С агрессивными детьми игры: 10 игр на преодоление детской агрессии

Психологические игры для коррекции агрессивного поведения детей

Как показывает опыт работы психологом в детском саду, агрессивность детей — является одной из самых острых проблем. Большая часть запросов, поступающих от воспитателей, связана именно с агрессивным поведением детей. Педагоги не знают, как вести себя с ребёнком, когда он испытывает чувство злости и как ему помогать.

В этой статье я предлагаю вам познакомиться с психологическими играми для коррекции агрессивного поведения детей.

Содержание

  1. Арт-терапевтическое упражнение «Кляксы»
  2. Арт-терапевтическое упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»
  3. Игра «Повторяй за мной»
  4. Игра «Рубка дров»
  5. Игра «Тух-тиби-дух»
  6. Игра «Мешочек гнева»

Арт-терапевтическое упражнение «Кляксы»

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Педагог должен брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочка, сказочные цветы, деревья ит.д.)

Арт-терапевтическое упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: снять у ребёнка состояние агрессии.

Оборудование: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Ребенку предлагается нарисовать «ужасный рисунок», после этого рисунок передается психологу и тот делает из него «прекрасный» и передает снова ребенку. Так рисунок проходит несколько кругов. На каком-то этапе, можно поменяться и уже ребенок будет делать из «ужасного» прекрасный рисунок.

Игра «Повторяй за мной»

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

Игра «Рубка дров»

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень. Поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув «Ха!». Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2-3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: снять у детей негативные эмоция.

Вы говорите: «Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: «Тух-тиби-дух!» Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание. Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует.

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие
агрессивности.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры: Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

10 игр для управления детской агрессией

Проявлений бурных эмоций не удаётся избежать даже в самой благополучной и дружной семье. На помощь придут игры!

Агрессивными дети чаще всего становятся в возрасте 2-4 лет. Если нет внешних очевидных факторов (например, откровенно конфликтная обстановка в семье), то такое поведение можно рассматривать как этап взросления малыша и его осознание себя в окружающем мире. Что, впрочем, не означает, что с детской агрессией не надо ничего делать.

Одна из главных причин агрессивности у детей – это постоянный стресс у малыша, поводом для которого, в первую очередь, становятся родители, самые близкие люди для крохи. Так, если мама сама находится в состоянии стресса, если в семье недостаточно внимания уделяют ребёнку, через агрессивное поведение он пытается найти путь к родителям. Также причинами агрессии может быть страх и неуверенность ребёнка в собственных силах.

Игра №1: Нарисуй, что чувствуешь
Как только вы заметили признаки агрессивного поведения, которое к тому же вот-вот перейдёт в истерику, вручите малышу бумагу и карандаши (можно и краски). Попросите его нарисовать то, что он сейчас чувствует. После того как ребёнок выразил все чувства на бумаге, попросите его скомкать рисунок и выбросить, сказав, что так уйдёт и всё плохое, что его сейчас тревожит. Родители должны понять, что лучший способ борьбы с детской агрессией – это научить и себя, и малыша, управлять этим негативным состоянием.

Игра №2: Дуй на мячик
Дыхательная гимнастика – отличный способ борьбы с агрессией и стрессом как у детей, так и у взрослых. Принцип развлечения такой: положите мяч небольшого диаметра на ровную поверхность и попросите ребёнка дуть на него, чтобы мяч прокатился возможное расстояние.

Игра №3: Ветер
Это вариация игры с мячиком. Но только теперь нужно дуть не на мячик, а на маму, сидящую напротив. Её задача – делать вид, что она изо всех сил сопротивляется «ветру».

Игра №4: Бумажный дождь
Бумага обладает удивительным терапевтическим свойством. Дайте малышу стопку ненужной, лучше цветной, бумаги — пусть он её разорвёт, а потом устроит дождь из бумажных клочков. Для всех игр против агрессии сразу же вводите жёсткие правила, а также временные рамки.

Игра №5: Стань волшебником
Придумайте вместе с малышом чудесное заклинание, которое нужно повторять, если всё идёт не так, и настроение ужасное. Это может быть любая словесная «абракадабра». Пусть ребёнок повторяет её, когда начинает злиться и дерзить без видимой внешней причины. 

Игра №6: Настоящий спортсмен
Изобразите спортивный ринг: например, положив в центр комнаты обруч. Ребёнок встаёт на «ринг» и поочерёдно показывает действия спортсменов – каратистов, боксёров и других, которые придут вам в голову.

Важно, чтобы выбранная активность предполагала резкие, интенсивные движения. Ругать ребёнка за агрессию почти всегда бессмысленно — скорее всего, малыш ещё сильнее обозлится. Нужно попытаться найти причины такого поведения.

Игра №7: Повторяй за мной
Посадите малыша напротив себя, возьмите в руки карандаш и простучите простой ритм. После этого попросите малыша повторить его. Потом можно поменяться ролями.

Игра №8: Битва подушками
Когда ребёнок неожиданно проявляет свою агрессию, то мячи, карандаши и всё остальное уже не помогут. Состояние малыша приближается к пику, и ему надо выплеснуть накопившиеся эмоции. Используйте для этого подушки. Подушечные бои – один из эффективных способов сбросить негатив.

Игра №9: Шторм в ванной
Задача малыша – как можно сильнее дуть на воду, чтобы в ванной образовались настоящие волны. Усилия, потраченные на создание «бури», усмирят кроху.

Игра №10: В зоопарке
Попросите ребёнка изобразить различных животных: рычащего льва или тигра, дерущегося медведя, разозлившегося кота или лающую собаку. Эти образы позволят малышу сбросить напряжение и накопившуюся агрессию.


Источник: сайт detstrana.ru


По возникающим вопросам в сфере детско-родительских, супружеских отношений 
вы всегда можете обратиться по бесплатному телефону службы поддержки родителей 
8-800-347-5000
Звонок бесплатный с любого номера на всей территории Республики Башкортостан

Телефон службы  поддержки родителей работает в будние дни (с понедельника по пятницу)
с 11:00 до 19:00


Дети и агрессивное поведение: откуда оно берется и что делать

У МНОГИХ ДЕТЕЙ ПРИСУТСТВУЮТ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ МЫСЛИ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Обычный беспорядочный игровой бой может стать слишком жестким. Дети бьют, пинают, царапают, кусают, бросают или даже задыхаются. Многим детям нравится играть с игрушечным оружием. Даже в семьях, где игрушечное оружие запрещено, дети все равно будут изображать из себя воинов, делая винтовки из палок и пистолеты из тостов. Учителя рисования звонят родителям по поводу увлечения Тимми рисованием бомб и крови. Директора вызывают психиатров или отстраняют от занятий, когда Джеймс угрожает другому мальчику на детской площадке, говоря: «Я тебя убью!»

Хотя такое агрессивное поведение в детстве является обычным явлением, родители беспокоятся. У моего ребенка не будет друзей. Он может попасть в серьезные неприятности. Она могла навредить кому-нибудь. Ему не хватает эмпатии. Он может стать преступником. Он может быть психопатом. У нее могла быть какая-то другая глубокая эмоциональная проблема. Он может закончить как мой дядя.

Несмотря на эти страхи родителей, подавляющее большинство детей, которые демонстрируют такой расстраивающий тип поведения, выздоравливают. Но когда нам следует беспокоиться? Почему дети так себя ведут? Что нам делать?

● Спойлер №1: Источником этих склонностей к насилию не является ни врожденная предрасположенность, ни культура. Это и Природа, и Воспитание.

● Спойлер №2: возможно, вам удастся немного расслабиться в игровых боях. Возможно, вы захотите сильно подтянуть экраны и цифровые носители.

Врожденная предрасположенность к агрессивному поведению

Когда я недавно говорил в местной школе о детях и агрессивном поведении, было много людей. Несомненно, эта тема волновала многих родителей и учителей. Я спросил присутствующих: «Кто из вас вышел сегодня вечером, потому что беспокоится о своих мальчиках?» Руки взлетели вверх. Но потом я спросил: «Сколько из вас здесь, потому что беспокоятся о своих девочках?» Ни единой руки в воздухе.

Не секрет, что мальчики и девочки играют по-разному. До трехлетнего возраста — даже в гендерно-нейтральных семьях, избегающих розового и голубого — дети все еще могут выбирать традиционные игрушки с учетом гендерной специфики. Хотя, безусловно, существуют мощные культурные факторы, степень биологической предрасположенности также подтверждается «кросс-гендерной» игрой очень маленьких детей, которые в конечном итоге идентифицируют себя как гомосексуалисты, трансгендеры или небинарные. В подавляющем большинстве случаев насилие с применением огнестрельного оружия — это мужская проблема. Убийства с применением огнестрельного оружия, включая массовые расстрелы, почти всегда связаны с мужским полом. Хотя установленная десятилетиями связь между генотипом XYY и насильственной преступностью оказалась очень сложной и неопределенной, кажется, что в Y-хромосоме действительно есть что-то, что увеличивает риск агрессии. В исследовании за исследованием нейробиологи обнаруживают, что маскулинизирующее воздействие тестостерона на мозг плода связано с последующими различиями в поведении. Хотя причинно-следственная связь сложна и девочки не застрахованы, существует сильная корреляция между агрессивным поведением, мужским полом и множеством других врожденных факторов.

Во многих смыслах мы рождаемся не просто чистыми досками, на которых культура в одиночку записывает нашу личность. Шкала оценки поведения новорожденных Brazelton позволяет выявить различия в темпераменте в первые дни жизни.

Начиная с 1940-х годов и продолжаясь по сей день, Нью-Йоркское лонгитюдное исследование продемонстрировало, что врожденные различия в стиле поведения могут сохраняться на протяжении всей жизни. Такое врожденное программирование было подтверждено другими исследованиями близнецов, усыновленных при рождении и выросших в разных семьях. Легко представить, как определенные сочетания темперамента могут увеличить риск агрессивного поведения; например: высокая двигательная активность, высокая импульсивность, отрицательная начальная реакция, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакции, негативное настроение и определенные типы сенсорного поиска. Исследования Джерома Кагана связали «трудный» детский темперамент с высокой заторможенностью, а «легкий» детский темперамент — с низкой заторможенностью. В другой работе, посвященной поведенческим предвестникам насилия, малышей слушали ужасающие звуки гориллы. Большинство отступило в страхе. Но некоторых привлекали эти звуки ужаса.

Помимо темперамента, дефицит определенных навыков может косвенно способствовать агрессивному поведению. Дети, у которых есть проблемы с моторикой, речью и исполнительными навыками, могут испытывать стресс или разочарование и бунтовать. Дети с дефицитом социальных навыков могут быть не в состоянии читать социальные сигналы или контекст. Они могут прибегнуть к неадекватному поведению, потому что не знают более традиционных способов ориентироваться в определенных социальных ситуациях. Дети, которые были травмированы серьезными проблемами со здоровьем, травмами, госпитализациями, хирургическими операциями и серьезными аллергическими реакциями, могут иметь более короткий эмоциональный запал для определенных социальных или сенсорных стимулов.

Любое количество предрасполагающих факторов может привести к агрессивному поведению. Следовательно, эффективный подход должен быть индивидуализирован в соответствии с глубинными причинами каждого ребенка.

Культурные факторы и агрессивное поведение

Хотя очень важно понимать биологические предвестники насилия, культурные факторы не менее важны. Как очевидным, так и скрытым образом, дети испытывают стресс из-за давления со стороны семьи, сверстников и общества. Это может быть травма – пережитая или засвидетельствованная. Могут быть недостаточные финансовые или образовательные ресурсы. И, конечно же, увеличивается подверженность насилию в СМИ.

В 1998 году первая всесторонняя оценка экранного насилия показала, что до средней школы обычный ребенок видел 8 000 убийств и 100 000 актов насилия, включая изнасилования и нападения. И это было только по телевидению. Сегодня дети чаще сталкиваются с насилием на экране, более наглядно и на гораздо большем количестве платформ для просмотра. От спальни до классной комнаты есть компьютеры, видеоигры и устройства с сенсорным экраном, которые воспроизводят тысячи видеороликов YouTube, фильмов и потоковых каналов. Детей бомбардируют изображениями насилия. Некоторые источники явно неуместны. Другие считаются более приемлемыми, но все же могут быть вредными; например, некоторые виды спорта (футбол, боевые искусства) и мультфильмы (Симпсоны, Южный парк).

Первые слушания в Конгрессе о потенциальной связи между насилием на телевидении и убийствами состоялись в 1952 году. С тех пор сотни и сотни исследований продемонстрировали неопровержимые доказательства того, что жестокие СМИ тесно связаны с ростом агрессивного поведения, агрессивных мыслей, гневных чувств, и «измученная» физиология.

Увидев насилие, дети не просто больше хотят причинять вред другим. Они следуют до конца. Эта связь между подверженностью насилию и фактической агрессией даже сильнее, чем связь между курением сигарет и раком легких. Это серьезная проблема общественного здравоохранения. И тем не менее, Верховный суд США отменил калифорнийское законодательство, запрещающее продажу несовершеннолетним видеоигр, предназначенных для зрелой аудитории. Отраслевое соответствие требованиям Совета по рейтингам развлекательного программного обеспечения остается необязательным. На данный момент регулирование того, как дети подвергаются насилию в СМИ, полностью зависит от родителей.

Когда следует волноваться

Дети часто используют слова «стрелять» и «убивать» без намерения причинить вред. Игра-драка отличается от серьезной агрессии. Некоторая грубость — это нормально, даже полезно для здоровья. Игровые драки могут способствовать социальному, эмоциональному и физическому росту. Игровые драки могут обогатить воображение и помочь в решении проблем. Игра-борьба может усилить. Это может укрепить уверенность в себе и способствовать социальному взаимодействию. Через игровые бои дети могут узнать о правилах, ограничениях, согласии и сотрудничестве. Игровые драки могут разрушить культурно обусловленные роли и гендерные предубеждения. Игровые бои могут способствовать здоровой двигательной активности.

Но чем отличается обычный игровой бой от более серьезной проблемы? Педиатры различают поведенческие всплески и тенденции. Родители должны обратиться за профессиональной консультацией, если, несмотря на то, что их ребенка учат другому, насилие становится предпочтительным способом решения проблем. Имейте в виду, что некоторые очень распространенные детские расстройства могут лежать в основе агрессивного поведения. Тревога вызывает не только реакцию «беги или замри», но и реакцию «борьбы». Наиболее частым симптомом депрессии в детском возрасте является не грусть, а раздражительность. И СДВГ — это в первую очередь не расстройство невнимательности, а импульсивность, часто включающая трудности с подавлением эмоциональных реакций. Даже если вы обеспокоены тем, что агрессия вашего ребенка может быть вторичной по отношению к психиатрической проблеме, помните, что биология — это не судьба. Лечение помогает.

«Итак, — спросите вы, — в чем разница между тем, чтобы позволить детям участвовать в игровых драках и разрешить им играть в жестокие видеоигры? Или смотреть другие жестокие медиа?» Есть большая разница. Игровые драки ориентированы на детей. Медийные образы навязываются уязвимой молодежи больными людьми и коммерческими предприятиями. Игровые драки обычно нормальны, соответствуют возрасту и (как обсуждалось выше) потенциально полезны. Насилие в СМИ часто носит аномально наглядный и антисоциальный характер. Игра-драка учит различать притворство и реальность. Насилие в СМИ учит очень искаженному взгляду на реальность, включая тревожное изображение сексуальности. И в заключение: насилие в СМИ усиливает агрессивное поведение.

Что делать

1 Играйте с детьми. Многие дети просто не умеют играть. Моделируйте и учите.

2 Установить правила игрового боя. Подчеркните важность постоянного взаимного согласия. Как узнать, хочет ли ваш партнер по игре играть в эту игру? Как и везде, независимо от того, сообщается ли оно вербально или невербально, это не значит, что нет.

3 Разговаривайте со своими детьми, а не со своими. Задавать вопросы. Как вы думаете, что чувствует Тимми? Как бы вы себя чувствовали, если бы он сделал это с вами? Это притворство или настоящее?

4 Никогда не используйте игрушечные пистолеты, которые выглядят как настоящие. Если игры предполагают стрельбу, используйте мишени, а не реальных людей.

5 Научить альтернативам насилию. Учить просоциальной, неконкурентной, взаимной игре. Научите совместному решению проблем, разрешению конфликтов, миру.

6 Расскажите детям о безопасности обращения с оружием и законах о контроле над оружием.

7 Обсудите насилие в СМИ. Используя программное обеспечение, такое как Disney’s My Circle, контролируйте освещение вашего ребенка в СМИ; и время, и содержание. Не разрешайте контент, в котором насилие кажется нормальным, гламурным, вознаграждающим или захватывающим. Запретить подвергаться насилию, которое носит расистский, сексистский, гомофобный или любой другой характер ненависти. Остерегайтесь насилия в мультфильмах и комедиях. Отложите любое драматическое воздействие насилия, пока дети не станут старше. И затем, не забудьте включить знакомство с реальными последствиями и серьезное обсуждение их последствий. Используйте беспристрастные рейтинги контента, такие как Common Sense Media, чтобы убедиться, что медиа-диета вашего ребенка является просоциальной и соответствующей возрасту.

Дэн Шапиро, доктор медицины, педиатр, специализирующийся на развитии и поведении, в Роквилле, штат Мэриленд, и член редакционно-консультативного совета Attention. Он является создателем и руководителем программы обучения управлению поведением родительской группы «Путешествие родителей и детей», а также автором книги «Путешествие родителей и детей: индивидуальный подход к воспитанию вашего сложного ребенка» (CreateSpace, 2016). Для получения дополнительной информации см. ParentChildJourney.com.

Яркие горизонты | Агрессивная игра и игра с оружием: что это значит, почему дети так делают и как с этим бороться

Автор статьи Яркие горизонты 25 февраля 2022 г.

Почти каждый родитель задавался вопросом, как реагировать, когда дети разыгрывают жестокие игровые темы. Во-первых, знайте, что есть причина, по которой дети разыгрывают агрессивные темы, и вы можете использовать эти моменты для обучения здоровым навыкам и установкам.

Почему дети участвуют в играх с оружием или в грубых играх?

  • Играя, дети решают различные проблемы, которые кажутся им страшными или пугающими, например, кошмары, насилие или текущие события.
  • У детей есть потребность в развитии, чтобы чувствовать себя сильным и сильным.
  • Для некоторых детей оружие является нормальной частью их жизни, т.е. дети военнослужащих или полицейских.

Что могут ответить родители?

Обязательно внимательно наблюдайте, чтобы узнать больше о том, откуда берется мотивация вашего ребенка.

  • Имитируют ли дети то, что они видели в популярных СМИ или новостях?
  • Используют ли дети игру с оружием для решения проблемы или конфликта?
  • Интегрируют ли дети игру с оружием в игру с воображением?

Во-первых, спокойно остановите текущую жестокую игру.

Расскажите своему ребенку о том, что вы видите. «Я заметил, что вы используете оружие. Можете ли вы рассказать мне об этом?»

Поделитесь несколькими фактами об оружии и насилии (подходящими для его развития), чтобы помочь вашему ребенку понять серьезность его использования:

  • Оружие — мощная машина. Они никогда не для детей. Полиция использует их, чтобы защитить нас. У родителей также может быть пистолет для защиты. Точно так же, как маленькие дети не могут водить машину или использовать электроинструменты, маленькие дети никогда не должны прикасаться к оружию.
  • В мультфильмах, фильмах и телешоу персонажи иногда используют огнестрельное оружие, но, похоже, им не причиняют вреда. В реальной жизни оружие действительно может ранить людей.
  • Дети, возможно, слышали, что оружие — это плохо, и считают, что все люди, у которых есть оружие, плохие (особенно проблематично в этой ситуации). Поделитесь с детьми, что у многих хороших людей есть оружие, например, у полицейских, сотрудников службы безопасности и других. Эти люди используют оружие, чтобы защитить нас.
  • Дети могут увидеть пистолет, похожий на игрушку. Даже оружие, похожее на игрушку, может быть опасным. Дети должны уйти от него и рассказать взрослому.

Затем проведите некоторое обсуждение, чтобы привести к некоторым альтернативным решениям для непосредственной ситуации.

  • Как еще можно остановить грабителя?
  • Как еще можно помочь собаке?
  • Какие сверхспособности вы могли бы использовать, чтобы не причинить вреда чьему-либо телу или чувствам?
  • Как вы могли бы работать вместе, чтобы решить проблему?

Продолжайте обучать вашего ребенка социальным навыкам, уважая его потребность чувствовать себя сильным в игре.

Идея сверхдержавы заманчива. Обсудите, какие типы сверхспособностей существуют внутри нас всех, которые не связаны с насилием, например, способность решать проблемы, творчески мыслить или что-то строить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *