15 признаков самоактуализирующегося человека
Абрахам Маслоу сказал, что психология, рассматривающая только ущербности, сама становится ущербной. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы исследовать лучшее, что видел в людях. Поэтому свою серию постов о здоровой личности я начну именно с разбора теории отца гуманистической психологии. Вот, кстати, и он:
Маслоу задался вопросом, по какому же признаку отнести личность к здоровой? В ходе исследовательской работы он пришёл к выводу, что главным признаком здоровой личности является самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализирующийся человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей, обычный же человек устремлен к удовлетворению тех из своих базовых потребностей, которые еще не получили должного удовлетворения. По сути, в теории Маслоу здоровая и самоактуализирующаяся личность — практически синонимы.
Даже выжимка из многостраничного труда «Мотивация и личность» получилась достаточно объёмной, поэтом не привожу здесь рассуждений и доказательств — лишь результаты исследований. Если что-то вызывает у вас сомнения или вопросы — добро пожаловать в комментарии! Вместе будем думать. Поверьте, можно долго углубляться в теорию, но лучше я перейду к описанию пятнадцати признаков, по которым можно отнести личность к самоактуализирующейся, то есть здоровой. Наверняка вы заметите, что многие качества связаны и взаимодополняют друг друга — всё верно, так и есть.
Признаки здоровой личности по теории Абрахама Маслоу:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней.
Здоровые люди оценивают реальность и строят прогнозы на основе фактов, а не личных потребностей, страхов и желаний или общественных стереотипов.
Следовательно, восприятие реальности здоровыми людьми более объективно, а в своих прогнозах они более точны.Они с лёгкостью разоблачают ложь и манипуляции.
Здоровых людей притягивает и манит неизвестность. Они не суеверны. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируют самоактуализирующуюся личность, побуждают ее к исследованию и познанию.
2. Приятие себя, других и природы.
Здоровый человек принимает себя и других со всеми недостатками и изъянами. Для него характерно отсутствие самодавлеющего чувства вины и стыда. Он принимает свои потребности, поэтому у него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса. Кстати, логичным продолжением вышесказанного является пониженная способность испытывать отвращение.
3. Спонтанность, простота и естественность.
Здоровые люди спонтанны, но эта спонтанность больше проявляется в образе мышления, эмоционального реагирования и идей, нежели в поведении. Они соблюдают общественные нормы скоре из уважения к другим людям, а не из страха или стыда.
Соблюдение норм подобно накидке, которую они легко могут сбросить, что и происходит, когда они, например, занимаются любимым делом, отстаивают принципиальную точку зрения или находится в окружении близких людей. Обычный человек, принимающий общественные стереотипы бездумно, может в такой момент посчитать здорового аморальным и странным, поэтому здоровые часто чураются близкого общения с теми, кому не могут доверять в полной мере.
4. Центрированность на проблеме. Служение.
Здоровый человек занят не собой, а своим делом. Почти у каждого из них есть призвание, которому они служат и отдаются без остатка, не тратя времени на самоанализ.
В общем-то, с собой здоровые уже разобрались и им нет необходимости заниматься самокопанием. К тому же, как вы помните, они хорошо осознают свои мысли, эмоции и поступи без сложного анализа.
Их интересуют вопросы философии и морали, поэтому они все немного философы и способны сохранять философский взгляд даже на самые тяжёлые ситуации.
5. Отстранённость, потребность в уединении.
Все здоровые люди с лёгкостью переносят одиночество и даже любят его.
Они не склонны вступать в созависимые отношения.
Кстати, отстраненность самоактуализирующегося человека может стать причиной затруднений в его общении с обычными людьми, которые склонны интерпретировать её как холодность, снобизм, недружелюбие или даже враждебность. На самом же деле, здоровая личность просто защищает себя от нездорового влияния извне.
Отстранённость — это, конечно же, не глобальная и абсолютная характеристика, если такой человек чувствует, что должен вмешаться — он это сделает, если разозлится — будет эмоционально отстаивать свою правоту.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения.
Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.
Скажем так, обыватели нужнаются в других людях, чтобы удовлетворить свои потребности в люблви, безопасности и уважении. Источники удовлетворения самоактуализирующегося человека находятся внутри него самого и никак не опосредованы социумом. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви. Признание, популярность, слава, почести, любовь – не так уж существенны для них; все эти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью в саморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту.
7. Свежесть восприятия.
Здоровый человек обладает свежим взглядом на вещи, что позволяет ему не только воспринимать весь мир в его неповторимости, но и видеть новое даже в хорошо знакомых вещах.
У них обострено чувство прекрасного.
Секс и все связанные с ним плотские удовольствия – не только возможность испытать чувственное удовлетворение, но и источник возвышенных, обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка и природа.
8. Высшие переживания.
Здоровые люди склонны испытывать пиковые переживания: волнение, вдохновение, умиротворение, благодать. Для этого им не нужно никаких искусственных стимуляторов. Для таких состояний характерно ощущение гармонии со всем миром и выход за пределы собственного «Я».
9. Чувство общности с человечеством в целом.
Для здоровых людей характерно чувство общности с человечеством в целом, человеколюбие, склонность к состраданию. Отношение самоактуализирующегося человека к другим людям можно описать как братское: да, он может испытывать к ним негативные чувства, но ощущению общности это не мешает.
10. Избирательность и глубина межличностных отношений.
Здоровый человек разборчив в отношениях, у него не очень много друзей. Обычно он стремиться общаться с людьми, находящимися с ним на примерно одном уровне развития. При этом близкие отношения самоактуализирующихся личностей обычно значительно глубже, чем отношения личностей обычных.
Всё это не мешает чувству общности, описанному в предыдущем пункте: самоактуализирующийся человек стремиться быть благожелательно настроенным даже к тем, с кем общаться не хочет.
11. Демократичность.
Самоактуализирующиеся личности уважают других людей независимо от их расы, религии, класса, возраста и так далее. Они лишены предубеждений на этот счёт.
Именно демократичность лежит в основе такой особенности самоактуализирующейся личности, как их готовность к обучению. Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое. Самоактуализирующимся людям свойственно восхищаться теми, кто знает или умеет что-то лучше них, даже если это далеко от их сферы интересов.
При этом, самоактуализирующийся человек прекрасно знает цену разным способностям и разным людям. Можно сказать, что для них все люди равны в плане прав на уважение и доброе отношение, но не в плане способностей или достижений.
12. Разграничение средств и целей, устойчивые морально-нравственные принципы.
У здоровых людей существуют чёткие моральные и нравственные принципы, причём выработанные на основе собственного опыта и здравого смысла, а не принятые как данность общества. Обычные люди, не говоря уже о невротиках, могут считать здоровых аморальными, но это не так — просто мораль здоровых может отличаться от морали всех остальных в данном окружении.
13. Философское чувство юмора.
Самоактуализирующимся людям свойственно мягкое, ироничное, неуловимо высмеивающее человеческие пороки чувство юмора. Они способны посмеяться над собой и над жизнью в целом, но редко хохочут до упада и их никогда не забавляет чьи-то горе и неполноценность.
14. Креативность.
Все без исключения здоровые люди обладают способностью к творчеству. При этом совершенно не важна сфера, в которой они творят. Подобную креативность легче всего сравнить с творческой непосредственностью ребёнка — смелостью и наивностью в творении.
15. Сопротивление культурным влияниям.
Самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии с культурой своего общества, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее. Благодаря автономности их мышление и поведение слабо поддаются социальному и культурному влияниям. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Они не тратят энергию на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.
Вот и все признаки здоровой личности, выделенные Маслоу. Стоит понимать, что нельзя оценивать каждый из признаков как ноль или единицу, то есть по наличию/отсутствию. Нас, скорее, интересует степень выраженности каждого из признаков у конкретной личности. Сам Маслоу исследовал три тысячи студентов колледжа и тольк одного (!) признал полностью здоровой личностью. Конечно, этого было недостаточно для исследований, поэтому он ввёл понятие относительно здоровой личности, у которой достаточно сильно выражены большинство из перечисленных признаков.
Использованная литература:
Абрахам Маслоу — «Мотивация и личность»
Хьелл, Зиглер — «Теории личности»
Мещеряков, Зинченко — «Большой психологический словарь»
Самоактуализация как путь развития Личности
В разговоре о развитии личности нельзя отставить в стороне так называемую самоактуализацию, поэтому сегодня у нас и пойдет речь о самоактуализации личности. В двух словах, самоактуализация — это полнота раскрытия и воплощения в жизнь человеком своей личностной уникальности, реализация того, что в него, как в человека, заложено. Но это только в двух словах.
Часто под развитием личности понимается просто развитие каких-то навыков и умений, приобретение знаний, достижение каких-то целей… Но ведь при всем этом можно ничем не отличаться от дрессированной обезьянки, которую тоже можно «развить» до известной степени, но Личностью с большой буквы или человеком она все равно не станет — и потому развитием личности это назвать сложно. Так вот, самоактуализация — это другое 🙂
Личность с большой буквы — это зрелая, развитая, реализованная, самоактуализирующаяся личность. Что же такое это загадочная самоактуализация и как стать самоактуализирующейся личностью? Что нужно делать, какие навыки / черты / качества развивать? Не будем изобретать велосипед. Самоактуализация — понятие гуманистической психологии, обычно связывается с именем Абрахама Маслоу. Вот к нему и обратимся, тем более, что я упоминала о нем в списке книг по психологии. Этот ученый — психолог взял на себя труд исследовать, что отличает здоровых, реализовавшихся людей от всех остальных — в разной степени больных и не достигших в своем развитии раскрытия потенциала, заложенного в каждом человеке.
По мнению Маслоу, самоактуализирующихся людей всего 0,5-1 % от общей массы. Почему так мало? Может, это просто какие-то особенные люди, их путь подходит не каждому, и уж тем более это не то, к чему всем надо стремиться, как, например, не всем дано быть музыкантами? Выбор, конечно, за каждым, но психолог убедительно доказывает, что человек, отказавшийся от реализации своего реального человеческого потенциала, это не здоровый и не полноценный человек. В отличии от способностей к музыке, способность и потребность в самоактуализации есть у каждого, и она требует своего удовлетворения. Но почему она тогда так редко реализуется?
Потребности и самоактуализация личности
Да, ключевое слово — потребность. В терминах потребностей мы мыслить уже привыкли, про пирамиду потребностей Маслоу тоже все слышали, а отличие самоактуализации от всей остальной деятельности лежит как раз в плоскости потребностей. Вся наша деятельность обусловлена потребностями, думаю, с этим никто спорить не будет. Потребности заявляют о себе в желаниях (вспоминаем список из статьи о развитии личности) и мы начинаем шевелиться для их удовлетворения.
Но потребности бывают разные. Понятно, что их у нас — вагон и маленькая тележка: и покушать надо, и крышу над головой иметь, и социально реализоваться, и … Но здесь речь о другом — о том, что потребность в самоактуализации не просто находится на вершине пирамиды, но принципиально отличается от всех остальных потребностей.
Абрахам Маслоу доказал, что потребность в самоактуализации, или в росте и развитии, такая же врожденная, как и все остальные, но, как и все высшие вещи, она «интеллигентнее», чем низшие — то есть заявляет о себе менее нагло. Эта потребность хорошо видна у маленьких детей, которые стремятся именно к развитию. Но у взрослого человека потребность в развитии выражена обычно очень слабо — ее заслоняют совсем другие, низшие потребности, голос которых звучит громче.
Одни из из этих низших потребностей вполне законны — это базовые потребности: в пище, безопасности, любви, принадлежности, уважении. Все это нам в жизни необходимо, и как раз удовлетворением этих потребностей мы обычно и заняты. Но, признавая безусловную необходимость их удовлетворения, Маслоу проводит четкую грань между базовыми потребностями и потребности в самоактуализации или развитии.
Кроме естественных базовых у нас могут быть и противоестественные, «больные» потребности. Например, различные зависимости или так называемые «страсти»: зависимость от алкоголя или компьютера, страсть к коллекционированию сексуальных партнеров или к манипулированию окружающими. .. Если человек посчитает реализацию этих наклонностей самореализацией, то он не просто не будет развиваться, а встанет на путь деградации. По отношению же к самоактуализации личности больные потребности не многим отличаются от базовых.
Что же их объединяет? А объединяют их эгоистически — потребительские мотивы. Желания, продиктованные эгоистическими мотивами способствуют не самоактуализации, а развитию эгоцентризма. Именно в мотивах и заключается разница между потребностью в самоактуализации и всеми прочими. В первом случае, стремясь удовлетворить базовые или больные потребности, мы стремимся избавиться от дискомфорта, который нам причиняет их неудовлетворенность — это мотив недостатка, а во втором — мы исходим из себя, от избытка. За потребностью в самоактуализации не стоит никакой жажды, дефицита, необходимости — даже «потребностью» ее называть не очень верно. Стремление к росту и развитию самоценно и ничем не обусловлено.
Чтобы провести границу, можно сказать, то все, за чем стоит страх и корысть, иными словами, потребности, продиктованные безопасностью или потреблением, не относится к самоактуализации. К сожалению, именно этим мы обычно и живем — наши желания обусловлены страхом и корыстью. Соответственно, их реализация не имеет ничего общего с самоактуализацией. Такие потребности или желания можно отнести к разряду «иметь». То же, что касается самоактуализации или развития личности, относится к разряду «быть».
Еще одно отличие самоактуализации от остальных потребностей состоит в том, что мотивы самоактуализации уникальны, индивидуальны, а остальные потребности — общевидовые, одинаковые у многих.
Что значит «быть»? Признаки самоактуализации
- Быть — это познавать что-то, потому что интересно — из здорового стремлению к познанию, а не потому что полезно или нужно. Например, когда заходит речь о книгах, то некоторые говорят, что им интересно читать только то, что им приносит пользу, помогая решать свои проблемы. Ничего, кроме своих проблем, их не интересует, к сожалению…
- Быть — это творить потому что хочется, а не ради денег или повышения чувства собственной значимости, и даже не ради личностного роста. Процесс творчества сам по себе прекрасен и удивителен!
- Быть — это реализовывать свои таланты и способности и получать от этого удовольствие. Да-да, самореализация — это вообще-то развитие и реализация талантов и способностей, а совсем не исполнение желаний. Мы же часто о своих талантах даже не знаем — не до них нам как-то… Хотя самого по себе развития способностей, как это делают с бедными детьми, отправляя их в 5 секций одновременно, не достаточно — в этом еще смысл должен быть для самого человека.
- Конечно, быть нереально без смысла в жизни, причем смысл непременно должен выходить за рамки личных интересов. Для этого придется решать метафизические вопросы, но иначе никак — бессмысленное бытие невозможно. ..
- Быть — это любить безусловно и свободно, а не удовлетворять свою потребность в любви. Настоящая любовь радуется, что есть на свете любимый человек, любит его ради него самого, созерцает и бережет другого. В противоположность этому потребность в любви беспокоится о взаимности, упивается своими ощущениями по поводу любимого человека, заботится о хороших с ним отношениях — ради себя, своего комфорта, и зачастую сам-то любимый ей не интересен.
- Быть — это радоваться жизни, а не «тянуть лямку» будней или бесконечно добиваться чего-то. Это жить, а не существовать.
- Быть — это воспринимать и принимать мир таким, какой он есть, а не по отношению к себе, через себя, для себя…
Вы уже поняли, что способность быть и является признаком самоактуализации личности. Последний пункт является ключевым и требует пояснений. Обычный человек видит и оценивает все случающееся исключительно через призму своего «я»: «что мне это даст или чем грозит». Самоактуализирующийся же человек, будучи свободен от диктата этой призмы, способен видеть реальность более адекватно.
Помните сказку про дурака, который все время был бит, потому что на похоронах кричал «носить не переносить», а на свадьбе плакал? Причина его неадекватности была в том, что он был неспособен подумать о других, о ситуации — если бы он это сделал, то он бы легко понял, как стоит себя вести. А его глупость заключалась в том, что он, пытаясь избежать побоев, хотел выучить «как надо», вместо того, чтобы отрешиться от себя и вникнуть ситуацию.
Обычный человек часто отличается от этого дурака только тем, что за многие годы хорошо выучил, где как «надо» и научился избегать «побоев», а в незнакомой ситуации он теряется или поступает неадекватно. Самоактуализирующийся же человек не нуждается в «как надо». Он ведет себя спонтанно — исходя из своей реальной реакции на ситуацию, которую он воспринимает непосредственно. Вот такой парадокс — с одной стороны, он исходит из себя, а с другой — воспринимает мир, как таковой, не будучи на себе зацикленным. А обычный человек исходит из своих страхов и корысти, а не из себя, и воспринимает мир только по отношению к себе (точнее, к своим страхам и корысти). Как обычно, без диалектики никуда 🙂
Как стать самоактуализирующейся личностью?
Как же достичь самоактуализации личности? Научить этому нельзя, потому что искусство быть каждый открывает в себе сам. Не зря один из корней слова самоактуализация, как и слова самореализация — само. Можно научить обезьянку рисовать солнышко, но нельзя научить творить. Можно дать схему по удовлетворению базовых потребностей, но в самоактуализации нет схем — потому что личность уникальна. Можно заставить или обязать человека что-то делать, но только он сам может принять свободное решение и взять за него ответственность.
Ответственность, активная жизненная позиция, безусловно, необходимое условие самоактуализации. Личность от просто индивида отличает как раз самобытность и самостоятельность, наличие своего мнения, действия, обусловленные своими соображениями и т. п. В общем, для этого необходимо научиться самому «ножками ходить» — чему никто не может научить. Да и примеров тут быть не может — чтобы иметь свое мнение, как кто-то, придется его выработать самостоятельно, а не повторять за этим кем-то.
Единственное, что тут можно посоветовать — это хотя бы обратить свой поиск в эту сторону, а не тешить себя иллюзией, что исполнение желаний — это самореализация, а достижение целей — личностный рост, потому что и наши желания, и цели, как правило, обусловлены дефицитарными потребностями (от слова «дефицит» — недостаток). Но в каждом из нас есть зародыши и даже росточки искусства быть. Когда мы были детьми, мы все это умели, пока родители не начали нас развивать, как они считали нужным, и не объяснили нам «как надо», купировав наши непосредственные реакции.
Самоактуализация — процесс динамический, это не состояние, которого нужно достичь, и потом в нем пребывать, а скорее направление движения, приоритеты, которые структурируют жизнь. Остальные потребности никуда не денутся — их тоже нужно удовлетворять, но у самоактуализирующейся личности они перестают быть основным содержанием жизни, отходя на второй план, развитие для нее важнее.
Если же человек игнорирует свою потребность в развитии, она будет отравлять его жизнь, потому что, хоть голос ее и тих, она у него есть и дает о себе знать в ощущении пустоты, сна наяву, депрессиях, неудовлетворенности жизнью и мучительном поиске чего-то.., даже физические болезни могут возникнуть на этой почве. Но эти пугалки, конечно, не основание для самоактуализации 🙂 Единственное основание — наше желание реализовать себя в жизни, как Человека, в полную меру своего потенциала.
Вот такой я нашла ответ на вопрос о том, куда развивать личность?. В дополнение к сказанному, на днях я опубликую признаки самоактуализирующейся личности по А. Маслоу с пояснениями. На мой взгляд, под развитием личности можно понимать только путь самоактуализации. Все остальное — дрессировка обезьянки, не более. А вы как думаете? Жду ваших вопросов и дополнений по поводу самоактуализации личности, и до новых встреч!
© Надежда Дьяченко
Самоактуализация — 15 черт самореализовавшихся людей
Самоактуализация — конечная цель или заблуждение?
Это Абрахам Маслоу.
Он считается одним из самых важных психологов 20 го века из-за его связи со знаменитой иерархией человеческих потребностей.
Эта иерархия отражает идею о том, что человеческие потребности можно разделить на несколько уровней. Первый уровень включает физиологические потребности, второй уровень включает потребности в безопасности, третий уровень включает потребности в принадлежности и любви, четвертый уровень включает потребности в уважении, а последний уровень включает потребность в самореализации.
Интересный факт, однако, заключается в том, что Маслоу никогда не использовал термин иерархия для объяснения своей теории. Он просто предположил, что существует причинно-следственная связь между потребностями более низкого уровня и потребностями более высокого уровня в силу преобладания. Вероятнее всего, пирамида была иллюстрацией, созданной одним из его издателей, чтобы предложить читателю более наглядное представление идей Маслоу.
В своих трех важнейших работах «Мотивация и личность», «К психологии бытия» и «Теории мотивации человека» он глубоко погрузился в тему самоактуализации; тема, которая пытается преодолеть ограничения психоаналитической теории Фрейда и представить новые возможности в том, как люди пытаются актуализировать свой потенциал.
Он присоединился к ветви психологии, называемой гуманистической психологией, которая уходит своими корнями в феноменологию, экзистенциализм и восточную философию. Его основная предпосылка состоит в том, что идеи, выдвигаемые традиционной психоаналитической теорией, изначально пессимистичны, и это создает препятствие на пути человеческого продвижения по жизни.
Маслоу был позитивистом и прагматиком. Основная основа его теорий заключалась в том, что только через жизнь, посвященную личной ответственности и постоянному самосовершенствованию, человек может быть по-настоящему счастливым.
Катализатором развития его идей стало начало Второй мировой войны, принесшей столько боли и страданий всему миру. Он твердо верил, что люди регрессируют к более агрессивному поведению, когда их путь к самореализации неясен или затруднен бедствиями, которые сбивают с толку их истинную цель.
Весь его жизненный путь связан с попыткой исследовать невыразимые тайны психики, сосредоточившись на том, что можно сделать, а не на том, что сделать нельзя. Его работа не была показной, а скорее побуждала к размышлениям через тщательный анализ состояния человека.
Большая часть его интереса к этой области возникла в результате изучения людей, которые соответствуют условиям самоактуализирующейся личности. Он смотрел на таких людей, как Альберт Эйнштейн, и видел фигуры, которые соответствовали стандарту самореализации и могли действовать как архетипы для остального мира.
В некотором смысле Абрахама Маслоу можно считать родоначальником современного движения за саморазвитие.
15 столпов самореализации
Если мы удалим из уравнения биологические параметры, а также любую другую черту, которая может быть передана человеку по наследству, то человек — это tabula rasa. То есть у человека есть способность развиваться и развиваться до состояния, которого он действительно желает, в той мере, в какой он вкладывает значительные средства в достижение этого состояния.
Согласно Маслоу, это состояние не является чем-то неясным или неуловимым. После долгих размышлений он пришел к выводу, что некоторые основные паттерны повторяются во всех примерах людей, которых он назвал самоактуализировавшимися. В результате обширных исследований он сформулировал концепцию самореализации, которая служит отличной основой для развития личности.
В своей основополагающей книге «Мотивация и личность» он пытается изложить характеристики самореализовавшихся людей после исследования, которое он провел на людях, которые, по его мнению, соответствовали критериям самоактуализации. Эти люди были современниками своего времени, а также важными историческими фигурами:
Выдержка из книги «Мотивация и личность»
Основные характеристики, которые он выделил, следующие:
1. Более эффективное восприятие действительности и многое другое комфортные отношения с ним.
Отношения между человеком и реальностью очень напряженные. Реальность представляет собой смесь известной и неизвестной территории, что делает наше восприятие ее довольно сложным. Маслоу утверждает, что самоактуализированные люди принимают неизвестное без страха и что «сомнение, нерешительность, неуверенность с вытекающей отсюда необходимостью воздерживаться от принятия решения, что для большинства является пыткой, для некоторых может быть приятным стимулирующим вызовом, возвышенным местом в жизни». жизнь, а не низость».
Он также отмечает, что люди с высоким уровнем невротизма могут на самом деле искажать свои суждения и даже саму реальность из-за своего невроза.
2. Принятие (себя, других, природы)
Здесь Маслоу делает акцент на идее ответственности и, в некоторой степени, стоицизма.
«Они (самоактуализированные люди) могут принимать свою собственную человеческую природу в стоическом стиле, со всеми ее недостатками, со всеми ее несоответствиями идеальному образу, не испытывая при этом настоящего беспокойства. Было бы неправильно сказать, что они самодовольны. Скорее мы должны сказать, что они могут принимать слабости и грехи, слабости и пороки человеческой природы с тем же беспрекословным духом, с которым человек принимает характеристики природы».
Таким образом, принятие может внести ясность в восприятие и позволить сделать более разумный выбор.
3.
Спонтанность; Простота; Естественность
Спонтанность, простота и естественность — все это может привести к меньшей искусственности в том, как человек ориентируется в мире.
«Его (самореализовавшегося человека) нетрадиционность не поверхностна, а существенна или внутренне. Это его порывы, мысль, сознание так необычайно нестандартны, спонтанны. и естественно. Видимо, сознавая, что мир людей, в котором он живет, не может этого понять или принять, а так как у него нет желания причинять им боль или воевать с ними из-за всякой ерунды, он с добросовестностью пройдет через обряды и ритуалы условности. весело пожимает плечами и с максимально возможным изяществом.
Нетрадиционность сама по себе является несколько загадочной чертой. Действительно, самореализовавшийся человек идет по жизни с критическим настроем, но при этом не будет зацикливаться на нестандартности и постоянно испытывать трения, особенно по мелочам.
4. Сосредоточение на проблеме
«Наши испытуемые в целом сильно сосредоточены на проблемах вне их самих. В современной терминологии они сосредоточены на проблеме, а не на эго. Как правило, они не представляют для себя проблем и, как правило, мало заботятся о себе; например, в отличие от обычной интроспективности, которую можно найти у неуверенных в себе людей».
Отстранение эго, когда кто-то пытается заняться проблемой, составляет фундаментальное предварительное условие для эффективного решения проблемы.
«Кажется, они (самоактуализированные люди) никогда не подходят так близко к деревьям, что перестают видеть лес. Они работают в рамках ценностей широких, а не мелочных, универсальных, а не локальных, с точки зрения века, а не момента».
5. Качество отрыва; Потребность в уединении
Способность человека искать изоляцию и наслаждаться ею считается первостепенной в стремлении к самореализации. Без определенной степени уединения невозможно глубоко погрузиться в сложные идеи, а также развить значительный уровень самодисциплины, самостоятельных решений и самоуправления.
Это, однако, не означает, что самоактуализирующийся человек антисоциален, а скорее означает, что он или она предпочитает инвестировать в менее поверхностные отношения.
6. Автономность; Независимость от культуры и окружающей среды; Воля; Активные агенты
«Поскольку ими движет мотивация роста, а не мотивация дефицита, самоактуализирующиеся люди не зависят в своих основных удовлетворениях от реального мира, других людей, культуры или средств достижения целей или, вообще , на внешних удовлетворениях. Скорее, их собственное развитие и постоянный рост зависят от их собственных возможностей и скрытых ресурсов».
Здесь Маслоу пытается создать интересный осмос между терминами автономия, независимость, воля и действие. Эта попытка подчеркивает склонность к мировоззрению, которое может помочь самоактуализировавшемуся человеку сохранять относительную безмятежность посреди обстоятельств, которые обычно доставляют другим людям крайне дискомфорт.
7. Постоянная свежесть признательности
Благодарность – это добродетель. Но из-за перипетий жизни мы в конечном итоге забываем, насколько важной может быть благодарность в оценке всех маленьких, но безмерно прекрасных вещей, которые может предложить жизнь.
«Таким образом, для такого человека любой закат может быть таким же прекрасным, как и первый, любой цветок может быть захватывающей дух красоты, даже после того, как он увидит миллион цветов. Тысячный младенец, которого он видит, такой же чудесный продукт, как и первый, которого он увидел. Он по-прежнему убежден в своей удаче в браке через тридцать лет после женитьбы и так же удивлен красотой своей жены, когда ей шестьдесят, как и сорок лет назад. Для таких людей даже обычный рабочий день, сиюминутная жизнь может быть захватывающей, захватывающей и экстатической».
8. Пиковые переживания
«Очевидно, острое мистическое или пиковое переживание представляет собой огромную интенсификацию любого из переживаний, в котором происходит потеря себя или выход за его пределы».
Потеря себя может привести к огромным открытиям в том, как наш когнитивный аппарат воспринимает различные переживания и, в определенной степени, мир в целом. В пиковых переживаниях заложен мистический аспект, и они действуют как механизмы, которые могут позволить самоактуализировавшемуся человеку превзойти обыденность, чтобы соединиться с возвышенным.
9. Gemeinschaftsgefühl
Согласно Маслоу, «это слово, изобретенное Альфредом Адлером, является единственным доступным, которое хорошо описывает аромат чувств к человечеству, выражаемых самоактуализирующими субъектами».
Это немецкое слово, которое примерно переводится как «чувство общности».
Наша потребность в идентификации, любви и сочувствии глубоко укоренилась в нашей конституции, и именно эта потребность побуждает нас стремиться к большему благу.
В двух словах, Gemeinschaftsgefühl описывает способность самоактуализировавшегося человека развить видение большего, чем он сам.
10. Межличностные отношения
«Они способны к большему слиянию, большей любви, более совершенной идентификации, большему стиранию границ эго, чем другие люди считают возможным».
Здесь Маслоу использует характеристику самоактуализирующихся людей для поиска более глубоких связей в их межличностных отношениях. Лояльность и небольшой преданный круг предпочтительнее множества неглубоких связей. Избирательность может дать чувство ясности в наших отношениях и оставить место для дальнейшей межличностной эволюции.
11. Демократическая структура характера
«Они могут дружить и дружат с любым подходящим характером, независимо от класса, образования, политических убеждений. раса или цвет. На самом деле часто кажется, что они даже не осознают этих различий, которые для обычного человека так очевидны и так важны».
Способность не различать и занимать демократическую позицию, когда дело касается суждения других, является фундаментальной составляющей самоактуализирующейся личности. Для демонстрации такого отношения требуется определенная степень смирения, а также склонность судить о людях больше по их характеру, а не по статусу и расовым признакам.
12. Различие между средствами и целями, между добром и злом
Граница, которая отделяет правильное от неправильного, зло от добра и нравственное от безнравственного, часто бывает довольно расплывчатой. Наша способность принимать разумные решения, когда мы ориентируемся в каждой социальной экосистеме, основана на нашей способности понимать важность этой неопределенности. Ничто не является абсолютным, и многие истины можно опровергнуть. Самоактуализированные люди хорошо это понимают и стараются действовать так, как будто их жизнь построена вокруг этой идеи.
Более того, «самоактуализирующиеся люди большую часть времени ведут себя так, как будто для них средства и цели четко различимы. В общем, они закреплены за целями, а не за средствами, и средства вполне определенно подчинены этим целям». В этом смысле они с большей вероятностью будут ценить само действие за то, чем оно является, независимо от результата, к которому оно их приведет.
13. Философское, не враждебное чувство юмора
Юмор является очень спорной темой, потому что юмор в большинстве случаев направлен на кого-то, и это может неявно сообщать об уровне враждебности по отношению к этому кому-то. Для самореализованных людей все довольно просто:
«Характерно то, что они считают юмором, более тесно связано с философией, чем с чем-либо еще. Его также можно назвать юмором реальности, потому что он в значительной степени состоит в том, чтобы высмеивать людей в целом, когда они глупы, или забывают свое место во вселенной, или пытаются быть большими, когда они на самом деле маленькие. Это может принимать форму подшучивания над собой, но это не делается каким-либо мазохистским или клоунским способом. Подходящим примером может служить юмор Линкольна. Вероятно, Линкольн никогда не отпускал шуток, которые могли бы кого-то обидеть; также вероятно, что многие или даже большинство его шуток имели что-то сказать, имели функцию, выходящую за рамки простого смеха. Часто они казались образованием в более приятной форме, похожей на притчи или басни».
14. Творчество
Нет предела степени, в которой можно заниматься творческой работой. Творчество имеет аксиоматический характер и может помочь преодолеть любой ментальный барьер, с которым может столкнуться мыслящий человек.
«Этот особый тип творчества, являясь выражением здоровой личности, как бы проецируется на мир или касается любой деятельности, которой занимается человек. В этом смысле могут быть творческие сапожники или плотников или клерков. Все, что человек делает, может быть сделано с определенным отношением, определенным духом, который возникает из природы характера человека, совершающего действие. Можно даже творчески видеть, как ребенок».
15. Устойчивость к инкультурации; Превосхождение любой конкретной культуры
Идея инкультурации сродни идее группового мышления. Маслоу пытается сформировать тип мышления, который поддерживают самоактуализированные люди, чтобы не позволить культурным императивам определять их реальность. Культурное влияние имеет свои плюсы и минусы, и поэтому Маслоу утверждает, что в мире, который пытается навязать нам определенные нормы, самоактуализированные люди обязаны ставить эти нормы под сомнение.
Конечная цель или заблуждение?
Достижение стадии самореализации — дело непростое.
Маслоу попытался изобразить архетип самореализовавшейся личности, собрав совокупность характеристик, демонстрируемых людьми, которых он считал идеальным представлением этого архетипа.
Насколько я понимаю, это представляет собой проблему, поскольку он полагался на очень узкую группу людей, чтобы создать всеобъемлющее повествование, которое может сделать его случай эпистемологически обоснованным.
Действительно, такие личности, как Бенджамин Франклин и Альберт Эйнштейн, прославляются всем обществом как личности, добившиеся выдающихся результатов и чью личность и качества мы обычно определяем как образцовые.
Однако его выбор людей кажется элитарным, и такие факторы, как влияние окружающей среды, расы и биологии, не учитывались, чтобы понять, насколько легко человеку достичь состояния самоактуализации.
По большому счету, возможность того, что такие характеристики могут быть достигнуты кем угодно, кажется по меньшей мере утопической. 1
Пребывание в пределах этого утопического стремления означает обитание в пространстве, интеллектуальная топография которого почти полностью смоделирована из амбициозных утверждений, и цель этих утверждений состоит в том, чтобы заново изобрести смысл нашей жизни.
Самореализация — это не конец.
Но самоактуализация тоже не иллюзия.
Нет и то и другое одновременно.
Мы можем назвать это механизмом.
Это механизм, который действует как компас всякий раз, когда моральные, интеллектуальные и интуитивные процессы, направляющие нас к тому, что для нас хорошо, не синхронизированы.
И это случается слишком часто.
Хаотическая природа реальности не оставляет места для альтернатив.
Но такая попытка, какой бы требовательной она ни казалась, может быть в пределах нашей досягаемости.
Человек, который хочет самореализоваться, считает, что он достоин самореализации. И это так, потому что он делает это так.
В заключение
Не притворяйтесь, что у вас есть простые ответы, абсолюты или решения, которые приносят облегчение. конечности, но он глубоко верит в людей».
Самоактуализация представляет собой видение человечества и должна рассматриваться как таковая.
Наша конституция изменчива, и именно эта изменчивость позволяет нам постоянно вносить новшества в наши отношения с самими собой и друг с другом.
Онтологические вопросы пробуждают в нас аппетит к жизни, и благодаря взаимодействию между известным и неизвестным мы всегда будем определять свой способ существования и все больше очаровываться махинациями космоса.
Именно это взаимодействие определит, сможем ли мы все достичь этого захватывающего состояния самореализации и когда, если да, то когда.
Если вы хотите найти правильный путь к самореализации, простой ежедневный план действий может привести к кардинальным изменениям в вашей жизни. В проекте «30 вызовов-30 дней-ноль оправданий» я собрал самые интересные ежедневные привычки, вдохновленные известными личностями, которые призваны помочь людям переосмыслить свой подход к жизни и сосредоточиться на принятии практик, которые не только осуществимы, но и полезны. приятно и со смыслом. Вы можете проверить это здесь.
Также не забудьте подписаться на мою рассылку. Это заставляет задуматься, бесплатно, легко отказаться от подписки, и после подтверждения подписки вас ждут полезные ресурсы:
- Автор
- Последние сообщения
Адриан Илиопулос
Я основатель и главный участник «Квинтэссенция разума» — уникальный личный блог, предлагающий целостный подход к саморазвитию. Я стремлюсь создавать высококачественный контент, инвестируя в основанную на реальности форму самопомощи, основанную на глубоком понимании психологии, философии и моего личного опыта и социальных приключений.
Последние сообщения Адриана Илиопулоса (посмотреть все)
Маслоу: 15 черт самореализовавшихся людей
Все элементы, перечисленные здесь, взяты непосредственно из книги Абрахама Маслоу Мотивация и личность, которая была опубликована в 1970 году.
Авраам Маслоу изучал общие характеристики людей, добившихся больших успехов. Его образец включал; Элеонора Рузвельт, Камиль Писсарро, Авраам Линкольн, Эйнштейн, Ида Тарбелл, Спиноза и Гарриет Табман, а также несколько других видных деятелей общества. Он считал многих из этих людей самореализовавшимися или близкими к самоактуализации.
Вот список, созданный Абрахамом Маслоу. Этот список можно использовать для описания и распознавания черт и характеристик тех, кто самореализовался или может самореализоваться.
1. Более эффективное восприятие действительности и более комфортные отношения с ней.«самоактуализирующиеся люди обладают необычной способностью обнаруживать ложное, фальшивое и нечестное в личности и в целом правильно и эффективно судить о людях» (Маслоу, 19 лет).70).
Маслоу предполагает, что эта эффективность обнаружения лжи распространяется на многие другие области жизни, включая искусство, музыку, научные вопросы и даже политику. Самоактуализированные люди могли обнаружить несоответствия или скрытые реальности гораздо легче, чем несамореализованные люди.
Эту черту легко спутать с «хорошим вкусом или здравым смыслом», но в ходе исследования Маслоу стало ясно, что на самом деле это нечто большее, чем эти два предположения. Он пришел к выводу, что это было основано на очень последовательном восприятии этих людей. Казалось, они постоянно видят, что происходит за кулисами.
2. Принятие себя, других и природы.
« Они могут принять свою собственную человеческую природу со всеми ее недостатками, со всеми ее несоответствиями идеальному образу, не испытывая при этом настоящей заботы» (Маслоу, 1970).
Самоактуализированные люди лишены подавляющего чувства вины, калечащего стыда и крайнего беспокойства. Они более довольны жизнью и всеми ее недостатками. Это прямая противоположность человеку, которого постоянно калечат тревоги и заботы.
Самореализованный человек также способен наслаждаться своей «животной природой» без чувства сожаления, стыда или извинения. «Кажется, у них неизменно хороший аппетит; они, кажется, хорошо спят; они, кажется, наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов и так далее. » (Маслоу 1970). Это не значит, что они никогда не испытывают вины или стыда, они просто испытывают их в соответствующих количествах и редко им мешают.
3. Спонтанность; Простота; Естественность
«Их поведение отличается простотой и естественностью, отсутствием искусственности и стремления к эффекту. Его нетрадиционность не поверхностна, а существенна или внутренне… и он, возможно, более человечен, более раскрывает изначальную природу вида» (Маслоу, 1970).
Разум самоактуализированного человека по своей природе нестандартен, и он может чувствовать себя неуместным в обычных социальных ситуациях; , но они, как правило, подыгрывают им, чтобы не причинить вреда тем, кто думает, что они доставляют ему удовольствие. Хотя этот человек никогда не позволит общественным условностям помешать ему сделать что-то важное; они могут легко бросить свой фасад, чтобы достичь цели.
Самоактуализированный человек мотивирован более полным развитием своего собственного стиля, что прямо противоположно несамореализованному человеку, который в первую очередь мотивирован удовлетворением основных потребностей (например, в еде, воде, крове, сексе) . Узнайте больше об иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
4. Центрирование задач.
«Самоактуализирующиеся люди, как правило, сильно сосредоточены на проблемах вне себя… они, как правило, мало заботятся о себе… У этих людей обычно есть какая-то жизненная миссия, какая-то задача, которую нужно выполнить, какая-то проблема вне их самих, которая включает в себя большую часть их энергии» (Маслоу, 1970).
Самоактуализированные люди склонны сосредотачиваться на том, что можно было бы назвать философскими вопросами; они склонны жить в максимально широкой системе отсчета. Другими словами, t эй видят большую (самую большую) картину и часто обдумывают ее значение.
Эта способность смотреть на мир с такой широкой точки зрения имеет очень важное социальное и межличностное значение. У этой их способности есть врожденный способ передать ощущение безмятежности и отсутствия беспокойства, что делает жизнь менее болезненной не только для них самих, но и для всех, кто с ними связан.
5. Качество непривязанности; Потребность в уединении
«Для всех моих испытуемых верно то, что они могут быть одинокими без вреда для себя и без дискомфорта… верно почти для всех, что они положительно любят уединение и уединение в определённо большей степени, чем в среднем человек.» (Маслоу, 1970).
Самореализованных людей часто не беспокоит то, что вызывает стресс у других. Это одна из первых вещей, которые люди замечают в самоактуализированных людях; у них есть способность сохранять спокойствие и безмятежность во время личных несчастий , не реагируя чрезмерно эмоционально. Это может быть связано с их способностью придерживаться собственного восприятия событий, а не полагаться на то, как другие смотрят на этот вопрос.
6. Автономия (независимость от культуры и окружающей среды)
внешние удовлетворения. Скорее, они зависят от своего собственного развития и постоянного роста своих собственных возможностей. (Маслоу 1970)
Самоактуализированная личность совершенно не зависит от того, что о ней думают другие. Это состояние отрешенности иногда может быть ошибочно принято за бунт, особенно теми, кто желает контролировать других.
7. Постоянная свежесть оценки
«Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью снова и снова, свежо и наивно, ценить основные блага жизни, с благоговением, удовольствием, удивлением и даже экстазом, однако эти переживания могли стать устаревшими для других… для такого человека любой закат может быть таким же прекрасным, как и первый» (Маслоу, 1970).
Эта «новинка» очень освежает людей, которые общаются с самореализованными людьми. 60-летний муж может быть так же поражен красотой своей жены в 80 лет, как и в первый раз, когда женился на ней. Это почти детский дух или игривость, которая, кажется, никогда не притупляется с возрастом. Как говорит Маслоу, даже тысячный цветок для самоактуализировавшегося человека так же прекрасен, как и первый.
8. Мистические переживания (пиковые переживания)
«ощущение безграничных горизонтов, открывающихся перед видением, ощущение того, что ты одновременно более могущественный и одновременно более беспомощный, чем когда-либо прежде, чувство великого экстаза, удивления и благоговения, потеря места во времени и пространстве. с, наконец, убеждением, что произошло что-то чрезвычайно важное и ценное». (Маслоу, 1970).
Субъекты отмечали, что эти пиковые переживания происходили во время сексуального оргазма, а также при интенсивном наслаждении музыкой или искусством. Эти переживания даже распространялись на более широкий диапазон любого опыта, который включал в себя любое время потери себя; сосредоточение проблем, медитация или даже интенсивная концентрация. Самоактуализированные люди склонны чувствовать в полной мере, и чувствовать таким образом, который недосягаем для несамореализованного человека.
«Люди, достигшие пика самореализации, склонны жить в сфере бытия; поэзии, эстетики; символы; трансцендентность, «религия» мистического, личного, неинституционального типа; и конечного опыта». (Маслоу, 1905).
9. Gemeinschaftsgegühl
«Самоактуализирующиеся люди испытывают к людям в целом глубокое чувство отождествления, сочувствия и привязанности, несмотря на случайный гнев, нетерпение или отвращение… из-за этого у них искреннее желание помочь человечеству , как если бы все они были членами одной семьи». (Маслоу, 1970).
Маслоу продолжает, что самоактуализированные люди часто чувствуют себя далекими и чуждыми по отношению к несамореализованным людям. Его мало кто понимает, поэтому его часто огорчают и даже бесят навязанные самому себе ограничения несамореализованного человека. Это заставляет самоактуализировавшегося человека брать на себя роль «старшего брата/сестры», как выразился Альфред Адлер, потому что он видит очень ясную для него истину, скрытую от несамореализованного человек.
10. Межличностные отношения
«Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и глубокие межличностные отношения, чем любые другие взрослые (хотя и не обязательно более глубокие, чем у детей). Они способны к большему слиянию, большей любви, более совершенному отождествление, большее стирание границ эго, чем другие люди считают возможным». (Маслоу, 1970).
Самореализованные люди, как правило, имеют очень мало близких знакомых из-за своей крайней избирательности. Их связи часто более глубокие, но по сравнению с несамореализованным человеком их круг друзей, как правило, очень мал (если вообще существует).
Самоактуализированные люди также без проблем говорят «реалистично и резко о тех, кто этого заслуживает, и особенно о лицемерных, претенциозных, напыщенных или самонадеянных». (Маслоу, 1970). Социальный рейтинг не имеет значения, когда самоактуализирующийся человек распознает обман; будь то религиозного, политического или трудового характера.
11. Структура демократического характера
«Всех моих подданных можно назвать демократическими людьми в самом глубоком смысле… вера, раса или цвет кожи… как будто они даже не осознают этих различий». (Маслоу, 1970). Эти люди часто выбирают друзей элитного характера, считающихся не элитарными по праву рождения, расе или цвету кожи; а скорее элитарность характера, способностей и таланта.
Эти люди легко учатся у любого, кто может их чему-то научить, какими бы качествами они ни обладали. Это качество часто рассматривается как смирение в чистом виде. Большинство испытуемых Маслоу продемонстрировали способность уважать всех людей, просто основываясь на том факте, что они такие же люди. Это согласуется с их очень сильным чувством правильного и неправильного, добра и зла. Самореализованные люди «с большей вероятностью, чем с меньшей вероятностью, будут контратаковать злых людей и злое поведение». (Маслоу, 1970).
12. Различие между добром и злом
«Эти люди строго этичны, у них есть определенные моральные нормы, они поступают правильно и не делают неправильно. Излишне говорить, что их представления о правильном и неправильном, добре и зле часто не являются общепринятыми». (Маслоу, 1970).
Самоактуализировавшимся людям редко приходится спорить внутри себя о том, правильное действие или нет. Кажется, у них врожденное чувство правильного и неправильного, , хотя этот смысл может отличаться от религиозного. Эти люди могут даже не быть религиозными вообще.
13. Философское, не враждебное чувство юмора
«У них нестандартное чувство юмора. Они не считают смешным то, что обычный человек считает смешным. Они не смеются над враждебным юмором или юмором превосходства… Характерно, что то, что они считают юмором, более тесно связано с философией, чем что-либо еще… больше похоже на притчи или басни». (Маслоу, 1970).
Самореализованные люди склонны шутить над человечеством в целом и всеми его недостатками. Авраам Линкольн был отличным примером этого, он, вероятно, никогда не отпускал шуток, которые могли бы кого-то обидеть. Его шутки всегда имели функцию, выходящую за рамки простого вызова смеха. Они часто несли с собой тонкие жемчужины мудрости.
14. Творчество
«Каждый из них так или иначе проявляет особый вид творчества, оригинальности или изобретательности, который имеет определенные особенности… что сродни универсальному творчеству неиспорченных детей». (Маслоу, 1970).
Маслоу продолжает, что это творчество отличается от творчества музыканта или художника. Это больше связано со способностью самореализовавшегося человека делать все, чем он занимается, в определенном стиле. Как будто они менее заторможены или не так сильно заботятся о том, как другие люди смотрят на них или их действия, это приносит с их действиями определенную свободу и красоту.
Эта креативность также близка к спонтанности, которая тесно связана с некоторыми видами поведения, наблюдаемыми у детей. У них почти идеальная способность находить радость даже в самых монотонных задачах.
15. Трансцендентность культуры; Сопротивление инкультурации
«Самоактуализирующиеся люди плохо приспособлены (в наивном смысле одобрения и отождествления с культурой). Они по-разному уживаются с культурой, но обо всех них можно сказать, что в определенном глубоком и значимом смысле они сопротивляются инкультурации и сохраняют внутреннюю отстраненность от культуры, в которую они погружены». (Маслоу, 1970).
Хотя самоактуализированные люди, как правило, кажутся нормальными снаружи, они, по крайней мере, обыкновенны. Маслоу также отмечал, что большинство его испытуемых никогда по-настоящему не «идентифицировали» себя с какой-либо организацией или культурой, они всегда, казалось, ставили себя вне ее, как будто они вообще ни к чему не принадлежали. Это было замечено, когда он спрашивал их об американской культуре по сравнению с другими культурами. Они не относились к американской культуре с большим уважением, чем к другим культурам. Это было довольно странно, так как во время проведения этого исследования происходил Вьетнам.
Знаете ли вы кого-нибудь, кто может реализовать себя? Если да, то кто они? Что, по вашему мнению, отличает их от всех остальных?
Источник: Мотивация и личность. Маслоу, А. Х. (1970). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Нажмите здесь, чтобы увидеть мотивацию и личность на Amazon
Спасибо за чтение! Надеюсь, вам понравилась эта статья. Если у вас есть какие-либо мысли, вопросы, идеи или опыт по этой теме, поделитесь ими ниже в разделе комментариев.