах сотрудников, чтобы поощрять инициативу, подотчетность и принятие на себя большей ответственности. Руководители и сотрудники, которые хотят получить теоретические знания и получить практический опыт, должны подумать о получении степени для продвижения по карьерной лестнице.

Что изучают студенты, изучающие организационное лидерство?

Степени организационного лидерства становятся все более популярными, поскольку предприятиям нужны дальновидные лидеры, чуткие, находчивые и новаторские. Степени организационного лидерства основаны на поведенческих и социальных науках, поэтому студенты изучают новые модели и концепции лидерства. Это включает в себя моральное лидерство, обратную связь на 360 градусов и оценку эмоционального интеллекта (EI).

Занятия по системному мышлению обучают студентов инструментам для измерения управления данными, групповой работы и реализации результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *