Самодетерминация в психологии это – Теория самодетерминации — Википедия

Самодетерминация это в психологии

Самодетерминация

Смотреть что такое «Самодетерминация» в других словарях:

  • Самодетерминация — процесс превращения личности из объекта и средства деятельности в субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства ее достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Самодетерминация (self-determination) — Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв ся закономерным, что оно детерминировано нек рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли.… … Психологическая энциклопедия

  • ВОЛЯ — самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата … Юридическая психология: словарь терминов

  • САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — (англ. self determination theory) психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на… … Большая психологическая энциклопедия

  • Леонтьев, Дмитрий Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев. Леонтьев Дмитрий Алексеевич Дата рождения: 28 июля 1960(1960 07 28) (52 года) Место рождения: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

  • Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. Несмотря на бесчисленное количество предложенных теорий, до недавних пор существовали лишь две основные теор.… … Психологическая энциклопедия

  • Контроль поведения (control of behavior) — В психологии существуют два предельно широких подхода к проблеме «контроля» поведения, опирающихся на совершенно различные философские посылки в отношении природы чел. Первый, к рый можно назвать внешней, или экстернальной, причинностью (external … Психологическая энциклопедия

  • Мотивация (motivation) — Попросту говоря, М. отвечает на вопрос «почему» в отношении поведения. Она указывает на внутренние состояния организма, к рые стоят за побуждением, настойчивостью, энергией и направлением поведения. Обычно М. включает целенаправленность и… … Психологическая энциклопедия

  • Феминистская терапия II (feminist therapy II) — Ф. т. начала развиваться с конца 60 х гг. XX в. Она основана на филос. принципах феминизма, определяемого в словаре Вебстера как «теория политического, экономического и соц. равенства полов». Ф. т. не имеет своего основателя, к. л. специфических… … Психологическая энциклопедия

  • МАРКСИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — направление культурологич. мысли (первоначально зап. европ., затем рус. и росс., советской, а в 20 в. мировой), развивавшееся под идейным и методологич. влиянием философии марксизма (взглядов Маркса, Энгельса и их зап. последователей,… … Энциклопедия культурологии

Самодетерминация — способность человека выбирать и иметь собственный выбор. Самодетерминация противопоставляется детерминации — влиянию на поведение человека других, внешних для человека сил.

Самодетерминация — способность самостоятельного выбора направления саморазвития. Постулируется наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. И если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, является здоровой и полноценной личностью. “Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал, определяющий рост, интеграцию и здоровье, и на исследование процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ” (Ryan, Deci, 2000, р.74).

Самодетерминация — основная врожденная склонность, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно имеет преимущества для развития умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.

Эмпирическими критериями самодетерминации являются такие ее проявления как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, чувство, ощущение себя свободным и такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глаголов “хочу” над “должен” (Deci, Ryan, 1991).

Развитие потребности в самодетерминации начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу 6-го месяца в виде свободного “Я”. К 9-и месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что-либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы. В таких тенденциях проявляется внутренняя мотивация, поэтому они не требуют внешней стимуляции или давления и возникают спонтанно, если этому не препятствует социальный контекст (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995). Такая внутренне мотивированная форма активности обеспечивает свою собственную награду в виде возбуждения, интереса и наслаждения, которые ей сопутствуют. Она является самоцелью и не представляет собой средства для достижения более отдаленных последствий.

Теорию самодерминации причисляют к позитивной психологии, целью которой является направить внимание психологической науки не столько на исправление негативных, сколько на построении позитивных составляющих психологий человека. Разработанная Д. Деси и Р. Райаном теория затрагивает одну из сложных проблем,- проблему самодетерминации. На передний план выдвигается проблема собственной активности человека, его способность самостоятельного выбора направления саморазвития. В основной идее теории, наиболее существ является постулирование наличия у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. И если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставления ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а в последствии и взрослой, будет здоровой и полноценной личностью. «Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал, определяющий рост интеграцию, и здоровье, и на исследовании процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ» (Райан, Деси, 2000). Ситуация не всегда складывается лучшим образом, и во многих случаях среда мешает здоровому самоосуществлению, и активно навязывает такие нормативы, которые пагубно влияют на психику человека. «Наша теория самодетерминации связана с этим диалектическим противостоянием активного » Я» и различных сил, внешних и внутренних, с которыми личность встречается в процессе развития» (Деси, Райан, 1991). Основным понятием теории Э. Деси и Р. Райана является самодетерминация (автономия). Самотерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличии от подкрепленных реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека. Данное понятие даст возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), то есть позволяет избежать абсолютизации и того, и другого, приводящей к тупиковому варианту развития любой теории Деси считается, что самодетерминация является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно способствует развитию умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой. Самодетерминированное поведение включает в себя решение человека о том, как себя вести, базирующееся на предложении о том, как добиться удовлетворения своих потребностей. При этом поведение детерминируется информацией, поступающей от среды, а также самой личностью, которая эту информацию воспринимает и интерпретирует. Эмпирическими критериями самодетерминация являются такие ее проявления как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, ощущение себя свободным, и такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глагола «хочу» над глаголом «должен». Несамодетерминированное поведение полностью обусловлено физическими или физиологическими причинами или средой. Несамодетерминированным можно назвать поведение-привычку, негибкое поведение или поведение, контролирующееся эмоциями, которые препятствуют выбору и гибкому использованию информации. Потеря самодетерминации происходит в случаях, когда человек перестает осуществлять намеченные действия, либо не осознает, с какой целью те или иные действия им осуществляются. Авторы выделяют два типа такого поведения, причем оба типа могут быть и адаптированными, и неадаптированными, в зависимости от конкретной ситуации. Автоматическое поведение оно с трудом поддается перепрограммированию, поскольку определяется неосознаваемыми мотивами, которые изменить трудно. Автоматизированное поведение определяется мотивами, которые могут быть осознаны, поэтому оно более гибкое и может быть неадаптировным только в течении короткого времени. Его можно легче перепрограммировать на Самодетерминированное. Типы поведения, которые содержат награду в себе самых (такие как игра, исследование и т.п.), обьеденяются, понятием компетентностью связанным, в свою очередь, с понятием внутренней мотивации. Переживание компетентности понимается как один из типов внутренней удовлетворенности, достигаемой человеком, и обеспечивающей развитие. Предполагается, что человека есть внутренняя психологическая потребность в чувстве компетентности при взаимодействии с внешней средой. Эта потребность имеет адаптивную ценность и не связана с биологическими влечениями. Она является основой направленного устойчивого поведения, в котором совершается выбор. Компетентность и самодетерминация (автономия) — первостепенные психологические потребности, лежащие в основе внутренне мотивированной активности. Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития, является внутренняя мотивация. Ее можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений. Мотивация не основывает, что ее энергия является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремиться к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является наградой. Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее является активность сама по себе. Десси считает, что внутреннее мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. «Мы полагаем, что существует врожденное и витальное движение в направлении ассимиляции и синтеза, типичным примером которого служит спонтанная, внутренне мотивированная активность» (Райан 1993). Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же, наоборот, разрушают ее. Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны при условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии. Одной из составляющих теории самодетерминация является понятие воли. Воля как способность сознательного выбора детерминант поведения с необходимостью включает в себя внутреннюю потребность в компетентности и самодетерминации. Основой воли является внутренняя мотивация, человеческая потребность быть компетентным с самодетерминацией в отношениях со средой. Воля, в свою очередь, разрешает конфликты между потребностями, подчиняя себе последнее. Автономия в развитии. Для здорового развития ребенку необходим автономный тип взаимодействия со средой, когда значимые взрослые обеспечивают установку на свободный выбор и решение задач без явных границ и ограничений. Это важно для того, чтобы ребенок научился взаимодействовать со средой и контролировать собственные импульсы. Поэтому одним из существенных факторов развития, считают Райан, Деси и Грольник, является свобода. Для осуществления целостного и гармоничного развития необходимо, чтобы человек стремился к большим и малым целям, действовал и рос в условиях борьбы и принимал решения, будут ли с ним происходить изменения или нет. В этом процессе чрезвычайно важны проявления потребностей в компетентности и автономии (самодетерминации). Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека. Выделяются следующие три необходимых для оптимального развития ребенка компонента окружающей его среды.

  1. Направленность на автономию (взрослые поддерживают собственную инициативу ребенка, дают возможность выбора, самостоятельно решать проблемы и т.п.)

  2. Структура (взрослый выполняет для ребенка роль проводника в среде и обеспечивает необходимое поле, в котором могут осуществляться различные операции.)

  3. Включенность (взрослые уделяют ребенку время, внимание и предоставляет ему возможности делать открытия, разведывать новые места или проявлять себя).

«Дети появляются на свет с врожденными психологическими потребностями-потребностями в автономии, компетентности и связи с другими людьми — и в течении своей жизни они ищут удовлетворения этим потребностям. Они появляются на свет с одними интересами и врожденными склонностями, что идет рука об руку с мотивированием их продолжающих стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности. Данный взгляд , однако, не эквивалентен взгляду, что способности и интересы являются генетически предопределенными» ( Деси, Райан). Отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром. Развитие потребности в самодетерминации начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу шестого месяца в виде свободного «Я». К девяти месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что – либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы (Райан, Деси, Грольник). Исходя из благих побуждений, родители могут подавить у ребенка начала тенденций, основывающихся на внутренней мотивации, если используют при воспитании подкрепление и контроль. Оптимальная, обеспечивающая свободу активности среда является гарантом успешности детского развития. Окружение с самого рождения диктует ребенку правила и нормативы. Важно то, как это происходит и каким образом ребенок усваивает эти правила и ограничения. В процессе социального научения не только приобретается комфортность, но и происходит процесс превращения внешних требований во внутреннюю регуляцию – через процесс интернализации. Интернализация – это переключение внешней движущей силы и средств поведения во внутреннюю (Райан, Деси, Грольник). Будучи интернализированными, изначально внешние результаты поведения человека могут стать частью его внутреннего мира, и соответствующее поведение больше не будет требовать внешних подкреплений. Но для полной интернализации, или интеграции, необходимо, чтобы человек не только принял в себя процесс регуляции, а еще и сделал его своим собственным. Внутренняя мотивация представляет собой прототип автономной регуляции, а Интернализация и следующая за ней интеграция являются средствами, с помощью которых та активность, к которой нет внутреннего интереса, приобретет для человека значение автономной. Интегрированные ценности являются основой самодетерминации. Необходимо отметить, что поведение с полностью интегрированными регуляторными процессами не обязательно будет внутренне мотивированным. По нашей концепции и интроекция, и эго-включенность представляют собой частичную интернализацию. Источник регуляции является внутренним по отношению к личности, но остается внешним по отношению к Я.» (Райан). Интроекция — это частичная ассимиляция, при которой регуляторные процессы интегрируются в той же форме, что и при внешней регуляции. Средство и объект регуляции при этом находятся в одной личности, но сами при этом разделены. Регуляторный процесс не интегрируется в » Я» и является источником напряжения и конфликта. Интроективная регуляция ригидная и является основной развития внутренне контролирующей регуляции. Она приводит не к интегрированному и целостному, а к ложному Я и связано с тревожностью, самоуничтожением и другими неадаптивными паттернами поведения. Если у ребенка преобладают ценности в форме интроектов, то это может привести к риску психопатологии. При психотерапии, интроектированные процессы могут быть переведены на уровень интеграции, которая приводит к более позитивным формам адаптации. Другой формой частичной интернализации является это- включенность, определяемая следующим образом: «Индивиды рассматривают свою собственную хорошесть или «оцениваемость» как зависящую от достигнутого конечного результата» (Райан). Она еще меньше, чем интроекция, дает возможность проявления внутренней мотивации. «Эго- включенность представляет собой интернальное, но гетерономное давление, которое разрушает автономию. Так, хотя эго- включенность, будучи интрапсихической силой, является внутренней по отношению в личности, она является «внешней» по отношению к Я» (Райан). Чем выше степень автономии, тем сильней связь с эмпатией, тем выше моральные принципы и позитивнее отношения с другими людьми. Теория когнитивной оценки была представлена Десси и Райаном в качестве субтеории в рамках теории самодетерминации. При этом она имела целью определить факторы, объясняющие разнообразие внутренней мотивации (Райан, Деси). В соответствии с теорией когнитивной оценки влияния различных событий на мотивационные процессы детерминируются не объективными характеристиками этих событий, а скорее их психологическими значениями для инвалида. Авторы считают, что на интерпретацию событий личностью влияют следующие факторы:

  1. Межличностные взаимодействия:

  • награда, связанная с выполнением задачи;

  • позитивная обратная связь;

  • самоуправление;

  • контроль со стороны других;

  • информация;

  • влияние коммуникатора на контекст ситуации.

  1. Индивидуальные различия:

  1. Регуляция с помощью не средовых, а внутриличностных средств (Деси, Райан)

Теория когнитивной оценки содержит в себе четыре основных предположения. Предположение 1. Внешние события, релевантные инициации и регуляции поведения, будут влиять на внутреннюю мотивацию личности в соответствии с тем, как они будут влиять на воспринимаемый локус каузальности этого поведения.Предположение 2. Внешние события будут влиять на внутреннюю мотивацию личности при выполнении активности, связанной с оптимальным уровнем задач, в соответствии с тем, как они будут влиять на воспринимаемую компетентность личность на воспринимаемую компетентность личности в контексте самодетерминации.Предположение 3. Событие, связанное с инициацией и регуляцией поведения, имеет три аспекта:

  1. Информационный – в качестве обратной связи об эффективности выбора, который усиливает внутренне воспринимаемый локус каузальности и, следовательно, повышает внутреннюю мотивацию.

  2. Контролирующий, проявляющийся как оказание различными способами давления на поведение, мысли и чувства, что приводит к контролю над его функционированием. Этот аспект усиливает внешне воспринимаемый локус каузальности, что подрывает внутреннюю мотивацию и обеспечивает подчинение или сопротивление внешним силам.

  3. амотивирующий, который означает, что эффективность не может быть достигнута, и обеспечивает функционирование без мотивации, что связано с усилением воспринимаемой некомпетенции и подрывом внутренней мотивации.

Предположение 4. Внутриличностные события различаются по качественному аспекту и подобно внешним событиям могут варьировать по функциональной значимости. Внутренние информационные события усиливают самодетерминированное функционирование и повышают внутреннюю мотивацию. Внутренние контролирующие события переживаются как давление с целью получения специфического результата и подрывают внутреннюю мотивацию. Внутренние амотивирующие события подчеркивают некомпетентность человека и тоже подрывают внутреннюю мотивацию (Деси, Райан). Воспринимаемый локус каузальности определяется авторами как когнитивный конструкт, представляющий степень с которой человек является самодетерминированным при планировании и осуществлении какого-либо поведения. Локус каузальности может быть внешним и внутренним. Внутренне воспринимаемый локус каузальности существует, когда поведение переживается как инициируемое или регулируемое информационными событием, происходящим внутри или вне личности. Внешне воспринимаемый локус каузальности существует когда поведение видится инициируемым или регулируемым контролирующим событием, происходящим внутри или вне личности. Понятие мотивационных субсистем используется для объяснения различий в реагировании людей в разных типах сред и в их оперировании комплексом устойчивых внутренних состояний (Деси). Мотивационные субсистемы рассматриваются как «… комплекс когнитивных, аффективных и поведенческих различий, которые организуются мотивационными процессами» (Деси, Райан). Авторы выделяют три типа мотивационных субсистем: Внутренняя мотивационная субсистема базируется на потребности в компетентности и самодетерминации. Она включает всебя:

  • принятие решений (самодетерминацию) в поведении;

  • эффективное управление своими мотивами;

  • внутренние воспринимаемый локус каузальности;

  • чувство самодетерминации в качестве награды;

  • высокую степень воспринимаемой человеком собственной компетентности в высокий уровень самооценки;

  • и самодетермированное (выбранное), и автоматизированное поведение в качестве многочисленных автоматизированных подуровней;

  • главенствующую роль внутренних сигналов при идентификации эмоций. Эмоции определяют поведение вместе с информацией, исходящей от среды и из памяти. Происходит интуитивная и феноменологическая оценка эмоций, которые рассматриваются как источник информации при выборе поведения.

Внешняя мотивационная субсистема базируется на внешней мотивации. Она включает в себя:

  • склонность реагировать скорее на внешние чем на внутренние стимулы;

  • поведение, при котором награда от него отделена;

  • чувства, скорее сопровождающие активность, чем спонтанно проявляющиеся в ней:

  • внешне воспринимаемый локус каузальности;

  • поведение, контролирующееся наградой, а не собственным выбором человека;

  • более низкий, чем и внутренне мотивированных людей, уровень самооценки;

  • автоматическое и автоматизированное поведение;

  • эмоции больше связаны с внешней ситуацией.

Амотивационная субсистема проявляет себя в отсутствии активности, у нее нет форм поведения. Для нее характерны:

  • восприятие отсутствия взаимосвязи между поведением и результатом или наградой, поэтому вследствие недостижимости результатов активность отсутствует;

  • очень низкий уровень воспринимаемой компетентности;

  • очень низкий уровень самодетерминации;

  • очень низкий уровень самооценки;

  • наличие чувства беспомощности, некомпетентности, неконтролируемости, поскольку человек недооценивает собственную способность к самодетерминации;

  • эмоции блокируются.

В более поздних своих работах Деси и Райан перестали использовать понятие мотивационных субсистем, поскольку «…язык имеет тенденцию подразумевать механизм и программу, которая пассивно инициируется стимулами, и, таким образом, может возникнуть противоречие нашей метатеоретической перспективе активного организма» (Деси, Райан, 1985). Понятие «мотивационные субсистемы» было замечено просто понятием мотивационных процессов, которые отражаются в комплексе аффективных, когнитивных и поведенческих переменных. Три мотивационные субсистемы или три мотивационных процесса соответствует трем различных типах убеждении о природе причинности. Можно говорить о существовании трех различных личностных каузальных ориентаций. Внутренняя каузальная ориентация. Люди с такой ориентацией оперируют внутренней мотивационной системой. При наличий внешней награды действие внутренней и внешней мотивационных субсистем смешиваются, и в этом случае внешне мотивированное поведение является выбранным. У внутренне каузальной личности нет самообвинения в случае неудачи. Имеет место гибкое поведение и чувствительность к изменениям среды.Внешняя каузальная ориентация. Для таких людей характерны стремления к сверхдостижениям. Они верят в зависимость получаемых результатов от поведенческих реакций и постоянно производят различные реакции. Стремясь достичь все новых результатов. В стремлении к успеху они находятся в поиске его новых результатов. В стремлении к успеху они находятся в поиске его внешних показателей. Неудачи в попытках достижения самодетерминации приводят к постоянным стрессам. В результате контроля внешней мотивационной субсистемы происходит самообман человека, что проявляется в формировании экстернального и безлично ориентированного типов. Личность верит только в некоторые, не всегда реалистичные представления о себе и действует соответственно им, а противоречащая этому информация остается в подсознании и блокируется.Безличная ориентация. При данной личностной ориентации возникает феномен «выученной беспомощности», поскольку такие люди «выучивают», что среда не реагирует на их действия. При этом сами они проявляют минимум самодетерминации и поведение в основном является автоматическим. Доминирует амотивирующая субсистема с некоторыми проявлениями внешней мотивирующей, что реализуется в автоматическом и беспомощном поведении (Деси). Чаще всего в человеке проявляется смешение всех трех ориентаций в некоторой пропорции. Развитие личностных ориентаций. Основа чувства компетентности и самотерминации личности от рождения до двенадцатилетнего возраста и в течении этого периода ребенок разрешает или не разрешает проблемы, возникшие в течении четырех стадий развития. Результат первых двенадцати лет жизни является основанием структуры развития. В своем развитии ребенок проходит, по мнению Деси, следующие стадии:

  • Первый год жизни. Важными факторами здесь является реакция среды на проявления ребенка и взаимодействия с этой средой. На этой стадии закладываются основы воли.

  • Второй и третий года. Происходит отделение «Я» ребенка от других людей и утверждение его как автономного, эффективного агента. Сочетание первых двух стадий является критическим периодом для развития самодетерминации, для которой важны как воля, так и автономия.

  • Четыре-шесть лет. На этой стадии для ребенка основными являются повышение активности и координации своих инициации. Ребенок действует в среде в поисках возможности проявить свою компетентность в своих взаимодействиях с ней. На этой стадии проявляется соперничество и идентификация.

  • В возрасте семи — двенадцати лет возникает борьба за аккомодацию в социальной среде. От родителей и дома ребенок в эти годы обращается к миру ровесников и замещающих родителей взрослых. На этой стадии могут быть решены некоторые проблемы, которые не удалось разрешить в более раннем возрасте. Вторые две стадии — критические для развития чувства компетентности.

Изменение ориентации в течении жизни связанно с переживанием их эффективности. Самыми важными для развития ориентации является первые двенадцать лет, поскольку именно в этом возрасте формируется базовая ориентация, которая впоследствии подтверждена лишь незначительным изменением. Список используемой литературы

  1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала.-М.: ЮНИТИДАНА, 2009.

  2. Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева.-М. Смысл, 2002.

  3. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин.- Минск: Харвеет, 1997

  4. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.:1966.

  5. Философский энциклопедический словарь. Редкол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Сов энциклопедия,2000

eg-nsk.ru

Самодетерминация — это… Что такое Самодетерминация?


  • Самодесенсибилизация
  • Самодинамизмы

Смотреть что такое «Самодетерминация» в других словарях:

  • Самодетерминация — процесс превращения личности из объекта и средства деятельности в субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства ее достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Самодетерминация (self-determination) — Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв ся закономерным, что оно детерминировано нек рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли.… …   Психологическая энциклопедия

  • ВОЛЯ — самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата …   Юридическая психология: словарь терминов

  • САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — (англ. self determination theory) психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Леонтьев, Дмитрий Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев. Леонтьев Дмитрий Алексеевич Дата рождения: 28 июля 1960(1960 07 28) (52 года) Место рождения: Москва, СССР Научная сфера …   Википедия

  • Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. Несмотря на бесчисленное количество предложенных теорий, до недавних пор существовали лишь две основные теор.… …   Психологическая энциклопедия

  • Контроль поведения (control of behavior) — В психологии существуют два предельно широких подхода к проблеме «контроля» поведения, опирающихся на совершенно различные философские посылки в отношении природы чел. Первый, к рый можно назвать внешней, или экстернальной, причинностью (external …   Психологическая энциклопедия

  • Мотивация (motivation) — Попросту говоря, М. отвечает на вопрос «почему» в отношении поведения. Она указывает на внутренние состояния организма, к рые стоят за побуждением, настойчивостью, энергией и направлением поведения. Обычно М. включает целенаправленность и… …   Психологическая энциклопедия

  • Феминистская терапия II (feminist therapy II) — Ф. т. начала развиваться с конца 60 х гг. XX в. Она основана на филос. принципах феминизма, определяемого в словаре Вебстера как «теория политического, экономического и соц. равенства полов». Ф. т. не имеет своего основателя, к. л. специфических… …   Психологическая энциклопедия

  • МАРКСИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ —         направление культурологич. мысли (первоначально зап. европ., затем рус. и росс., советской, а в 20 в. мировой), развивавшееся под идейным и методологич. влиянием философии марксизма (взглядов Маркса, Энгельса и их зап. последователей,… …   Энциклопедия культурологии

psychology_pedagogy.academic.ru

Самодетерминация — это… Что такое Самодетерминация?


Самодетерминация
процесс превращения личности из объекта и средства деятельности в субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства ее достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его независимо от внешнего мира и неотделимо от самосознания, самодетерминация – это не самодостаточность, а, напротив, полная гармония с внешним миром и саморегуляция как способ ее поддержания. Существует, конечно, свехсамодетерминация, т.е. действия без ориентации на внешние условия. Но это либо в случае недоступности информации, когда человек сам вынужден принимать рисковые решения, либо проявление самодостаточности, самонадеянности как отрицательных черт личности.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Самовыражение
  • Самодеятельность

Смотреть что такое «Самодетерминация» в других словарях:

  • Самодетерминация — (self determination) – способность человека определять своё собственное поведение. Синонимы: Воля, Свобода воли, Внутренняя мотивация …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Самодетерминация (self-determination) — Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв ся закономерным, что оно детерминировано нек рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли.… …   Психологическая энциклопедия

  • ВОЛЯ — самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата …   Юридическая психология: словарь терминов

  • САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — (англ. self determination theory) психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Леонтьев, Дмитрий Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев. Леонтьев Дмитрий Алексеевич Дата рождения: 28 июля 1960(1960 07 28) (52 года) Место рождения: Москва, СССР Научная сфера …   Википедия

  • Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. Несмотря на бесчисленное количество предложенных теорий, до недавних пор существовали лишь две основные теор.… …   Психологическая энциклопедия

  • Контроль поведения (control of behavior) — В психологии существуют два предельно широких подхода к проблеме «контроля» поведения, опирающихся на совершенно различные философские посылки в отношении природы чел. Первый, к рый можно назвать внешней, или экстернальной, причинностью (external …   Психологическая энциклопедия

  • Мотивация (motivation) — Попросту говоря, М. отвечает на вопрос «почему» в отношении поведения. Она указывает на внутренние состояния организма, к рые стоят за побуждением, настойчивостью, энергией и направлением поведения. Обычно М. включает целенаправленность и… …   Психологическая энциклопедия

  • Феминистская терапия II (feminist therapy II) — Ф. т. начала развиваться с конца 60 х гг. XX в. Она основана на филос. принципах феминизма, определяемого в словаре Вебстера как «теория политического, экономического и соц. равенства полов». Ф. т. не имеет своего основателя, к. л. специфических… …   Психологическая энциклопедия

  • МАРКСИСТСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ —         направление культурологич. мысли (первоначально зап. европ., затем рус. и росс., советской, а в 20 в. мировой), развивавшееся под идейным и методологич. влиянием философии марксизма (взглядов Маркса, Энгельса и их зап. последователей,… …   Энциклопедия культурологии

spiritual_culture.academic.ru

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — что такое в Большом психологическом словаре

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ (англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)


Смотреть больше слов в «Большом психологическом словаре»

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ →← САМОВОСПРИЯТИЕ

psychological.slovaronline.com

Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Психология»

М.А. Мартынова, С.А. Богомаз

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 11-06-90742-моб_ст.) и программы Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (грант № 11.G34.31.0043).

Рассмотрены сложившиеся на сегодняшний день в психологии представления о феномене самодетерминации. Приведены результаты исследования взаимосвязи самодетерминации и параметров личностного потенциала современных молодых людей. Выявлены положительные взаимосвязи между показателями самодетерминации и самоорганизации деятельности, базисными убеждениями личности, удовлетворенностью жизнью, жизнестойкостью и ценностными ориентациями.

Ключевые слова: самодетерминация; личностный потенциал; базовые убеждения; удовлетворенность жизнью; самоорганизация деятельности; жизнестойкость; ценностные ориентации.

Современное общество предъявляет высокие требования к деятельности молодых людей, поскольку, выступая основной движущей силой общественного развития, они вынуждены не только приспосабливаться к условиям быстрых и качественных изменений, но и активно воздействовать на них для достижения необходимых результатов. В таких ситуациях требуется быть готовыми к различным жизненным изменениям, а для этого нужно отказаться от ослепленности собственными стереотипами и занять открытую позицию по отношению к процессам, происходящим в мире [1]. Успешность действий молодых людей во многом будет зависеть от их готовности к активной деятельности, способности инициировать собственное развитие, выступать источником и причиной собственного поведения, преодолевая негативное влияние ситуаций неопределенности, т.е. от способности к самодетерминации. Выступая и как результат некоторой деятельности, и как характеристика процесса ее выполнения, самоде-терминация способна раскрыть значение одних личностных особенностей для жизнедеятельности человека и в большей степени развить другие, т.е. непосредственно связана с личностным потенциалом человека. В связи с этим важно определить, насколько современные молодые люди обладают способностью к самодетерминации, а также каким образом этот феномен влияет на их личностный потенциал.

Термин «самодетерминация» был предложен и детально разработан американскими учеными Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном. Основные положения теории самодетерминации были сформулированы применительно к проблеме мотивации поведения личности в 80-е гг. ХХ в. При объяснении причин поведения человека эта теория учитывает не только воздействия, оказываемые на него окружающей средой, но и его собственные стремления и способность согласовывать внешние требования с имеющимся у него потенциалом для достижения поставленной цели [2, 3].

В настоящее время теория самодетерминации является одним из основных научных подходов к изучению мотивации поведения человека, его личностных особенностей и психологического благополучия. Ее теоретическая и экспериментальная разработка продолжается в рамках пяти «мини-теорий», к которым относятся следующие: теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориента-

ций, теория базовых психологических потребностей и теория содержания целей [4]. Кроме того, следует учитывать, что в современной психологии достаточно часто используются в качестве синонимов понятия «само-детерминация» и «автономия», однако второе из них является более широким, поскольку допускает и иные трактовки [5, 6].

В рамках теории Э.Л. Деси и Р.М. Райана человек выступает как активный деятель, способный эффективно использовать присущие ему биологические, психологические и социальные свойства для достижения поставленной цели даже в условиях ограничений, накладываемых текущей ситуацией. Это связано с тем, что он обладает тремя базовыми психологическими потребностями, которые являются врожденными по своей природе: потребностью в самодетерминации (или автономии), потребностью в компетентности и потребностью в близких отношениях с другими людьми. Потребность в самодетерминации включает стремление человека самостоятельно контролировать собственные действия и поведение, а также быть их независимым инициатором [2, 3]. Ее удовлетворение тесным образом связано с двумя остальными и не может быть достигнуто без них. Например, в рамках экспериментальных исследований подростки с высоким уровнем самодетерминации отмечали, что их взаимоотношения с родителями являются доверительными и дружескими, а сами родители охотно интересуются их деятельностью, но при этом предоставляют им достаточное количество свободы в действиях [3, 7, 8].

Самодетерминация выступает не только как потребность, но и как качественная характеристика поведения человека. Под самодетерминацией понимают способность человека выбирать и делать выборы, чувствовать себя, а не подкрепления, стимулы или какие-то иные силы, которые также могут выступать в качестве детерминант его поведения [5]. При этом именно человек, его убеждения, желания и стремления выступают источником и причиной его поведения, а успехи или неудачи в действиях объясняются эффективностью саморегуляции. Это свидетельствует о большой роли внутреннего локуса контроля и воли в обеспечении самодетерминации поведения. Ее отличительной особенностью является гибкость человека в управлении и взаимодействии между собой и окружением, т. е. человек способен таким образом выстроить поведение в

конкретных условиях, чтобы действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями и достичь поставленной цели. Самодетерминация может включать в себя как осуществляемый человеком контроль собственного окружения или результатов действий, так и выбор прекращения этого контроля. Эмпирическими критериями самодетерминации выступают такие психологические характеристики, как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действий, ощущение себя свободным, а также отдельные психолингвистические индикаторы (преобладание в речи глагола «хочу» над «должен») [2, 3, 5].

Становление самодетерминации способствует формированию внутренней мотивации, которая является основой автономного, неадаптивного поведения человека, повышению уровня сложности выполняемой задачи, гармонизации отношений с другими людьми, а также понижению уровня стресса. Автономное поведение позволяет человеку стать подлинным, аутентичным и действовать в соответствии с собственным Я.

Кроме того, возможность самодетерминации в той или иной сфере жизнедеятельности человека (профессиональная, учебная деятельность, процесс лечения) создает условия для достижения им высоких результатов и укрепления его психологического благополучия.

Например, Э. Л. Деси экспериментально установил, что поощрение руководством автономного, неадаптивного поведения менеджеров среднего звена способствует росту эффективности их деятельности, а также удовлетворенности условиями их труда. Подобные результаты были получены им на выборке банковских работников.

Дж. Вильямс на основе данных многочисленных экспериментов пришел к выводу, что если медицинский персонал поликлиники оценивается пациентами как поддерживающий их автономное поведение, то процесс лечения протекает гораздо успешнее [9], поэтому, с точки зрения Э. Л. Деси и Р. М. Райана, самоде-терминация необходима для поддержания здоровья. Напротив, отсутствие самодетерминации может привести к различным негативным последствиям (например, физическая и вербальная агрессия, чувство беспомощности) [5].

Для нас принципиально важным оказывается мнение о природе феномена самодетерминации, которое было сформулировано отечественными психологами Е. Р. Калитеевской и Д. А. Леонтьевым. Они отмечают, что самодетерминация предполагает активность личности по отношению к внешнему миру и собственным психологическим процессам, но при этом она не является врожденной потребностью, как это утверждается Э. Л. Деси и Р. М. Райаном. Ее становление происходит в процессе психического развития человека на основе постепенно формирующихся и сближающихся друг с другом стремления к свободе (как готовности человека к активным действиям) и ответственности (как высшей формы саморегуляции) в его поведении. Ключевым периодом в рамках этого процесса выступает подростковый возраст, поскольку на данном этапе паттерны свободы и ответственности объединяются, образуя высший уровень саморегуляции — самоде-терминацию [7, 8].

Кроме того, Д.А. Леонтьев отмечает, что самодетерминация выступает важным компонентом личностного потенциала. Под личностным потенциалом он рассматривает «системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе ее способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» (Цит. по: [5.

С. 219]). В психологии достаточно сложным является вопрос о параметрах личностного потенциала человека. В работах разных авторов приведены различные точки зрения. Однако личностный потенциал может быть оценен по наличию у человека личностных качеств, необходимых для выполнения какой-либо деятельности и достижения значимых результатов. Самодетер-минация позволяет человеку согласовать имеющиеся у него ресурсы, к числу которых могут быть отнесены способности, личностные черты, нераскрытые возможности и задатки для организации собственной жизнедеятельности в целом и достижения поставленной цели в частности [5].

Нами было проведено исследование, целями которого выступили оценка уровня самодетерминации и выявление взаимосвязи самодетерминации с основными параметрами личностного потенциала современных молодых людей. Основным методом оценки самоде-терминации испытуемых выбрана шкала самодетерми-нации (Е.Н. Осин) [10]. Для изучения параметров личностного потенциала традиционно использовались опросник самоорганизации деятельности (ЕЮ. Мандри-кова), тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой), шкала «Удовлетворенность жизнью» (Э. Динер, адаптированная

Е.Н. Осиным), шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптированная О. Кравцовой) [11, 12]. Также в данном исследовании была применена модификация методики диагностики ценностных ориентаций «Якоря карьеры» (Э. Шейн, адаптированная В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой). Модификация заключалась в изменении (после проведенного факторного анализа результатов тестирования большой выборки людей) некоторых ключей к шкалам методики и выделению двух оригинальных шкал — ориентации на «свободу для» и на «свободу от» [13].

В исследовании приняли участие 113 человек в возрасте 18-32 года (студенты, аспиранты и выпускники вузов). Полученные в рамках эксперимента данные были занесены в электронную базу и обработаны с помощью методов описательной статистики (расчет средних значений, стандартного отклонения), корреляционного (г-коэффициент Пирсона) и факторного анализа (метод главных компонент с последующим Уагі-тах погта^её-вращением). Основные расчеты были произведены с помощью программы 8іа1^іса 5.0.

Средние значения и стандартные отклонения по основным показателям шкалы самодетерминации оказались следующими: «аутентичность» (16,26±2,98), «самовыражение» (10,52±2,84), «воспринимаемый выбор» (18,37±3,67), «общий показатель самодетерминации» (15,05±2,48). Полученные нами результаты превосхо-

дят соответствующие стандартные значения для этой методики [10]. Это свидетельствует о том, что современные юноши и девушки стремятся реализовать собственный потенциал в ходе деятельности и раскрыть собственные возможности. При принятии решений они склонны согласовывать собственные стремления и требования текущей ситуации, контролировать процесс выполнения деятельности, а в случае возникновения трудностей анализировать допущенные ошибки.

