Самодетерминации теория: Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана

ПОНЯТИЕ «ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ И ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ — доклад на конференции

Аннотация доклада:

В отечественной психологии проводится все больше исследований с использованием понятия «внутренняя мотивация» (ВМ) в русле подхода теории самодетерминации Р.Деси и Э.Райна (Гордеева, 2013), и поэтому важно осмыслить его специфику по сравнению с аналогичным понятием из деятельностной теории учения. Для теории самодетерминации Деси и Райна (Ryan & Deci, 2000) в понятии ВМ наиболее важно наличие трех базовых потребностей: 1) автономность, 2) компетентность и 3) «связанность». ВМ на эмпирическом уровне характеризуются удовольствием и интересом к осуществляемой деятельности. Характерно, что компонентный состав и методы диагностики МВ по теории самодетерминации инвариантны по отношению к разным деятельностям, и поэтому с позиций данного подхода нельзя выделить содержательную специфику ВМ учебной деятельности. Например, при таком подходе сложно отличить учебную и творческую направленности в обучении, тогда как дифференциация этих направленностей представляется важной (Ромащук, Котова, 2013).

Теория самодетерминации соответствует модели школы или вуза по типу «супермаркета» (Shopping Mall), когда идеалом становятся ощущение учащимся самодетерминированности учебного процесса, а содержание обучения отходит на второй план (Акерлоф, Крентон, 2011). Данный подход вызывает у самих американских специалистов системы образования все большую критику со стороны издержек в содержании обучения (там же), а сам подход представляет собой частный вариант идеала обучения, описанный в гуманистической психологии (Роджерс, Фрайберг, 2002). Таким образом, теория самодетерминации, отвлекаясь от содержания деятельности, выделяет формально-динамические (в терминах К.Левина) характеристики ВМ. Тема самостоятельности учащегося в деятельностной теории учения изначально была поставлена П.Я.Гальпериным при анализе третьего типа обучения, но в дальнейшем особо детально разрабатывалась представителями теории развивающего обучения в связи с понятиями «умение учиться» и «учебная самостоятельность» (Цукерман, Венгер, 2010.
). Эти понятия предполагают особое содержание учебной деятельности (Давыдов, 1996) и специфические формы обучения (Цукерман, 2000). Наиболее важное различие в понимании ВМ сосредоточено в разном понимании характеристики «внутренняя». Для теории самодетерминации эта характеристика означает «внутренняя для человека», самостоятельная (самодетерминированная, автономная). Для деятельностного подхода характеристика «внутренняя» означает «внутренняя для деятельности» и связана с тезисом А.Н.Леонтьева о необходимости, но не обязательности совпадения смыслообразующего мотива с содержанием деятельности. Соответственно, для теории учебной деятельности ВМ это не любая мотивация, которая позволяет учиться с удовольствием и интересом. Наибольшее расхождение с теорией самодетерминации связано с темой формирования ВМ. Если в теории самодетерминации основной акцент ставится на переходах между разными видами внешней мотивации к большей автономности, то в теории развивающего обучения в качестве основного используется способ «перевода» ВМ из одного содержания в другое.
В теории самодетерминации детализируются виды внешней мотивации, этапы ее интериоризации, тогда как в теории развивающего обучения детализируются, наоборот, этапы развития ВМ конкретной деятельности (учебной). Изначально технология «перевода» ВМ на новое содержание была апробирована в формирующей серии исследования А.Н.Леонтьева и А.Н.Розенблюма (1999). Специально проектируемые трудности, возникающие при запуске авиамоделей, рассматривались Леонтьевым как средство перехода от практической к учебно-познавательной деятельности (выполняемыми одинаково с удовольствием и интересом). В дальнейшем идея формирования ВМ учебной деятельности посредством особых преград была воплощена в технологию последовательного формирования разных типов учебных задач (Репкин, Репкина, 1997).

САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Черный

1. Deci E.L. The psychology of self-determination. Toronto: Lexington Books, 1980. 480 p.

2. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. № 11. P. 227–268.

3. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Е. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 103–122.

4. Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Гордеева Т.О. Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организаций // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 1. С. 8–29.

5. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4. С. 11–14.

6. Deci E.L., Connell J.P., Ryan R.M. Self-determination in a work organization // Journal of Applied Psychology. 1989. Vol. 74. № 4. P. 580–590.

7. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 5. С. 9–13.

8. Baard P.P., Deci E.L., Ryan R. M. Intrinsic need satisfaction: a motivational basis of performance and well-being in two work settings // Journal of Applied Social Psychology. 2004. Vol. 34. P. 2045–2068.

9. Knee C.R., Zuckerman M. Causality orientations and the disappearance of the selfserving bias // Journal of Research in Personality. 1996. Vol. 30. P. 76–87.

10. Vansteenkiste M., Neyrinck В., Niemiec C., Soenens В., Witte F.L., Broeck A. On the relations among work value orientations, psychological need satisfaction and job outcomes: a self-determination theory approach // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2007. Vol. 80. P. 251–277.

11. Gagne M., Deci E.L. Self-determination theory and work motivation // Journal of organizational Behavior. 2005. Vol. 26. P. 331–362.

12. Broeck D., Vansteenkiste M., Witte H., Lens W. Explaining the relationships between job characteristics, burnout, and engagement: the role of basic psychological need satisfaction // Work & Stress. 2008. Vol. 22. № 3. P. 277–294.

13. Koestner R., Gingras I., Abutaa R., Hosier G.F., DiDio L., Gagne M. To Follow Expert advice when making a decision: an examination of reactive versus reflective autonomy // Journal of Personality. 1999. Vol. 65. № 5. P. 851–872.

14. Gagne M., Koestner R., Zuckerman M. Facilitating acceptance of organizational change: the importance of self-determination // Journal of Applied Social Psychology. 2000. Vol. 30. № 9. P. 1843–1852.

15. Gagne M., Forest J. The study of compensation systems through the lens of self-determination theory: reconciling 35 years of debate // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. № 3. P. 225–232.

16. Sheldon K.M., Niemiec C.P. It’s not just the amount that counts: Balanced need satisfaction also affects well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. P. 331–341.

17. Stone D., Deci E., Ryan R. Beyond talk: Creating autonomous motivation through hself-determination theory // Journal of General Management. 2009. Vol. 34. P. 75–91.

18. Bono J.E. Self-determination at work: the motivational effects of transformational leaders. Information and Learning dissertation. Iowa: University of Iowa, 2001. 150 p.

19. Guay F., Senecal C., Gauthier L., Fernet С. Predicting career indecision: a self-determination theory perspective // Journal of Counseling Psychology. 2003. Vol. 50. № 2. P. 165–177.

20. Di Domenico S., Fournier M. Socioeconomic status, income inequality, and health complaints: a basic psychological needs perspective // Social Indicators Research. 2014. Vol. 119. P. 1679–1697.

21. Senecal C., Vallerand R., Guay F., Antecedents and outcomes of work-family conflict: toward a motivational model // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol. 27. № 2. P. 176–186.

Что такое теория самоопределения (SDT) и почему это важно?

Самоопределение — это теория мотивации человека, разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Мотивация в данном контексте — это то, что побуждает нас действовать. [1] Теория рассматривает присущую человеку позитивную тенденцию к росту и выделяет три основные потребности, которые способствуют этому росту. Этими потребностями являются Автономия, Компетентность и Связь.

Компетенция — Потребность в том, чтобы наше поведение было реализовано эффективно (чтобы чувствовать, что мы хорошо поработали). [2]

Автономия – Необходимость воспринимать поведение как добровольное и «… рефлективно самоодобряемое» [2] (чувствовать, что мы контролируем то, что делаем).

Родственность – Потребность «…взаимодействовать, быть на связи и испытывать заботу о других» [3] (иметь значимые отношения и взаимодействие с другими людьми).

Вот почему эти потребности так важны: SDT выделяет два типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Три потребности способствуют внутренней мотивации. Этот тип мотивации инициирует «поведение ради самого себя», потому что оно по своей сути приносит удовлетворение или привлекает. [1][4] Та врожденная человеческая склонность двигаться к росту, о которой упоминалось ранее, по сути является внутренней мотивацией.

С другой стороны, внешняя мотивация инициирует поведение ради получения вознаграждения (подробнее об этом позже) или достижения внешней цели. Хотя внешняя мотивация не приводит к автоматическому удовлетворению трех основных потребностей, SDT определяет различные типы внешней мотивации, которые могут (через процесс, называемый интернализацией) в конечном итоге обеспечить их поддержку. [5]

Вернемся к идее вознаграждения. В рамках этой концепции внешней мотивации есть как внешнее, так и внутреннее вознаграждение.

Внешнее вознаграждение может быть материальным, например, повышение зарплаты. Внутреннее вознаграждение неосязаемо и является внутренним, как получение признания через похвалу от вашего босса. Полезно понимать это различие, потому что внутреннюю мотивацию легко спутать с внутренней наградой. Простой способ запомнить это состоит в том, что мотивация всегда связана с поведением или деятельностью, а вознаграждение всегда является результатом. Таким образом, вознаграждения (будь то внутренние или внешние) относятся к внешней мотивации.

Как все это можно применить к мотивации труда?

Твердое понимание теории самоопределения бесценно в контексте оптимизации производительности труда, а также удовлетворения от работы. SDT часто применяется на рабочем месте, и была обнаружена очень реальная связь между рабочей средой, которая поддерживает три основные потребности, и положительными результатами, связанными с работой. [6] Теория может помочь работодателям понять, как лучше всего развивать и вовлекать своих людей, а также может помочь людям понять, как они могут добиться профессионального успеха.

Чтобы связать все это воедино, обширные исследования в области SDT показали, что изучение различных типов мотивации и того, как они поддерживают три основные потребности (автономность, связанность и компетентность), имеет решающее значение для способности человека расти и процветать. Это полезная информация во многих контекстах, включая профессиональный мир.

Узнайте, как использовать теорию самоопределения для оптимизации вашего рабочего места с помощью анализа персонала:

 

 

Ссылки

1. Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (н.д.). Дом. Получено 13 февраля 2018 г. с http://selfdeterminationtheory.org/

2. Niemiec, C.P., & Ryan, R.M. (2009). Автономия, компетентность и родство в классе: применение теории самоопределения к образовательной практике. Теория и исследования в области образования , 7 , 133-144.

3. Баумайстер Р.; Лири, М. Р. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень . 117: 497–529. дои: 10.1037/0033-2909.117.3.497. PMID 7777651.

4. Райан Р. (1995). Психологические потребности и содействие интегративным процессам. Журнал Личности. 63 : 397–427. doi :1111/j.1467-6494.1995.tb00501.x.

5. Райан Р. М. и Деси Э. Л. (2000). Внутренние и внешние мотивы: классические определения и новые направления. Современная педагогическая психология, 25 (1), 54-67. doi: 10.1006/ceps.1999.1020

6. Олафсен, А. Х. (2016). Последствия рабочего климата, удовлетворяющего потребности, на осознанность состояния в лонгитюдном анализе результатов работы. Мотивация и эмоции, 41 (1), 22-37. doi: 10.1007/s11031-016-9592-4. Поделиться этой публикацией

Введение в теорию самоопределения: подход к мотивации, развитию и благополучию

Об этом курсе

21 946 недавних просмотров

Теория самоопределения (SDT) — это эмпирически обоснованная теория мотивации и психологического развития, которая особенно сосредоточена на основных психологических потребностях, способствующих высокому уровню мотивации и хорошего самочувствия, и на том, как они удовлетворяются. поддерживается в социальных контекстах. SDT подробно описывает, как стили и стратегии мотиваторов, таких как родители, учителя, тренеры, менеджеры и медицинские работники, могут способствовать или подрывать вовлеченность и ее положительные последствия.

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Начальный уровень

Начальный уровень

Часов для завершения

Прибл. 21 час

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, английский, испанский

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Начальный уровень

Начальный уровень

Часов для завершения

Прибл. 21 час

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, английский, испанский

Instructor

Richard Ryan

Professor of Psychology, Psychiatry & Education

Clinical and Social Sciences in Psychology

61,230 Learners

1 Course

Offered by

University of Rochester

Университет Рочестера является одним из ведущих частных университетов страны. Университет, расположенный в Рочестере, штат Нью-Йорк, предоставляет исключительные возможности для междисциплинарного обучения и тесного сотрудничества с преподавателями благодаря своей уникальной кластерной учебной программе. Его Колледж, Школа искусств и наук и Школа инженерии и прикладных наук Хаджима дополняются музыкальной школой Истмана, Школой бизнеса Саймона, Педагогической школой Уорнера, Лабораторией лазерной энергетики, Школой медицины и стоматологии, Школой медсестер. , Институт здоровья полости рта Истмана и Мемориальная художественная галерея.

Reviews

4.8

Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

161 reviews

  • 5 stars

    87.85%

  • 4 stars

    7.94%

  • 3 stars

    2.20%

  • 2 зв.0098 Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

    by EHApr 8, 2021

    Настоящий поучительный и очень полезный курс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *