Лидерство и руководство
Лидерство и руководство в социальной психологии выступают групповыми процессами, объединенными с социальной властью в коллективе. Лидер и руководитель – это человек, оказывающий на группу ведущее влияние, но лидер действует в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных.
Лидерство и руководство в психологии
Различия данных понятия связаны с двумя аспектами власти – формальным и психологическим. Формальный – это инструментальный аспект, он заключается в правовых полномочиях управляющего, а психологический определяет личностные возможности начальника, его способность влиять на членов группы. В связи с этим выделяют следующие отличительные признаки между лидером и руководителем:
- Лидер устанавливает межличностные отношения в группе, а руководитель – официальные.
- Лидерство формируется в условиях микросреды, а руководство же выступает элементом макросреды, всей системы отношений в обществе.
- Лидера выбирают стихийно, руководителя назначают.
- Руководство более стабильно, чем лидерство.
- Лидер может применять только неформальные санкции, тогда как руководитель еще и формальные.
В психологической характеристике этих понятий много схожих черт, однако лидерство относится к чисто психологической сфере, а руководство – к социальной.
Руководство и лидерство в менеджменте
На практике редко можно встретить соблюдение этих двух типов отношений в управлении. У значительной группы руководителей имеются лидерские качества, тогда как обратная последовательность встречается реже. Но и лидер, и руководитель по сути занимаются одним и тем же – стимулируют персонал организации, нацеливают его на поиск путей решения определенных задач, заботятся о средствах, посредством которых эти задачи можно реализовать.
На сегодняшний день выделяют три стиля лидерства и руководства:
- Авторитарный. Предусматривает минимум демократии и максимум контроля. То есть начальник принимает все решения единолично, осуществляет контроль за выполнением задач с угрозой наказания и не интересуется работником как личностью.
Такой стиль обеспечивает вполне приемлемые результаты работы, но и недостатков у него много. Это и вероятность ошибок, и низкая инициатива, и неудовлетворенность сотрудников.
- Демократический. При этом все проблемы коллектив обсуждает сообща, учитываются мнение и инициатива всех сотрудников, коллеги контролируют себя сами, но и руководитель следит за их работой, проявляя к ним интерес и доброжелательное внимание. Это более действенный стиль, практически лишенный ошибок. В таком коллективе устанавливается доверие и взаимопонимание как между сотрудниками, так и между ними и начальником.
- Попустительский. Предусматривает максимум демократии и минимум контроля. При таком стиле отсутствуют какое-либо сотрудничество и диалог, все пущено на самотек, цели не реализуются, результат работы низкий, коллектив расслаивается на конфликтующие подгруппы.
Конечно, занять позиции лидера и руководителя в организации может только человек:
- доминантный, умеющий влиять на подчиненных;
- уверенный в себе;
- эмоционально уравновешенный и устойчивый к стрессу;
- креативный, способный творчески подходить к решению задач;
- ответственный и надежный, честный, верный;
- независимый, самостоятельно принимающий решения;
- гибкий;
- общительный, коммуникабельный.
Таким образом, различия в понятиях руководства и лидерства заключаются в том, что руководитель следит за тем, чтобы подчиненные делали вещи правильно, а лидер – чтобы они делали правильные вещи.
Статьи по теме:
Стили лидерства В этой статье речь пойдет о стилях лидерства, то есть о том, какими методами и способами пользуется человек для того чтобы оказывать должное, желаемое влияние на другого человека или группу людей. |
Лидерство в менеджменте Лидер, независимо от профессиональной или социальной сферы деятельности, должен обладать определенным набором качеств, чтобы иметь авторитет и уважение. Существует восемь теорий лидерства в менеджменте, каждая из которых по-своему эффективна и уникальна. |
Адаптация персонала — виды, цели и современные методы Адаптация персонала – важный этап в развития предприятия. | Стратегический менеджмент — сущность, функции и основные задачи Стратегический менеджмент является важной составляющей в управлении любым предприятием, если поставлена цель – сделать его успешным и прибыльным. Необходимо знать основные этапы, функции, инструменты, проблемы и другую информацию, чтобы правильно реализовывать задуманное. |
Руководство и лидерство. Виды и механизмы лидерства. Психологическая характеристика стилей руководства и лидерства.
Перейти к контенту
Рубрика: Экзаменационные вопросы по специальности «Педагогика и психология»Автор: admin
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.




Стили руководства. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются – стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. К. Левина в школе «групповой динамики» провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили обозначения: «авторитарный», «демократический» и «попустительский». Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов – не система. Позиция лидера – вне группы. Демократический стиль Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Похвала и порицание – с советами. Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты – с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. Попустительский стиль Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний.
Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. Большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector
Дом
Зарегистрируйтесь здесь на CE Conversations in Leadership 15 ноября ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в дом Общества психологов лидерства (SPL)! SPL — это профессиональное общество, состоящее из профессиональных и доброжелательных психологов, которые работают руководителями, менеджерами, лидерами и консультантами с руководителями и менеджерами в организациях и корпорациях в различных секторах, включая бизнес, правительство, здравоохранение, общественные работы, консалтинг и академические науки. SPL И APA – Хотя SPL является независимой ассоциацией, в первую очередь, как психологи, мы установили прочные отношения с Американской психологической ассоциацией (APA), которая предоставляет членам дополнительные преимущества. SPL И APA. Несмотря на то, что SPL является независимой ассоциацией, мы, прежде всего психологи, установили прочные отношения с Американской психологической ассоциацией (APA), которые предоставляют членам дополнительные преимущества, включая полный онлайн-доступ к Психологии лидеров и содержанию лидерства (SPL’s собственный журнал, опубликованный APA), уведомление PsycAlert по электронной почте о новом контенте и доступ к страницам журналов APA в Facebook и Twitter .
Присоединяйтесь сегодня
Мы официально начинаем
Ежегодная конференция Общества психологов-лидеров 2023 года на тему «Лидерство в разных контекстах: лидерство в различных сообществах, ситуациях и временах» пройдет 27–30 апреля в Талсе, штат Оклахома, в отеле Tulsa Club. Прием предложений для выступающих на конференции Пока мы готовим программу конференции 2023 года, Комитет по планированию конференции SPL объявляет прием предложений. Мы ищем презентации и мероприятия, которые предоставят новые перспективы и уникальное понимание руководящей работы, которую выполняют наши члены. В этом году мы сосредоточимся на проблемах лидерства в различных контекстах. Эти контексты могут включать занятия, сообщества с уникальной историей, различные периоды нашей жизни и различные уровни неопределенности и кризиса. Если вы знаете кого-то (включая себя), кто, по вашему мнению, хорошо подходит для этой темы, отправьте предлагаемое название, аннотацию и краткую биографию для докладчика избранному президенту SPL и председателю конференции [email защищено] к 1 октября 2022 года. Что касается номинаций, комитет свяжется с номинатором и спикером, пока мы работаем над составлением программы конференции в ближайшие месяцы. Прием предложений для спонсоров Если вы знаете организацию, которая могла бы стать хорошим спонсором нашей конференции, пожалуйста, сообщите нам, кто они и почему они могут подойти для этой конференции. Свяжитесь с bradl[email protected]. Ждите дополнительной информации в ближайшие месяцы, поскольку мы набираем докладчиков и резервируем другие мероприятия, связанные с конференцией, включая экскурсии по району Гринвуд и архитектуре ар-деко Талсы.
|
Что такое организационное лидерство? — Степени организационной психологии
Организационное лидерство – это управленческий клей, скрепляющий организацию. Все больше и больше компаний осознают необходимость того, чтобы руководители обладали более сильными навыками работы с людьми и межличностным пониманием. Но редко можно встретить должность «организационного лидера» — вместо этого организационное лидерство представляет собой набор концептуальных инструментов и практик, которые позволяют лидерам стратегически общаться и контролировать производительность.
Какие существуют стили руководства?
Существуют различные стили руководства, соответствующие характеру отрасли и структуре организации. Многие успешные лидеры сочетают различные аспекты, чтобы быть гибкими и эффективными. Авторитарные и авторитарные лидеры редко спрашивают или принимают мнения. Этот жесткий стиль руководства хорошо работает в ситуациях, требующих пристального надзора и быстрого принятия решений.
Харизматичные лидеры ведут других за счет вдохновляющей поддержки, позитивного коучинга и активной мотивации. Трансформационные лидеры инициируют изменения с помощью официальной политики и проектов, которые требуют большей вовлеченности и производительности сотрудников. Демократическое и либеральное лидерство поощряют автономию и расширение прав и возможностей.
Что такое организационное лидерство?
Организационное лидерство расширяет традиционные подходы к управлению, сосредотачиваясь на стратегиях, основанных на действиях и результатах, для управления бизнесом. Руководители, использующие организационные подходы к лидерству, будут использовать сочетание навыков мягкого лидерства, таких как открытый диалог, построение команды и самоуправление.
Организационное лидерство процветает благодаря непрерывным инновациям и гибко реагирует на изменения. Организационное лидерство основано на идее, что удовлетворенные сотрудники, скорее всего, будут более эффективными и продуктивными. Автономия и расширение прав и возможностей занимают центральное место в организационном лидерстве. Исследования Gallup показывают, что взаимосвязь между вовлеченностью сотрудников и производительностью тесно связана.
Атрибуты лидерства
Успешные лидеры имеют схожие атрибуты и основные компетенции. Во-первых, они достигают отличных результатов, сосредотачиваясь на основных вопросах бизнеса и долгосрочных целях. Во-вторых, они строят отношения, будучи чувствительными к идеям и восприятию других. Их осведомленность о потребностях других позволяет им помогать сотрудникам принимать критику и преодолевать межличностные конфликты.
В-третьих, их навыки коучинга помогают им мотивировать персонал брать на себя ответственность за свою работу, цели и ошибки. Руководители организаций используют свои знания о сильных и слабых сторонах сотрудников, чтобы поощрять инициативу, подотчетность и принятие на себя большей ответственности. Руководители и сотрудники, которые хотят получить теоретические знания и получить практический опыт, должны подумать о получении степени для продвижения по карьерной лестнице.
Что изучают студенты, изучающие организационное лидерство?
Степени организационного лидерства становятся все более популярными, поскольку предприятиям нужны дальновидные лидеры, чуткие, находчивые и новаторские. Степени организационного лидерства основаны на поведенческих и социальных науках, поэтому студенты изучают новые модели и концепции лидерства. Это включает в себя моральное лидерство, обратную связь на 360 градусов и оценку эмоционального интеллекта (EI).
Занятия по системному мышлению обучают студентов инструментам для измерения управления данными, групповой работы и реализации результатов.