Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 32Следующая ⇒ Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «поэма Владимира Маяковского «Хорошо!», «землетрясение» и др. Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и др. ).
Относительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — «южный полюс магнита», «базис» — «надстройка»)1 . Безотносительные — такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «доменная печь», «деревня»).
Положительные и отрицательные понятия Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксплуататор и т. д.2 Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «неряха» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»).Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.
Собирательные и несобирательные понятия Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «студенческий строительный отряд») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Российская государственная библиотека», «экипаж космического корабля, впервые осуществивший совместный полет»). Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным. В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. В суждении «Студенты этой группы успешно сдали экзамен по педагогике» понятие «студент этой группы» является общим и употребляется в разделительном (несобирательном) смысле, так как утверждение об успешной сдаче экзамена по педагогике относится к каждому студенту этой группы. В суждении «Студенты этой группы провели общее собрание» понятие «студенты этой группы» употреблено в собирательном смысле, так как студенты этой группы взяты как единый коллектив и это понятие является единичным, ибо данная совокупность студентов (именно этой группы) одна, другого такого коллектива нет. В целях пояснения приведем следующие примеры. Дать логическую характеристику понятиям «коллектив», «недобросовестность», «стихотворение». «Коллектив» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное. «Недобросовестность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное. «Стихотворение» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка»; «романс» и «кирпич»), остальные понятия называются сравнимыми.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе). Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида) Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера3), где каждый круг обозначает объем понятия (рис. 3). Если понятие единичное, то оно также изображается кругом. Равнозначными (или тождественными) называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают, т. е. в них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) «река Волга»; «самая длинная река в Европе»; 2) «автор рассказа «Человек в футляре»; «автор комедии «Вишневый сад»; 3) «равносторонний прямоугольник»; «квадрат»; «равноугольный ромб». Понятия, объемы которых частично совпадают, т. е. содержат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: «колхозник» и «ор-деноносец»; «школьник» и «филателист»; «спортсмен» и «студент». Они изображаются пересекающимися кругами (см. рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами, или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся студентами, в левой части круга А мыслятся студенты, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не являются студентами. Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А — подчиняющее понятие («млекопитающее»), В — подчиненное понятие («кошка»). ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒ Читайте также: Формы дистанционного обучения Передача мяча двумя руками снизу Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека Основные ошибки при выполнении передач мяча на месте |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.003 с.) |
Классификация понятий по содержанию
27.12.2014
По содержанию все понятия делятся на четыре группы.
Положительные и отрицательные. Положительными называются понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Напр., грамотный, порядок. Отрицательными называются понятия, содержание которых указывает на отсутствие у предмета определенных свойств. Напр., неграмотный, беспорядок. В русском языке такие понятия часто начинаются с приставок не– или без-. В словах иностранного происхождения с отрицательной приставкой – а-: анонимный, асимметрия. Необходимо отметить, что не все слова русского языка, начинающиеся на не– и без-, содержат отрицание признаков, напр. безделушка, негодование.
Собирательные и несобирательные. Собирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, напр. коллектив, полк, созвездие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Напр., существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, полк, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы). Несобирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу (звезда, государство, район). В процессе обсуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Напр., понятие «человек» в предложении «Человек осваивает космос» имеет собирательное значение, т. к. неприменимо к каждому человеку в отдельности, а в предложении «Человек имеет право на гражданство» имеет разделительное значение, т. к. относится к каждому человеку.
Конкретные и абстрактные понятия. Конкретным называется понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство). Конкретные понятия могут быть как общими, так и единичными. Абстрактным называется понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, белизна, дружба, посредничество). Абстрактные понятия могут быть общими (посредничество, белизна) или единичными (гениальность Эйнштейна).
Безотносительные и соотносительные понятия. Безотносительными называются понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения с другими предметами (студент, государство, закон). Соотносительными называются понятия, содержащие признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители – дети, начальник – подчиненный, истец – ответчик). Знание видов понятий – одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность мышления. Чтобы оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику. Напр., юрист – понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
Ключевые слова: Понятие
Источник: Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Материалы по теме |
---|
Научные и житейские понятия Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3 |
В каких отношениях могут быть понятия? Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Имена и понятия в логике Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и… |
Круговые схемы Эйлера Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Отношения между понятиями Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и… |
Как ограничивать и обобщать понятия? Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Операция деления понятий в логике Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и… |
Определение понятия Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Абстрактный и конкретный язык: Примеры слов и абзацев
Иногда мне ужасно надоедает онлайн-мир.
Мне стало не по себе от скуки.
Как часто вы читаете на автопилоте, не впитывая никаких знаний?
Как часто вы просматриваете тексты в поисках интересных фактов? А как часто вы разочаровываетесь?
Иногда я задаюсь вопросом, обречены ли мы, деловые писатели, надоедать друг другу до слез.
В школе мы научились писать. Мы узнали о грамматике и пунктуации. Но научились ли мы хорошо писать? Научились ли мы вовлекать наших читателей? И как быть убедительным?
Если мы хотим, чтобы наши сообщения прижились, мы должны просвещать и развлекать наших читателей. Если мы хотим поделиться своими большими идеями, не утомляя наших читателей до слез, мы должны смешивать абстрактные советы с конкретными образами.
Вы не учились этому в школе, не так ли? И я нет.
Объяснить?
Лестница абстракции
В школе вы могли знать, что слова бывают либо абстрактными, либо конкретными.
Груша, виноград, сочный ананас — все это конкретные слова, потому что мы можем держать грушу в руке, ощущать вкус винограда и запах спелого ананаса; они ощутимы.
Напротив, успех, неудача и математическое уравнение являются абстрактными понятиями, потому что мы не можем потрогать неудачу, мы не можем попробовать уравнение и мы не можем почувствовать запах успеха. Эти фразы не вызывают у нас в воображении конкретных образов, если только мы не получим более подробную информацию, например: Генриетта споткнулась о шнурки, проиграла соревнование и заплакала, как ребенок; она чувствовала себя неудачницей.
Различие между абстрактным и конкретным на первый взгляд может показаться очевидным.
Но так ли это?
Подумай о фруктах. Какой образ возникает у вас в голове?
Вы можете подумать о яблоках, грушах и киви в своей вазе с фруктами, или вы можете подумать об одном сочном манго, или вы можете подумать о фруктовой витрине в вашем супермаркете или местном овощном магазине.
Когда слово вызывает в воображении разные образы — вазу с фруктами и одно сочное манго, тогда слово не очень конкретное.
Даже такое слово, как яблоко, все еще немного абстрактно, поскольку вы можете вызвать в воображении другой образ, отличный от моего. Вы можете подумать о помятых яблоках, которые ваша мать использовала для приготовления вашего любимого яблочного соуса. Или, может быть, вы думаете о пикантной бабушке Смит, которую вы ели вчера днем. Я думаю о яблоке Бреберна, которое я съела на завтрак с корицей, черникой, миндалем и йогуртом.
Итак, абстрактное и конкретное не являются дискретными категориями. Они представляют собой скользящую шкалу.
В своей превосходной книге «Учитель писателя» Джек Харт называет это лестницей абстракции. Вы можете построить наш пример фруктов на лестнице абстракции следующим образом:
Вы можете создать аналогичную лестницу для других тем, например:
Чем дальше вы спускаетесь по лестнице, тем легче становится визуализировать ваши слова, чтобы представить конкретную сцену.
Многие писатели застревают на верхней половине лестницы. Они смешивают абстрактный язык с конкретным языком, но не становятся достаточно конкретными.
Но только когда читатели могут представить конкретную сцену, ваше письмо становится увлекательным и красочным.
Примеры: Как смешивать абстрактный и конкретный язык
Хорошие журналисты обучают читателей, смешивая конкретные истории с абстрактными данными и тенденциями.
Например, статья Гэри Янга о преступлениях с применением ножа начинается с конкретной истории конкретного студента:
Квамари Барнс, 15-летний студент, получил несколько ножевых ранений. Он упал всего в нескольких метрах от школьных ворот. Женщина держала его на руках, когда парамедики поспешили на место происшествия, прежде чем увезти Квамари в больницу.
По мнению большинства, Квамари танцевал в такт собственному барабану. Будучи не по годам развитым ребенком, он с ранних лет вел беседы со взрослыми; к подростковому возрасту он мог приготовить полноценное воскресное жаркое самостоятельно. Когда он был моложе, у него не было проблем с тем, что он был единственным мальчиком в танцевальном классе; в подростковом возрасте, пока его друзья увлекались граймом и рэпом, он пошел в олдскульную школу — Боб Марли, Деннис Браун и Асвад.
Позже история связана с данными и тенденциями:
Отчет столичной полиции, опубликованный в прошлом месяце, показал, что в период с 2014 по 2016 год количество детей с ножами в лондонских школах выросло почти на 50%, в то время как число количество ножевых преступлений в лондонских школах выросло на 26%.
Вместе истории и данные вовлекают и обучают. Данные — это холодные факты, обрисовывающие общую картину. Конкретные истории о конкретных людях добавляют эмоций — они придают цвет достоверным данным. Они делают факты значимыми.
Хороший образовательный контент постоянно переходит от конкретного к абстрактному и обратно. Ниже следует пример конкретного абзаца из сообщения в блоге Марка Мэнсона о самом важном вопросе в вашей жизни:
Все хотят иметь прекрасную работу и финансовую независимость, но не все хотят страдать из-за 60-часовой рабочей недели. , долгие поездки на работу, неприятная бумажная работа, чтобы ориентироваться в произвольных корпоративных иерархиях и пресыщенных границах бесконечного адского кабинета. Люди хотят быть богатыми без риска, без жертв, без отложенного удовлетворения, необходимого для накопления богатства.
И вот абстрактный урок — правило:
[Что] мы получаем от жизни, определяется не хорошими чувствами, которых мы желаем, а теми плохими чувствами, которые мы хотим и можем выдержать, чтобы добиться этого. эти хорошие чувства.
И добавляет конкретную историю о себе:
Большую часть подросткового и юношеского возраста я мечтал стать музыкантом — в частности, рок-звездой. Любую крутую гитарную песню, которую я слышал, я всегда закрывал глаза и представлял, как играю ее на сцене под крики толпы, люди совершенно сходят с ума от моей сладкой лапши. Эта фантазия могла занимать меня часами. (…)
Несмотря на то, что я фантазировал об этом более половины своей жизни, реальность так и не наступила. И мне понадобилось много времени и много негативного опыта, чтобы наконец понять, почему: на самом деле я этого не хотел. (…)
Ежедневная нудная репетиция, логистика поиска группы и репетиций, боль от поиска концертов и на самом деле заставить людей прийти и посрать. Порванные струны, перегоревший ламповый усилитель, таскание 40 фунтов оборудования на репетиции и обратно без машины. Это гора мечты и подъем на вершину высотой в милю. И мне потребовалось много времени, чтобы понять, что я не люблю много лазить. Мне просто нравилось представлять себе вершину.
И чтобы перейти к последнему предложению своего сообщения, Мэнсон снова резюмирует свое сообщение абстрактным языком:
Это самая простая и основная составляющая жизни: наша борьба определяет наши успехи. Так что выбирайте свои трудности с умом, мой друг.
Чтобы читатели прислушались к нашим советам, нам нужно объяснить абстрактные правила и поделиться конкретными историями, чтобы добавить смысла. Мы набрасываем общую картину и используем примеры, чтобы добавить цвета.
Хорошее письмо танцует вверх и вниз по лестнице абстракции
Хороший журналист может рассказать историю одной семьи беженцев, прежде чем объяснять тенденции перемещения людей по земле.
Бизнес-тренер иллюстрирует онлайн-модели бизнеса историями из жизни. Архитектор показывает фотографии или чертежи зданий, чтобы проиллюстрировать архитектурные тенденции.
