это, определение слова, понятие. Что такое Акмеология, значение, словарь, энциклопедия
Акмеология [греч. akmē — вершина + logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т. п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.
В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др. ), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры.
Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа- человек — техника и неживая природа- человек — человек- человек — знаковые системы- человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме».
В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека).
А.А. Бодалев, А.Л. Венгер
Акмеология
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
(от греч. akme – пик, вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила), область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах…
Акмеология
Психологическая энциклопедия
(от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.В 1-м (широком) смысле этот…
Акмеология
Психологическая энциклопедия
, изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого акме.
Поделиться:
АКМЕОЛОГИЯ — это что такое АКМЕОЛОГИЯ
(от аkme — в переводе с древнегреческого — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого lоgos — учение)
— наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «А.» в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.
Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. — объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
А. исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.
(Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14))
— наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений.
(Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. — Великий Новгород, 2002. С. 109)
— интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.
(Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1999. С. 4)
— наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.
(Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. — СПб., 2002. С. 3)
— наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.
(Рэм Федорович Жуков. — СПб., 2002. С. 28)
См. также Жуков, Рэм Федорович, Педагогическая акмеология, Самообразование
Ч30в2
Ч443(2)
Ю937.234
Синонимы:
педагогика
Современная наука акмеология: интеграция психологии и педагогики в образовании
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 101, 2021 SAHD 2021 — 5 -я Международная научно-практическая конференция 2021 «Современная наука: проблемы и перспективы развития (социально-гуманитарные направления)» | |
---|---|---|
Номер статьи | 03038 | |
Количество страниц) | 5 | |
Секция | Актуальные проблемы педагогики и психологии | |
ДОИ | https://doi. org/10.1051/shsconf/202110103038 | |
Опубликовано онлайн | 26 апреля 2021 г. |
Л.Е. Паутова 1 * и Е. Н. Жаринова 2
1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт систем ирригации и сельскохозяйственного водоснабжения «Радуга», Коломна, Россия
2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный ветеринарный университет Медицина», Санкт-Петербург, Россия
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
Целью данного исследования является анализ и определение структурно-содержательных характеристик акмеологических категорий (терминов) применительно к фундаментальному образованию. Авторы провели теоретико-исторический, методологический, системно-логический анализ акмеологических и психолого-педагогических исследований эффективности системы образования и концептуальных основ творческой профессиональной и педагогической деятельности.
Подробно представлены результаты изучения и обоснования акмеологических категорий (терминов) творческой деятельности в системе фундаментального образования. Выявлены и классифицированы их структурно-содержательные признаки. В исследовании представлена категоризация акмеологических понятий, интегрирующих психологию и педагогику. Результаты исследования могут быть использованы: 1) как научно-методическая основа фундаментального образования, в частности профессионально-творческой деятельности и обучения высшей продуктивности и профессионализму; 2) за классификацию акмеологических категорий и включение их в понятийный аппарат российского фундаментального образования.© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.
Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.
Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.
Акмеологический подход к изучению профессионального самоопределения сельской молодежи
Реферат
В статье предпринята попытка рассмотреть профессиональное самоопределение молодежи через акмеологический подход. Акмеология – наука, изучающая закономерности и особенности развития человека на стадии зрелости, а также пути и средства достижения вершины в этом развитии. Поскольку А.А. Деркач определяет акмеологический подход как процесс формирования и закрепления в сознании человека реальной потребности в самопознании, саморазвитии и самореализации, профессиональное самоопределение вполне можно рассматривать с акмеологической точки зрения.
В статье анализируются объективные и субъективные воздействия, мешающие человеку достичь «апогея», и сопоставляются они с процессом достижения профессионального самоопределения. В статье по-новому обосновывается возможность экстраполяции акмеологического подхода, его основных понятий и положений на процесс профессионального самоопределения. Авторы показывают, что рассмотрение профессионального самоопределения в контексте жизненного пути, жизненной философии, жизненного сценария, жизненных ценностей и профессионального «акме» позволяет применять целостный подход в единой совокупности всех взаимообусловленных воздействий и связей. . Авторы описывают непрерывные, дискретные, расходящиеся и восходящие траектории профессионального самоопределения, соотносят акмеологические инварианты профессионализма с мягкими и общепрофессиональными компетенциями, необходимыми профессионалу для достижения успеха в условиях цифровой экономики. Результаты проведенного авторами социологического исследования подтверждают высказанные теоретические положения.Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, акмеология, акмеологический подход, сельская молодежь
Введение
Профессиональное самоопределение классически анализируют психологи, социологи, педагоги, философы, экономисты (Пряжников, 2007; Разумов и др., 2020; Скосырева и др., 2020, 2021). В последнее время опубликован ряд научных работ, актуализирующих новые междисциплинарные подходы к этому явлению (Шумакова и др., 2021). Наиболее актуальным среди таких подходов является акмеологический подход. Акмеология — достаточно новая отрасль знаний, возникшая на стыке ряда гуманитарных наук. Она направлена на установление закономерностей, особенностей и механизмов развития человека на стадии зрелости, а также путей и средств достижения вершины в этом развитии. Поскольку объективные и субъективные воздействия на пути достижения человеком вершин личностного и профессионального развития рассматриваются как предмет акмеологии, а человек – как объект, являющийся индивидом, индивидуальностью, личностью и агентом профессиональной деятельности, вполне Профессиональное самоопределение, которому способствуют те же факторы, логично рассматривать в контексте личностного движения к своему «акуму».
Постановка проблемы
В российской науке профессиональное самоопределение молодежи является тщательно разработанной темой, представленной в многочисленных научных публикациях. Однако на протяжении многих десятилетий она становится все более актуальной. Это связано как с новыми внешними последствиями социально-экономической ситуации, так и со все возрастающей потребностью в согласовании интересов общества и личности, осуществляющей профессиональный выбор и занимающейся профессиональной деятельностью.
Исследовательские вопросы
Тема профессионального самоопределения сельской молодежи с точки зрения акмеологии.
Цель исследования
Статья посвящена раскрытию акмеологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи.
Методы исследования
Теоретико-методологический инструментарий составляют научные работы, посвященные акмеологическому подходу к развитию личности (Ананьев, 2001; Бодалев, Рудкевич, 2003; Деркач, 2002, 2006, 2008; Деркач, Зазыкин, 2003; Деркач, Михайлов, Тарасенко).
, 2004; Деркач и Селезнева, 2007; Абульханова-Славская, 2006; Москаленко, 2007; Маркова, 19 лет.96). Были использованы следующие теоретические методы исследования, включая анализ, сравнение, аналогию, интерпретацию, экстраполяцию. Основным эмпирическим методом стало социологическое исследование, проведенное в 2020 году в Омском государственном аграрном университете им. В.И. П.А. Столыпин. В опросе приняли участие 1205 студентов очной и заочной форм обучения 1-5 курсов, представляющих 7 факультетов.Находки
Акмеология побуждает людей понять, кто они, каковы их способности, способности, наклонности, потребности и как они могут и должны использовать свои личные качества, чтобы реализовать себя как личности, граждане и профессионалы. По мнению А.А. Деркача, одного из основоположников современной отечественной акмеологической научной школы, акмеологический подход характеризуется «комплексным изучением целостности человека в стадии зрелости, когда его индивидуальные, личностные и деятельностные качества рассматриваются как единство взаимосвязей с цель помочь им достичь тех вершин, на которые способен каждый» (Деркач, 2003).
В связи с этим профессиональное самоопределение необходимо рассматривать в контексте достижения человеком «максимума». Таким образом, в статье рассматривается взаимосвязь между объективными и субъективными воздействиями, способствующими или препятствующими достижению человеком «акме» и успешного профессионального самоопределения, и оценивается профессиональное самоопределение в акмеологическом контексте осмысления жизненного пути, жизненного сценария, смысл жизни.
К объективным воздействиям на достижение «максимума» относятся современные социально-экономические, политические, исторические особенности общества как макросреды, а также специфические особенности микросреды и человека как такового.
К объективным воздействиям, препятствующим достижению «максимума», относятся ситуации, события, нарушающие жизнь людей, дезорганизующие или просто прекращающие их деятельность.
Субъективные воздействия, способствующие достижению «максимума», включают характеристики и черты личности, такие как разносторонние интересы, творческое мышление, креативность, усваиваемые человеческие ценности, способность много работать, способность принимать решения и брать на себя ответственность, способность предвидеть главу возможностей, моральное мужество, жизненный или энергетический потенциал, способность сохранять спокойствие и собранность, способность ставить жизненные цели, некоторые особые способности, уверенность в себе, ключ к успеху, позитивный менталитет, некоторые черты и качества социализации.
К субъективным воздействиям, препятствующим достижению «максимума», относятся низкая мотивация, непонимание своих желаний, отсутствие интереса к знаниям, жизнь без плана и приоритетов, неправильный выбор профессии, неумение управлять временем, неумение адаптации к изменениям, отсутствие творческого воображения, неумение работать в команде, негативный менталитет.
Понятно, что эти же воздействия можно рассматривать как объективные и субъективные условия, обеспечивающие возможность профессионального самоопределения молодежи на определенном этапе ее жизненного пути.
С акмеологической точки зрения, «жизненный путь – это необратимое пространственно-временное кондоминиум в жизни человека (от рождения до смерти), в котором личность растет, развивается и реализует себя. Ему присущи такие характеристики, как целеустремленность и целесообразность» (Деркач, 2007). Жизненный путь состоит из таких элементов, как жизненная философия, жизненный путь, жизненная перспектива, жизненная стратегия, жизненный сценарий и смысл жизни.
Жизненная философия заключается в отношении человека к различным жизненным ситуациям в соответствии со своими ценностями и принципами. В ситуации профессионального выбора лучше раскрывается жизненная философия.
Молодым людям был задан ряд вопросов, чтобы узнать, какова их жизненная философия. Отвечая на вопрос «Почему вы выбрали свою профессию», 37,7% опрошенных сказали, что им нравится их будущая сфера деятельности. Те же 37,6% выбрали этот вуз, так как он способствует академическому превосходству в выбранной области, 46,1% опрошенных учатся на квалифицированного специалиста, 83,4% считают, что выбранная профессия интересна и соответствует их представлениям о ней, 90,5% согласны с тем, что их Будущая профессия высоко ценится в современном обществе. Такие уверенные ответы свидетельствуют о том, что у респондентов есть определенная жизненная философия, основанная на системе ценностей и принципов, по которым они должны жить.
Следующим компонентом жизненного пути является жизненный путь. Акмеологический подход предполагает следующие жизненные пути:
- Непрерывный, когда один этап жизни плавно и последовательно перетекает в следующий.
- Дискретный, который прерывается при различных обстоятельствах, успех сменяется неудачей.
- Дивергентный, когда интересы и деятельность человека получают множественное и разностороннее развитие.
- Восхождение, в котором постоянно и качественно развивается и совершенствуется как личность, так и сама жизнь.
Экстраполируя данный подход к профессиональному самоопределению, последнее также можно рассматривать как непрерывное, дискретное, дивергентное и восходящее.
Непрерывная колея свойственна людям, которые в силу своего жизненного опыта, способностей и качеств планомерно планируют свою будущую жизнь и профессию и стремятся не отклоняться от избранной колеи. Дискретная траектория означает, что человек, добившийся успеха в карьере, по каким-то причинам терпит неудачу, и его дальнейшая карьерная лестница может быть как прогрессивной, так и регрессивной. Это часто случается со спортсменами, которые добиваются высоких результатов, а потом, уйдя из спорта, чувствуют себя потерянными и не находят себя в других профессиях. Расходящийся путь более предпочтителен в современных условиях, когда и среда, и личность быстро меняются. Таким образом, современные процессы цифровизации трансформируют мир профессий, предъявляя новые требования к профессионалам. В этой ситуации человек должен научиться быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, саморазвитию, возможной переподготовке и освоению новых профессий. Восходящая траектория предполагает постоянное успешное движение человека в профессии от выбора до достижения вершины профессиональной карьеры («профессионального апогея»). Это идеальная трасса, хоть и редко встречающаяся в реальной жизни, но к которой нужно стремиться.
Еще одна экстраполяция, которую можно применить для оценки профессионального самоопределения, касается акмеологической концепции жизненной перспективы. Жизненная перспектива – это образ будущего, созданный человеком. В акмеологии жизненные перспективы представлены как познавательные, мотивационные и просто жизненные перспективы.
Когда человек постоянно строит планы, но не всегда осознает, что он запланировал, мы говорим о познавательной жизненной перспективе. Если у человека нет четких обоснованных планов, но он поднимается к успеху благодаря высокой мотивации к достижениям, мы говорим о мотивационной жизненной перспективе. В основном жизненная перспектива свойственна людям, будущее которых предопределено всей их предыдущей жизнью, включая опыт, способности, черты личности. Эти люди вообще склонны системно выстраивать свою жизненную стратегию.
Социологические данные показали, что почти каждый третий студент-сельхозпроизводитель выбрал будущую профессию исходя из своих планов: 27,2% уверенно ответили, что годы в университете полностью соответствуют их жизненным планам, и после окончания вуза планируют работать по специальности, 55,4% ответил – «скорее соответствует, чем нет». Среди молодежи достаточно высока доля тех, кто планомерно проектирует свое будущее и старается реализовать планы, выстроить жизненную стратегию и придумать тактику ее осуществления. Большинство опрошенных (80,4 %) уверенно ответили, что для реализации задуманного им необходимо образование, совершенствование способностей и личностных качеств, важнейшим из которых является трудолюбие. Это означает, что профессиональное самоопределение можно моделировать и контролировать.
Авторы считают целесообразным привести теорию сценария жизни, в основе которой, по мнению Э. Берна (Bern, 2020), лежит отношение человека к себе и окружающим людям. При этом человек строит жизнь, планы, отношения с другими людьми и т. д. На основании теории у ребенка до 2 лет закладывается жизненный сценарий, с 2 до 18 лет сценарий вырабатывается, с 18 до 45 лет применяется на практике, а после 45 лет происходит так называемая «окупаемость». Опираясь на этот подход, с самого раннего возраста ребенку необходимо давать информацию, необходимую для создания условий и закономерностей как для успешной будущей жизни, так и для профессии. Опрос показал, что 10,5% респондентов впервые задумались о выборе профессии до 12 лет. Это означает, что профориентация должна осуществляться с самых ранних лет. Полностью составить жизненный сценарий к 18 годам — это то же самое, что выбрать профессию. Именно в этом возрасте заканчивается период отрочества и начинается период ранней зрелости, как его называют в акмеологии. Это период, когда профессиональное самоопределение превращается в профессиональную подготовку и реализацию личностного потенциала в профессии и карьере. Это самый продуктивный возраст, когда человек достигает своего «расцвета» в большинстве профессий. Хотя есть профессии, в которых вершины можно достичь в средней или поздней зрелости (философ, писатель, политик и т. д.). Сценарный анализ позволяет людям понять, можно ли изменить влияние жизненных сценариев и каким образом.
Жизненные перспективы, сценарии, профессиональный выбор были бы неполными, если бы они не соотносились с жизненными представлениями молодежи.
Акмеологический подход к пониманию смысла жизни и его соотношения с профессиональным «акме» был сформулирован А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич в работе «Как стать великим или выдающимся». Смыслы, воплощенные в поставленных людьми целях, могут отражать базовые жизненные и культурные ценности, ставшие личностно значимыми ценностями этих людей, но могут быть и весьма далеки от этих ценностей по своим содержательным характеристикам. Тогда в первом случае люди своими действиями и поступками достигают высших вех своего развития, соответствующих идеалам, созданным гражданином, супругом, родителем, экспертом, а во втором случае эти вехи оказываются недоступны для них (Бодалев, Рудкевич, 2003).
Истории выдающихся людей подтверждают тезис о том, что если смысл жизни соотносится с общественными и культурными ценностями, то реализация личностного потенциала в профессии и карьере также положительна и успешна.
Социологический опрос показал, что 79,4 % опрошенных молодых людей на первое место среди всех жизненных ценностей поставили ценности семьи и любви, на второе (52 %) – трудовые и карьерные ценности, на третье (49,2 %) – материальные ценности и на четвертое (43 , 2%) – ценности образования и саморазвития. При этом в дилемме «духовное или материальное» большинство молодежи (57,7%) склонялись к приоритету материальных ценностей.
Об успешном профессиональном самоопределении можно говорить тогда, когда человек реализовал себя в избранной профессии, удовлетворен выбором и деятельностью, добился в ней наибольших успехов. С акмеологической точки зрения можно сказать, что человек достиг своего «профессионального апогея». Это состояние, которое предполагает «наивысший уровень, к которому подходит данный человек в своем профессиональном развитии, максимальную мобилизацию, реализацию всех профессиональных способностей, способностей и резервов человека на определенном этапе жизни» (Акмеология, 2006). Профессиональная вершина – это «точка наивысшего творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей» (Ананьев, 2001).
Можно утверждать, что профессиональная компетентность как раз и является результатом успешного профессионального самоопределения личности.
В результате многочисленных наблюдений и исследований установлено, что профессиональная компетентность у представителей различных профессий развивается по сходным закономерностям, формирующим одни и те же свойства, качества и умения, именуемые акмеологическими инвариантами профессионализма, в том числе моральная смелость, высокий уровень саморегуляции , зрелая предусмотрительность, способность принимать решения и брать на себя ответственность, креативность. В опросе данные инварианты профессионализма были представлены как мягкие и общепрофессиональные навыки, которыми необходимо обладать, чтобы быть конкурентоспособными в новых условиях цифровой экономики. Большинство респондентов оценили потребность в этих качествах на 5 баллов по 5-балльной шкале. Так, моральную смелость как необходимое качество оценили на 5 баллов из 5 501 человек из 1205 опрошенных, зрелую предусмотрительность – 581, высокий уровень саморегуляции – 49.5, умение принимать решения – 630, креативность – 471. Около 50% респондентов уверены, что этими качествами необходимо обладать, чтобы стать победителем в конкурсе. В связи с этим вполне целесообразен переход образования на компетентностный подход, охватывающий практически все инварианты профессионализма как универсальных компетенций, необходимых каждому специалисту независимо от приобретаемой профессии.
Заключение
Акмеология обеспечивает целостный подход к оценке профессионального самоопределения молодого человека в единой совокупности всех взаимообусловленных воздействий и связей, позволяющих человеку достичь вершин жизненного и профессионального развития. Эти вершины в акмеологии обычно называют «акме». На протяжении жизни человек многократно переживает состояние «акме». Это происходит каждый раз при успешном достижении цели – отличной отметке, полученной в школе, успешной сдаче экзаменов, поступлении в вуз, получении диплома, получении желаемой работы, повышении на работе и т. д.
Необходимы определенные условия для того, чтобы человек как личность, гражданин и профессионал достиг личностно и общественно значимого «высокого уровня». Акмеологические условия и факторы профессионального самоопределения соотносятся друг с другом как в целом, так и в части, поэтому осознание их очень важно при моделировании любых концепций развития личности.
В акмеологии разработан целый комплекс стратегий упорядочения развития личности, накоплен значительный опыт акмеологического моделирования, разработаны алгоритмы построения успешной карьеры, технологии личностного и профессионального развития (Деркач, 2002; Деркач, Селезнева, 2007; Акмеолог HR). работа, 2006; Шиян, 2005). Применение акмеологического подхода к целевой проблеме позволит разработать актуальную модель профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики, выявить возникающие тенденции и наметить проект системы управления ими.
Благодарности [если есть]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366.
Ссылки
Абульханова-Славская К. А. (2006). Акмеологическое понимание личности. Издательство Российской академии государственной службы.
Акмеолог кадровой службы. (2006). Издательство Российской академии государственной службы.
Ананьев Б.Г. (2001). Человек как субъект познания. Издательство Питер.
Берн, Э. (2020). Игры, в которые играют люди. Издательство Бомбора.
Бодалев, А. А., и Рудкевич, Л. А. (2003). Как стать великим или выдающимся? Издательство Института психотерапии.
Деркач А.А. (2002). Акмеология. Издательство Российской академии государственной службы.
Деркач А.А. (2006). Акмеология. Издательство Российской академии государственной службы.
Деркач А.А. (2008). Акмеологический словарь. Издательство Российской академии государственной службы.
Деркач А. и Зазыкин В. (2003). Акмеология. Издательство Питер.
Деркач, А. А., Михайлов, Г. С., и Тарасенко, С. В. (2004). Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений. Государственное образование.
Деркач А. А., Селезнева Е. В. (2007). Акмеология в вопросах и ответах. Издательство Московского психолого-социального института, Издательство Научно-производственного объединения «МОДЭК».
Маркова А. К. (1996). Психология профессионализма. Международный гуманитарный фонд «Знание».
Москаленко О. В. (2007). Акмеология профессиональной карьеры человека. Издательство Российской академии государственной службы.
Пряжников Н.С. (2007). Профессиональное самоопределение: теория и практика. Академия.
Разумов В.И., Зинич А.В., Скосырева Н.Д., Ревякина Ю.В. Н. и Агафонов А.Л. (2020). Системно-кибернетическая репрезентация противоречий профессионального самоопределения сельской молодежи. Евразийский юридический журнал, 8(147), 437-440.
Шиян, Л.К. (2005). Основы акмеологии управления сельским хозяйством. Региональный информационный центр «Альфа».
Шумакова О. В., Помогаев В.М., Скосырева Н.Д., Васюкова М.В. (2021). Потенциал молодежи в цифровой экосистеме аграрного сектора. Webology, 18, специальный выпуск по вычислительным технологиям и управлению информацией, 1311–1325.
Скосырева Н.Д., Кузнецова О.З., Гефнер О.В., Зинич А.В., Ревякина Ю.В. Н. (2020а). Современная сельская молодежь: ценности, мотивы, установки в профессиональном самоопределении. Европейские исследования социальных и поведенческих наук, 113, 116–124.
Скосырева Н.Д., Разумов В.И., Зинич А.В., Помогаев В.М., Ревякина Ю.В. Н. и Гефнер, О. В. (2020b). Выбор профессии как моделирование будущего молодежи (по материалам социологических исследований). Revista Gênero & Direito, 9 (5), 461–474.
Скосырева Н.Д., Зинич А.В., Ревякина Ю.В. Н., Помогаев В.М., Васюкова М.В., Авласович Е.