Тест по философии. Диалектика бытия
Тест по философии, по теме «Диалектика бытия». Тестирование подходит для студентов различных специальностей. Правильные ответы выделены символом «+».
Единство качества и количества есть…
+: норма
-: время существования
-: граница
-: мера
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
-: отражают саморазвитие абсолютного духа
+: имеют универсальный характер
-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
-: реализуются только в живой природе
Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…
+: «не всякое движение является развитием»
-: «не всегда развитие есть движение»
-: «движение тождественно развитию»
-: «движение и развитие не связаны друг с другом»
Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…
-: догматизм
-: софистика
+: релятивизм
-: эклектика
Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…
-: философией Возрождения
-: аналитической философией
+: немецкой классической философией
-: философией Просвещения
Согласно диалектике, источником развития выступает…
-: стремление к установлению равновесия
-: любое изменение объекта
-: внешнее воздействие на объект
+: разрешение внутренних противоречий
Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем…
-: Г. В. Ф. Гегеля
-: Джордано Бруно
-: Николая Кузанского
+: Сократа
Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют…
-: телеологическим
-: метафизическим
+: диалектическим
-: аксиоматическим
Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…
-: любое явление самопроизвольно
-: в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий
+: причина всегда предшествует следствию
-: следствие может опережать причину
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть…
-: то, что можно измерить
-: внешние признаки предмета
-: то, что никогда не изменяется в предмете
+: система необходимых свойств предмета
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
-: отражают саморазвитие абсолютного духа
+: имеют универсальный характер
-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
-: реализуются только в живой природе
С точки зрения философии, развитие …
-: характерно только для материальных систем
-: характерно только для социума
-: наблюдается только в живых системах
+: присуще природе, обществу и сознанию
Одним из основных отличий развития от движения заключается в…
-: противоречивости
-: изменчивости
+: направленности
-: объективности
К диалектике не имеет отношения принцип…
-: всеобщей связи
-: противоречия
+: относительности
-: развития
Материалистическая диалектика — Википедия
Эта статья опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной. Это может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных. |
Материалисти́ческая диале́ктика — метод научного познания, материалистическое понимание метода Гегеля.
В. И. Ленин же видит в диалектике прежде всего универсальный метод, активную форму мышления К. Маркса и Ф. Энгельса, действительную логику развития понятий в ходе конкретного исследования тех конкретных областей действительности…
— Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113
Термин употребляется в значении научного метода, на основе которого возникает мировоззрение диалектического материализма, и потому также используется в качестве синонима диалектического материализма[1][2].
Второе значение термина — одна из наук, изучающая теоретическое мышление. В этом значении материалистическая диалектика употребляется в смысле «диалектики как логики», являясь материалистическим аналогом «Науки Логики» Гегеля.
…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).
Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.
— Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113
Законы материалистической диалектики были составным элементом официальной доктрины советской академической науки. При этом вплоть до середины 1950-х гг. изучались только 2 из 3 законов диалектики, поскольку они были упомянуты в книге «Об основах ленинизма» И. Сталина, а третий закон (отрицания отрицания) у него не упоминался.
Содержание
- 1 Предыстория
- 2 Материалистическая диалектика как метод
- 3 Материалистическая диалектика как наука
- 3.1 Три закона диалектики
- 3.1.1 Единство и борьба противоположностей
- 3.1.2 Переход количественных изменений в качественные
- 3.1.3 Отрицание отрицания
- 3.2 Диалектическая триада
- 3.1 Три закона диалектики
- 4 Критика
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Материалистическая диалектика наследует гегельянству и предшествовавшей немецкой классической философии.
Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения её от мистической формы, а это-то как раз отличает от неё мой метод.
— К. Маркс, письмо Кугельману
Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся её в материалистическое понимание природы и истории.
— Ф. Энгельс, Анти-Дюринг
Материалистическая диалектика как методПравить
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Материалистическая диалектика как наукаПравить
См. также: Диалектическая логика
Материалистическая диалектика есть учение о всеобщих законах, которым одинаково подчиняется как развитие мышления, так и развитие действительности. По словам Энгельса, это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Однако мышление в марксизме понимается не как лишь психическая субъективная способность, а как процесс отражения действительности (общества и природы). Мышление — это процесс, который осуществляется совокупными усилиями всех наук и исследователей.
Соответственно, всеобщие законы материалистической диалектики («Науки логики» у Гегеля) представляют собой отраженные в человеческой голове всеобщие законы развития действительности. Поэтому диалектика это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», а не только лишь наука о личном субъективном «мышлении».
…если уж говорить о самой краткой дефиниции, выражающей «специфический предмет марксистской диалектики», то это никак и не просто «всеобщие законы бытия и мышления», а — в самом кратком выражении — всеобщие законы отражения бытия в мышлении.
— Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113
Как наука о всеобщих законах мышления материалистическая диалектика — это логика развития понятий (мышления) в любой конкретной сфере практики и научного познания. Таким образом материалистическая диалектика — это теория человеческого познания, в которой законы мышления понимаются как отраженные, то есть познанные и практикой проверенные законы развития самой действительности.
…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).
Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.
— Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113
Как теория самого познания (высшей формы отражения), материалистическая диалектика является логикой дальнейшего развития научного мировоззрения на основе самих наук, а не некой стоящей над науками философии.
В. И. Ленин и подчеркивает, что суть материалистической диалектики заключается не в том, что она есть совокупность «наиболее общих утверждений» относительно «мира в целом», а в том, что она есть логика развития научного мировоззрения, реализованного К. Марксом и Ф. Энгельсом вовсе не в виде особой «всеобщей теории бытия», а именно в виде научно-материалистического понимания конкретных законов развития общества на определённой конкретно-исторической стадии его развития, — в виде научной политической экономии «Капитала», в виде конкретно сформулированных принципов стратегии и тактики борьбы пролетариата, в виде теоретического понимания закономерностей революционного процесса преобразования товарно-капиталистического общества в социалистическое (в виде того, что В. И. Ленин называет «научным социализмом»). В этих совершенно конкретных результатах теоретического исследования, осуществленного с помощью диалектики как метода исследования, и заключается научно-материалистическое мировоззрение К.
Маркса и Ф. Энгельса — мировоззрение, постоянно развивающееся и уточняемое с каждым новым шагом исследования конкретной исторической действительности, с каждым новым открытием в любой области природы и истории. В этом именно видел В. И. Ленин суть материалистической диалектики.— Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113
Три закона диалектикиПравить
Согласно материалистической диалектике, простейшие части диалектического движения мысли, изложенные Гегелем в «Феноменологии духа», отражают собой диалектический характер движения в самой природе. Именно поэтому развитие истории мира в целом, абстрактно, мировоззренчески описано Энгельсом[источник не указан 1294 дня] наиболее общими чертами в виде так называемых трёх законов диалектики:
- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон перехода количественных изменений в качественные.
- Закон отрицания отрицания.
…диалектические формулы не следует превращать в «априорные схемы», подменяя ими исследование конкретных процессов и явлений действительности. Этот первородный грех идеалистической диалектики разделяют с Гегелем и корифеи «диамата» (Ильенков называет три имени: Плеханов, Сталин и Мао Цзэдун). Как следствие, марксистская диалектическая логика вырождается в онтологию — в сумму примеров и силлогизмов, где в роли большой посылки выступает тот или иной «всеобщий закон диалектики», а в роли малых посылок — данные опыта и «частных» наук.[3]
Единство и борьба противоположностейПравить
Первый закон диалектики показывает, что противоречия объективны и являются внутренними источниками развития большинства систем.
Противоположности — это такие стороны, которые всегда исключают друг друга, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Пример: свет и тьма, добро и зло.
Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.
Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Хотя сам Гегель не был до конца последователен и пришёл к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия.
Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.[5]
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Переход количественных изменений в качественныеПравить
Основная статья: Закон перехода количественных изменений в качественные
Во втором законе диалектики Энгельс определяет категории качества, количества и меры.
Качество — это внутренняя определённость предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определённость бытия.
Количество есть определённость, «безразличная для бытия» — внешняя определённость вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями.
«Демонстрацией» качественной и количественной определённости выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются изменение агрегатного состояния, например: лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.
Отрицание отрицанияПравить
Третий закон диалектики отражает цикличность процесса развития и его направленность. Процесс развития носит возвратно-поступательный повторяемый характер, но восходящий тренд формирует спиралевидную форму.
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.
Пример отрицания отрицания в формальной логике: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.
Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.[6]
Другим примером действия закона отрицания отрицания является процесс взаимного отрицания атомистической и континуалистической концепций картины мира в течение столетий, начиная с античности. Этот процесс завершился в современной физике возвратом к идее неделимости, понимаемой как индивидуальность данного физического объекта и фундаментальных свойств элементарных частиц. [7]
Диалектическая триадаПравить
В материалистической диалектике распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение.
В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков.
Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.
Основная статья: Диалектический материализм § Полемика с третьим позитивизмом
- ↑ Ойзерман Т. И. Диалектический материализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. проф. А. П. Шептулина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С. 7. Архивная копия от 6 ноября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Майданский А. Д. «„Русский европеец“ Э. В. Ильенков и западный марксизм» // журнал «Вопросы философии».
- ↑ Кондаков Н.И. Диалектическая логика // Логический словарь-справочник (изд. 2-е испр. и доп.) / Институт философии АН СССР. — М.: Наука, 1975. – 656 с. — С. 145−147.
- ↑ Единство и борьба противоположностей // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг. Отдел 1. XIII (неопр.). esperanto-mv.pp.ru. Дата обращения: 18 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
- ↑ Овчинников Н.Ф. Отрицание отрицания в развитии научной мысли // Диалектика отрицания отрицания. — М., Политиздат, 1983. — c. 98
- История марксистской диалектики от возникновения марксизма до ленинского этапа. — М., 1972.
- Материалистическая диалектика и частные науки. Л., 1976.- 267 с.
- Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982.
- Материалистическая диалектика как логика и методология современного научного познания. Алма-Ата, 1979.
- Проблемы материалистической диалектики. Ташкент, 1967.- 155 с.
- Розенталь М. М. Материалистическая диалектика. Популярный очерк основных законов материалистической диалектики. М., 1937.- 122 с.
- Солопов Е. Ф. Предмет и логика материалистической диалектики. Л., 1973.
- Кедров Б. М. Предмет материалистической диалектической логики и его отличие от предмета формальной логики. В кн.: Диалектика и логика. Законы мышления. М., 1962.
- Теория материалистической диалектики. О единичном, особенном, всеобщем. М., 1978.
- Ильенков Э. В. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ (неопр.). Институт философии АН СССР. Дата обращения: 5 ноября 2019.
- Карл Р. Поппер. Что такое диалектика? // Институт философии РАН Вопросы философии : Журнал. — М., 1995. — Вып. 1. — С. 118—138. — ISSN 0042-8744. Архивировано 22 июня 2012 года.
- Бродский А. И. Тайна диалектической логики (неопр.). web-кафедра философской антропологии. Дата обращения: 7 июля 2011.
Исторический материализм | Определение, Маркс, примеры, диалектический материализм и факты
Карл Маркс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Антонио Лабриола
- Похожие темы:
- марксизм
Посмотреть весь связанный контент →
исторический материализм , теория истории, связанная с немецким экономистом и философом Карлом Марксом и его коллегой Фридрихом Энгельсом. Теория постулирует, что все институты человеческого общества (например, правительство и религия) являются продуктом его экономической деятельности. Следовательно, социальные и политические изменения происходят, когда эти институты перестают отражать «способ производства», то есть то, как функционирует экономика.
Исторический материализм уходит корнями в философию диалектического материализма Маркса и Энгельса, которая постулирует, что все вещи развиваются через материальные противоречия. Животные и растения, например, биологически развиваются, когда их методы выживания противоречат окружающей среде. Поскольку мир материален по своей природе — полностью состоит из материи, а не ментального или духовного, эти противоречия не могут быть согласованы с помощью разума или божественной силы; несовместимые элементы должны противопоставляться друг другу до тех пор, пока не произойдет адаптация или разрушение. Этот процесс непрерывен.
Еще из Британники
Марксизм: исторический материализм
Исторический материализм применяет логику диалектического материализма к человеческой цивилизации. Все люди должны заниматься экономической деятельностью для удовлетворения жизненных потребностей. В совокупности это требование означает, что каждое общество опирается на свой способ производства. Следовательно, все институты этого общества должны вытекать из этого образа жизни, приспосабливаться к нему или быть устранены. Это условие является «двигателем истории» и причиной того, что общества со временем исчезают: по мере развития способов производства они сталкиваются с новыми противоречиями, которые приводят к их замене другими, более развитыми экономическими системами, которые, в свою очередь, формируют новые общества. В случае феодализма, например, монархи и их вассалы нуждались в торговле, чтобы увеличить свое богатство, но торговля привела к появлению класса купцов, которые продолжали требовать политических прав, тем самым возвещая меркантилизм, раннюю стадию капитализма.
В трудах Маркса выделяются четыре способа производства, которые человечество уже использовало: охота и собирательство (иногда называемое первобытным коммунизмом), рабство, феодализм (крепостничество) и капитализм. Маркс также называет пятый способ, коммунизм, который, как он считал, в конечном итоге возникнет из собственного противоречия капитализма: подобно феодализму, он создал новый класс людей, промышленных рабочих, которые в конечном итоге перестанут принимать свое место в общественном порядке. Маркс назвал этот класс рабочих пролетариатом, позаимствовав этот термин у другого ученого, которого он часто цитировал, швейцарского экономиста Жана-Шарля-Леонара Симонда де Сисмонди.
Принципы исторического материализма были изложены в книге Энгельса 1878 года Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft ( Herr Eugen Dühring’s Revolution in Science , более известной как Anti-Dühring ). Книга была написана под наблюдением Маркса и одобрена им, поэтому можно сделать вывод, что Маркс согласился с ее содержанием. Однако стоит отметить, что сам Маркс никогда явно не описывал свою теорию истории. Когда исследователи Маркса обсуждают его великие взгляды, они обычно экстраполируют его слова в так называемом «1859 г. Предисловие» к Zur Kritik der politischen Ökonomie (1859; A Contribution to the Critique of Political Economy ) и, в меньшей степени, Die deutsche Ideologie (написано в 1845–1846 гг., опубликовано в 1932 г.; The German0 Ideology ), написанные вместе с Энгельсом. Однако эта экзегеза не осталась без внимания. Некоторые критики считают, что эти интерпретации слишком сильно зависят от относительно краткого сочинения, которое сами Маркс и Энгельс никогда не удосужились опубликовать.
Как составная часть коммунистической доктрины и, таким образом, одна из доминирующих теорий истории на протяжении большей части 20-го века, исторический материализм продолжал изучаться, развиваться и интерпретироваться множеством мыслителей. Среди известных теоретиков, которые внесли свой вклад в его развитие, были Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Роза Люксембург, Лев Троцкий, Владимир Ленин и Мао Цзэдун. В англоязычном мире большинство политических философов скептически относились к идее о том, что Маркс придерживался последовательной теории истории, до публикации в 1919 г. 78 из Теория истории Маркса: защита , строгий и влиятельный анализ канадского философа Г.А. Коэн.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Несмотря на работу Коэна, концепция исторического материализма по-прежнему подвергается резкой критике. Наиболее распространенная критика с 1990-х годов основана на эмпирическом контрпримере: крахе коммунизма в Восточной Европе и Советском Союзе в 1989–1989 годах.1, символизируемое и вызванное падением Берлинской стены в 1989 году. Поскольку большинство интерпретаций исторического материализма предсказывают, что социализм и коммунизм заменят капитализм, падение коммунизма рассматривается как фальсификация теории. На это утверждение марксисты отвечают, что социалистические и коммунистические государства 20 века никогда не представляли коммунистический способ производства, который описывает Маркс. Это опровержение, однако, часто высмеивается оппонентами как ошибочное, поскольку оно, кажется, опирается на специальное переопределение коммунизма.