Тенденции, данные, правила, модели, уроки и советы — все это абстрактные фрагменты информации. Они рассказывают нам общую картину.
Но общая картина оживает только благодаря конкретным примерам и историям.
Конкретизация абстрактных понятий в науке IGCSE®
Автор Yao-Jin Choong
Yao-Jin Choong более 13 лет работает учителем в школах Великобритании и Малайзии, в настоящее время преподает естественные науки в малайзийском Международная школа следует учебной программе IGCSE® и является руководителем отдела обучения технологиям.
Как преподаватели естественных наук, у всех нас есть одна печально известная тема, которую труднее всего преподавать, которую ученики с трудом понимают или полностью неверно истолковывают. Такие темы часто связаны со сложными процессами, которые трудно визуализировать или, на первый взгляд, имеют мало отношения к жизни студентов.
Ключом к тому, чтобы сделать такие концепции доступными, является их осязание: то, что они могут увидеть, потрогать, почувствовать или к чему прикоснуться.
Вот шесть стратегий, которые вы можете использовать при обучении абстрактным понятиям, чтобы сделать их более конкретными:
1. Экспериментируйте!
Прелесть науки заключается в том, что предмет поддается практическому изучению. Практические исследования, от вскрытия в биологии до титрования в химии и экспериментов в физике, не только демонстрируют научные принципы наглядно и наглядно, но и развивают ряд навыков исследовательского и критического мышления.
Несмотря на то, что недавнее закрытие школ по всему миру, возможно, помешало лабораторным работам, во время онлайн-уроков я по-прежнему стараюсь, когда это возможно, заставить учащихся экспериментировать с обычными предметами, которые они могут найти дома: они могут получить естественные индикаторы pH из таких растений, как красная капуста или цветки синего горошка, или даже извлечь ДНК! Ведь наука вокруг нас!
2.
Максимально используйте технологииЕсли ресурсы ограничены, а практическая работа невозможна, следующим лучшим вариантом является цифровое моделирование, демонстрирующее концепцию, за вычетом беспорядка и опасностей реального лабораторного исследования. Есть несколько отличных сайтов для онлайн-экспериментального моделирования, многие из которых можно использовать бесплатно: PhET | ОЛабс | Кабинет физики | Эксперименты с Google.
3. Используйте манипуляции
Манипуляции нужны не только для математики! От вырезанных фигур, чтобы понять кинетику ферментов, до семян в контейнерах, чтобы продемонстрировать биоаккумуляцию и биомагнификацию, физический акт перемещения частей создает прочные связи, которые укрепляют ранее неосязаемые идеи.
4. Модели и аналогии
Аналогии помогают связать новые понятия со знакомым сценарием или предыдущими знаниями, облегчая запоминание и понимание новой идеи.
Например, электрические цепи можно представить как маршрут, где магазин пиццы — это ячейка, водители доставки пиццы — ток, клиенты — компоненты, а пицца — энергия. Эта аналогия может быть дополнительно расширена для изучения эффектов более тонких проводов или резисторов (более узких дорог), последовательных и параллельных цепей и многого другого.
5. Ролевая игра
Когда я преподаю диффузию, ученикам часто трудно представить, как предполагаемое случайное движение частиц может привести к чистому движению. Мне нравится демонстрировать это, помещая класс в один угол пустой комнаты, заставляя их закрыть глаза, а затем они медленно (и осторожно!) начинают двигаться. Среди веселья они вскоре понимают, что постоянные удары и толчки, естественно, приведут к тому, что они рассредоточятся по комнате. Затем я могу расширить эту идею, исследуя влияние температуры (более быстрое движение), концентрации (больше учеников) и т. д.
Аналогичное задание можно выполнить для моделирования системы кровообращения, когда учащиеся изображают эритроциты, движущиеся по пути (кровеносным сосудам), собирая кислород (в виде фишки для покера или игральной карты) из легких и откладывая когда они достигают тканей организма.