Самоактуализирующаяся личность по маслоу – Психология здоровой личности: 15 признаков по Маслоу: scanerdarkly — LiveJournal

Содержание

Психология здоровой личности: 15 признаков по Маслоу: scanerdarkly — LiveJournal

Абрахам Маслоу сказал, что психология, рассматривающая только ущербности, сама становится ущербной. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы исследовать лучшее, что видел в людях. Поэтому свою серию постов о здоровой личности я начну именно с разбора теории отца гуманистической психологии. Вот, кстати, и он:

Маслоу задался вопросом, по какому же признаку отнести личность к здоровой? В ходе исследовательской работы он пришёл к выводу, что главным признаком здоровой личности является самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализирующийся человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей, обычный же человек устремлен к удовлетворению тех из своих базовых потребностей, которые еще не получили должного удовлетворения. По сути, в теории Маслоу здоровая и самоактуализирующаяся личность — практически синонимы. В своей книге «Мотивация и личность» он говорит, что существуют люди больные (невротики, психотики), нормальные и здоровые (самоактуализирующиеся) — стоит помнить об этом, Маслоу частенько любит сравнивать данные группы.

Даже выжимка из многостраничного труда «Мотивация и личность» получилась достаточно объёмной, поэтом не привожу здесь рассуждений и доказательств — лишь результаты исследований. Если что-то вызывает у вас сомнения или вопросы — добро пожаловать в комментарии! Вместе будем думать. Поверьте, можно долго углубляться в теорию, но лучше я перейду к описанию пятнадцати признаков, по которым можно отнести личность к самоактуализирующейся, то есть здоровой. Наверняка вы заметите, что многие качества связаны и взаимодополняют друг друга — всё верно, так и есть.

Признаки здоровой личности по теории Абрахама Маслоу:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней.

Здоровые люди оценивают реальность и строят прогнозы на основе фактов, а не личных потребностей, страхов и желаний или общественных стереотипов. Следовательно, восприятие реальности здоровыми людьми более объективно, а в своих прогнозах они более точны.
Они с лёгкостью разоблачают ложь и манипуляции.
Здоровых людей притягивает и манит неизвестность. Они не суеверны. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируют самоактуализирующуюся личность, побуждают ее к исследованию и познанию.

2. Приятие себя, других и природы.

Здоровый человек принимает себя и других со всеми недостатками и изъянами. Для него характерно отсутствие самодавлеющего чувства вины и стыда. Он принимает свои потребности, поэтому у него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса. Кстати, логичным продолжением вышесказанного является пониженная способность испытывать отвращение.
Самоактуализирующиеся люди лишены защитных невротических и прочих искусственных форм поведения и, кстати, «терпеть не могут позёров» — фраза прямиком из книги Маслоу.

3. Спонтанность, простота и естественность.

Здоровые люди спонтанны, но эта спонтанность больше проявляется в образе мышления, эмоционального реагирования и идей, нежели в поведении. Они соблюдают общественные нормы скоре из уважения к другим людям, а не из страха или стыда.
Соблюдение норм подобно накидке, которую они легко могут сбросить, что и происходит, когда они, например, занимаются любимым делом, отстаивают принципиальную точку зрения или находится в окружении близких людей. Обычный человек, принимающий общественные стереотипы бездумно, может в такой момент посчитать здорового аморальным и странным, поэтому здоровые часто чураются близкого общения с теми, кому не могут доверять в полной мере.
Благодаря спонтанности они прекрасно осознают свои потребности, побуждения и события внутренней жизни в целом.

4. Центрированность на проблеме. Служение.

Здоровый человек занят не собой, а своим делом. Почти у каждого из них есть призвание, которому они служат и отдаются без остатка, не тратя времени на самоанализ.
В общем-то, с собой здоровые уже разобрались и им нет необходимости заниматься самокопанием. К тому же, как вы помните, они хорошо осознают свои мысли, эмоции и поступи без сложного анализа.
Их интересуют вопросы философии и морали, поэтому они все немного философы и способны сохранять философский взгляд даже на самые тяжёлые ситуации.

5. Отстранённость, потребность в уединении.

Все здоровые люди с лёгкостью переносят одиночество и даже любят его.
Они способны сохранить отстранённую позицию, даже когда вокруг бушуют страсти.
Они не склонны вступать в созависимые отношения.
Кстати, отстраненность самоактуализирующегося человека может стать причиной затруднений в его общении с обычными людьми, которые склонны интерпретировать её как холодность, снобизм, недружелюбие или даже враждебность. На самом же деле, здоровая личность просто защищает себя от нездорового влияния извне.
Отстранённость — это, конечно же, не глобальная и абсолютная характеристика, если такой человек чувствует, что должен вмешаться — он это сделает, если разозлится — будет эмоционально отстаивать свою правоту.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.
Также независимость от среды даёт большую устойчивость перед лицом трудных жизненных ситуаций.
Скажем так, обыватели нужнаются в других людях, чтобы удовлетворить свои потребности в люблви, безопасности и уважении. Источники удовлетворения самоактуализирующегося человека находятся внутри него самого и никак не опосредованы социумом. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви. Признание, популярность, слава, почести, любовь – не так уж существенны для них; все эти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью в саморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту.

7. Свежесть восприятия.

Здоровый человек обладает свежим взглядом на вещи, что позволяет ему не только воспринимать весь мир в его неповторимости, но и видеть новое даже в хорошо знакомых вещах. Эта особенность определяет и эмоциональное реагирование: такие люди всегда готовы радоваться и удивляться, они редко жалуются на скучную, однообразную жизнь.
У них обострено чувство прекрасного.
Секс и все связанные с ним плотские удовольствия – не только возможность испытать чувственное удовлетворение, но и источник возвышенных, обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка и природа.

8. Высшие переживания.

Здоровые люди склонны испытывать пиковые переживания: волнение, вдохновение, умиротворение, благодать. Для этого им не нужно никаких искусственных стимуляторов. Для таких состояний характерно ощущение гармонии со всем миром и выход за пределы собственного «Я».

9. Чувство общности с человечеством в целом.

Для здоровых людей характерно чувство общности с человечеством в целом, человеколюбие, склонность к состраданию. Отношение самоактуализирующегося человека к другим людям можно описать как братское: да, он может испытывать к ним негативные чувства, но ощущению общности это не мешает.

10. Избирательность и глубина межличностных отношений.

Здоровый человек разборчив в отношениях, у него не очень много друзей. Обычно он стремиться общаться с людьми, находящимися с ним на примерно одном уровне развития. При этом близкие отношения самоактуализирующихся личностей обычно значительно глубже, чем отношения личностей обычных.
Всё это не мешает чувству общности, описанному в предыдущем пункте: самоактуализирующийся человек стремиться быть благожелательно настроенным даже к тем, с кем общаться не хочет.

11. Демократичность.

Самоактуализирующиеся личности уважают других людей независимо от их расы, религии, класса, возраста и так далее. Они лишены предубеждений на этот счёт.
Именно демократичность лежит в основе такой особенности самоактуализирующейся личности, как их готовность к обучению. Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое. Самоактуализирующимся людям свойственно восхищаться теми, кто знает или умеет что-то лучше них, даже если это далеко от их сферы интересов.
При этом, самоактуализирующийся человек прекрасно знает цену разным способностям и разным людям. Можно сказать, что для них все люди равны в плане прав на уважение и доброе отношение, но не в плане способностей или достижений.

12. Разграничение средств и целей, устойчивые морально-нравственные принципы.

У здоровых людей существуют чёткие моральные и нравственные принципы, причём выработанные на основе собственного опыта и здравого смысла, а не принятые как данность общества. Обычные люди, не говоря уже о невротиках, могут считать здоровых аморальными, но это не так — просто мораль здоровых может отличаться от морали всех остальных в данном окружении.
Когда самоактуализирующийся человек планирует что-то сделать, то его больше заботит вопрос средств, методов, а не цель. Цель, достигнутая методами, которые ему не нравятся, обычно пересматривается до тех пор, пока методы не станут согласовываться с индивидуальной моралью.

13. Философское чувство юмора.

Самоактуализирующимся людям свойственно мягкое, ироничное, неуловимо высмеивающее человеческие пороки чувство юмора. Они способны посмеяться над собой и над жизнью в целом, но редко хохочут до упада и их никогда не забавляет чьи-то горе и неполноценность.

14. Креативность.

Все без исключения здоровые люди обладают способностью к творчеству. При этом совершенно не важна сфера, в которой они творят. Подобную креативность легче всего сравнить с творческой непосредственностью ребёнка — смелостью и наивностью в творении.
Такая креативность не обязательно связана с писательством, музицированием или живописью. Это, скорее, особый способ взаимодействия с реальностью, дающий свежесть восприятия и смелость поиска собственных путей.

15. Сопротивление культурным влияниям.

Самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии с культурой своего общества, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее. Благодаря автономности их мышление и поведение слабо поддаются социальному и культурному влияниям. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Они не тратят энергию на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.

Вот и все признаки здоровой личности, выделенные Маслоу. Стоит понимать, что нельзя оценивать каждый из признаков как ноль или единицу, то есть по наличию/отсутствию. Нас, скорее, интересует степень выраженности каждого из признаков у конкретной личности. Сам Маслоу исследовал три тысячи студентов колледжа и тольк одного (!) признал полностью здоровой личностью. Конечно, этого было недостаточно для исследований, поэтому он ввёл понятие относительно здоровой личности, у которой достаточно сильно выражены большинство из перечисленных признаков.

Предысторию этого поста можно прочитать здесь: Небольшой психологический анонс
Продолжение следует!

Использованная литература:
Абрахам Маслоу — «Мотивация и личность»
Хьелл, Зиглер — «Теории личности»
Мещеряков, Зинченко — «Большой психологический словарь»

scanerdarkly.livejournal.com

Характеристики самоактуализирующейся личности — † Мистическое Христианство † — ЖЖ

Непорожняя В.В.

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.

Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше — знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительными приносящим удовлетворение процессом.

У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия — его доставляет лишь достижения цели.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради далекой и зачастую недостижимой цели». Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив развития» ставится в противолполжность «мотиву ликвидации дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

А.Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1.Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2.Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3.Спонтанность проявлений, простота и естественность.Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5.Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле,чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7.Большая свежесть восприятия;нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8.Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9.Чувство общности с человечеством вцелом.

10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13.»Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14.Креативность (созидательность, творчество), независящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15.Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

По В.Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:

-способность к самотрансценденции и

-способность к самоотстранению.

Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.

Вторая-в его возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны; по М. М. Бахтину — объективация.

Человек выступает в мире, прежде всего, как субъект. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя». В работах 20-х годов С. Л.Рубинштейн связывал идею субъекта с самодетерминацией, самодеятельностью. В наше время философская характеристика категории субъекта в понимании С.Л.Рубинштейна даётся следующим образом: «Субъект в своём познании, и в своём действии, и в своём отношении к другому суб

mystichrist.livejournal.com

почему достичь последней стадии пирамиды сложнее, чем кажется — Моноклер

Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология

Часто многие отождествляют понятия «самореализация» и «самоактуализация». Однако, если первая продиктована желаниями, исходящими извне, то самоактуализация, о которой говорил Абрахам Маслоу, касается самой природы личности. Вместе со Скотти Хендриксом разбираемся, что кроется за этим понятием и почему самоактуализация — не результат, а бесконечный процесс.

Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, высшая потребность человека — самоактуализация. Но достичь этой ступени — задача не из легких.

Сама по себе самоактуализация — благородная цель. Именно ею мотивировано создание гуманистической психологии и благодаря ей издатели ежегодно выпускают миллионы книг по личностному росту.

Тогда как большинство людей знакомы с основными позициями «пирамиды Маслоу», далеко не все в курсе того, с какими проблемами психологу пришлось столкнуться во время ее «выстраивания». Оказалось, что многие люди ошибочно полагали то, что уже прошли стадию самоактуализации.

Как Маслоу узнал о них? 

По словам психолога Барри Стивенса, друга Маслоу, когда идея о самоактуализации вышла в свет, произошло кое-что необычное:

«Он (Маслоу) был недоволен реакцией многих людей, когда те узнали о «самоактуализирующихся личностях». Реакция была странной. Я получал множество писем, в которых люди писали: «Я самоактуализированный человек». Маслоу казалось, что он что-то упустил».

Изучив работы психолога, люди стали убеждать своих терапевтов, что они достигли вершины пирамиды. Но сам Маслоу в книге «По направлению к психологии бытия» отметил, что «менее 1% взрослого населения удается достичь последней стадии».

Так что, если бы вы сообщили Маслоу, что вы уже самоактуализировались, это наверняка рассмешило бы его.

 

Насколько сложно стать самоактуализированным человеком? 

Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении концепции Маслоу о самоактуализации заключается в том, что она, по-видимому, ограничивается теми, кому выдалось испытать счастье в своей жизни. Рассмотрите его иерархию потребностей: самый низкий уровень — это базовые потребности, а второй уровень — потребность в безопасности для создания комфортных условий жизни. Если вам не достает финансов для удовлетворения первых — вы не можете подняться на второй уровень. О последней ступени тут и говорить не стоит.

Wikimedia Commons

Данный вопрос встал еще задолго до появления «пирамиды Маслоу». Аристотель, чья концепция эвдемонизма ⓘФилософское учение о том, что человеческое счастье является высшим благом и основанием нравственности человека. имеет очевидные оттенки самоактуализации, открыто говорил о том, что только состоятельный греческий мужчина, который имел достаточную удачу в своей жизни, может «хорошо жить». Другие психологи, обсуждающие вопрос самоактуализации, сталкиваются с подобными проблемами.

Сам Маслоу считал, что любой способен на самоактуализацию. Тем не менее, критериям самоактуализации, по словам Маслоу, соответствовал только один процент учащихся колледжей и образцовые исторические личности. Он понимал, что такое количество людей, заявляющих о своей состоявшейся самоактуализации, указывает на то, что ему не удалось раскрыть концепцию этой потребности должным образом.

Ошибались ли эти самые «самоактуализированные люди»?

Многие из них — несомненно, да. Психолог Фриц Перлз, однако, считал, что это недоразумение также может быть связано с понятием самореализации. Самоактуализация — это процесс становления тем, кем вы на самом деле являетесь. Но многие люди думают, что самоактуализироваться — значит стать тем, кем вы считаете себя или кем вы хотите стать. Но это уже самореализация. Вполне вероятно, что многие из знакомых Стивенса просто реализовали идеальные представления о самих себе.

Маслоу же говорит нам:

«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности»ⓘКозлов Н. «Психологос. Энциклопедия практической психологии»..

Психолог также предупреждал, что самоактуализация не означает, что вы действуете в соответствии с собственными желаниями. Такие действия можно назвать самовыражением, а не актуализацией. Так что едва ли те люди были правы.

Какой итог можно подвести?

Ну, во-первых, вероятно, вы еще не самоактуализировались.

Зато сейчас вы лучше понимаете сложность этой концепции. Людям стоит не только удовлетворять все потребности последовательно, но и быть открытыми и готовыми сделать себя психологически уязвимыми, чтобы встретиться с «настоящим я» и постоянно стремиться к психологическому росту.

Однако о конкретных методиках развития личности в процессе самоактуализации, по представлению психологов гуманистической направленности, говорить не стоит. Что значительно усложняет задачу.

Это действительно нелегко. Самоактуализации невозможно достичь за пару дней, да и в ваш прогресс всегда могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Карл Роджерс, американский психолог, который также работал с концепцией самоактуализации, считал ее не конечной стадией, а бесконечным процессом.

Маслоу пишет:

«…Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации»ⓘМаслоу А. «Мотивация и личность».

Наконец, помните про старое древнегреческое изречение — «познай самого себя». Вы не можете стать тем, кто вы есть, если не знаете, кто вы. Эта мудрость восходит к Сократу, и он бы посоветовал вам в первую очередь побеспокоиться об этом.


Подборка по теме
— Карл Роджерс: что значит «становиться человеком»?
— «Смелость быть несовершенным»: Рудольф Дрейкурс о погоне за правотой и страхе совершать ошибки
— Возвращение к себе: 7 важных эссе психологов XX века

По материалам: Maslow’s other mistake, why self-acutalization is harder than it sounds.
Обложка: Арнольд Бёклин, «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке» (1872 г.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Ctrl+Enter.

Похожие статьи

monocler.ru

Самоактуализировавшиеся личности и их особенности

По Абрахаму Маслоу, эти люди представляют собой “цвет” человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Материал этого заключительного раздела подается именно в таком ключе — представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистической психологии. […] Исходя из своего исследования, А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Более эффективное восприятие реальности.

Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие “бытийным, или Б-познанием”. С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.

2. Приятие себя, других и природы.

Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

3. Непосредственность, простота и естественность.

Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

4. Центрированность на проблеме.

Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Абрахам Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: “работа и человек, кажется, предназначены друг для друга… человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок” […].

Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной “миссии” или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.

5. Независимость: потребность в уединении.

Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто “нормальные” люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализируюшихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня — общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: “Когда я один — я с моим лучшим другом”. Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.

Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.

У здоровых людей высока степень самоуправления и “свободы воли” . Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.

7. Свежесть восприятия.

Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.

8. Вершинные, или мистические переживания.

Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут “включиться” без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего “Я” или выходят за его пределы. […].

9. Общественный интерес.

Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим “смертным” собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем “обычные” люди Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями (“два сапога пара”), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу самые “демократичные” люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: “Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти”. […].

12. Разграничение средств и целей.

В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время, они часто наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).

13. Философское чувство юмора.

Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

14. Креативность.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

15. Сопротивление окультуриванию.

И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

www.psychologos.ru

Понятие самоактуализации по Маслоу — Психологос

===

Абрахам Маслоу и психология самоактуализации ===

Как первопроходец в своем направлении, Абрахам Маслоу был не всегда строг со словоупотреблением. Под словом «самоактуализация» А. Маслоу в разное время и разных работах имел в виду разные вещи, а именно — когда-то процесс роста и развития личности, когда-то способ этого роста, а когда-то результат этого роста.

В ранних работах самоактуализация для А. Маслоу — это устремленность личности «ввысь».

«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».

Одновременно с этим самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» [18, с. 150 — Маслоу А. 1970. «Мотивация и личность»].

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [13, с.91 — Лоури Р., ред. 1973. «А.Г. Маслоу: интеллектуальный портрет»].

В этом понимании самоактуализация — это процесс, процесс полного разворачивание личностного потенциала, личностный рост вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой.

В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации — личностным здоровьем.

«Я считаю, что с точки зрения психологической стратегии было бы полезно различать понятия зрелости, дочеловечивания, самоактуализации, с одной стороны, и понятие здоровья – с другой. Здоровье разумнее было бы трактовать как «развитие и движение в сторону самоактуализации»: в такой трактовке концепция здоровья наполняется особым смыслом и становится вполне доступной для научного изучения». (А. Маслоу. «Мотивация и личность»).

Таким образом, для зрелого А. Маслоу, самоактуализация — это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация — достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность.

«Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи…».

Литература

  • 13. Лоури Р., ред. 1973. «А.Г. Маслоу: интеллектуальный портрет»
  • 18. Маслоу А. 1970. «Мотивация и личность»

www.psychologos.ru

Характеристики самоактуализирующейся личности по А. Маслоу

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.

 Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно ‘стремление к покою’. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше — знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом.

 У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее 10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия — его доставляет лишь достижения цели.

 Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

 Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение ‘ради далекой и зачастую недостижимой цели’. Здесь будоражащий и возбуждающий ‘мотив развития’ ставится в противолполжность ‘мотиву ликвидации дефицита’, который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

 А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

 1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

 2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

 3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

 4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

 5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

 6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

 7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда ‘творит’ свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

students-library.com

Самоактуализация по А.Маслоу — Психологос

Понятие самоактуализации по Маслоу

Как первопроходец в своем направлении, А. Маслоу был не всегда строг со словоупотреблением. Под словом «самоактуализация» А. Маслоу в разное время и разных работах имел в виду разные вещи, а именно — когда-то процесс роста и развития личности, когда-то способ этого роста, а когда-то результат этого роста. Подробнее см.→

Самоактуализация как процесс и как результат

Самоактуализация как результат очевидно может возникать не только в процессе самоактуализации, но и другими путями, например путем личностного самосовершенствования. При этом нет никаких доказательств того, что процесс самоактуализации как-либо надежным образом ведет к самоактуализации как результату. См.→

Самоактуализация как путь и способ жизни

Факт, что некоторые люди, идущие путем самоактуализации и живующие в этом стиле, к пожилому возрасту достигают впечатляющих результатов. Они здоровы, счастливы, успешны, их любят и уважают. Также верно, что они не идеальны. При этом важно, что есть люди, достигшие впечатляющие результатов другим путем. А также нужно учитывать, что в других возрастах и в других культурах путь самоактуализации оказывается спорным и порождает не гармоничную, а проблемную личность.

Потребность в самоактуализации

Абрахам Маслоу писал: «Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации». См.→

Сильные и слабые стороны концепции самоактуализации по Маслоу

Сильная сторона концепции А. Маслоу в том, что она мотивирует и воодушевляет к росту и развитию, заставляет об этом думать и искать свой путь. К слабым сторонам можно отнести то, что А. Маслоу не дает подсказок, как человеку определить направление своего роста и развития и не имеет методик, помогающих в развитии. Еще более спорно то, что Маслоу утверждает, что таких методик не может быть в принципе. Концепция Маслоу — отражение женского подхода в психологии. См.→

Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья

Исходное клиническое определение самоактуализирующейся личности, на базе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативного критериев. В качестве негативного критерия мы избрали отсутствие неврозов, психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротических или психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболевания исследовался нами отдельно – подробно и тщательно. Всегда, когда это было возможно, мы использовали тест Роршаха, но очень скоро поняли, что он больше подходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья. В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаков самоактуализации – этот набор симптомов до сих пор точно не определен. См.→

Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу (Д.А. Леонтьев)

Можно понять ту фундаментальную методологическую ошибку, которая толкнула А. Маслоу, стремившегося к материалистическому объяснению духовной жизни человека, от одной крайности к другой. Сущность человека А. Маслоу сводит к его биологической природе. Поскольку самоактуализирующиеся личности, которых он изучал, были самодостаточными и не склонными поддаваться влиянию культурного окружения, для А. Маслоу осталось незамеченным, что именно пространство общественных отношений выступает как средоточие сущностных характеристик человека, которые следует искать вне комплекса свойств, характеризующих его биологическую природу. См.→

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *