Руссо «Общественный договор» – краткое содержание и анализ
читайте на нашем сайте статьи краткую и более подробную биографии Жана-Жака Руссо
Самое главное сочинение Жан-Жака Руссо – «Общественный договор» («Contrat social»). Это весьма важный для уразумения духа философии XVIII века политический трактат: он может служить образцом того чисто рационалистического и абстрактного отношения к обществу, которое характеризует мысль той эпохи. С другой стороны, он имел громадное влияние на политическое воспитание французского общества, и идеи этого трактата сделались руководящими принципами революции, особенно во втором фазисе её развития.
В самом деле, основа «Общественного договора» чисто рационалистическая. «Человек, по Руссо, рождается свободным, но везде он в цепях», а общественный порядок «не дается природой, следовательно, он основан на соглашениях (conventions), потому весь вопрос в том, чтобы узнать, в чем заключаются эти соглашения». Свободнорожденный человек, из отвлеченного понятия о котором исходит Руссо, является у него вместе с тем существом преимущественно разумным. Руссо не принимает в расчет ни тех отношений зависимости человека от других людей, среди которых человек является в свет, ни того обстоятельства, что далеко не все люди поступают разумно, и что вообще не один разум руководит человеческими поступками. Как раз самые ревностные преследователи Руссо действовали впоследствии, руководимые прежде всего страстью. Взяв за исходный пункт своего рассуждения в «Общественном договоре» отвлеченную личность, а не реального человека, Жан-Жак Руссо думал, однако, что он берет людей таковыми, каковы они на самом деле, и даже особенно ставил это на вид читателю. И вот у него люди, эти вполне разумные существа, совершенно сознательно и вполне добровольно вступают в союз на основании взаимного договора, а затем и государство является именно таким союзом, имеющим своею целью общее благо, которое, по Руссо, не только для всех одинаково, но и всеми одинаково понимается.
Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур
Учение о договорном происхождении государства существовало ранее Руссо: за целое до него столетие Гоббс уже отрицал общежительную природу человека, признававшуюся древними, а из новых, например, Гроцием (appetitus societatis), но зато Руссо совершенно по-своему понял содержание этого договора, не говоря уже о том, что у него речь идет уже не о договоре между правительством и народом, о котором учили кальвинистские и индепендентские писатели XVI и XVII вв. ; Руссо даже совершенно отрицал подобный договор. В силу изначального договора у него создается верховная власть народа (souveraineté du peuple), и хотя опять-таки в учении о народовластии Руссо имел многочисленных предшественников в средние века и в новое время, тем не менее и тут он особенным образом понял идею, превратив прежнее, чисто идеальное представление прямо в какую-то реальную величину, так как у него вся совокупность народа является как бы единственной инстанцией, определяющею всю будущую деятельность государства.
Содержание самого общественного договора у Руссо выражено в следующих словах: нужно «найти такую форму соединения (association), которая защищала бы и охраняла всею своею общею силою личность и имущество каждого своего члена (associé) и посредством которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, лишь самому себе, оставаясь столь же свободным, как и раньше». Другими словами, по Руссо, человек должен был бы сохранять в государстве всю свободу естественного состояния. Но в той же самой главе, где дана приведенная формула, основным условием общественного договора считается «совершенное отчуждение личностью всех своих прав в пользу общества» (l’aliénation totale de chaque associé avec tous ses droits à toute la communauté) и притом отчуждение без каких бы то ни было ограничений (sans réserve), ибо, поясняет Руссо, «если бы у частных лиц оставались какие-либо права, то ввиду отсутствия высшего трибунала, который мог бы разрешать споры между ним и обществом (le public), каждый, будучи некоторым образом собственным судьей, скоро вообразил бы себя и судьей всех». Руссо думает, впрочем, что «когда каждый отдает себя в распоряжение всех, он в сущности не отдается никому». «Раз, – рассуждает он еще, – носитель верховной власти (le souverain, т. е. народ) состоит из образующих его частных лиц, у него нет и быть не может интересов, противоположных их интересам, и, следовательно, нет надобности, чтобы верховная власть была обставлена гарантиями со стороны подданных, ибо невозможно, чтобы тело захотело вредить всем своим членам» (как будто большинство не могло бы нарушать прав меньшинства или единичных лиц). Во всяком случае, индивидуальная свобода в государстве Руссо ничем не обеспечивается.
Далее, прежние учения о народовластии оставляли за правительством самостоятельное значение, но в «Общественном договоре» Руссо суверенитет народа понимается не в смысле первичной основы власти, а в смысле самого непосредственного ею пользования, и державный народ, как совокупность всей массы граждан, проявляет непосредственно законодательную власть. У Гоббса народ передает абсолютную власть над собою правительству, у Руссо, наоборот, эта власть сохраняется всецело за народом. По определению, данному в «Общественном договоре», эта верховная власть народа неотчуждаема, неделима, непогрешима, неограничима. Вот как сам Жан-Жак Руссо говорит обо всем этом. «Верховная власть, будучи лишь проявлением (exercice) общей воли, никогда не может быть отчуждаема, и государь (le souverain, т. е. носитель верховной власти, а у Руссо это весь народ), как существо собирательное (être collectif), может быть представляем только самим собою: власть (le pouvoir) может еще передаваться, но не воля. .. По той же причине, по которой верховная власть неотчуждаема, она и неделима, ибо воля есть, общая или её нет, т. е. она есть воля всего народа или его части». Руссо делает здесь примечание такого рода: «для того, чтобы воля была общей, нет надобности, чтобы она всегда была единодушна, но необходимо, чтобы все голоса были сосчитаны»; но вообще определение «общей воли» у него очень неясно, и если он отличает ее (la volonté générale) от «воли всех» (la volonté de tous), то он все-таки не показывает, каким образом может возникнуть общая воля там, где существуют разные классы, партии и частные интересы, образующие неодинаковые воли. «Общая воля, – продолжает он в «Общественном договоре» далее, – всегда права и постоянно стремится к общественной пользе… Народ всегда желает собственного блага; но не всегда его видит: никогда нельзя подкупить народ, но его можно обмануть, и лишь тогда кажется, будто он желает того, что дурно». «Как природа, наконец, дает каждому человеку абсолютную власть над всеми его членами, общественный договор (le pacte social) дает политическому телу над всеми его членами такую же абсолютную власть, и она-то, направляемая общею волею, носит название верховной власти».
Одним словом, государственный абсолютизм, отдаваемый Гоббсом правительству, «Общественный договор» Руссо переносит на весь народ: свободу народа он смешивает с властью народа, а равенство понимает не в смысле равенства гражданских прав, а в смысле равенства во власти.Целью равенства у Руссо является не пользование личною свободою и индивидуальными способностями, а непосредственное участие во власти, т. е. лишь бы все были равны во власти, а там пускай последняя будет беспредельна, как бы Руссо при этом ни оговаривался в том смысле, что общая воля, руководимая разумом, и потребовать не может, чтобы на личность были наложены бесполезные цепи.
Между прочим, в самом конце «Общественного договора» есть глава о гражданской религии. Руссо находит, что христианство, отвлекая сердца людей от всего земного, отрывает их и от государства, – и потому считает необходимым, чтобы верховная власть установила чисто гражданское исповедание веры с правом изгнания из государства всякого, кто не станет верить в её заповеди, как человека непригодного к общественной жизни, а «если, – продолжает Руссо, – кто-либо, публично признав догмат этой религии, будет вести себя так», как будто он в них не верит, то он должен быть наказан смертью, как человек, который совершил величайшее преступление, солгав перед законами». В число догматов этой религии (вера в Бога, в бессмертие души, в загробное воздаяние и в святость общественного договора и законов) Руссо включает запрещение нетерпимости, и тот, кто верит, что вне церкви нет спасения, по его мнению, должен быть прямо изгоняем из государства. Враг нетерпимости, Руссо не замечает, как он сам вводит нетерпимость в свою государственную религию. Таким образом, его политическая теория, проповедуя самое широкое народовластие, соединяет последнее, в сущности, с отрицанием индивидуальной свободы.
Эта теория «Общественного договора» существенным образом отличается от учения Монтескье. Автор «Духа законов» признает за народом право участия в законодательстве, но в форме представительства и под условием разделения властей; наоборот, Руссо был сторонником непосредственного народовластия и неограниченности государственной власти античных республик. Монтескье отказывался признавать чистые демократии древнего мира свободными республиками, но на политическом мышлении Руссо, как и на других политических писателях эпохи сильно сказывалось влияние именно классических образцов, и та самая Англия, которая автором «Духа законов» ставилась в пример свободного государственного устройства, у Руссо и у других политиков того же направления (например, у Мабли) являлась, наоборот, примером, которого следует остерегаться. «Верховная власть, – говорит Руссо в «Общественном договоре», – не может быть представляема», а потому «депутаты народа не могут быть его представителями, ибо они – только его приказчики (commissaires), не имеющие права делать окончательных постановлений. Всякий закон, не утвержденный непосредственно народом, не имеет силы; это и не закон вовсе. Английский народ воображает себя свободным и глубоко заблуждается: он свободен лишь во время выборов в парламент, но едва только выборы кончаются, он делается рабом, он ничто. В короткие минуты своей свободы он пользуется ею так, что вполне заслуженно ее теряет».
Кроме того, признавая неделимость верховной власти, Руссо вооружается в «Общественном договоре» против известного учения Монтескье о разделении властей. Наши политики, говорит Руссо, «делают из суверена существо фантастическое, как бы составленное из разных кусков, как если бы они стали составлять человека из многих тел, из которых у одного были бы лишь глаза, у другого руки, у третьего ноги и больше ничего. Рассказывают, что японские фокусники разрубают ребенка на глазах зрителей, бросают в воздух его члены один за другим и получают в свои руки ребенка живым и невредимым. Таковы приблизительно и фокусы-покусы наших политиков: расчленив общественное тело чудесным способом, достойным показывания на ярмарках, они опять соединяют его куски, неизвестно каким образом».
Все дело в том, далее, что у Монтескье исполнительная власть пользуется самостоятельностью по отношению к власти законодательной, тогда как у Руссо исполнительная власть, или правительство в тесном смысле, является лишь вполне зависимым приказчиком «уверенного народа. Если, с другой стороны, у Гоббса народ отказывается в пользу правительства целиком от своей верховной власти, то у Руссо последняя, как было сказано, остается за народом. Автор «Общественного договора» считает поэтому деспотией всякую государственную форму, при которой верховная власть не принадлежит народу, а республикою называет всякое государство, где сувереном является народ, хотя бы правительство было монархическое, раз только правитель есть лишь простой исполнитель воли державного народа. И классификация форм правления в «Общественном договоре» Руссо отличается от общеупотребительной. В её основу положено не то, кому принадлежит верховная власть, а то, из кого состоит правительство, и с этой точки зрения демократическим правлением было бы такое, при котором все граждане, имея законодательную власть, пользовались бы сверх того и правом приводить в исполнение законы. Сам Руссо, однако, находит, что «если бы существовал народ богов, то он управлялся бы демократически», но что «такое совершенное правление не подходит к людям». Другими словами правительством не может быть весь народ.
Различая в государстве законодательную и исполнительную власти, как волю и силу, Руссо вообще называет «правительством, или высшей администрацией законное пользование исполнительною властью, а правителем (prince) или магистратом лицо или учреждение, на которое возложена эта администрация». Он отрицает при этом существование договора между народом и правительством, так как есть только один первоначальный договор, образующий государство, и всякий другой был бы лишь его нарушением. Делая весь народ единственным носителем неограниченной верховной власти по отношению к отдельной личности, Руссо, наконец, лишает и правительство не только всякой самостоятельности по отношению к суверенному народу, но и всякой устойчивости. А именно: дабы правительство не могло захватить верховную власть и сделаться деспотическим, Руссо советует в «Общественном договоре», чтобы народ время от времени сам собою собирался и чтобы на его собраниях непременнейшим образом ставились и пускались на голоса два вопроса: желает ли державный народ сохранить данную правительственную форму и желает ли он оставить исполнительную власть в руках лиц, которым она в данный момент вверена? Мало того: народ всегда может нарушить и сам договор, на котором основано государство. Таким образом, одними сторонами своей теории узаконивая деспотизм государства над личностью, другими сторонами той же теории Руссо вводит в государственную жизнь начало анархии, – до такой степени в нем уживались противоречия, – и теория «Общественного договора», поэтому, была не столько теорией государства, сколько теорией революции.
Прибавим еще, что Руссо не отрицал монархию или королевскую власть, как государственную форму, в некоторых случаях даже предпочитая ее коллективному правительству, но его монарх – не государь (souverain), а республиканский сановник, хотя и называющийся королем. Подобная королевская власть с верховенством суверенного народа существовала в Польше, где роль такого народа играла, как известно, шляхта. По просьбе поляков Руссо написал об их государственном устройстве особое сочинение («Considérations sur le gouvernement de Pologne»), в котором он вообще выразил сочувствие польской республиканской монархии. Во Франции эта идея равным образом сделалась популярной, и если конституция 1791 года заимствовала у Монтескье представительную систему и принцип разделения властей, то в самое основание этой конституции все-таки были положены идеи «Общественного договора» Руссо о народовластии и о монархии в смысле учреждения, существующего лишь для исполнения воли суверенного народа.
Жан Жак Руссо — сообщение доклад
- Энциклопедия
- Люди
- Жан Жак Руссо
Жан-Жак Руссо – философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, композитор, ботаник и музыковед, родился 28. 06.1712 в Женеве. Славится педагогическими трудами и был провокатором Великой французской революции.
Воспитывался отцом Исааком Руссо, мать Сюзана Бернар умерла при родах. Исаак работал часовщиком и учителем танцев, все силы вкладывал в развитие сына. После совершения преступления, отдав Жан-Жака дяде по линии матери, уехал из Женевы.
В 11 лет мальчика передают в протестантский пансион, через год нотариусу. В 1725 отдали граверу. Руссо весь этот период был предан чтению, за что его наказывали, т.к. он отвлекался от работы. Данный опыт научил его воровать, лгать и лицемерить.
В 16 лет Руссо сбегает, из-за чего его отправляют в монастырь. Далее, парень идет лакеем к состоятельной семье, там его обучают итальянскому и навыкам письма. Кроме того, будущий философ был секретарем и домашним наставником.
Став философом, Руссо выдвинул теорию создания государства договорным способом, поддерживал равенство и демократию.
Популярность мыслителю принесла книга «Новая Элоиза», благодаря которой он стал основоположником романтизма.
В 1753 Жан-Жак ставит оперу «Деревенский колдун», которая вознесла его на новый уровень славы.
Руссо считал, что личность человека зависит от воспитания, и написал несколько педагогических идей. Был противником церковного образования, считал, что каждый должен само реализовываться, открывая в себе новые качества, быть независимым и трудиться, зарабатывая себе на жизнь.
Трактат «Эмиль» Жан-Жака о воспитании и развитии детей сожгли, а последнего указали арестовать, считая, что мировоззрение философа опасно для государства, но тот скрылся.
Сожительствовал с Терезой Левассер, глупой, вульгарной и несимпатичной служанкой, с которой прожил до смерти. После 20 лет жизни они обвенчались, а родившихся 5 детей сразу отдавали в воспитательный дом. Руссо оправдывался, что у него нет денег, к тому же дети мешали бы его философствованию.
02.06.1778 Руссо не стало. Похоронили его на остове Ив, согласно последней просьбе умершего, через некоторое время останки перенесли в Пантеон. Спустя 20 лет прах был похищен и выкинут в яму с известью.
Вариант 2
Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — известный французский учёный эпохи Просвещения. Занимался музыкой, философией, литературой, ботаникой. Известнейший представитель культурного течения сентиментализм. Автор 7 музыкальных опер. Многие называют его предвестником Великой французской революции. Современникам он запомнился своей неординарностью и смелыми идеями.
Руссо родился в Женеве. Его отец, Исаак Руссо, был учителем танцев и часовым мастером. Мать, внучка пастора, скончалась во время родов. Вскоре его отец вынужден был бежать в соседнюю Швейцарию, скрываясь от преследования властей за совершённое преступление. Жан-Жак остаётся со своим дядей. Когда ему было 11 лет он недолго прожил в пансионе, затем обучался у нотариуса и гравёра. В это время он любит много читать и гулять. В 16 лет он оставляет родную Женеву и принимает католицизм. Всю молодость он часто переезжает с места на место, иногда просто бродяжничает. Он пытается работать, но с работой у него не ладится, подолгу он не задерживается ни на одном месте. Жан-Жак часто прибегает к помощи различных покровителей, с которыми порой обходится невежливо. В 24 года он представляет академии свою первую работу — собственную систему нотной записи, но она принята не была.
Следующая его работа, посвящённая теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов?» имеет огромный успех, как и третья по счёту работа. Затем он пишет оперу — «Деревенский колдун», которая была поставлена при дворе короля. Он поселяется в имении известной писательницы, госпожи д’Эпине. К нему приходит слава. В следующие десятилетие он выпустит ещё пять работ. Он на некоторое время примыкает к кружку энциклопедистов, и у него происходит любовная драма.
Позднее он знакомится с малограмотной служанкой, от которой впоследствии у него родится 5 детей. Всех их он отдаст в детский дом. Руссо сочиняет романы, конфликтует с правительством, духовенством, с философом Вольтером. Он часто меняет место жительства. Впоследствии Жан-Жак увлекается растениями, особенно мхами. За всю свою жизнь он выпустил 21 работу, в том числе оперы и другие музыкальные произведения, стихи, комедии, философские труды, трактаты, эссе. Он умер во Франции в возрасте 66 лет.
Жан-Жак Руссо один из известнейших людей в истории искусства и философии. Его личности и творческой жизни было посвящено множество книг, его вклад в культуру и философию, влияние на современников огромны. Его личность, поступки, характер весьма неординарны, а иногда и вульгарны. В Женеве установлен памятник Руссо, в Москве и Петербурге существуют популярные в среде творческой интеллигенции кафе названные в его честь.
Жан Жак Руссо
Интересные темы
Федерика Руссо: Публикации — PhilPeople
4
Философия биологии
27
Формализм рекурсивной байесовской сети изначально был разработан для моделирования вложенных причинно-следственных связей.
6
Techno-Scientific Practices анализирует и помогает читателям понять роль инструментов и технологий в научной практике и их партнерство с людьми в получении знаний о мире.
4
Почему представления о том, как механизмы связаны с причинно-следственными связями и вероятностью, так сильно различаются в разных науках? Может ли прогресс в понимании инструментов причинного вывода в одних науках привести к прогрессу в других? В этой книге рассматриваются эти и другие вопросы, касающиеся использования причинности в науках.
Причинное рассуждение, разное
1
Доступное руководство для тех, кто сталкивается с изучением логики Впервые в этой книге рассматриваются ключевые мыслители, термины и тексты.
Логика и философия логики
5
Экспериментальная революция в социальных науках — один из самых значительных методологических сдвигов, произошедших в этой области со времени «количественной революции» в девятнадцатом веке. Одной из часто ценимых особенностей экспериментирования в социальных науках является именно тот факт, что существуют четкие методологические правила проверки гипотез, которые исходят из методов естественных наук и методологии РКИ в биомедицинских науках и позволяют выносить решения …Подробнее
26
COVID-19 показал, что науке необходимо научиться лучше справляться с непреодолимой неопределенностью, связанной с глобальными системными рисками, а также с социальной ответственностью науки перед общественным благом. Дальнейшее развитие эпистемологических принципов новых теорий и экспериментальных практик, альтернативных путей исследования и общения, а также различных мнений может стать важным вкладом истории и философии науки и научных исследований в продолжающееся преобразование…Читать далее
13
Критические исследования данных исследуют уникальные культурные, этические и критические проблемы, связанные с большими данными. Вместо того, чтобы рассматривать большие данные только как научно эмпирические и, следовательно, в значительной степени нейтральные явления, CDS отстаивает точку зрения, согласно которой большие данные следует рассматривать как всегда-уже составленные в рамках более широких наборов данных. Сборки — это концепция, которая помогает охватить множество способов, которыми уже составленные структуры данных влияют на общество и взаимодействуют с ним, его организацией и функционированием, а также…Читать далее
87
В книге рассматриваются эти и другие вопросы, касающиеся использования причинности в науке.
Причинность в экономикеПричинное моделированиеРазновидности причинно-следственной связи, РазноеТеории причинности, РазноеCausatio…Подробнее
6
Преимущество изучения причинности с точки зрения моделирования заключается в том, что оно естественным образом приближает нас к практике науки. Это означает возможность налаживания междисциплинарного диалога, который противопоставляет и сравнивает методы моделирования в различных областях, например, в экономике и биологии, медицине и статистике, изменении климата и физике. Это также означает, что он помогает философам, ищущим вопросы, выходящие за рамки узкого «что такое причинность» или «что такое отношения», и, таким образом, ставит …Читать дальше
90
Согласно Russo and Williamson: 157–170, 2007, Hist Philos Life Sci 33:389–396, 2011a, Philos Sci 1:47–69, 2011b), чтобы установить причинно-следственную связь в форме «C является причиной Е’, обычно требуется доказательство того, что существует лежащий в основе механизм между С и Е, а также доказательство того, что С имеет значение для Е. основанные на движениях, склонны отдавать предпочтение доказательствам создания различий над доказательствами …Читать далееМедицинская этикаДоказательства и знанияДоказательная медицинаМеханистическое объяснениеМедицинское эпистемоло…Подробнее
142
Антикаузальные пророчества прошлого века опровергнуты. Причинность не является ни «пережитком прошлого», ни «еще одним фетишем современной науки»; он до сих пор занимает большую часть текущих дебатов в философии и естественных науках. Это исследование причинного моделирования представляет собой обоснование причинности, то есть понятие, которое направляет причинное рассуждение в причинном моделировании. Утверждается, что причинно-следственные модели регламентированы обоснованием изменчивости, регулярности или инвариантности, поэтому они нарушаются…Читать далее
Причинность в экономикеПричинное моделированиеКаузальное рассуждение, РазноеВероятностная причинность
42
Один из способов, которым социологи объясняют явления, — построение структурных моделей. Эти модели являются объяснительными, поскольку им удается выполнить рекурсивную декомпозицию исходного многомерного распределения вероятностей, которую можно интерпретировать как механизм. Объяснения в социальных науках имеют общие важные аспекты, которые были подчеркнуты в литературе по механизмам. Примечательно, что разъяснение функционирования механизма придает ему объяснительную силу. Таким образом, социологи должны выбирать вариант…Читать далее
Каузальное моделированиеФункциональное объяснение в социальных наукахМеханистическое объяснениеМодели и объяснение
37
Использование фактических данных в медицине — это то, что мы должны постоянно улучшать. Эта книга направлена на то, чтобы развить наше понимание механизмов оценки фактических данных в медицине, общественном здравоохранении и социальной помощи; а также предлагает инструменты, помогающие внедрить улучшенную оценку доказательств механизма на практике.
Философия медицины
25
Эпистемическое разнообразие — это способность или возможность производить разнообразные и богатые эпистемические аппараты для осмысления окружающего нас мира. В этой статье мы обсуждаем, препятствуют ли и в какой степени различные концепции знания — в частности, как «обоснованное истинное убеждение» и как «распределенное и воплощенное познание» — препятствуют или способствуют эпистемическому разнообразию. Затем мы связываем эту дискуссию с широко распространенным движением в науке и философии к одноязычной дисциплинарной среде. Мы утверждаем, что английский язык, несмотря на…Читать дальше
Наука, логика и математика
88
Причинно-следственные связи в биомедицинских контекстах распространены повсеместно, хотя и не всегда четко выражены. В данной статье рассматривается вопрос о том, что означают причинно-следственные связи в контексте болезни. Утверждается, что в медицинском контексте причинность следует интерпретировать в соответствии с эпистемологической теорией. Эпистемическая теория предлагает альтернативу традиционным подходам, которые обналичивают причинно-следственную связь либо с точки зрения «создающих различие» отношений, либо с точки зрения механизмов. Согласно эпистемическому подходу, каузальные …Читать далее
Философия медицины
15
Наука и ценности, разноеИндуктивный рискТеоретические достоинства, разное
27
Общепризнано, что социальные факторы связаны с последствиями для здоровья: многие исследования послужили установлению корреляций между классами социальных факторов, с одной стороны, и классами болезней, с другой. Однако, почему и как социальные факторы играют активную роль в этиологии развития болезни, лишь недавно привлекли внимание в науках о здоровье и гуманитарных медицинских науках. В этой статье мы отстаиваем мнение о том, что так же, как биомаркеры помогают проследить причинно-следственную связь…Читать дальше
26
Наука и ценности Индуктивный риск
25
В последние десятилетия системная биология (включая исследования рака) развивалась благодаря технологиям, статистическому моделированию и биоинформатике. В этой статье мы пытаемся вернуть биологическое и философское мышление. Таким образом, мы стремимся сделать совместимыми различные традиции мысли: (а) причинность в эпидемиологии и философском теоретизировании — в частности, подход «достаточно-компонент-причина» и подход «передачи метки»; (б) новые сведения о патогенезе заболевания, т.е. «разветвленная модель…Подробнее
Причинно-следственная связь, РазноеМедицинская эпистемологияРак
66
Научная и философская литература о причинности стала узкоспециализированной. Трудно найти подходящие точки доступа для студентов, молодых исследователей или специалистов за пределами этой области. Эта книга представляет собой путеводитель по сложной литературе, объясняет научные проблемы причинности и философские инструменты, необходимые для их решения.
21
Наука, логика и математика
18
Технологии всегда были носителями глубоких изменений в науке, обществе и любой другой сфере жизни. Последняя технологическая революция — цифровая революция — не является исключением в этом отношении. Эта статья представляет революцию, вызванную цифровыми технологиями, через призму особого подхода: философии информации. Утверждается, что принятие информационного подхода помогает избежать утопических или антиутопических подходов к технологиям, оба выражения технологии…Читать далее
37
Противоречия между научными теориями в основном изучались с точки зрения паранепротиворечивой логики. Этот подход учитывал формальные свойства теорий и структуру выводов, которые можно правомерно сделать из теорий. Однако несоответствия можно также анализировать с точки зрения методов моделирования, в частности, как методы моделирования могут привести ученых к формированию мнений и взглядов, которые отличаются, но не обязательно противоречат друг другу. В таком случае…Читать далее
Философия науки, общие работы Общая философия науки, разное
12
Большая часть современной науки на самом деле является технонаукой в том смысле, что она в решающей степени зависит от нескольких технологий для генерации, сбора и анализа данных. Это побуждает к пересмотру отношений между наукой и технологиями. В этом эссе я продвигаю точку зрения, согласно которой нам лучше выйти за пределы «точки зрения подчинения» и «инструментальной» точки зрения. Первый направлен на установление превосходства науки над технологиями, а второй инструментально использует технологии для поддержки…Читать далее
38
Причинная оценка — это проблема установления причинности связи между (переменной) X и (переменной) Y. Эта проблема, безусловно, широко распространена в науках. Согласно признанным позициям в философии причинности и методологии социальных наук, инвариантность при вмешательстве обеспечивает наиболее надежный критерий для определения того, является ли X причиной Y. Это объяснение инвариантности (при вмешательстве) подвергалось критике, среди прочего, потому, что оно делает манипуляции на пу…Подробнее
91
В статье рассматриваются определения «причины» в эпидемиологической литературе. Все эти определения описывают причины как факторы, влияющие на распространение болезни или на индивидуальное состояние здоровья. На философском жаргоне причины в эпидемиологии создают различия. Два иска защищены. Во-первых, утверждается, что эти определения лежат в основе эпистемологии и методологии, основанной на понятии вариации, в отличие от доминирующей юмовской парадигмы, согласно которой мы…Читать далее
Философия медицины, Разное
Направления экономикиВопросы философии экономикиЭкспериментальная экономика
41
Философия медицины: между клиническими испытаниями и механизмами Тип содержания Журнал Статья Категория Обзор книги Страницы 1-4 DOI 10. 1007/s11016-011-9630-5 Авторы Федерика Руссо, Философия-SECL, Кентский университет, Кентербери, CT2 7NF UK Journal Метанаука онлайн ISSN 1467-9981 Print ISSN 0815-0796
Философия медицины, Разное
101
В документе рассматривается вопрос о том, как различные типы фактических данных должны информировать политику общественного здравоохранения. Анализируя тематические исследования ожирения, в документе извлекаются уроки о различных ролях, которые разные типы фактических данных играют в разработке политики общественного здравоохранения. В частности, утверждается, что свидетельство создания различий поддерживает соображения о том, «что работает для кого и в каких обстоятельствах», и что свидетельство механизмов предоставляет информацию о «причинных путях» к интер…Читать далее
Биомедицинская этикаФилософия медицины, РазноеМедицинская этикаОбщественное здравоохранение
Жан-Жак Руссо — Библиография — PhilPapers
- Войти
- Создать учетную запись
- Синтаксис
- Расширенный поиск
В эту категорию требуется редактор. Мы призываем вас помочь, если вы квалифицированы.
Станьте волонтером или узнайте больше о том, что для этого нужно.
Философия 17-18 веков > Французская философия 17-18 веков > Жан-Жак Руссо
Братья и сестры:
- Антуан Арноулд ( 95 )
- Пьер Бэйл ( 176 )
- Etienne Bonot de Condillac ( 53 )
- Condorcet ( 85 2. )
- Condorcet ( 2 85. ).
- ДЕНИС ДИДЕРОТ ( 623 )
- Пьер Гассенди ( 123 )
- Николас Малебранч ( 429 )
- MONTESQUIEU ( 25 )
- BLAISE ( 25 )
- BLAISE.0323)
- Вольтере ( 159 )
- 17/18 -го века Французская философия, Работа в этой области 210 )
Рабочие
Приглашенный научный сотрудник по технологической этике
Alma College
Доцент философии
Jobs from PhilJobs
|