Самооценка лесенка интерпретация: Методика «Лесенка» В.Г.Щур | Методическая разработка:

Методика Лесенка в ДОУ для разных возрастных групп

Самостоятельная оценка собственной личности ребенком — очень важный аспект при возникновении у него поведенческих или психологических проблем. Поэтому существует множество методик, направленных на их выявление.

Цель применения

На самом деле, методов оценки ребенком самого себя довольно много. На сегодняшний день часто применяются «Дерево», » Какой я», «Лесенка», » Опросник». Очень важно, чтобы ребенок понимал и правильно себя оценивал: нужно корректно формировать представление о себе и других. Наиболее популярна именно методика «Лесенка», потому что она наглядна и понятна. А проводящему опрос легко объяснить детям, что от них требуется. «Лесенка» одинаково актуальна для широкого диапазона возрастов.

Описание и порядок проведения методики «Лесенка»

Для проведения оценки выбранной группы детей (школьников, особенно дошкольников) рекомендуется подготовить листы с лестницей из 7 ступеней для каждого ребенка. Этот материал пригодится в процессе индивидуальной беседы.

Детям объясняются правила с демонстрацией: на лесенке стоят дети по определенному правилу:

  • на средней ступеньке (4-й снизу) — не плохие и не хорошие ребята;
  • ступенькой выше (на 5-й снизу) — хорошие дети;
  • еще выше (на 6-й) — очень хорошие;
  • на верхней (на 7-й) — самые лучшие.

И в обратную сторону: на ступеньке ниже средней (3-й) — стоят плохие дети, еще ниже (на 2-й) — очень плохие, а на нижней ступеньке (1-й) — самые плохие дети.

Объяснив механизм, проводится беседа с детьми из фокусной группы. Главный вопрос самооценки звучит так : «Куда ты поставишь себя сам, на какую ступень?».

Таким образом, разнообразные вопросы позволяют дать более широкую характеристику самовосприятию ребенка.

Вместо «хороших» может быть использовано любое слово, характеризующее человека: умный, сильный, смелый, честный, глупый, трусливый, злой, ленивый и прочее.

Помимо самооценки, можно спросить: «Каким бы ты хотел быть? Куда поставят тебя родители? Куда поставят тебя учителя» и т. д.

Трактование результатов

Самым важным моментом данного исследования является решение ребенка поместить себя на определенную ступеньку. Нормой считается, когда малыш ставит себя на верхние ступени (оптимально «очень хорошие», реже — с раздумьем «самые хорошие»). Если выбраны нижние ступени (чем ниже, тем хуже), то это говорит о неадекватном восприятии самого себя, а также плохом отношении к себе, неуверенности в своих силах.

Данное отклонение способно повлечь неврозы и депрессии в столь юном возрасте. Причины, которые способны стать предпосылками формирования данного негативного результата, как правило, связаны с воспитанием, когда преобладает авторитаризм, суровость, холодность или отстраненность. В таких семьях помимо воли родителей, создается впечатление, что ребенка ценят только за хорошее поведение. Кроме того, дети не могут постоянно вести себя хорошо, и каждая конфликтная ситуация ведет к сомнению в себе, в любви родителей к себе.

Похожая ситуация возникает в семьях, где родители проводят мало времени с детьми: пренебрежение общением с ребенком, приводит к подобным результатам.

Проблемные зоны в семье легко определяются вопросами о том, куда ребенка поставят родители, учителя или воспитатели. Для комфортного восприятия себя, подкрепленного ощущением защищенности и заботы, важно, чтобы кто-нибудь из близких родственников ставил ребенка на верхнюю ступеньку. В идеале, если это — мама.

Методика и оценка для разных возрастных групп

В зависимости от возраста фокусной группы, имеются незначительные изменения в проведении теста. Как правило, это касается объяснения и проведения, методика «Лесенка» для школьников может быть расширена и дополнена, а для детсадовских групп — стать более наглядной.

Это не является абсолютным правилом, потому что психологи, проводящие тестирование, адаптируют вопросы под себя.

Методика «Лесенка» для дошкольников подразумевает предварительное тщательное объяснение. Для большей наглядности, малыши могут брать куклу и ставить ее вместо себя на выбранное место.

Методика «Лесенка» для младших школьников не предполагает наличия дополнительных игрушек. На предлагаемых бланках можно нарисовать фигуру, означающую ребенка, т. е. себя.

Тонкости проведения

В зависимости от исследуемых детей, список характеристик может быть расширен или сокращен.

При беседе с ребенком стоит обратить внимание на его реакцию: как быстро он дает ответ, приводит ли аргументы или колеблется. Объяснения по поводу расстановки должны присутствовать. Если их нет, задаются уточняющие вопросы: «Почему именно это место?», «Ты здесь находишься всегда?»

По результатам можно говорить, какой тип самооценки присущ ребенку:

1) Неадекватно завышенная/заниженная самооценка.

Завышенная: малыш без анализа ставит себя на верхнюю ступень. На дополнительные вопросы, поясняет, что мама его ценит и так «сказала».

Заниженная: малыш указывает нижние ступени, что говорит об отклонении в развитии.

2) Адекватной самооценкой считается, когда ребенок относит себя к «очень хорошим» детям или с колебаниями и аргументацией к «самым лучшим».

3) В том случае, когда ребенок ставит себя на среднюю ступень, это может свидетельствовать о том, что он не понял задание, либо он не уверен в правильности ответа и предпочитает не рисковать, отвечая » не знаю» на вопросы.

Если говорить о распределении результатов по возрастным группам, то завышенная самооценка типична для дошкольников, а вот младшие школьники более реалистично оценивают себя. И что характерно для обеих групп: в привычных ситуациях дети оценивают себя адекватно, а вот в незнакомых — склонны завышать свои способности.

Методика «Лесенка»

Методика «Лесенка» эффективно используется с целью изучения самооценки младших школьников.

Учебные материалы: у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

Инструкция:

1. «Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

2. Повторить инструкцию еще раз.

3. Поблагодарить за работу.

Интерпретация результатов Ступенька 1 – завышенная самооценка

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.

д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

По статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.

д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Р ебенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки младших школьников

Понимание того, как Gallup использует шкалу Cantril , а также подробный ежедневный опрос общественного мнения о благополучии Америки, проводимый Гэллапом (Индекс благополучия Gallup-Sharecare; Harter & Gurley, 2008).

Шкала самопривязки Кантрила, разработанная новаторским социальным исследователем доктором Хэдли Кантрилом, состоит из следующих элементов:

  • Представьте себе лестницу со ступенями, пронумерованными от нуля внизу до 10 вверху.
  • Вершина лестницы представляет для вас наилучшую возможную жизнь, а нижняя часть лестницы представляет для вас наихудшую возможную жизнь.
  • На какой ступеньке лестницы, по вашему личному ощущению, вы находитесь сейчас? (лестница-присутствует)
  • Как вы думаете, на какой ступени вы будете стоять через пять лет? (лестница-будущее)

Шкала Кантрила, которая использовалась широким кругом исследователей с момента ее первоначальной разработки Хэдли Кантрил, является примером одного из типов оценки благополучия. В то же время научные исследования показали, что измерение благополучия многогранно, включая континуум от суждений о жизни (оценка жизни) до чувств (ежедневный аффект).

Различные показатели благополучия позволяют по-разному взглянуть на процесс, посредством которого респонденты размышляют о своей жизни или переживают ее. Шкала Кантрила измеряет благополучие ближе к концу континуума, представляющего суждения о жизни или оценку жизни (Diener, Kahneman, Tov, & Arora, 2009).). Исследования, проведенные в разных странах мира (Deaton, 2008), указывают на существенную корреляцию между шкалой Кантрила и доходом. Это контрастирует с показателями чувств или аффектов, которые, по-видимому, более тесно связаны с такими переменными, как социальное время (Harter & Arora, 2008).

Как и в случае с большинством психологических или социологических шкал, исследователи будут использовать такую ​​меру, как шкала Кантрила, способами, которые они считают эмпирически и концептуально подходящими. Тот факт, что шкала Кантрила была включена в обследования наряду с рядом пунктов, измеряющих многие аспекты благополучия (т. е. правопорядок, питание и кров, работа, экономика, здоровье и повседневный опыт), дает возможность проанализируйте, как шкала Кантрила дифференцирует респондентов по отношению к этим другим переменным.

Несмотря на то, что шкала Кантрила может представляться и предоставляется в различных форматах разными исследователями (включая средние баллы и полные распределения по континууму от 0 до 10 баллов), часто полезно классифицировать ответы, используя любую шкалу, в значимые группы, чтобы чтобы легко сообщать результаты и сообщать об изменениях с течением времени. Группировка категорий ответов особенно полезна, когда шкала включает много вариантов ответа, как в случае с 11-балльной шкалой. Подход Гэллапа к представлению баллов по шкале заключается в том, чтобы избегать произвольного объединения баллов по шкале, а скорее использовать для этого эмпирическую основу. Для шкалы Cantril Scale компания Gallup использовала данные ежедневного опроса Gallup World Poll и Gallup-Sharecare Well-Being Index в США, чтобы сгруппировать ответы вместе.

В то время как пункты Cantril «настоящее» и «будущее» можно рассматривать отдельно, Gallup объединил текущие и будущие рейтинги (в психометрии несколько пунктов обычно используются для измерения одной конструкции) для повышения надежности шкалы. Статистический анализ показывает, что эти два элемента измеряют общее измерение благополучия, поскольку эти два элемента сильно коррелируют друг с другом, образуют надежную шкалу и становятся независимым фактором по сравнению с другими элементами благополучия, специфичными для предметной области.

Отличительной чертой шкалы Кантрила является то, что респондент может самостоятельно привязать себя к своей точке зрения. Хотя у каждого респондента будет своя уникальная точка зрения, закономерности в данных предполагают, что шкалу можно осмысленно сгруппировать как минимум в три отдельные категории.

Эти категории были определены на основе анализа наборов данных от сотен тысяч респондентов с учетом того, как континуум шкалы как для шкалы «настоящее», так и для шкалы «будущее» различается по другим важным показателям, таким как повседневное влияние, повседневный опыт и проблемы со здоровьем. . Эти тесты проводились на наборах данных из более чем 150 стран мира. После изучения соответствующих точек отсечки на каждой из лестниц настоящего и будущего шкалы были объединены для формирования «Индекса благополучия по оценке жизни». Анализ данных из разных регионов мира показывает, что общая тенденция состоит в том, что респонденты дают более оптимистичные взгляды на ближайшие пять лет, чем на настоящее. Так обстоит дело с респондентами в большинстве стран, за некоторыми исключениями. Основываясь на статистических исследованиях лестницы настоящего и будущего шкалы и того, как каждая из них связана с другими элементами и измерениями, как указано выше, Гэллап сформировал три отдельные (и независимые) группы для сводных целей:

Процветание — благополучие, которое является сильным, постоянным и прогрессирующим. Эти респонденты позитивно оценивают свою нынешнюю жизненную ситуацию (7+) и позитивно смотрят на ближайшие пять лет (8+). Они сообщают о значительно меньшем количестве проблем со здоровьем, меньшем количестве больничных, меньшем беспокойстве, стрессе, печали, гневе и большем счастье, удовольствии, интересе и уважении.

Борьба — благополучие умеренное или непостоянное.

Эти респонденты имеют умеренные взгляды на свою нынешнюю жизненную ситуацию ИЛИ умеренные ИЛИ негативные взгляды на свое будущее. Они либо испытывают трудности в настоящем, либо ожидают борьбы в будущем. Они сообщают о большем ежедневном стрессе и беспокойстве о деньгах, чем «успешные» респонденты, и о более чем вдвое большем количестве дней по болезни. Они чаще курят и реже едят здоровую пищу.

Страдание — благополучие, которому угрожает высокий риск. Эти респонденты плохо оценивают свою текущую жизненную ситуацию (4 и ниже) И негативно оценивают ближайшие пять лет (4 и ниже). Они чаще сообщают о том, что им не хватает элементарных продуктов питания и крова, чаще испытывают физическую боль, много стресса, беспокойства, печали и гнева. У них меньше доступа к медицинскому страхованию и уходу, а бремя болезней более чем в два раза выше, чем у «благополучных» респондентов.

Концептуальные обозначения были выбраны на основе эмпирических взаимосвязей, установленных в ходе различных итераций исследований, и профессионального суждения. Доля респондентов, подпадающих под каждую категорию, коррелирует с другими характеристиками на уровне страны, что свидетельствует о конструктивной валидности категорий (Gallup, 2009). Например, процент «процветающих» по странам имеет надежность 0,81 и сильно коррелирует с ВВП на душу населения (ППС), расходами на здравоохранение на душу населения, рейтингом индекса человеческого развития Организации Объединенных Наций и вовлеченностью граждан. Процент «страдающих» составляет менее 1% в Дании и 40% в Зимбабве; процент «страдающих» сильно коррелирует с другими показателями бедности.

Ссылки:

Cantril, H. (1965). Схема человеческих забот . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.

Дитон, А. (2008). Доход, старение, здоровье и благополучие во всем мире: данные всемирного опроса Gallup . Журнал экономических перспектив , 22, 53-72.

Динер, Э., Канеман, Д., Тов, В., и Арора, Р. (2009). Дифференциальное влияние дохода на суждения о жизни по сравнению с эмоциональным благополучием. Оценка благополучия . Оксфорд, Великобритания: Springer.

Гэллап (2009 г.). Методология Всемирного опроса . Технический отчет. Вашингтон.

Хартер, Дж. К. и Герли, В. Ф. (2008 г., сентябрь). Измерение благосостояния в США. APS Observer , 21, 8. Получено 8 апреля 2021 г. с https://www.psychologicalscience.org/observer/measuring-well-being-in-the-united-states

Harter, JK & Arora, R. (2008, 5 июня). Социальное время имеет решающее значение для ежедневного эмоционального благополучия в США. Гэллап . Получено 10 августа 2009 г. с https://www.gallup.com/poll/107692/Social-Time-Crucial-Daily-Emotional-Wellbeing.aspx

5 признаков того, что вам мешает неуверенность в себе

Когда Когда дело доходит до построения карьеры, которой вы по-настоящему гордитесь и чувствуете себя прекрасно, уверенность является ключевым фактором. Это топливо, которое поддерживает вас, когда дела идут плохо. Это рычаг, который позволяет вам полностью реализовать свой потенциал. С другой стороны, неуверенность в себе может негативно сказаться на вашем карьерном росте.

«Когда нам не хватает уверенности, мы склонны саботировать свои цели и мечты. Мы не делаем этого намеренно, но когда наш страх и неуверенность в себе бессознательно управляют нашими решениями, мы не предпринимаем смелых действий, избегаем рисков и не выходим за пределы нашего текущего уровня комфорта. Это часто означает, что мы также не преследуем и не сохраняем лидерские роли, большую ответственность, повышенную оплату и новые возможности», — говорит тренер по жизни и уверенности Саванна Скьяво.

«Даже когда мы используем смелость для достижения наших карьерных целей, мы не демонстрируем новые роли и возможности мощно, смело и с энергией лидера, когда нам не хватает уверенности».

Итак, может ли недостаток уверенности сдерживать вас? Следите за пятью признаками ниже (и если вы узнаете себя во время чтения, не паникуйте — уверенность можно развивать и приобретать).

Аналитический паралич

Считаете ли вы, что одержимо планируете и спрашиваете совета у всех, прежде чем принимать важные карьерные решения? Считаете ли вы, что вам нужно гораздо больше обучения и квалификации, чтобы быть достаточно надежным, чтобы взять на себя следующий карьерный вызов? Аналитический паралич — это удивительный показатель того, что ваш уровень уверенности в себе может улучшиться.

«Часто это выглядит как много размышлений, планирования и подготовки (что кажется важным) и постоянное состояние приобретения опыта, образования или знаний. В большинстве случаев эти действия заставляют нас чувствовать себя продуктивно, безопасно и как будто мы движемся вперед, но они не дают желаемых результатов», — говорит Скьяво.

Отказ от карьерных желаний

«Самый очевидный признак того, что неуверенность в себе сдерживает нас в нашей карьере, — это когда мы знаем, что есть роль, должность или карьерный путь, которым мы хотим заниматься, но обнаруживаем, что постоянно не предпринимаем масштабных действий. к нему, сомневаясь в себе, варясь в замешательстве и постоянно взвешивая все за и против», — говорит Скьяво.

Если в глубине души вы знаете, что предназначены для большего, но продолжаете откладывать действия на следующий шаг, ваша неуверенность может стоить вам огромных успехов в карьере. Не ждите, пока вы почувствуете, что готовы пойти на это — сам акт выхода из вашей зоны комфорта на самом деле придаст вам силы и поможет вам стать более уверенным в себе.

Непрерывные боковые перемещения

Если все ваши последние несколько работ были боковыми перемещениями, вы можете мешать себе, даже не осознавая этого. По словам Скьяво, только желание занимать должности, роли и задания, в которых вы абсолютно уверены, что сможете преуспеть, на самом деле может свидетельствовать об отсутствии уверенности в себе.

«Нежелание чувствовать себя неловко и избегание потенциальной неудачи гарантирует, что мы сохраняем статус-кво, не выходим за пределы нашей зоны комфорта и, таким образом, там, где мы находимся с точки зрения карьеры. Это может выглядеть как боковые движения, когда мы хотим подняться по лестнице внутри организации или отрасли», — говорит она.

Отказ от комплиментов

Чувствуете ли вы себя неловко, когда на собрании команды вы находитесь в центре внимания? Вы быстро преуменьшаете свои достижения и отмахиваетесь от комплиментов? Это может быть явным признаком того, что вы страдаете от синдрома самозванца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *