С точки зрения диалектического материализма законы диалектики: Диалектический материализм — мировоззрение марксистско-ленинской партии

Содержание

Тест по философии. Диалектика бытия

Тест по философии, по теме «Диалектика бытия». Тестирование подходит для студентов различных специальностей. Правильные ответы выделены символом «+».

Единство качества и количества есть…

+: норма

-: время существования

-: граница

-: мера

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

-: отражают саморазвитие абсолютного духа

+: имеют универсальный характер

-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

-: реализуются только в живой природе

Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…

+: «не всякое движение является развитием»

-: «не всегда развитие есть движение»

-: «движение тождественно развитию»

-: «движение и развитие не связаны друг с другом»

Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…

-: догматизм

-: софистика

+: релятивизм

-: эклектика

Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…

-: философией Возрождения

-: аналитической философией

+: немецкой классической философией

-: философией Просвещения

Согласно диалектике, источником развития выступает…

-: стремление к установлению равновесия

-: любое изменение объекта

-: внешнее воздействие на объект

+: разрешение внутренних противоречий

Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем…

-: Г. В. Ф. Гегеля

-: Джордано Бруно

-: Николая Кузанского

+: Сократа

Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют…

-: телеологическим

-: метафизическим

+: диалектическим

-: аксиоматическим

Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…

-: любое явление самопроизвольно

-: в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий

+: причина всегда предшествует следствию

-: следствие может опережать причину

Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть…

-: то, что можно измерить

-: внешние признаки предмета

-: то, что никогда не изменяется в предмете

+: система необходимых свойств предмета

С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

-: отражают саморазвитие абсолютного духа

+: имеют универсальный характер

-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

-: реализуются только в живой природе

С точки зрения философии, развитие …

-: характерно только для материальных систем

-: характерно только для социума

-: наблюдается только в живых системах

+: присуще природе, обществу и сознанию

Одним из основных отличий развития от движения заключается в…

-: противоречивости

-: изменчивости

+: направленности

-: объективности

К диалектике не имеет отношения принцип…

-: всеобщей связи

-: противоречия

+: относительности

-: развития

Материалистическая диалектика — Википедия

Эта статья опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной.

Это может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации. Такие источники также не показывают значимость предмета статьи. Статью можно улучшить, использовав независимые вторичные источники вместо аффилированных.

Материалисти́ческая диале́ктика — метод научного познания, материалистическое понимание метода Гегеля.

В. И. Ленин же видит в диалектике прежде всего универсальный метод, активную форму мышления К. Маркса и Ф. Энгельса, действительную логику развития понятий в ходе конкретного исследования тех конкретных областей действительности…

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Термин употребляется в значении научного метода, на основе которого возникает мировоззрение диалектического материализма, и потому также используется в качестве синонима диалектического материализма[1][2].

Второе значение термина — одна из наук, изучающая теоретическое мышление. В этом значении материалистическая диалектика употребляется в смысле «диалектики как логики», являясь материалистическим аналогом «Науки Логики» Гегеля.

…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).

Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Законы материалистической диалектики были составным элементом официальной доктрины советской академической науки. При этом вплоть до середины 1950-х гг. изучались только 2 из 3 законов диалектики, поскольку они были упомянуты в книге «Об основах ленинизма» И. Сталина, а третий закон (отрицания отрицания) у него не упоминался.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Материалистическая диалектика как метод
  • 3 Материалистическая диалектика как наука
    • 3.1 Три закона диалектики
      • 3.1.1 Единство и борьба противоположностей
      • 3.1.2 Переход количественных изменений в качественные
      • 3.1.3 Отрицание отрицания
    • 3.2 Диалектическая триада
  • 4 Критика
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Материалистическая диалектика наследует гегельянству и предшествовавшей немецкой классической философии.

Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения её от мистической формы, а это-то как раз отличает от неё мой метод.

К. Маркс, письмо Кугельману

Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся её в материалистическое понимание природы и истории.

Ф. Энгельс, Анти-Дюринг

Материалистическая диалектика как методПравить

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Материалистическая диалектика как наукаПравить

См. также: Диалектическая логика

Материалистическая диалектика есть учение о всеобщих законах, которым одинаково подчиняется как развитие мышления, так и развитие действительности. По словам Энгельса, это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Однако мышление в марксизме понимается не как лишь психическая субъективная способность, а как процесс отражения действительности (общества и природы). Мышление — это процесс, который осуществляется совокупными усилиями всех наук и исследователей.

Соответственно, всеобщие законы материалистической диалектики («Науки логики» у Гегеля) представляют собой отраженные в человеческой голове всеобщие законы развития действительности. Поэтому диалектика это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», а не только лишь наука о личном субъективном «мышлении».

…если уж говорить о самой краткой дефиниции, выражающей «специфический предмет марксистской диалектики», то это никак и не просто «всеобщие законы бытия и мышления», а — в самом кратком выражении — всеобщие законы отражения бытия в мышлении.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Как наука о всеобщих законах мышления материалистическая диалектика — это логика развития понятий (мышления) в любой конкретной сфере практики и научного познания. Таким образом материалистическая диалектика — это теория человеческого познания, в которой законы мышления понимаются как отраженные, то есть познанные и практикой проверенные законы развития самой действительности.

…специфическое определение предмета марксистской диалектики как особой науки, а не как метода, применяемого к любому предмету во вселенной (эти два смысла слова «диалектика» ни в коем случае путать нельзя!).

Как особая, отдельная наука, стоящая не «над» другими науками, а рядом с ними, как полноправная наука, имеющая свой строго отграниченный предмет, диалектика и есть наука о процессе отражения внешнего мира (природы и истории) в человеческом мышлении.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Как теория самого познания (высшей формы отражения), материалистическая диалектика является логикой дальнейшего развития научного мировоззрения на основе самих наук, а не некой стоящей над науками философии.

В. И. Ленин и подчеркивает, что суть материалистической диалектики заключается не в том, что она есть совокупность «наиболее общих утверждений» относительно «мира в целом», а в том, что она есть логика развития научного мировоззрения, реализованного К. Марксом и Ф. Энгельсом вовсе не в виде особой «всеобщей теории бытия», а именно в виде научно-материалистического понимания конкретных законов развития общества на определённой конкретно-исторической стадии его развития, — в виде научной политической экономии «Капитала», в виде конкретно сформулированных принципов стратегии и тактики борьбы пролетариата, в виде теоретического понимания закономерностей революционного процесса преобразования товарно-капиталистического общества в социалистическое (в виде того, что В. И. Ленин называет «научным социализмом»). В этих совершенно конкретных результатах теоретического исследования, осуществленного с помощью диалектики как метода исследования, и заключается научно-материалистическое мировоззрение К.

Маркса и Ф. Энгельса — мировоззрение, постоянно развивающееся и уточняемое с каждым новым шагом исследования конкретной исторической действительности, с каждым новым открытием в любой области природы и истории. В этом именно видел В. И. Ленин суть материалистической диалектики.

Э.В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика», Алма-Ата, 1979, c. 103-113

Три закона диалектикиПравить

Согласно материалистической диалектике, простейшие части диалектического движения мысли, изложенные Гегелем в «Феноменологии духа», отражают собой диалектический характер движения в самой природе. Именно поэтому развитие истории мира в целом, абстрактно, мировоззренчески описано Энгельсом[источник не указан 1294 дня] наиболее общими чертами в виде так называемых трёх законов диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • Закон отрицания отрицания.

…диалектические формулы не следует превращать в «априорные схемы», подменяя ими исследование конкретных процессов и явлений действительности. Этот первородный грех идеалистической диалектики разделяют с Гегелем и корифеи «диамата» (Ильенков называет три имени: Плеханов, Сталин и Мао Цзэдун). Как следствие, марксистская диалектическая логика вырождается в онтологию — в сумму примеров и силлогизмов, где в роли большой посылки выступает тот или иной «всеобщий закон диалектики», а в роли малых посылок — данные опыта и «частных» наук.[3]

Единство и борьба противоположностейПравить

Первый закон диалектики показывает, что противоречия объективны и являются внутренними источниками развития большинства систем.

Противоположности — это такие стороны, которые всегда исключают друг друга, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Пример: свет и тьма, добро и зло.

Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Хотя сам Гегель не был до конца последователен и пришёл к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия.

[4]

Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.[5]

Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Переход количественных изменений в качественныеПравить

Основная статья: Закон перехода количественных изменений в качественные

Во втором законе диалектики Энгельс определяет категории качества, количества и меры.

Качество — это внутренняя определённость предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определённость бытия.

Количество есть определённость, «безразличная для бытия» — внешняя определённость вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями.

«Демонстрацией» качественной и количественной определённости выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются изменение агрегатного состояния, например: лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

Отрицание отрицанияПравить

Третий закон диалектики отражает цикличность процесса развития и его направленность. Процесс развития носит возвратно-поступательный повторяемый характер, но восходящий тренд формирует спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.

Пример отрицания отрицания в формальной логике: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени.[6]

Другим примером действия закона отрицания отрицания является процесс взаимного отрицания атомистической и континуалистической концепций картины мира в течение столетий, начиная с античности. Этот процесс завершился в современной физике возвратом к идее неделимости, понимаемой как индивидуальность данного физического объекта и фундаментальных свойств элементарных частиц. [7]

Диалектическая триадаПравить

В материалистической диалектике распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение.

В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков.

Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.

Основная статья: Диалектический материализм § Полемика с третьим позитивизмом

  1. Ойзерман Т. И. Диалектический материализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. проф. А. П. Шептулина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С. 7. Архивная копия от 6 ноября 2011 на Wayback Machine
  3. Майданский А. Д. «„Русский европеец“ Э. В. Ильенков и западный марксизм» // журнал «Вопросы философии».
  4. Кондаков Н.И. Диалектическая логика // Логический словарь-справочник (изд. 2-е испр. и доп.) / Институт философии АН СССР. — М.: Наука, 1975. – 656 с. — С. 145−147.
  5. ↑ Единство и борьба противоположностей // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. ↑ Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг. Отдел 1. XIII  (неопр.). esperanto-mv.pp.ru. Дата обращения: 18 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
  7. ↑ Овчинников Н.Ф. Отрицание отрицания в развитии научной мысли // Диалектика отрицания отрицания. — М., Политиздат, 1983. — c. 98
  • История марксистской диалектики от возникновения марксизма до ленинского этапа. — М., 1972.
  • Материалистическая диалектика и частные науки. Л., 1976.- 267 с.
  • Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982.
  • Материалистическая диалектика как логика и методология современного научного познания. Алма-Ата, 1979.
  • Проблемы материалистической диалектики. Ташкент, 1967.- 155 с.
  • Розенталь М. М. Материалистическая диалектика. Популярный очерк основных законов материалистической диалектики. М., 1937.- 122 с.
  • Солопов Е. Ф. Предмет и логика материалистической диалектики. Л., 1973.
  • Кедров Б. М. Предмет материалистической диалектической логики и его отличие от предмета формальной логики. В кн.: Диалектика и логика. Законы мышления. М., 1962.
  • Теория материалистической диалектики. О единичном, особенном, всеобщем. М., 1978.
  • Ильенков Э. В. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ  (неопр.). Институт философии АН СССР. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  • Карл Р. Поппер. Что такое диалектика? // Институт философии РАН Вопросы философии : Журнал. — М., 1995. — Вып. 1. — С. 118—138. — ISSN 0042-8744. Архивировано 22 июня 2012 года.
  • Бродский А. И. Тайна диалектической логики  (неопр.). web-кафедра философской антропологии. Дата обращения: 7 июля 2011.

Исторический материализм | Определение, Маркс, примеры, диалектический материализм и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Антонио Лабриола
Похожие темы:
марксизм

Посмотреть весь связанный контент →

исторический материализм , теория истории, связанная с немецким экономистом и философом Карлом Марксом и его коллегой Фридрихом Энгельсом. Теория постулирует, что все институты человеческого общества (например, правительство и религия) являются продуктом его экономической деятельности. Следовательно, социальные и политические изменения происходят, когда эти институты перестают отражать «способ производства», то есть то, как функционирует экономика.

Исторический материализм уходит корнями в философию диалектического материализма Маркса и Энгельса, которая постулирует, что все вещи развиваются через материальные противоречия. Животные и растения, например, биологически развиваются, когда их методы выживания противоречат окружающей среде. Поскольку мир материален по своей природе — полностью состоит из материи, а не ментального или духовного, эти противоречия не могут быть согласованы с помощью разума или божественной силы; несовместимые элементы должны противопоставляться друг другу до тех пор, пока не произойдет адаптация или разрушение. Этот процесс непрерывен.

Еще из Британники

Марксизм: исторический материализм

Исторический материализм применяет логику диалектического материализма к человеческой цивилизации. Все люди должны заниматься экономической деятельностью для удовлетворения жизненных потребностей. В совокупности это требование означает, что каждое общество опирается на свой способ производства. Следовательно, все институты этого общества должны вытекать из этого образа жизни, приспосабливаться к нему или быть устранены. Это условие является «двигателем истории» и причиной того, что общества со временем исчезают: по мере развития способов производства они сталкиваются с новыми противоречиями, которые приводят к их замене другими, более развитыми экономическими системами, которые, в свою очередь, формируют новые общества. В случае феодализма, например, монархи и их вассалы нуждались в торговле, чтобы увеличить свое богатство, но торговля привела к появлению класса купцов, которые продолжали требовать политических прав, тем самым возвещая меркантилизм, раннюю стадию капитализма.

В трудах Маркса выделяются четыре способа производства, которые человечество уже использовало: охота и собирательство (иногда называемое первобытным коммунизмом), рабство, феодализм (крепостничество) и капитализм. Маркс также называет пятый способ, коммунизм, который, как он считал, в конечном итоге возникнет из собственного противоречия капитализма: подобно феодализму, он создал новый класс людей, промышленных рабочих, которые в конечном итоге перестанут принимать свое место в общественном порядке. Маркс назвал этот класс рабочих пролетариатом, позаимствовав этот термин у другого ученого, которого он часто цитировал, швейцарского экономиста Жана-Шарля-Леонара Симонда де Сисмонди.

Принципы исторического материализма были изложены в книге Энгельса 1878 года Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft ( Herr Eugen Dühring’s Revolution in Science , более известной как Anti-Dühring ). Книга была написана под наблюдением Маркса и одобрена им, поэтому можно сделать вывод, что Маркс согласился с ее содержанием. Однако стоит отметить, что сам Маркс никогда явно не описывал свою теорию истории. Когда исследователи Маркса обсуждают его великие взгляды, они обычно экстраполируют его слова в так называемом «1859 г. Предисловие» к Zur Kritik der politischen Ökonomie  (1859; A Contribution to the Critique of Political Economy ) и, в меньшей степени, Die deutsche Ideologie  (написано в 1845–1846 гг., опубликовано в 1932 г.;  The German0 Ideology ), написанные вместе с Энгельсом. Однако эта экзегеза не осталась без внимания. Некоторые критики считают, что эти интерпретации слишком сильно зависят от относительно краткого сочинения, которое сами Маркс и Энгельс никогда не удосужились опубликовать.

Как составная часть коммунистической доктрины и, таким образом, одна из доминирующих теорий истории на протяжении большей части 20-го века, исторический материализм продолжал изучаться, развиваться и интерпретироваться множеством мыслителей. Среди известных теоретиков, которые внесли свой вклад в его развитие, были Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Роза Люксембург, Лев Троцкий, Владимир Ленин и Мао Цзэдун. В англоязычном мире большинство политических философов скептически относились к идее о том, что Маркс придерживался последовательной теории истории, до публикации в 1919 г. 78 из Теория истории Маркса: защита , строгий и влиятельный анализ канадского философа Г.А. Коэн.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Несмотря на работу Коэна, концепция исторического материализма по-прежнему подвергается резкой критике. Наиболее распространенная критика с 1990-х годов основана на эмпирическом контрпримере: крахе коммунизма в Восточной Европе и Советском Союзе в 1989–1989 годах.1, символизируемое и вызванное падением Берлинской стены в 1989 году. Поскольку большинство интерпретаций исторического материализма предсказывают, что социализм и коммунизм заменят капитализм, падение коммунизма рассматривается как фальсификация теории. На это утверждение марксисты отвечают, что социалистические и коммунистические государства 20 века никогда не представляли коммунистический способ производства, который описывает Маркс. Это опровержение, однако, часто высмеивается оппонентами как ошибочное, поскольку оно, кажется, опирается на специальное переопределение коммунизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *