Самооценка как формируется: Формирование самооценки | Журнал Вестник Психологии

Как формируется личностная самооценка — Психологос

Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он — «хороший» или «плохой» — от окружающих он слышит постоянно. Он начинает это вначале повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.

Сережа поел кашку, мама спрашивает: «Какой у нас Сережа?» — «Сережа хороший!» — отвечает маме довольный ребенок, а мама подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.

Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает ему: «Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку?» — Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.

​​​​​​​Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей).

Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка.

Если ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». «Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» — вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку. Если же вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка.

В отношении учебных дел это выполнить просто: здесь легко увидеть, что сегодня буковка получилась красивее, чем вчера, или в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего лишь десять. Что касается поведения или общения, то здесь объективных показателей меньше… — но, может быть, это как раз нам на руку? Хвалите авансом то хорошее, что уже в ребенке потихоньку появляется: если ребенок в целом неряшлив, но сейчас свои вещи (или игрушки) убрал, почему бы и не удивиться: «Вау, смотри как ты красиво все убрал! Все аккуратно разложил.

Дай тебя поцелую!» Как хвалить ребенка — наука особая, но она вполне вам по силам.

Однако чаще самооценка — не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. Сыграть беспомощность, изобразить Дурика, разрешить себе страх и растерянность — дело для творческого ребенка не хитрое, а выгод много. Когда-то взрослые, поверив несчастным глазам бедного ребенка, просто отстанут, а когда-то еще и за него все сделают: завяжут ему шнурки, решат задачу.

Нет низкой самооценки как таковой, есть выбор позиции Жертвы и привычка жить в позиции Жертвы, а так называемая самооценка есть продукт игры двух сторон — активного ребенка и активных взрослых. А кто кого в этой игре переиграет… Если ребенок с младенчества выбрал сильно, убежденно ныть «Я боюсь» и «Я не могу», только чудо и супер-воспитатель переключит его на другую программу. С другой стороны, если ребенок родился с уверенностью, с программой «Я могу!», то трудно подобрать условия, чтобы эту программу поломать. «Нас дерут, а мы крепчаем!» «Все, что нас не убивает, делает нас крепче!»

Многие родители очень беспокоятся о самооценке детей и не настаиваивают, когда ребенок бросает трудное дело. Это — неправильно. Самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка — это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение для ребенка — это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь. См.→

Как формируется самооценка? | Психология

Самыми важными в формировании положительного отношения к себе являются первые годы жизни ребенка. Наряду с физическими потребностями, которые жизненно важны для малыша, ребенок также очень остро нуждается и в психологической поддержке и заботе. А именно в том, чтобы его любили, понимали, признавали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Без этого ребенку будет очень сложно в будущем формировать позитивное представление о себе, строить отношения с окружающими, добиваться успехов в учебе и карьере.

Ребенок появляется на свет, не имея никакого представления о том, кто он, и пока только через общение с близкими людьми это представление начинает складываться для него.

Окружающие являются в это время зеркалами, в которые он смотрит на себя со стороны. Так он узнает о себе, исходя из их отношения и слов. Его образ строится пока еще только из этих оценок. Постепенно он начинает видеть себя таким, каким видят его близкие ему люди, относится к себе так, как они относятся к нему.

Таким образом, мы приходим к выводу, что уже с самого раннего детства происходит закладка родителями формирования у ребенка самоценности. И огромное значение в ее становлении имеет безусловное принятие ребенка со стороны значимых взрослых. С уважением относиться к нему, любить его не за то, что он хорошо учится, помогает по дому и всегда ведет себя послушно. А просто так, за то, что он есть. Только тогда, когда ребенка принимают и дают пространство для развития его «Я», он может расти психологически здоровой личностью. Отделяя поведение от личности, взрослый показывает ребенку, что может не одобрять его поведение, но от этого его ценность и значимость для него не уменьшается.

Не менее важным является также и отношение родителей к самим себе. Позитивная самооценка не передается по наследству, не переходит с генами, но родители, которые сами испытывают трудности в положительном отношении к себе, невольно передают это и своим детям через свой стиль воспитания. Ребенку очень важно находиться рядом со взрослыми, имеющими высокую (но не завышенную) самооценку в качестве образца для подражания. Детям необходимы образцы, по которым они учатся жить. Кроме того, взрослые с положительной самооценкой в большей степени способны принять ребенка, определять и соблюдать ограничения, уважать в нем личность.

А в заключение добавлю, что секрет положительной самооценки состоит в том, чтобы принимать себя таким, какой ты есть. Осознавать в себе как положительные, так и отрицательные качества. Спокойно относиться к тому, что в каждом из нас есть слабые и сильные стороны. Стремиться к совершенству, но не испытывать сильную необходимость стать таковым. Люди, имеющие высокую самооценку, испытывают гордость за свои достижения, действуют в своих интересах, терпеливо переносят неудачи, встречают испытания с надеждой на лучший исход событий, с уважением и принятием относятся к себе и своим детям.

Теги: воспитание, самооценка, ребенок, дети

Каковы корни вашей самооценки?

Самоуважение – это субъективная оценка человеком своей ценности по отношению к самому себе. Самооценка охватывает различные убеждения о себе (такие как «я нелюбим», «я ничего не стою», «я неудачник» и «я прекрасен»), а также физиологические состояния, включая грусть, триумф, радость и стыд. Чем больше мы верим, что достойны счастья и хороших вещей в жизни, тем более самореализованными мы будем.

Источник: фото Matej с Pexels

Когда мы не верим, что достойны этих вещей, наша способность наслаждаться ими может пострадать. Когда мы начинаем сомневаться в том, что важно в жизни, мы, как правило, делаем меньше.

Откуда берется самооценка?

Наша самооценка растет по мере нашего взросления. На него влияет образ, который мы создаем для себя на основе опыта общения с людьми и различных ситуаций. То, что вы пережили в детстве, изначально формирует основу для формирования вашей самооценки.

Наши успехи, наши неудачи, то, как к нам относятся члены нашей семьи, наши учителя, тренеры, религиозные авторитеты и наши друзья, влияют на нашу базовую самооценку.

Как формируется высокая и низкая самооценка

Здоровая самооценка во взрослом возрасте может быть подарком, подаренным вам в детстве. Это благословение, которое большинство людей упускают из виду. Есть так много способов, которыми взрослых с высокой самооценкой поддерживали в детстве, что привело к тому, что у них была высокая самооценка.

Например, их хвалили за то, чего они достигли. Есть также хороший шанс, что с ними разговаривали уважительно и их тоже слушали. Вероятно, они испытывали привязанность и получали достаточно внимания. Также возможно, что они преуспевали в учебе или в спорте и за это восхищались сверстниками.

С другой стороны, люди с низкой самооценкой часто сталкивались с противоположным. В детстве многие из этих людей подвергались резкой критике, крикам или оскорблениям в той или иной форме. Существует также высокая вероятность того, что взрослые, которые должны были заботиться о них, уделяли им мало внимания. В некоторых случаях взрослые с низкой самооценкой часто подвергались насмешкам за свои недостатки или травле со стороны сверстников.

Обычно этим взрослым также внушали, что для того, чтобы их ценили, им нужно быть совершенными. Это создает в уме образ, что без достижений вы ничего не стоите. Вы обнаружите, что есть люди, которые одержимы своей карьерой или хобби, потому что в своем уме они должны связать свое достоинство с чем-то материальным. Часто этим людям приходится притворяться теми, кем они не являются, только для того, чтобы получить одобрение.

Нас формирует и формирует весь этот опыт, и грустно, когда ребенок испытывает последний опыт, поскольку это станет очевидным, когда он станет старше.

Как самооценка влияет на вашу жизнь

То, как вы относитесь к себе, влияет на то, как вы живете. Люди с высокой самооценкой, как правило, имеют лучшие отношения, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка позволяет вам просить помощи и поддержки у окружающих вас людей, когда вам это нужно. Поэтому, если вы изо всех сил пытаетесь обратиться за помощью, это может быть связано с вашей низкой самооценкой.

Люди с высокой самооценкой лучше подготовлены к достижению своих жизненных целей, потому что они верят в себя. Они тоже сталкиваются с неудачами, но понимают, что неудача или успех не определяют их. Высокая самооценка позволяет вам принять себя таким, какой вы есть. Недостатки и сильные стороны, вы знаете, что они составляют сущность того, кто вы есть.

Почему вам следует работать над своей самооценкой

Поскольку самооценка связана с тем, как мы действуем в различных сферах нашей жизни, важно работать над ней. Чтобы строить лучшие отношения, карьеру и здоровье и достигать целей, вам нужно сначала понять, что вы достойны всего этого.

Это понимание приходит из высокой самооценки. Если у вас было ужасное детство, это не значит, что вы обречены. Вам просто нужно немного поработать, чтобы повысить самооценку, и это возможно. Однако это непросто.

Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам с простыми упражнениями, которые вы можете выполнять ежедневно для достижения этой цели. Если вы испытываете трудности во многих сферах своей жизни, сделайте шаг назад и оцените свои отношения с самим собой.

Как вы разговариваете сами с собой? Как вы относитесь к себе? Что вы думаете о себе? Чувствуете ли вы себя достойным получать хорошее в своей жизни, или вы чувствуете себя плохо из-за того хорошего, что с вами происходит? Если вы обнаружите, что переживаете что-то хорошее и говорите себе: «Я этого не заслуживаю» или «Я недостаточно усердно работал для этого», возможно, у вас низкая самооценка. И когда у вас такой негативный внутренний диалог, вы вредите себе.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ САМОУВАЖЕНИЕ – Национальная ассоциация самоуважения

Есть два основных компонента здоровой самооценки; чувство личного достоинства и чувство личной компетентности или эффективности. Эти два компонента самооценки развиваются в течение определенного периода времени с разнообразным опытом.

Первый важный компонент Самоуважения, чувство собственного достоинства или того, что человек достоин уважения, обычно проистекает из того, что его любят или ценят другие, чаще всего домашние родители. Например, знание того, что свое поведение и статус действительно имеют значение для других, достаточно, чтобы вызвать у них настоящие эмоции и спровоцировать действие с их стороны, способствует этому чувству собственного достоинства.

Второй компонент, чувство компетентности или эффективности, проистекает из степени, в которой человек видит себя в качестве причины следствий. Суть самооценки заключается в ощущении влияния на вещи и способности вызывать события или влиять на них.

Спокойная уверенность в своей потенциальной способности справиться с жизненными трудностями способствует возникновению чувства компетентности.

Как правило, самооценка рассматривается как результат оценки себя по одному или нескольким критериям и достижения ожидаемых стандартов по этим критериям. Эти критерии часто различаются между культурами и субкультурами. В Соединенных Штатах самооценка обычно основана на оценке себя в шести основных областях:

  • Унаследованные способности, включая интеллект, физические характеристики и природные способности;

  • Чувство симпатии и любви;

  • Быть уникальным человеком, ценным и достойным уважения;

  • Чувство контроля или ответственности за свою жизнь;

  • Моральная добродетель или честность;

  • То, чего человек достиг – свои навыки, имущество и успехи.

Относительная значимость этих областей меняется с возрастом и этапами жизни, поэтому самооценка человека не статична и не постоянна на протяжении всей жизни.

Например, дети обычно ценят чувство симпатии и любви, ценят обратную связь, полученную от родителей или других значимых взрослых. По мере приближения к подростковому возрасту их внимание начинает переключаться с принятия и обратной связи со стороны взрослых на обратную связь со сверстниками. Например, девочки в это время обычно ценят свою внешность и популярность среди сверстников, в то время как мальчики обычно ценят свое спортивное мастерство и признание, которое они получают на спортивных соревнованиях.

По мере взросления значимость этих факторов начинает меняться, и люди становятся менее зависимыми от обратной связи, получаемой от других. Они начинают развивать свои собственные ценности, стандарты и ожидания. Они оценивают себя по своим собственным критериям и усваивают источник самооценки. Как правило, большее значение приобретают чувство целостности, степень, в которой они чувствуют контроль над своей жизнью, и степень успеха, которого они достигли в достижении целей, которые они перед собой поставили.

Обычно происходит естественный переход от зависимости от внешних источников обратной связи от других к более внутренним источникам самооценки, поскольку человек реалистично оценивает себя по сравнению со своими ценностями. Когда взрослые продолжают полагаться главным образом на внешние источники обратной связи от других, это называют «псевдосамоуважением», поскольку здоровая самооценка взрослых основана на реалистичной оценке себя по отношению к своим личным ценностям.

Уровень самооценки, как правило, относительно стабилен на любом этапе жизни, хотя он может немного меняться, когда человек принимает новые вызовы и испытывает в процессе успех или неудачу. Когда самооценка человека в значительной степени основана на внутренних источниках, у него гораздо больше шансов иметь стабильный уровень самооценки, чем у тех людей, которые сильно зависят от внешних источников и обратной связи от других.

Уровень Самоуважения также может меняться, если человек предъявляет к себе более высокие требования или пытается достичь чего-то значительного. В этих случаях уровень самооценки человека может зависеть от результата его поведения и степени успеха. Таким образом, уровень самооценки может также влиять на восприятие собственной компетентности и самооценки или самоуважения.

Самооценка также колеблется по мере того, как человек проходит различные этапы взрослой жизни, когда человек ищет карьеру, когда его дети растут и уходят, по мере приближения также колеблется по мере того, как человек проходит различные этапы взрослой жизни, когда человек ищет карьеру, когда дети вырастают и уходят, когда человек приближается к пенсионному возрасту или выходит на пенсию. Каждый из этих переходов может создать серьезные угрозы для чьей-либо самооценки, потому что человек меняет первичную основу, от которой зависела его самооценка. Вот почему увольнение с работы или уход детей из дома может привести к значительному падению уровня самооценки и может привести к депрессии.

Еще одна причина колебаний самооценки связана с личными оценками, полученными путем сравнения своих способностей и качеств с соответствующими сверстниками. Это было названо теорией самооценки «социального сравнения». Это объясняет тот факт, что многие интеллектуально одаренные дети демонстрируют относительно низкую самооценку, когда их помещают в программы с другими одаренными учащимися. Они могут весьма выгодно сравнивать себя с другими в неоднородном классе, но когда их помещают в группу избранных других одаренных детей, их самооценка может пострадать.

Здоровая самооценка не появляется случайно или в подарок. Его нужно взращивать, его нужно заслужить. Его нельзя достичь ни осыпая похвалами, ни материальными приобретениями, ни разговорами с самим собой, ни нереалистичными данными. За последние годы стало известно, что один человек не может дать другому самооценку. Родители, учителя и наставники могут быть наиболее эффективными, создавая условия, которые позволяют молодым людям расти в своих способностях и учиться тому, как использовать свою собственную основу, от которой зависит их самооценка. Вот почему увольнение также колеблется по мере того, как человек проходит различные этапы взрослой жизни, когда человек ищет работу, когда его дети вырастают и уходят, когда человек приближается к пенсионному возрасту или выходит на пенсию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *