Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо на педагогику
Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо
Замечание 1
Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, ботаник и композитор.
Руссо систематически изложил свою теорию воспитания и педагогическую программу в работе «Эмиль, или о воспитании». Главный пункт данной программы – теория естественного, свободного воспитания, в центре которого – личность ребенка.
Руссо в своей педагогической концепции отверг современный ему взгляд на образовательно-воспитательные процессы. Он считал, что старую воспитательную систему, санкционируемую церковью, необходимо отбросить. Вместо этого он считал необходимостью введение демократической системы, которая должна помочь в выявлении у ребенка дарований, которые заложила природа. Воспитание поможет развить ребенка только тогда, когда оно приобретет естественный природосообразный характер, если оно будет связано с естественным процессом развития индивида и станет побуждать его самостоятельно приобретать личный опыт и знания, которые базируются на нем.
Воспитание, по мнению Руссо, дают человеку природа, люди и окружающие его вещи:
- воспитание, которое человек получает от природы, – это развитие его внутренних способностей;
- воспитание, которое человек получает от людей, – это обучение тому, как использовать эти способности;
- воспитание со стороны вещей – это процесс приобретения человеком собственного опыта относительно предметов, которые дают ему воспитание.
Все эти три фактора, как говорил Руссо, должны действовать согласованно.
Природосообразность в педагогике Руссо
Природу, как фактор воспитания Руссо рассматривал следующим образом: ребенок с рождения уже чувственно восприимчив и получает информацию и впечатления от органов чувств от предметов, которые его окружают. Постепенно, он становится восприимчивее, его знания об окружающем мире расширяются, углубляются и изменяются под воздействием взрослых. Такой взгляд на воспитание был в то время принципиально новым, так как система школьного воспитания игнорировала возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Воспитание человека начинается в момент его рождения и продолжается всю жизнь, главная задача воспитания – создать человека. Такое воспитание должно отличаться от старого, ставящего целью подготовить из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Воспитание для Руссо – искусство развития истинной свободы человека, которая зависит только от него самого. Из этого следует отрицание им системы общественного воспитания, так как он считал, что ни отечества, ни граждан нет, есть только угнетатели и угнетенные.
При этом природа для Руссо – не первобытное звериное существование человека, а его свобода и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. При обращении к родителям и воспитателям, он призывал стремиться к развитию в ребенке естественности, привитию чувства свободы и независимости, стремления к труду, уважению в нем человеческой личности, а также всех полезных и разумных склонностей. Стремление к природе Руссо видел в неприятии искусственности и притягивании всего естественного, простого и непосредственного.
Замечание 2
Руссо ставил ребенка в центр воспитательной деятельности, но вместе с тем, он выступал против излишнего потакания детям, уступок их требования и капризам. Отвергая любую форму воспитания, базирующуюся на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он также утверждал, что ребенка нельзя предоставлять самому себе, так как это угрожает его развитию.
В обучении важно не просто приспособить знания к уровню ученика, а соотносить их с его опытом и интересами. Необходимо организовать передачу знания таким образом, чтобы ребенок сам на себя брал эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, базирующийся на значении передаваемого знания, учитывая интересы каждого воспитанника.
Руссо делал акцент на важности труда для воспитания. Труд прививает ребенку чувство долга и ответственности за свои действия. Также, живя внутри общества, человек обязан своим трудом платить за свое содержание. Иными словами, труд – неизбежная обязанность каждого человека. Трудовое воспитание Руссо непосредственно связано с нравственным, умственным и физическим развитием и совершенствованием. Задача нравственного воспитания заключается в предохранении ребенка от воздействия испорченного общества, искусственной культуры и отслеживание его развития и развития его личных интересов и потребностей. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, в связи с чем, основной предпосылкой нравственного воспитания выступает умственное развитие. Только после этого могут вырабатываться моральные качества, формирование понятий об общественных отношений.
Неоспоримы вклад Руссо в педагогику, который заключается в осуществлении им попытки наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. При рассмотрении непосредственно проблемы воспитания детей, Руссо делил жизнь ребенка на четыре периода:
- первый – от рождения до 2 лет, когда необходимо уделять особое внимание физическому развитию и воспитанию;
- второй – от 2 до 12 лет – воспитание чувств;
- третий – от 12 до 15 лет – умственное воспитание;
- четвертый – от 15 до 18 лет – нравственное воспитание.
Руссо считал, что первоначальное воспитание должно быть отрицательным, то есть должно исключать воздействие искусственной культуры на природу ребенка. Данный период – наиболее ответственный, так как несмотря на то, что ребенок чувствует свои естественные потребности, но выразить их не может. В связи с этим мать в большей степени, чем кто-либо другой, несет ответственность за этот отрезок жизни ребенка, хотя и отцу, который никакими внешними обстоятельствами не избавлен от необходимости воспитывать своих детей, тоже необходимо строго выполнять обязанности, которые на него возложила природа.
Жан-Жак Руссо (28 июня 1712
Мыслитель, идейный предшественник Французской революции 18 века, Руссо вошел в историю как педагог, писатель, философ и энциклопедист. Его взгляды на общество и государство были более чем новы для его времени.
Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. В юности он перепробовал многие профессии — служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки. .., а в 1741 году уехал в Париж. Здесь Руссо сблизился с Д.Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки.
В 1750 году его трактат «Рассуждение о науках и искусствах» принес автору премию Дижонской академии и известность. В последующие годы он продолжает плодотворно работать, его оперы и пьесы ставятся на различных французских сценах, правда с переменным успехом.
Но в 1762 году, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль», где автор развивал деистическую доктрину, на Руссо обрушился гнев католической церкви, а правительство распорядилось его арестовать. И Руссо был вынужден покинуть Францию и уехать в Англию. Причем его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты.
К тому же у Руссо был весьма сложный характер: он был удивительно злопамятен, но в то же время обладал талантом забывать о своих благодетелях. А к концу жизни в нем развилась мнительность: всюду ему мерещились заговоры с целью выставить его в неблагоприятном свете. В конце концов, терпение даже самых преданных друзей исчерпывалось и философу указывали на дверь.
Выходящий из ряда эгоист, Руссо отличался необыкновенным тщеславием и гордыней. Его отзывы о собственном таланте, о достоинстве его сочинений, о его всемирной славе бледнеют перед его способностью любоваться своей личностью.
Между тем он и впрямь оказал серьезное влияние на многие умы эпохи. Возможно, именно обостренные общественные противоречия вывели Руссо на арену времени. Признав зловредным влияние наук и художеств, он искал в них душевного отдыха и источника славы. Выступив обличителем театра, он писал для него. Прославив «естественное состояние» и заклеймив позором общество и государство, как основанные на обмане и насилии, он провозгласил «общественный порядок священным правом, служащим основой для всех других».
Постоянно воюя против разума и размышления, он искал основы «для закономерного» государства в самом отвлечённом рационализме. Ратуя за свободу, он признал единственную свободную страну своего времени несвободной. Вручая народу безусловную верховную власть, он объявил чистую демократию неосуществимой мечтой. Избегая всякого насилия и дрожа при мысли о преследовании, он водрузил во Франции знамя революции. Руссо оставался сыном своего искусственного века и мастером парадокса.
Благодаря сочетанию страсти с искусством, никто из писателей 18 века не имел такого влияния на Францию и Европу, как Руссо. Он преобразовал умы и сердца людей своего века тем, чем он был, и ещё более тем, чем казался.
Его книга «Новая Элоиза» была невероятно популярна, как и трактат «Общественный договор», где Руссо описал идеальное государство, свободный человеческий союз, власть в котором принадлежит всему народу и в котором все граждане равны.
Вообще художественное наследие Руссо очень разнообразно но жанрам — это стихи, поэмы, комедии, оперы (для которых он сам сочинял и либретто и музыку) и другие произведения.
В Париж он смог вернуться в 1770 году, с собой писатель привез и законченную рукопись «Исповеди», которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах. ..
Последние месяцы жизни Жан-Жак Руссо провел в Эрменонвиле, близ Парижа, где и скончался 2 июля 1778 года.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.- Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Животные: правда или вымысел?
19 знаковых зданий в Дании, которые стоит увидеть
Первые атомные бомбы, испытанные и примененные во время Второй мировой войны
Жан-Жак Руссо: биография и убеждения
Считаете ли вы, что правительство должно пытаться защищать свободу отдельных людей, одновременно отстаивая интересы всех, а не интересы лишь немногих? Когда правительство коррумпировано и защищает только права богатых и влиятельных, как вы думаете, его следует изменить?
Если да, то вы согласны с Жан-Жаком Руссо. Этот французский философ и мыслитель эпохи Просвещения считал, что правительство должно основываться на идее продвижения коллективного блага. Здесь вы узнаете о биографии Жан-Жака Руссо, его убеждениях, теориях и политической философии.
Жан-Жак Руссо Биография
Биография Жан-Жака Руссо начинается с его рождения в Женеве 28 июня 1712 года. молодой человек. К 20 годам он заинтересовался философией и примерно в это же время начал музыкальную карьеру в качестве композитора.
В конце концов он переехал в Париж и опубликовал несколько статей о музыке в энциклопедии Дидро . Позже он написал оперу, которая была исполнена для короля Людовика XV в 1752 году. Он также прославился победой в конкурсе эссе в 1750 году, в котором он опубликовал свой Рассуждение об искусствах и науках , в котором он утверждал, что человек в основном хорош по своей природе, но искусства и науки развратили его.
В 1754 году он вернулся жить в Женеву, где продолжал публиковать работы по философии, религии и политике. Это привело его к конфликту с властями, и его книги были запрещены там и во Франции вместе с ордерами на его арест.
В 1765 году он договорился о возвращении в Париж. Его приветствовали как известную знаменитость, и многие посещали его. Некоторое время он посещал Великобританию, прежде чем вернуться во Францию.
В 1769 году он закончил свою автобиографию Признания , хотя она не была опубликована до 1782 года, после его смерти. Многое из того, что мы знаем о биографии Жан-Жака Руссо, взято из этой книги.
В 1776 году Руссо попал в аварию, когда пытался увернуться от кареты и собаки на узкой улице. Сегодня историки считают, что он, вероятно, получил сотрясение мозга и, возможно, мозговое кровотечение, хотя он оставался интеллектуально активным и казался здоровым.
1 июля 1778 года он перенес инсульт и умер.
Рис. 1 — Портрет Жан-Жака Руссо.
Жан-Жак Руссо Религиозные убеждения
Религиозные взгляды Жан-Жака Руссо были интересными и несколько противоречивыми. Родившийся кальвинистом, он находился под сильным влиянием этой веры, даже когда на какое-то время обратился в католицизм, прежде чем вернуться обратно.
Убеждения Жан-Жака Руссо находились под сильным влиянием его веры в религиозную терпимость. Он критически относился к установленной церкви и отвергал учение о первородном грехе. Вместо этого он считал, что все люди рождаются хорошими по своей природе.
Убеждения Жан-Жака Руссо привели его к конфликту с католической и кальвинистской церквями, а также отличали его от многих других мыслителей эпохи Просвещения, веривших в деизм. В отличие от большинства других деистов, Руссо считал, что Бог был не просто бескорыстным творцом, устанавливающим рациональные законы природы, но что люди были созданы по хорошему образу Бога.
Жан-Жак Руссо Философия
Философия Жана-Жака Руссо о политике и обществе одновременно оказала большое влияние на наши идеи современной демократии и несколько противоречива. Философию политики Жан-Жака Руссо можно рассмотреть в его идеях о естественном состоянии, общественном договоре и его концепции всеобщей воли.
Жан-Жак Руссо Теория естественного состояния
«Естественное состояние» было аналитическим инструментом для рассмотрения человеческой природы, используемым различными мыслителями эпохи Просвещения. Двумя другими известными идеями естественного состояния были идея Томаса Гоббса о том, что люди естественным образом находятся в состоянии войны друг с другом, и идея Джона Локка о том, что люди естественным образом руководствуются набором естественных законов, уважающих право на жизнь. свободы и собственности.
Состояние природы
Гипотетическое время до создания правительства, используемое политическими философами для рассмотрения того, как люди должны организовать себя и свое правительство.
Теория естественного состояния Жан-Жака Руссо отличалась от обеих. Руссо утверждал, что люди по своей природе добры и обладают состраданием. Однако он не верил, что человек руководствуется законами природы.
Для Руссо естественное состояние было по большей части нейтральным местом, и именно развитие общества, особенно понятие частной собственности, развратило их.
Эта коррупция возникает по мере того, как люди вступают в более тесный контакт друг с другом, создавая общество, в котором они конкурируют за свое самосохранение. В конце концов, по мере роста общества и появления частной собственности и торговли возникает все больше и больше неравенства. Люди все больше и больше соревнуются за социальный статус и экономическую безопасность, руководствуясь собственными интересами. Руссо видел в этом соперничестве ведущую к господству и эксплуатации немногих над многими.
Человек рождается свободным, и везде он в цепях». 1
Рис. 2 – Картина написания Жан-Жака Руссо.
Жан-Жак Руссо Общественный договор
Именно в этом состоянии конкуренции, по мнению Руссо, люди решают создать правительство. Для Жан-Жака Россо общественный договор — это способ управления отношениями между людьми.
Руссо видел в первоначальном общественном договоре и созданных им правительствах усиление неравенства. Он видел, что ее навязывают богатые и могущественные, а бедные и менее могущественные соглашаются на нее во имя безопасности. Для него это было извращением природной доброты человека.
Однако Руссо предложил новый общественный договор, который способствовал бы равенству, с его идеей всеобщей воли.
Жан-Жак Руссо Теория всеобщей воли
Теория Жан-Жака Руссо всеобщей воли была его попыткой найти неуловимое равновесие между потребностью в безопасности и государственной власти и свободой, которой должны наслаждаться люди.
Общая воля
Руссо определил общую волю как общее благо или желание народа в целом, в отличие от воли отдельного человека. Руссо призывал людей жертвовать своими интересами во имя общей воли.
Иными словами, люди отказались от своих личных прав перед всем сообществом. Теория Жан-Жака Руссо утверждает, что правительство должно руководствоваться коллективной волей и интересами граждан. Другими словами, он должен руководствоваться высшими интересами общества в целом, а не высшими интересами какого-либо лица или группы лиц.
Он считал, что общая воля должна исходить от всех и распространяться на всех. В тех случаях, когда кто-то действовал против общей воли, он считал, что они должны быть наказаны или, по его словам, «принуждены к свободе». Эта идея означает, что люди не полностью свободны, как в естественном состоянии, но имеют равную свободу по закону с защитой своей безопасности и собственности.
Теорию всеобщей воли Жан-Жака Руссо также иногда называют «народным суверенитетом», поскольку она основана на идее, что народ является сувереном и высшей властью.
Тот, кто отказывается подчиняться общей воле, будет принужден к этому всем телом; это означает просто, что он будет вынужден быть свободным». 2
Неоднозначность философии Жан-Жака Руссо о политике
Одной из проблем интерпретации философии и теорий Жан-Жака Руссо является абстрактный характер всеобщей воли.
Руссо, с одной стороны, отвергал идею представительного правления, когда люди избирали законодательный орган, который служил бы над ними верховной властью. Он считал отказ от права самоуправления сродни рабству.
С другой стороны, он признавал, что прямая демократия непрактична. Он выступал за форму административного правления в виде представительного органа для выполнения повседневных функций правительства, в то время как высшая власть оставалась за народом.
Он также понимал, что социальное и экономическое неравенство означает, что личные интересы людей не всегда согласуются с коллективными интересами. Он решительно выступал за социальное и экономическое равенство, утверждая, что если бы никому не было позволено стать чрезвычайно богатым или бедным, коллективные и индивидуальные интересы обычно были бы одинаковыми.
Хотя его идеи утверждают, что правительство в целом должно подчиняться коллективной всеобщей воле, он никогда не излагал четкую формулу того, как это должно работать на практике, особенно в более крупных государствах. Он, вероятно, рассматривал небольшие города-государства, такие как Женева, как идеальную форму правления, в которой легче установить прямую демократию.
Книги и произведения Жан-Жака Руссо
Ниже приведен список некоторых наиболее важных книг и сочинений Жан-Жака Руссо:
- Дискурс о науках и искусствах (1750)
- Дискурс о происхождении неравенства (1754)
- Джули, Орегон, Новый Heloise (1761)
- 44444444444444444444444. (1762)
- Эмиль (1762)
- Признания (1782)
Рис. 3. Титульный лист книги Жан-Жака Руссо «Об общественном договоре».
Жан-Жак Руссо Значение и влияние
Философия Жан-Жака Руссо оказала огромное влияние.
Его идеи социальной справедливости и равенства повлияли на начало Французской революции в 1789 году. Руссо утверждал, что, когда правительство больше не представляет всеобщую волю, его следует упразднить. Этот аргумент сыграл ключевую роль в оправдании свержения монархии.
Его идея всеобщей воли и народного суверенитета также оказала влияние на Робеспьера и насильственную политику, проводившуюся в эпоху террора.
Некоторые ученые также утверждали, что эти идеи повлияли на авторитарные и популистские правительства, от фашизма до коммунизма, и их заявленные цели продвижения коллективного блага за счет индивидуальной свободы.
Однако стоит отметить, что, хотя философия Жан-Жака Руссо утверждала, что человека следует «принуждать к свободе», когда он нарушает общую волю, он прямо отвергал идею о том, что права личности должны быть принесены в жертву на благо общества. много.
Если под этим понимать, что правительство имеет право пожертвовать невинный человек на благо народа, я считаю это одним из самых отвратительных правил тирания, когда-либо придуманная, величайшая ложь, которую только можно выдвинуть, самое опасное признание 3
Таким образом, большее влияние Руссо оказывает на идеи социальной справедливости, равенства и идею о том, что правительство должно представлять интересы всех людей. Когда правительство учитывает только интересы некоторых членов общества, например богатых и влиятельных, это коррумпированное и нелегитимное правительство.