Жан-Жак Руссо краткая биография – самое важное, основные идеи и интересные факты
28 Июня 1712 – 2 Июля 1778 гг. (66 лет)
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 283.
Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) — выдающийся французский мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения. Будучи одаренным от природы и разносторонне развитым человеком, был также композитором, музыкантом и ботаником. Вошел в историю как основоположник романтизма в философской науке. Краткая биография Жан-Жака Руссо, наполненная интересными фактами и событиями, будет полезна при изучении истории в 8 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Детство и юность
Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в Женеве. Мать мальчика скончалась при родах, и воспитанием сына занялся его отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и учителем танцев. Он много времени уделял образованию маленького Жан-Жака, который с ранних лет пристрастился к чтению. С семи лет вместе с отцом зачитывался трудами Плутарха и однажды даже специально обжег руку по примеру любимого античного героя.
Когда отец повторно женился, 11-летний Жан-Жак был определен в протестантский пансион. Год спустя мальчика передали на обучение к нотариусу, а позже — к граверу. У юного Руссо почти не оставалось времени на самое главное, что он высоко ценил, — чтение. Чтобы иметь возможность читать, он был вынужден всячески лгать и притворяться.
Период становления
В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.
В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан.
Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.
Мыслитель и философ
Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.
Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества.
В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.
Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.
Личная жизнь
Жан-Жак Руссо был бедным человеком, и потому не мог взять в жены девушку из богатой знатной семьи. Его супругой стала Тереза Левассер, работавшая служанкой в одной из парижских гостиниц. По происхождению девушка была крестьянкой. Она была необразованной, вульгарной и не соответствовала своему мужу-интеллектуалу.
Тем не менее, Жан-Жак Руссо прожил в этом браке до конца своих дней, став отцом пятерых детей.
В последние годы жизни Руссо, вернувшийся во Францию, испытывал чувство постоянного беспокойства, ему повсюду мерещились заговорщики. Мания преследования подорвала и без того слабое здоровье философа. Жан-Жак Руссо, биография которого стала символом протеста и борьбы, скончался 2 июля 1778 года.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка по биографии
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 283.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Краткая биография Руссо
Жан Жак Руссо — французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762).
Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782−1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.
Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле.
Детство
Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец — часовщик Изак Руссо — в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723−24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.
Мадам де Варанс
В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.
В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.
Руссо в Париже
В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.
В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.
«Энциклопедия»
В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.
В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.
Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).
Конфликт с энциклопедистами
В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756−62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д’Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.
Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д’Эпине, графине Софи д’Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.
Преклонение перед мадам д’Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д’Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д’Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».
Теория нравственных чувств
В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.
«Общественный договор»
Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.
Последние годы
Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.
В 1762−67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782−1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.
В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.
Жан-Жак Руссо. Философия. сам утверждал, что не использовал этот ярлык для себя), в его работах затрагиваются темы этики, метафизики, эпистемологии, философской антропологии, философии религии и философии образования. Он, вероятно, наиболее известен своей социальной и политической философией. Однако творчество Руссо не ограничивалось философией. Он утверждал, что его первой любовью была не философия, а музыка. Он написал успешную оперу и разработал новую систему нотной записи. Он также написал успешный роман,
Жюли или Новая Элоиза . Философскую мысль Руссо трудно классифицировать. Его часто характеризуют как мыслителя эпохи Просвещения, и он действительно выражает некоторые основные идеалы Просвещения, такие как отказ от определенных устоявшихся догм. Тем не менее, его работа также во многом контрпросветительская. В своей первой успешной работе « Рассуждения о науках и искусствах» он утверждает, что мораль и добродетель могут быть испорчены прогрессом. Кроме того, Руссо понимает создание самого гражданского общества как источник худших человеческих пороков. Тема природы, и конкретно человеческой природы, как изначально доброй, является одной из важнейших в его произведениях. Вопреки критике, что его работы несовместимы друг с другом, он утверждает, что это центральная идея, лежащая в основе системы его мысли. В одном из своих основных произведений Рассуждение о происхождении неравенства , он объясняет, как первобытный «дикарь» постепенно переходит от состояния чистой природы к состоянию цивилизованного общества через длительный и сложный исторический процесс. Нынешнее общество, однако, объединено благовидным общественным договором, заключенным власть имущими, чтобы сохранить свое преимущество. В таком обществе почти невозможно достичь добродетели. Две более поздние важные работы, Эмиль и Общественный договор , представляют собой попытку Руссо показать, как можно преодолеть эту трудность. Первая направлена на нравственное воспитание личности в коррумпированном обществе. Последнее представляет собой видение Руссо идеального политического режима, способного сохранить равенство и свободу для своих граждан. Эта статья посвящена в первую очередь этим и связанным с ними философским темам, показывая, как другие работы Руссо оказали на них влияние.Общие обзоры
О Руссо написано много общих обзоров. Что общего почти во всех таких обзорах, так это пояснительные отчеты о критике общества Руссо, данные в «Рассуждениях о науках и искусствах» , его анализ человеческих существ в естественном состоянии в «Рассуждениях о неравенстве» , его политический анализ. философия в Общественном договоре , и его обсуждение образования в Эмиль . Перечисленные здесь источники представляют собой выборку некоторых из наиболее влиятельных из этих работ и предоставляют источники, предназначенные для различных аудиторий. Для тех, кто приезжает в Руссо впервые, Делани, 2009 г.и Simpson 2007 дают очень доступные и простые введения. Dent 1988, Dent 2005 и O’Hagan 1999 содержат наиболее полные обзоры, включающие существенные ссылки на большое количество вторичной литературы по данной теме. Wokler 2001 — еще один важный источник для ученых, который относительно невелик. Broome 1963 и Grimsley 1973 полезны для демонстрации того, как некоторые из наиболее важных философских идей в работах Руссо соотносятся с другими, менее обсуждаемыми философскими темами.
Брум, Джек Х. Руссо: исследование его мыслей . Лондон: Эдвард Арнольд, 1963.
Этот обзор, ориентированный как на студентов, так и на обычных читателей, представляет собой попытку дать всесторонний анализ произведений Руссо и показать, что эти произведения следует читать в сочетании друг с другом, чтобы достичь точного понимания. понимание мысли Руссо в целом.
Делани, Джеймс. Начиная с Руссо .
Лондон: Континуум, 2009 г..Написано в качестве введения для тех, у кого практически нет базовых знаний. Может использоваться в качестве дополнительного материала на курсах бакалавриата. Главы охватывают период Просвещения, состояние природы, политическую философию, образование и автобиографические произведения Руссо.
Дент, Николас. Руссо: введение в его психологическую, социальную и политическую теорию . Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл, 1988.
Общее обсуждение наиболее фундаментальных аспектов философской мысли Руссо. Главы разделены тематически, а не по отдельным произведениям Руссо. Они сосредоточены на представлениях Руссо о любви к себе, проблеме самости в изоляции, государстве и религии.
Дент, Николас. Руссо . Нью-Йорк: Routledge, 2005.
Всесторонний обзор мысли Руссо. Он полезен для тех, у кого мало опыта, но также является важным источником для более продвинутых студентов и ученых. Главы охватывают все основные работы Руссо, а также обсуждают историческое влияние и наследие Руссо.
Гримсли, Рональд. Философия Руссо . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1973.
Относительно краткий, но подробный обзор философии Руссо. Главы разделены по темам и обсуждают основные работы в контексте их соответствующей темы. Помимо стандартных тем о состоянии природы и политике, есть главы, посвященные религии и эстетическим идеям.
О’Хаган, Тимоти. Руссо . Лондон: Рутледж, 1999.
. DOI: 10.4324/9780203354407
Один из самых полных и полных недавних обзоров Руссо. Дает систематический анализ и интерпретацию работ Руссо и всесторонний обзор основных тем его философии. Содержит главу о Руссо и происхождении языка. Важный ресурс для тех, кто занимается передовыми исследованиями.
Симпсон, Мэтью. Руссо: Путеводитель для растерянных . London: Continuum, 2007.
Написано для тех, у кого ограниченные базовые знания. Он пытается объяснить более сложные и недоступные стороны мысли Руссо. Главы охватывают жизнь и творчество Руссо, Рассуждение о науках и искусствах , Рассуждение о неравенстве , Общественный договор и Эмиль .
Воклер, Роберт. Руссо: очень краткое введение . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2001.
. DOI: 10.1093/actrade/9780192801982.001.0001
Компактная работа, которая является полезным ресурсом как для начинающих, так и для продвинутых студентов. Главы охватывают теорию природы Руссо и политическую философию, а также включают обсуждение музыки, религии, образования и сексуальности.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Философия образования Руссо: ключевые понятия
Жан-Жак Руссо был влиятельным философом и писателем эпохи Просвещения в 18 веке. Философия образования Руссо была ключевой частью его более широкой политической и социальной философии, и она была сосредоточена на важности образования для развития природных качеств и потенциала человека. В этом эссе мы обсудим философию образования Руссо и ее ключевые принципы.
Философия образования Руссо была основана на его вере в то, что люди по своей природе хороши, но общество и культура развращают их. Он считал, что образование должно быть направлено на развитие природных качеств и потенциала человека, позволяя ему свободно развивать свои собственные интересы, а не навязывая ему социальные ожидания и нормы.
Руссо считал, что образование должно начинаться в младенчестве и что ребенку нужно позволить развиваться в своем собственном темпе. Он утверждал, что детям следует позволять учиться посредством собственных исследований и игр, а не заставлять их учиться посредством формальных инструкций.
Руссо считал, что формальное образование не должно начинаться, пока ребенку не исполнится по крайней мере 12 лет. Он утверждал, что до этого возраста детям следует позволять развивать свои собственные интересы и свободно исследовать окружающую среду. Он считал, что в возрасте 12 лет дети должны начинать свое формальное образование, но даже тогда он утверждал, что оно должно быть направлено на развитие их естественных способностей и интересов, а не на принуждение их к изучению предметов, которые их не интересуют.
Руссо считал, что образование должно быть направлено на развитие человека в целом, включая его физические, эмоциональные и интеллектуальные способности. Он утверждал, что физическое воспитание так же важно, как и интеллектуальное образование, и что детей следует поощрять к активности и развитию своих физических способностей. Он считал, что эмоциональное воспитание также важно и что детей следует учить регулировать свои эмоции и взаимодействовать с другими здоровым и уважительным образом.
Одним из ключевых принципов философии образования Руссо была идея негативного образования, которое иногда называют «необразованием». Негативное образование — это идея о том, что детям следует позволять учиться на собственном опыте и исследованиях, а не учиться у авторитетной фигуры. Руссо считал, что воспитание не должно ничего навязывать ребенку, а должно позволять ребенку развиваться естественно.
Еще одним ключевым принципом философии образования Руссо была важность природы. Он считал, что природа — лучший учитель и что детям следует позволять учиться на собственном опыте в мире природы. Он утверждал, что детям следует разрешать свободно играть в естественных условиях, а не ограничивать их классной комнатой или заставлять учиться с помощью формальных инструкций.
Руссо также считал, что образование должно быть направлено на развитие естественных способностей и интересов человека, а не на принуждение его к изучению предметов, которые его не интересуют.