Психический процесс представление, его виды, свойства, функции. — КиберПедия
Представление– это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представление памяти, т. е. представления которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представление воображения.Представление воображения формируется на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующие представления.
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Они чрезвычайно важны для всех психических процессов обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда были связаны с процессом представления, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Прежде всего, представление характеризуется наглядностью. Представление – это чувственно-наглядные образы действительности, в этом заключается близость к образам восприятия. Но при восприятии отражаются образы которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляешь себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводятся только отдельные его части, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представления является их неустойчивость и непостоянность. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек не старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.
Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Виды:
Существует несколько оснований классификации представлений как психического процесса.
В основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, поэтому естественным основанием классификации представлений является модальность ощущений и восприятия:
- зрительные,
- слуховые,
- двигательные (кинестетические),
- осязательные,
- обонятельные,
- вкусовые,
- температурные,
- органические.
Б. М. Теплов предложил классифицировать представления по содержанию:
- математические,
- географические,
- технические,
- музыкальные и т. д.
Он же предложил другое основании классификации, по степени обобщённости:
- частные представления,
- общие представления.
Другое основание классификации - по степени проявления волевых усилий:
- спонтанные представления (возникающие без участия воли),
- вызванные представления (с участием воли).
Зрительные представления
Зрительные представления в отдельных случаях бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Но в большинстве случаев в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна, а другие в это время или очень неясны или отсутствуют вовсе.
Зрительные представления обычно лишены объёмности и воспроизводятся в виде двухмерной картины. Эти картины в одном случае могут быть красочными, в другом — бесцветными.
Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. У художников в процессе рисования зрительные образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует с натуры, для перенесения зрительного образа на бумагу необходимо представление. Тут проявляется ещё одна интересная особенность зрительных представлений - они могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Художник рисует с открытыми глазами, воображаемый образ он совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.
Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.
Слуховые представления. Самые характерные слуховые представления - речевые и музыкальные. Речевые представления:
- фонетические,
- темброво-интонационные.
Фонетическое представление - представление какого-то слова без привязки к голосу, интонациям, звуковой окраске. Речь идёт о представлении "слова вообще".
Темброво-интонационные представления - представление именно тембра голоса и характерных особенностей интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актёров и, а также вообще в работе людей над собственным произношением.
Музыкальное представление - представление последовательности звуков, их соотношении между собой по высоте и длительности, по ритму. Музыкальное представление хорошо развито у композиторов и музыкантов, способных представить звучание целого оркестра инструментов.
Двигательные представления. Двигательные представления - образы движений разной степени сложности. Интересно, что двигательные представления всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Представляя себе движение какой-нибудь части тела, у человека происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Если представить, что сгибаешь в локте правую руку, то в бицепсах произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологнческими приборами.
Экспериментально доказано, что любое двигательное представление всегда сопровождается сокращениями мышц. Даже при произнесении какого-то слова (про себя) приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани. Таким образом, всё тело человека является как бы моделью самой себя (или самой себе).
Двигательные представления порождают зачаточные движения, которые порождают слабые двигательные ощущения, которые в свою очередь всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Иными словами, эти слабые двигательные ощущения выступают материальной основой двигательных представлений.
Двигательные представления делятся на группы:
- представления о движении всего тела,
- представления о движении отдельных частей,
- речевые двигательные представления.
Представления о движении тела и отдельных частей обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Например, двигательные ощущения, идущие от мышц руки, в сочетании со зрительными образами согнутой руки порождает представление о сгибании руки. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Первые два вида представлений называют ещё зрительно-двигательными. Третий вид - слухо-двигательными.
Представления о движении всего тела более сложны в сравнении с представлениями о движении отдельных частей. К тому же это единое представление состоит из отдельных (парциальных) представлений и тесным образом связано с представлением о текущей деятельности человека.
Пространственно-временные представления. В пространственно-временных представлениях ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения этой формы и размещения во времени. Сами объекты при этом представлении могут представляться очень неопределённо, в самых ключевых своих свойствах. Эти представления настолько схематичны и бесцветны, что использование понятия "зрительный образ" к ним неприменим. Поэтому пространственно-временные представления и были выделены в отдельную группу. Ещё их можно было назвать "схематичные представления".
Пространственно-временные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, то есть основываются на зрительных и на двигательных представлениях. Примеры использования пространственно-временных представлений - шахматисты, просчитывающие разные варианты развития партии; тренеры футбольных команд, представляющие схемы атаки и защиты при игре с командой соперника; водители, оценивающие дорожную ситуацию.
Пространственно-временные представления очень важны в освоении ряда научных дисциплин, особенно физико-технических. Физик-теоретик, решая ту или иную задачу, оперирует именно пространственно-временными представлениями, в которых физические тела рассматриваются как элементарные шары или бруски.
Функции:
Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции. Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.
Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.
Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.
Настроечная функцияпредполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.
cyberpedia.su
22. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление– это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, этопредставления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивостьинепостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Следует отметить, что представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый предмет человек видит не один раз, и каждый раз у него формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда он вызывает в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.
Представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.
Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения и в этом отношении они сходны с понятиями. Следовательно, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функциипредставлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функцияпредставлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Следующая функция представлений – настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды и обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
studfiles.net
22. Представление как психический процесс.
Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.
Виды представлений
Оперативные представления-- представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности.
Кратковременные представления-- это представления очень непродолжительные по времени.
Долговременные представления-- это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.
Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: обычно различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
Единичные представления -- это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета.
Общие представления- представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Функции представлений
Сигнальная функции– отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.Настроечная– в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.
23. Воображение как познавательный процесс. Виды воображения.
Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Сущность процесса
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Виды воображения
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение -- это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение -- создание новых образов с помощью волевых усилий.
Мечта -- это образ желаемого будущего.
Творческое воображение -- это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.).
Воссоздающее (репродуктивное) воображение -- это воображение на основе прочитанного или услышанного.
studfiles.net
2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
Будучи необходимым этапом познания оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеют определенную аффективно-эмоциональную окраску. С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Восприятие – живой творческий процесс познания.
Сравнение ощущения и восприятия
Сходство:
Возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Итогом отражения является чувственный образ.
Физиологической основой и ощущения, и восприятия является деятельность анализаторов.
Различия:
Пассивность ощущения – активность восприятия.Рецепторная и рефлекторная теория ощущения. Рецепторная сложилась в концеXIXвека и придерживалась мнения, что рецептор пассивно отвечает на воздействие раздражителя. Этим пассивным ответом является ощущение. Рефлекторная (Нефф) – ощущение всегда сопровождается двигательной реакцией, которая может быть в виде сужения сосудов или сокращением мышц. Развивая идею активности ощущения Рубинштейн указывает на то, что ощущение – это не только компонент чувственного образа, но также компонент деятельности, что проявляется в сенсомоторной реакции. Рубинштейн называет ощущение – единство чувственного содержания и деятельности. Рубинштейн указывает на тесную взаимосвязь ощущений и действий. С одной стороны ощущение влияет на действие, а именно направляет и регулирует его. С другой стороны тонкость и дифференцированность ощущений во многом зависит от действий.
Первичность в познании ощущения и вторичность в познании восприятия.Нельзя точно сказать, что предшествует: восприятие или ощущение. Ощущение также предшествует восприятию, как восприятие предшествует ощущению. Это различие также не является определяющим.
Унимодальность ощущения и полимодальность восприятия. Вибрационная чувствительность – это пример полимодальности ощущений (тактильная, моторная, слуховая чувствительность).
Первичность в филогенезе ощущения и вторичность восприятия.
Это недефференцированность и неопредмеченность ощущении и опредмеченность восприятия. Ощущение – это отражение отдельных свойств, поэтому они не способны дифференцировать предметы. Основным же свойством восприятия является предметность, которая проявляется в отражении предметов в виде целостных образов.
Сложность восприятия и элементарность ощущения. Восприятие – это синтез различных процессов (мыслительная деятельность, память, мотивация, внимание, двигательная активность). Таким образов, восприятие – это сумма ощущений, которая дополняется другими психическими процессами.
3. Теории восприятия.
Классические теории:
Структурализм (интроспекционизм)
Функционализм
Конфигурационизм (гештальт подход)
Современные:
Конструтивизм
Экологический подход
Теория перцептивных действий
studfiles.net
80. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Представление как психический процесс — Студопедия.Нет
Представление – это психический познавательный процесс, отражения предметов и явлений, которые в данный момент времени не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Характеристики представления:
1.наглядность – образы представления близки к образам восприятия, но никогда не имеют той же степени наглядности
2.фрагментарность – образы представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.
3.Неустойчивость – любой вызванный образ исчезнет из поля сознания, как бы мы не старались этого избежать
Типы представлений:
1.представления памяти – возникают на основе нашего предыдущего восприятия
2.представления воображения – формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и более или менее творческой ее переработке
Функции представления:
1.сигнальная – состоит в отражении в каждом случае не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
2.Настроечная – проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды
Виды представления:
1.непроизвольное
2.произвольное
3.единичное – наблюдение одного предмета
4.общее – представление, обобщенно отражающее свойства ряда сходных предметов
В основе представлений лежит прошлый персептивный опыт, поэтому основная классификация представлений строится на основе классификации восприятия. Поэтому принято выделять:
*Зрительные
*Слуховые
*Обонятельные
*Вкусовые и т.д.
Воображение и творчество человека
Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений.
Преобразуя образ восприятия и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналогов в реальной действительности.
Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний.
Виды воображения:
1.непроизвольное
2.произвольное
3.мечта – представление желаемого будущего
Операции воображения:
1.Слияние – произвольное комбинирование качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Разновидность слияния – агглютинация – это соединение не соединимых в реальности черт.
2.Гиперболизация – это выдвижение на первый план каких-то определенных черт для повышения яркости и выразительности образа. Разновидность – акцентирование – в этом случае выделяется какая-то одна деталь, которая становится доминирующей в образе. Еще одна разновидность – типизация – предание выразительности образу, связана с обобщением для данной группы каких-то черт, игнорируя специфические личностные качества.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей.
Творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Существуют разные виды творчества:
*производственно-техническое
*изобретательское
*научное
*политическое
*организаторское
*философское
*художественное
*мифологическое
*религиозное
*повседневно-бытовое и т.п.
иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
studopedia.net
80. Общая характеристика представления как психического познавательного процесса
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление– это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, этопредставления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость инепостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.
studfiles.net