Самооценки дембо рубинштейн шкала – —

Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн — Психолог

Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн ( для младших школьников)

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост» (здоровье), «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

 

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по… (название качества). В верхней точке находится самый… (максимум качества), в нижней — самый… (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.»

 

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

 

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

 

Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

 

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

www.psyhologvspb.ru

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Самосовершенствование 26 апреля 2015

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его характер;
  • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
  • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-«.

Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-«. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
Источник: fb.ru

monateka.com

Методика Дембо-Рубинштейн

Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость. Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.

Для простоты подсчетов высоту каждой шкалы нужно сделать 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному баллу (образец представлен на рисунке). На выполнение теста отводится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте интерпретацию. Иначе ее понимание повлияет на результаты теста.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн

Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.

Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.

Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.

Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что самый точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на мелочи, имеющие очень большое значение.

 

womanadvice.ru

ШКАЛА САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ Т. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙН МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН

ОПИСАНИЕ
Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье [Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры.

Цель методики:изучение особенностей самооценки.


ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать. [4]

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

ОБРАБОТКА
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

— высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

— значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.
За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.
Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.
Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки

Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100


ИНСТРУКЦИЯ: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет у сверстников;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *