Процесс воспитания личности
1.11.2014Традиционно воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Важно уточнить, что сегодня, несмотря на распространенность данного определения, его нельзя считать удовлетворяющим современным требованиям психологической науки, в частности, спорным может показаться словосочетание «целенаправленное воздействие». Возможны и такие коррективы: воспитание — это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт. Тогда очевиден вопрос: чем воспитание отличается от социализации?
По мнению А. А. Реана, социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и с помощью механизма социального научения и подражания.
«Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации.
.. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя и воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит не только закрепление правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может оказаться как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, т. е. противоречащим поставленным целям».
Таким образом, воспитание можно считать одной из форм социализации.
Возвращаясь к вопросу определения понятия воспитания, обратимся к точке зрения В. Н. Мясищева, который под воспитанием понимает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
«В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаружить требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением».
Существенную роль во всем процессе воспитания играют взаимоотношения.
В этом взаимодействии одним из важнейших факторов является личность самого воспитателя и общение с ним. Прав был К. Д. Ушинский, когда утверждал, что:
«в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
А. Г. Асмолов пишет о таком феномене, как психологический объект воспитания. Им является, по его мнению, «смысловая сфера личности — личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки».
Существует отдельная область в педагогической психологии — психология воспитания, которая рассматривает воздействие на развитие личности различных средств и методов воспитания, изучает психологические основы самовоспитания человека.
Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания расхождения реального Я и идеального образа себя в будущем. В психологическом предмете самовоспитания выделяют:
- личностное новообразование;
- перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей;
- поддержание целостности, стабильности образа Я;
- качественное преобразование понимания своей сущности;
- внутренние барьеры вследствие неудач самовоспитания.
В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем Я, формируя Я-концепцию, расширяя и распространяя свои отношения за пределы настоящего. В результате мы видим, что рассмотрение процесса развития личности неизбежно приводит нас к необходимости обращения к таким понятиям, как самосознание, Я, Я-концепция.
Ключевые слова: ЛичностьИсточник: Слотин Т.В., Психология личности
Материалы по теме |
---|
Функции «защитных механизмов» личности Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Личностные причины конфликтов Анцупов А.Я., Конфликтология |
Личность как субъект общественных отношений Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Методики определения личностной зрелости Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Особенности личности подростков Умнова Т. А., Конспект лекций по возрастной психологии |
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника Абдурахманов Р.А., Возрастная психология |
История исследований личности Мельник С.Н., Психология личности |
Краткая характеристика психологической структуры личности … |
Сущность процесса воспитания
Воспитательный процесс в средней школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
Современная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
20
Педагогическая психология. Образование – это процесс приобретения… | by Education Evolved
Education Evolved
·Follow
4 минуты чтения·
11 июля 2018 г.Education 9001 6 — это процесс приобретения знаний, навыков, ценностей, убеждений и привычек с помощью различных методов. как преподавание, обучение и исследования. психология , с другой стороны, является научным исследованием ума и поведения. Он стремится к полному пониманию свойств мозга. Психология делится на множество областей и специальностей, таких как судебная психология, производственная психология, спортивная психология и, что наиболее важно (для целей этой статьи), педагогическая психология.
Что такое педагогическая психология?
Раздел психологии, изучающий поведение человека в образовательных учреждениях; понимание того, как люди учатся и как мы можем использовать эти знания, чтобы найти лучшие способы обучения. Несмотря на то, что это относительно новая область психологии, она будет развиваться по мере того, как все больше людей будут интересоваться вопросом: «Как люди учатся?» Тем не менее педагогическую психологию не следует путать со школьной психологией, которая представляет собой область, занимающуюся проблемами, обычно встречающимися в системе начальной и средней школы.
Педагогическая психология применяет различные теории и концепции из многих областей психологии. Первые идеи педагогической психологии восходят к 400 г. до н.э. с Платоном и Аристотелем. Они говорили о влиянии музыки, поэзии и других искусств на развитие личности.
Платон рассматривал знание как природную способность, утверждение, которое до сих пор обсуждается. Между тем, Аристотель наблюдал процесс обучения ассоциации , , который он сопровождал 4 законами: последовательностью, смежностью, сходством и контрастом.
У Джона Локка была собственная теория под названием «чистый лист», основанная на платоновской теории естественного обучения. Локк сказал, что люди учатся в основном на опыте и что все мы рождаемся без знаний. Такой взгляд известен как эмпиризм (что все знания основаны на опыте, полученном от органов чувств). В Соединенных Штатах Джон Дьюи также оказал значительное влияние на образование. Он считал, что образование должно быть основано на каждом ученике, а не на предметах, и что активное обучение и практический опыт были очень важной частью учебного процесса.
Вот некоторые другие статьи, теории и/или идеи, основанные на педагогической психологии:
Теоретические перспективы
В педагогической психологии существуют две основные теоретические точки зрения: когнитивная и поведенческая. Когнитивная перспектива (более широко распространенная, чем поведенческая) — это область, изучающая, как люди приобретают, воспринимают, запоминают и передают информацию. Поведенческая перспектива изучает тенденцию изменять поведение из-за последствий, например, изучает результат поощрения и наказания детей, чтобы поддерживать их мотивацию.
Каждый ученик уникален и имеет собственное мышление. Вводная педагогическая психология в настоящее время является общепринятой областью изучения для многих учителей в системах образования. Важно сосредоточиться на том, какой метод обучения является наиболее эффективным, чтобы учебная программа могла наилучшим образом соответствовать их способностям к обучению. Совершенствовать свои педагогические навыки, ознакомившись с педагогической психологией; Вот несколько способов включить его в свое обучение:
- Перенос контекста. У учащихся лучше развиваются навыки более глубокого обучения и решения проблем, когда преподаватели помогают переносить обучение из одного контекста в другой. Один из способов развития этого навыка состоит в том, чтобы учащиеся глубоко изучили модуль для решения реальных задач, которые проверяют их знания.
2. Практика. Очень важно не только знать факты, но и применять их для решения проблем. Практика помогает учащимся приобрести долгосрочные знания о том, чему их учат. Повышайте успеваемость учащихся, выдавая практические задачи, задания и практические тесты. Эти практические тесты должны включать вопросы, требующие как поиска информации, так и ее применения в новых и разных ситуациях.
3. Креативность. Это одна из важнейших характеристик человека, который хочет преуспеть в 21 веке. В классе творческий потенциал можно подпитывать и развивать, предоставляя учащимся такие возможности, как разработанные исследовательские проекты, видеопроекты, построение моделей, мозговой штурм и демонстрация.
4. Постановка цели. Учащиеся могут поставить короткую и ближайшую цель вместо длинной. Выполнение многих коротких целей повысит их самоэффективность. И учитель, и ученик должны фиксировать прогресс в достижении своей цели. После успешного выполнения многих коротких целей они переходят к более крупным и сложным, таким образом, становясь промежуточными рисками, что является очень важным качеством для людей, ориентированных на достижение.
5. Окружающая среда в классе. Чтобы учащийся мог учиться, мы должны учитывать окружающую среду в классе. Это очень важный фактор в обучении. Когда учащиеся чувствуют себя комфортно и рассматривают учебную среду как позитивную и благоприятную, их обучение улучшается. Позитивная среда — это та, в которой учащийся чувствует себя своим и поощряет рисковать и задавать вопросы. Вы можете создать такую атмосферу, проводя обсуждения в классе, уважая их точки зрения и сохраняя в целом позитивный настрой.
Этот пост был написан нашим журналистом, Натальей Д. Вега-Майсонав.
Педагогическая психология: взгляд с разных сторон
Перспектива — (2021) Том 7, Выпуск 6
Посмотреть PDF Скачать PDF
Лукас Лопес ** Корреспонденция: Лукас Лопес, отделение когнитивной нейропатии, Университет Виньяна, Индия, Электронная почта:
Информация об авторе »
Введение
Педагогическая психология
Изучение того, как люди учатся, включая методы обучения, учебные процессы и индивидуальные различия в обучении, называется педагогической психологией. . Идея состоит в том, чтобы выяснить, как люди получают новую информацию и запоминают ее.
Эта дисциплина психологии охватывает не только процессы обучения в раннем детстве и подростковом возрасте, но и социальные, эмоциональные и когнитивные процессы, которые участвуют в обучении на протяжении всей жизни.
Педагогическая психология охватывает множество областей, таких как психология развития, поведенческая психология и когнитивная психология.
Различные аспекты психологии образования
Когда дело доходит до решения проблемы, исследователи психологии образования, как и специалисты в других областях психологии, используют различные подходы. Эти точки зрения концентрируются на определенных переменных, которые влияют на то, как человек учится, таких как приобретенное поведение, познание и опыт.
Поведенческая перспектива
Всем поведению, согласно этой точке зрения, обучают посредством обусловливания. Эта школа мысли в значительной степени опирается на идеи оперантного обусловливания, чтобы объяснить, как люди учатся.
Учителя могут, например, поощрять учебу учеников, давая им жетоны, которые можно обменять на желаемые предметы, такие как конфеты или игрушки. Студенты узнают, вознаграждаются ли они за «хорошее» поведение и наказываются ли за «плохое» поведение в соответствии с поведенческой точки зрения.
Хотя поведенческие подходы могут быть полезными в некоторых ситуациях, их критикуют за то, что они не учитывают такие факторы, как отношение, эмоции и внутреннее стремление к обучению.
Перспектива развития
Этот курс посвящен тому, как дети приобретают новые навыки и знания по мере своего развития. Известные этапы когнитивного развития Жана Пиаже являются одним из примеров важной теории развития, рассматривающей, как дети растут интеллектуально.
Педагоги-психологи могут лучше понять, на что способны дети на каждом этапе своего развития, зная, как дети думают на разных этапах развития. Это может помочь инструкторам в разработке образовательных стратегий и ресурсов, которые лучше всего подходят для определенных возрастных групп.
Когнитивная перспектива
Популярность когнитивного подхода в последние десятилетия возросла благодаря его способности учитывать влияние воспоминаний, убеждений, эмоций и мотивации на процесс обучения. 4 Эта гипотеза поддерживает предположение о том, что люди учатся благодаря своей собственной мотивации, а не внешнему вознаграждению.
Понимание того, как люди думают, учатся, запоминают и обрабатывают информацию, является целью когнитивной психологии.
Когнитивно-педагогические психологи заинтересованы в изучении того, как у детей возникает мотивация к обучению, как они запоминают то, что узнают, и как они решают проблемы, среди прочего.
Конструктивистский подход
Конструктивизм — это относительно новая теория обучения, которая фокусируется на том, как мы активно строим наши знания о мире. Он, как правило, больше учитывает социальные и культурные силы, влияющие на то, как мы учимся.
Конструктивистская школа мысли считает, что то, что человек уже знает, оказывает наибольшее влияние на то, как он усваивает новые знания. Это означает, что новое знание может быть получено и осмыслено только с точки зрения того, что уже изучено.
Значительное влияние на эту точку зрения оказали работы психолога Льва Выготского, установившего такие понятия, как зона ближайшего развития и учебные леса.
Экспериментальная перспектива
Эта точка зрения подчеркивает важность собственного жизненного опыта человека в определении того, как он понимает новую информацию. Точно так же, как конструктивистская и когнитивная точки зрения учитывают опыт, мысли и чувства учащегося, этот метод также делает то же самое.
Вместо того, чтобы чувствовать, что знание не относится к ним, эта стратегия позволяет кому-то найти личное значение в том, что они узнают.
Информация об авторе
Лукас Лопес *Кафедра когнитивной нейропатии, Университет Виньяна, Индия
Образец цитирования: Лукас Лопес. Педагогическая психология: взгляд с разных сторон.