Для проверки наличия связи между самодетермина-цией и параметрами личностного потенциала нами был проведен корреляционный анализ. В итоге мы обнаружили ряд значимых корреляций. Так, были выявлены положительные взаимосвязи между шкалой «самоценность» методики определения базисных убеждений Р. Янов-Бульман и всеми показателями шкалы самоде-терминации: «аутентичность» и «самоценность» (г = = 0,53 при р = 0,000), «самовыражение» и «самоценность» (г = 0,47 при р = 0,000), «воспринимаемый выбор» и «самоценность» (г = 0,36 при р = 0,000), «общий показатель самодетерминации» и «самоценность» (г = = 0,57 при р = 0,000). Значит, сложившееся в детстве осознание современными молодыми людьми собственной компетентности, значимости для других людей и возможности небольшого везения может способствовать принятию ими решений на основе своей внутренней системы убеждений, актуализации желания реализовать себя в определенной сфере, а также оставаться подлинным, аутентичными в общении с другими людьми. Кроме того, показатель «самовыражение» по шкале самодетерминации положительно коррелировал со шкалами «благосклонность мира» (г = 0,30 при р = 0,005). Можно сделать вывод, что современные юноши и девушки воспринимают окружающий их мир как позитивно настроенный по отношению к ним, а подобные убеждения, как правило, инициируют саморазвитие и поиск подходящих сфер жизнедеятельности для самореализации [10].

Также были выявлены значимые взаимосвязи между суммарным индексом шкалы базисных убеждений и параметрами «аутентичность» (г = 0,33 при р = 0,000), «самовыражение» (г = 0,40 при р = 0,000) и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,39 при р = 0,000). В связи с этим можно сделать вывод, что переживание молодыми людьми чувства психологической безопасности помогает им в построении автономного, сверх-адаптивного поведения, направленного на достижение поставленных целей и раскрытие новых возможностей.

Между основными параметрами по шкале самоде-терминации и показателями по опроснику самоорганизации деятельности были выявлены следующие значимые корреляции. Так, шкала «целеустремленность» (ОСД) положительно коррелирует со шкалами «самовыражение» (г = 0,49 при р = 0,000) и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,43 при р = 0,000).

Таким образом, наличие целей у современных молодых людей способствует их самораскрытию в процессе деятельности, а также самодетерминации в целом. В свою очередь, стремление молодых людей выстраивать свою деятельность, исходя из собственной системы убеждений, желаний и стремлений, брать на себя ответственность за поступки и принятые решения

позволяет им шаг за шагом приближаться к намеченной цели. Этот факт подкрепляют положительная корреляция между шкалами «настойчивость» (ОСД) и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,30 при р = 0,003), а также положительные зависимости между индексом целеустремленности (как среднеарифметическое шкал «целеустремленность» и «настойчивость» ОСД) и всеми показателями по шкале самодетермина-ции: индекс целеустремленности и «аутентичность» (г = 0,34 при р = 0,000), индекс целеустремленности и «самовыражение» (г = 0,46 при р = 0,000), индекс целеустремленности и «воспринимаемый выбор» (г = 0,31 при р = 0,001), индекс целеустремленности и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,46 при р = 0,000).

Интересно отметить, что отсутствовали значимые связи между показателями самодетерминации и индексом «рациональность», который вычислялся как среднеарифметическое трех шкал: «склонность к планированию», «фиксация на процессе» и «склонность к самоорганизации деятельности». По-видимому, само-детерминация молодых людей и их рациональное отношение к своей деятельности, в отличие от склонности ставить и достигать цели, еще не в полной мере связаны друг с другом в силу возраста. Тем не менее общий суммарный балл ОСД оказался в прямой зависимости с параметрами «аутентичность» (г = 0,30 при р = 0,002), «самовыражение» (г = 0,39 при р = 0,000) и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,39 при р = 0,000). Следовательно, наличие у современных юношей и девушек умения ставить цели, планировать стратегии их достижения и настойчиво их добиваться, организовывать собственную деятельность с помощью внешних средств и преодолевать возникающие трудности может в разной степени комбинироваться с их способностью к самодетерминации, усиливая их личностный потенциал.

Основные показатели по шкале самодетерминации были сопоставлены с суммарным баллом по тесту жизнестойкости С. Мадди. В итоге были выявлены положительные корреляции между следующими переменными: общий показатель жизнестойкости и «аутентичность» (г = 0,49 при р = 0,000), общий показатель жизнестойкости и «самовыражение» (г = 0,60 при р = 0,000), общий показатель жизнестойкости и «воспринимаемый выбор» (г = 0,37 при р = 0,000), общий показатель жизнестойкости и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,61 при р = 0,000). Это указывает на то, что высокая жизнестойкость современных молодых людей может способствовать формированию у них склонности к самодетер-минации, стремления руководствоваться собственной «системой координат» в процессе деятельности и коммуникации с другими людьми.

В отношении суммарного показателя по шкале удовлетворенности жизнью и основных переменных по шкале самодетерминации были выявлены следующие значимые взаимосвязи: «удовлетворенность жизнью» и «аутентичность» (г = 0,37 при р = 0,000), «удовлетворенность жизнью» и «самовыражение» (г = 0,60 при р = 0,000), «удовлетворенность жизнью» и «общий показатель самодетерминации» (г = 0,41 при р = 0,000). Это на примере современных молодых людей подтверждает основные положения позитивной психоло-

гии о том, что самодетерминация, автономное поведение и самовыражение в значимой деятельности способствуют удовлетворенности жизнью [5].

При анализе связей между показателями самоде-терминации и ценностными ориентациями в деятельности в выборке молодых людей нами была выявлена только одна значимая связь. Как оказалось, показатель «самовыражение» шкалы самодетерминации положительно коррелирует с показателем ориентации на «вызов» методики «Якоря карьеры» (г = 0,32 при р = 0,001). Это означает, что молодые люди с высоким стремлением к самовыражению более склонны воспринимать неординарные жизненные события и проблемы в качестве личного «вызова». Подобные «события-вызовы», очевидно, инициируют их активность и направляют деятельность, позволяя накапливать жизненный опыт и усиливать собственный потенциал.

В фактор 1, который объясняет 24,62% дисперсии, вошли переменные «общий показатель самодетерми-нации» (0,83), «базисные убеждения (общий индекс)» (0,57), «удовлетворенность жизнью» (0,65), «жизнестойкость» (0,85), индекс целеустремленности (0,68). Очевидно, что фактор 1 отражает структуру личностного потенциала молодых людей, компоненты которой взаимосвязаны друг с другом. Это совпадает с результатами, представленными нами ранее [11, 12, 14]. При этом в свете представлений Е. Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьева [5, 7] можно утверждать, что убежденность в позитивной природе мира, чувство психологической безопасности, уверенность в собственной компетентности и значимости для других людей, а также желание активно действовать и преодолевать возникающие трудности может стать основой для самоде-терминации современных молодых людей.

Фактор 2 объясняет 15,12% дисперсии и включает несколько ценностных ориентаций, определяемых по методике «Якоря карьеры»: «ориентация на предпринимательство» (0,59), «ориентация на свободу для» (0,78) и «ориентация на свободу от» (0,70). Объединение этих признаков позволяет сделать вывод, что для части современной молодежи предпринимательство, которое ориентирует их деятельность, может специфически комбинироваться с ориентацией на «свободу» (возможность достичь свободы). Вероятно, что такая комбинация может быть связана со специфическим жизненным стилем предпринимателя (см. далее интерпретацию фактора 4).

Важно, что стремление реализовать собственные возможности может обеспечивать современным молодым людям с высокой ориентацией на «вызов» способность решать на высоком уровне достаточно сложные задачи, что может, например, быть значимым для научной, инновационной и предпринимательской деятельности.

Для получения дополнительных фактов о наличии взаимосвязи между самодетерминацией и основными параметрами личностного потенциала нами был проведен факторный анализ с помощью метода главных компонент и последующей ротацией факторов Уагі-тах-погта^её. В процедуру факторизации были включены 11 переменных. В итоге было выделено 4 фактора, объясняющих 66,02% дисперсии (таблица). При анализе факторных нагрузок переменных были учтены значения выше 0,5.

Фактор 3, общая доля дисперсии которого составляет 12,64%, объединяет две переменные: общий индекс «базисных убеждений» (0,52) и показатель «ориентация на “служение”» (0,83). В связи с этим можно сделать предположение о том, что убежденность современных молодых людей в благосклонности и доброжелательности окружающего мира и других людей, которая формируется в детстве, способствует укреплению их ценностной ориентации на служение другим людям, оказание им помощи и поддержки.

Фактор 4 объясняет 13,64% общей дисперсии и включает в себя следующие переменные: индекс рациональности (0,59), «ориентация на вызов» (0,67) и «ориентация на предпринимательство» (0,53). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что у части молодых людей ориентация на предпринимательскую деятельность может комбинироваться с рациональным отношением к деятельности и ориентацией на «вызов». Это может представлять собой еще один специфический стиль предпринимательской активности, который, по нашему мнению, соответствует западной культуре и ментальности. Это рационально и прагматично ориентированный стиль, сочетающий склонность к планированию, преодолению трудностей и работе на пределе своих возможностей. Как пишет Д.А. Леонтьев, «в этой культурной модели цели и желания человека конкретны и заданы, не подлежат проблематизации» [5. С. 119].

Учитывая выявленные факторы, мы предполагаем, что высокий личностный потенциал у молодых людей

Результаты факторного анализа

Показатели Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Общий показатель самодетерминации 0,8308 0,0100 0,0957 -0,0944

Базисные убеждения (общий индекс) 0,5653 0,0270 0,5167 0,0837

Удовлетворенность жизнью 0,6470 0,1386 0,2388 0,0478

Жизнестойкость 0,8472 -0,0853 0,0551 0,3070

ОСД: Индекс целеустремленности 0,6818 -0,1962 -0,2804 0,4708

ОСД: Индекс рациональности 0,2189 -0,3558 0,2582 0,5927

ЯК: Ориентация на служение 0,1281 -0,0285 0,8299 0,2037

ЯК: Ориентация на вызов 0,0938 0,1643 0,3519 0,6748

ЯК: Ориентация на предпринимательство -0,0020 0,5865 -0,2624 0,5341

ЯК: Ориентация на свободу для -0,0963 0,7838 0,1580 0,0953

ЯК: Ориентация на свободу от 0,1192 0,6962 -0,0526 -0,1559

Бхр1.Уаг 2,7078 1,6632 1,3905 1,5009

Ргр.ТоИ 0,2462 0,1512 0,1264 0,1364

Примечание. ОСД — опросник самоорганизации деятельности; ЯК — методика «Якоря карьеры».

может сочетаться с различными ценностными ориентациями, на что мы уже указывали в своих более ранних работах [12, 14].

Таким образом, проблема самодетерминации является одной из наиболее актуальных для современной психологической науки [5]. В ходе экспериментального исследования было установлено, что современным молодым людям свойственно высокое стремление к само-детерминации. Ее показатели коррелируют с жизнестойкостью, целеустремленностью, базисными убеждениями и удовлетворенностью жизнью, которые мы рассматриваем в качестве основных компонентов лич-

ностного потенциала. Как свидетельствуют результаты факторного анализа, самодетерминация входит в его структуру и может сочетаться с разными ценностными ориентациями на деятельность. Очевидно, что самоде-терминация является такой характеристикой, которая может способствовать реализации современных молодых людей в профессиональном и карьерном плане, обеспечивая их конкурентоспособность. Она может оказывать положительное влияние на раскрытие личностного потенциала юношей и девушек, поскольку в итоге позволяет им выйти из-под власти обстоятельств и собственных потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛеонтьевД.А. Психология свободы. URL: http://i-psy.ru/content/view/87/119/

2. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл ; Академия, 2006. 336 с.

3. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 343 с.

4. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования:

электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru

5. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 679 с.

6. Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.

7. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. №

3. С. 49-55.

8. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородина И.И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии.

2007. № 2. С. 68-80.

9. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические иссле-

дования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru

10. Osin E., Boniwell I. Self-determination and well-being. Poster presented at the Self-Determination Conference. Ghent, Belgium, 2010.

11. Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник ТГУ. 2010. № 338. С. 156-159.

12. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у

современной вузовской молодежи // Психология обучения. М. : СГУ, 2010. Вып. 12. С. 77-88.

13. Богомаз С.А. Модификация методики диагностики ценностных ориентаций «Карьерные ориентации» // Сибирский психологический журнал. В печати.

14. Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 48-51.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 февраля 2012 г.

cyberleninka.ru

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ — Большой психологический словарь

(англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

gufo.me

Теория самодетерминации

ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ (англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). Теория самодетерминации постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в Теории самодетерминации понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)


Похожие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:



psychologiya.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *