Руссо метод естественных последствий – Метод естественных последствий руссо это метод

Содержание

Метод естественных последствий руссо это метод

Метод естественных последствий

Главная >> Психология >> Метод естественных последствий

Этот педагогический прием рекомендовал еще великий философ-гуманист Жан-Жак Руссо. Впрочем, многие родители пользуются им интуитивно.
Прежде всего он применим в тех ситуациях, когда ваш «цветок жизни» совершил какой-либо неблаговидный поступок. Как помочь ребенку почувствовать, что он был неправ? Можно, например, повременить с ликвидацией последствий. Если четырехлетний малыш в который раз опрокинул на себя чашку с питьем, не кидайтесь сразу его переодевать. Дискомфорт от мокрой холодной одежды заставит его в другой раз быть осторожнее. Если ваш сын потерял мяч или сломал велосипед, просто не спешите с покупкой новых вещей. Пусть послоняется во дворе без дела, попросит чужой велосипед, убедится, что без мяча труднее сколотить вокруг себя компанию… Это научит его быть бережливее. Метод естественных последствий служит не только наказанием за проступки, но и помогает скорректировать характер, привычки, поведение ребенка. Это касается и медлительных детей. Если из-за своей несобранности ребенок опоздает на интересную экскурсию или не успеет подготовиться к приходу гостей, то в другой раз воспоминания о фиаско заставят его мобилизоваться. Хотя бы в рамках тех возможностей, которыми его наделила природа. Однако у метода «естественных последствий» есть определенные нюансы.

1. Он годится только в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны для ребенка и окружающих.

2. Последствия не должны быть слишком отдалены во времени. Хотя, чем старше ребенок, тем больше может быть этот интервал. Но вряд ли будет эффективно ждать, пока комната малыша ясельного возраста полностью зарастет грязью и он поймет важность поддержания порядка. А вот со старшеклассником уже можно поставить такой эксперимент.

3. Последствия должны быть очевидны для ребенка. Говорить трехлетке: «Это ты потому так капризничаешь, что слишком много смотришь телевизор», — не имеет никакого смысла. Лучше просто не давать ему смотреть телевизор и занять чем-то другим, более полезным.

4. Наблюдая, как ребенок испытывает на себе «естественные последствия», не злорадничайте. Если он у вас совсем маленький, просто скажите ему, что вам сейчас некогда заняться «ликвидацией», пусть он немного подождет. Более старшему объясните, чем чревато то, что он сделал (или, наоборот, не сделал), и чего вы хотите добиться, не кидаясь сразу же ему на помощь. Но и не будьте слишком занудливы, не переусердствуйте в многочисленных «вот видишь». Он видит, не сомневайтесь.

5. И, конечно же, вы должны быть уверены, что ребенок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий. Только тогда наказание станет справедливым жизненным уроком, а не обернется горькой обидой на родителей.

Обсудить на форуме >>

Вернуться в раздел >>

Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Роман «Эмиль» отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В «Эмиле» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания. Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Герой романа Эмиль — некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора.

Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания.

Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. Таким образом, естественное воспитание, по Руссо, — это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой — не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надоподчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

Метод естественных последствий

За свои решения ребенок должен платить сам, обучаясь на собственных ошибках. Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативными последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения. На собственных ошибках. Он учится при этом ответственности.

Если ребенок не поел — никто позже подкармливать его не будет, он останется голодным.

Если ваш ребенок не делает то, что нужно, часто существует лишь одно естественное последствие: Вы должны негрубым физическим воздействием ему в этом «помочь». Когда семимесячный младенец крутится во время одевания памперса, вы его придерживаете. Когда двухлетка приближается к опасному месту, вы берете его и уносите. Отказывается трехлетка идти по лестнице в направлении спальни? Его можно толкать в правильном направлении, тянуть или нести. Отказывается надевать пальто, когда вы спешите? Вам ничего другого не остается, как «помочь силой».

В нашей семье вопрос «добровольно или силой?» стал поговоркой. Способ применения силы по всей видимости был для наших детей не очень то и страшен, иначе моя шестилетняя дочка не так часто бы спрашивала: «Мамочка, я сегодня себя хорошо вела. Не могла бы ты меня силой отвести в постель?» Иногда эта «помощь» не так уж и легка. Часто связана с криком и плачем наших детей. У нас появляется ощущение, что мы применяем насилие и навязываем нашу волю. В таких ситуацих особенно сложно сохранять спокойствие и не потерять над собой контроль. Но именно это и является решающим.

В следующей таблице представлено типичное поведение и возможные логические последствия:

Все логические последствия результативны только при одном условии: «Пусть за вас говорят ваши действия, но не слова.»

Вполне можно подталкивать ребенка, спокойно и уверенно, в сторону двери, пока вы при этом молчите или лишь коротко оповещаете: «Я помогу тебе дойти до ванны». Желание хорошенько наорать при этом очень велико: «Каждый вечер одно и то же! Я уже сыт по горло! Ты можешь хоть раз сам дойти до ванны? Все нервы мне измотал.» Вы замечаете, как легко срываются с наших губ подобные фразы? Вы не замечали, что бессловесные поступки оказываются гораздо действенней?

До тех пор, пока вы сопровождаете свои действия по воспитанию ругательствами или упреками, у вас мало что получится.

Еще некоторые примеры подобных часто употребляемых, но излишних комментариев:

В этих примерах молчание – золото. А вот комментарии превращают логическое последствие уже в наказание. Все недостатки типичных родительских ошибок проявляются тут. Промолчать тяжело, но без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Часто имеет смысл позволить наступить логическим последствиям плохого поведения, чем заранее предупреждать о них.

Представьте себе, мама Сабрины уже вначале игры скажет: «Если ты опять начнешь плакать, я прекращу с тобой играть». Или отец Томаса, накрывая на стол: «Если ты снова прольешь сегодня молоко, будешь убирать сам». Или мама Каролы объвляет заранее: «Если ты ничего сейчас не съешь, до самого ужина ничего больше не получишь». Родители подчеркивают нежелательное поведение еще до того, как оно проявилось. Молчание тут подходит гораздо больше. Если вы вообще что-то говорите, то не забывайте следующее правило:

Подчекивайте логические последствия хорошего поведения. Акцентируйте внимание на позитивном.

«Если ты успокоишься, то можешь сама выбрать себе прическу». «Если ты сейчас поторопишься, ты успеешь еще вовремя прийти в школу». «Если ты будешь играть спокойно, мы сможем доиграть до конца». «Если ты вовремя дойдешь до туалета, то тебе не надо будет переодеваться так часто, и целый день ты будешь носить сухую одежду».

Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения. Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания — естественный (еще его называют методом «естественных последствий», а впервые его описал Жан-Жак Руссо).

Естественное наказание срабатывает само собой: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки. Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно. Например, если он страдает оттого, что не может найти в общей «игровой» свалке любимую машинку, не спешите бросаться на поиски. Если до этого вы уже неоднократно пытались привлечь его к уборке игрушек, сейчас с полным правом можете сказать: «Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в гараж (то есть в ящик для игрушек или другое предназначенное для «автопарка» место), будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются».

Поначалу не рассчитывайте на безоговорочное понимание. После одного эпизода в детской не наступит вожделенный идеальный порядок. Однако такой образ действий намного лучше, чем типичный: сначала — ругань и скандал на тему «Вечно ты все теряешь! Не буду тебе больше игрушек покупать! И вообще сейчас все соберу и в помойку выкину!», а потом, без перехода: «Вот тебе твоя машинка! Сам зашвырнул, а мама ищи!», и под занавес — вы все равно ползаете на четвереньках и собираете игрушки, накапливая в душе злость и раздражение.

Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами. Он может сколько угодно возить по столу чашку, полную сока, и пропускать мимо ушей родительские замечания, типа: «Осторожно! Разольешь!» В лучшем случае он будет флегматично отвечать вам: «Не разолью». И продолжаться это будет до тех пор, пока он, наконец, не обольется с ног до головы холодным, липким соком. Как в данном случае поступить вам?!

Ваши действия могут быть следующими:

— Хватаете малыша под мышку, несете в ванную, переодеваете, отмываете, вытираете. Эта процедура сопровождается, в зависимости от ваших личных пристрастий, привычек и состояния нервной системы, криком, шлепком, упреками или монотонной лекцией на тему: «Ведь я же тебе говорила! А ты маму не слушал!» и т. п. В завершение, скорее всего, вы поставите провинившегося строптивца в угол, лишите его сладкого, а вечером вместо сока дадите ему кипяченого молока. В дальнейшем всякий раз, когда пухлые шаловливые ручонки потянутся к той самой чашке, вы будете покрикивать: «А ну, не смей трогать! В прошлый раз уже доигрался! Хватит! Больше не позволю!»

— «Облился-таки? Возьми, пожалуйста, тряпку и вытри поскорее пол, пока сок не высох, — потом трудно будет отмывать. Нет, извини, переодеть я тебя пока не могу — очень занята!» Все. Занавес.

Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание?!

А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Приятно? Не очень-то. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное «преступлению». А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом. Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.

Для вас такой образ действий тоже намного предпочтительнее. Вы оградите себя от чувства вины, которое неизменно появляется после того, как мы устраиваем детям скандал, потому что не приходится ни кричать, ни шлепать, ни истязать нежную детскую душу долгими нравоучениями. Конечно, на деле и такая реакция осуществляется не так легко, как это описано в статье. Ведь ребенок наверняка не будет молча терпеть: он будет ныть, хныкать, жаловаться или выражать свои чувства более энергичным образом. Например, настойчиво будет требовать, чтобы его переодели и обязательно пожалели. Поэтому необходимо выдержать характер, запастись терпением и пережить эти шумные полчаса. Кроме того, если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной. Дети хорошо чувствуют справедливость.

Только не нужно акт педагогического мужества сопровождать многократно повторяемой присказкой: «Я же тебе говорила!» Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз, когда ребеночек пожелает развлечься с чашкой сока, не грех напомнить ему о «мокром деле». Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить о возможных неприятных последствиях шалостей с посудой.

Инструкция по применению
  • Разумеется, использование данного метода допустимо только в тех случаях, когда последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка. Возможные травмы, пожары, наводнения не могут рассматриваться как полезные последствия детских провинностей.
  • Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш уже способен сделать нужные выводы из истории с соком, но еще не готов правильно оценить последствия своего отказа от вкусной и полезной пищи, поэтому можно объяснять ему, что люди, питающиеся одними «Чупа-чупсами», в результате заболевают. Не стоит, правда, рассчитывать, что он быстро примет к сведению эту информацию, откажется от сластей и станет сам следить за своим сбалансированным питанием. Впрочем, подобная ситуация была бы нарушением и первого пункта, о безопасности.
  • «Естественное последствие» должно наступать как можно скорее после совершенного «противоправного» деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся — для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между «преступлением» и «наказанием» может увеличиваться.
  • Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что «организовано» самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой «воспитательной» ситуации. Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас — и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
  • Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Наказание должно быть справедливым. Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то «состава преступления» здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.

1. Номинальная

2. Ассоциация

3. Кооперация

4. Автономия

5. Коллектив

!Question 22

На начальной стадии развития детского коллектива требования к его членам предъявляются …

Выберите один ответ.

активом

членами коллектива друг к другу

администрацией образовательного учреждения

педагогом

Методы воспитания 82.44 /100

!Question 1

Приказания, указания, инструкции относятся к …

Выберите один ответ.

прямым педагогическим требованиям

формам наказания

формам внушения

косвенным педагогическим требованиям

!Question 2

Установите соответствие между методами воспитания и их характеристикам

Подражание Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств.

Убеждение Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает.

Внушение Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации

!Question 3

Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …

Выберите правильные варианты ответа:

способ воспитания

наличие материальных средств воспитательного воздействия

противоречивость воспитания

достижение поставленных целей

взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников

!Question 4

Установите соответствия между группой методов и методами воспитания

Анкетирование,самонаблюдение Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Пример,рассказ Методы формирования сознания личности

Наказание,поощрение Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

Упражнение,поручение Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

!Question 5

Организация выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек называется …

Выберите один ответ.

убеждением

наказанием

поощрением

приучением

!Question 6

Наказание относится к группе методов …

Выберите один ответ.

убеждения

исследования

развития

стимулирования

!Question 7

Поощрение как метод педагогического воздействия — это…

Выберите один ответ.

выражение отрицательной оценки действий воспитанников

развитие стремления к лидерству

выражение положительной оценки действий воспитанников

предупреждение нежелательных поступков

!Question 8

Совокупность средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами, называется …

Выберите один ответ.

социализацией

администрированием педагогического процесса

обучением

педагогической системой

!Question 9

К методам стимулирования и мотивации воспитанника относится…

Выберите один ответ.

упражнение, поручение, требование

требование, пример, объяснение

рассказ, дискуссия, беседа

поощрение, наказание, соревнование

!Question 10

Упражнение относится к методам…

Выберите один ответ.

организации деятельности и опыта ученика

контроля

формирования сознания

стимулирования

!Question 11

Конкретное проявление определенного метода воспитания на практике называется _____ воспитания.

Ответ: приемом

!Question 12

Установите соответствие между видами воздействия на воспитанника и их характеристиками

косвенное Педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ребенка

Непреднамеренное Осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства

Прямое Непосредственное обращение к воспитаннику, предъявление ему опреленных требований или предложений

Преднамеренное Осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения

Question 13

Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу…

Выберите один ответ.

примера

упражнения

требования

внушения

!Question 14

К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся ….

Выберите правильные варианты ответа:

соревнование

внушение

наказание

поощрение

убеждение

!Question 15

Поощрение относится к группе методов…

Выберите один ответ.

развития

стимулирования

убеждения

контроля

!Question 16

На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …

Выберите один ответ.

убеждение

упражнение

приучение

пример

!Question 17

К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …

Выберите правильные варианты ответа:

педагогическое требование

беседа

создание воспитывающих ситуаций

поручение

поощрение

!Question 18

К методам наказания следует отнести …

Выберите правильные варианты ответа:

замечание

поручение

приучение

выговор

общественное порицание

!Question 19

Установите соответствия между методами и приемами воспитания

Метод принуждения приказ

Метод организации поведения показ

Метод убеждения объяснение,беседа

!Question 20

К средствам первичной социализации, способствующим вхождение нового поколения в человеческое общество, относится …

Выберите один ответ.

игра

трудовая деятельность

обучение

профессиональная ориентация

!Question 21

К методам формирования сознания личности относится…

Выберите один ответ.

поручение, наказание, соревнование

поощрение, наказание, контроль

упражнение, пример, требование

беседа, пример, объяснение

!Question 22

Различные виды деятельности, орудия труда и предметы культуры, включенные в процесс воспитания, называются _____ воспитания.

Ответ: средствами

!Question 23

Просьба, совет, намек относятся к …

Выберите один ответ.

формам внушения

прямым педагогическим требованиям

формам поручения

косвенным педагогическим требованиям

Question 24

Метод естественных последствий является частным случаем …

Выберите один ответ.

поощрения

соревнования

наказания

требования

Question 25

Упражнения как метод воспитания способствует формированию…

Выберите один ответ.

единства сознания и поведения

положительного отношения к труду

важных двигательных умений и навыков

опыта взаимодействия с окружающими

Question 26

К методам поощрения следует отнести …

Выберите правильные варианты ответа:

одобрение

награждение

метод естественных последствий

объявление благодарности

поручение

eg-nsk.ru

Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»

Роман «Эмиль» отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В «Эмиле» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания.  Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Герой романа Эмиль — некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора.

Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания.

Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. Таким образом, естественное воспитание, по Руссо, — это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой — не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надоподчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

students-library.com

Метод естественных последствий — Психологос

За свои решения ребенок должен платить сам, обучаясь на собственных ошибках. Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативными последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения. На собственных ошибках. Он учится при этом ответственности.

Если ребенок не поел — никто позже подкармливать его не будет, он останется голодным.

Если ваш ребенок не делает то, что нужно, часто существует лишь одно естественное последствие: Вы должны негрубым физическим воздействием ему в этом «помочь». Когда семимесячный младенец крутится во время одевания памперса, вы его придерживаете. Когда двухлетка приближается к опасному месту, вы берете его и уносите. Отказывается трехлетка идти по лестнице в направлении спальни? Его можно толкать в правильном направлении, тянуть или нести. Отказывается надевать пальто, когда вы спешите? Вам ничего другого не остается, как «помочь силой».

В нашей семье вопрос «добровольно или силой?» стал поговоркой. Способ применения силы по всей видимости был для наших детей не очень то и страшен, иначе моя шестилетняя дочка не так часто бы спрашивала: «Мамочка, я сегодня себя хорошо вела. Не могла бы ты меня силой отвести в постель?» Иногда эта «помощь» не так уж и легка. Часто связана с криком и плачем наших детей. У нас появляется ощущение, что мы применяем насилие и навязываем нашу волю. В таких ситуацих особенно сложно сохранять спокойствие и не потерять над собой контроль. Но именно это и является решающим.

В следующей таблице представлено типичное поведение и возможные логические последствия:

Все логические последствия результативны только при одном условии: «Пусть за вас говорят ваши действия, но не слова.»

Вполне можно подталкивать ребенка, спокойно и уверенно, в сторону двери, пока вы при этом молчите или лишь коротко оповещаете: «Я помогу тебе дойти до ванны». Желание хорошенько наорать при этом очень велико: «Каждый вечер одно и то же! Я уже сыт по горло! Ты можешь хоть раз сам дойти до ванны? Все нервы мне измотал.» Вы замечаете, как легко срываются с наших губ подобные фразы? Вы не замечали, что бессловесные поступки оказываются гораздо действенней?

До тех пор, пока вы сопровождаете свои действия по воспитанию ругательствами или упреками, у вас мало что получится.

Еще некоторые примеры подобных часто употребляемых, но излишних комментариев:

В этих примерах молчание – золото. А вот комментарии превращают логическое последствие уже в наказание. Все недостатки типичных родительских ошибок проявляются тут. Промолчать тяжело, но без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Часто имеет смысл позволить наступить логическим последствиям плохого поведения, чем заранее предупреждать о них.

Представьте себе, мама Сабрины уже вначале игры скажет: «Если ты опять начнешь плакать, я прекращу с тобой играть». Или отец Томаса, накрывая на стол: «Если ты снова прольешь сегодня молоко, будешь убирать сам». Или мама Каролы объвляет заранее: «Если ты ничего сейчас не съешь, до самого ужина ничего больше не получишь». Родители подчеркивают нежелательное поведение еще до того, как оно проявилось. Молчание тут подходит гораздо больше. Если вы вообще что-то говорите, то не забывайте следующее правило:

Подчекивайте логические последствия хорошего поведения. Акцентируйте внимание на позитивном.

«Если ты успокоишься, то можешь сама выбрать себе прическу». «Если ты сейчас поторопишься, ты успеешь еще вовремя прийти в школу». «Если ты будешь играть спокойно, мы сможем доиграть до конца». «Если ты вовремя дойдешь до туалета, то тебе не надо будет переодеваться так часто, и целый день ты будешь носить сухую одежду».


Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения. Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания — естественный (еще его называют методом «естественных последствий», а впервые его описал Жан-Жак Руссо).

Естественное наказание срабатывает само собой: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки. Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно. Например, если он страдает оттого, что не может найти в общей «игровой» свалке любимую машинку, не спешите бросаться на поиски. Если до этого вы уже неоднократно пытались привлечь его к уборке игрушек, сейчас с полным правом можете сказать: «Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в гараж (то есть в ящик для игрушек или другое предназначенное для «автопарка» место), будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются».

Поначалу не рассчитывайте на безоговорочное понимание. После одного эпизода в детской не наступит вожделенный идеальный порядок. Однако такой образ действий намного лучше, чем типичный: сначала — ругань и скандал на тему «Вечно ты все теряешь! Не буду тебе больше игрушек покупать! И вообще сейчас все соберу и в помойку выкину!», а потом, без перехода: «Вот тебе твоя машинка! Сам зашвырнул, а мама ищи!», и под занавес — вы все равно ползаете на четвереньках и собираете игрушки, накапливая в душе злость и раздражение.

Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами. Он может сколько угодно возить по столу чашку, полную сока, и пропускать мимо ушей родительские замечания, типа: «Осторожно! Разольешь!» В лучшем случае он будет флегматично отвечать вам: «Не разолью». И продолжаться это будет до тех пор, пока он, наконец, не обольется с ног до головы холодным, липким соком. Как в данном случае поступить вам?!

Ваши действия могут быть следующими:

— Хватаете малыша под мышку, несете в ванную, переодеваете, отмываете, вытираете. Эта процедура сопровождается, в зависимости от ваших личных пристрастий, привычек и состояния нервной системы, криком, шлепком, упреками или монотонной лекцией на тему: «Ведь я же тебе говорила! А ты маму не слушал!» и т. п. В завершение, скорее всего, вы поставите провинившегося строптивца в угол, лишите его сладкого, а вечером вместо сока дадите ему кипяченого молока. В дальнейшем всякий раз, когда пухлые шаловливые ручонки потянутся к той самой чашке, вы будете покрикивать: «А ну, не смей трогать! В прошлый раз уже доигрался! Хватит! Больше не позволю!»

— «Облился-таки? Возьми, пожалуйста, тряпку и вытри поскорее пол, пока сок не высох, — потом трудно будет отмывать. Нет, извини, переодеть я тебя пока не могу — очень занята!» Все. Занавес.

Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание?!

А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Приятно? Не очень-то. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное «преступлению». А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом. Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.

Для вас такой образ действий тоже намного предпочтительнее. Вы оградите себя от чувства вины, которое неизменно появляется после того, как мы устраиваем детям скандал, потому что не приходится ни кричать, ни шлепать, ни истязать нежную детскую душу долгими нравоучениями. Конечно, на деле и такая реакция осуществляется не так легко, как это описано в статье. Ведь ребенок наверняка не будет молча терпеть: он будет ныть, хныкать, жаловаться или выражать свои чувства более энергичным образом. Например, настойчиво будет требовать, чтобы его переодели и обязательно пожалели. Поэтому необходимо выдержать характер, запастись терпением и пережить эти шумные полчаса. Кроме того, если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной. Дети хорошо чувствуют справедливость.

Только не нужно акт педагогического мужества сопровождать многократно повторяемой присказкой: «Я же тебе говорила!» Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз, когда ребеночек пожелает развлечься с чашкой сока, не грех напомнить ему о «мокром деле». Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить о возможных неприятных последствиях шалостей с посудой.

Инструкция по применению
  • Разумеется, использование данного метода допустимо только в тех случаях, когда последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка. Возможные травмы, пожары, наводнения не могут рассматриваться как полезные последствия детских провинностей.
  • Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш уже способен сделать нужные выводы из истории с соком, но еще не готов правильно оценить последствия своего отказа от вкусной и полезной пищи, поэтому можно объяснять ему, что люди, питающиеся одними «Чупа-чупсами», в результате заболевают. Не стоит, правда, рассчитывать, что он быстро примет к сведению эту информацию, откажется от сластей и станет сам следить за своим сбалансированным питанием. Впрочем, подобная ситуация была бы нарушением и первого пункта, о безопасности.
  • «Естественное последствие» должно наступать как можно скорее после совершенного «противоправного» деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся — для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между «преступлением» и «наказанием» может увеличиваться.
  • Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что «организовано» самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой «воспитательной» ситуации. Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас — и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
  • Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Наказание должно быть справедливым. Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то «состава преступления» здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.

www.psychologos.ru

Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.

Cреди французского Просвещения особенно ярко  выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.).

В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей.

Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство наставника – ничего не делать с ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил. Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.

В естественном воспитании с одной стороны учитываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса — стремление ребенка к самосовершенствованию. Составной частью концепции естественного воспитания ребенка является идея отрицания воспитания, которое предполагает ограничения в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место отводилось физическому воспитанию — средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов.

С раннего детства следует вести интенсивную закалку ребенка. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручному труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.) — незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь». В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды развития человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Возрастная периодизация:

I.    От рождения до 2 лет — здоровое физическое развитие ребенка.

Руссо предостерегал от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что могут возникнуть дефекты произношения. Словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями.

//.   От 2 лет до 12 лет — создание условий для приобретения ребенком как можно более широкого круга представлений, оказание помощи в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал упражнения для развития слуха, зрения, осязания. Он рекомендовал обучать без книг — ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных наук. Вредно учить нравственным идеалам пока они не стали потребностью ребенка.

III.   От 12 лет до 15 лет — дети подготовлены к  систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям: природоведение, математика.

IV.                   С 15 лет до 25 лет (совершеннолетие) — заканчивается формирование нравственного облика человека. В эти годы он знакомится с нормами и установлениями окружающего мира. Нравственное воспитание приобретает практическое значение: развитие добрых чувств, воли. Средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.

Цель воспитания у Руссо: воспитание естественное, свободное, природо-сообразное, воспитание человека борца (протест против авторитета наставника). Ратовал за индивидуализацию обучения. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы.

students-library.com

Особенности метода естественных последствий — Sonyaclub

Если все старания родителей объяснить ребёнку, что подобные поведенческие реакции совершенно недопустимы, заканчиваются полным крахом, необходимо подобрать более действенные меры воздействия. И тут нужно учитывать возможности и особенности метода естественных последствий – популярного педагогического приёма. О нём ещё говорили известные философы и психологи, да и сейчас он не утратил свою актуальность, поскольку позволяет наказывать детей, не наказывая в прямом смысле слова. Грубо говоря, ребёнок получает возможность прочувствовать на себе результаты своего действия или, напротив, бездействия.

Примеры применения воспитательного приёма

Этот приём был ещё описан великим Жан-Жаком Руссо (середина XVIII века), однако актуален и в современных условиях. Философ был убеждён, что детям крайне важно самостоятельно накапливать опыт при взаимодействии с окружающей действительностью и людьми.

Чтобы понять смысл педагогического приёма, необходимо подробнее рассмотреть примеры ситуаций, когда его можно использовать в воспитании ребятишек разного возраста.

  1. Допустим, пятилетка отказывается собирать игрушки. Если увещевания не действуют, можно оставить всё как есть, отказываясь от уборки и постоянных напоминаний. В этом случае детская скоро «зарастёт» грудами игровых принадлежностей, а ребёнок даже может наступить на любимую машинку или робота и сломать их.
  2. Трёхлетняя малышка балуется с газировкой или соком за столом. Если после замечаний, она всё же перевернёт стакан с жидкостью на себя, не следует сразу же переодевать её. Позвольте ребёнку походить по дому в мокрой одежде, чтобы он смог прочувствовать на себе негативные результаты своего поступка.
  3. Если ребёнок наплевательски относится к вещам, которые ему покупают родители, не стоит бежать за новыми покупками взамен поломанных или потерянных гаджетов или аксессуаров. Потерян стильный зонт? Предоставьте в пользование старый зонтик, лежащий в шкафу «на всякий пожарный».
  4. Старшие школьники нередко являются транжирами, с лёгкостью расставаясь с карманными деньгами. В такой ситуации взрослым можно выдавать строго определённую сумму на неделю, разрешив тратить только её. Если же ребёнок спустит все деньги в один день, остальное время он проведёт без сладостей и мороженого.

На этих примерах особенности метода естественных последствий видны особенно отчётливо. Чем же он привлекателен? Взрослые не наказывают малыша, не унижают его, напротив, предоставляют свободу выбора действий.

Особенности метода естественных последствий

Если вы решили включить такой воспитательный приём в собственный родительский арсенал, нужно помнить об его определённых нюансах. Что же стоит учитывать?

Главный нюанс и требование к реализации данного педагогического приёма – родители должны действовать единогласно и последовательно. Также у воспитательного метода имеются некоторых ограничения:

  • результаты детского поведения обязаны быть безопасными для ребёнка и окружающих людей. К примеру, этот приём не подойдёт, если нужно отучить малыша выбегать на автотрассу или бросаться камнями в прохожих;
  • не следует постоянно напоминать о желаемых действиях. Сказали раз, два, затем следует дождаться естественных последствий – сломанной игрушки, облитого платья, опоздания на занятие и пр.;
  • временной промежуток между проступком и его последствием не должно быть чрезмерно большим. Чем моложе ребёнок, тем скорее наступают последствия его поведения – это аксиома, иначе он не поймёт очевидную связь между событиями;
  • дети младше трёх лет обычно не понимают, что определённые последствия могут наступить. К примеру, полуторагодовалый кроха даже при всём желании не сможет аккуратно кушать и останется голодным, если мама захочет внедрить этот метод для воспитания аккуратности;
  • важны и родительские реакции, поскольку психологи не советуют выказывать торжество и злорадство, когда наступило естественное последствие. В ином случае подобные дисциплинарные воздействия не принесут очевидного положительного результата.

Если учитывать особенности метода естественных последствий и применять его правильно, то можно не просто избавиться от разнообразных проблем в детском поведении, но и приучить ребёнка отвечать за собственные поступки и управлять своими действиями самостоятельно. Разве это не то, о чём мечтает каждый родитель?

    Метки: воздействие, воспитание детей, действие, игрушка, малыш, наказание, Особенности метода естественных последствий, поведение, последствие, поступок, прием, пример, ребенок, результат, родитель     

sonyaclub.ru

Метод естественных последствий — запись пользователя Natalia (mom2andrew) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Наказание — за и против

Пожалуй, нет более гуманного, разумного и эффективного способа наказания, чем "естественные последствия". Этот метод рекомендовал еще Жан-Жак Руссо, а многие родители пользуются им интуитивно. Для начала задумаемся над самой целью наказаний. Родители прибегают к ним, чтобы впредь ребенок не совершал каких-либо поступков, последствия которых нежелательны. Но всегда ли понимает это сам ребенок? Как помочь ему почувствовать реальный вред от его неблаговидного поступка? Можно, например, повременить с ликвидацией этого вреда. Ваш сын в который раз потерял мяч или сломал велосипед, и дело тут исключительно в его безалаберности. Как поступить? Просто не спешите с покупкой новых вещей - пусть послоняется во дворе без дела, попросит чужой велосипед (и поймет, что это уже не то!), убедится, что без мяча труднее сколотить вокруг себя компанию... Это научит его быть бережливее.


Метод естественных последствий применим в любом сколько-нибудь сознательном возрасте. Если малыш опрокинул на себя чашку с питьем, не торопитесь переодевать его в сухое. Дискомфорт от мокрой холодной одежды заставит его в другой раз быть осторожнее. Кстати, один из недостатков столь удобных для родителей памперсов в том, что они нарушают в сознании ребенка важную причинно-следственную связь: ведь "проштрафившийся" малыш не ощущает всю "прелесть" мокрых пеленок или подгузников, а значит, у него нет стимула вовремя проситься в туалет. Если ребенок-школьник истратил выданные ему на неделю деньги за два дня, не пополняйте его кассу до конца недели. Пусть обходится в это время без жвачки, вместо похода в кино погуляет на свежем воздухе и даже пропустит день рождения друга, поскольку не на что будет купить подарок (если выданная вами сумма предназначалась и для этого). Пусть напрямую ощутит, как трудно в этом мире без денег и как важно планировать и контролировать свои расходы. Итак, метод "естественных последствий" настолько, простите за тавтологию, естественен, что другие наказания стоит применять только в тех случаях, когда он не годится. Как правильно использовать метод "естественных последствий":

  • Во-первых, он годится только в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны. Это без комментариев.
  • Во-вторых, последствия не должны быть слишком отдалены во времени. Хотя, чем старше ребенок, тем больше может быть этот интервал. Но вряд ли будет эффективно ждать, пока комната малыша ясельного возраста полностью зарастет грязью и он поймет важность поддержания порядка. А вот со старшеклассником уже можно поставить такой «эксперимент».
  • В-третьих, последствия должны быть очевидны для ребенка. Говорить четырехлетке: «Это ты потому так капризничаешь, что слишком много смотришь телевизор» — не имеет никакого смысла. Лучше просто не давать ему смотреть телевизор и занять чем-то другим.
  • И еще. Наблюдая, как ребенок испытывает на себе «естественные последствия», не зловредничайте и ни в коем случае не преподносите ему эту процедуру как месть. Фразы типа «Это тебе урок, чтоб знал, как бросать свои вещи где попало!», «А я тебе говорила! Если бы ты послушал маму, этого бы не случилось!» сводят на нет весь эффект метода естественных последствий, превращая его в своего рода наказание от лица родителей. Поверьте, ребенок сам сделает нужные выводы и без вашей «помощи».
  • И, конечно же, вы должны быть уверены, что ребенок действительно был в состоянии избежать этих последствий.

«Давай подумаем, как это исправить»

Логическое продолжение «метода естественных последствий» — совместный поиск выхода из ситуации. В самом деле, куда лучше, если мама поручит малышу собрать рассыпанное, чем накричит на него и займется уборкой сама. Ваш ребенок обидел приятеля? Пусть сам ищет способ помириться. Не сделал уроки по неуважительной причине? Пусть теперь думает, как будет назавтра объясняться с учительницей. Подскажите ему, как лучше поступить. Можно сидеть на уроке и дрожать: вызовут — не вызовут, а можно, например, подойти к учительнице заранее, объяснить ситуацию, договориться, когда задание будет выполнено. Это потребует от ребенка большего мужества и, возможно, не всегда принесет желаемый результат. Но зато таким образом он будет учиться исправлять собственные ошибки конструктивным путем. Не это ли одно из наиболее важных жизненных умений?

Источник

www.babyblog.ru

Гуманистические идеи свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо в 1762 году опубликовал роман — трактат «Эмиль, или О воспитании», где показал путь воспитания свободного человека нового общества.

Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо и поэтому необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Источниками воспитания он считал природу, окружающих людей и вещи:

* воспитание природой осуществляется через развитие человеческих способностей, органов чувств;

* воспитание людьми — это приучение человека использовать эти способности и органы;

* воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Рядом с естественным воспитанием Руссо ставит свободное воспитание. Считая, что свобода является естественным правом человека, он выступает против зубрежки, суровой дисциплины, телесных наказаний, которые подавляют личность ребенка. Руссо требовал уважать личность ребенка, его интересы и запросы.

Особую роль призван играть воспитатель, который наводит своего воспитанника на решение вопросов, руководит его интересами, оказывая главным образом косвенное воздействие при этом процессе. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали определенные решения. Руссо не признавал принуждение как метод воспитания.

Автор делил жизнь своего воспитанника на четыре периода:

1. до 2-х лет — время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание;

2. от 2 до 12 лет — период «сна разума», когда ребенок, по мнению Руссо, не может рассуждать и логически мыслить, у него следует развивать «внешние чувства»;

3. от 12 до 15 лет — период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка;

4. от 15 до совершеннолетия — «период бурь и страстей», в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие -максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. В первую очередь ребенок изучает столярное дело, а затем знакомится с другими ремеслами.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. воспитание добрых чувств;

2. добрых суждений;

3. доброй воли.

Женщина, по мнению Руссо, должна быть воспитана для дома. Ее удел -приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

10. Идеи развивающего обучения И.Г. Песталоцци.Иоганн Генрих Песталоцци считал, что цель воспитания состоит в развитии природных сил и способностей человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания — согласие с природой, но целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку.

Все силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем. Любовь к людям формируется на основе собственных поступков. Ум развивается в процессе работы собственной мысли. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду совершается на основе простейшего проявления физических сил.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование.

Физическое и трудовое воспитание. Цель физического воспитания ребенка — развитие всех физических сил и возможностей на основе естественного стремления к движению. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок совершает, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо.

Нравственное воспитание. Нравственность вырабатывается у ребенка путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом этого процесса Песталоцци называл любовь к матери. Она постепенно распространяется на других членов семьи. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка происходит в школе. Здесь нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а развитием у них моральных чувств и созданием нравственных наклонностей. Необходимыми являются упражнения в нравственных поступках, которые требуют от воспитанников самообладания, выдержки, воли. Нравственное образование Песталоцци тесно связывает с религиозным. Критикуя обрядовую религию, он говорит о религии естественной, которая понимается как развитие у людей высоких моральных начал.

Умственное образование. Оно, по мнению Песталоцци, должно быть воспитывающим. Обучение основывается на наблюдении и опыте и поднимается к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и др. ощущения, которые возбуждают в нем мысль и потребность говорить. Приобретенные с помощью органов чувств представления необходимо упорядочить и уточнить, довести до ясных понятий. Таким образом, обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе чувственного опыта запаса знаний, во-вторых, развивает умственные способности детей. В содержание образования начальной школы должны входить чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастика, начала географии, истории, естествознания. Песталоцци, вслед за Коменским, утверждает принцип наглядности. Он строил процесс обучения как постепенный и последовательный переход от части к целому. Оно должно идти в строгой последовательности, так как ученику нельзя преподносить то, что он не может усвоить. Наряду с умением мыслить, необходимо развивать практические навыки использования полученных знаний.

Большой заслугой Песталоцци является разработка разнообразных частных методик по обучению детей письму, счету, рисованию, различным измерениям и т.д.

11. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. «Руководство к образованию немецких учителей» (общая характеристика книги).

Адольф Дистервег требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.

Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений — к понятиям.

В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения.

Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.

Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину.

Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов — «научный» или сообщающий метод.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя.

Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием. Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним. Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.

Дистервег — автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *