Книга Рыцарь в сверкающих доспехах читать онлайн Джуд Деверо
Джуд Деверо. Рыцарь в сверкающих доспехах
Монтгомери и Таггерты – 19
1564 год
Николас пытался сосредоточиться на письме к матери, вероятно, самом важном документе, который он когда-либо писал. От этого письма зависело все: его честь, будущее семьи – и сама жизнь.
Но, выводя на бумаге строчку за строчкой, он неожиданно услышал женский плач. Раздраженный, Николас встал из-за грубо сколоченного столика и выглянул в крошечное, выходящее во двор окошко. По двору прохаживались четверо мужчин. И ни одной женщины. Кроме того, комната, в которой он находился, имела очень толстые стены, а тяжелая дубовая дверь была окована железом.
– Она не из этого мира, – сказал он себе и, вздрогнув, перекрестился, после чего снова сел за стол и принялся писать.
Но не успело перо коснуться бумаги, как он снова услышал плач.
Николас на секунду склонил голову набок и прислушался. Да, она всхлипывала, но не от страха и даже не из скорби. Он отчетливо чувствовал, что источник боли находился гораздо глубже.
– Нет! – воскликнул он вслух. У него не было времени стараться понять эту женщину, кем бы она ни была – человеком из плоти и крови или духом, явившимся с того света.
Он вернулся к письму, но так и не смог заняться делом: женский плач властно притягивал его. Ей необходимо что-то, только вот что?
Требуется ли ей утешение? Ободрение? Чего она хочет от него?
Николас отложил перо и устало провел рукой по глазам. Плач эхом отдавался в голове. Теперь он понял, в чем дело. Она страдает без надежды. Это страдания человека, у которого не осталось надежды.
Решив не обращать внимания ни на какие помехи, Николас оглянулся на только что начатое письмо. Он не обязан заниматься чужими бедами. Следует немедленно дописать письмо и отдать заждавшемуся гонцу, иначе надежда уйдет и из его жизни.
Он написал еще две строчки, но был вынужден остановиться. Рыдания все усиливались, пока не заполнили каждый уголок комнаты и каждый закоулок его мозга.
– Леди, – прошептал он с отчаянием, – удалитесь и дайте мне хоть немного покоя. Я бы пожертвовал жизнью, чтобы помочь вам, но не могу. Моя жизнь уже обещана.
Он в который раз поднял перо и, перед тем как начать писать, закрыл свободной рукой ухо, чтобы отсечь посторонний шум.
Но все напрасно. Он слышал каждый звук.
Николас уронил перо, которое покатилось по бумаге, разбрызгивая чернила, снова заткнул уши, на этот раз обеими руками, и зажмурился.
– Что тебе от меня надо? – вскричал он. – Я бы отдал тебе все, что имею, но у меня больше ничего нет.
Его мольбы остались без ответа. Женщина продолжала плакать, и так громко, что голова Николаса пошла кругом.
Он медленно открыл глаза, но ничего не увидел. Перед ним была непроглядная тьма, затопившая стены и дверь. Николас не видел ни стола, ни письма, жизненно для него важного.
Постепенно вдалеке появился яркий огонек, и Николас ощутил, что его неодолимо тянет к этому огоньку, словно в жизни его больше ничто не имело значения. Только неизвестно откуда взявшийся свет.
– Да, – прошептал он, прежде чем закрыть глаза и отдаться звуку рыданий незнакомки.
Медленно-медленно его тело расслабилось, и он положил голову рядом с недописанным письмом.
– Да, – снова прошептал он, окончательно сдавшись.
1988 год
Даглесс Монтгомери сидела на заднем сиденье взятой напрокат машины. Впереди устроились Роберт и его толстая коротышка дочь Глория. Последняя, как обычно, что-то жевала.
Даглесс передвинула стройные ножки, стараясь уместить их поудобнее: все свободное пространство занимали вещи Глории, которыми были набиты шесть кожаных чемоданов из одного багажного набора.
рыцарь в сияющих доспехах — это.
.. Что такое рыцарь в сияющих доспехах?- рыцарь в сияющих доспехах
General subject: a knight in shining armor
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- рыцарь в доспехах
- рыцарь винной бочки
Смотреть что такое «рыцарь в сияющих доспехах» в других словарях:
Рыцарь дорог (телесериал — Рыцарь дорог (телесериал, 2008) Рыцарь дорог Knight Rider … Википедия
Рыцарь дорог (телесериал, 2008) — Рыцарь дорог Knight Rider … Википедия
Грегор Эйзенхорн (Warhammer 40,000) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно по … Википедия
Мукаи, Осаму — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мукаи. Осаму Мукаи 向井 理 Дата рождения: 7 февраля 1982(1982 02 07) (30 лет) Место рождения … Википедия
Три метра над небом (роман) — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Три метра над небом … Википедия
Час свиньи — The Hour Of The Pig … Википедия
Список мультсериалов по наименованию — … Википедия
Список программ 2х2 — Содержание 1 Передачи, транслировавшиеся с 1989 по 1997 год 2 Передачи, транслируемые с 2007 года … Википедия
Книги
- Рыцарь (изд. 1996 г. ), Джуд Деверо. Дуглесс Монтгомери, обыкновенная учительница, живет в современной Америке, и жизнь ее складывается не очень счастливо. И нет ничего удивительного в том, что она мечтает о благородном рыцаре в… Подробнее Купить за 375 грн (только Украина)
- Рыцарь, Джуд Деверо. Дуглесс Монтгомери, обыкновенная учительница, живет в современной Америке, и жизнь ее складывается не очень счастливо. И нет ничего удивительного в том, что она мечтает о благородном рыцаре в… Подробнее Купить за 350 руб
Рыцарь, Джуд Деверо. Дуглесс Монтгомери, обыкновенная учительница, живет в современной Америке, и жизнь ее складывается не очень счастливо. И нет ничего удивительного в том, что она мечтает о благородном рыцаре в… Подробнее Купить за 330 руб
Рыцарь в сверкающих доспехах. Джуд Деверо. Исторические любовные романы. Монтгомери. Читать онлайн. Литмир. LITMIR.BIZ
Скачать книгу
сочувственно посоветовала она, показывая на железную скамью, окруженную низкой каменной оградой. Незнакомец не пошел первым, но покорно последовал за Даглесс через открытую калитку и стал дожидаться, пока она сядет. Но Даглесс подтолкнула его к скамье. Он выглядел слишком бледным и сбитым с толку, чтобы обращать внимание на правила вежливости. – Знаете, вы просто опасны! Немедленно садитесь, а я вызову доктора. Вы нездоровы, – бросила Даглесс. И отвернулась, чтобы идти. Но его следующие слова пригвоздили ее к месту.– Думаю, я, наверное, уже мертв, – тихо пробормотал он.
Даглесс в раздумье уставилась на него. Если он хочет покончить с собой, его нельзя оставлять одного.
– Почему бы вам не пойти со мной? – мягко спросила она. – Вам необходима помощь.
Мужчина не тронулся с места.
– Что это за карета, которая едва не сбила меня?
Даглесс шагнула к скамье и села. Если он действительно подумывает о самоубийстве, нужно, чтобы кто-то с ним поговорил.
– Откуда вы? Судя по выговору, англичанин, только такого акцента я никогда не слышала.
– Я англичанин. Что это за колесница?
– Ладно, – вздохнула Даглесс. Придется играть по его правилам. – В Англии это называется междугородный автобус. Правда, он шел слишком быстро, но, по моему мнению, единственное, с чем смирились англичане двадцатого века, – это скорость их машин. – Она смешно наморщила нос и покачала головой: – Итак, о чем еще вы не знаете? Самолеты? Поезда? – Она не против ему помочь, но у нее и своих забот полно. – Послушайте, мне действительно пора. Давайте зайдем в дом священника и попросим вызвать доктора, – предложила она, но, помедлив, передумала. – А может, следует позвонить вашей матери?
Жители деревни, разумеется, должны знать о безумце, который повсюду бегает в панцире и притворяется, будто никогда не видел наручных часов или автобуса.
– Моя мать? – едва заметно улыбнулся мужчина. – Боюсь, моя мать уже в могиле.
Может, он потерял память из-за тоски по матери?
– Простите, – пробормотала Даглесс, смягчившись. – Она умерла недавно?
Перед тем как ответить, мужчина задумчиво устремил взгляд в небеса.
– Примерно четыреста лет назад.
Услышав это, Даглесс стала подниматься.
– Я сейчас позову кого-нибудь…
Но он поймал ее за руку и не дал уйти.
– Я сидел в комнате и писал матери письмо, когда услышал женский плач. В комнате стало темно, голова закружилась, и я очутился рядом с незнакомой женщиной. Этой женщиной оказалась ты.
Он уставился на нее умоляющими глазами.
Даглесс подумала, что лучше всего будет оставить этого мужчину одного и уйти. И она бы так и сделала… если бы он не выглядел так божественно.
– Может, на вас нашло затмение и вы не помните, как оделись и отправились в церковь. Пожалуйста, объясните, где вы живете, чтобы я смогла проводить вас домой.
– Когда я находился в своей комнате, был год тысяча пятьсот шестьдесят четвертый от Рождества
Скачать книгу
Рыцарь в сверкающих доспехах: loboff — LiveJournal
Представьте себе рыцаря в сверкающих доспехах, который медленно и понуро едет на своем коне по пустынной местности. Внезапно до его ушей долетают женские крики и рыдания. Рыцарь мгновенно оживает, вонзает в скакуна шпоры и устремляется к виднеющемуся вдали замку. Доскакав, он находит дракона, пытающегося полонить прекрасную принцессу. Рыцарь выхватывает меч, убивает дракона, и принцесса радостно благодарит спасителя.Затем распахиваются ворота, и семья принцессы, а с нею и все подданные приветствуют и славят героя и приглашают остаться в их городе. Рыцарь и принцесса, естественно, влюбляются друг в друга.
Месяц спустя благородный рыцарь вновь отправился в поход. На обратном пути, приближаясь к замку, он слышит, как его возлюбленная зовет на помощь: другой дракон напал на замок. Рыцарь пускает коня во весь опор, а доскакав, выхватывает меч и уже готов сразить чудовище.
Но прежде чем он успевает сделать это, принцесса кричит ему из окна:
— Не пользуйся мечом, возьми лучше вот этот аркан! От него больше толку.
Она бросает ему аркан и знаками показывает, как с ним обращаться. Рыцарь с некоторыми колебаниями следует указаниям любимой. Он набрасывает аркан на шею дракона и туго затягивает петлю. Враг повержен, все рады и счастливы.
Однако во время праздничного обеда рыцаря не покидает ощущение, что он не сделал ничего героического. Ведь он воспользовался арканом принцессы, а не собственным мечом, поэтому, на его взгляд, не заслужил восхищения и доверия жителей города. После пира мужчина выглядит слегка подавленным и забывает начистить до блеска свои доспехи…
Проходит еще один месяц, и рыцарь собирается в очередной поход. Когда, уже верхом на своем скакуне, с мечом на боку, он готов отправиться на поиски новых подвигов, принцесса советует ему быть осторожным и захватить с собой аркан. Закончив все дела и подъезжая к замку, рыцарь видит, что еще один дракон пытается напасть на него. Он выхватывает меч, но поднятая было рука уже опускается: а может быть, лучше воспользоваться арканом? Колебание его длится не дольше секунды, но дракон успевает выдохнуть струю пламени и обжечь ему правую руку. Ошарашенный рыцарь поднимает глаза и видит, что принцесса машет ему из окна замка:
— Брось ты этот аркан, попробуй лучше яд!
И бросает ему флакончик. Рыцарь умудряется закинуть его в пасть дракону, тот издыхает, и все снова счастливы. А рыцарю стыдно.
Проходит еще месяц, и рыцарь опять собирается в путь. Когда он, с мечом у пояса, садится на коня, принцесса напоминает ему: «Будь осторожен, не забудь аркан и яд». Ему уже тоскливо от ее подсказок, но он все же слушается.
По пути назад рыцарь снова слышит женские крики. Он бросается на выручку; его подавленное настроение как рукой сняло, он полон энергии и веры в себя. Но, готовый сразить дракона и уже схватившись за рукоятку меча, вдруг, как и в прошлый раз, начинает сомневаться: «Что пустить в дело — меч, аркан или яд? Что посоветовала бы принцесса?»
Его сомнение длится всего лишь миг. Потом вспомнил, каким он был до встречи с принцессой, имея при себе лишь верный меч. И — долой все лишнее! Рыцарь отшвыривает прочь аркан, флакончик с ядом и обнажает меч. Дракон повержен, жители города ликуют.
Рыцарь в сверкающих доспехах больше не вернулся к своей принцессе. Он зажил вполне счастливо на новом месте. В конце концов даже женился, но прежде удостоверился, что его новая возлюбленная и понятия не имеет о существовании арканов и ядов.
Грей Джон. «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».
Книга сколь нашумевшая, столь и неоднократно и с фантазией оплёванная. Оплёванной ей быть тоже есть за что, не будем душой кривить — морализаторства, назойливых повторений «для дебилов» и проповеднически-менторского тона по типу «я несу вам истину, недоумки» — в ней более чем предостаточно.
Однако же, справедливости ради стоит признать — подавляющее большинство из тех, кому эта книга адресована, и правда что недоумки. Если человек за первые пять-десять лет супружества на интуитивном уровне не осознал того, что автор разжёвывает до состояния тошнотворной кашицы, которую лишь проглотить — ничего другого этот человек кроме как означенной кашицы, и не заслуживает.
По моим же личным наблюдениям таковых — каждый первый, уж простите за хамство.
А посему единственная возможная рекомендация — засунуть свою мужскую гордость, женскую прозорливость и унисекс креативность и прочие «мнение имею» в одно известное место, и таки прочитать это небольшое пособие по коммуникации полов. Хуже от потраченных трёх часов времени — уж точно не будет.
И, да — вместе с Чалдини («Психология влияния») я бы эту книгу ввёл в обязательный школьный курс. С заучиванием и экзаменом на готовность индивидуума к обычной, банальной социальной жизни. Вместо пения, например. Петь мы, русские, всё равно не умеем, только воем дурными голосами, так что толку не в пример больше будет…
Рыцарь в сверкающих доспехах — Обзоры и статьи
Российской компании S.A.Lab (от Sound Analysis) — 10 лет, прямо скажем — уже далеко не startup, хоть еще и не ветеран high end движения. А то, что это полноценное high end audio, очевидно свидетельствуют практически все составляющие ее деятельности: профиль продукции, применяемые при проектировании и производстве технологии и материалы, конечное качество звучания, наконец — ценовая политика. Основатель и главный разработчик компании Алексей Семин — давний и преданный поклонник ламповой схемотехники, именно в подобном ключе решены все его флагманские модели.
Для начала несколько слов о внешности. Сказать, что усилитель массивен и габаритен, — значит ничего не сказать, он буквально доминирует в помещении прослушивания, привлекая всеобщее внимание, несмотря на достаточно неброскую, пусть и оригинальную внешность. Корпус аппарата в буквальном смысле этого слова набран из многочисленных фанерных профилей, передняя и задняя панель дополнительно усилены листами полированной нержавеющей стали, а вертикальные поканальные газоразрядные индикаторы и цифровой указатель уровня сигнала закрыты стеклом. Чуть не забыл: в основании имеется еще один цифровой индикатор, показывающий текущее сетевое напряжение.
Наиболее характерные технологические особенности усилителя — исключительно навесной монтаж сигнального тракта и тотальная термостабилизация практически всех значимых узлов, для реализации которой Алексею потребовалось использовать несколько компаундов с различными характеристиками. Еще один общий значимый момент — активное использование трансформаторов на заказных сердечниках японского производства. Собственно говоря, посредством межкаскад-ных трансформаторов обеспечивается усиление сигнала по напряжению, а термостаби-зированные модули ответственны за токовое усиление. Помимо традиционного основного трансформатора блока питания, имеются также два дополнительных (для индикации и регулировки уровня сигнала), межкаскадные и выходные. Входной каскад усилителя — эмит-терный повторитель, работающий в режиме класса А, драйверный — нагружен на трансформатор, выходной — опять эмиттерный повторитель, на транзисторах Motorola. Питание каждого каскада — независимое, суммарная емкость фильтрующих конденсаторов в блоке питания приближается к 2 Ф. Уровень сигнала регулируется посредством переключения набора сопротивлений. Единственный элемент управления на фронтальной панели — без-упорный поворотный энкодер, с помощью которого также можно выбирать нужный вход либо включать/выключать усилитель.
Прослушивание
Как известно, Россия — родина медведей и водки. Пусть это иногда и пытаются оспаривать, но эти факты не мешают нам искать свой собственный, отличный от всего другого мира путь, используя в качестве путеводной нити повышенный коэффициент загадочности и непонятности русской души. Порой подобное мешает выстраивать стройные концепции и воплощать в жизнь конечный продукт, но оно же помогает нам находить нетривиальные решения для, казалось бы, тупиковых ситуаций и судить об окружающих нас вещах с высоты собственного положения. Недаром классик подмечал в русском человеке склонность давать советы космического масштаба. Думаю, ни одно государство мира не может похвастаться таким количеством людей с инженерным образованием, техническим складом ума и готовностью критически оценить любое явление, невзирая на авторитеты. Впрочем, иногда эта среда выталкивает из себя на поверхность удивительных самородков: от Левшей прошлого до Кулибиных и Черепановых современности. Если западный образ мышления заставляет искать решения, обходя табуированные области,то наша родная ментальность предпочитает делать вид, что их не существует в принципе. Пока не замкнуло и не взорвалось — теоретически может работать. И эта позиция — строить и создавать не благодаря, а вопреки — и есть наша путеводная звезда. А соединяясь с технически грамотным подходом, «авось» творит форменные чудеса.
Склонность White Knight к роковым вещам я бы не стал переоценивать: скорее, это моя склонность давать высокую оценку аппарату, уверенно справляющемуся с тяжелыми стилями музыки. Как ни крути, это показатель. Притом, что усилитель воспроизводит не просто гремучую смесь, а картинку, приближающуюся к студийным образца м. То же самое можно сказать и о способностях White Knight воспроизводить блюзовые вещи. При всей разношерстности блюзовых стандартов и направлений, White Knight неизменно предоставляет на суд слушателя главную составляющую этого жанра — меланхоличную чувственность, будь то грусть по ушедшей любви, друзьям или просто хорошим временам. Он одинаково хорошо воссоздаёт и яркое, чистое звучание Telecaster, и сочный, чуть дребезжащий звук резонаторной гитары. Усилитель вообще демонстрирует потрясающую способность правильно формировать отдельные звуки, при этом не забывая сплетать их в цельное звуковое полотно. Казалось бы, это должно быть присуще любому усилителю. Но разницей между понятиями «должно» и «есть» как раз и можно объяснить различие между усилителем White Knight и серийными моделями зачастую весьма именитых брендов.
Хоровая музыка и инструментальные пьесы в исполнении усилителя от S.A.Lab всерьёз заставляют задуматься, почему зарубежные аппараты со схожими данными стоят несоизмеримо дороже. Понятно, что словом «классика» мы чаще всего пытаемся объединить весьма разные по своему характеру произведения, но если все же попытаться обобщить, то мой вердикт таков: White Knight безусловно хорош и в этом жанре. Его блок питания позволяет ему с блеском отыгрывать произведения с большим динамическим диапазоном, его детальность и разрешение потрафят тем, кто чаще вслушивается, нежели слушает. Его эмоциональность придется по душе натурам творческим, подверженным эмпатии. Одним словом, это действительно уникальный аппарат на все случаи жизни. Воттолько унести его домой в руках вряд ли удастся. Он требует к себе не только уважения, но и приложения физических сил.
Вывод
White Knight — беспрецедентное явление на нашем рынке. Этакий сплав серьезной конструкторской мысли и ручной работы. Вместе с тем это не продукт для досуга, это самый настоящий аппарат со взрослым породистым звуком и взрослым экстерьером. Он стоит особняком, он сам по себе, он исключительно индивидуален и, наверное, уже потому интересен. Он в полном смысле то, что принято называть мастеровым изделием. И при этом он потрясающе музыкален. Я не знаю, сколько людей отважатся его приобрести, ведь столь многие подсели на стандартный «хайфайный» форм-фактор, но знаю, что если его единожды услышать, он вряд ли кого оставит равнодушным.
Поделитесь статьей с друзьями
Книга: Рыцарь в сверкающих доспехах — Джуд Деверо
Просмотров: 5333
Этому в школе не учат
Сергей Зверев
Первые месяцы войны. Красная Армия с трудом сдерживает фашистскую армаду, рвущуюся на…
Просмотров: 3826
Камни вместо сердец
К. Сэнсом
Мэтью Шардлейк не похож на героя: стареющий горбун-адвокат, повидавший в жизни слишком…
Просмотров: 3599
Дитя подвала
Александр Варго
Александр ВАРГО никогда не ставит своей целью просто напугать. Он лишь предупреждает нас,…
Просмотров: 2335
Проводник
Александр Варго
Самый ожидаемый российский кинотриллер 2018 года с Александрой Бортич в главной роли.…
Просмотров: 2134
Уборщица. История матери-одиночки,…
Стефани Лэнд
Стефани 28 лет, и она отчаянно пытается вырваться из родного городка, чтобы исполнить…
Просмотров: 2094
Одинокая звезда
Ирина Касаткина
Две подружки приезжают на море, знакомятся с молодыми людьми, – и ни к чему не…
Просмотров: 1865
Мег. Дьявольский аквариум
Стив Алтен
Под Филиппинской морской плитой обнаружен океан Панталасса, который насчитывает 220…
Просмотров: 1690
Дом у Змеиного озера
Евгений Гаглоев
Нелегко приходится Тимофею после того, как вся академия «Пандемониум» узнала его тайну.…
Просмотров: 1495
Ларец, полный тьмы
Евгений Гаглоев
У необычных учеников «Пандемониума» непростые родители. Они тоже обладают удивительными…
Просмотров: 1488
Дни чудес
Кит Стюарт
Том Роуз – не слишком удачливый руководитель крошечного провинциального театра и…
Просмотров: 1399
Силуэт в разбитом зеркале
Евгений Гаглоев
С тех пор как в клыковском музее появился призрак, сотрудники потеряли покой. По ночам в…
Просмотров: 1296
Мозговой штурм. Детективные истории из…
Сюзанна О’Салливан
Что общего между школьным уборщиком, которому видятся гномы, постоянно падающей…
Просмотров: 1128
Машинерия портрета. Опыт зрителя,…
Виктор Меламед
Российский график Виктор Меламед, широко известный работами для ведущих отечественных и…
Просмотров: 792
Три дочери Льва Толстого
Надежда Михновец
Три сестры, три дочери великого писателя, три характера, три судьбы. Татьяна, Мария и…
Просмотров: 660
Верховный король
Ллойд Александер
Знаменитая сага Ллойда Александера «Хроники Придайна», удостоенная многих литературных…
Просмотров: 532
Победителей не любят
Марина Серова
У частного детектива Татьяны Ивановой неожиданно осложняются отношения с ФСБ. В деле о…
Просмотров: 501
Точка отсчета
Ellen Fallen
Мое безудержное веселье сменялось паническим страхом, апатия – яростью, сексуальный голод…
Просмотров: 452
Безумный Макс. Генерал Империи
Михаил Ланцов
Позади два года Первой Мировой войны, которую наш современник, лейтенант ВДВ Максим…
Просмотров: 274
Начни с себя!
Елена Пархоменко
Практически каждый современный человек сожалеет, что в сутках всего 24 часа. Но если…
Просмотров: 241
Рождественский Поросёнок
Джоан Роулинг
В своей новой книге Дж. К. Роулинг рассказывает удивительную историю о том, как…
Просмотров: 236
Без усилий. Пусть главное станет проще
Грег МакКеон
Автор бестселлера «Эссенциализм. Путь к простоте» предлагает новое вдохновляющее…
Просмотров: 230
Джек Ричер: Часовой
Ли Чайлд
Когда Джеку Ричеру некуда податься, его выручает испытанный принцип: подайся все равно…
Просмотров: 222
Неидеальная Чарли Тэйр
Марина Ефиминюк
У дочери королевского посла идеальным должно быть все: произношение, увлечения, репутация…
Просмотров: 218
Прорицательница. Академия мертвых душ
Матильда Старр
Таких, как я, тут называют заморышами: мы умерли в своем мире, чтобы возродиться в новом,…
О рыцарских доспехах — В гостях у Ляли
Средневековое оружие и броня: распространённые заблуждения и часто задаваемые вопросыНемецкая броня XVI века для рыцаря и коня
Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.
Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.
Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.
Заблуждения и вопросы о броне
1. Броню носили лишь рыцари
Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.
Броня для рыцарского поединка, конец XVI века
Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.
Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были – часто по закону и декретам – покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие – копьё, пика, лук или арбалет.
Индийская кольчуга XVII века
В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.
В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом [man-at-arms] или человеком в доспехах.
2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах
В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.
3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа
Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.
Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.
Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век
Доспехи за авторством некоторых из самых известных мастеров представляли собой высшее достижение оружейного искусства и стоили чрезвычайно дорого.
Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.
На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.
4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
Спасибо за наводку в комментариях к статье
Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.
Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.
В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.
5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов
Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.
Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.
6. Как люди в доспехах ходили в туалет?
Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.
7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала
Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.
Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.
Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».
Колдстримская гвардия
Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.
8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?
Немецкая кольчуга XV века
Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.
Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.
9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?
Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.
В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.
В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет – это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).
Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.
В 1473 году Мартин Рондель [Martin Rondelle], возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.
10. Детали брони — опора для копья и гульфик
Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.
Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.
История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.
11. Носили ли викинги рога на шлемах?
Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.
Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.
Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).
Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.
12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия
В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.
Немецкая пищаль конца XIV века
Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.
13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше
Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.
Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.
Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.
Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.
Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век
Броня императора Фердинанда I, XVI век
Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.
14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.
Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.
Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.
Заблуждения и вопросы по режущему оружию
Меч, начало XV века
Кинжал, XVI век
Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.
В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем – иногда даже и благородным – по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.
Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей – шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.
Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости – словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.
Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.
Турецкая сабля с ножнами, XVIII век
Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век
У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом, состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.
На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».
Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.
https://habr.com/
Аудиокнига недоступна | Audible.com
трещать:Evvie Drake: более
,- Роман ,
- К: Линда Холмс ,
- Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс ,
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- , Несокращенный
Общий ,
4. 5 из 5 звезд , 5 319 5,319 оценок,Представление ,
4. 5 из 5 звезд , 4 756 4756 оценок,История ,
4. 5 из 5 звезд , 4 740 4740 оценок,
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19
Knight In Shining Armor GIF
Продукты
- GIF Клавиатура
- Android
- Mac
- Партнеры по контенту
Изучить
- Реакционные GIF-файлы
- Изучить GIF-файлы
Компания
API
- Tenor GIF API
- Документация по GIF API
- Unity AR SDK
- king Horse
monty python
hero
Наклейки
Посмотреть все наклейки- # Knight
- #valiant
- # Warrior
- #Armor
- 0003 #morad
- #morad
- # Куриан
- # Knight-Online
GIF
- #horse
- #horses
- #equine
- #equestrian
- # Knight-In-Shining-Armor
- #Knight
- 73 #Knight
- #Knight
- #dnd
- #creature
- #monster
- #Knight
- #dancing
- #Lit
- #Turnt
- #wishbone
- 000
- 000 9good3bs 9good96
- #gwent
- #gwentcard
- #nilfgaard
- # The-Dragon-Prince
- #soren
- # knight
- # Dark-Star
- #Armstreet #Armstreet
- # Knight
- #dance
- #warrior
- # Armor
- # Knight-In-Shining-Armor
- #Knight
- # Knight-In-S hining-Armor
- #Armor
- # Ant-Dance
- #dance
- # knight
- # Youre-A-Hero
- # Alma-Fillcot
- # Monster6
- #dan
- #dabbing
- #knight
- #armor
- # The-Outpost
- # The-Outpost-Series
- #GOLDOISMA
- #ISMA sma
smasma
- # Dream-Prince
- # Prince-Charming
- # Abhijit-Naskar
- #naskar
- #lover
- # Kamen-Rider-Saber 17 # Asuka
- #vibing
- #dancing
- #meme
- # Knight-In-Shining-Armor
- #Shining
- # Armored-Knight
- #guarding #guarding
- #guarding
- #guarding
- #guarding
- #guarding
- # The-Outpost
- # Renew-The-Outpost
- # knight
- # i-Think-Of-You
- #Animaniacs
- # My-Hero
- #blush #blush
- # Shopping-Sale
- # Clearance-Buy
- #supe
- # Descendants3
- #dancing
- #knights
- # Riding-In
- # -Knight
- # Knight-In-Shining-Armor
- #Hero
- # Justice-League
- #dcau
- # Knight
- # Knight-In-Shining-Armor
- # You-Were-Предполагается, чтобы быть-героем
- #Bachelorette
- #abc
- #knight
- # Armor
- # Knight-In-Shining-Armor
- # рыцарь
- # подмигнуть 9 0003 #flirty
- # Heath-Ledger
- # The-Outpost
- # The-Outpost-Series
- # The-Outpost-Series
- # The-Outpost-Series
- # Knight-In- Shining-Armor
- #juvat
- #westendorp
- # Just-Say-Yes
- #jsy
- #xena
- # Warrior-Princess
- 000300030003 # броня
- #drink
- #theoutpost
- #theoutpostseries
- # The-Outpost
- # The-Outpost-Series
Золото и драгоценности могут доставить вам удовольствие, |
Рыцарь в сияющих доспехах Определение идиомы — Грамматика
Рыцарь в сияющих доспехах — это идиома, которая используется с начала 20-го века. Идиома — это часто используемое слово, группа слов или фраза, имеющая переносное значение, которое нелегко вывести из буквального определения. Часто использующие описательные образы или метафоры, общие идиомы — это слова и фразы, используемые в английском языке для передачи краткой идеи, и часто произносятся или считаются неформальными или разговорными.Английские идиомы могут проиллюстрировать эмоцию быстрее, чем фраза, имеющая буквальное значение, даже если этимология или происхождение идиоматического выражения утеряны. Идиома — это метафорическая фигура речи, и подразумевается, что это не использование буквального языка. Образы речи, как часто используемые метафоры, имеют определения и коннотации, выходящие за рамки буквального значения слов. Для изучающего английский язык очень важно владеть фразеологическим оборотом идиомы, в которой могут использоваться сленговые слова или другие части речи, распространенные в американском сленге или британском сленге.Многие студенты, изучающие английский как второй язык, не понимают идиоматических выражений и идиоматических выражений, таких как ударить по мешку, пролить бобы, выпустить кота из мешка, серебряная подкладка, вернуться к чертежной доске, лаять не на то дерево, пнуть ведро, ударил гвоздь по голове, столкнулся с музыкой, под погодой, кусок пирога, когда летают свиньи, и дождь из кошек и собак, потому что они пытаются перевести их слово в слово, что дает только буквальное значение. Английские фразы, являющиеся идиомами, не следует понимать буквально.Помимо изучения лексики и грамматики, нужно понимать формулировку образного языка идиоматических фраз, чтобы знать английский как носитель языка; полезно вести список фраз, общеупотребительных выражений, разговорных терминов и популярных выражений, которые нужно запомнить, которые используются образно или идиоматически. Мы рассмотрим значение общеупотребительной идиомы рыцарь в сияющих доспехах, , откуда она взялась, и некоторые примеры ее идиоматического использования в предложениях.
Рыцарь в сияющих доспехах вообще идеализированный компаньон. Традиционно рыцарь в сияющих доспехах относится к отважному мужчине, который приходит на помощь женщине — он может спасать ее от физического вреда, от трудной ситуации или просто от одиночества. Иногда фраза рыцарь в сияющих доспехах просто относится к тому, кто совершает подвиг. Выражение рыцарь в сияющих доспехах не использовалось до начала 20-го века, хотя оно происходит из образов, популярных в средневековье.В то время были популярны истории о лихих и рыцарских рыцарях, совершающих героические подвиги для девушек, попавших в беду. Подобные истории до сих пор живут в сказках и любовных романах.
Примеры
Когда она недавно попала в ловушку в лифте, эту девушку, терпящую бедствие, спас ее собственный рыцарь в сияющих доспехах… член пожарного управления Нью-Йорка. (Журнал Newsweek)
Строительная мелодия усиливается, поскольку Джульетта задается вопросом, станет ли Ромео ее рыцарем в сияющих доспехах.(Итиканец)
Если он это читает, я надеюсь, что наш «рыцарь в сияющих доспехах» знает, насколько благодарны четверо пожилых людей. (Baltimore Sun)
Рыцарь в сияющих доспехах
Рыцари средневековья одевались в доспехи, когда готовились к битве. Доспехи средневековых рыцарей были очень сложными, поэтому само рыцарство изначально было ограничено богатой аристократией, которая могла позволить себе заплатить за эту броню. Доспехи рыцарей развивались с течением времени с начала средневековья до периода Возрождения.
В то время как первоначальная броня состояла из самодельных металлических частей, чтобы минимизировать урон во время боя, более поздняя броня была очень сложной. Рыцарские доспехи XII и XIII веков, например, состояли из прочного шлема, пластин, закрывающих перед и спину рыцаря, кольчуги, разделяющей доспехи и туловища, а также нескольких других аксессуаров.
Рыцарь в истории сияющих доспехов
Фраза «рыцарь в сияющих доспехах» была изобретена гораздо позже.Фактически, он вошел в обиход, когда эпоха храбрых рыцарей закончилась. Согласно дошедшим до нас источникам, эта фраза впервые стала использоваться в викторианскую эпоху и восходит к временам галантных и рыцарских рыцарей.
Эта фраза вскоре стала ассоциироваться с рыцарством рыцарей, которые, как и в мифических сказках о короле Артуре, спасали девушек от бандитов и предлагали помощь тем, кто в беде. Так как у средневековых рыцарей доспехи были хорошо отполированы, фраза подходила хорошо.
Доспехи средневекового рыцаря
Доспехи средневекового рыцаря были довольно сложными. В раннем средневековье рыцари в основном использовали кольчугу, которая эффективно блокировала любые проколы, но была неэффективна против сильных ударов. В более поздний период стали использовать латные доспехи, которые делали из металла и искусно покрывали тело рыцаря.
Доспехи этого типа были настолько обширными, что покрывали практически все тело рыцаря. В его состав входили железный шлем, нагрудник, наплечники, наручи, ребрас, рукавицы, кулисы, полейны, поножи и другие предметы. Латный доспех спрятал рыцаря за толстым листом металла с головы до ног. Иногда рыцари носили кольчуги под этим слоем латной брони в качестве дополнительной защиты.
Типы рыцарских доспехов
Chain Armor некоторое время использовался как отдельный тип брони. Сама по себе кольчуга носила как рубашку из железных колец, скрепленных вместе, которую называли кольчугой. Одна кольчуга весила 30 фунтов, и ее нужно было использовать с толстой подкладкой под ней. Напротив, пластинчатая броня, разработанная позже, весила до 60 фунтов и была намного менее гибкой, чем кольчуга.Кольчуга была гибкой, но обеспечивала меньшую защиту, в то время как пластинчатая броня, хотя и была тяжелой, обеспечивала большую защиту от проколов и сильных ударов.
Достоинства и недостатки брони
Кольчужный доспех помогал рыцарю отразить любые проколы и раны. Оружие, такое как топоры и мечи, в большинстве случаев не могло пробить кольчужную броню. Однако кольчуга была не очень эффективной для отражения сильных ударов. Латная броня, по сравнению с этим, была идеальной для защиты от сильных ударов и избегания каких-либо проколов, поэтому она имела заметное преимущество перед кольчужной кольчугой.
Рекламное объявлениеHeaves Hilinski, неделя шестая: Не рыцарь в сияющих доспехах, но достаточно, чтобы заработать победу
В минувшую субботу Северо-Запад был больше похож на Северо-Запад. Благодаря превосходным усилиям в защите — бесспорно, лучшей завершенной игре отряда Джима О’Нила на данный момент — и атаке, которая дала преимущество, Wildcats откатились до 21-7 победы над Rutgers Scarlet Knights.
Неудивительно, что в центре внимания НУ, установившего рекорд 2021 года, был квотербек Райан Хилински.Чтобы укрепить свою уверенную игру против Небраски — подробнее об этом в моем предыдущем анализе — стрелок-второкурсник продолжал демонстрировать сильную руку и быстрое принятие решений. В то же время Хилински выглядел менее безупречно по сравнению с Рутгерсом, и это несколько раз почти стоило «Кошкам».
По традиции, вот диаграмма воздушных ярдов Хилински при каждой его попытке паса.
В «Линкольне» Хилински преуспел в бросках с расстояния более 20 ярдов, сделав идеальную комбинацию 4 из 4.Это было не так много в случае с Эванстоном, поскольку при передаче был выполнен только один проход на расстояние более 19 ярдов. Фактически, диаграмма воздушных ярдов не полностью отражает точность, с которой были выполнены определенные броски, или полное распределение поля бросков Хилински — подробнее об этих концепциях позже.
Как и на прошлой неделе, просвечивала гаубица Хилински в правой руке.
На 3 rd и 5 с чуть менее чем шестью минутами до конца второй четверти, Хилински без особых усилий откупоривает этот удар Джейкобу Гиллу.Скорость позволяет ему с ходу ударить Джилла и, что наиболее важно, не дать защитнику выбить его. А вот и (сомнительный) новый набор падений.
Спустя всего две игры Хилински отправил фастбол Джей-Джей. Джефферсон после розыгрыша розыгрыша, точно поставив мяч на линию. Такие броски — через середину и с адекватной защитой — это то место, где Хилински на высоте.
Еще одним многообещающим элементом игры Хилински была его способность бросать с бега.Во время этого удара Хилински скользит к своей сильной стороне, прежде чем беспечно запустить дротик в Джефферсона. Если этот мяч протечет даже немного слишком далеко, Роберт Лонгербим Rutgers DB, вероятно, получил бы свои рукавицы на нем.
Прежний Gamecock выполняет бросок на бегу еще более плавно. Хилински берет защелку, перекатывается вправо и натягивает ее на Стефона Робинсона-младшего с , всего , достаточной скоростью и точностью, чтобы избежать Longerbeam. Возможно, это был самый выдающийся бросок Хилински за весь день.
Глубокий мяч Хилински тоже в целом оставался превосходным касанием и дугой, что позволяло игрокам его навыков эффективно отслеживать мяч — ну, по крайней мере, теоретически.
Эти 2 nd & 7 показали лучшую защиту от атак Северо-Запада за всю игру, и Хилински извлекает из этого выгоду, собирая ноги и давая длинный мяч Робинсону. Несмотря на красивый бросок, другой передаточный механизм не может его вытащить — даже гвоздики время от времени делают ошибки.
В играх Хилински, которые я изучал до сих пор, было очевидным его удобство в использовании подделок мяча, неправильного направления и даже RPO.
В этой пьесе Хилински правильно читает полузащитника SAM, которого затягивает RPO. Оттуда QB бросает через середину Малику Вашингтону, который демонстрирует великолепный вид и набирает шесть очков. Несмотря на то, что у него мало опыта в нападении Майка Баякяна, Хилински не зацикливается на большом количестве движущихся частей и почти всегда быстро и правильно читает такие концепции.
Несмотря на то, что Хилински преуспел, определенно был некоторый регресс.
Особую озабоченность вызывали пропущенные броски Хилински, хотя он не всегда наказывался за такие нарушения.
Во время второй игры Северо-Западного после схватки Робинсон широко раскрыт вдоль правой боковой линии и должен был уйти в зачетную зону. Однако Хилински делает пас, под которым слишком много воздуха, что затрудняет прием, чем необходимо.
Более того, в третьей четверти, Хилински обыгрывает Робинсона — снова с затуханием слота — поскольку ресивер шириной 5 футов 10 должен играть намного выше его рамы и тянуть цирковой улов.Кто-то может возразить, что этот мяч расположен прилично, поскольку он дает Робинсону возможность сыграть с мячом, но в идеале этот бросок должен быть ближе к границе, чтобы Робинсон мог прыгнуть для него, уже имея рычаги воздействия.
Несколько абзацев назад я подробно рассказал о лучшем броске Хилински, но это было полной противоположностью. За 1:32 до конца первого тайма «Северо-Западный» получил шанс выйти в упор и укрепить свое преимущество в 7 очков. Однако этот мяч от Хилински под слишком широким углом и не может поразить широко открытого Робинсона, оставляя на поле множество ярдов.
Кстати, на каждую блестящую игру, которую успешно проводит трансферный тандем, также есть попытки, демонстрирующие недостаток химии, например, этот третий даун. Робинсон пробегает по маршруту в трех-четырех ярдах от клюшек, но Хилински ожидает, что его приемник промчится намного дальше по полю. Впрочем, игр такого калибра следует ожидать, поскольку они продолжают учиться и развиваться в новой системе с несколькими коллективными играми за плечами.
Также необходимо подчеркнуть, что механика Хилински остается проблематичной.В некоторых случаях человек в центре Нью-Йорка может нормально работать, сбрасывая заднюю ногу, полагаясь только на чистую силу руки, например, во время этого завершения в Вашингтоне.
В то же время неловкое метательное движение Хилински, несомненно, может привести к неприятностям.
В начале первой четверти и уже в плюсе, Хилински готовит глубокий удар Робинсону. Несмотря на приличное количество времени для броска, Хилински немедленно отступает и почти продает этот мяч Робинсону по заниженной цене, в результате чего бывший «Джейхок» вынужден предпринимать очень спорную попытку поймать мяч.Если бы Хилински сделал этот бросок больше, он мог бы расположить его ближе к бедру или плечу Робинсона.
Несмотря на то, что у Хилински есть целый день, чтобы позволить себе летать в этой игре, он становится леденящим на ногах и делает чрезвычайно опасный пас Эвану Халлу, который бегает по завитку. Проще говоря, этот мяч нужно положить на грудь Халлу, иначе у защитника есть шанс забрать шестерку, сидя на этом коротком маршруте.
Наконец, в этом случае Хилински становится немного жадным, поскольку он пытается сыграть в Hero Ball и недооценивает вертикальность Rutgers DB Kessawn Abraham, которая отбрасывает свиную шкуру.Это сложный бросок, и в этом нет необходимости, учитывая, что были более безопасные (и, вероятно, более успешные) чтения, на которые Хилински смотрел искоса.
Объявить, что Хилински плохо играл против Рутгерса, — это немного натянуто: он продолжал лидировать в атаке Northwestern вниз по полю и избегал потерь, а также загорелся во второй четверти, когда он пошел 7 из 7 в своих попытках и закрыл мяч. горячая полоса с его приземлением пас на Маршалла Лэнга.
Однако у квотербека «Северо-Западного» есть гораздо больше аспектов, над которыми нужно работать, по сравнению с тем, когда он покинул стадион «Мемориал Небраски». Хилински, Баякиан и Пэт Фитцджеральд смогут многое выделить и исправить после повторного просмотра этой игры: от нескольких подбрасываний, в которых он был спасен, до его донкихотской механики или многочисленных рискованных пасов.
Мне показалось, что преступление «Кошки» было лунатизмом во втором тайме, и это не обязательно совпадение. Хилински сделал всего семь бросков между третьей и четвертой четвертью, а его последний пас пришелся на более чем 10 минут до конца игры.Это не совсем та смесь, которая набирает очки, но в данном случае она сработала.
Если защита «НЮ» продолжит летать вокруг мяча и делать остановки, Хилински получит значительный запас на ошибку. Но уже в эту субботу — когда Wildcats встретятся с хвалеными мичиганскими росомахами №6 — Хилински придется отточить гораздо больше своей формы Небраски, чтобы удержать Northwestern в игре.
Рыцарь в сияющих доспехах | Deccan Herald
Одним прекрасным жарким майским утром я открыл входную дверь и увидел щенка в очень ненадежной форме, свернувшегося перед ним.Он был сильно изранен и заражен личинками.
Как заядлый любитель собак, я просто не мог оставить его на произвол судьбы. Я поспешил к ветеринару, который сказал, что у него серьезные инфекции и шансы на выживание невелики. Крошечный воин продолжал сражаться и почти через месяц восстановил свои силы и аппетит. Его лай со всей наглостью, которую он мог проявить, был просто музыкой для моих ушей.
Я уже был родителем четырех собак, и мой разум упал при мысли о пятой собаке. Но судьба приготовила другую историю.Это был пик Ковида, и нам не удалось найти для него дом. Какая-то часть меня почувствовала облегчение при мысли о том, чтобы оставить его, так как к этому моменту я влюбилась в него по уши.
Однако вскоре между собаками начались территориальные войны. Наш динамит размером с пинту устоял и вскоре занял свое место в иерархии. Я назвал его Ветри, что означает «победа» на моем родном тамильском языке. В конце концов, он бросил вызов смерти и победил.
Его выходки были проклятием для нашей жизни.Он съел тапочки, пульты и зарядные устройства. Рядом с ним не было ни одной подушки. Он специализировался на том, чтобы доставать одежду из приоткрытых шкафов и сидеть на ней довольно своеобразно.
Дни пролетели незаметно, и Ветри прочно вошел в нашу жизнь. Каждый вечер мы с ним гуляли. Пренебрегая всеми правилами своего обучения, он шел впереди, затаскивая снук на других собак и лая всякий раз, когда чувствовал, что его авторитет был поставлен под сомнение.
В один из таких вечеров, когда мы шли, я почувствовал, как закружилась голова, потерял сознание и упал.Проснувшись через час, я обнаружил, что лежу в постели в окружении обеспокоенных лиц моей семьи. Мне сказали, что меня нашли на дороге, рядом со мной стоял Ветри, хотя его поводок выскользнул из моей руки. Это он привел людей, которые нашли меня в мой дом.
Поразительно, что Ветри обладал инстинктом, чтобы знать, что что-то пошло не так, и терпеливо ждал, пока кто-нибудь подойдет. Если бы он был нормальной собакой со всеми его способностями, это не было бы неожиданностью, но если бы она была рождена слепой собакой, это было бы удивительно.