Самоисповедь это: САМОИСПОВЕДЬ | это… Что такое САМОИСПОВЕДЬ?

Урок обществознания по теме «Самопознание»

Цели:

  1. Раскрыть сущность самопознания, сложность и              глубину этого процесса.
  2. Формировать у учащихся умение объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми, толерантными.
  3. Развивать у детей наблюдательность, навыки самоанализа.

Оборудование: телевизор, DVD-плеер, мультимедийная установка, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, тест «Проверьте свои знания!», тест «Твоя самооценка»).

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Ф. Вийон

Ход урока

I. Организационный момент

На экране – первый слайд, звучит музыка.

— Добрый день, девочки! Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II. Изучение нового материала

План

  1. Самовосприятие. Этапы самопознания
  2. Самооценка
  3. «Я»-концепция
  4. Самоисповедь и внутренний монолог

1. Самовосприятие. Этапы самопознания

— Говоря о познавательной деятельности человека, мы использовали такие понятия, как «субъект познавательной деятельности» и «объект познавательной деятельности». Пользуясь иллюстрацией слайда, дайте определение этих понятий.

— А теперь попробуйте определить вид деятельности, ее субъект и объект. (Познавательная деятельность; деятельность субъекта направлена на самого себя; субъект и объект познавательной деятельности совпадают – это человек).

— Таким образом, этот урок мы посвятим познанию особого объекта – самих себя.

Мы постараемся сегодня раскрыть сущность самопознания, сложность и глубину этого процесса; будем учиться объективно характеризовать себя и адекватно оценивать других.

— Трудно не согласиться со словами французского поэта XV века Франсуа Вийона (обращаясь к эпиграфу, написанному на доске) – каждому человеку приходится всю жизнь, порой, не отдавая себе в том отчета, познавать самого себя, узнавать что-то новое.

Беседа о самопознании:

— Девочки, как вы думаете, когда начинается процесс самопознания? С какого возраста?

(В самом раннем детстве).

— Вы, наверное, слышали, что малышей нельзя подносить к зеркалу. Почему? Ведь он уже отлично узнает папу и маму, близких людей, радостно им улыбается…

(Ребенок не узнает себя и может испугаться).

— И вот наступает момент открытия, узнавания себя любимого! Вспомните, как это происходит, в чем выражается.

(Ребенок с особым удовольствием, с восторгом смотрит в зеркало, узнает себя (в первую очередь!) на фотографиях).

— Так с чего же начинается самопознание?

(С самоузнавания, выделения себя из внешнего мира).

— До двух — трехлетнего возраста главным источником знаний о самом малыше являются…(родители). В чем это выражается?

(Они дают ребенку имя, говорят что он мальчик, сынок, братик, внук и т.д.)

— А когда ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, какую знаменитую фразу он произносит?

(Я сам!)

— С этого времени ребенок начинает словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Как это бывает?

Итак, назовите первые этапы самопознания?

(1 – самоузнавание. 2 — способность словами характеризовать себя.)

Таким образом, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». И процесс этот продолжается всю жизнь.

2. Понятие самооценки

— Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Молодая царица, глядя в волшебное зеркало, задает ему вопрос. Какой? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех белее, всех румяней и милее?»). Так из чего же складывается, прежде всего, образ «Я» у молодых людей, у подростков?

(Из представлений о собственной внешности)

— Каждая из нас, глядя в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.

— А каково ваше отношение к самим себе, эмоциональное отношение к собственному образу — то есть ваша самооценка?

3. Тестирование

Я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Твоя самооценка. Какая она?» — возьмите листы оранжевого цвета — и суммировать набранное количество баллов.

Тестирование проходит на фоне музыкального клипа Ю. Савичевой «Если в сердце живет любовь».

— А теперь познакомьтесь с результатами и выслушайте советы.

Я желаю вам, как поется в песне, оставаться самими собой, но при этом, помогая природе, ухаживать за собой, поддерживая красоту лица и тела.

Самооценку можно выразить такой формулой:

— Прокомментируйте, пожалуйста, эту формулу с точки зрения математики. (С точки зрения математики, самооценка – это отношение успеха к притязанию. То есть наша самооценка зависит от величины успеха и притязания).

О видах самооценки (индивидуальное сообщение).

— Девочки, как, согласно формуле, повысить самооценку?

— А о чем всегда надо помнить, работая над самооценкой (нужно быть самокритичными)

4. Групповая работа

— Девочки, как вы думаете, а из чего еще, кроме оценки внешности, формируется наша самооценка?

(Наша самооценка формируется и из представлений о нас других людей. Из того, как они оценивают нашу внешность, наши поступки. )

А как вы думаете, легко ли дать адекватную оценку человеку по первому впечатлению? Красивыми у нас получаются люди, которые нам нравятся, а некрасивыми те, которых мы почему-то не любим. Мы неизбежно становимся субъективными. Особенно в ситуациях, когда сталкиваемся с непривычными взглядами, мнениями, ценностями, верованиями.

А мы ведь такие разные. И по внешности, и по взглядам, и по чувствам. Мы уникальны, неповторимы, и в то же время похожи.

Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, выполнить следующее задание:

— Внимательно рассмотрите девушку на экране. Поможет ли вам описание внешности девушки составить ее психологический портрет? План работы – у вас в рабочих листах дан. Какая группа будет наиболее внимательной?

Проверка выполнения: каждая группа зачитывает свой вариант, затем им предлагается вариант характеристики, выполненный школьным психологом.

— Так какая же пара оказалась самой внимательной?

5. Обобщающий вывод

— Какой вывод по проделанной нами работе вы можете сделать?

(Наша самооценка складывается не только из мнения о собственной внешности, но и из мнения о нас окружающих людей. Значение мнения окружающих в самопознании человека велико. Все мы разные и точки зрения у нас разные. Поэтому нужно быть терпимыми, толерантными к другим людям. Стараться не делать поспешных выводов о незнакомых людях.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Для того чтобы сохранить нашу красоту, осанку, я предлагаю немного отдохнуть, выполнив несколько движений.

6. «Я»-концепция и образ «Я»

— «Я» человека как объект познания – сложное и динамичное образование. «Я»-концепция (или образ «Я») – что это такое? Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его.

Для того чтобы лучше понять пути самопознания, представим себе наше сознание («Я») в виде круга, разделенного на четыре части.

(Комментарий слайда). Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

Подобное деление «Я» на 4 равные сектора в реальной жизни невозможно. Наша индивидуальность непременно создаст неравные секторы.

— Давайте попробуем выяснить то, что вы не знаете, а другие знают («Я» слепое).

В рабочих листах найдите задание № 4 и запишите в левый столбик все, что вам нравится в себе (нос, ухо, глаза, походка, черты характера и т.д.), а в правый столбик – все, что вам не нравится в себе.

Проверка:

— Какой столбик получился больше?

— Нравитесь ли вы себе?

У кого левый столбик получился больше – любит себя, у кого – правый, тот не очень хорошо к себе относится.

А может, он просто плохо себя знает?

Игра «Зеркало» как путь к «Я» открытому

— Сидящие в классе – это зеркало. Они называют все достоинства одноклассницы – помогают таким образом увидеть в себе хорошее, полюбить себя.

7. Вывод

Итак, наше «Я» состоит из нескольких частей. Мы отдаём предпочтение одной или другой стороне. Но наша сила, красота в единстве и многообразии нашего Я. Любите и принимайте себя такими, какие вы есть.

Будьте интересны себе и окружающим. Пусть у вас много будет разных «Я».

8. Самоисповедь и внутренний диалог

Важным средством познания себя является самоисповедь. Найдите в рабочих листах определение этого термина и прочитайте его. Как вы думаете, а когда человек приходит к этому? Самоисповедь помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует, в самом себе. Самоисповедь – это непростой шаг. Очень трудно быть честным перед самим собой, гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя.

— Рано или поздно каждый человек приходит к самоисповеди, задавая себе вопросы: Кто я? Что я? Какой я? Зачем я живу? И хорошо, если эти вопросы возникают в юности, молодости, когда у вас все впереди, и вы можете изменить себя, свое поведение, отношение к окружающим. Но бывает и так, как у героя повести В. Белова «Привычное дело» Ивана Африкановича, который прожил жизнь, не задумываясь, пил-гулял, родил 9 детей, не жалел жену-труженицу, а та, надорвавшись на домашней и колхозной работе, умирает в цвете лет. И только эта беда заставила Ивана Африкановича оглянуться назад, задуматься о своей беспутной жизни.

Чтение монолога

Иван Африканович сидел на могиле жены и смотрел на речку, на желтые ясные березы вдали.

«…Ты уж, Катерина, не обижайся… Не бывал, не проведал тебя, все то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать. Как без тебя живу? Так и живу, стал, видно, привыкать… Я ведь, Катя, и не пью теперече, постарел, да и неохота стало. Ты, бывало, ругала меня… Ребята все живы, здоровы. Катюшку к Тане да к Митьке отправили, Анатошка в строительном – этот уж скоро на свои ноги встанет… Ну, а Мишку с Васькой отдал в приют, уж ты меня не ругай… Не управиться бы матке со всеми-то. Худая стала, все говорит, что руки болят, да ведь и годы уж, ты, Катя, знаешь сама… Да ведь они санапалы у нас, двойники-то. Остались там, хоть бы им что. Картошку выкопал. Корову заведем новую, телушка у Мишки Петрова обошлась нынче, куплю телушку-то. Да. Вот, девка, вишь, как все обернулось-то… Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама… Вот один теперь… Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости. Худо мне без тебя, вздоху нет, Катя. Уж так худо, думал за тобой следом… А вот оклемался… А твой голос помню. И всю тебя, Катерина, так помню, что… Да. Ты, значит, за ребят не думай ничего. Поднимутся. Вон уж самый младший, Ванюшка-то, слова говорит… такой парень толковый и глазами весь в тебя. Я уж… да. Это, буду к тебе ходить-то, а ты меня и жди иногда… Катя… Ты, Катя, где есть-то? Милая, светлая моя, мне-то… Мне-то чего… Ну… что теперече… вон рябины тебе принес… Катя, голубушка…»

Иван Африканович весь задрожал. И никто не видел, как горе пластало его на похолодевшей, не обросшей травой земле, — никто этого не видел.

(В. Белов Привычное дело// Русская проза XX века. – с.388)

— Как горько, что раскаяние пришло к Ивану Африкановичу так поздно, когда ничего уже исправить нельзя.

Я желаю, чтобы ваша жизнь сложилась счастливо, и вам никогда не было бы стыдно и больно за свои поступки. Пусть все у вас сложится хорошо!

III. Закрепление.

А в конце урока я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив небольшой тест «Проверьте свои знания».

IV. Запись домашнего задания

V. Итог урока.

Приложение 1. Раздаточный материал.

Приложение 2. Презентация

Использованная литература, источники

  1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 – 11 кл./ Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2004.
  2. Учебное электронное издание по курсу «Обществознание», разработанное компанией «Новый диск» по заказу компании «Марис». 2003, ООО «Марис», ЗАО «Новый диск»
  3. Элективные курсы. История, обществознание, право (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2006

Самопознание и развитие личности — презентация онлайн

Тема урока:
Самопознание
и развитие личности
План урока:
1.Самосознание и самопознание
2.Роль самооценки в формировании
личности
3.Самоисповедь как средство познания
своего Я
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть,
что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
Самосознание – определение
человеком себя как личности,
способной принимать
самостоятельные решения,
вступать в определенные
отношения с другими людьми
и природой.
Самопознание – изучение
личностью собственных
психических и физических
особенностей.
Виды
самопознания
Опосредованное
Непосредственное
Совершается путем
анализа собственной
деятельности
Выступает в форме
Самонаблюдения
Фазы самопознания
Фаза
Возрастные
рамки
Характерные особенности
Пассивная фаза 3 – 8 мес.
Познание направлено на
внешний окружающий мир,
познание своего Я
Активная фаза
Большое внимание уделяется
внешнему образу, облику, одежде,
физической подготовке
Внимание переключается к
внутренней сущности, поиску
места, смысла в жизни,
самореализации
12 – 15 лет
20 – 30 лет
Фаза падения
60 – 70 лет
Считает, что знает о себе все,
отчего к самопознанию
отношение второстепенное

8. «Автопортрет» практическая работа

Первый этап. На отдельном листе напишите
краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах,
увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков,
по которым вас можно узнать! Все описания
сдаются учителю.
Второй этап — анализ работы.

9. «Я» и окружающий мир

Внешность человека оказывает влияние на восприятие
человека другими людьми
Что такое самооценка?
«Никто не может приобрести низкую самооценку в
изоляции.
И никто из нас не в состоянии изменить ее в
одиночестве».
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих
возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими,
его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и
неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность
деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка
Я — идеальное
Я — реальное
Я–
воспринимаю
сам себя
Я–
глазами окружающих
Мотивы
обращения
к самооценке
Понимание
себя
(поиск точных
знаний о себе)
Повышение
собственной
значимости
(поиск
благоприятных
знаний о себе)
Самопроверка
(соотнесение
собственных
знаний о себе
с оценками
своей личности
окружающими)
Тест на выявление уровня самооценки.
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл;
б) иногда — 3 балла.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из
разговора — 1 балл.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5
баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;
в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет
одобрить или утешить — 3 балла.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное — 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4
балла;
в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение
заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
8. Задевает ли вас, когда ваши знакомые и друзья добиваются большего успеха, чем
вы?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) иногда — 3 балла.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да — 5 баллов;
б) нет — 1 балл;
в) не знаю — 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой — 1 балл;
б) желтый — 3 балла;
в) красный — 5 баллов.
Подсчет баллов
50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность
доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам
безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других.
Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но
не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе
относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты
теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут
календари». А жаль…
37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять.
Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного
характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и
окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас
нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником
силы и, что самое главное, не за счет других.
23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и
неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей
внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто
внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен?
Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя,
уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
Как поднять самооценку: 7 советов
1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное
преимущество. Нет ничего высокоморального в застарелых тараканах и
застенчивости. Вы должны понять и глубоко принять эти слова – они сами по себе
добавят вам уверенности, повысят самооценку. Наше сознание работает на нас!
2. Совет от Бодо Шефера: ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы
5 вещей, которые удались вам «на отлично». Заносите в него даже незначительные
успехи каждый день. Повторение – мать учения, таким образом вы убедите свое
подсознание, что вы – ого-го!))) И самооценка пойдет вверх.
3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и
требует твердой воли. Например, начните бегать по утрам или изучать иностранный
язык.
(Кстати. Еще один очень полезный «навык» в мышлении успешного человека
заключается в том, что его занятия служат сразу многим целям. Бегая по утрам, мы
поднимаем самооценку, заботимся о здоровье и настраиваемся на продуктивный
день. Очень важно осознавать это! Тогда вы будете чувствовать, что жизнь более
полна и более успешна, а значит, это на самом деле придет в жизнь! Кроме того,
такое мышление позволяет добиваться отличных результатов в других сферах, не
только в саморазвитии и области психики. В бизнесе, например.)
4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может,
тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;))) Успешный человек с
адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки.
5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу. Потом уйдет
энтузиазм, пропадет уверенность – и что в итоге? Разочарование от очередной
мертворожденной идеи (самооценка падает ниже плинтуса…) и растраченное впустую
время на бесплодное мечтание. Задумал – сделал. Задумал – сделал.
6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе
испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. Подтверждения –
это костыли для самооценки. Уверенный в себе человек и так знает, что он может чуть
меньше, чем ВСЕ.
7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично.
Расслабьтесь! (последний совет спер из какого-то глянцевого журнала, но мне
нравится;)
Успешного подъема и адекватной самооценки!
Основные
формы
самонаблюдения
Личные дневники
Анкеты
Тесты

19. Самоисповедь и самооценка.

Опыт на будущее
дневник
Облегчение
Уяснение ситуации
Самоисповедь-полный внутренний отчет
перед самим собой.

20. Самоисповедь и самооценка.

«Я» сложно и противоречиво, подвергает само себя оценке и осмыслению
Особенности самопознания:
• направлено на самого познающего, как на
внешний облик, так и на внутреннюю
сущность;
• присутствует субъективность;
• большое значение в познании собственного
Я имеет точка зрения и оценка окружающих;
• происходит на индивидуальном уровне в
течение всей жизни;
• присутствует творческое Я (стремление
субъекта к самосовершенствованию).
Темы для написания ЭССЕ:
• «Только тот постигает истину, кто
внимательно изучает природу, людей
и самого себя»
(Н.Н.Пирогов)
• «Человек – это знание, которое познает
самое себя»
(Е.Евтушенко)

Я прорвался в XXI век — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана

15 июля абонемент провел для сотрудников Управления МВД Республики Калмыкия по городу Элиста информационный час, посвященный памяти Е. Евтушенко.

18 июля исполнилось бы 90 лет Евгению Александровичу Евтушенко – поэту, прозаику, одному из признанных «властителей дум» России XXвека.

Его имя стало символом времени и символом поэзии. Поэту Евгению Рейну принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России».

Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

Откуда родом я? Я с некой сибирской станции Зима, где запах пороха и снега и запах кедров и зерна.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. С 1951 по 1954 годы учился в литературном институте, из которого был исключен за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Первый сборник стихов «Разведчики грядущего» вышел в 1952 году.

В 1956 году 23-летний поэт заявил о себе настолько громко и впечатляюще, что был услышан всеми, а сказанное в те далекие годы звенит в ушах и по нынешний день:

Я разный – я натруженный и праздный,

я целе-и нецелесообразный,

я весь несовместимый, неудобный,

застенчивый и наглый, злой и добрый.

Я так люблю, чтоб всё перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось –

от запада и до востока, от зависти и до восторга!

Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущевской оттепелью, одним из символов которой стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, где вместе с Р. Рождественским, Б. Окуджавой, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенским принимал участие и Евгений Евтушенко. Он выходил на сцену ершистый, ироничный, с колючим взглядом. Кратко поприветствовав публику, он тут же без каких-либо предисловий начинал громко декламировать свои творения. Стихи читал громко, проникновенно, чеканя каждое слово, при этом раскачивался маятником, широко жестикулировал руками.

Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» «Поэт в России больше, чем поэт» стали манифестом его творчества и крылатой фразой, которая устойчиво вошла в русский язык.

В одном из интервью Е. Евтушенко на вопрос: «Какими качествами нужно обладать, чтобы стать настоящим поэтом, ответил так.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом;

Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом;

Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого чтобы стать поэтом;

Четвертое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом;

Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо / Поэта вне народа нет, / Как сына нет без отчей тени./ Чтобы понять себя, народ и создает поэтов.

С 1991 года после подписания контракта с американским университетом Евгений Александрович жил на два дома: в России и в США, в Москве и городе Талсе. Профессор Евтушенко преподавал там курсы о русской поэзии, а также о европейском и русском кино.

А за спиной – годы, в которые он демонстративно не явился на исключение Пастернака из Союза писателей, написал в защиту высланного Солженицына, направил телеграмму Брежневу с осуждением ввода советских войск в Чехословакию, многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над Синявским и Ю. Даниэлем, поддержку Э. Неизвестного, В. Войновича.

Талант Евтушенко был многогранен.

Он был публицистом, сценаристом, кинорежиссером (кинофильмы «Детский сад» и «Похороны Сталина»), актером (роль К. Циолковского в фильме С. Кулиша «Взлет»), фотографом, переводчиком.

Итогом составительской и исследовательской работы Евтушенко является издание на английском и русском языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века». JIoгическим продолжением «Строф века» стал еще более фундаментальный труд – трехтомник «В начале было Слово». Это антология русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве в новом «перекладе» на современный русский язык.

Творчество Евтушенко широко распространилось в нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое у него неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам.

Е. Евтушенко – поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.

«Людей неинтересных в мире нет» – эти знаменитые строки поэта как нельзя лучше характеризуют и его прозу. И если поэзия, как считает Евгений Евтушенко, это прежде всего самоисповедь, то проза – исповедь других твоими устами.

Ему интересны все его герои: и странный ученый, вырастивший чудо-растение ардабиолу, и самая разношерстная публика с Четвертой Мещанской, и знаменитый в прошлом футболист, и красавица-манекенщица…

Евгений Евтушенко много ездил по стране с поэтическими выступлениями, встречался с читателями. Был он и в нашей республике. Впервые он посетил ее в 1967 году в составе делегации советских писателей, принимавших участие в Днях российской литературы в республике. В последний раз он был в Элисте проездом в июне 2015 года по пути в Волгоград, где в рамках года литературы состоялось одно из мероприятий концертного тура «Поэт в России – больше, чем поэт».

С Евгением Евтушенко общалась калмыцкая поэтесса, литературовед Римма Ханинова. Они познакомились в августе 2004 года в Переделкине на даче писателя Всеволода Иванова, затем встречались в Элисте 18 мая 2010 года, когда он был здесь проездом во время литературного тура по югу России.

Подражая Пушкину, Евтушенко посвятил ей такие прекрасные строки:

Разглядели Вы, Римма Ханинова,

малолетку-сапера во мне

среди поля огромного минного

в нашей взрывоопасной стране.

Может, выгляжу я чуть комично,

буратинистый странный поэт,

но без Вас, дорогая калмычка,

меня в будущем, видимо, нет.

Скакуном я останусь не в мифе, не в притче,

перепрыгну любую межу,

только Вы меня чуть окалмычьте,

и тогда над вселенной заржу…

Надписал на своей книге «Между городом Да и городом Нет»: «Римме – моей сестре в поэзии».

Римма Михайловна подарила поэту современную антологию «Поэзия Калмыкии», написала и опубликовала несколько заметок о встрече с поэтом. На смерть Евтушенко она откликнулась в эссе на сайте литератур стран Содружества «Созвучие».

Евгений Евтушенко – лауреат многих российских и международных премий. Но главная награда, которой он отмечен – любовь читателей и слушателей, выдержавшая испытание временем и обстоятельствами.

Стихи Евгения Евтушенко, как и предсказал сам поэт, «прорвались в Двадцать Первый век».

Я приду в двадцать первый век.

Я понадоблюсь в нём, как в двадцатом,

не разодранный по цитатам,

а рассыпанный по пацанятам,

на качелях, взлетающих вверх…

И сегодня Евгений Евтушенко остается тем же «Неустаюношей», каким его когда-то узнали, полюбили и продолжают любить.

ПРИЗНАЛ | определение в кембриджском словаре английского языка

Я себя признался предпринимателем со всеми атрибутами начальной загрузки, масштабирования грандиозных идей и раннего принятия.

Из быстрой компании